Приложения
Библиография
- Максим Валлотон и Шарль Герг, Феликс Валлотон. Резюме каталога гравированных и литографированных работ: Феликс Валлотон. Резюме каталога печатных графических работ , Женева, Les Éditions de Bonvent,1972 г., 285 с.
- Патрик Грейнвилл , Гюнтер Буш, Бернар Доривал и Дорис Якубек, Валлотон , La Bibliothèque des Arts, 1985.
- Марина Дукрей, в сотрудничестве с Катей Полетти и Феликсом Валлотоном (1865-1925). Работа красками. Том I: Художник; тома II и III: Резюме каталога , Милан, Издания 5 континентов,2005 г., 1332 с. ( ISBN 88-7439-179-X ).
- Рудольф Коэлла и Катя Полетти, Феликс Валлотон (1865-1925). Искусствовед , Милан, 5 Continents Éditions,2012 г., 255 с. ( ISBN 978-88-7439-577-4 ).
- Наталия Бродская, Феликс Валлотон , Parkstone International, колл. «Best Of», 2013, 205 с. ( ISBN 978-17-8160-242-3 ) .
- Наталия Бродская, Валлотон , Parkstone International, колл. «Фокус», 2013, 256 с. ( ISBN 978-1-78310-014-9 ) .
- Марина Дукрей, Валлотон , Милан, 5 Continents Éditions,2013, 112 с. ( ISBN 978-88-7439-419-7 ).
- Мэрилин Десбиоль , Валлотон недопустим , Éditions du Seuil, 2013, 43 стр. ( ISBN 978-2021134858 ) .
- Ле Деларж .
- (ru) , выдержка из заметки в словаре Бенезит на сайте Oxford Art Online ,2011 г.( ISBN ) .
- (ru) Ян Чилверс, Оксфордский словарь искусства и художников , Oxford University Press ,2009 г..
- (en) Ян Чилверс и Джон Глэйвс-Смит, Словарь современного искусства , Oxford University Press ,2009 г..
- (ru) Белинда Томсон, Grove Art Online , Oxford University Press ,1998 г.
- (ru) Морган Фалконер, Оксфордский компаньон западного искусства , Oxford University Press ,2003 г..
- (ru) Ян Чилверс, Оксфордский словарь искусств , Oxford University Press ,2004 г..
биография
Феликс Валлотон родился 28 декабря 1865 года в Лозанне в буржуазной протестантской семье. Он брат Пола Валлоттона . В 1882 году он поступил в Академию Жюлиана в Париже, в мастерские, которые посещали многие художники -постимпрессионисты , в том числе будущие Наби . Там он привязывает себя к Феликсу Станисласу Ясински, для которого он создаст два нарисованных портрета, и который познакомит его с техникой сухого острия .
Менее чем за десять лет молодой швейцарец сумел сделать себе имя в парижском авангарде. Его известность стала международной благодаря его гравюрам на дереве и его черно-белым иллюстрациям, которые произвели фурор. Он регулярно участвует в различных салонах ( Salon des Artistes Français , Salon des Indépendants , Salon d’Automne ).
Приписывается Эмилю Бернару , Феликсу Валлотону (1886 г.), местонахождение неизвестно.
С года он возобновил искусство ксилографии . Этот поворот , возможно, было связано с публикацией, в марте 1891 года, известной статье Элберт Орьер , Le Symbolisme ан PEINTURE , призывая к «ideist» и декоративно — прикладного искусства, из которых «конкретной истины«иллюзионизм, то Trompe-л ‘oeil’ . Его гравюры на дереве, выставленные в 1892 году на первом Салоне Роз-Круа, были замечены Наби, группой, к которой он присоединился с по 1903 год . Он подружится с Эдуардом Вюйяром .
Последнее десятилетие века также было отмечено его работой в качестве иллюстратора, особенно для La Revue blanche . Один из его плакатов, рецензия на La Pépinière, воспроизводится в Les Maîtres de l’Affiche (1895-1900).
В году он встретил Элен Шатене, известную как «ла Петит» (-1910), работницу, которая стала его моделью и разделит его жизнь. Но Валлоттон не может взять на себя обязательства. Больше заботясь о будущем своей работы, чем о создании семьи, в 1899 году он женился на Габриэль Бернхейм (1863-1932), дочери торговца произведениями искусства Александра Бернхейма , вдовы Гюстава Родригеса-Энрикеса (1860-1894) и сестры Жоссе ( 1870) -1941) и Гастон (1870-1953) Бернхейм . Чтобы облегчить его интеграцию в эту великую парижскую семью, бывший анархист вынужден сделать определенную сдержанность; Затем он отказался от гравюры в пользу живописи. В году он получил французское гражданство указом о натурализации от 3 февраля.
В 1899 году он был одним из двенадцати иллюстраторов «Дани художников Пикару» . Он представляет Жюля Мелин.
В марте 1902 года он координировал один из самых удивительных номеров L’Assiette aueurre (№ 48) под названием «Преступления и преступления», который состоит из двадцати трех литографий, напечатанных только на лицевой стороне и которые будут отделены от следующей записной книжки. • точечная перфорация, составляющая настоящий альбом гравюр. В течение 1907 года Феликс Валлотон посвятил себя написанию романа под названием La Vie meurtrière .
Он рисовал интерьерные сцены, затем посвятил себя классическим темам, пейзажам, обнаженной натуре, портретам и натюрмортам, которые он переводил индивидуально, вне современных тенденций. Феликс Валлотон — художник-реалист. Ситуации, которые он описывает, предлагаются без приукрашивания или прославления. Его искусство нескромно, часто перемежается черным юмором и писклявыми издевательствами.
Его первая персональная выставка состоялась в Цюрихе в 1909 году . Он регулярно выставляется в Париже, особенно вЯнварь 1910 г., в галерее Дрюэ, выставка, каталог которой предваряет Октав Мирбо . Также он участвует в международных выставках в Европе и США. В Швейцарии его картины в основном распространяет его брат Поль, директор с 1913 года филиала Galerie Bernheim-Jeune в Лозанне , будущей галереи Поля Валлоттона.
Феликс Валлотон — трудолюбивый работник, постоянно ищет новые формы самовыражения. Тронутый ужасами Первой мировой войны , он нашел вдохновение в конфликте. Он вернулся к успеху к концу войны, прежде чем умер в году после операции от рака. Он написал: «Жизнь — это дым, мы боремся, мы обманываем себя, мы цепляемся за призраков, которые уступают дорогу руке, и его смерть здесь. »
Похоронен в Париже на кладбище Монпарнас , 28- я дивизия, недалеко от Альфреда Дрейфуса .