Фаюмские портреты. начало всех начал

Личное знакомство с «Русской Венерой» в журнале «Крестьянка»

Я познакомился с «Русской Венерой» в раннем детстве — благодаря журналу «Крестьянка», опубликовавшему цветную репродукцию картины на целую страницу. Журнал я откопал, когда был у бабушки. В «Крестьянке», и «Работнице», которых в советское время выписывали почти все родственники, юного читателя интересовали в основном детские и музыкальные странички. Но привлекали и репродукции шедевров живописи, публиковавшиеся почти в каждом номере. Именно оттуда я и узнавал имена некоторых знаменитых художников. В том числе и Бориса Кустодиева.Кто-то может сказать, что интерес ребёнка вызвало то, что на картине изображена голая тётя. Этот момент, безусловно, присутствовал, чего греха таить. Но был далеко не единственным.

Действительно, в первую очередь привлекала внимание пышная обнажённая дама, распустившая свои великолепные рыжие волосы, улыбающаяся тому, кто смотрит на полотно. Находящаяся вроде бы одна в бане, но стыдливо прикрывающая интимное место веником

Немного отойдя от темы скажу, что политика редакции советских журналов 80-х была верной: ничего нет зазорного в соседстве репродукций великих картин с присутствием обнажённой натуры и детскими страничками. Ничего страшного, если работы Ренуара или Рубенса посмотрит ребёнок. Никто не ставил тогда на таких изданиях «18+», и я в своей статье тоже не буду этого делать.

Вернёмся к картине. Помимо главной героини, всё, что её окружало на полотне, создавало какую-то необъяснимую волшебную ауру. Контраст светлого тела девушки с тёмными бревёнчатыми стенами, мыльная пена на полке, клубы пара, и особенно зимний городок за окном — прекрасная атмосфера, соединяющая реальность и сказку. Всем этим и привлекла «Русская Венера» малолетнего ценителя. И запомнилась на всю жизнь.

Встреча с Ахматовой

Примерно в 1911 году Амедео Модильяни познакомился с Анной Ахматовой. Поэтесса приехала в Париж в 1910 году в компании мужа Николая Гумилёва, во французской столице они проводили свадебное путешествие. На одном эзотерическом вечере в мастерской врача Поля Александра на улице Дельта художник и поэтесса встретились. Между ними пробежала искра, правда, кажется, любовь, так и осталась платонической.
Их общий интерес к эзотерике, вероятно, лежал в основе того, что они считали главным в искусстве, а именно разработки универсального языка. Оба увлекались культурой Древнего Египта и вместе посетили египетский отдел Лувра. Под впечатлением от увиденного было решено, что поэтесса исполнит роль модели. В качестве образа выбрали египетскую царицу-танцовщицу и кариатиду. Модильяни создал более 15 карандашных рисунков Ахматовой.

Кариатида на коленях, 1911. (wikipedia.org)

Обнажённая , ок. 1911. (wikipedia.org)

Кстати, Модильяни был большим почитателем поэзии. (Возможно, это была ещё одна черта его характера, которая помогла ему сблизиться с Ахматовой.) По словам Ильи Эренбурга, он никогда не встречал художника, столь сильно любившего поэзию. Модильяни регулярно цитировал по памяти Данте и других поэтов. Он также написал портреты нескольких известных авторов, в частности, Блеза Сандрара, Гийома Аполлинера и Жана Кокто. Его любимым произведением были «Песни Мальдорора» графа де Лотреамона (Исидора-Люсьена Дюкасса), текст которых он неизменно имел при себе.

Сочиненин по картине Лутфуллина Три женщины

Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь к своему народу. Многие критики уверяют, что лучшая его картина, передающая все эти чувства, это “Три женщины”, которую Лутфуллин написал в 1969 году.

На этой картине художник нарисовал трех женщина, которые одеты в национальные костюмы, будто художник застал их за церемонией чаепития. Обстановка в комнате, где находятся эти женщины не богатая, а и судя по еде можно сказать что изображены женщины крестьянки.

Мне показалось притягательными сами изображенные.

На мой взгляд они символизируют поколение.

На переднем плане художник изобразил самую старшую из женщин, очень мудрую и справедливую. Она на мой взгляд уже бабушка.

  • Справа от нее, стоит скорее всего ее дочь, она тоже
  • Кода-нибудь и эта молодая девушка сперва станет мамой, а потом и мудрой бабушкой, со своим жизненным опытом.

многое уже повидала, но многое ей еще и предстоит увидеть. А слева стоит сама молодая, именно она является внучкой самой старшей женщины. она изображена на мой взгляд невинной, еще не видавшей трудностей в жизни. Не зря рядом с ней художник нарисовал цветок. Он как бы сравнивает эту девушку с не распустившемся цветком, порой глупой в каких-то моментах и даже не опытной в большинстве жизненных ситуаций. За окном художник нарисовал пейзаж, молодые ребята катаются на велосипедах и кажется, что жизнь не остановилась, она продолжает идти дальше, и поколения будут сменять друг друга. (1 votes, average: 5.00

Внешний вид

Начинать описание красивой девушки в литературе лучше с ее внешности. Ведь это первое, что замечают окружающие

Важно учесть все детали:

  • рост и телосложение;
  • цвет волос и глаз;
  • размер носа и рта;
  • овал лица;
  • стиль одежды и прически.

Понятие красоты в разных странах и народах отличается

Но есть некоторые типажи, которые привлекают внимание любого мужчины. Подобные женщины не просто красивы — они излучают уверенность в себе и внутреннюю энергию.

Овальное лицо обрамлено иссиня-черными (светлыми или золотисто-рыжими, каштановыми) прядями волос. Они спускаются легкими волнами на плечи и спину. Темный цвет волос оттеняет светлую кожу. На лице выделяются миндалевидные глаза насыщенного зеленого (голубого, янтарного, серого или карего) оттенка. Их обрамляют длинные пушистые ресницы. Они отбрасывают тень на покрытые румянцем щеки. Когда девушка смеется, ее глаза словно искрятся, а во время грусти взгляд становится томным и более глубоким.

На высоком лбу выделяются темные, изящно изогнутые брови. Тонкий, слегка вздернутый нос придает лицу девушки игривое выражение. За полными, четко очерченными губами нежно-розового цвета прячутся ровные жемчужно-белые зубы. Высокие скулы и заостренный подбородок выдают аристократическое происхождение красавицы.

Привлекательная девушка всегда одевается женственно. Подобный образ можно создать не только с помощью платьев. Для этого подойдут брюки, даже джинсы. Красавица поражает своей стройностью и умением подчеркнуть достоинства фигуры.

Обычно такая девушка носит платья или юбки чуть выше колен, блузы с декольте и обувь на каблуках. Рукава легко обволакивают изящные руки. Талия выделяется с помощью обтягивающих фасонов. Ровные и стройные ноги подчеркнуты изящными туфельками.

[править] Критика

Бродский И. Мясоедова Т.П. за рукоделием. Фрагмент. Ок. 1930

Лактионов А. Портрет Т. П. Мясоедовой. Фрагмент. 1939

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно личности изображённой на портрете молодой женщины. Сравнение фотографических изображений Т. П. Мясоедовой-Бродской, а также её портретов, написанных И. Бродским («Портрет Т. П. Мясоедовой, жены художника, за рукоделием», ок. 1930) и А. И. Лактионовым («Портрет Т. П. Мясоедовой-Бродской», 1939, Сочинский художественный музей) с изображённой Белоусовым молодой женщиной указывает на сходство, но и оставляет вопрос открытым.

В пользу версии о Т. П. Мясоедовой по мнению её сторонников говорит близкое знакомство с ней художника, проживание в одном доме. На момент написания портрета Т. Мясоедовой было 33 года, что также соответствует возрасту изображённой на портрете женщины.

В 2019 году «Портрет молодой женщины» П. Белоусова среди других работ художника был воспроизведён в книге «Ленинградская школа живописи. Очерки истории».

Черты характера

Характер — важная составляющая общего впечатления. Его тоже стоить включить в литературное описание девушки. Красивые женщины выделяются и своим нравом. Для них характерны определенные черты:

  • очаровательность;
  • сдержанность;
  • приветливость;
  • целеустремленность;
  • любознательность.

Настоящая леди обладает особым шармом. Она притягивает взгляды мужчин, очаровывает их своим поведением и характером. Это сдержанная натура, которая не срывается во время трудных дней. Гнев и злость не отражаются на ее лице, но иногда она может проявлять холодность или пренебрежение. Зато в счастливые часы девушка умеет радоваться от души, не скрывая своей улыбки.

Женщина должна быть воспитанной. Она всегда приветлива с окружающими, общается вежливо и спокойно. Только тогда ее можно назвать красивой. Девушка не разделяет людей по возрасту и полу, она одинаково хорошо относится и к подростку, и к пожилому человеку

Ей неважно социальное положение или слухи, она не обращает внимания на сплетни о ней самой или ком-либо другом.

Красивая снаружи девушка должна быть такой же и внутренне. Именно поэтому она всесторонне развита. У такой женщины есть хобби и многочисленные интересы, она самодостаточна и стремится к развитию. Девушка должна быть любознательной, чтобы поддержать любой разговор.

Целеустремленность — еще одна важная черта характера. Красавица не обращает внимания на препятствия, она стремится воплотить свои мечты в реальность. Для этого ей нужны решительность, ответственность и трудолюбие.

Особенности проявления таланта

Его искусство пестрит своим национальным своеобразием. Он был верен своему народу от начала и до конца. Это было больше чем признание, гордость или верность за свой народ, за свою Землю. В 1957 году в городском парке Уфы состоялась первая выставка его работ. Самые пронзительные взгляды уже тогда знали, что он займет почетное место в списке «Выдающихся людей республики». Народ, СМИ радужно восприняли инициативу проведения данного мероприятия. Даже в самых первых, незамысловатых работах прослеживается лучшее, что представляет собой народ Башкирии.

В 1968 году он написал одну из лучших работ — «Золотую осень». Это был портрет с полетом мысли, изображающий пожилую пару, поглощенной своими мыслями. В 1969 году не менее популярной стала картина «Три женщины». Здесь есть чистота народного характера, не только внешняя, но и нравственная красота. Пейзажный вид в «Последнем старом доме в ауле» построен на контрастах, что было менее свойственно его ранним работам.

Сравнения и эпитеты

В литературном описании красивой девушки нужно использовать мнемонические приемы. В тексте должны присутствовать эпитеты, метафоры, изящные сравнения. Применять их можно для описания лица и фигуры:

  • лебединая шея;
  • как океан, глубокие глаза;
  • осиная талия;
  • царственная осанка;
  • походка от бедра.

У красивой девушки светлые волосы развеваются по ветру, словно колосящаяся на поле пшеница. А темные косы оплетают голову, словно змеи. Рыжие локоны можно сравнить с языками пламени. Бледная кожа говорит об аристократическом происхождении, а смуглая выдает страстную натуру. Веснушки дарят ощущение радости и воспоминания о летних днях.

Голубые, как океан, глаза завораживают своей глубиной. Карие напоминают растопленный шоколад, а серые — блеск серебра. Зеленые заключают в себе буйство лесов, а черные — нежный бархат. Длинные ресницы, словно перья диковинной птицы, обрамляют глаза. Румянец на щеках похож на нежные персики, а губы — на лепестки роз.

Тонкий стан — тростинка, руки — это крылья лебедя. Прямая спина придает девушке королевскую осанку, а вздернутый подбородок говорит об уверенности в себе. Красивая женщина идет плавно, словно кошка. Ее движения мягкие, грациозные. А походка может быть пружинящей, что выдает внутреннюю радость.

Каждый жест красавицы изящен. Она умеет грациозно откинуть прядь волос с лица, провести пальцами по щеке, поправить серьги или ожерелье. Эта девушка даже садится настолько привлекательно, что притягивает взгляды окружающих. Ее улыбка заразительна, как вирус. А во время гнева она тщательно скрывает эмоции, что придает ей загадочности.

Типажи в литературе

Есть несколько вариантов описания девушки в литературе. Любой автор рисовал идеал женщины и мог повторять его в каждой своей книге. Писатели в качестве прототипов могли использовать реальных личностей, но чаще придумывали их самостоятельно. В русской и мировой литературе есть несколько типажей:

  • пушкинская красавица;
  • кисейная барышня;
  • некрасовская женщина;
  • тургеневская девушка;
  • бальзаковская дама.

Пушкинская красавица — это девушка 16−17 лет. Она увлекается чтением романов, по ним строит свою судьбу. Это одухотворенная личность, ее интересует творчество — поэзия, музыка, рисование. Обычно такая девушка обладает стройным станом, изящными маленькими ножками, лебединой шеей. Она излучает женственность, но не готова на отношения по расчету. Красавица ищет настоящей любви, ради жениха готова покинуть балы и уехать в сельскую глушь. Девушка задумчива, любит природу и одиночество, она молчалива и часто печальна.

Кисейную барышню так называют из-за манеры одеваться: кокетка предпочитает легкие полупрозрачные ткани, светлые платья. Этой красавице 19−25 лет, у нее слабый ум, мещанские взгляды. Она не очень красива, но хрупкая и светлокожая. Барышня проводит свободное время в компании многочисленных поклонников, собирает букеты и гоняется за бабочками. Она вообще не приспособлена к труду, изнежена. Но именно таким характером и привлекает женихов. Рядом с такой девушкой мужчина чувствует себя защитником и смельчаком.

Некрасовской женщине 35−38 лет, она талантлива и умна. У нее славянская внешность: высокий рост, тонкий стан, круглое румяное лицо, строгие глаза и царственная походка. Она может справиться с любой работой, а основная ее черта — жертвенность. Женщина способна на все ради семьи и детей, она волевая и терпеливая.

Образованной тургеневской девушке от 17 до 26 лет. Она полностью погружена в книги, не любит светскую жизнь, почти не общается с окружающими. Это худощавая и немного сутулая барышня, ее красота скрытая, а не яркая. Заметить такую внешность может только истинный ценитель женщин. Девушка способна жертвовать собой ради любимого, но часто живет в своих мечтах.

Возраст бальзаковской дамы — 36−38 лет. Она многое познала в жизни, ее уже ничего не радует и не удивляет. Внешность ее мало изменилась: хрупкий стан, белая кожа, легкий румянец и густые локоны. Это независимая личность с собственным мнением.

[править] Источники

  1. Художники народов СССР. Биографический словарь. Т.1. М., Искусство, 1970. С.346.
  2. Петр Петрович Белоусов. Каталог выставки. Л: Искусство, 1987. С.5.
  3. Исаак Израилевич Бродский. 1884—1939. Каталог выставки. Л: Искусство, 1984. С.78.
  4. Бродский И. А. Исаак Израилевич Бродский. М., Изобразительное искусство, 1973. С.355.
  5. Исаак Израилевич Бродский. 1884—1939. Каталог выставки. Л., Искусство, 1984. С.57-59.
  6. Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов. Каталог. СПб, Выставочный центр ПСХ, 1994. С.3.
  7. Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений. Каталог. СПб, Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1995. С.3.
  8. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.13.
  9. П. П. Белоусов. Портрет молодой женщины // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб, Цветпринт, 2012. С.212.
  10. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.27.

Идея «Русской Венеры»

Началась работа над полотном в 1925 году. К этому времени Борис Михайлович уже чувствовал, что жить ему осталось недолго. Около пятнадцати лет он прикован к инвалидному креслу из-за болезни позвоночника, и в последние годы ему становилось всё хуже и хуже. Удивительно, как недвижимый и страдающий от боли художник создавал такие позитивные работы с весёлыми ярмарками, с буйством красок и жизнерадостными купчихами, пышущими здоровьем.

«Русская Венера» стала последней крупной работой Кустодиева, и, возможно, самой значительной.

Замысел был таков: создать свою Венеру, но не мифическую, а вполне реальную, русскую. Именно поэтому она изображена в бане: там нагота вполне осмысленна и естественна.

Ракурс

Художник может изобразить человека на полотне:

  • в полный рост (Валентин Серов «Портрет актрисы Ермоловой»);
  • по колени (Рембрандт «Портрет старика»);
  • по бедра (Брюллов А.П. «Портрет Н.Н. Пушкиной»);
  • по пояс (Луи Токке «Портрет дофина Людовика»);
  • по грудь (Аргунов Иван «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»).

На портрете может быть разное положение головы:

  • в анфас — когда модель смотрит прямо (Иван Крамской «Портрет крестьянина»);
  • в четверть поворота направо или налево (Илья Репин «Портрет композитора М.П. Мусоргского»);
  • в три четверти (Караваджо «Святая Екатерина Александрийская»);
  • в профиль (Сандро Боттичелли «Женский портрет»).

На выбор ракурса и положения влияет обстановка, соотношение света и тени, и задумка самого живописца.

Семейный творческий союз

С 2003 года Наталья Коростелева находится в тесных отношениях с Юрием Хвостовым. Вместе они работают над миниатюрами, участвуют в юмористических шоу, дают концерты и проводят корпоративы. Наталья и Юрий — родители очаровательного Савелия. Семья пережила очень непростую ситуацию: в четыре года у мальчика обнаружили острый лейкоз. Срочная медицинская помощь стоила дорого, но друзей, фанатов и почитателей у творческой семьи оказалось много, они помогли спасти жизнь малышу.

Концерты семейной пары — всегда яркое шоу, веселое, доброе, остроумное, про все, что волнует сегодня россиян. После зимней олимпиады в репертуаре появляется интервью с лыжницей, реформа ГИБДД родила на сцене женщину-автоинспектора — актуальность присуща всем ее произведениям. Оставляя личное за кулисами, смешная и женственная Наталья несет своим поклонникам радость, сочувствие, сопричастность и призывает смотреть на жизнь позитивно, с улыбкой и оптимизмом.

Популярные сочинения

  • Почему некоторые книги люди перечитывают? — сочинение Книги – источник ценной информации. Но книги и авторы бывают разные. Также не стоит забывать об индивидуальности каждого человека и что прочитанное одного может вдохновить
  • Сочинение Примеры памяти из литературы Воспоминания – это окно в прошлое, и через это окно можно размышлять о принятых ими решениях и о будущем, которое ждет впереди. Тема памяти остро поднимается в пьесе Артура
  • Сочинение Что такое язык Язык — это особый набор символов, которые человек использует для того, чтобы общаться с другим и выражать свои чувства, переживания, эмоции. Многие люди никогда не задумывались о сущности языка

Натурщица — поэтесса?

В некоторых источниках информация о натурщице для «Русской Венеры» — совсем другая, что позировала Елена Григорьевна Николаева (в замужестве Михайлова, 1903-1986), профессиональная натурщица (ещё и поэтесса), в 20-30-е годы работавшая в Академии Художеств. Другая известная работа, писавшаяся с неё — «Женщина с гитарой» Владимира Лебедева.

В.Лебедев. «Женщина с гитарой» (1930)

Как видно по картине, между «Женщиной с гитарой» и «Русской Венерой» практически ничего общего, не очень похоже, чтобы у них была одна натурщица… В сети есть несколько фотографий Николаевой. На снимке в молодости она больше похожа на героиню Лебедева, чем Кустодиева.

Елена Николаева (Михайлова)

А вот на фотографии, сделанной в зрелости, лицо Елены всё же имеет сходство с «Русской Венерой». Похоже, что информация о её участии в шедевре Кустодиева — небеспочвенна.

Елена Николаева (Михайлова)

Художница Галина Шулепина, общавшаяся с Михайловой, писала в своём дневнике (источник):

Учитывая, что это всё со слов уже немолодой Михайловой, которые, в свою очередь, воспроизвела Шулепина, то это вряд ли стопроцентная истина. К тому же сомнительно, чтобы художник, у которого на тот момент даже не было холста большого размера, давал деньги натурщице на поездку к югу…

Наиболее правдоподобна версия, описанная в книге А.Кудри «Кустодиев».

Наиболее вероятно, что позировала всё же Ирина. А вот черты лица, возможно, взяты от Елены… А кого имел в виду Кирилл, когда рассказывал о пышной девушке с хорошей фигурой для эскиза, Елену или нет — уже, наверное, и не узнать…Во всяком случае, похожа Венера больше всего именно на Ирину…

Почему фаюмские портреты так нас поражают

На фаюмских портретах мы видим не придуманных персонажей. А настоящих людей, которые жили 2000 лет назад.

Всего в Египте найдено около 900 таких портретов. И все они уникальны, так как каждый из них – это портрет конкретного человека.

Эти работы притягательны ещё по нескольким причинам.

Повышенная пастозность

Эти портреты очень жизненны. Особенно ранние портреты 1-2 веков нашей эры. В то время их писали в основном восковыми красками.

Поверхность получалась пастозной, мазки были хорошо различимы. Но за счёт этого добавлялась изменчивость образа.

На некоторых работах это особенно заметно, как, например, на портрете «Женщина в голубой накидке».

Фаюмский портрет. Женщина в голубой накидке (фрагмент). 54-68 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Этот приём гипертрофированной пастозности 15-20 веков спустя будут использовать европейские художники. Рембрандт, Ван Гог. Они понимали, что густая фактура добавляет жизни, эмоций. Интересно, видели ли они фаюмские портреты?

Асимметричные черты лица

Ещё одна интересная деталь есть у многих фаюмских портретов. Это асимметричность лиц. Это и в самом деле явление вполне обычное, когда один глаз чуть больше другого, например.

Фаюмский портрет мужчины. 95-100 гг. н.э. Бруклинский музей, Нью-Йорк

Обратите внимание, что у этого мужчины из Бруклинского музея очень даже разные крылья носа. Глаза тоже немного отличаются

Художник тщательно переносил эти особенности человека на доску. Делал он это сознательно, понимая, что такая ассиметричность делает лицо более живым и объемным.

Портреты НЕ для живых

Ещё есть одна важная особенность у фаюмских портретов. Они создавались для ритуала погребения. С тем, чтобы потом портрет поместить на саркофаг в районе головы.

То есть с самого начала ни художник, ни заказчик не думали о том, какое впечатление их портрет произведёт на потомков. Его должны были увидеть лишь боги. Это что-то типа паспорта для прохода в мир иной.

Фаюмский портрет юноши. II век н.э. Пушкинский музей, Москва

Золотой венок и золотой фон у юноши из Пушкинского музея не для того, чтобы произвести впечатление на других.

И вот это очень важное отличие от привычной нам живописи. Поэтому нас так поражают их глаза

Они понимают, что их ждёт неизбежный конец. Но они верят в вечную жизнь по ту сторону.

Кажется, что смерти они не боятся. Они открыты этому миру. Но немного заранее грустят.

Совсем по-другому мы воспринимаем портреты уже нашего времени. Ведь их создавали не для богов. А для живых людей, потомков.

Поэтому заказчику было важно показать свой социальный статус. И вообще себя во всей красе

И художник волей-неволей приписывал соответствующие черты. В том числе те, которые человеку реальному могли быть вовсе не свойственны.

Поэтому фаюимский портрет нам ближе, чем аристократка Аньоло Бронзино. Или королевская особа кисти великого Ван Дейка.

Слева: Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской (фрагмент). 1545 г. Галерея Уффици, Флоренция. Справа: Антонис Ван Дейк. Портрет Карла I (фрагмент). 1638 г. Королевский дворец в Варшаве.

Молодость портретируемых

Вам может показаться странным, что на подавляющем большинстве портретов изображены молодые юноши и девушки.

Но нужно понимать, что в то время умирали по нашим меркам рано. Только 25% мужчин доживали до 40 лет. И всего лишь 2 % женщин (из-за высокой смертности во время родов) до этого же возраста!

Поэтому портреты делали в возрасте 15-25 лет, понимая, что конец близок.

Встречаются и детские портреты. Скорее всего, они создавались уже после смерти ребёнка.

Фаюмский портрет Евтихия. 100-150 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Встречается немного портретов людей за 40. Возможно, это люди, которые смогли себе позволить портрет только в зрелом возрасте. По материальным соображениям.

Фаюмский портрет пожилого мужчины. 2-ая половина II века н.э. Пушкинский музей, Москва

Ведь портреты могли заказать только аристократы и зажиточные представители среднего класса. Поэтому мы часто видим на них дорогие украшения.

А как же все остальные? 95-98 % населения имели после смерти лишь деревянные маски. Однотипные и продающиеся за небольшую плату в соседней лавке.

Огромные глаза

Фаюмский портрет молодой женщины. III век н.э. Лувр, Париж

У многих портретируемых глаза явно увеличены. Эта тенденция начинается со II века нашей эры. До этого, как правило, люди изображались с глазами адекватного размера. Очевидно, что это влияние египетской культуры.

Египтяне верили, что душа выходит изо рта. Но возвращается она через глаза. А вернуться в мумию она может в любой момент. Поэтому и до прихода римлян у саркофагов всегда была маска с большими глазами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: