Сочинения
Саврасов — художник пейзажист, который сумел в своих работах доказать зрителю, что и ничем не примечательная природа наделена красотой и прелестью. Несмотря на то, что все сюжеты простые, он мастерски, через призму незатейливых картин передает разнообразие нашей жизни. Тому примером может быть картина Саврасова Проселок, что стала одной из самых популярных среди его картин.
Саврасов Проселок
Написал Александр Кондратьевич картину Проселок в 1873 году, но общественность смогла увидеть шедевр по истечении двадцати лет. Причиной тому было решение художника подарить полотно другу Прянишникову, у которого все это время и пребывало это полотно. И вот в 1893 году организовывается частная выставка, где перед зрителем появляется и Проселок Саврасова, чье описание картины мы сделаем в нашем сочинении.
Описание картины
Смотришь на полотно и понимаешь, автор изображает самые обыденные вещи, простую жизнь, где изображены облака, деревья, проселочная дорога после дождя. Все очень просто и понятно, а главное, в каждой детали, в каждом штрихе чувствуется поэзия.
На картине мы видим природу после дождя. Тучи еще темнеют на небе, но уже пробивается солнце. Своими лучами оно пытается преобразить землю, придав ей особенных солнечных красок. И пусть это вечернее солнце, которое вскоре сядет за горизонт, но оно уже пригревает землю, траву, деревья. Еще немного, и тучи исчезнут совсем.
Сама природа тихая и спокойная. Ветер если и был, то уже стих. В воздухе стоит влага, свежесть, все дышит и питается водой.
На первом плане мы видим грунтовую дорогу. Ее размыл дождь и повсюду стоят большие лужи. Наверное в этот момент сложно по ней проехать. Но уже сейчас ее прогревают лучи солнца, что отображаются проблесками в воде, а значит, скоро земля впитает воду, а солнце высушит все вокруг. Дорога сворачивает за холм, прячась от нас, и уходит вдаль. По левую сторону от дороги мы видим луг, где зеленеет трава, покрытая каплями росы, а дальше видны желтые поля. Вдоль дороги растут деревья, что тянут свои ветки вверх, показывая нам свое стремление жить и радоваться сюрпризам природы.
Казалось бы, на картине Саврасова Проселок показан непримечательный момент: грязь, лужи и черные тучи. Но веет от нее не грустью, а очарованием, не унынием, а одухотворенностью и верой в то, что скоро все поменяется, ведь наша природа изменчива и любит преподносить разные сюрпризы.
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Проселок»
А какую оценку поставите вы?
Описание пейзажа «Грачи прилетели»
Вариант 1
На картине А.К. Саврасова изображена ранняя весна. Это подтверждает тот факт, что грачи уже вьют свои гнезда на березах. Снег еще не везде растаял, но, кажется, что уже совсем скоро природа оправится от долгой зимней спячки.
У подножия берез лежит снег, на который деревья отбрасывают тени, но он уже прогрелся под лучами солнца и скоро растает. Возле одной березы грач нашел материалы для строительства своего гнезда.
Для того, чтобы сделать снег более реалистичным, художник использует великое множество оттенков. Здесь и белый, и серый, и желтый, и коричневый, и даже сиреневый.
За деревянным забором стоит деревушка. Здесь всего несколько домов и церковь. Дома построены из дерева. А.К. Саврасов так детально изобразил на картине поверхности стен, они кажутся настоящими.
Вдали виднеется прекрасный пейзаж. Почти вся земля уже видна. Лишь на небольшом участке все еще лежит снег. На линии горизонта, как будто в тумане, расположен лес.
Темные силуэты берез и грачей, предвестников весны, так контрастно смотрятся на фоне неба. Оно такое светлое и красивое, кажется, будто что это именно оно делает эту картину такой живой, придает ей динамики, притягивает взгляды зрителей.
Для создания картины художник в основном использует темные, мрачные, сдержанные цвета, лишь еще не растаявший снег искрится в лучах слабого солнца. Но стоит взглянуть на это голубое, свежее, весеннее, бескрайнее небо, затянутое облаками. Здесь Саврасов использовал все оттенки голубого цвета: самые темные и невыразительные внизу, а самые насыщенные и яркие – сверху.
Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» очень красива и правдоподобна. Смотришь на нее и, кажется, будто ты стоишь посреди той самой деревушки, любуешься окрестными пейзажами и дышишь свежим воздухом ранней весны.
Вариант 2
На одном из наиболее известных полотен русского художника передвижника А. Саврасова – «Грачи прилетели» изображено начало весны. Пейзаж срисован был с окраины русской деревни в Костромской области в 1871 году. Здесь изображено самый обыкновенный хмурый день. Кажется, что весна наступила именно в этот момент, в эту секунду.
Еще совсем черные без листвы стоят старые кривые березы, неоднократно пережившие бурю, слегка намекают на окончание зимних холодов. Вокруг грязный подтаявший снег, который уже не дает тот отблеск, который был зимой, сырость и только грачи уныло сидят на ветвях. Они совсем недавно вернулись издали, отдохнув после долгого и опасного пути – вьют новые гнезда, реставрируют старые покинутые осенью и мило переговариваются между собой на непонятном для человека языке.
Еле заметны следы птиц на снегу среди обломков маленьких веточек. Облепив почти все деревья, грачи суетятся и хлопочут, тем самым пробуждают природу после долгой зимы. На хмуром, мрачном, сером небе проплывают белые с голубоватым оттенком тучки.
На этой картине весна только началась, а уже вовсю дает о себе знать. Взять хотя бы большую лужу справа с отражением небольших облаков. Позади какие-то угрюмые дом, часовня, церковь, мокрый усталый забор и черно белые поля. Еще не весь снег растаял и немного напоминает о холодных зимних днях. Солнышко уже не только светит, а и начинает прогревать землю. Посмотрев на данную картину, пахнет весной и свежим легким воздухом. Несмотря на то, что Саврасов изобразил лишь начало тепла и весенней красоты без цветов, зелени и палящего солнца, мы прекрасно понимаем, что все это уже не за горами. До воли обыденный пейзаж мы видим – свежесть и пробуждение природы.
Изображены старые потрепанные, пережившие десятки, а то и сот ни зим деревья, дома, часовня и уставшая земля. Эта печальная серая картина предоставляет полный контраст грядущей весне и веселым суетливым грачам. В природе начинаются яркие, теплые долгожданные дни с теплым ветерком и приятные перемены погоды.
Данный художник один из немногих кто мог так реалистично изобразить воздух, такое ощущение, что мы находимся там внутри картины в той русской деревне и смотрим на реальный, а не написанный пейзаж. Вдыхаем теплый весенний дух и слышим гул птиц.
Грачи – это один из самых выдающихся примет наступления весны. Это перелетный вид птиц и если уж они прилетели, то вместе с ними и пришла весна.
Куры на задворках
Полотно “Куры на задворках” было создано в 1874 году. Будничный отрывок деревенской жизни отобразил художник на этой картине.
На маленьком участке сада, недалеко от старенького дощатого дома, пасутся куры под надзирательством строгого петуха с пестрым хвостом. От дороги этот участок огорожен перекладиной из широких прутьев.
Куры ищут зерна среди больших лопухов, пушистых одуванчиков, стеблей мать-и-мачехи. Вблизи этой идиллии изображен широкий куст.
Вдоль участка проложена широкая старая деревянная доска, вероятно, во время ливней здесь скапливаются крупные лужи. Трава тут редкая и низкая.
«Грачи прилетели»
Расцвет творчества Саврасова пришелся на 1870-е годы. Он по-прежнему преподавал в Московском училище, и одним из его учеников был Исаак Левитан, которому Саврасов часто говорил: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно». Весна была любимым временем года художника.
Живописец часто писал окрестности Москвы, любил бывать на Волге. В 1870 году художник вместе с семьей отправился в Ярославль, он много работал. Но случилось несчастье: умерла новорожденная дочь и заболела супруга. Саврасов болезненно переживал потерю. Потребовалось время, чтобы художник нашел в себе силы и вернулся к работе.
В 1871 году Саврасов написал полотно «Грачи прилетели» — под впечатлением от волжских пейзажей. Он поехал в Кострому и остановился в небольшом селе Молвитине — типичной деревушке с потемневшими избами и старинной церковью Вознесения XVII века. Живописец написал несколько этюдов и позже закончил картину в мастерской. Полотно стало громким событием в художественных кругах Петербурга.
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Дорога в лесу. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Алексей Саврасов. Проселок. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Саврасов представил картину на первом вернисаже Товарищества передвижных художественных выставок. Он входил в состав учредителей и был членом правления. Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму — 600 рублей (около 900 тысяч рублей в современном эквиваленте). В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Вид на Кремль», «Проселок». Он изображал привычные обыденные виды, природу средней полосы, по-прежнему наполняя пейзажи тонкой лирикой и романтическим настроением.
Почему мне нравится картина «Грачи прилетели?»
Вариант 1
На картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» художник изобразил прилёт грачей. На первом плане грачи — вестники весны. Они сели на берёзку, на которой уже набухли почки. Возле берёзки образовалась большая лужа от талого снега.
Некоторые грачи уже вьют себе уютные гнёзда. На втором плане изображена небольшая деревня. В деревне есть церквушка. Её купола красиво смотрятся на фоне весеннего пейзажа. На заднем плане изображены поля и небольшой лесочек.
Возможно, на этой картине уже было или будет половодье. А погода великолепная! Вот уже солнце стало припекать сильнее, художник хотел показать первый и далеко не последний день весны. Небо лазурное, по нему плывут пушистые и белоснежные облака. Снег ещё не растаял, но уже наступила долгожданная для грачей весна.
Если бы я была художником, я бы назвала эту картину «Пришла весна». А вот если бы я очутилась на этой картине, мне было бы тепло и уютно. Художник изобразил эту картину весенними, тёплыми и радостными красками. Для грачей он использовал чёрный, для церквушки — немного зелёного и золотого, для деревни — множество тонов коричневого.
Эта картина понравилась мне потому, что грачи передали людям, живущим там, весеннее настроение.
Вариант 2
Передо мной художественное произведение А. Саврасова «Грачи прилетели». На нем нарисованы первые прилетевшие птицы весны – грачи.
Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Эти деревья – постаревшие, поломанные березки, в их ветвях хлопочут и вьют свои гнезда птицы. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег.
Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Сразу за березами художник нарисовал постаревший сырой забор, за которым виднеются деревянные, скорее всего, жилые постройки. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.
На заднем плане раскинулось тающее, с проталинами и сырым снегом, черное поле. По потускневшему небу, изображенному художником, плывут весенние облака. Скорее всего, автор писал картину в тот момент, когда небо было хмурым и пасмурным, и именно эту мрачность неба он и передал в своей работе.
Мое мнение о работе художника: картина очень хорошая, она написана от души и поэтому очень мне понравилась.
Куры на задворках
Полотно “Куры на задворках” было создано в 1874 году. Будничный отрывок деревенской жизни отобразил художник на этой картине.
На маленьком участке сада, недалеко от старенького дощатого дома, пасутся куры под надзирательством строгого петуха с пестрым хвостом. От дороги этот участок огорожен перекладиной из широких прутьев.
Куры ищут зерна среди больших лопухов, пушистых одуванчиков, стеблей мать-и-мачехи. Вблизи этой идиллии изображен широкий куст.
Вдоль участка проложена широкая старая деревянная доска, вероятно, во время ливней здесь скапливаются крупные лужи. Трава тут редкая и низкая.
«Надежда русского искусства»: детство и юность будущего художника
Алексей Саврасов родился в Москве в 1830 году, в небогатой семье торговца галантерейными товарами. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. С 12 лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время романтические сюжеты, которые видел в журналах. Отец не разделял увлечения сына. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие, иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство — делом неприбыльным и несерьезным. Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.
В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Саврасов вернулся в училище в 1848 году, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Рабус вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи, Рафаэле и Гёте. Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника.
Алексей Саврасов. Украинский пейзаж. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Москвы с усадьбой. 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Камень в лесу у «Разлива». 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Могила на Волге» (1874)
В картине отражены размышления живописца о мимолетности жизни. Критик Г. Урусов писал о ней так:
А. К. Саврасова затрагивала красота пробуждения природы, ширь русских полей, необъятность рек. Живописные полотна передают душевное состояние художника
Родителям важно научить детей улавливать эту связь. Произведения Саврасова привлекают юного зрителя любопытными подробностями: предметами крестьянского быта, развешанным во дворе бельем, птицами, сидящими на заборах и деревьях… Каждый ребенок способен видеть, рассуждать, сравнивать, анализировать, если ему предоставить эти возможности
Уважаемый читатель! Желаю вам и вашим детям приятного путешествия в творческий мир Саврасова!
История создания картины Саврасова «Грачи прилетели»
Лето 1870 года художник провёл в путешествии по приволжским городам. Он был на подъёме – полон восторженных впечатлений и вдохновлён новыми темами. Вернувшись в Москву, он делился своими восторгами со всеми знакомыми. Блеск в глазах живописца предвещал рождение чего-то значительного, и Третьяков сделал заказ на зимние пейзажи на Волге. Художник взял отпуск до начала мая (он преподавал в Училище живописи и ваяния) и с семьёй отправился в Ярославль, старинный красивейший город, воодушевляющий не только природными видами, но и архитектурой с историей. Здесь семья сняла просторную квартиру и тихо, размеренно наслаждалась счастьем и ожиданием пополнения. Сохранились письма, в частности, Третьякову, в которых живописец делится бодрым настроением и жизнерадостными планами, надеждами.
Идиллия оборвалась внезапно. Только родившаяся в феврале дочка внезапно умерла – это была третья смерть ребёнка в семье. Жена, Софья, тяжело заболела. Сам живописец горько страдал, проводя много времени на кладбище у свежей могилки и рисуя последний приют дочери.
Источником сил стала сама природа, дав импульс к преодолению горя – весна, пробуждение жизни вокруг воскресили художника, а уж когда грачи прилетели, автор будущего шедевра уже вовсю писал подготовительные этюды, испытывая что-то вроде творческого экстаза.
Замысел завладел живописцем, и он точно знал, чего хочет. Позже, когда нужная натура ушла, он подался севернее, в село Молвитино Костромской губернии (с 1939 года Сусанино). Именно местная Воскресенская церковь, построенная в XVII веке, изображена в картине «Грачи прилетели».
Вернувшись в Москву, художник закончил картину в мастерской и в конце 1871 года представил её на суд зрителей.
Биография художника
Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в Москве, в небогатой купеческой семье. Его детство прошло в Замоскворечье. С ранних лет Алексея привлекало искусство. В 12 лет мальчик прекрасно владел кистью, писал пейзажи гуашью и акварелью. В 14 лет он поступает в Московское училище живописи и ваяния. В тот же год учеба была прекращена из-за болезни матери. В1848 году Алексей вернулся в училище благодаря художнику, возглавлявшему пейзажный класс, К. И. Рабусу, и генерал-майору И.Д. Лужину.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества, как передовое учебное заведение России, было центром художественной жизни Москвы.
Учитель и наставник Карл Иванович Рабус проявлял интерес и к романтическому и к реалистическому направлению в искусстве. Эта двойственность интересов имела большое влияние на юного живописца. Рабуса называли видописцем. Он писал виды Москвы и разных стран. Это было хорошей школой видовой живописи для учеников. Становление художника Саврасова происходило на рубеже двух направлений: романтизма и реализма.
В 1848 году Саврасов написал виды Москвы с Воробьевых гор. За представление этих эскизов он был отмечен лучшим учеником в отчете Московского художественного общества. В 1849 году по совету Рабуса Саврасов совершает поездку на Украину, где пишет работы, принесшие ему первую славу. В молодом живописце увидели надежду русского искусства. В 1850 году за картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850) и «Камень в лесу у Разлива» (1850) Саврасову присваивается звание художника. Спустя три года он приезжает на Украину уже вполне определившимся живописцем.
В 24 года Саврасов получает звание академика за картины «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» (1854) и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854).
В 1857 году Саврасов женился на С. К. Герц (сестре его приятеля Константина Герца). В тот же год, после смерти Рабуса, Саврасову предложили руководство пейзажным классом. В России после смерти Николая I началась «эпоха реформ». В эпохальные 60-е годы Саврасов был в центре внимания художественной жизни Москвы. В его доме собирались «на чашку чая» и обсуждали вопросы искусства и общества писатели, художники, искусствоведы… В 1862 году Саврасов посетил Всемирную выставку в Лондоне, побывал во Франции, Дании и Швейцарии. Эти поездки стали мотивом создания прекрасных европейских пейзажей: «Вид в Швейцарских Альпах» (1862); «Озеро в горах Швейцарии» (1866).
В 70-е годы художник посещает Ярославль, Нижний Новгород, Кострому…
На полотнах художника («Разлив Волги под Ярославлем»(1871), «Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом» (1871)) великая река Волга олицетворяет «убогую и обильную, забитую и всесильную» Русь.
В живописном приволжском городе Ярославле художник жил с семьей несколько месяцев, сняв большую квартиру. Его счастливая жизнь внезапно была омрачена трагическими событиями: умерла новорожденная дочка и тяжело заболела жена.
Весной 1871 года, испытывая тяжелейшие утраты, художник начинает работу над картиной «Грачи прилетели».
70-е годы — период творческого расцвета живописца. Любимыми сюжетами становятся приветливые радуги, заливные луга, омытые дождем, склонившиеся над прудом плакучие ивы, утренние и вечерние зори, зимние леса, деревенские околицы, косяки перелетных птиц над убранными полями…
В 1870-е годы воспитанники Саврасова писали природу с чувством единения с ней. Игорь Грабарь писал о вдохновении художника и его преданности ученикам:
В восьмидесятые годы живописец оказался в стороне от художественной жизни Москвы. Ему не хватило силы духа, чтобы выдержать нападения критиков и сохранить веру в будущее. Уходя от наболевших вопросов, он начал топить свою горькую думу в вине. В 1882 году его уволили из училища. Его картины перепродавались, а мастер получал за них жалкие копейки. Однако до конца своих дней художник успешно работал в графике и писал мастерски свои замечательные пейзажи. Так сложилась судьба одного из талантливейших живописцев.
Описание картины «Грачи прилетели»
Картина представляет собой сельскую панораму, на переднем плане которой из снежных сугробов тянутся вверх корявые стволы тонких берёз. Тёмные снизу от сырости и возраста, сверху они черны от стаи прилетевших грачей, суматошно снующих и кричащих в хлопотах обустройства. Они облюбовали верхушки этих берёз и, громко переговариваясь по-птичьи, таскают строительный материал для своих гнёзд – веточки, палочки, чудом уцелевшие сухие листочки. Вся суета происходит на фоне храма, маковки которого виднеются между берёзами, слева стоящей колокольни и
хозяйственных построек у забора вокруг церковного двора. Крыши темны от только стаявшего снега и медленно нагреваются под скудными ещё лучами солнца, которое с каждым часом отвоёвывает у зимы всё больше новых территорий – всюду тает ноздреватый посеревший снег, низина справа у берёз уже превратилась в большую лужу. Луга и поля вдали за церковью кое-где ещё белы, но там, на просторах, земля уже задышала, наполнив воздух ароматами пробуждающейся природы. Снеговые облака теряют плотность, открывая сияющую голубизну неба – навряд ли они уже способны на снегопад, а дождь только ускорит приход весны, которой так рада природа и сама жизнь.
Популярные сочинения
- Причины преступления Раскольникова Главным героем романа « Преступление и наказание» является Родион Раскольников. Он являлся типичным бедным студентом, который, как и большая часть людей хотел лучшей жизни. Он преобладал прекрасными чертами
- Сочинение по картине Айвазовского Корабль у берега Айвазовский очень любил рисовать море. Одной из его многочисленных картин на эту тематику является «Корабль у берега». Художник любил изображать на полотне бушующее и не спокойное море.
- Сочинение по творчеству Тютчева Не так много людей занималось стихотворным творчеством во второй половине XIX века. Фёдор Иванович Тютчев — один из них. Он является представителем так называемой «поэзии чистого искусства», которая является
Поэтические пейзажи Алексея Саврасова
В Москве остались друзья и близкие люди. В этот период Алексей Саврасов женился. Его супругой стала Софья Герц, сестра Константина Герца, с которым Саврасов дружил в студенческие годы. Их брат, искусствовед Карл Герц, также оставался близким другом Саврасова долгие годы.
В 1857 году художника пригласили преподавать в Московское училище живописи и ваяния, которое он сам не так давно окончил. Карл Рабус умер, и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. Он учил своих студентов чаще работать на природе: например, мог прервать занятие и позвать всех в парк, чтобы молодые художники зарисовали распускающиеся листья. Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «совершенно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил». Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы».
Алексей Саврасов был знаком с ведущими московскими художниками, меценатами, искусствоведами; в его доме в Москве часто бывали живописец Василий Перов, основатель галереи Павел Третьяков, мастер исторической живописи Михаил Боткин.
В середине 1860-х годов Саврасов много путешествовал, посетил Францию, Англию, Данию и Германию. Он знакомился с европейскими пейзажистами, написал несколько видов швейцарских гор.
В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». Картина стала важным этапом для художника: виды и состояния природы, которые он запечатлел в своей работе, позже станут типичными для всего его творчества. Это характерный для средней полосы России пейзаж: равнина, небольшие холмы, изогнутые речки, деревеньки на горизонте. На первом плане Саврасов изобразил старика-пасечника, который отдыхает около пчелиных ульев в окружении весенних яблонь и ив. Вся картина наполнена светом: художник передал прозрачность воздуха и неуловимый момент, когда деревья пробуждаются после долгой зимы.
На полотне «Лосиный остров в Сокольниках» русскую природу живописец изобразил без прикрас: болото, лужи, чахлые карликовые кусты, и вдалеке, на фоне серого неба с тучами, величественные сосны. Искусствовед Карл Герц писал о картине: «Нельзя не смотреть без внутреннего удовольствия на произведение, в котором художник умел так поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника… На первом плане — местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени леса этот луч солнца так хорош, так радостен…»
Алексей Саврасов. Сельский вид. 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Поэтические пейзажи Алексея Саврасова
В Москве остались друзья и близкие люди. В этот период Алексей Саврасов женился. Его супругой стала Софья Герц, сестра Константина Герца, с которым Саврасов дружил в студенческие годы. Их брат, искусствовед Карл Герц, также оставался близким другом Саврасова долгие годы.
В 1857 году художника пригласили преподавать в Московское училище живописи и ваяния, которое он сам не так давно окончил. Карл Рабус умер, и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. Он учил своих студентов чаще работать на природе: например, мог прервать занятие и позвать всех в парк, чтобы молодые художники зарисовали распускающиеся листья. Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «совершенно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил». Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы».
Алексей Саврасов был знаком с ведущими московскими художниками, меценатами, искусствоведами; в его доме в Москве часто бывали живописец Василий Перов, основатель галереи Павел Третьяков, мастер исторической живописи Михаил Боткин.
В середине 1860-х годов Саврасов много путешествовал, посетил Францию, Англию, Данию и Германию. Он знакомился с европейскими пейзажистами, написал несколько видов швейцарских гор.
В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». Картина стала важным этапом для художника: виды и состояния природы, которые он запечатлел в своей работе, позже станут типичными для всего его творчества. Это характерный для средней полосы России пейзаж: равнина, небольшие холмы, изогнутые речки, деревеньки на горизонте. На первом плане Саврасов изобразил старика-пасечника, который отдыхает около пчелиных ульев в окружении весенних яблонь и ив. Вся картина наполнена светом: художник передал прозрачность воздуха и неуловимый момент, когда деревья пробуждаются после долгой зимы.
На полотне «Лосиный остров в Сокольниках» русскую природу живописец изобразил без прикрас: болото, лужи, чахлые карликовые кусты, и вдалеке, на фоне серого неба с тучами, величественные сосны. Искусствовед Карл Герц писал о картине: «Нельзя не смотреть без внутреннего удовольствия на произведение, в котором художник умел так поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника… На первом плане — местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени леса этот луч солнца так хорош, так радостен…»
Алексей Саврасов. Сельский вид. 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород