Сюжет и образы картины
На изображении легко угадывается вполне конкретное место. Это вид Осло-фьорда, который открывается с холма Экеберг в Норвегии, что являлась родиной художника. Далеко не всем известно, что “Крику” предшествовало несколько подобных работ.
Первую попытку отразить своё состояние на закате, что так запомнился автору, он сделал в картине “Отчаяние”. Следующим стало полотно, известное под названием “Меланхолия”, однако именно в “Крике” потенциал Мунка как художника раскрылся максимально ярко и полно.
Но что же изобразил творец? На картине явно угадывается мост, открывающий вид на фьорд. Под небом стоят люди, в вышине пылает закат. Но более всего взгляд притягивает центральная фигура полотна.
Как ни странно, но этот образ Мунк не стремился продемонстрировать как определённого человека. Ценители творчества художника говорят, что в своей работе норвежец решил отобразить не внешность, не личность, а звук. Вы скажете, что звук нельзя написать на холсте? Тогда посмотрите на “Крик” – и убедитесь в своей неправоте.
Несмотря на весьма размытые линии образа, многие детали прописаны настолько точно, что не возникает сомнений – Мунк акцент сделал именно на этого странного человека, что находится на переднем плане изображения.
Бросаются в глаза идеально закруглённые линии головы, рта. Их словно бы повторяют контуры цветов пейзажа, оттенки закатного сияния. Действительно возникает такое впечатление, будто всё вокруг повторяет кричащий звук вместе с героем картины. Не стоит забывать, что изначально полотно было названо “Крик природы”, но позднее художник сократил название.
Первые выставки
Впервые картины Мунка были выставлены публично в 1884 году в Христиании. Публика встретила полотна отборной критикой. Два года спустя он вновь принял участие в выставке. Скандал, разгоревшийся вокруг его работ (особенно ярыми были нападки на картину «Больной ребёнок», которую публика назвала мазнёй), вынудил закрыть экспозицию.
Примерно в 1890 году Мунк перешёл к символизму. В его пейзажах природа становится отражением эмоционального состояния человека, зеркалом его души. Особым местом для Мунка станет Осгорстранн. В этом городе и его окрестностях Мунк находил вдохновение и много работал.
В 1890 году Мунк встретил в Берлине ценителя искусства Альберта Кольмана. Последний был поклонником оккультизма. После долгих бесед с Кольманом Мунк начал работать над «Фризом жизни» — циклом картин о духовной жизни человека. По признанию художника, «Фриз жизни» задуман как ряд связанных друг с другом картин, как поэма о жизни, любви и смерти.
Основная картина во «Фризе жизни» — «Танец жизни». (commons.wikimedia.org)
В 1892 году Мунка пригласили сделать большую выставку в Берлине. Он отправился туда с 55 картинами. Но не успела выставка открыться, как несколько руководящих членов союза потребовали ее закрытия. В немецкой прессе можно было прочитать о сумасшедшем норвежском художнике. Группа молодых авангардистов выступила в защиту Мунка. Разгоревшаяся дискуссия только укрепила популярность живописца. Он переехал в Берлин и присоединился там к интеллектуальным кругам. Неизменным местом встречи была таверна «Чёрный поросёнок».
Одной из тем, которую Мунк последовательно и внимательно исследовал десятилетиями, была ревность. Разнообразные интерпретации появляются в живописи, рисунке и гравюрах. Женщина неизменно предстаёт виновницей душевных мук, с ней связаны самые большие страхи героя. Мунк полагал, каждая любовная связь требует жизненной силы, которую следовало бы приберечь для искусства.
«Ревность», 1913. (commons.wikimedia.org)
Мунк интересовался фотографией. В 1902 году он купил камеру, возможно, под влиянием Августа Стриндберга, с которым познакомился в 1892 году. Мунка интересовали мистические образы и фигуры, получавшиеся при двойной экспозиции (когда один кадр накладывается на другой), эффекты, возникавшие как ошибки при проявке, а также нечёткие контуры фигур, находившихся в движении во время съёмки. Позднее он использует этот опыт в живописи.
«Купающиеся женщины», 1917. (commons.wikimedia.org)
Поздние годы
Мунка привлекали живописные природные просторы, но не только для рисования, ещё для сельского хозяйства. В 1916-м он обзавёлся обширным землевладением, где с удовольствием занимался выращиванием фруктов, зелени, овощей, разведением домашней птицы.
В 1918 году пережил «испанку», что было удивительно, учитывая слабость здоровья художника. Может, благотворно повлияла жизнь на свежем воздухе, в трудах не только профессиональных, но и крестьянских.
В 1930-м начались проблемы с глазами. Писать мастер стал гораздо меньше, но картины теперь отражают степень нарушения его зрения.
Последние годы прошли в тревоге: оккупация Норвегии нацистской Германией в 1940 году заставила художника вспомнить, что такое страх – настроения нацистов по отношению к представителям искусства и их произведениям менялись непредсказуемо. Так он и пережил войну.
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года. Все хранившиеся у него работы 80-летний мастер завещал городу.
Очередной роман
В 1898 году Эдвард стал предметом страстной любви. Тулла Ларсен, которой художник сначала отвечал взаимностью, со временем стала излишне навязчивой, что пугало Мунка. Он не знал, как высвободиться из этих становящихся нездоровыми отношений
Тулла, чувствуя охлаждение со стороны своего мужчины, прибегла к демонстративной попытке самоубийства, чем на время вернула внимание испуганного Мунка. Но, видно, чаша была переполнена: в 1902 году в результате ссоры художник оказался с простреленной рукой
Возможно, он отбирал револьвер у женщины при очередных её угрозах самоубийства. На этом они расстались, но эмоционально художник был выжат.