Международная реакция
«Руководство СС изначально относилось к идее массовых еврейских погромов скептически. Не из человеколюбия, конечно. Во-первых, полиция была против любых элементов неконтролируемого насилия на улицах. Во-вторых, в СС считали, что «решение еврейского вопроса» должно проходить тихо и незаметно, без привлечения внимания международного сообщества. В-третьих, погромы в любом случае нанесли ущерб репутации официального Берлина», — подчеркнул Константин Залесский.
В то же самое время, по его словам, реакция иностранных властей на Хрустальную ночь была не слишком выразительной. «США отозвали посла для консультаций, некоторые другие правительства выразили сожаление. Однако как-либо реально помочь евреям, принять у себя беженцев никто особо не захотел. В большинстве стран Европы были чрезвычайно сильны антисемитские настроения. Суда с еврейскими беженцами заходили в один порт за другим, но вынуждены были поворачивать обратно. Кто-то из общественных деятелей скажет потом, что государства Европы в первой половине ХХ века разделились на две категории: те, из которых изгоняли евреев, и те, которые не хотели их принимать», — рассказал историк.
По словам академика Академии политических наук РФ, заведующего кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрея Кошкина, Хрустальная ночь стала прологом к холокосту и сигналом подготовки к массовому уничтожению еврейского народа. Политические элиты многих иностранных государств в 1938 году осознавали, что судьба германских евреев будет трагична, но помогать жертвам нацизма не захотели.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился 6 мая 1880 года в Ашаффенбурге в семье инженера-химика Эрнста Кирхера.
В 1901 году окончил гимназию в Хемнице. Потом учился на факультете архитектуры Высшей технической школы в Дрездене, посещал Учебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства в Мюнхене. В это время он познакомился с Блёйлем.
В 1903—1904 годах учился в художественной школе фон Дебшица и Обриста в Мюнхене, затем продолжил изучения архитектуры в Дрездене. В 1905 году получил диплом архитектора.
В 1905 году он вместе с Блёйлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом образует группу «Мост» (Die Brücke), с которой началось становление немецкого экспрессионизма. 7 июня считается днем основания группы. Позднее к ней присоединились Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский. Название было предложено Хеккелем, идеологом группы стал Кирхнер. В 1906 году Кирхнер пишет программу группы.
Летом 1907 года вместе с Максом Пехштейном едет в Гоппельн возле Дрездена, где много рисует. В 1908 году работает на острове Фемарн.
В 1909—1911 годах ездит рисовать на Морицбургские пруды. В 1910—1911 —годах состоит в группе художников «Новый сецессион». В октябре 1911 года переезжает в Берлин, знакомится с Эрной Шиллинг, впоследствии ставшей гражданской женой Кирхнера. Тогда же основывает с Максом Пехштейном институт «МИУМ» (современного преподавания в живописи).
В 1913 написанная Кирхнером «Хроника художественной группы „Мост“» приводит к распаду группы.
В 1914 году участвует в художественной выставке в Кёльне, с началом Первой мировой войны уходит добровольцем на фронт. В 1915 был комиссован из армии по болезни лёгких, направлен на лечение в санаторий в Кёнигштейне.
В 1917 переезжает на жительство и лечение в Швейцарию, живёт в Штафельальпе возле Давоса, до октября 1918 года лечение в санатории в Кройцлингене. 1922 стал началом совместной работы с Лизой Гуйер.
В 1923 переезжает в Вильдбоден, где делает большую выставку работ в Базеле. В это время работает над иллюстрациями к книге поэта Георга Гейма «Umbra Vitae». В 1925/26 совершает большое путешествие по Германии (Франкфурт-на-Майне, Хемниц, Дрезден, Берлин).
В 1929 году едет в Эссен, Берлин и Франкфурт-на-Майне. В 1933 году делает большую выставку в Берне.
В 1937 художник был причислен нацистами к представителям «дегенеративного искусства». В 1938, измученный болезнью и пристрастившийся к наркотикам, художник совершает самоубийство, его гражданская жена Эрна Шиллинг получает разрешение до самой смерти (2 октября 1945 г.) носить фамилию Кирхнер.
Формальный повод
В 1938 году польские власти также разработали и приняли нормативные акты, которые существенно ограничивали права евреев. Согласно закону от 31 марта, польские граждане, проживавшие за границей более пяти лет, лишались гражданства. Такие же меры принимались и в отношении тех, кто жил за рубежом менее пяти лет, но не успевал предъявить на замену свой польский паспорт в консульство с 15 по 30 октября 1938-го.
Это стало болезненным ударом для десятков тысяч польских евреев, которые в первой половине ХХ века работали в различных странах Европы. Ситуация осложнялась тем, что многие переселенцы из Польши успели получить гражданство Германии, но были лишены его из-за принятых нацистами законов, ограничивающих еврейских граждан в их правах.
- Збоншинское выдворение. Депортированные на плацу старых военных казарм. 29 октября 1938 года
Дождавшись 28 октября, гитлеровцы совершили жестокую провокацию: насильно погрузили в поезда 20 тыс. польских евреев и повезли их на границу. Польша границу для своих бывших граждан закрыла. Люди оказались заперты в нейтральной зоне без средств к существованию. Только после длительных консультаций официальная Варшава согласилась пропустить через границу около 4000 своих бывших граждан. Остальных депортированных Польша отказалась принять, и те стали узниками нацистских концлагерей.
Среди жертв депортации оказалась и семья 17-летнего Гершеля Гриншпана, еврейского юноши, который в это время жил у дяди во Франции. Узнав о случившемся, он написал прощальное письмо родителям, содержавшее следующие слова: «Моё сердце облилось кровью, когда я узнал о вашей судьбе, и я должен протестовать так, чтобы об этом узнал весь мир». После чего отправился в немецкое посольство и выстрелил пять раз из револьвера в секретаря германской дипломатической миссии Эрнста фом Рата.
Стоит отметить, что фом Рат, несмотря на членство в НСДАП и штурмовых отрядах, был гомосексуалистом, нередко лечился от венерических заболеваний у еврейских врачей и вообще не отличался нацистским фундаментализмом. Гриншпан также вращался в кругах лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Это породило слухи о том, что действия Гриншпана могли быть результатом личной размолвки между любовниками, либо провокацией гитлеровских спецслужб, которые одновременно нашли способ спровоцировать массовый приступ ненависти к евреям и избавиться от дипломата с неудобной биографией.
- Арест Гершеля Файбеля Гриншпана и Эрнст Эдуард фом Рат (справа)
Константин Залесский оценивает подобные предположения скептически.
«Никаких прямых документальных подтверждений личного знакомства Гриншпана и фом Рата не существует. Есть только косвенные доводы, которые приводят некоторые авторы. Однако если это действительно так, то зачем было писать письмо и устраивать стрельбу именно в посольстве, а не где-нибудь в другом месте?» — отмечает он.
Версия же о провокации нацистских спецслужб, по мнению историка, выглядит неубедительно. «Нужно понимать, что Третий рейх в это время не был чётко функционирующим государством. Там существовал хаос компетенций, каждый тянул одеяло на себя. Шеф СД Рейнхард Гейдрих совершил перед этим несколько неудачных заграничных провокаций, за которые его начальник Генрих Гиммлер очень сильно получил от Гитлера. Руководство рейха посоветовало СС вообще не лезть в международные дела. На этом фоне слухи о том, что выстрелы Гриншпана были гейдриховской инициативой, звучат достаточно неубедительно», — подчеркнул Константин Залесский.
Несмотря на количество выпущенных в него пуль, фом Рат умер не сразу — для участия в его лечении из Берлина даже выехал личный врач Гитлера Карл Брандт. Однако, по одной версии, из-за тяжести полученных ранений, а по другой — из-за неудачного переливания крови дипломат скончался.
ТВОРЧЕСТВО
Большое влияние на ранее творчество художника оказали кртины Ван Гога. Это сказалось в его первых работах: «Женский профиль и подсолнухи» (1906), «Женщина в белом платье» (1908). В то же время он проявлял интерес к примитивному искусству народов Африки и Океании. Черты примитивизма заметны в его композициях: «Обнаженная перед зеркалом» и «Две девушки» (1910). Для этих работ характерно декоративное построение плоскостей, обрамленное стремительными темными линиями. Кирхнер первый из участников «Моста» определил новый образ цветов, линий и плоскостей, их тяготение друг к другу в экспрессионистском понимании. Картины, по его мнению, суть не просто изображения определенных предметов, а самостоятельные существа из линий и красок, которые похожи на их прототипы настолько, чтобы сохранялся ключ к пониманию изображенного.
По-другому Кирхнер понимал и природу: под природой он понимал все, что можно увидеть или ощутить, в том числе и то, что создал сам человек. На творчество Эрнста Людвига оказала влияние не только живопись Ван Гога, но и анализ более старого искусства (гравюры Альбрехта Дюрера) вплоть до народного примитивизма (искусство народов Африки). В живописи Кирхнера характерна некоторая «смазанность» женских фигур и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914).
Художник попробовал себя и в деревянной скульптуре. Он распространял новые идеи не только в рамках группы «Мост», но и публиковал статьи об импрессионизме в прессе. Художник переезжает в Берлин, что отражается на характере творчества группы.
После издания Хроники «Моста» и распада группы художник продолжил работать самостоятельно. Главной картиной того времени была «Уличная сцена в Берлине». Цвета резки и диссонируют друг с другом. Создается впечатление, что мазки нанесены как будто в лихорадке, и это придает картине тревожные ноты.
Пребывание в армии, куда Кирхнер пошел добровольцем, тяжело сказалось на его психике, результат чего выплеснулся в «Автопортрет в солдатской форме».
Переехав в Швейцарию предметом интереса становятся главным образом альпийские пейзажи. На протяжении 1920-х годов творчество Кирхнера развивалось в направлении абстракционизма.
В поисках своего стиля у него сложилась своя собственная система приемов и манера письма. Особенностями его стиля стали: отказ от изображения пространства, плоскостное изображение предметов и их деформация, резкие цветовые противопоставления, яркий колорит(«Автопортрет с натурщицей», 1907 ).
В историю мировой живописи Эрнст Кирехнер вошел как основоположник одного из самых заметных явлений художественной жизни – экспрессионизма. Полотна Э.Кирхнера, яркие по колориту, драматически напряженные, внесли большой вклад в его развитие.
Архитектура
Берлинская стена строилась как фортификационное укрепление, служившее в качестве государственной границы между социалистической и капиталистической частями города. К 1989 году её длина составляла 155 км.
Стена включала в себя блоки с закруглённым навершием, за которое нельзя ухватиться.
Стена состояла из 45 тыс. блоков размером 3,6 на 1,5 м. В период с 1961 по 1989 год на большинстве участков она несколько раз перестраивалась.
Стена включала в себя блоки с закруглённым навершием, за которое нельзя ухватиться, заграждения из перевитой колючей проволоки, противотанковые ежи и металлические заграждения под напряжением. Стена хорошо освещалась в тёмное время суток и постоянно патрулировалась восточногерманскими пограничниками.
После разрушения стены в 1989 году осталось лишь несколько отрезков, самый длинный из которых составляет 1,3 км.
Интересные факты
Картина Дмитрия Врубеля «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви». Фото: turtix/Shutterstock
- Не все жители Восточного Берлина были готовы мириться с ограничением их прав на пересечение границы, поэтому многие граждане неоднократно пытались её преодолеть. Согласно законодательству ГДР пересечение границы было запрещено. За незаконную попытку побега из Восточной Германии пограничники имели право стрелять в людей на поражение. Однако имели место случаи, когда немцы пытались сбежать из капиталистической части города в социалистическую. Согласно инструкциям восточногерманским пограничникам надлежало всячески содействовать таким беглецам.
- За 30 лет существования стены успешно преодолеть её смогли более 5000 человек. Однако успешно перебраться через заграждения получалось далеко не у всех: по официальным данным, при попытке побега было убито более 140 человек, более 3000 были задержаны и посажены в тюрьму.
- Ямайский спортсмен Усэйн Болт, установивший новый мировой рекорд на соревнованиях в Германии в 2009 году, получил в подарок кусок Берлинской стены весом 2,7 тонны.
Берлин стал точкой соприкосновения двух враждующих сторон. За Берлинской стеной стоит множество разрушенных семей, сотни поломанных судеб. Она прочно закрепилась в истории города и мира в целом. Каждый, кто собирается посетить столицу Германии, должен увидеть Берлинскую стену и осознать, через какие трудности пришлось пройти людям.
Ссылки [ править ]
- ^ a b «Эрнст Людвиг Кирхнер: немецкий, 1880–1938» . Немецкий экспрессионизм . Музей современного искусства . Нью-Йорк . Проверено 23 мая 2015 года.
- ^ a b c d e f g h i «Эрнст Людвиг Кирхнер» , Музей Брюке. Проверено 8 сентября 2007 г. Архивировано 28 сентября 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z aa ab ac ad ae af ag ah ai aj ak al am an ao ap aq ar as at au av aw топор ay az ba bb bc bd Корнфилд, EW; Штауффер, Кристин Э. Штауффер (1992). «Биография Эрнста Людвига Кирхнера» , Музей Киршнера в Давосе. Проверено 21 марта 2016 года.
- ^ «Студенческие годы Брюке и их учителей» , ingentaconnect.com (отрывок из книги Питера Ласко), из истории искусств , том 20, номер 1, март 1997 г., стр. 61–99. Проверено 7 сентября 2007 года.
- ^ a b «Фриц Блейл (1880–1966)» , Музей Брюке. Проверено 7 сентября 2007 года.
- ^ a b c d e f g «Кирхнер — Экспрессионизм и город» , Королевская академия , 2003. Проверено 7 сентября 2007 года.
- ^ «Ассоциация художников» Брюке » , Музей Брюке. Проверено 7 сентября 2007 года.
- ^ а б Симмонс, Шервин. «Уличные проститутки Эрнста Кирхнера: искусство, роскошь и аморальность в Берлине, 1913–1916» , The Art Bulletin , март 2000, с сайта findarticles.com. Проверено 7 сентября 2007 года.
- ↑ Цитируется в «Ассоциации художников Брюке — Хронология» , Музей Брюке. Проверено 29 сентября 2016 года.
- ^ a b Эрнст Людвиг Кирхнер Горная жизнь . Художественный музей Базеля. п. 143.
- ^ Эрнст Людвиг Кирхнер, Давосер Тагебух
- ^ a b c d «Эрнст Людвиг Кирхнер». Архивировано 5 октября 2008 г. в Wayback Machine , Национальная художественная галерея, США. Проверено 8 сентября 2007 года.
- ^ Гордон, Дональд Э. (1969). Кирхнер: ретроспективная выставка . Бостон: Музей изящных искусств.
- ^ Немецкие произведения парить выше оценок , АРТИНФО, 14 июня 2007 , извлекаться 2008-04-17
- ^ Бурума, Желание в Берлине , стр. 19.
- ^ «Еврейские наследники хотят вернуть свое искусство» . www.lootedart.com . Проверено 2021 февраля .
- ^ «История« уличной сцены »: реституция разграбленного нацистами искусства, дела и споры» . www.lootedart.com . Проверено 2021 февраля .
- ^ «Sotheby’s выставил на торги картины Кирхнера и Кокошки, возвращенные наследникам еврейских торговцев» . www.lootedart.com . Проверено 2021 февраля .
- ^ «Музей Гуггенхайма восстанавливает картину Эрнста Людвига Кирхнера наследникам еврейского коллекционера» . lootedart.com . Проверено 2021 февраля .
- ^ «Обзор Синди Хелмс в Нью-Йоркском журнале книг» .
Как добраться
Чтобы понять, что из себя представляет Берлинская стена, посети галерею на открытом воздухе East Side Gallery. Она демонстрирует самый большой сохранившийся участок бывшей границы длиной 1316 м.
Мост Oberbaumbrücke. Фото: federico neri/Shutterstock
Чтобы добраться до галереи, нужно приехать на вокзал Berlin Ostbahnhof. Рядом с вокзалом есть автобусная остановка, тебе нужны автобусы 240, 347 и N40. Для пользования общественным транспортом в Берлине можно оформить Berlin Welcome Card. Билеты по этой карте действуют без ограничений на количество поездок в течение двух дней. Стоимость билета составляет 20 €.
От вокзала нужно идти в сторону моста Oberbaumbrücke. По дороге к галерее расположен многофункциональный стадион «Мерседес-Бенц Арена».
Хрустальная ночь
Развивая идеи Штрейхера, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс предложил Гитлеру использовать гибель фом Рата для разжигания в обществе массовой ненависти к евреям. Фюрер согласился. 7 ноября в нацистской партийной прессе появились статьи, обвиняющие евреев в том, что якобы они, «убивая немецких дипломатов, радуются в своих синагогах и контролируют целые секторы в немецкой экономике».
9 ноября в ходе мероприятий, посвящённых годовщине подавления «Пивного путча», Геббельс заявил: «Национал-социалистическая партия не унизится до организации выступлений против евреев. Но если на врагов рейха обрушится волна народного негодования, то ни полиция, ни армия не будут вмешиваться».
Слова главного пропагандиста Третьего рейха послужили сигналом для нацистского актива. Переодетые в гражданскую одежду члены штурмовых отрядов и гитлерюгенда приступили к еврейским погромам на территории Германии, Австрии и Судетской области.
- Сгоревшая синагога в Берлине
Во многих районах объектом надругательства были еврейские кладбища. Серьёзным разрушениям подверглись Берлин и Вена — города, где проживали две наиболее многочисленные еврейские общины. Толпы боевиков СА слонялись по улицам, нападая на еврейские дома и подвергая евреев публичному унижению», — рассказал в беседе с RT методист Музея Победы кандидат исторических наук Дмитрий Суржик.
Также по теме
«Казни превратили в рутину»: как нацисты решали «еврейский вопрос» руками коллаборационистов из Восточной Европы
3 ноября 1943 года вошло в мировую историю как Кровавая среда. В этот день произошло одно из самых массовых единовременных убийств за…
Многие евреи в ходе погромов были убиты, однако точное число погибших неизвестно. Речь идёт как минимум о 91 нападении с летальным исходом. Около 30 тыс. евреев были арестованы и заключены в тюрьмы, с последующей отправкой в концлагеря. Порядка 2000 из них практически сразу были забиты до смерти надзирателями.
История
В 1949 году Германия была разделена между странами — победителями во Второй мировой войне. 23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ), 7 октября того же года — Германская Демократическая Республика (ГДР).
До 1961 года между республиками не было физической границы и перемещение между двумя частями Берлина было свободным. Жители города посещали родственников на другой стороне, каждый день ездили на работу или учёбу. Ежедневный поток людей через 94 действующих пропускных пункта составлял 400 тыс. человек.
Фото: Vincenzo De Bernardo/Shutterstock
В 1957 году правительство Западной Германии ввело в действие доктрину, предусматривающую автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.
В ответ на это в ноябре 1958 года правительство Восточной Германии объявило об отмене международного статуса города. В результате Берлинского кризиса в августе 1960 года правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещение гражданами ФРГ Восточного Берлина.
Ситуация усугубилась летом 1961 года, когда правительство ГДР поставило задачу догнать и перегнать ФРГ. В связи с этим были увеличены производственные нормы, усилилась насильственная коллективизация, а более высокая зарплата и лучшие условия труда побуждали всё больше людей на переселение в Западную Германию.
Правительство ГДР не собиралось мириться с сильнейшим оттоком молодого населения, поэтому 12 августа 1961 года Советом министров было принято постановление о закрытии границы между Восточным и Западным Берлином. Утром 13 августа на границе с ФРГ были установлены временные ограждения под охраной пограничников.
Фото: hanohiki/Shutterstock (слева), Abel Tumik/Shutterstock (справа)
Все коммуникации, линии метро и другие транспортные пути были оборваны. Стену построили всего за 10 дней. Для жителей Западной Германии и иностранных граждан въезд на территорию города был разрешён, но для жителей Восточной Германии пересечение границы запрещалось, а в случае побега пограничники имели право применить оружие.
Подобная ситуация не могла сохраняться вечно, и 9 ноября 1989 года правительство ГДР объявило о свободном праве своих граждан на беспрепятственное пересечение границы. Дальнейшее существование стены потеряло свой смысл, и в течение нескольких месяцев она была разрушена до основания. Сохранились лишь некоторые небольшие участки в качестве памятника прошедшей эпохи холодной войны.