Альбрехт дюрер

Научные трактаты и иные письменные источники

Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.

В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.

1515 Карта Северного неба

В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.

Пропорции человека

Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.

Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.

Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.

Явление Троицы

Верующие отмечают еще один важный праздник — Крещение. Он также связан с явлением Троицы. Согласно преданию, Иоанн Креститель в реке Иордан крестил всех, кто решил связать свою жизнь с Богом и пришел покаяться. Среди желающих креститься был сам Иисус, т. к. считал своим долгом принять крещение. Когда Христос находился в реке, а Иоанн выполнял священное действие, случилось чудо — явилась Святая Троица. Это был Господний голос с небес, сам Спаситель и Святой Дух, спустившийся в виде голубя к водоему.

Еще одним значимым для православного мира было событие, которое заключалось в явлении Святой Троицы Аврааму. Хотя человек не имел детей, Господь пообещал, что его потомков ждет большое будущее. Авраам был уже в возрасте, когда они с женой остановились в дубравы Мамре. Однажды к их шатру пришли трое путников. Один из них сказал, что супруга праведника в следующем году родит сына. Так и случилось. Церковь говорит, что в пророке Авраам узнал самого Господа, а три путника вместе — это и есть Святая Троица.

История [ править ]

Картина была одной из первых, полученных от курфюрста Саксонии Фридриха III, вместе с полиптихом « Семь скорбей» и портретом Фридриха III Саксонского . Дюрер был знаком с избирателем во время его короткого пребывания в Нюрнберге в апреле 1496 года.

Работа предназначалась для часовни в и первоначально должна была включать только центральную панель с Богородицей с младенцем . Использование темперы (в области, где масляная живопись уже была обычным явлением), возможно, было связано с необходимостью быстрого завершения

В 1503–1504 годах, возможно, после чумы, были добавлены две боковые ставни: на них были изображены Святой Себастьян , покровитель инфицированных, и Святой Антоний, аббат , защитник от эрготизма . Датировка и атрибуция боковых панелей оспариваются.

Сюжет. (The plot)

Основной состав «Вознесение и Коронование Девы Марии» был, вероятно, вдохновлен «Алтарём Одди» «Коронование Девы Марии», 1503 Рафаэль, который в одно полотно соединяет две истории: апостолы у пустого гроба Марии и ее коронации. неизвестно, сумел бы Дюрер увидеть работы Рафаэля прямо в Перудже, во время запланированной поездки в Рим в конце своего пребывания в Венеции в 1506 году, и он встретил «Алтарём Одди» через его гравировал копии или фотографии.

Мэри коронован Иисус и Бог-Отец. над ее головой парит голубь, свидетельствующее о присутствии Святого Духа. церемония проходит в соответствии с иконописью развивалась в Северной Европе, в окружении множества ангелов. по составу напоминающий знаменитую картину коронации по Ангерран картон.

Сцены видеть апостолов собрались на пустой саркофаг. почти в центре, но на заднем плане, Дюрер изобразил себя держит доску, на которой обозначен год окончания работы над картинкой. левое крыло под сценой мученичества святого Иакова, встает на колени основатель Якоб Хеллер со своим гербом. правое крыло изображено мученичество Екатерины Александрийской, внизу — жена Хеллер Катарина фон растереть с гербом. выбор святых, очевидно, связано с именами донаторов.

Картинки для внешних панелей выполненных в технике гризайль. знаю о восьми монохромных части алтаря, на котором изображены:

  • Святой Христофор мастерская Дюрера.
  • Святая мученица предположительно, Луция.
  • Фома Аквинский и два святых короля мастерская Дюрера.
  • Святой Павел мастерская Дюрера.
  • Святая Елизавета Тюрингская. (St. Elizabeth Thuringia)
  • Святой Лаврентий Грюневальд, в настоящее время (Saint Lawrence Grunewald, currently) — в Штеделевском институте.
  • Святой Кириак, исцеляющий дочь Диоклетиана Грюневальд, в настоящее время (Saint Cyriacus, the healing of the daughter of Diocletian Grunewald, currently) — в Штеделевском институте.
  • Святой Пётр мастерская Дюрера.

Изенгеймский алтарь

Слева направо: Изенгеймский алтарь, Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд.\ Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель) — Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд.


Слева направо: Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель): Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. \ Изенгеймский алтарь: Посещение Св. Антонием Св. Павла, фрагмент: Голова Св. Антония, Маттиас Грюневальд.


Изенгеймский алтарь, Воскресение Христово, фрагмент: Изумленные стражи, Маттиас Грюневальд. \ Фото: twitter.com.


Изенгеймский алтарь, 1512-1516 гг., Музей Унтерлинден, Кольмар. \ Фото: wordpress.com.


Слева направо: Ангельский концерт, Маттиас Грюневальд. \ Ангельский концерт, Изенгеймский алтарь, левая половина центральной части : Очеловечивание Христа, Маттиас Грюневальд.

заключается главный секрет популярности Гентского алтаря Яна ван Эйка

Путешествия

В 1490 г. начались путешествия Дюрера, целью которых было приобретение навыков у мастеров Германии и других стран: Швейцарии, Нидерландов. В Эльзасе он осваивал технику гравюры на меди у Людвига Шонгауэра. В Базеле он работал у Георга Шонгауэра над созданием нового стиля книжных иллюстраций. Предполагают, что здесь Дюрер принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.

Иллюстрация А. Дюрера

В Страсбурге А. Дюрер создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город.

Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начала нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте, т.к. в 1494 г. он вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей.

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером (1494)

С женитьбой повысился социальный статус Дюрера – теперь он имел право завести собственное дело. Но семейная жизнь художника не была счастливой из-за разности характеров и взглядов супругов. Детей у них не было. В 1494 г. Дюрер отправился в Италию. А в 1495 г. открыл собственную мастерскую в Нюрнберге и в течение последующих 10 лет занимался гравюрой. Позже он занимался и гравировкой на меди. Дюрер создал 15 ксилографий для книги «Апокалипсис». Они принесли ему европейскую известность. Были созданы иллюстрации и к другим произведениям, в том числе античных авторов. В последнее десятилетие XV в. художник создал несколько живописных портретов и автопортрет.

А. Дюрер. Автопортрет (1498). Музей Прадо (Мадрид)

В 1502 г. умер его отец, и Альбрехт взял на себя заботы о матери и двух своих младших братьях (Эндресе и Хансе). В 1505 г. Дюрер отправился в Венецию и пробыл там 2 года. Он познакомился с творчеством художников Венецианской школы, и это оказало влияние на его живописную манеру. Особое впечатление произвели на него картины Джованни Беллини. Далее художник посетил Болонью, Падую, Рим.

Дом-музей Дюрера

Возвратившись в Нюрнберг, Дюрер купил дом в Циссельгассе, в настоящее время это Дом-музей Дюрера. По заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра он написал алтарь «Поклонение Святой Троице».

Алтарь Ландауэра (1511). Музей истории искусства (Вена)

Но основные усилия его были направлены на усовершенствование навыков гравировки, а с 1515 г. – офорта (разновидность гравюры на металле). С 1512 г. главным покровителем художника становится император Максимилиан I.

А. Дюрер «Портрет Максимилиана I»

Дюрер начинает работать над его заказами: выполняет «Триумфальную арку», занимается монументальной ксилографией (3,5 м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция в честь Максимилиана предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В 1513 г. он вместе с другими художниками принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана».

Страница из Молитвенника

В 1520 г. художник вместе с женой совершил путешествие в Нидерланды. Здесь он работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. Магистрат Антверпена даже хотел удержать его в городе, предлагая годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку, уплату всех его налогов. Но в 1521 г. Дюреры вернулись в Нюрнберг.

Описание [ править ]

В отличие от большинства современных триптихов, боковые ставни нельзя было закрыть из-за использования холста. В центре сцены изображена Мадонна, поклоняющаяся младенцу , которая спит на подушке над широким парапетом. Рядом с ним лежит книга (символизирующая священные тексты) и груша — аллегория первородного греха . Внешность Марии напоминает работы Диерика Баутса , а также Скварчоне и Мантенья . Вполне вероятно, что это портрет жены Дюрера Агнес Фрей.

Комната позади Мэри изображена в широкоугольной перспективе . Он открывается в другую комнату, с мастерской Святого Иосифа, а из окна открывается городской пейзаж. Верхняя часть сцены населена ангелами: одни держат парящую корону Марии, а другие распространяют благовония из кадильниц . Боковые панели также содержат многочисленные вставки на заднем плане. Их стилевое различие могло указывать на вмешательство помощников.

Рисунки и гравюры

Гравюры

Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве

Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г

художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.

1498 Четыре всадника Апокалипсиса

Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.

1510 Взятие под стражу

Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.

Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.

1514 Меланхолия

Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.

1513 Рыцарь, смерть и дьявол

Рисунок

Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.

1508 Руки молящегося

Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.

1495 Вид на Инсбрук

Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.

1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками

Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.

1502 Молодой заяц

Биография

Юность

Альбрехт Дюрер ‒ отец художника, приехал в Нюрнберг из Венгрии. Он был ювелиром. В 40 лет женился на 15-летней Барбаре Хольпер. У пары родилось 18 детишек, но до взрослых лет дожили только 4 ребенка. Среди них оказался Альбрехт младший ‒ будущий великий художник, появившийся на свет 21 мая 1471 г.

1486 Портрет Альбрехта Дюрера старшего

Маленький Альбрехт ходил в латинскую школу, где научился письму и чтению. Вначале он постигал ювелирное искусство у отца. Однако у мальчика проявился талант к рисованию, и отец, нехотя, отдал его в обучение к известному немецкому художнику Михаэлю Вольгемуту. Там молодой человек научился не только писать картины, но и делать гравюры.

По окончании обучения, в 1490 г. Дюрер отправляется в дорогу, чтобы набраться опыта у других мастеров. За 4 года он посетил Страсбург, Базель, Кольмар. Во время поездки Альбрехт обучается у сыновей известного гравюриста Мартина Шонгауэра.

В 1493 г. Дюрер женится на Агнессе Фрей. Это был брак по расчету, жену Альбрехту подобрал отец, пока сын гостил в Страсбурге. Брак оказался бездетным и не совсем счастливым, но супруги до конца жили вместе. После женитьбы Альбрехт Дюрер смог открыть свою мастерскую.

1495 Моя Агнесса

Италия

В первый раз в Италию немецкий художник поехал в 1494 г. Около года он жил в Венеции, побывал и в Падуе. Там он впервые увидел творчество итальянских художников. По возвращению домой Альбрехт Дюрер стал уже знаменитым мастером. Особенно большую славу принесли ему гравюры. После смерти отца в 1502 г., Альбрехт берет на себя заботу о матери и братьях.

1496 Мадонна под аркой

 В 1505 г. художник опять едет в Италию, чтобы разобраться с местными плагиаторами, копирующими его гравюры. В полюбившейся Альбрехту Венеции он прожил два года, изучая Венецианскую школу живописи. Особенно Дюрер гордился дружбой с Джованни Беллини. Посетил он и такие города, как Рим, Болонья, Падуя.

1506 Христос среди книжников

Покровительство Максимилиана I

По возвращении из Италии Дюрер покупает большой дом, который сохранился до наших дней. Сейчас там находится музей художника.

В это же время он входит в состав Большого нюрнбергского совета. Мастер много работает над художественными заказами и гравюрами.

В 1512 г. художника берет под свое покровительство император Максимилиан I. Дюрер делает для него несколько заказов. Вместо платы за работу император назначил художнику ежегодную пенсию. Выплачивать ее должен был г. Нюрнберг за счет денег, перечисляемых в государственную казну. Однако, после смерти Максимилиана I в 1519 г., город отказался выплачивать пенсию Дюреру.

1519 Император Максимилиан I

Поездка в Нидерланды

В дневнике Альбрехта Дюрера подробно описывается путешествие в Нидерланды, которое он совершил с супругой в 1520 ‒ 1521 годах. Во время этой поездки Дюрер знакомится с творчеством местных художников. Он уже был достаточно знаменит, и его везде тепло принимали, оказывая почести. В Антверпене ему даже предлагали остаться, пообещав денежное содержание и дом. В Нидерландах мастер познакомился с Эразмом Роттердамским. Его охотно принимают у себя местные аристократы, ученые, обеспеченные буржуа.

1521 Портрет Бернарда фон Ризена

Такую длительную поездку Дюрер предпринял для того, чтобы подтвердить свои права на пенсию у Карла V, который стал новым императором Священной Римской империи. Художник побывал на его коронации в Аахене. Карл V удовлетворил просьбу Дюрера. В 1521 г. мастер вернулся домой, в родной Нюрнберг.

В Нидерландах Дюрер подхватил малярию. Болезнь мучила его долгих 7 лет. Великий художник скончался 6 апреля 1528 г. Ему было 56 лет.

Отрывок, характеризующий Поклонение Святой Троице

– А я вас и не узнал, – сказал он. – Но Ростову было не до этого, он кричал ура! – Что ж ты не возобновишь знакомство, – сказал Долохов Ростову. – Бог с ним, дурак, – сказал Ростов. – Надо лелеять мужей хорошеньких женщин, – сказал Денисов. Пьер не слышал, что они говорили, но знал, что говорят про него. Он покраснел и отвернулся. – Ну, теперь за здоровье красивых женщин, – сказал Долохов, и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. – За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, – сказал он. Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему. Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что то страшное и безобразное, мутившее его во всё время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол: – Не смейте брать! – крикнул он. Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову. – Полноте, полно, что вы? – шептали испуганные голоса. Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой, как будто он говорил: «А вот это я люблю». – Не дам, – проговорил он отчетливо. Бледный, с трясущейся губой, Пьер рванул лист. – Вы… вы… негодяй!.. я вас вызываю, – проговорил он, и двинув стул, встал из за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею. Несмотря на просьбы Денисова, чтобы Ростов не вмешивался в это дело, Ростов согласился быть секундантом Долохова, и после стола переговорил с Несвицким, секундантом Безухова, об условиях дуэли. Пьер уехал домой, а Ростов с Долоховым и Денисовым до позднего вечера просидели в клубе, слушая цыган и песенников. – Так до завтра, в Сокольниках, – сказал Долохов, прощаясь с Ростовым на крыльце клуба. – И ты спокоен? – спросил Ростов… Долохов остановился. – Вот видишь ли, я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идешь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты – дурак и наверно пропал; а ты иди с твердым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда всё исправно. Как мне говаривал наш костромской медвежатник: медведя то, говорит, как не бояться? да как увидишь его, и страх прошел, как бы только не ушел! Ну так то и я. A demain, mon cher! На другой день, в 8 часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал ту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда нибудь», приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли. он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли, и готово ли?» Когда всё было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру. – Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную минуту, очень важную минуту, не сказал вам всю правду. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин, и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь… Вы были неправы, не совсем правы, вы погорячились… – Ах да, ужасно глупо… – сказал Пьер. – Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, – сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как и все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). – Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить…

Созерцание Иеронима

Вторая из ряда «мастерских гравюр» — работа «Святой Иероним в келье» (1514 г.). Гравюра воплощает второй путь добродетельной жизни. Это жизнь созерцательная, приближающая человека к истине через интеллектуальный труд. В келье, похожей на кабинет самого художника, трудится Святой Иероним — покровитель переводчиков. Дюрер изображает его в момент работы над Вульгатой — Библией на латинском языке. Впоследствии данный перевод станет первой книгой, напечатанной Иоганном Гутенбергом на станке. Этот сюжет становится довольно популярным в Германии начала 16-го века в связи с Реформацией и переводом Библии на немецкий язык Мартином Лютером. Так Дюрер показал свою приверженность гуманистическим тенденциям.


А. Дюрер. Святой Иероним в келье, 1514 г. (Британский музей)

На гравюре можно заметить знакомые ещё с первой картины предметы — песочные часы, череп и собаку. Но в данной работе особенно выделяется лев. Он находится на гравюре неспроста. Согласно легенде, лев стал постоянным спутником Иеронима Блаженного после того, как святой достал из его лапы занозу

Помимо удивительной точности в изображении фигур животных и людей, Дюрер уделяет особое внимание светотеневому построению пространства данной гравюры. Благодаря строгой ритмичности резцовой гравюры, многообразию направления и глубины штрихов свет в картине, «пробиваясь» сквозь витражные окна, добавляет ей большей выразительности.

«Алтарь Геллера», Маттиас Грюневальд — описание

Это замечательное произведение искусства отличается замечательным составом мастеров, которые над ним работали. Двое талантливейших представителей немецкого искусства – Дюрер и Грюневальд – в тесном сотрудничестве выполнили этот алтарь в виде классического церковного триптиха. Почти через сто лет копию его сделал другой художник – Харрих, благодаря чему этот образ хотя бы частично сохранился до наших дней.

Основная часть алтаря – центральный элемент и внутренние створки – были выполнены Альбрехтом Дюрером, вернее, художниками его мастерской под его руководством и при его участии. Только четыре картины для внешних створок справа и слева были заказаны у Маттиаса Грюневальда. Средняя часть алтаря кисти Дюрера сгорела в XVIII веке и мы можем судить о ней только по сохранившейся копии Харриха.

Из-за того, что монастыри разорялись и ликвидировались в период секуляризации, алтарь оказался разделенным на части. Именно поэтому отдельные его сохранившиеся элементы сейчас находятся в различных городах. Сохранились 4 картины Грюневальда, из которых «Святой Кириак» и «Святой Лаврентий» сейчас находятся во Франкфурте-на-Майне, а «Святая Луция» и «Святая Елизавета Тюрингская» — в Карлсруэ.

Выполнены картины гризайлью. Это достаточно сложная техника живописи, требующая работы только тонами одного цвета, то есть в монохромной гамме. Благодаря такой технике удается создать визуальное впечатление барельефа, так как из-за сдержанного подбора цвета изображение выглядит выпуклым, объемным.

Это трудоемкий метод изображения, так как краски приходится наслаивать тончайшими мазками для воспроизведения формы предметов. В портретных изображениях сделать это еще сложнее. Но Грюневальд мастерски справился с задачей. Несмотря на очень ограниченную цветовую гамму, его картины для алтаря выглядят эффектно, красиво, не уступая по выразительности красочной центральной части и боковинам.

Лица святых живые, обладающие узнаваемыми чертами лица. Женщины, изображенные Маттиасом, очень похожи на мадонн итальянских мастеров, например, в облике святой (предположительно – святой Луции) можно найти сходство с Венерой Боттичелли. В то же время она напоминает и Юдифь со знаменитого полотна Лукаса Кранаха Старшего, и множество других женских портретов того времени.

Несмотря на малое количество сохранившихся работ мастера, мы можем судить о нем как об одном из самых значительных и талантливых художников немецкого Возрождения.

Происхождение и история объекта

Основатель алтаря Хеллера, Якоб Хеллер, на нижнем левом внутреннем крыле.

С конца 15-го и первой четверти 16-го века доминиканский монастырь во Франкфурте-на-Майне подвергся обширной современной реконструкции от лучших художников того времени, в том числе Ганса Гольбейна Старшего. , мастер Франкфурта и Ханс Бальдунг Грайен . Для южного нефа церкви член совета Франкфурта и бизнесмен Якоб Хеллер заказал триптих для себя и своей жены Катарины в 1507 году .

Он доверил Альбрехту Дюреру, работавшему в Нюрнберге , центральную панель, внутренние крылья и первые левое и правое внешние крылья . Только четыре панели для левого и правого второго внешнего крыла левого Хеллера — хотя они, как и предыдущий в особенно сложной технике гризайли , должны быть выполнены — тогда, вероятно, в Ашаффенбурге базировался Маттиас Грюневальд .

Автопортрет Дюрера с датой доставки на копии центрального изображения Йобста Харриха.

Мастерская Дюрера отправила свою долю работы во Франкфурт в августе 1509 года, так как до нас дошел автопортрет мастера с табличкой с надписью, размещенной в виде фигурки стаффажа. С другой стороны, работа Матиаса Грюневальда может быть ограничена только периодом 1509–1411 годов, так что алтарь можно было собрать на месте назначения не позднее 1511 года.

Когда герцог Баварский Максимилиан в 1614 году приобрел центральное панно Дюрера для своей коллекции произведений искусства, нюрнбергский художник Йобст Харрих сделал копию алтаря, который оставался во Франкфурте не позднее 1617 года . Оглядываясь назад, можно сказать, что это оказалось необычайной удачей, поскольку оригинал был утерян примерно столетие спустя в результате пожара в мюнхенской резиденции в 1724 году.

В ходе секуляризации художественные сокровища доминиканского монастыря были разбросаны по всему миру, в том числе алтарь Хеллера. Тем временем совместное предприятие позднего средневековья в основном вернулось во Франкфурт. Исторический музей показывает реконструкцию внутренней части с копией Джобст Харрич в центре и внутри крыла, которое было сделано вручную или мастерской Дюрера. Три из четырех панелей внешнего крыла также находятся здесь, хотя и не в текущей постоянной экспозиции. Четвертая панель, верхняя часть первого левого внешнего крыла с изображением Поклонения волхвов , считается утерянной.

Напротив, половина части алтаря Грюневальда — четыре святых — обычно считающихся гораздо более качественными, находится на постоянной основе у Исторического музея в Штеделе , а именно — святые мужчины, а другая половина — святые женщины в Staatliche. Кунстхалле Карлсруэ .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: