Такая короткая жизнь!
Да, жизнь художника Федора Васильева была действительно очень короткой: он прожил всего двадцать три года. Но еще меньше было отведено ему на творчество — всего пять лет. Однако творческое наследие художника позволяет восхищаться его проникновенностью и глубиной.
Васильев родился неподалеку от Петербурга, в маленьком городке Гатчина 10 февраля 1850 года. Отец его был мелким почтовым чиновником.
У Федора рано проявилась способность рисовать. Это увлечение в последствии определило его судьбу. С двенадцати лет Федор Васильев был вынужден пойти на службу в почтовое ведомство, на Главпочтамт. Однако проработал там недолго, бросил службу и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе. Оба они принадлежали к течению передвижников, покинувших стены Академии Художеств из-за несогласия с традициями и взглядами на искусство, сложившимися в академической школе. Именно благодаря этому и была открыта Рисовальная школа, среди основателей которой числились Крамской и Шишкин.
«Оттепель» и реформы Н. С. Хрущева
После правления Сталина и его смерти к власти пришел Никита Хрущев.
Сразу же потребовалось принятие новых реформ:
- Демократизация внутренней политики государства. От своих прежних постов были отстранены и осуждены приспешники Иосифа Сталина.
- Падение сталинского культа личности, разоблачение его преступлений против советского народа.
- Уничтожение ГУЛАГа, выход политзаключенных на свободу. Снятие с них всех обвинений.
- Реформа в судебной и политической системах. Больше прав и свобод было предоставлено гражданам и республикам в отдельности.
- Экономическая реформа, в результате которой повысился уровень социальной обеспеченности, зарплат. Поддерживалась аграрная реформа, уменьшались налоги.
- Реформы в науке и технике помогли развитию промышленности.
- Градостроительная реформа, в ходе которой были построены новые многоэтажные дома, создавались новые города с развитой инфраструктурой. Увеличилось число рабочих мест и зарплаты.
- Реформы в образовании. В 1958 г. был принят закон об обязательном восьмилетнем образовании. Открылось более 50 новых вузов по всей стране, которые после своего первого выпуска подготовили больше 2 млн. квалифицированных специалистов.
Реформы хрущевской эпохи дали каждому гражданину возможность внести свой вклад в развитие общества. Это время было первой попыткой реформации общества СССР. Не все задачи удалось осуществить в политической и социальной сфере. Однако старт был дан.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.
В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.
Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.
Васильев Федор Александрович (1850-1873)
Русский живописец, пейзажист Федор Александрович
Васильев родился 10 февраля 1850 г. в Петербурге, в семье мелкого
почтамтского чиновника. Уже двенадцатилетним ребенком Федор
Александрович был отдан на службу на главный почтамт. С ранних пор
пристрастившись к рисованию, будущий художник отдавал все свободное
от работы на почтамте время любимому занятию. Детство художника было
омрачено не только бедностью, но и трагичной судьбой его отца, после
смерти которого в 1865 году Васильев стал опорой семьи — на плечи
15-летнего юноши легли заботы о хлебе насущном.
Васильев работал у реставратора Академии
художеств П. К. Соколова и продолжал свои занятия искусством.
Окончательно избрав путь художника, он поступает в рисовальную школу
Общества поощрения художеств, где общается с талантливой молодежью,
активно включается в творческую жизнь. Атмосфера, окружившая
будущего художника, помогла ему прочувствовать и осознать перемены,
происходившие тогда в и искусстве, и вообще в жизни. Большой любовью
и авторитетом пользовался преподававший в школе
И. Н. Крамской, с
которым художник был близок всю свою недолгую жизнь. Несколько позже
Васильев сближается с И. И. Шишкиным, который становится
авторитетным наставником начинающего художника.
В июне 1867 года Шишкин и Васильев отправляются
на Валаам, где начинающий художник, знакомый до этого только с
техническими приемами рисунка, постигает особенности метода работы
на натуре. Прислушиваясь к советам Шишкина будущий пейзажист
одновременно расширяет круг выбираемых мотивов и приемов их
изображения. У него возникает познавательный интерес к различным
явлениям природы. На Валааме художник сближается с петербургскими
пейзажистами. В 1867 г. Васильев написал несколько этюдов с натуры,
которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. Его лучшей
валаамской работой считается этюд “На острове Валааме. Камни.”
(1868).
Образы природы приобрели в живописи художника
одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств.
Эти черты определились уже в пейзажах 1868 — 69 “Возвращение стада”,
“Перед дождём”, в которых художник запечатлел яркие и эффектные
моменты жизни природы. В этих картинах живописная манера
характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью
свободного мазка. Известные картины художника “Деревенская улица” и
“После грозы”, исполненные в это же время, прочно связаны с
актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и
характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением
вывести содержание картины за пределы изображенного.
Васильев постоянно находится в творческом поиске,
не удовлетворяясь достигнутым. Большое влияние в этот период оказали
на художника произведения художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж.
Дюпре, М. Диаза, поразившие его одухотворенным восприятием природы,
изображенной в простых сюжетах.
В 1868 году художник представил на конкурс в
Общество поощрения художников картину “Возвращение стада”, которая
представляла собой итог его годичной работы. Картина получила
высокую оценку.
Дальнейшее творчество Васильева оказывается
свободным от каких-либо влияний, вместе с накоплением опыта у
художника созревает своя концепция искусства. Художник хотел
обновить живопись, освободить ее от условности приемов. К этой
задаче Васильев подошел в своих работах, связанных с поездкой в
Тамбовскую губернию, где он испытал чувство приобщения к природе,
полной жизненных сил и поэтического очарования. Художник тогда
находился в состоянии творческого воодушевления, которое он
постарался выразить в своих картинах. Восхищаясь чувственной
красотой природы, он стремиться показать радость своей духовной
причастности к ней. Известны такие картины этого периода: “Раннее
утро, “После дождя”, “Вечер”, “Деревня” и др.
В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым
предпринял поездку по Волге, в результате которой появились рисунки
и живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”,
“Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой” и др. Здесь
художник стремился к картинной обобщенности пейзажного образа,
тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.
Вернувшись в Петербург Васильев создал одно из
главных своих произведений — “Оттепель”, которая была представлена
ранней весной 1871 года на конкурсе в Обществе поощрения художников
и удостоилась первой премии. Эта картина несла в себе большое
социальное содержание, она вся проникнута тоской и грустью,
навеянными горькими раздумьями художника о жизни русской деревни.
Популярные сегодня темы
-
Сочинение-описание по картине Березовая аллея Грабаря
Среди огромного количества картин известных русских художников пейзаж с изображением зимнего времени года с ясными морозными деньками занимает одну из первых позиций.
-
Сочинение по картине Крымова Ветреный день. Бык
В 1884 году, родился талантливый художник — живописец Николай Петрович Крымов. Уже с малых лет Крымов испытывал тягу к рисованию. Его первым учителем стал собственный отец.
-
Саврасов
Творческая деятельность известного пейзажиста многогранна по своему содержанию. Если посмотреть ранние работы Саврасова, то среди них можно выделить такие вещи, как «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду»
-
Сочинение по картине Рябушкина Московская девушка 17 века 8 класс
Шедевры живописи могут многое рассказать о культуре и быте прошлых веков. Одной из таких картин является Московская девушка 17 века.
-
Сочинение по картине Левитана Владимирка описание
Художественное творение живописца посвящено пути, по которому двигались на каторжные работы в Сибирь приговоренные к наказанию.
Сочинение-описание Оттепель Васильева
В начяле 1871 года на свет появилась картина под авторством молодого русского художника Федора Васильева, произведение было сразу оценена множеством критиков не только в России, но и в Лондоне, где получила высокие оценки известных деятелей искусства.
Полотно действительно отличается от других произведений того периода, в ней заключена особая смысловая композиция, которая с помощью тонких изобразительных приемов передает наблюдающему смысл и благодаря которым, мы можем прочувствовать те или иные переживания созданные художником. Поэтому на картине передается унылое настроение и безысходностью, и даже во всей этой серой пелене нельзя найти намека, на что то теплое и весеннее.
Самым главным элементом в этом произведение, является дорога, из-за чего полотно картины получилось немного растянутым, на картине, мы конечно-же видим, наступление оттепели, но пока еще не весны о чем нам говорит изморозь на деревьях и довольно глубокий снег. Так же мы видим несколько следов от телег на дороге, и двух уставших путников, которые стоят темным пятном на мокрой и грязной колее, впереди них талая вода преградила путь и тем самым разделила картину на две части.
С правой стороны различимы, покосившиеся изба и крыши других домов, а с левой стороны просторное поле и далекие деревья. И сразу улавливается кроющийся смысл в этом сюжете, в нем заключен жизненный путь бедных людей, и эта линиям талой воды всего лишь граница между жизнью и смертью.
На заднем плане выделяется ряды деревьев, покрытых инеем, и тяжелое давящее небо, которое как грязное одеяло укрыло все небесное пространство. Чуть ниже большая лужа коричневой воды, а с левой стороны видны множество кустов, и поросли высокой травы.
В целом полотно Федора Васильева, передает смысл жизненного пути человека, всех тягот и лишения крестьянской жизни, вся жизнь русского села запечатлена в одном изображение, где мы можем увидеть, всю угрюмость и сырость нищего существования. Но все же впереди возможно в другом мире ждет, что то светлое и свободное.
Биография Федора Васильева
Федор Васильев родился 10 февраля 1850 года в семье мелкого почтового служащего из Санкт-Петербурга. Из-за постоянной нехватки денег будущий художник уже в 12 лет работал на почте. Рисованию он посвящал каждую свободную минуту и однажды оставил работу ради серьезной учебы: устроился помощником реставратора, а по вечерам стал посещать школу Общества поощрения художников.
В 15 лет юноша потерял отца и стал старшим мужчиной в семье, где было еще трое детей. Он брался за любую работу в мастерской, но продолжал учиться в художественной школе. Вскоре его работы заинтересовали Ивана Шишкина, который знакомит многообещающего ученика с участниками Артели художников. Возглавлял артель Иван Крамской — с его помощью и при участии Шишкина Васильев продолжал совершенствовать мастерство.
В 1867 году Васильев заканчивает обучение и проводит лето с Шишкиным на острове Валаам. Из этой поездки он привозит первые значительные картины, одну из которых приобретает граф-меценат Сергей Строганов. Следующее лето Васильев провел в деревне у родственников, куда пригласил Шишкина. Результатом стало создание еще нескольких пейзажных работ и свадьба Шишкина с сестрой Федора Евгенией. К сожалению, она лишь на год пережила брата.
В 1869 году Федор Васильев принимает приглашение графа Строганова посетить его южные имения
Художник влюбляется в степь, пишет картины с видами деревень и дорог, большое внимание уделяет небу и облакам. За эту поездку было написано более 30 работ
После возвращения в Петербург художник много общается с Ильей Репиным, который как раз задумал писать картину о бурлаках. Первоначально планировалось изобразить их в контрасте с отдыхающими дачниками, но Васильев счел такой замысел слишком искусственным и посоветовал сосредоточиться только на бурлаках. Он же раздобыл у Строганова денег на поездку к Волге для себя и Репина, после чего появился знаменитый шедевр. Сам Васильев тоже создал несколько произведений с волжскими видами.
Литература[ | код]
- Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. — М.—Л.: Искусство, 1966.
- Ф. А. Васильев. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 72 с. — (Массовая библиотека по искусству).
- Федор Александрович Васильев. — М.: Искусство, 1984. — 272 с.
- Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2. — М.: Искусство, 1999. — 136 с. — ISBN 9785210013439.
- Манин В. С. Русский пейзаж. — М.: Белый город, 2001. — 632 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0293-6.
- Федор Александрович Васильев. — М.: Изобразительное искусство, 1991. — 160 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М.: Советский художник, 1986. — 304 с.
- Федор Васильев. — М.: Белый город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0221-9.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Крамской об искусстве / . — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 176 с. — ISBN 5-85200-015-9.
- Пермская государственная художественная галерея / . — Москва: Изобразительное искусство, 1976. — 184 с.
- Пермская государственная художественная галерея. Каталог произведений живописи, скульптуры, графики / В. И. Корнилова. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1963. — 232 с.
Популярные сочинения
- Сочинение Удачный день (письмо другу) Это лето выдалось очень жарким, солнце парило нещадно, находится в такую погоду, в городе было тяжело, поэтому родители решили отвезти меня погостить к любимым бабушке и дедушке
- Сочинение на тему Что такое верность Верность — это добровольный выбор, кому или чему доверять. Это проявление уважения и открытости – это доверие, не обязанность. Верность принципам или конкретным людям проявляется в преданности
- Сочинение Моя любимая сказка (Золушка, Сказка о рыбаке и рыбке) Моя любимая сказка – сказка «Золушка» Шарля Перро. И любовь к этой сказке усилилась в несколько раз после просмотра мультфильма Уолта Диснея и, особенно, старого отечественного фильма «Золушка»
БИБЛИОГРАФИЯ
- Васильев Ф. Письма и документы / Вступительная ст. и подготовка писем к печати А. А. Фёдорова-Давыдова. М., 1937
- Фёдоров-Давыдов А. Фёдор Александрович Васильев. 1850 ― 1873. М.; Л., 1947
- Мальцева Ф. С. Фёдор Александрович Васильев. 1850 ― 1873. Жизнь и творчество. М., 1984
- Приселков С. В. Рисунки Ф. А. Васильева // Труды всероссийской Академии художеств. Л.; М., 1947.Вып. 1. С. 185 ― 198
- Виннер А. Техника живописи Ф. Васильева // Художник. 1962. № 6. С. 23 ― 26
- Новоуспенский Н. Н. Фёдор Александрович Васильев. Альбом. М., 1991
- Смольников И. Ф. Короткая заря. Повесть о Ф. Васильеве. Л., 1962
- Плясов Н. Ф. «Два портрета» (М.Волошин. Ф.Васильев. Очерки). «Таврия». Симферополь. 1995
- Кузнецов С. О. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. — М-СПб: Центрполиграф, 2012
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
2/5 — (1 голос)
«Оттепель» (1871)
Бескрайние русские просторы. На переднем плане проснувшаяся от весеннего тепла река. Вся ее рыхлая поверхность расчерчена глубокими следами от полозьев саней, затопленных темной талой водой. Изгибаясь река уводит зрителя в глубь картины, увеличивая ее пространство. За рекой стоят могучие сосны-великаны, за ними дружные ряды деревьев расходятся вширь, образуя границу между бесконечной седой равниной и огромным небом с густыми, низко повисшими от влаги облаками.
У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. На крыше еще лежит снег. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Даже ей стало скользко. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Летящий навстречу зрителю грач с расправленными крыльями, подтаявшая река как бы оживляют картину, подтверждая приближение долгожданной весны.
Картина «Оттепель» имела огромный успех в художественных кругах. Спустя два месяца после получения премии на конкурсе ОПХ Васильев выполняет ее копию по просьбе великого князя Александра Алекcандровича (Александра III). В 1872 году «Оттепель» доставляется Академией художеств на Всемирную выставку в Лондон. В одной из британских газет писали:
В пейзаже Васильева даже неискушенный в пейзажной живописи зритель заметит глубокие знания природы и русской действительности, присущие А. К. Саврасову. «Оттепель» по художественному стилю напоминает самое знаменитое полотно Саврасова «Грачи прилетели». C васильевским пейзажем экспонировалась картина А. К. Саврасова «Печерский монастырь под Нижнем Новгородом», которая получила тогда вторую премию.
Картина, которая принесла знаменитость
У каждого художника, наверное, есть картина, после написания которой «он проснулся знаменитым». Такой картиной в творчестве Федора Васильева стало полотно «Оттепель», написанное в 1871 году, за два года до смерти. Полотно уже тогда было наполнено ощущением трагичности и безнадежности.
На картине изображена уходящая к горизонту извивающаяся змеею разбитая сельская дорога, изъезженная санями и телегами. Какое время года отражено в полотне? Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно, и ранняя весна. В обоих случаях мотив оттепели или наступающей весны кажется надеждой художника на выздоровление или на светлый путь в неизвестную пока еще даль… Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине — как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека — ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни — аллегория «я» художника «раньше» и «сейчас», пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию.
Картина сейчас экспонируется в Третьяковской галерее. Она выполнена маслом на холсте, и имеет небольшие размеры — 55,5Х105,5 см.
Работы художника
Оттепель. Авторское повторение
За «Оттепель» Фёдор Васильев получил в феврале 1871 года первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. В апреле художник выполнил её копию для будущего императора Александра III. «Оттепель» Васильева напомнит картины Саврасова. В ней есть тот же тонкий лиризм в сочетании с глубоким знанием природы и русской действительности, та же выразительная мягкость красок и ощущение достоверности, что и в лучших полотнах автора знаменитых «Грачей».
Заброшенная мельница
Почти обо всех работах крымского периода в письмах Васильева есть сведения. Но «Заброшенная мельница» стоит особняком. О ней он ни разу не обмолвился в своих разговорах с товарищами. То ли художник считал «Мельницу» безделкой, то ли, наоборот, она была настолько важна для него, что он не хотел о ней говорить. Когда на посмертной выставке были раскуплены все его картины, на «Мельницу» не обратили внимания, и лишь позднее она была признана одной из лучших работ.
В Крымских горах
«В Крымских горах» — одна из последних законченных работ Васильева. К Крыму, куда его «загнала» болезнь, художник питал гораздо меньше любви, чем к России. Лучшим пейзажем этого периода считается «В Крымских горах». В нём особая свежесть художнического взгляда. Здесь Васильев отказывается от кричащих красок, не ищет в пейзаже «экзотики» (напротив, старается приметить в нём родные русские черты) и благодаря этому создаёт совершенно новый образ Крыма.
Болото в лесу. Осень
«Болото в лесу» не было закончено по причине смерти художника
Первое, что обращает на себя внимание в этой картине, — это звучащие в ней чистые краски среднерусской осени. Любовь Васильева к русской природе, к её влажным лесам и обширным, открытым небу полям, удвоилась в Крыму, стиснутом горами
Крымские ландшафты вдохновляли его гораздо меньше, чем оставленная Россия. Особенную привязанность питал он к болотам, и тосковал по ним на юге.
Личная жизнь
Федор Александрович прожил всего 23 года, не женившись и не оставив наследников. Ничего не известно доподлинно о его романтических отношениях, кроме того, что он был любимцем петербургской богемы и постоянно бывал на светских мероприятиях: вероятно, учитывая его привлекательную внешность и востребованность как профессионала, он был популярен у противоположного пола.
Его сестра Евгения, супруга Ивана Ивановича Шишкина, тоже умерла от чахотки, пережив брата всего на год. Долги за лечение перед семьей, состоящей из матери и двух младших детей, покрыла императрица Мария Александровна, приобретя часть работ.
Культура в период «оттепели»
По большей степени сейчас данный этап развития страны характеризуется изменениями в искусстве и литературе СССР.
Сразу после смерти Сталина, после тридцати лет затишья, стали публиковать стихи Сергея Есенина. До этого он был под запретом, и после смерти поэта в 1925 г. ни одно произведение так и не вышло в советской печати.
Наравне с Есениным публикуются произведения остальных запретных в сталинскую эпоху поэтов: Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и др. Первыми стихи «нежелательных» поэтов печатал в своих изданиях журнал «Новый мир».
В 1957 г. состоялось одно из знаковых событий хрущевской оттепели — Международный фестиваль молодежи и студентов.
На него были приглашены гости из зарубежных стран. Событие считается первой предпосылкой падения железного занавеса.
Появившаяся свобода слова в печати поспособствовала появлению новых общественных и культурных организаций. В это время появляются новые поэты, в последующем имевшие заметное значение в культуре России: Булат Окуджава, Всеволод Рождественский, Владимир Высоцкий и др.
Несмотря на ограничение цензуры, допускались в печать произведения избирательно. Самый известный пример – произведение Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
В 1957 г. роман издали за рубежом, в 1958 году автор получил за него Нобелевскую премию по литературе. Однако на родине его затравили, исключили из союза писателей, запретили упоминания о нем во всех печатях. Травля продолжалась до 1960 г., до самой смерти Пастернака.
О работе:
За «Оттепель» Фёдор Васильев получил в феврале 1871 года первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. Успех картина имела самый широкий — и не только в художественных кругах. В апреле молодой художник выполнил её копию по особой просьбе великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III (именно эта авторская копия здесь воспроизводится).
В 1872 году петербургская Академия художеств отправила этот пейзаж Васильева на Всемирную выставку в Лондон. Увидев его, корреспондент одной из британских газет написал: «Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели… Не он ли настоящий артист для этой задачи!»
Даже неискушенному в пейзажной живописи зрителю «Оттепель» Васильева отчётливо напомнит картины Саврасова. В ней есть тот же тонкий лиризм в сочетании с глубоким знанием природы и русской действительности, та же выразительная мягкость красок и ощущение достоверности, что и в лучших полотнах автора знаменитых «Грачей».
Фёдор Васильев написал окончательный вариант картины «Оттепель» в течение одного месяца. В конкурсной выставке Общества поощрения художников картина соперничала с полотном Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», которое в результате удостоилось второй премии. Картина «Оттепель» была приобретена Павлом Третьяковым ещё до начала выставки.
Ниже первоначальный вариант картины «Оттепель».
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.
В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.
Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.