Эсташ лёсюёр: жизнь и творчество художника

Эрато – Музы любовной поэзии

Рекомендуем по теме

Аид Афродита Локи

Помимо прочего, Эрато была не только ответственна за любовную и свадебную поэзию, но и в целом, была покровительницей настоящей любви и брака. В особенности муза любила любовные, романтические и даже эротические произведения, авторов которых она и вдохновляла.

Очень часто ее сопровождал сам Эрос. Кроме того, Музу не менее часто наблюдали в компании Аполлона. И не удивительно, ведь Муза настолько искусно передавала произведения любимых авторов, что не оставляла равнодушными ни смертных, ни бессмертных.

Изображается Эрато как красавица, на голове которой расположен венок из роз, а в руках у нее либо музыкальный инструмент, либо одна из золотых стрел Эроса.

Урания – Муза астрономии

Как и история, астрономия у древних греков считалась искусством, а не наукой. И покровительницей этого искусства стала Муза Урания. Параллельно с этим, Урания покровительствовала всем, прилегающим к астрономии, наукам. Она-то и считалась одной из мудрейших дочерей Зевса, причем не только среди Муз, а вообще.

Говорят, что Урания могла читать прошлое и будущее, по расположению звезд. Помимо этого, она была невероятно сильной, и силу свою она почерпнула у отца Зевса, тогда как красоту, грацию и чувство прекрасного – от матери Мнемосины.

Практически всегда Урания изображается красивой, хорошо сложенной женщиной, держащей в руках глобус, циркуль или другие научные приспособления.

Музы в мировом искусстве

Как и остальные представители Олимпа, Музам посвящали храмы. В некоторых странах, они сохранились и по сей день, либо же сохранились упоминания о них. Вот только назывались они не полноценными храмами, а «Мусейонами», прародителями современных музеев.

Легенда гласит, что именно в одном из мусейонов и была обоснована знаменитая александрийская библиотека. Вот только значение мусейонов в древности – было несколько иным, чем в современных музеях. Тогда они считались культурными центрами, где работали ученые, накапливались произведения искусства, размножались рукописи.

Кстати говоря, Музы упоминаются и в русской литературе. Тот же Пушкин писал: «Являться муза стала мне», в Евгении Онегине.

Да и вообще, многие люди, работающие в сфере культуры, до сих пор верят в муз, и все также ждут, когда к ним придет источник вдохновения.

Влияние Муз на греческую мифологию

Что касается влияния Муз на общую историю – то оно не так уж и велико. Да, безусловно Муз любили практически все, но героических подвигов они не совершали, в сражениях – не участвовали, а мужей (за редким исключением) – из семей не уводили. Возможно, именно поэтому они достаточно редко упоминаются и рассказах, мифах и легендах.

Вопрос эксперту
Назовите, пожалуйста, самую влиятельную Музу Древней Греции.

Сложно сказать, ведь каждая из них была сильна в своей стихии. Выделить можно, разве что, Уранию, Каллиопу и Эвтерпу. С первой – советовались, ко второй – прислушивались, а в третью – мгновенно влюблялись.

Тем не менее, с уверенностью можно сказать, что во времена Древней Греции – Муз любили и ценили, причем ничуть не меньше, чем самих богов-олимпийцев. И это понятно, ведь как можно злиться и сердиться на созданий, которые приносят тебе столько наслаждений и удовольствий…

Урания – Муза астрономии

Как и история, астрономия у древних греков считалась искусством, а не наукой. И покровительницей этого искусства стала Муза Урания. Параллельно с этим, Урания покровительствовала всем, прилегающим к астрономии, наукам. Она-то и считалась одной из мудрейших дочерей Зевса, причем не только среди Муз, а вообще.

Говорят, что Урания могла читать прошлое и будущее, по расположению звезд. Помимо этого, она была невероятно сильной, и силу свою она почерпнула у отца Зевса, тогда как красоту, грацию и чувство прекрасного – от матери Мнемосины.

Практически всегда Урания изображается красивой, хорошо сложенной женщиной, держащей в руках глобус, циркуль или другие научные приспособления.

ТВОРЧЕСТВО

ВЛИЯНИЕ ВУЭ

В 1637 году  Вуэ поручил ему заказ на 8 картин,  иллюстрирующих «Сон Полифила Ф.  Колонны», которые затем были воспроизведены на шпалерах. От этого цикла, завершенного  около 1645,  сохранилось четыре  картины.  В  1644  Лёсюёр  начинает росписи  в  отеле,   принадлежавшем Ламберу  де  Ториньи  и построенном архитектором   Лево   на    острове Сен-Луи  в  Париже.  От  этих работ сохранилось   много    значительных фрагментов,  в особенности орнаментальные панно (ныне — частное  собрание, замок де Ла Гранж) и плафоны Кабинета  Амура  (ныне   —   Париж, Лувр).  

В это время,  вдохновленный  примером   и уроками Вуэ,  Лёсюёр исполнил целый ряд произведений,  некоторые из которых  прежде  приписывались самому Вуэ: «Диака и Каллисто» (Дижон, музей Маньен),  «Архангел Рафаил, покидающий  Товия» (Гренобль,  Музей изящных искусств;  эта картина, как и другая,  из Лувра и также иллюстрирующая историю Товия,  происходит из отеля Фьёбе), «Введение во храм» (Санкт-Петербург,   Гос.  Эрмитаж). «Кабинет муз» в  том  же отеле   Ламбер,   созданный   около 1647-1650,  свидетельствует о  том, что Лёсюёр не остался равнодушным к классическим урокам Пуссена,  находившегося между 1640 и 1642 в Париже.  Пять композиций с изображением муз  и  роспись  плафона («Фаэтон») находятся ныне в Лувре. Одна из них — картина «Музы Клио, Евтерпа и Талия» — является  типичным  примером этого  переходного  периода в творчестве художника,  для которого был характерен мягкий ритм линий и гармония тонов.

ЗРЕЛОСТЬ

Репутация Лёсюёра растет,  и  в 1648 он становится одним из членов-основателей Королевской Академии живописи и скульптуры.  Он получает крупный заказ на 22 картины для монастыря Шартрез; исполненные с 1645 по 1648, эти картины (ныне — Париж, Лувр) посвящены истории св.  Бруно. В них Лёсюёр окончательно утверждает свой индивидуальный стиль; они в сдержанной манере,  оживленной психологизмом  и реалистической наблюдательностью. 

Строгость  и  скромность  вызывают  в памяти искусство Сурбарана.  Знание перспективы и ее облагороженное использование прида- ют сценам величие. Те же черты присущи и картине «Св.  Павел в Эфесе» (1649, Париж, Лувр), заказанной цехом  ювелиров  для собора Парижской Богоматери.

Кроме  того,  он  украшает купальню королевы-матери;  этот ансамбль погиб в конце XVIII в.

ВЛИЯНИЕ РАФАЭЛЯ

Около  1650 творчество Лёсюёра  несколько  изменило свои ориентиры,  что заметно в картинах на библейские и  евангельские сюжеты  и  темы  греческой истории. Под влиянием  картонов  для  шпалер Рафаэля и росписей Лоджий,  он создает  довольно  холодное  искусство («Благовещение», 1652, Париж, Лувр; «Христос у Марфы и Марии»,  Мюнхен, Старая   пинакотека;  «Введение  во Храм», 1652, Марсель, Музей изящных искусств). 

В большой картине «Поклонение пастухов» (1653, Ла Рошель, музей)  благородный линейный контур объединяет персонажей,  лица и позы которых  остаются точными и правдоподобными. 

Ностальгия по Возрождению   несомненно  вдохновила  тон до «Снятие с  креста»  (Париж,  Лувр), принадлежавшее раньше тому же алтарю,  что  и  замечательная  картина «Несение креста» (там же). Этим высоким вдохновением отмечено и четыре  поздних произведения художника, исполненных в  1654  для  монастыря Мармутье («Явление Марии св. Мартину» и «Месса св.  Мартина» — Париж, Лувр; две других картины — Тур, Музей изящных искусств).

Творчество Лёсюёра  включает в себя также богатое и замечательное  собрание  подготовительных  рисунков к его картинам,  исполненных сангиной или,  подобно  Вуэ,  углем на серой бумаге (Париж, Лувр, и др.). 

Именно эти художники с присущим  им чувством гармонии предопределили  развитие  французского классицизма эпохи Лебрена.

Эвтерпа в культуре

Несмотря на то что полубогиня не благоволила художникам, те посвящали древнегреческой героине свои произведения. В живописи ее чаще изображали вместе с сестрами (Эрато, Мельпоменой, Каллиопой и другими) и Аполлоном. Некоторые авторы использовали в работах только образ Эвтерпы.

К таким деятелям, к примеру, относится итальянец Франческо дель Косса. Интересно, что авторство картины долгое время оспаривалось. Исследователи утверждали, что полотно принадлежит другому — малоизвестному художнику из Феррары. На холсте полубогиня стоит в изящной позе с двойной флейтой в руке. Другой автор, швейцарец Арнольд Бёклин, продемонстрировал «дарящую удовольствие» с цветочным венком на голове. Рядом с ней маленький олененок, бесстрашно поедающий свежую травку.

Огромное влияние героиня мифов оказала на литературу. Многие поэты посвящали ей свои произведения — начиная от Байрона и Гомера и заканчивая Афанасием Фетом, Сергеем Есениным и Александром Пушкиным. Эвтерпа стала действующим персонажем в трагедии «Рес» неизвестного древнегреческого драматурга.

Статуи и скульптуры прелестной покровительницы лирической поэзии украшают залы Лувра и Ватикана. А вот одну из копий оригинального творения можно встретить в Павловском парке под Санкт-Петербургом.

Муза и сегодня вдохновляет деятелей искусства. Современные авторы посвящают дочери Зевса и Мнемосины стихотворения, рисуют картины, воздвигают скульптуры. Считается, что героиня незримо присутствует на вечерах, на которых освещается древнегреческая поэзия.

Кто такие музы?

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу. В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:
Каллиопа – муза эпической поэзии;
Клио – муза истории;
Мельпомена – муза трагедии;
Талия – муза комедии;
Полигимния – муза священных гимнов;
Терпсихора – муза танца;
Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
Урания – муза науки

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».
Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали.
Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана. Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.
Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Клио, Терпсихора (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)

Мусейоны

В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады. Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу всем известного слова «музей».

Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу. Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку. Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады. Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.
Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

История создания персонажа

В мифологии Древней Греции девять представительниц искусства появились не сразу, а их образы претерпевали изменения в течение нескольких веков. Изначально музы были абстрактны, не имели имен и четко выраженной компетенции. Позднее певцы и поэты стали выделять своих «вдохновительниц», приписывая им также и божественную силу. Интересный факт: в индуизме с похожими функциями выступали апсары — полубогини.

Одним из первых сохранившихся источников, где дается информация о прелестных дочерях Зевса, является «Одиссея» Гомера. А вот подробная биография, включающая имена героинь, стала результатом труда Геосида в поэме «Теогония». Он же поведал, что покровительницы искусств родились от громовержца и титаниды Мнемосины.

В переводе с греческого языка «муза» означает «мыслящая», поэтому изначально каждая из сестер отвечала за сферу размышлений. Становится ясно, почему их матерью была выбрана именно богиня памяти, ведь воспроизведение знаний и навыков немыслимо без размышления.

Впоследствии же компетенция прелестных полубогинь переключилась на сферу искусств. Считалось, что эти героини также обладали даром предсказаний, поскольку астрономию в античный период также причисляли к виду духовного производства. А вот живопись и скульптуру в те времена рассматривали с точки зрения ремесел, поэтому эти отрасли художественного творения не имели вдохновителей.

Каждую из муз древнегреческой мифологии изображали как прекрасную женщину с определенным набором атрибутом. К примеру, у Каллиопы (покровительницы эпической поэзии) это восковая табличка и палочка для письма. Терпсихора на картинках и статуях принимает позу танцовщицы с лирой. Эвтерпа (ударение на второй слог) держит в руках древние инструменты — авлос или сирингу (прообразы гобоя и флейты).

Чаще дочери Зевса пребывают рядом с Аполлоном. Он считается предводителем, вместе они веселят богов чудесной музыкой и танцами. Сестры относились доброжелательно и ласково к «подопечным» — поэтам, актерам и певцам. Однако разгневанные покровительницы жестоко мстили тем, кто позволял себе обходиться с ними непочтительно.

Интересный факт: в Древней Греции специально для поклонения этим героиням преданий стоили храмы — мусейоны. Термин «музей» (а именно в них выставляются предметы искусства) произошло как раз от этого слова.

Значение имени Эвтерпы, согласно древнегреческому историку Диодору Сицилийскому, сходно с описанием наслаждения слушателей. Поэтому этого персонажа также называют «дарящая удовольствие».

Приложения

Библиография

  • Андре Фелибиен , Интервью о жизни и творчестве самых выдающихся древних и современных художников , т.  5- я часть — 9- е интервью, Париж,1688 , стр.  23–44.
  • Charles de Pougens , Galerie de Lesueur, или Коллекция картин, представляющих основные черты жизни С. Бруно после Курса живописи, или Музей М. Филхола, нарисованные и выгравированные Жоржем Мальбестом , сопровождаемые описательными резюме и уведомлениями о жизни С. Бруно и Лесуэра (1825 г.).
  • Ален Меро, Eustache Le Sueur, 1616-1655 , 1987, изд. Артена .
  • Ален Меро, Eustache Le Sueur 1616-1655 , 2000, изд. Arthena (переиздание, исправленное и исправленное из издания 1987 г.), ( ISBN  2-903239-26-6 )
  • Барбара Брехон де Лавернье, Ален Меро, Серж Лемуан, Лоран Саломе, Юсташ Ле Сюер. Музей Гренобля, 19 марта — 2 июля 2000 г. , 2000 г., изд. ЯМР

Иконография

  • Даниэль дю Жанеран (1919–1990), Юсташ Ле Сюер , медаль, Monnaie de Paris , 1975.

Список членов Королевской академии живописи и скульптуры

Полигимния – Муза священной поэзии или гимнов

Несмотря на то, что прямой обязанностью Полигимнии было ораторское искусство и гимны, она также отвечала за геометрию и медитацию. Помимо прочего, мифология гласит, что Муза имела влияние в сельском хозяйстве и пантомиме.

Наверное, именно эта Музы «сменила большинство профессий». Так, изначально, она, как и Терпсихора, отвечала за танцы. Позже она сменила направление и стала отвечать исключительно за пантомиму. Ну а повзрослев, она стала музой священной поэзии и гимнов. По легенде, Полигимния помнит абсолютно все песни, гимны, сказания, стихи и другие произведения, которые прославляют олимпийцев.

В большинстве случаев данная Муза изображается в качестве очень красивой женщины. Практически всегда она сидит в задумчивой позе, иногда делает какой-нибудь таинственный жест рукой. Часто в другой ее руке изображен свиток или книга.

Италия

Талия. Фреска из Стабий, вилла Сан-Марко, помещение 1. Кастелламмаре-ди-Стабия, Стабианский антикварий. Италия

Помпеи

Каллиопа. Фреска IV стиля. Эпоха Нерона (54—68 гг.). Помпеи, Археологический парк Помпей, Большая палестра. Италия

Муза комедии Талия с комической маской и пастушьим посохом (pedum). Фреска IV стиля. Эпоха Нерона (54—68 гг.). Помпеи, Археологический парк Помпей, Большая палестра. Италия

Урания. Фреска IV стиля. Эпоха Нерона (54—68 гг.) Помпеи, Археологический парк Помпей, Большая палестра. Италия

Эвтерпа. Фреска IV стиля. Эпоха Нерона (54—68 гг.). Помпеи, Археологический парк Помпей, Большая палестра. Италия

Рим

Станца делла Сеньятура. Фреска «Парнас». Фрагмент: Поэт Стаций, музы Каллиопа (лежит), Талия, Клио и Евтерпа. Рафаэль Санти. Музеи Ватикана, Рим, Италия

Станца делла Сеньятура. Фреска «Парнас». Фрагмент: Терпсихора и музы. Рафаэль Санти. 1511 Музеи Ватикана, Рим, Италия

Флоренция

Портрет молодой женщины в профиль. Этюд для музы Талии фрески «Парнас» дворца понтифика в Ватикане. Рафаэль Санти. 1511г. Музей Хорне, Флоренция

Критическая удача

Он считается одним из основателей французского классицизма, наряду с Пуссена и Лебрен, один по прозвищу французский Рафаэль был подвергнут критике с XIX — го  века, где он считался благочестивый живописец, жеманный и академично.
Теофиль Готье , например, не очень любил Lesueur. Он цитирует это в стихотворении, посвященном испанскому художнику Франсиско де Сурбарану  :

Ваши монахи, Лесюер, рядом с ними безвкусные.
Сурбаран из Севильи добился большего успеха, чем ты
Их глаза наполнились экстазом, и их больные головы,

Переоткрытие искусствоведами в XVII — м  веке французский в XX — м  веке позволило сделать свое достойное место в Ле-Сур среди главных художников того времени, показывая разнообразие его искусства, всегда очень вдумчивым и развивается.

Клио – Муза истории

У Древних Греков история относилась не к разделу наук, а именно к виду искусства. И именно Музой истории стала Клио. Дословно ее имя переводится как «отпраздновать» или «прославить». Клио была ответственна за то, чтобы внушать людям любовь к истории и к прошлому. Не удивительно, что Древние Греки почитали эту Музу, ведь история для них значила очень многое.

Практически все изображения Музы, дошедшие до наших дней, говорят о том, что она изображалась неописуемой красавицей с задумчивым, но одухотворенным лицом. В руках у нее практически всегда был свиток или шкатулка для свитков, но иногда Клио изображалась с часами или горном в руках.

Кроме того, мифология гласит, что Клио была дружна с Каллиопой, и что многие скульптуры изготавливались скульпторами с одной и той же натуры, и делались одним и тем же мастером.

Интересный факт о Клио. По легенде она обладала строгим нравом и стала сильно осуждать Афродиту (которая на тот момент уже была женой Гефеста) за то, что у той возникли нежные чувства к Дионису. Однако богине любви отнюдь не нравилось быть предметом обсуждений. В отместку, она наслала на Клио такую страсть к человеческому герою Пиеру, что у Клио по итогу родился сын Гиакинф. Однако Пиер не отвечал взаимностью Клио. Неразделенная любовь научила строгую Музу сдержанности. После этого она никого никогда не осуждала, за возникшие чувства.

Примечания и ссылки

  1. «Непоправимая и официально случайная потеря в рамках проекта, инициированного Его Высочеством шейха Хамада бин Абдуллы аль Тани и одобренного Зданиями Франции и Министерством культуры Франции», касающегося «Кабинета бен де л ‘Отель Ламбер, очень неправильно оформлен, правда, неким Юсташем Ле Сюэром », 88 нот для фортепиано соло , Жан-Пьер Тиолле , Neva Editions, , с. 39. ( ISBN  978 2 3505 5192 0 ).
  2. Дидье Рикнер, «  Раскрашенное украшение церкви Пон-сюр-Сен: шедевр Филиппа де Шампень в опасности  », La Tribune de l’Art ,20 июня 2019 г.,
  3. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Де Пуссен а Фрагонар: дань уважения Матиасу Полаковицу, Блокноты 26 , Beaux-arts de Paris éditions, 2013, стр. 47-48, кат. 6.
  4. , на Cat’zArts
  5. В парижской Школе изящных искусств хранится большое количество рисунков Эсташа Ле Сюэра, см., В частности, Брюжероль, Эммануэль, Le Dessin en France au XVIIe siècle в коллекциях Ecole des Beaux-Arts , Paris, Ecole National Superior of Fine Arts Editions, 2001, стр. 251-255, кат. 63.

Рождение и юность Муз

Родителями Муз является сам Зевс и титанида Мнемосина. Все они разного возраста, однако кому какое было до этого дела, ведь они прекрасно поделили обязанности, а точнее – направления искусства, между собой, практически еще в раннем детстве. Всего муз было девять, по девяти направлениям искусства, которые имелись в Древней Греции.

Родились Музы в Пиэрии. Именно поэтому многие источники мифологии называют Муз Пиэридами. Жили они, в основном, на Олимпе, но порой спускались и в человеческий мир, дабы помочь своим любимцам.

Из себя Музы представляют невероятно красивых и молодых женщин, которые красотой своей не уступали другим богиням, хотя большинство легенд гласит о том, что Музы были на порядок ниже обычных богинь. Но опять же, они обладали веселыми и легкомысленными характерами, постоянно веселили богов и небеса. Музы предпочитали путешествовать с Аполлоном, свиту которого они и представляли.

Самого же Аполлона очень часто представляют с лирой в руках. Именно на этом инструменте он им и играл, а они пели и плясали, под ее мелодичные звуки. Но, несмотря на свою популярность у людей и у богов, им практически никто не завидовал, и врагов у них было очень мало. Более того, им покровительствовали все боги, за исключением только одного Ареса.

Как уже было сказано выше, Музы периодически покидали Олимп. В основном, делали они это в компании Аполлона. Любимыми же их местами был источник Иппокрена, на склоне горы Геликон, а также Кастальский источник, на горе Парнас. В связи с этими источниками, и из-за городов, лежащих вблизи, многие историки называют муз Ипокренидами, Гейлконидами, Аонидами и т.д., но все это одни и те же Музы, покровительницы искусства.

Мы уже сказали, что Музы были любимы и богами, и людьми. Многим из простых смертных они помогали, но в большей степени они покровительствовали тем, кто занимался искусством напрямую, т.е. поэтам, певцам, танцорам и т.д. С ними они были нежны и ласковы. Но и терпением большим они не отличались, правда нужно было постараться, чтобы вывести Муз из себя.

Так, например, Музы отомстили фракийского певца Фамирида голоса, зрения и слуха только за то, что тот посмел хвастаться победой на музыкальном состязании. Не менее жестоко за них мстили и другие боги. Тот же Зевс, уничтожил фракийского царя Пиренея за то, что тот силой пытался заставить одну из Муз служить исключительно ему.

Как уже было сказано ранее, у Зевса и Мнемосины было 9 дочерей, который и стали Музами. Давайте же познакомимся с каждой из них по отдельности, и о каждой мы постараемся рассказать вам интересные факты.

Образ и биография Эвтерпы

В легендах Древней Греции учение о музах как о девяти душевных силах представил Орфей. Знаменитый герой мифов сравнивал каждую из них с нотой в божественных мелодиях. В одном из преданий указывается, что как раз Эвтерпа помогла справиться певцу с потерей его возлюбленной Эвридики.

Любимцами покровительницы лирической поэзии становились мастера слова и музыканты. Эта полубогиня, как указывают во многих источниках, отличалась от сестер утонченной красотой и особой нежностью. А ее стихи под музыкальное сопровождение Орфея боги слушали не перебивая, бесконечно долго.

Чуткая и вдохновляющая героиня дарила деятелям искусств умение вылавливать из хаоса мелодичные звуки. Но при всей доброжелательности она могла легко расправляться с соперниками — об этом повествует миф о происхождении сорок.

Однажды дочери македонского царя Пиэра позвали на состязание девять муз. Судить прелестных искусниц стали нимфы. По итогу соревнования победу присудили наследницам Зевса, чьи голоса и музыка оказались приятнее, что привело в негодование царевен. Они стали нападать на божественных гостей и даже пытались их ударить.

Сестры этого стерпеть не смогли. За чрезмерную горделивость и своенравность они наказали дочерей царя, превратив девушек в трескучих сорок.

Эвтерпа родила сына от речного бога Стримона — Реса. Но судьба защитника Трои не благоволила ему. Так, юношу убил царь Аргоса, Диомед, чтобы забрать его божественных коней. По некоторым сведениям, у музы еще был сын Олинф, который также рано ушел из жизни — на охоте на него напал и разорвал свирепый лев.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Париже 18 ноября 1617. Учился у С.Вуэ, испытал влияние Николя Пуссена. Географические границы  его творчества ограничиваются  центром  Парижа  и   островом Сен-Луи. 

Сын токаря по дереву Кателена Лёсюёра,  он  начал свое обучение около 1632 в мастерской С.  Вуэ, где познакомился  с  Лебреном  и Миньяром. Изучение произведений Рафаэля и рисунков из королевских коллекций,  а также гравюр Маркантонио Раймонди и росписей в замке Фонтенбло дополнило его образование.

Художник никогда не был в Риме, но такие его произведения, как Иисус в доме Марфы и Марии или серия картин История Амура для отеля Ламбер (1640-е, сейчас – в Лувре) свидетельствуют об увлечении творчеством Рафаэля. Особенно известна его серия «Житие св. Бруно» из 22 полотен, написанных для картезианского монастыря в Париже (1645–1649, теперь в Лувре).

Умер Лёсюёр в Париже 30 апреля 1655.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: