Картина-ностальгия
Позднее работа получит название «Мокрый луг». Это в полном смысле картина-ностальгия, картина-воспоминание, картина – признание в любви к тому, что можешь больше никогда не увидеть. Один из самых поражающих моментов – то, что Васильев писал её без натуры, почти целиком полагаясь на свою изумительно цепкую память, которая, раз схватив, удерживала и сберегала мельчайшие подробности, подобно тому как помнят и проносят через всю жизнь черты и особенности любимого лица. Память не подвела, оживив в этой картине впечатления Васильева от так ценимого им «северного» (это определение, конечно, условно – по контрасту с «южным» крымским) пейзажа. Противопоставление совсем не явно, но оно есть в подтексте: Васильев изображает не то, что видит «здесь и сейчас», а то, что помнит. Вместо бескрайнего моря – крошечный водоём, не то болотце, не то озерцо. Вместо выжженных солнцем крымских степей – «жирное» от влаги луговое разнотравье. Вместо островерхих ялтинских кипарисов, которые каждый день встают перед глазами Васильева в Крыму, – округлую крону акации или другого лиственного дерева. Импульсивного и темпераментного Илью Репина, еще одного старшего товарища Федора Васильева, его умение изображать растительный мир приводило в полный восторг: «Как он чувствует пластику всякого листка, стебля! Так они у него разворачиваются, поворачиваются в разные стороны и прямо ракурсом на зрителя. Какая богатейшая память у Васильева на все эти даже мельчайшие детали! А потом ведь всегда он обобщает картину до грандиозного впечатления».
Пейзажи Васильева Крамской называл «субъективными». Действительно, и «Мокрый луг», при всей его мастеровитой техничности и точности рисунка, – это всё же не та чрезвычайно подробная, почти фотографическая «объективность» франкфуртской школы, которую мы встречаем у Шишкина (старшего друга и наставника Васильева, женившегося к тому же на его родной сестре Евгении). «Поэтичность его восприятия природы стоит в некотором противоречии с прозаизмом и трезвостью, которые были вполне приемлемы для Шишкина», – пишет искусствовед Алексей Федоров-Давыдов. В пейзаже Васильева значительно больше лирики, взволнованности (причём не статичной, а переходящей от тихой печали к торжественному восхищению), эмоционального начала.
«Он открыл живое небо…»
Как правило, память склонна идеализировать, но в пейзаже «Мокрый луг» нет идиллического умиротворения. Его композиция основана на контрасте между покоем и движением, между застывшей поверхностью маленького водоема, землёй, отяжелевшей от напитавшей её воды, притихшими в безветрии растениями – и динамично меняющимся, подвижным небом. Клубящиеся облака с тонко разработанными цветовыми переходами будут потом вызывать особое восхищение. Небо вообще очень часто оказывается в пейзажах Васильева «главным героем» и даже выразителем определённой нравственной философии: интерпретируя «Мокрый луг», нередко говорят о том, что тема его – «просветление высшим светом всего темного, косного, не пробужденного в природе» (такое определение встречаем на сайте Третьяковской галереи). А Николай Ге, художник старшего поколения, говорил о новаторстве Васильева в изображении неба так: «Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной… он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин…».
Сочинение Мокрый луг Васильева
Перед собой я вижу картину автора Фёдора Васильева «Мокрый луг». Эта картина изображает природу русской души. Настроение этой картины напряжённое, грубое и слегка вызывающее. Об этом нам говорят тона и оттенки, использованные автором. Все они являются тяжёлыми к восприятию глаза. В них нет лёгкости. Возникает ощущение, что картина массивна.
Пейзаж представляется нашей природой, заключённой в обширные поля и большую территорию. Может быть это и есть подтекст художника, что Россия – территория, как бы с заглавной буквы. Мы видим действительно далеко простирающуюся землю, которая покрыта достаточно ярко-зелёной, свежей травой. Из этого можно сделать вывод, что на картине изображено лето.
В левой части виднеются холмы, в правой же наоборот, близлежащие деревья, за которыми, наверняка, то же целые поля таких деревьев. Они имеют широкую, царскую крону, выглядящей массивно, даже издалека.
Прямо по центру пейзажа мы можем разглядеть водоём, возможно некое озеро, которое на мгновение может показаться зеркальным. Оно как бы отражает высоко плывущие облака вперемешку с надвигающимися тучами. Или же, может быть наоборот, уходящими.
Картина называется «Мокрый луг», который совсем и не кажется мокрым, возможно потому, что действие дождя ещё не произошло.
Вернёмся к озеру. Оно всё блистает светло-золотистыми тонами, делающими его ярким. Озеро словно приветствует и оживляет своей красотой. По левому берегу водоём отделён такой же яркой, зелёной травой, постепенно перетекающей в более высокие растения на передний план. Справа, на берегу, простирается как бы высушенная, жухлая трава. А спереди можно заметить много интересных растений, среди которых встречаются цветы и просто листья. От озера в боковую сторону простирается тропинка, вытоптанная людьми, не раз проходящими по этому пути. Ну а как не ходить к такому прекрасному виду природы?
Эта картина несёт на первый взгляд тяжёлые эмоции, но чем больше смотришь на неё, тем больше понимаешь, что величественная природа может оставлять только хорошее впечатление.
На этом лугу наверняка живут его обитатели. И если бы они могли, то гордились бы таким домом.
`
Прочие факты
Но это еще не конец. Современники творца высоко оценили сие произведение и даже наградили его вторым местом на выставке, проводимой Обществом поощрения художников
Кстати, победило тогда творение Шишкина, но это не так уж и важно. Куда важней то, что общество увидело в Федоре Александровиче редкое дарование, способное создавать истинные шедевры (наше описание картины Васильева «Мокрый луг» доказывает такую мысль)
Некоторое время полотно хранилось у близкого друга художника, Крамского. Затем картину хотел приобрести князь Николай Константинович, но его опередил Павел Третьяков. Именно там, в Третьяковской галерее, и находится картина по сей день. Что же касается Федора Васильева, ему после создания своего северного шедевра оставался лишь год. Художник работал над произведениями долго и напряженно, полностью изматывая себя. Естественно, это не способствовало выздоровлению, и к концу сентября 1873 года Васильев отошел в мир иной.
Наследие Федора Александровича Васильева
О Васильеве замечательно отозвался Иван Николаевич Крамской: «Я такой одаренной натуры еще не встречал: его можно сравнить с баснословным богачом», подразумевая то, как щедро художник делился своим дарованием.
Федор Александрович Васильев (автопортрет)
Федор Александрович писал пейзажи всего 6 лет, почти нигде официально не учился, но оставил неизгладимый след в русском пейзажном искусстве. Его великолепные картины, написанные с невероятной точностью, по сей день занимают достойное место в ведущих музеях. К счастью для мирового искусства, художник успел написать более ста пейзажей.
Популярные сочинения
- Сочинение Герой нашего времени по произведению Лермонтова 9, 10 класс В одном из произведений Лермонтова «Герой нашего времени» рассказывается про жизнь молодого и красивого офицера Печорина. Как раз его образ был построен на молодом поколении, которое жило в девятнадцатом веке.
- Сочинение на тему Сила воли человека (9 класс, 15.3) А что есть сила воли для разумного существа? Воля – это черта характера человека, сила разума противостоять собственному телу и эмоциям. Это решения, принимаемые осознанно, исходя из процесса мышления.
- Сочинение Характеристика Василия Теркина (образ героя) Василий Тёркин — это яркий образ, который был создан в XX веке в русской литературе. Он представляет собой обычного солдата, который воюет и сражается за Родину. Фамилия у него говорящая. Что она может значить?
Сочинение по картине Васильева «Мокрый луг»
Большую часть картины занимает небо. Одна его часть затянута лохматыми тёмными тучами, которые ещё совсем недавно извергали на луг водяные потоки дождя.
Но порывы ветра отгоняют их все дальше, и уже первые несмелые солнечные лучи пробиваются сквозь посветлевшее небо к мокрой земле.
Гроза уходит все дальше к горизонту, оставляя после себя залитый водой луг, насыщенный водой воздух да гулкие раскаты грома вдалеке.
Поверхность заводи покрыта рябью, и кажется, что она дрожит от холода. В воде светлым пятном отражается кусочек неба, освободившийся от зловещих туч. Дождь не истратил свои силы, он серой пеленой закрывает лес, виднеющийся вдалеке. Последние его капли ещё совсем недавно падали и на одинокие деревца, мужественно противостоящие стихии.
Природе свойственно постоянное движение и обновление. И не успели солнечные лучи добраться до земли, как она тут же отозвалась на теплое прикосновение. Поникшие, прибитые к земле ливнем тонкие стебельки травы поднимаются, тянутся вверх, как бы отряхиваясь от пережитых невзгод.
Ещё ползут по мокрой земле темные тени от лохматых туч, ещё не утих злой ветер, пригибающий деревца к земле, но гроза уже позади. Совсем скоро солнышко согреет этот луг, высушит намокшую траву, последние капли застывшего на листьях дождя упадут, и обновлённый луг заиграет новыми, яркими красками.
Зазвенит в высоком небе весёлая песня жаворонка, нежные луговые цветы поднимут к солнцу свои головки, превращая луг в изумрудный расписной ковёр.
Особое внимание художник уделил изображению неба. Его контрастность является символом борьбы тьмы и света
И как в сказках добро всегда побеждает зло, так и на этом полотне солнечный свет и чистое небо обязательно окажутся сильнее мрачных туч.
После самых тяжёлых бед и несчастий всё равно наступит период обновления и рассвета. Как противовес бурлящему беспокойному небу луг изображен спокойным и тихим.
Заказать сочинение
Бросив на картину мимолётный взгляд, можно подумать, что ничего особенного в ней нет. Обычный пейзаж, каких встретишь немало. Никаких выдающихся рельефных форм, никакой особенной растительности, никакого буйства красок.
Но именно этот намокший от ливня луг является олицетворением всей прелести и свежести природы.
И пусть знакомые с детства места не блещут яркими южными красками, голубыми водами тёплого моря, высокими пальмами и кипарисами, но от этого они никогда не станут чужими и далёкими.
Дожди и грозы
Пограничные состояния природы чрезвычайно увлекали Васильева. В его творческом наследии есть немало картин, связанных именно с неустойчивыми, скоропреходящими моментами существования природы — «Берег Волги после грозы», «Вечер перед грозой», «После проливного дождя» и так далее. Пейзажам Васильева чужда устойчивость шишкинских пейзажей. В каждой его картине заложена возможность перемены. Скажем, васильевские тучи всегда несут в себе «потенциал рассеяния» или, напротив, «разражения» дождём. Именно в силу этой особенной любви к фиксации мгновенных состояний пейзажа Васильев так часто обращался к дождям, ливням, грозам, причём не столько к ним самим, сколько к эффектам, производимым ими при своём начале или конце.
Особенность создания картины
Во время создания «Оттепели» в 1971 году Фёдор Александрович занемог. Но вскоре оказалось, что это не банальная простуда, с которой молодой организм запросто должен справиться, а тяжёлая инфекция. Художник, ему тогда исполнился 21 год, поначалу просто не воспринял предупреждения врачей всерьёз, а туберкулёз начал прогрессировать.
Из-за тяжёлой болезни эскулапы настоятельно рекомендовали Васильеву переехать в Крым. Молодой человек был вынужден подчиниться, но практически всё время тосковал по родным местам. Поэтому в первую крымскую зиму 1972 года появился «Мокрый луг».
Эта картина не была живописью на пленэре. Художник изобразил на холсте дорого́й ему уголок российской природы, воспользовавшись несколькими карандашными набросками, сделанными ранее, да собственными воспоминаниями о любимой Гатчине.
Деревня
Васильев, городской житель, по-настоящему увидел и полюбил деревню летом 1868 года, когда жил в Константиновке близ Красного Села под Петербургом. Летние впечатления этого года отражены в таких картинах, как «Деревенская улица», «После грозы», «Возвращение стада» (за эту работу он получил первую премию на конкурсе Общества поощрения художников). Более близкому знакомству с деревней и среднерусской природой способствовали поездки, предпринятые Васильевым в следующем году — на Тамбовщину и под Сумы, где находились имения графа Строганова. Со свойственной ему восторженностью и непосредственностью художник описывал свои впечатления в письме к одному из приятелей: «Я всем наслаждался, всему сочувствовал и удивлялся — всё было ново..
Из-за угла рощи вдруг выплыла деревня и приковала всё внимание: крошечные, крытые соломой домики, точно караван, устанавливались в беспорядочный и живописный порядок. По улице стояли журавли (колодцы) с натоптанною около них грязью и колодою, у которой валялись свиньи, мылись дети, и расхаживала всякая домашняя тварь»
Впечатления Васильева — это, прежде всего, именно впечатления пейзажиста. В его наблюдениях нет критической ноты — и нет её в деревенских картинах мастера.
Детство и юность
Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине (пригороде Санкт-Петербурга) в бедной семье. Его родители не были венчаны, поэтому всю жизнь Федор Александрович жил с клеймом незаконнорожденного, без необходимых документов, что в итоге сыграло роковую роль при отсрочке лечения.
Мать Федора – Ольга Емельяновна Полынцева – и отец – Александр Васильевич Васильев – едва сводили концы с концами, и этому было простое объяснение: отец, несмотря на должность помощника учителя, запойно пил. Поэтому с 12 лет Федор был вынужден подрабатывать, сначала помогая разносить почту, а потом став помощником писца. Напряженная борьба за существование подорвала жизненные силы художника, приведя к безвременной кончине.
Федор Васильев