Виктор гюго

Виктор Гюго — литература в его жизни

Гюго-старший предвкушал, что Виктор приобщится к точным наукам, потому как у мальчика рано проявились математические наклонности: он отлично считал и легко решал сложные уравнения. Возможно, мир узнал бы Виктора Гюго как выдающегося математика, но у юноши были свои планы – он наотрез отказался поступать в Политехнический университет.

Картина руки Гюго

Настоящей страстью молодого Виктора была литература! Он запоем читал стихи и прозу, как на французском, так и на латинском языках. Сам он еще с юности стал сочинять оды и стихотворения. Первые стихотворные опыты относятся ко времени учебы в лицее Людвига Великого, куда он поступил в 1812 году. Во время школьных театральных постановок Гюго часто выступал в качестве автора пьес, и эти импровизации и творчество невероятно вдохновляли его!

В 14 лет Виктор обзавелся первым литературным кумиром. Им стал поэт Франсуа Шатобриан. Гюго мечтал походить на великого мэтра и даже говорил: «Я буду Шатобрианом или никем!». Позднее, когда будущий автор «Нотр-Дама де Пари» вынужден был отлеживаться несколько недель после полученного ранения в ногу, он исписал 10 тетрадей переводами творений Вергилия – еще одного своего кумира. Такова была сила его литературной страсти!

Чуть позже юноша, который отличался самокритичностью и был невероятно требователен к себе, найдет у матери свои ранние записи и безжалостно сожжет их, считая, что способен на большее. На последней тетради Виктор сделал надпись: «Вздор» и нарисовал яйцо, внутри которого сидит птенец.

Политическая деятельность

Период с 40-х по начало 60-х — время, когда Виктор Гюго занимался общественными вопросами. Он был видным противником смертной казни, ходатайствовал перед властями об освобождении от тяжелой участи многих политиков того времени и не только.

В 1845 Гюго удостоился звания пэра, получил в свои руки реальные политические полномочия. В 1849 он был избран в законодательное собрание. Стоял на республиканских позициях, отстаивал либеральные идеи.

В 1851 грянул государственный переворот. Его основными инициаторами стали сторонники империи, которые не желали видеть Францию республикой.

Гюго сложа руки не сидел. Он активно противодействовал государственному перевороту. Лично бился на баррикадах. После поражения был вынужден бежать в Бельгию, а затем скитаться по Европе.

В те годы он познакомился с Джузеппе Гарибальди, видным политиком и революционером из Италии. Вел переписку со многими радикалами, прогрессивно настроенными личностями. В том числе с Герценом.

После стабилизации политической обстановки, Виктор Гюго вернулся в родную Францию. Здесь он занимался политикой, трудился на посту сенатора.

В диснеевском фильме

Квазимодо главный герой диснеевского фильма, выпущенного в 1996 году. В фильме он не одноглазый, не глухой, бегло говорит и стремится жить в мире, который вне колокольни. Как и в романе, Квазимодо происходит из цыганской семьи, но мать не бросила его, а её довели до смерти на ступенях собора преследования Клодо Фролло. В фильме Квазимодо верен своему наставнику, но постепенно под влиянием Эсмеральды, он понимает, что мир не так жесток и мрачен, что Фролло злодей. И в финале фильма, когда Клод Фролло умирает, Квазимодо нисколько не сожалеет об этом. В итоге Квазимодо остается живым и принимается обществом.

Личная жизнь

Литератор был в официальном браке всего один раз. Его первой избранницей стала подруга детства. Ее звали Адель Фуше. Долгое время отношения пары не складывались. Мать писателя, особа строгих нравов, сторонница монархии, не могла допустить, чтобы ее сын взял в жены девушку из буржуазной семьи.

Гюго не смел воспротивиться слову родительницы. Он разрывался между страстью к Фуше и послушанием матери. Это обстоятельство стало почвой множества моральных страданий и терзаний.


Адель Гюго (1803 — 1868), первая жена писателя

В 1822 году Виктор Гюго все же решился на смелый шаг, пара заключала брак. У супругов появилось пятеро детей (четверо умерли в ранние годы, а младшая, Адель, сошла с ума на почве неразделенной любви).


Франсуа-Виктор Гюго (1828—1873), сын писателя
Шарль Гюго (1826—1871), сын писателя

Однако самой Фуше такая жизнь быстро наскучила. Она не желала быть многодетной матерью, ни в грош не ставила ни своего супруга, ни его литературные достижения. Считала его бездарностью.

Не удивительно, что вскоре у Адель появился новый избранник, друг супруга Сент-Бев. Впрочем, изменить с ним было невозможно физически из-за проблем мужчины со здоровьем. Но Гюго переживал роман жены очень тяжело.

Холодность и пренебрежительное отношение со стороны Фуше толкнули писателя на новые поиски. И они увенчались успехом.

Его страстью стала Жюльетт Друэ, куртизанка или, говоря проще, содержанка. Женщина, которая жила на попечении мужчины в обмен на интимные услуги. Впрочем, ее темное прошлое не слишком смущало Гюго, который и сам был знатным ловеласом.


Виктор Гюго и Жюльетт Друэ

В Друэ писатель нашел идеальную спутницу, «истинную жену», как он ее называл. Официальным браком они не сочетались. Более того, в отношениях пары было все: от ссор и скандалов до мучительных расставаний. Но это не помешало литератору и его избраннице прожить вместе целых полвека, их история длилась 50 лет.


Виктор Гюго с внуком Жоржем Шарлем Виктором Леопольдом, фото 1885 г.

Библиография

Произведения Виктора Гюго:

Романы:

  • Ган Исландец (Han d’Islande, 1823).
  • Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826).
  • Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829).
  • Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831).
  • Клод Гё (Claude Gueux, 1834).
  • Отверженные (Les Misérables, 1862).
  • Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866).
  • Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869).
  • Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Драматургия:

  • Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
  • Кромвель (Cromwell, 1827).
  • Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889).
  • Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829).
  • Эрнани (Hernani, 1829).
  • Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832).
  • Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833).
  • Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833).
  • Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835).
  • Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838).
  • Бургграфы (Les Burgraves, 1843).
  • Торквемада (Torquemada, 1882).

Поэзия:

  • Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822).
  • Оды (Odes, 1823).
  • Новые оды (Nouvelles Odes, 1824).
  • Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826).
  • Восточные мотивы (Les Orientales, 1829).
  • Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831).
  • Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835).
  • Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837).
  • Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840).
  • Возмездие (Les Châtiments, 1853).
  • Созерцания (Les Contemplations, 1856).
  • Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865).
  • Грозный год (L’Année terrible, 1872).
  • Искусство быть дедом (L’Art d’être grand-père, 1877).
  • Папа (Le Pape, 1878).
  • Революция (L’Âne, 1880).
  • Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881).
  • Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883).
  • Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886).
  • Бог (Dieu, 1891).
  • Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893).
  • Мрачные годы (Les années funestes, 1898).
  • Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941).
  • Океан (Océan. Tas de pierres, 1942).

Образ Эсмеральды

Центральным образом романа Гюго является образ Эсмеральды. Эсмеральда – красивая девушка, воспитанная цыганами. Писатель в ее образе воплотил душевную красоту и гуманность. Образ главной героини романтичен. Эсмеральда – незаконнорожденная дочь проститутки-итальянки Пакетты Шантфлери, которая была украдена испанскими цыганами. Девочку похитители назвали Эсмеральдой, что переводится как «Изумруд». От рождения же девочку звали Агнесса. На тот случай, если Эсмеральде когда-либо придется из табора уйти, приемная мать дает дочке детский башмачок, который может помочь ей найти своих настоящих родителей, если она сохранить целомудрие.

Образ главной героини произведения сложен и трагичен. Эсмеральда является воплощением наивности и целомудрия, она совсем не похожа на других обитателей «Двора чудес». Не развращает девушку даже тот факт, что на жизнь ей приходится зарабатывать танцами. Эсмеральда обладает добрым сердцем. Она подносит Квазимодо воды, когда тот стоит у позорного столба. Она соглашается называться женой незнакомого Гренгуара, чтобы спасти его. Однако ее такая наивность и открытость чуть не доводят девушку до беды. Влюбившись в первый раз в своей жизни, Эсмеральда готова отдаться Фебу даже невзирая на то, что уверена – с потерей невинности она потеряет возможность когда-нибудь встретить своих настоящих родителей.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

По ложному обвинению Эсмеральду приговаривают к смертной казни. Мучимый ревностью Клод Фролло ранит Феба, когда тот встречается с Эсмеральдой, и убегает. Квазимодо спасает девушку из петли и прячет ее в Соборе, где она некоторое время живет, не переставая думать о Фебе. Рана Феба оказалось несерьезной, однако молодой человек уже успел забыть Эсмеральду. Квазимодо понимает, что цыганка никогда не ответит взаимностью на его чувства, но он счастлив уже просто оттого, что может охранять и оберегать ее.

Семейные разногласия

Супруги Гюго стремились воспитывать своих троих сыновей (Абеля, Эжена и Виктора) в любви и ласке. Но личное мировоззрение Софи и Леопольда зачастую носило прямо противоположный характер, из-за чего в супружеской паре нередко вспыхивали ссоры. Софи Требюше разделяла взгляды роялистов и вольтерьянцев и во время Французской революции всем сердцем поддерживала династию Бурбонов. В то время как Леопольд Гюго был всецело предан Наполеону Бонапарту. И, если уж говорить совсем начистоту, Софи крутила на стороне роман с генералом Виктором Лагори, что, конечно же, не способствовало укреплению семейных уз.

Из-за распрей родителей трое сыновей жили поочередно то у отца, то у матери. А в 1813 году (Виктору исполнилось 11 лет), Софи и Леопольд приняли решение о разводе. Софи Требюше вместе с младшим сыном перебралась в Париж, а старшие сыновья остались с отцом. В будущем женщина будет сожалеть об этом разрыве и попытается восстановить семью, но Леопольд Гюго не сможет простить бывшую супругу.

Нет ничего удивительного в том, что мать оказала значительное влияние на формирование взглядов и характера будущего писателя. Именно с ее подачи он навсегда усвоил, что династия Бурбонов – это приверженцы свободы. А образ идеального монарха он вывел сам для себя из прочитанных в юности книг.

Первые произведения Гюго

В 15 лет Гюго попытал свои силы в литературном конкурсе и представил жюри «Оду о пользе наук». Это произведение юного автора получило восторженные отзывы и восхищение комиссии. Многие члены жюри не могли поверить, что автор стихов – юноша, настолько зрелым и глубоким было это произведение.

Виктор Гюго в молодости

Уже в это время Гюго не скрываясь представлял публике свои роялисткие взгляды и приверженность литературному классицизму. В своих ранних произведениях молодой поэт восхвалял династию Бурбонов. Это не прошло незамеченным: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» Гюго был вознагражден не только благосклонностью властей, но и начал получать жалованье. Это было совершенно не лишним, так как Леопольд Гюго отказался материально поддерживать сына из-за отказа того поступать в Политехнический университет.

Театр

Начиная с 30-х годов, литератор практически полностью отдается драматургии. Его интересует сцена. И это взаимно: интеллигентная публика, любители подмостков, актеры и постановщики рукоплещут мэтру, едва ли не носят его на руках.

В качестве драматурга Гюго работал вплоть до 1843. Однако не забывал он и о поэзии. Между пьесами на свет появлялись сборники стихов. Кроме уже названных «Осенних листьев» писатель стал автором еще трех лирических книг: «Внутренние голоса», «Песни сумерек», а также «Лучи и тени».

К 30-м годам Гюго уже не относится к монархии с прежним почтением. Он более не брезгует использовать реальных исторических личностей, имеющих власть, и показывать их с комичной, неприглядной стороны.

Мэтр подготовил пьесу «Король забавляется». Однако на подмостках она долго не продержалась. В 1832 личным распоряжением министра постановка была запрещена. Это был вопиющий акт цензуры, однако делать было нечего. Спектакль вернулся на сцену лишь через 50 лет.

Литературное творчество

Первый период своей жизни писатель обучался дома, самостоятельно или под контролем отца. Мужчина прививал Гюго любовь к точным наукам. Он видел своего сына ученым.

Отец всегда считал, что молодой человек должен стать великим, прочил ему блестящее будущее. И как показала история — не зря. Однако юноша категорически не желал связывать себя с точными науками. Математику и прочие дисциплины он считал скучными. Потому в свое время не стал следовать рекомендациям отца и занялся литературой.

Нужно сказать, что интерес к словесности к будущего писателя проявился очень рано. К своим 14 годам он зачитывался классиками романтизма. Питал особую страсть к произведениям Франсуа Шатобриана, знал несколько иностранных языков. Переводил стихотворения Вергилия.

Несмотря на все природные таланты и раннее начало творческой деятельности, Гюго был недоволен своими первыми шагами. Он считал, что способен на большее.

Творческая биография Виктора Гюго началась примерно в 15 лет, причем не с прозы, благодаря которой его узнали во всем мире, а с поэзии. В 1813 молодой человек принял участие в литературном конкурсе. На суд жюри он представил оду, названную «Les avantages des tudes». Стихотворение о пользе научного знания получило положительные оценки и отзывы.

Первый успех не слишком воодушевил отца Гюго. Мужчина считал, что юноша должен поступить в политехнический университет. Отказа он не принял и был очень зол на сына. Настолько, что лишил его всякой финансовой, материальной помощи.

Поправить положение молодой человек сумел самостоятельно. Из-под его пера вышло стихотворение «На восстановление статуи Генриха IV». В нем отразились политические взгляды литератора как сторонника реставрации династии Бурбонов.

Произведение оценили по достоинству на самом верху. Власти наградили молодого литератора, назначили ему ежемесячное жалование.

Еще через пару лет Виктор Гюго и его старший брат Абель начали издавать собственный журнал. На страницах «Литературного консерватора» печатались произведения Гюго.

В 1822 стихотворений оказалось достаточно, чтобы выпустить целый сборник. Так на свет появилась книга «Оды». Она принесла молодому автору всенародное признание. Его знали и любили, читающая публика ждала от Гюго новых свершений.

К тому моменту литератор уже сложился как самостоятельный деятель искусства. Творчество Гюго имело глубокий социально-политический подтекст. В отличие от прочих представителей направления романтизма он ориентировался не на человеческую сущность и роль личности, а на особенности общественных процессов, воздействие социума на действительность.

Основной идеей произведений Гюго была необходимость того, чтобы все и каждый придерживались моральных, нравственных устоев. Только тогда общество достигнет совершенства.

В начале 20-х В. Гюго переключился на прозу. В 1823 известный литератор публикует свой первый роман «Ган Исландец». Работа в крупном размере получила довольно скромные оценки. Однако была принята по достоинству.

Луи Буланже, портрет Виктора Гюго, 1833 г.

Еще через несколько лет в 27-м литератор пробует свои силы на поприще драматургии и вновь добивается успеха. На свет появляется пьеса «Кромвель».

В конце десятилетия писатель опять берется за поэзию, лирику. Результатом его трудов становятся два сборника: «Восточные мотивы» (1829) и «Осенние листья» (1831).

В том же 1829 он написал повесть «Последний день приговоренного к смерти», где в иносказательной форме рассуждал на тему казни, целесообразности и возможности насилия над человеком, праве государства выносить приговоры.

В 1831 Гюго подготовил новый крупный роман, «Собор Парижской Богоматери».

«Собор Парижской Богоматери». Виктор Гюго

Идея создания этого романа возникла у Гюго в 1828 году. И уже в 1831 году книга вышла в свет. После того, как произведение было издано, к Гюго приходит слава не только великолепного романиста, но и новатора – во французской литературе никто до него не создавал романы с историческим подтекстом.

Вдохновителем Виктора стал писатель-историк Вальтер Скотт. Надо отметить, что Гюго вложил в «Собор Парижской Богоматери» и политический мотив: писатель был ярым приверженцем реконструкции памятников культуры и продвигал эту идею в обществе.

Квазимодо спасает Эсмеральду от рук палачей. Mlle Henry (1790-1873). Дом-музей Виктора Гюго

Поэтому не удивительно, что готический собор, который власти Франции собирались просто-напросто снести, стал центральным персонажем романа. Произведение повествует о невероятной жестокости людей и вечной, как мир, борьбе добра и зла. Сюжет романа раскрывает перед нами несчастную любовь уродливого карлика Квазимодо к прекрасной Эсмеральде. Квазимодо буквально боготворил свою возлюбленную, ведь она была единственным человеком во всем Париже, кто относился к нему по-человечески, несмотря на его отталкивающую внешность. Позднее роман вдохновил многих режиссеров на создание художественных фильмов, театральных постановок и мюзиклов

Кроме того, роман привлек внимание мировой общественности к сохранению исторических памятников культуры, многие из которых после этого получили «вторую жизнь»: были сохранены и отреставрированы

Последние годы

В 60-х Гюго продолжал активную литературную деятельность. Наиболее крупным произведением того времени стали «Отверженные». Тогда писатель пребывал в состоянии творческого спада, но об этом известно не многим.

Несмотря на сложности, роман оказался одним из самых удачных и долгоживущих среди всего творчества Виктора Гюго. Он пользуется широкой популярностью до сих пор. В произведении литератор показал сред общества Франции в те годы. Наглядно продемонстрировал нравы и быт социума, причем в не самом приятном виде.

Через несколько лет, в 1869 Гюго издал один из последних романов, «Человек, который смеется». И вновь с глубоким философским, морально-нравственным подтекстом.

Экранизации

Впервые фильм о горбуне и красивой цыганке зрители увидели в 1905 году. Кинокартина «Эсмеральда» длится 10 минут. В немой драматической ленте роль Квазимодо сыграл Хенри Воринс.

Хенри Воринс в роли Квазимодо

В 1923 году на широкие экраны вышла драма «Горбун из Нотр-Дама». Сюжет картины максимально близок к оригинальному произведению. Образ Квазимодо воплотил американский актер Лон Чейни. Чтобы соответствовать образу, артист облачался в резиновый горб, который весил 36 килограмм.

Лон Чейни в роли Квазимодо

В 1956 году вышла самая знаменитая экранизация романа Гюго. «Собор Парижской Богоматери» снимался на улицах Парижа, поэтому кинокартина получилась масштабной и зрелищной. Роль некрасивого звонаря исполнил актер Энтони Куинн.

Энтони Куинн в роли Квазимодо

В 1996 году студия «Дисней» выпустила полнометражный мультфильм «Горбун из Нотр-Дама». Сюжет мультика отличается от оригинала — из сценария вырезаны сцены, которые недопустимы для просмотра детьми. Голос горбуну подарил актер Том Халс.

Квазимодо в диснеевском мультфильме

В 1999 году вышла французская криминальная комедия «Квазимодо». От романа Гюго в фильме остались только имена и внешность главных героев. Актер и режиссер Патрик Тимси воплотил на экране образ безобразного горбуна.

Патрик Тимси в роли Квазимодо

В 2002 году на российскую эстраду ворвался мюзикл «Нотр-Дам де Пари». Основой произведения стало либретто Люка Пламондона. Партию влюбленного Квазимодо поочередно исполняли Вячеслав Петкун, Андрей Белявский, Валерий Яременко и Тимур Ведерников. Зрителям пришлась по душе песня «Belle», которую исполнило мужское трио – Антон Макарский, Александр Маракулин и упомянутый ранее Вячеслав Петкун.

В 2020 году на экраны выйдет сериал «Квазимодо». Продюсерами многосерийного фильма станут актеры, сыгравшие Тириона Ланнистера (Питер Динклэйдж) и Тайвина Ланнистера (Чарльз Дэнс) в «Играх престолов».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: