Биография
Шамиль родился в городе Кизилюрт, который гордо представляет в клетке. С 5 лет он начал заниматься вольной борьбой, но, отходив в зал 4 года, решил сменить род деятельности и отправился покорять футбол, правда надолго там не задержался. Его отец был сильно против такого решения, и задав трепку сыну, вынудил его записаться на секцию бокса – начиная с 9 лет Галимов начал постигать азы ударной техники и довольно скоро проявил себя на весьма высоком уровне.
Спустя 6 месяцев с начала занятий он принял участие на чемпионате Дагестана и стал победителем – вплоть до 16 лет, ежегодно, парень подтверждал это звание, побеждая всех оппонентов. Постепенно, Шамиль выезжал на состязания более высокого уровня, бился на России, неоднократно занимал первые и призовые места на турнирах самого разного масштаба, но апогеем его любительской карьеры стал выезд на Кубок Мира, куда он попал совершенно случайно.
Отбившись на чемпионате России, и уступив там 2-му номеру рейтинга, он продолжал состоять в сборной по боксу, и в момент отборов на Мир, первый номер заболел, а тот самый «второй», был травмирован во время спарринга с Галимовым. Так вышло, что тренера были вынуждены отправить на Кубок именно его, и там дагестанский боец стал вторым.
Минигали Шаймуратов — биштякинский мишарин
Минигали Шаймуратов (1899-1943) — легендарный командир 112-й дивизии Башкирской кавалерии, генерал-майор. В этом году указом Владимира Путина ему присвоено имя Героя России.
Родился в деревне Биштяка Уфимской губернии (ныне Кармаскалинский район, деревня Шаймуратово).
Деревню Биштяка в 1755 году основали мишаре. Они купили землю у башкир племени Мин и обосновались в спокойном месте. Согласно данным переписи населения 1970, 1979 года, большинство жителей деревни были татарами. А в 2002 году перепись показывает, что 64% проживающих в деревне — башкиры, а 33% — татары.
В документах генерала Шаймуратова сказано, что он татарин.
Есть и факт из биографии Минигали Шаймуратова, связанный с Казанью. Будущий генерал в 1920-21 годах обучался на курсах 9-й Казанской советской восточной народной кавалерии.
Член Союза писателей Башкортостана, кандидат филологических наук Раиф Амиров:
«В Кармаскалинском районе Минигали Шаймуратову, биштякинскому мишарину, установили памятник. Глава Башкортостана Радий Хабиров сейчас ведет речь об установке памятника и на Советской площади и, даст Бог, так и будет! Много раз я разговаривал с ними не только без перевода, но и на их диалекте, сплетничал и сидел за одним столом. Поэтому я и говорю, что они и сами чувствуют себя татарами».
Шагинур Мустафин, писатель-исследователь, кандидат на Государственную премию имени Габдуллы Тукая:
«Шаймуратов — наш уважаемый генерал. Он герой не только двух народов, но и всех наций. Так же как и дважды Герой Советского Союза Муса Гараев, он не скрывал своей национальности, указывал ее в документах».
Интересные факты
- Вся трое лауреатов «Большой книги» 2020 года, мастерски владеющих языком Льва Толстого и Федора Достоевского, принадлежат к разным национальностям: Иличевский имеет еврейские корни и сейчас живет в Израиле, Кибиров — осетин, а Идиатуллин — татарин.
- Отец писателя Шаукат Лефтуллович был первым Идиатуллиным в семье. Фамилию уроженец Татарстана получил в честь дедушки Идиатуллы, имя которого в переводе с арабского означает «идущий праведным путем Аллаха».
- В день и год, когда Шамиль появился на свет, началась Третья индо-пакистанская война, в результате которой Восточный Пакистан (Бангладеш) обрел независимость.
Детство героя
Случайно это произошло или нет, но, получив новое имя, Шамиль вскоре поправился, начал поражать всех окружающих своим здоровьем, силой и энергией.
В детстве он при этом был очень живым и резвым ребенком, часто попадался на шалостях, но редко какие-то из них были нацелены на вред кому-нибудь. Про Шамиля часто говорили, что внешне он отличался очень угрюмой наружностью, сильной волей, небывалой любознательностью, властолюбием и весьма гордым нравом.
Был очень спортивным ребенком, увлекался гимнастикой, например, мало кто мог его догнать на бегу. Многие отмечали его силу и отвагу. Поэтому понятны его увлечения фехтованием, пристрастие к холодному оружию, особенно к популярным на Кавказе шашкам и кинжалам. В подростковом возрасте он настолько закалил свой организм, что в любую погоду, даже зимой, появлялся с открытой грудью и босиком. Такая цитата имама Шамиля хорошо его характеризует:
Его первым наставником считается друг детства Адиль-Мухаммад, который родился в городке Гимры. На протяжении многих лет они были неразлучны. К 20 годам Шамиль окончил курсы логики, грамматики, арабского языка, риторики, законоведения и даже высшей философии. Его образованию позавидовали многие его современники.
Известные художники Узбекистана их картины
Павел Беньков (1879-1949)
Приехал в Узбекистан в 1928 году и остался здесь на всю жизнь. До этого учился у Кустодиева, затем в Париже, защитил дипломную картину в Италии. В работах видна классическая европейская итальянская школа живописи. В 1930-х годах жил в Хиве, где написал картину «Хивинская девушка» (1933), названную жемчужиной его творчества.
В Самарканде в то время сложилась группа художников-авангардистов, которые создавали новое искусство, сочетающее в себе постимпрессионизм, авангардизм и восточный колорит, но творческое сообщество распалось по причине партийного давления. Художники стали делать под заказ большие полотна в стиле соцреализма, прославляющие индустриализацию и человека труда.
Александр Волков (1886-1957)
Александр Николаевич Волков родился в Фергане. Учился в Петербурге в Высшем художественном училище при Академии художеств (класс Маковского) и занимался в мастерской, где преподавал Н.К. Рерих. Продолжил обучение в Киевском художественном училище (1912-1916) у Кричевского. Восторгался мозаиками храма Софии Киевской и росписями Врубеля в Кирилловской церкви. Под их влиянием создал свои первые работы «Мазары под луной» (1915), «В горах» (1917).
Основатели русского авангардизма Кандинский и Малевич тоже повлияли на формирование стиля художника.
Волкову удалось сделать невероятное – он соединил в одном полотне каноническую рублевскую Троицу, русский авангардизм и восточную миниатюру. Картина «Гранатовая чайхана» (1924) – вершина творчества Александра Волкова.
Похоронен в Самарканде на Боткинском кладбище.
Усто Мумин (1897-1957)
Александр Владимирович Николаев вошёл в историю живописи под псевдонимом Усто-Мумин. Учился в Москве, в Государственных свободных художественных мастерских Малевича, изучал работы итальянских художников XV-XVI вв. Перуджино, Боттичелли, Джорджоне и среднеазиатскую миниатюру, что повлияло на его творчество. Портрет «Чайханщик» вызвал большой резонанс, и не только из-за цветка розы, украшающего мужчину. Мумин изображал цветок розы на многих своих полотнах. На выставке 1924 года в Самарканде были представлены также картины «Весна» и «Жених», они сразу были положительно встречены зрителями. Вызывают восхищение картины «Мальчик с перепелкой», «Дружба, любовь, вечность», «Когда я увидел Самарканд», «Дутарист» и др. Критики называли их «узбекским ренессансом». Похоронен в Самарканде на Боткинском кладбище.
Урал Тансыкбаев (1904-1974)
Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев учился в Пензенском художественном училище. Первый узбекский художник-станковист. В 1929 году в Москве сильное впечатление на художника произвел французский постимпрессионизм, за картины того периода критики назвали художника «узбекским Гогеном».
После выставок в Москве и США в 1934 г. его стали называть «главой узбекских колористов».
В 1950-х гг. основным направлением в его творчестве стал классический пейзаж («Вечер на Сырдарье», «Степь» и т.п.). Умер в г. Нукусе.
Нафиса Гильманова
Талантливая современная художница Нафиса Валиахметовна Гильманова родилась в Ташкенте, закончила Государственный педагогический университет им. Низами. Пишет классические натюрморты. Работы Гильмановой удивительно органично соединяют в себе технику голландской школы натюрморта XVII века с национальным узбекским колоритом.
«Зайнулла ишан внес весомый вклад в татаризацию»
Зайнулла ишан Расулов (1833-1917) — видный религиозный деятель, просветитель.
Зайнулла Расулов родился в Троицком уезде Тунгатаровской волости, деревне Шарипово (ныне Учалинский район Башкортостана) в семье муллы. В 1851 году он поступает в медресе города Троицк (ныне Челябинская область), в 1858 году приезжает имам-хатыбом в деревню Азбаба. В студенчестве интересуется суфизмом, в Стамбуле получает разрешение преподавать учение тариката Накшбанди. В 1884 году татарский купец Сайфулла Габбасов приглашает его вторым имамом в 5-ю мечеть города Троицка. В 1891 году ему поручают руководство новым медресе при мечети. Здесь он вводит обучение согласно джадидизму, поднимает мусульманское образовательное учреждение на уровень самого престижного в России. Медресе получает название в честь него — «Расулия». Его сын Габдрахман Расулев также видный религиозный деятель, муфтий Центрального духовного управления. Его внук Атилла Расих (Атилла Кадырович Расулев) — известный татарский писатель.
Здесь уместно будет упомянуть новую татарскую поговорку: «Татарин не тот, чьи предки татары, а тот, чьи внуки татары».
В 1875 году после изгнания Зайнулла ишан поселился в Татарской слободе Костромы. Здесь жили потомки служилых татар из нугаев или мишарей. Только по истечении пяти лет, когда пришли к решению, что его «учения не принесут вреда башкирам», ему позволили вернуться.
В монографии Марселя Фархшатова «Дело шейха Зайнуллы Расулева (1872-1917) «Власть и суфизм в пореформенной Башкирии. Сборник документов» содержатся довольно интересные архивные документы. Вот несколько выдержек отсюда:
- из протокола допроса Зайнуллы Хабибуллина (в русских документах, так как по отчеству он был сын Хабибуллы, он записан как Хабибуллин), который провел младший чиновник Вальковский согласно специальному постановлению: «Вообще я должен сказать, что Хабибуллин человек умный, ученый, молитвы всякие знает, и при том такие, что, несмотря на татарский их язык, понятны всякому, даже русскому»;
- подпись Зайнуллы Расулева в прошении об освобождении: «Всенижайший раб указный имам, хатип-мударрис 1 соборной мечети Верхнеуральского уезда, Учалинской волости , д. Юлдашевой Зайнулла Хабибуллин по-татарски подписуюсь***» (г. Златоуст, 3 января 1873 г.);
- в документах, которые были оформлены перед его изгнанием, написано: «Умеет читать и писать по-татарски»;
- выдержка из письма, которое Зайнулла ишан написал Габдельгафуру дамелле: «У нас тут порядок такой: если по почте отправляем или получаем письмо по-татарски, то отдают его не нам, а исправнику. Он же отправляет его в г. Вологду. Уже после перевода письмо возвращают нам. На все это уходит около месяца времени. Поэтому если будете писать письмо, пишите по-русски, при том коротко…»
Доктор исторических наук Айдар Хабетдинов:
«Зайнулла ишан не относил себя к какой-то одной нации, для него были ближе религиозные и культурные составляющие. Но если взглянуть с политико-культурной стороны, на 150 процентов велась политика татар. Зайнулла ишан внес очень весомый вклад в татаризацию — согласно его концепции, вместо разделения на башкир, мишар и других должна была появиться нация Оренбуржья Махкама-и-Шаргыя. В его медресе учились этносы этой национальности: сибирские татары, казахи, башкиры… Обучение, безусловно, велось на татарском языке
Если взять отдельных башкирских духовных лиц, стоит обратить внимание на то, что они не относили себя к определенной национальности, башкиры являлись военным сословием. Сын Зайнуллы ишана — муфтий Габдрахман Расулев вел деятельность по своей татарской линии
Его второй сын Габделькадыр, являясь мухтасибом в Астрахани, внес большой вклад в политику татаризации. Они считали, что нужно жить одной нацией, не то выйдет как в поговорке «отделишься — медведь задерет».
Существует дипломатическая анкета, в которой Карим Хакимов своей собственной рукой записал себя татарином
Карим Хакимов (1882-1938) — видный советский дипломат и общественно-политический деятель, первый дипломат, установивший деловые отношения между Советским Союзом и арабскими странами. Он личность, получившая мировую известность будучи торговым агентом, генеральным консулом и полномочным представителем молодого Советского государства в Саудовской Аравии и Йемене.
Он родился в Дюсаново Бижбулякского района. Это татарская деревня, родина журналиста и общественного деятеля Римзиля Валиева и народной артистки Татарстана Таслимы Файзуллиной.
Карим Хакимов тесно сотрудничал с главами государств и министрами. В 1924 году его направляют в Хиджаз в качестве консула, дипломатическим агентом СССР и его полномочным представителем. В феврале 1926 года Карим Хакимов вручает правителю нового государства Абдул-Азизу ибн Сауду грамоту за то, что он первым в мире признал СССР в качестве нового государства. За дипломатическое мастерство Карима Хакимова и его помощника Назира Турякулова называли «красными пашами». В 1937 году их обоих ждет репрессия и расстрел. Судьба посла потрясла Абдул-Азиза. Он заявил, что других представителей СССР он принимать не будет, и в 1938 году посольство в Джидде закрывается. Оно снова появляется только в 1990 году.
На просторах Интернета можно найти дипломатическую анкету, где Карим Хакимов своей собственной рукой в графе «национальность» записывает себя татарином.
Журналист, общественный деятель Римзиль Валиев:
«Сейчас число тех, кто знает Карима Хакимова, увеличивается. В прессе можно увидеть и его дипломатическую анкету, где он собственной рукой записывает себя татарином. Не имеет значения даже то, откуда он родом, его корни и национальность. Он человек, который верил в мировую революцию, член партии большевиков. В одно и то же время и коммунист, и мусульманин, и главный интернационалист, принимавший участие в определении национальной политики и построении Советской страны вместе с В.И. Лениным. Он — историческая личность, которая повлияла на распространение социализма среди тюркских народов, на решение самых важных вопросов в мусульманском мире и арабских странах. Он оставил глубокий след в истории стран Персидского залива, святой Мекки, Медины, Джидды, Ташкента, Бухары, Оренбурга, Казахстана, Узбекистана и России».
Личная жизнь
Шамиль Яхъяев в одном из интервью в 2012 сказал, что встречается с девушкой Дианой Бислимовой. Этой красавице певец посвятил несколько прекрасных песен: «Диана», «Ангел-хранитель», «Любовь на расстоянии». В 2013 артист собирался жениться на Диане. Правда, прошло уже 7 лет, но никакой информации о женитьбе популярного певца Shami в интернете не появилось.
С кем на данный момент встречается Шамиль Яхъяев, не известно. Shami поет песни совместно со многими красивыми певицами, к тому же является продюсером нескольких артисток. Возможно, кто-то из этих девушек является музой популярного дагестанского исполнителя.
Дуэт Фидана Гафарова и Нурии Ирсаевой — общая легенда татар и башкир
Фидан Гафаров (1947) — народный артист РСФСР, Татарстана и Башкортостана, лауреат Государственной премии Башкортостана имени Салавата Юлаева. Артист Башкирского государственного драматического театра имени Гафури. Очень популярный актер, исполнивший сотни ролей на сцене театра. Также получил признание в дуэте с Нурией Ирсаевой.
Фидан Гафаров родом из деревни Новоуртаево Дюртюлинского района Башкортостана. По национальности татарин, на пресс-конференциях, которые проходят в Казани, всегда отвечает на татарском языке. Его сын Азамат Гафаров также начал свой творческий путь с татарского государственного театра «Нур». Фидан Гафаров ездил по Татарстану с концертами совместно с татарской поэтессой Лейлой Давлетовой.
Лейла Давлетова:
«Слушать песни Фидана абый, видеть его, общаться, работать с ним — безграничное счастье. Как только он выходит, сцена как будто озаряется, потому что у него очень сильная аура, энергетика. Он каждое слово произносит со вкусом. На татаро-башкирской сцене ему нет равных. Он получил почти все почетные звания из возможных. Вот только неделю назад ему присвоили звание почетного гражданина Башкортостана. В обычной жизни он очень простой, неконфликтный. Мы всегда разговаривали с ним по-татарски. Я его знаю как татарина, он и сам называет себя таковым».
Нурия Ирсаева (1942) — народная артистка РСФСР, Татарстана и Башкортостана, лауреат Государственной премии Башкортостана имени Салавата Юлаева. Арстистка Башкирского государственного драматического театра имени Гафури. Стала известна благодаря сотням ролей и дуэту с Фиданом Гафаровым в таких музыкальных спектаклях, как «Галиябану» и «Неотосланные письма». Очень популярная актриса.
Нурия Ирсаева родилась в деревне Канбеково Миякинского района Башкортостана.
Отрывок из ее интервью: «Мои деды со стороны матери переехали на башкирские земли с татарской стороны — Болгара, прячась от крещения. Имя моего деда, основавшего деревню, Ханбек. Наша деревня располагается в восхитительно красивом месте на берегу озера у подножия горы. Озеро втекает в реку Дёма, Дёма — в реку Белую, Белая — в Волгу. По следу утекающей щепы находили сбежавших людей и крестили их. Но позже через несколько поколений деды, получали разрешение падишаха и возвращались в ислам. Моя мама — последняя в нашем роду чистокровная татарка. Отец родом из Оренбургского края, в нем течет и башкирская кровь.
***
Все эти выдающиеся личности родились и росли на землях башкирского народа и служили ему. Они, будучи по самоопределению татарами, стали легендой башкирской нации. Если взглянуть на происхождение, то их древние предки являлись тептярами и мишарами. Это те татары, которым по исторически сложившимся причинам пришлось осесть на башкирских землях. А продолжатели их рода своим талантом и всем своим существом служили народу, который принял их предков. Повторимся — не теряя вместе с тем свое самоопределение (самоидентификацию).
Директор Института языка, культуры и искусства имени Галимджана Ибрагимова Ким Миннуллин, который тоже родился и вырос в Башкортостане:
«Надо больше писать о творческих деятелях, которые живут в других республиках и принимают участие в становлении национальной литературы и искусства. Такие искания не должны прекращаться. Как только мы это остановим, этот деятель, безусловно, перестанет быть нашим. Мы часто высказываем недовольство по отношению к деятельности других, но сами не делаем то, что должны. Даже если у тебя есть сад, но ты за ним не ухаживаешь, его никто у тебя не забирает, но он все равно перестает принадлежать тебе и превращается в заброшенный. Кто работает, тому и принадлежит сад».
Рузиля Мухаметова, Рамис Латыпов
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Плен
В истории имама Шамиля переломным стал момент, когда он оказался в плену у русских войск. В 1840-х годах он одержал несколько крупных побед, но в следующее десятилетие его движение пошло на спад.
К тому времени Россия вступила в Крымскую войну. Турция и западная антирусская коалиция призывали его выступить его совместно против России, рассчитывая, что он сможет ударить в тыл русской армии. Однако Шамиль не желал присоединения имамата к Османской империи. В итоге во время Крымской войны он занял выжидательную позицию.
После заключения мирного договора в Париже русская армия сконцентрировала свои силы на Кавказской войне. Войска возглавили Барятинский и Муравьев, которые начали активно наступать на имамат. В 1859 году была взята резиденция Шамиля, располагавшаяся в Ведено. А уже к лету практически полностью задавлены последние очаги сопротивления. Сам Шамиль скрывался в Гунибе, но в конце августа его настигли и там, предводитель горцев был вынужден сдаться в плен. Правда, на этом Кавказская война не закончилась, продолжаясь еще около пяти лет.
Шамиля привезли в Москву, где он встретился с императрицей Марией Александровной и Александром II. После этого его определили для жизни в Калуге, куда и переехала его семья. В 1861 году он снова встречается с императором, просит отпустить его в хадж, мусульманское паломничество, но получает категорический отказ, так как живет под надзором.
В результате в 1866 году предводитель горцев вместе с сыновьями присягнул на верность России, вскоре его даже пригласили на свадьбу к цесаревичу Александру. На этом торжестве он увиделся с императором в третий раз в своей жизни. В 1869 году его даже сделали особым указом потомственным дворянином, жизнь Шамиля в России окончательно устроилась.
В 1868 году, когда ему исполнился уже 71 год, император, зная о неважном состоянии здоровья горца, разрешил ему вместо Калуги жить в Киеве, куда тот незамедлительно и переехал. На следующий год он, наконец, получил желанное разрешение для паломничества в Мекку, куда и отправился вместе с семьей
Сначала они прибыли в Стамбул, а затем отправились на корабле по Суэцкому каналу. В ноябре добрались до Мекки. В 1870 году он прибыл в Медину, где и скончался через несколько дней имам Шамиль. Годы жизни кавказского горца 1797 — 1871
На следующий год он, наконец, получил желанное разрешение для паломничества в Мекку, куда и отправился вместе с семьей. Сначала они прибыли в Стамбул, а затем отправились на корабле по Суэцкому каналу. В ноябре добрались до Мекки. В 1870 году он прибыл в Медину, где и скончался через несколько дней имам Шамиль. Годы жизни кавказского горца 1797 — 1871.
Похоронили его на кладбище под названием аль-Баки, расположенном в самой Медине.
Съезд чеченского народа
В 1840 году Шамиль принимает участие в съезде чеченского народа. Для этого он прибывает в Урус-Марта, куда его приглашает Иса Гендаргеноевский. Там предварительно проходит съезд чеченских военачальников.
А уже на следующий день на съезде чеченского народа его выбирают имамом Чечни и Дагестана. В краткой биографии имама Шамиля этот факт обязательно упоминается, являясь одним из ключевых. Будущий герой кавказского народа становится третьим имамом. Своей главной задачей он ставит объединение горцев, при этом продолжает вести борьбу против российских войск, которые, как правило, превосходят дагестанцев и чеченцев количественно, да и вооружение с обмундированием у них более качественное.
От предыдущего имама Дагестана Шамиль отличается военным талантом, неторопливостью и расчетливостью, у него проявляются организаторские способности, а также настойчивость, выдержка, умение выбирать момент для удара.
Своей харизмой ему удавалось поднимать и воодушевлять горцев на борьбу, в то же время принуждая подчиняться своей власти, которая распространялась на внутренние дела практически всех подвластных общин. Последний момент был особенно непривычен для дагестанцев и чеченцев, воспринимался он не просто, но Шамиль с ним справлялся.
Переход в поп-ММА
Имея за спиной не одну сотню любительских поединков, а также богатейший опыт, на определенное время Шамиль выпал из соревновательного спорта, занялся семьей, но все еще тяготел к боям. Не имея в кармане денег, он решился на возвращение в зал, где познакомился с Тимуром «Золотым» Мусаевым, который активно продвигался в поп-ММА индустрии.
Благодаря этому судьбоносному знакомству, уроженец Кизилюрта смог попасть на отборочный ивент Top Dog Prospect 2, где в соперники ему достался Вячеслав Асалханов. Находясь в отставке длительное время, «Мексиканец» не смог сразу включиться в поединок, но организовать ряд нокдаунов по его ходу сумел. Судьи отдали ему победу единогласным решением, но продолжать путь в Top Dog боец не стал.
Его интересовали в первую очередь деньги и хайп, что в лиге Данила «Регбиста», не особо уважали. А вот в промоушене Альфредо Аудиторе и Асхаба Тамаева, такие парни были нужны, и они как раз набирали участников для своего нового реалити шоу Hype Reality. Галимов стал одним из тех, с кем аудитория не была знакома от слова совсем, но вызывающим поведением он быстро дал понять, что одной из главных звезд в бойцовском доме будет именно он.