Алексей Кондратьевич Саврасов — Бурлаки на Волге Этюд картины Волга под Юрьевцем, 1871, 65×41 см: Описание произведения

Кто позировал Репину для “Бурлаков”

Изображённые бурлаки – это реальные люди. Всех их Репин лично знал, приглашал на беседы.

Художник сокрушался, что многие приходили позировать, умывшись и постригшись. Что не соответствовало задумке художника.

Но вот пришёл Канин (самый передний в упряжке). Мужчина лет 45. Он специально готовиться не стал для встречи с художником. В баню не ходил, рубашку праздничную не надел. Репин сразу понял, что он будет среди его “бурлаков”.

Илья Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей.

Канин когда-то пел в церковном хоре. Был расстрижен, то есть лишён церковного сана. И вот уже 10 лет “тянет лямку”. В артели бурлаков “построил карьеру”. Благодаря своему уму и упорству он стал предводителем упряжки, “шишкой”. Он лучше всех знает береговую линию. Он задаёт темп всей группе.

Он напоминал Репину греческого философа, попавшего в рабство к римлянам. Человек недюжего ума выполняет самую тяжёлую и примитивную работу, пусть и в качестве старосты.

По правую руку от Канина – нижегородский боец. Зимой он зарабатывает участием в кулачных боях. А весной-осенью “тянет лямку”. Ему ещё не более 40 лет, сил физических ещё достаточно. Его ставят в первую упряжку, как одного из самых сильных и добросовестных.

По левую руку от Канина – моряк Илька. Он умеет усердно и упорно работать, поэтому тоже в первом ряду. Но видно, что человек он угрюмый. Он один пронизывает нас недобрым взглядом. Такой легко матернется и пошлёт куда подальше.

Позади первой тройки – мужчина с трубкой. Он одет приличнее всех. Его рубаха – это не лохмотья, как у его товарищей. На нем настоящая шапка, а не повязанная тряпица.

Скорее всего, он из крестьян. У которого дома жена или мать. Которые и следят за его одеждой. Он явно лениться: идёт прямо, не сильно натягивая лямку. Да ещё трубку успевает покурить.

За ним идёт мужчина лет 60. Он исхудавший, отчаянно вытирает рукавом пот со лба. Скорее всего, он болен чахоткой, и это его последний бурлачный сезон.

Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Особенно бросается нам в глаза молодой деревенский паренёк Ларька. Видимо отправила семья его подзаработать. Может с отцом не смог ужиться, ушёл из дома. Пытается самостоятельно прокормиться. Явно он чуть ли не впервые тянет лямку. К которой никак не может приноровиться.

Позади него, наоборот, очень опытный бурлак. Крепкий старик, не ослабляя силы, ещё умудряется кисет забивать.

Между ними – бурлак, которого видно хуже других. Видно лишь, что это калмык.

Илья Репин. Фрагмент картины “Бурлаки на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За стариком с кисетом идёт отставной солдат Зотов. На нем – все, что осталось от обмундирования: картуз и куртка, правда уже без рукавов.

Позади него человек, по одежде и характерному носу похожий на грека.

Последним идёт человек с самым угнетающим видом. Такое ощущение, что он сейчас упадёт без сил. Его руки безвольно опущены. Голова так низко упала на грудь, что лица не видно. Он, скорее всего, вызывает в вас самую сильную жалость.

Последними в “упряжку” ставили опытных, но слабых или больных. Они шли  немного особняком, в своём ритме и смотрели под ноги. Так как их функцией было следить, чтобы бечева не задевала за камни. Так что его понурая поза и отставание от остальных ещё не означает, что ему плохо.

Персонажи картины

Во время пребывания на Волге Репин часто сопровождал бурлаков в их работе. Каждый персонаж имеет реального прототипа.

Возглавляет артель поп-расстрига Канин. Его задача – задавать ритм движения. Если группа сбивается, то командой «сено-солома» он восстанавливает синхронность. Справа и слева Канина окружают Илька-матрос и дюжий бородач. Их задача в этой ватаге – контроль идущих позади, потому как были они нерадивыми – кто трубку курил, а кто и демонстративно протестовал против нечеловеческой работы. Халтурщиков понукали и позади идущие – самые добросовестные бурлаки. Замыкает процессию опытный мужик, но уже старый и больной. Он идет особняком, чтобы не нарушать общий ритм движения.

Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

Вариант 1

Одно из самых знаменитых творений И.Е. Репина – картина «Бурлаки на Волге». Прежде чем написать это полотно, художник путешествовал сначала по Неве, а потом – и по Волге. Рождению шедевра предшествовало написание этюдов, посвящённых бурлакам, и их портретов. Знакомство живописца с людьми этой тяжёлой профессии состоялось в 1870 году, а спустя три года появилась на свет картина в её окончательном варианте.

Первое впечатление от полотна – группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся по-доброму, с пониманием, что ему тоже нужно чуть-чуть передохнуть.

Вытянувшийся в рост молодой бурлак, похоже, не рассчитал силы, и теперь слишком изнурён, чтобы как следует налечь на лямку. Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время – осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

Надо сказать, что к картине Репина многие тогда отнеслись критически, но время расставило всё по своим местам: имена критиков вряд ли теперь кто-то вспомнит, тогда как об Илье Ефимовиче знает ещё со школьной скамьи не одно поколение наших соотечественников.

Вариант 2

“Бурлаки на Волге” — одна из самых известнейших работ величайшего русского художника Ильи Ефимовича Репина, была написана в 1873 году от впечатлений и зарисовок, собранных во время путешествий по Волге в 1870 году. Бурлаки — это наёмные рабочие в России, просуществовавшие до начала двадцатого века. Работа бурлаков была очень тяжела, поэтому они объединялись в артели (группы). Сама же работа заключалась в том, что они, идя по берегу, тянули судно по реке. В основном пик роботы бурлаков приходился на осень и весну.

На картине изображено одиннадцать персонажей — все бурлаки, кто старше, кто моложе, все они тянут тяжёлую баржу. В помощь рабочим, при попутном ветре поднимали паруса. На картине же, на барже парус не поднят, а это значит, что люди тащат её против течения. Несложно догадаться, что это крайне тяжёлая работа к тому же люди идут по влажному песку, который проседает под ногами, усложняя движение группы. Нередко для координации своих действий бурлаки пели песню и в определённый момент синхронно делали рывок.

На картине Репина изображены нищие бурлаки, которые работают, несмотря на то, что сил у многих уже нет. Но всё же они идут, еле перебирая ногами, болтая в воздухе бессильными руками. Интересно в картине то, что бурлаки изображены в момент рывка, и из-за этого кажется, что они сейчас резко дёрнут и приблизятся к нам.

Рассматривая в наши дни эту картину с трудом верится, что кучка людей способна под палящим солнцем, в потных и грязных рубашках, шагая по мокрому песку, сдвинуть с места тяжёлую баржу. Однако, это так. Мимо воли начинаешь поражаться и восхищаться силе и упорству простых людей, которым из-за нищеты приходится выполнять тяжелейшую роботу, к тому же за гроши. А между тем на картине изображён обычный день: свети солнце, течёт река, коряга торчит из песка, но даже только от просмотра картины веет каким-то холодом, и запахом речной воды.

Смысл картины “Бурлаки на Волге” заключается в том, что человек, народ способны на очень многое и этим нужно восхищаться, верить в лучшее и, конечно, бороться за него. Илья Ефимович Репин восхищался простыми людьми и их упорством, и увековечил их в своей картине, которая вызывает у нас и восхищение, и восторг, и веру в свои силы.

Злободневность “Бурлаков”

Итак, от прямодушной злободневности Репин отказался. И румяных дачников рядом с бурлаками писать не стал.

Но Репину это не помогло. Он создал себе репутацию художника, который пишет о тяжком труде угнетенных. И публика ждала от него таких работ и впредь.

Но Репин всячески от роли “художника угнетённых” открещивался. Впоследствии старался к подобным темам не возвращаться.

Он даже прямо признавался, что разговаривая с бурлаками, в пол-уха слушал их жалобы на тяжкую судьбу. Его интересовали лишь их лица и позы.

Но что делать, Репин сам “виноват”. Написал вдалеке пароход, как олицетворение прогресса. Прочитывается это однозначно: есть, что использовать в качества буксира, но людей все равно мучают.

Да и сами бурлаки уж слишком потрепанные. На них не одежда, а лохмотья цвета пота и грязи. Вспомните, какие чистенькие и аккуратные бурлаки в Италии.

В довершение Репин показал своих бурлаков на фоне идиллистического пейзажа. Поздняя весна, светлое небо, бежевый песок, безоблачное небо. На таком фоне обтрепанность этих бедолаг выглядит ещё более вызывающей.

На самом деле Репин здесь не преувеличил. В бурлаки часто шли бродяги и бездомные. Иногда крестьяне после неурожайных лет, то есть испытывающих сильную нужду. Ведь труд был хоть и тяжёлый, но помогал жить в межсезонье (лето и зима), не думая о голоде.

В Советское время картину “Бурлаки” тоже стали воспринимать, как символ угнетения народа “проклятой” буржуазией. Именно поэтому Советское правительство так хотело, чтобы Репин вернулся из эмиграции. Считая его предвестником “правильной” живописи, то есть соцреализма.

Образец сочинения

Илья Ефимович Репин — величайший художник, который описывал тяжёлую жизнь простого народа.

Он написал много великолепных картин, среди которых самыми популярными считаются следующие полотна:

  • «Осенний букет».
  • «Не ждали».
  • «Стрекоза».
  • «Яблоки и листья».
  • «Нищая».

Илью Ефимовича всегда интересовала жизнь простого народа, поэтому он и старался это передать в своих картинах. Одной из лучших его работ считается удивительное и глубокое по смыслу художественное полотно «Бурлаки на Волге». Эта картина бессмертна.

Они все тянут крепкую верёвку, к которой привязано судно. Их лица суровы и печальны, а тела напряжены и измучены нечеловеческой работой.

На своём холсте живописец изобразил одиннадцать бурлаков, которые различаются и своим внешним видом, и возрастом, и отношением к жизни и труду. Скорее всего, у них разный и характер. Но все они объединены нищей жизнью, обветшалой одеждой и непосильным трудом. Видно по их измученным и грустным глазам, что в жизни они не видят никакой радости, они покорны своей судьбы. И у этих людей есть только одно желание — не упасть по дороге, дотянуть лямку и получить деньги, чтобы отправить домой.

Эти мужики уже многое пережили в жизни и повидали. Нечеловеческая работа сломила этих русских богатырей, которые вытягивают из себя последние силы и вытирают пот. Есть среди бурлаков и старики, которые уже по привычке идут работать и пытаются из последних сил устоять, выдержать.

Из всей этой серой печальной бурлацкой массы выделяется юноша в красной рубашке, который ещё высоко держит голову и сердито смотрит вокруг. В его фигуре художник изобразил не только молодость, но и желание вырваться из нищеты, в нём отражается протест и мощная внутренняя сила.

Именно в этом образе автор изобразил всё лучшие качества народа, которые смогли не только быть покорными, отдаваться полностью непосильному труду, но и стать счастливыми, воплотить все свои надежды.

Были ли бурлаки в живописи до Репина

В европейской живописи Репин был не первым, кто обратился к теме бурлаков.

Саврасов создал не одну картину на эту тему. Но если взять вот эту картину 1870 года, то она скорее про пейзаж, нежели бурлаков.

Алексей Саврасов. Бурлаки. 1870 г. Частная коллекция. Theartnewspaper.ru

Мы скорее любуемся преддождевым небом. А бурлаки здесь лишь деталь, но не главная. От Репинской эта картина сильно отличается.

В Европе тоже использовали труд бурлаков. И на эту тему там создано также немало работ. Вот, например, итальянские бурлаки. Тоже созданные раньше Репинских.

Телемако Синьорини. Бурлаки. 1864 г. Частная коллекция . Nyest.hu

У Синьорини бурлаки изображены рядом с хорошо одетыми господином и девочкой. Видимо, для контраста. Но по сравнению с репинскими, они не выглядят оборванцами. Хотя наверняка были не богаче наших.

Представьте, что было, если бы Репин поместил этого господина с девочкой и собачкой на свой пляж рядом с бурлаками! Получился бы форменный выпад в сторону бездушной империи. Которая ничего не может сделать с чудовищным разрывом между бедными и богатыми.

В реальности Репин так и задумывал свою картину с самого начала. Ведь именно такой контраст его и поразил в 1868 году. Тогда на Неве он впервые увидел бурлаков. Грязные, оборванные и угрюмые, они тащились тёмным пятном по пляжу. По этому же пляжу прогуливалась пестрая и смеющаяся толпа дачников.

Но от такой откровенной провокации Репина отговорил друг Фёдор Васильев (вы его наверняка знаете по шедевру “Мокрый луг”).

Труд бурлаков

Илья Репин закончил писать картину в 1873 году, когда парусные лодки активно заменялись паровыми судами. Главная ошибка художника — несвоевременность. Сразу после написания картину отправили на крупную выставку в Вену.

Представьте ситуацию: в то время, как весь мир переходит на машинный труд, из России прибывает полотно с несчастными бурлаками. Недовольство Репину высказал сам министр путей сообщения. Однако художник находился под покровительством князя Владимира Александровича и дальше словесных замечаний дело не зашло.

Работа у бурлаков была невыносимо тяжёлая. Люди в буквальном смысле впрягались в связку и без каких-либо приспособлений тянули целый корабль. Кстати, в России в XVI-XVIII веках существовали не только мужские, но и женские артели бурлаков.

Эскиз-вариант «Бурлаков». 1870 год

Детали

Реалистичность картине придают тщательно прописанные детали. Взгляд и выражения лица каждого из персонажей. Исхудавшаяся одежда, стоптанные лапти, напряженные лица. Курительная трубка как символ безразличия к происходящему. Открытый кисет – желание переложить свою ношу на плечи рядом идущего. Молодой Ларька, будто скидывающий с себя лямку, – надежда избавиться от кабальной, отупляющей работы. Акцентирована каждая деталь, отражен характер каждого из связанных одним делом, одной судьбой.

А вдалеке можно рассмотреть дымящий пароход. Немое доказательство того, что людской изнуряющий труд намного дешевле, нежели «паровая тяга».

«Бурлаки на Волге»: тайные послания

Если присмотреться к мелким деталям, можно заметить, что некоторые специально изображены неправильно. Например, флаг на мачте корабля. Русский триколор перевёрнут вверх ногами. Таким образом Репин хотел подчеркнуть политическую ситуацию в России, которая в конце XIX века стояла на грани переворота.

О перевороте говорит и верёвка, которая привязана к мачте корабля. Настоящие бурлаки тросы крепили к «телу» судна. Ведь если тянуть корабль так, как это изобразил Репин, — парусник перевернётся

Этим художник ещё раз хотел обратить внимание на общественные настроения

На картине Репина есть и другие символы, которые нельзя назвать ошибками. Нарисованы детали правильно, но нарисованы со скрытым смыслом. Так, паруса отдалённого корабля в левой части картины наполнены левым ветром. Парус — символ революции, а направление ветра — настроение революции. Хозяин корабля, который стоит на судне, одет в красную рубашку, что символизирует будущее государство рабочих. Рядом с кораблём стоит клетка с русалкой. И вот русалка вызывает массу вопросов.

История создания

По воспоминаниям самого художника, замысел написания «Бурлаки на Волге» возник у него ещё в 1869 году. Тогда он работал над другим холстом. Чтобы сделать этюды, он вместе с другом отправляется на берег реки Невы, и неожиданно там повстречали бурлаков, которые резко контрастировали с той цветущей и радостной природой вокруг.

В тот момент Илья Ефимович не выдержал и сделал первый акварельный эскиз своей будущей картины. На нём он изобразил не только живописную природу, мрачных и печальных бурлаков, но и дачников, у которых уже было совсем другое настроение. Но увидев эти наброски, Фёдор Васильев тут же их раскритиковал. Такую картинную композицию он посчитал искусственной, в которой совсем не было жизни.

Фёдор Васильев и Иван Крамской, зная, что Репин на тот момент был очень стеснён в средствах, нашли деньги, чтобы живописец мог поехать на Волгу. В мае 1870 года на пароходе Илья Репин в сопровождении брата Васильева и двух приятелей отправился в путешествие. В этом же году был сделан рисунок карандашом, который теперь хранится в Третьяковской галерее.

Разные бурлаки: шишка, халтурщики и косный

На картине Репина очень точно передана иерархия, которая тогда была принята у бурлаков. Впереди всех идёт шишка — бригадир группы. Рядом его помощники — подшишечные. В розовой рубахе — молодой бурлак, который из-за издевательств бывалых работников часто отказывался тянуть лямку. Были среди бурлаков и халтурщики, которые особенно не старались. В конце шёл надзиратель, который подгонял халтурщиков, и косный, следивший за свободным концом верёвки.

  • Яшка Кошелёк — бандит, ограбивший самого Ленина
  • Как во времена сухого закона советские граждане добывали алкоголь
  • Русские на пляже: чего иностранцу никогда не понять?
  • 13 самых нелепых и странных шедевров советской архитектурной мысли
  • Как советские врачи вынули гранату на боевом взводе из тела афганца

Цветовая гамма

При написании сочинения «Бурлаки на Волге» стоит обратить внимание на то, какие краски подбирает художник. Группа бурлаков идёт по берегу реки и у каждого из них на плече накинута чёрная лямка

Лица у всех героев картины загорелые, тёмные. Такого же тёмного и чёрного цвета у них и руки. Но сквозь прорванную рубаху у молодого парня выступает светлый кусочек тела. Одет юноша в красную рубаху и тёмные штаны.

Ещё один бурлак выделяется на фоне остальной группы, так как он в синей рубашке и в высокой шляпе.

Для холста автор использовал множество разных цветов и оттенков:

  • чёрный;
  • серый;
  • синий;
  • красный;
  • голубой;
  • жёлтый;
  • белый.

Бурлаки медленно тянут баржу, на которой развивается сине-белый флаг. Вода в реке голубого цвета, но везде на ней видны зелёные разводы. Несмотря на то что солнце не видно, день всё равно жаркий. Художник изобразил небо ярко-синего цвета. Жара идёт и от жёлтого раскалённого песка.

Описание настроения картины «Бурлаки на Волге»

Картина И. Репина “Бурлаки на Волге” признана самой народной картиной эпохи, в которую писал художник.

Центральное место на полотне занимают бурлаки, которые тянут тяжелую баржу. Бурлаков 11 человек. Они выстроены по парам, трое последних бурлаков идут по одному. Руки у бурлаков опущены вниз. На плечи каждому накинута широкая черная лямка. У всех бурлаков загорелые, почти черные лица и руки. У них темная, ветхая одежда. У каждого видны дыры на одежде. На ногах у бурлаков одеты лапти.

Третий бурлак в связке наклонился больше всех. На плече у него большая прореха, на которую давит лямка. За ним стоит высокий парень, который поправляет лямку. Этот парень, скорее всего недавно в этой команде. Руки у него загорели меньше всех, проглядывает светлая кожа через прорехи в рубахе. Лоб тоже светлый. Одет парень в красную рубаху и серые штаны.

Волосы и бороды у бурлаков отросшие и видно, что они давно не стриглись. Головы покрыты не у всех бурлаков.  Во второй паре идет бурлак в синей рубашке и высокой шляпе. Он курит трубку. Самый последний бурлак безвольно наклонился вперед. Лица его не видно. Он сильно устал и уже не может тянуть баржу.

На барже, которую тянут бурлаки, стоят два человека. На верхушке мачты развивается флаг сине – белого цвета. Мачта высокая. Паруса собраны. От мачты к носу и корме протянуты тросы.  По тому, как просело судно, можно сказать, что на барже большой груз. На противоположной стороне плывет баржа под парусами, значит, она плывет по течению. Далеко на горизонте виден плывущий корабль, из трубы идет дым.

Волга — широкая река. Противоположные берега просматриваются с трудом. Вода в реке голубого цвета с зелеными разводами. Небо над Волгой ярко – синего цвета, слегка подернутое облаками. Солнца не видно, но скорее всего на реке жарко. Песок раскален и выглядит ярко – желтого цвета. На песке лежат сухие коряги, скелет животного и предмет прямоугольной формы. Берег реки неровный, видны небольшие овраги и лиманы.

Бурлакам не приходится выбирать дорогу. Они идут и по суше и по воде.

Подведем итог

“Бурлаки на Волге” – культовая картина Репина. Но не все знают, почему. Это выстраданный шедевр: 5 лет подготовки, сотни эскизов и рисунков, тесное общение с бурлаками, переделка картины.

Первым тему бурлаков поднял не Репин. Но его “Бурлаки” – самые известные.

“Бурлаки” больше интересны не своей злободневностью, а своими персонажами. У каждого из них свой “легко прочитываемый” характер.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: