Филипп малявин

Филипп Андреевич Малявин Девка: Описание произведения

В этом отношении Малявина традиционно считают последователем Цорна, который также много полотен посвящал любованию простой, дородной, первозданной красоте крестьянских девушек. И если шведский коллега Малявина предпочитал писать их ню, выдвигая на первый план эротизм деревенских нимф, то малявинские бабы – монументы во плоти, подлинные иллюстрации к классическому некрасовскому определению про горящую избу и коня на скаку. Хотя и у него проскакивают пара-тройка обнаженных селянок (1, 2, 3). Но у Малявина их нагота – скорее естественная, необходимая составляющая сюжетов, бесконечно далекая от подчеркнутой чувственности цорновских наяд (1, 2, 3).

50 оттенков красного

Проработке нарядов своих моделей Малявин уделяет даже большее внимание, чем их лицам. В 1895 году он в первый раз изображает крестьянскую девушку в красном одеянии, и с тех пор он пускает в ход все мыслимые оттенки этого цвета, ставшего его любимым, именным красочным выбором (1, 2)

Что довольно логично: в старославянском языке «красный» означало «красивый», и все самые лучшие, праздничные наряды крестьянок обязательно содержали какой-либо из его тонов.

Разумеется, позировать художнику они предпочитали в одеждах «на выход». Видимо, палитра красного, помимо всего прочего, предоставляла Малявину всю необходимую ему силу экспрессии. Поэтому он часто использует его и для прорисовки заднего плана портретов, буквально заливая алым заревом все полотно. На этом фоне особенно четко контрастируют дробные, мозаичные мазки сарафанных узоров, где-то даже занося Малявина на территорию художника Климта (1, 2, 3). Отменно поддается его кисти и шелковистый отлив одеяний в скупом отблеске свечи, озаряя холст мягким, деликатным сиянием.

Скор на расправу

«Когда я приехал, то застал его в мастерской вместе с четырьмя или пятью бабами, разодетыми в цветные сарафаны. Бабы ходили по мастерской, а Малявин быстро зарисовывал их движения в огромный альбом, – вспоминает художник Грабарь. – На мольберте у него стояла законченная большая картина, изображавшая баб, а у стен стояло еще несколько холстов, также с фигурами баб. Владея хорошо рисунком и чувствуя форму, Малявин позволял себе роскошь таких фокусов и трюков, на которые немногие способны. Так, картина, которая стояла у него на мольберте – три толстолицых бабы, – была начата им без рисунка и без какой-нибудь наметки композиции, прямо красками по чистому холсту, притом с глаза одной из этих баб».

Речь идет об еще одной эффектной картине Малявина, посвященной излюбленным крестьянским музам. Трехметровые «Три бабы», впервые представленные в Москве в 1901 году, вызвали шквал эмоций у достопочтенной публики, что на тот момент уже стало традиционной реакцией на малявинскую живопись в России. Дерзкий размашистый мазок, цветовой вихрь завитков на фоновом плане, нетривиальность сюжета и композиции стали предметом ожесточенных дискуссий.

Картину ожидала участь, подобная судьбе первой скандальной работы Малявина – дипломного «Смеха», наведшего шороху во время выпуска художника из Академии Петербурга. Не будучи принятыми на родине, «Три бабы» долго оставались во владении автора, и в конце концов обрели заслуженный почет и покой в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже.

ВЧЕРА БЫЛА НА ВЫСТАВКЕ КАРТИН ФИЛИППА МАЛЯВИНА : alfa_delta

А вот несколько картин.«Крестьянки»,  1904 год.  Русский музей.Почти на всех картинах, изображающих крестьянок — буйство красного цвета, алые платки, пестрые, яркие, покрывающие порой всю площадь холста — и среди этого красного светится лицо. Именно светится, кажется, что оно освещено изнутри! Все лица интересные, значительные… Посмотрите!«Две девки», 1910 год, Русский музей«Крестьянка в красном платье » 1900-е, Минск«Вихрь», 1906,  Третьяковская галерея«Крестьянская девочка с чулком» 1895 г.«Крестьянка, закрывающая свиткой рот», 1894 год«Девка», 1903 год, Третьяковская галерея«За книгой» портрет Александры Андреевны Малявиной, 1895 год, Третьяковская галерея«Баба на качелях», 1920-е годы«Девка», 1903 год, Ереван«Баба», 1916  год, Рязанский художественный музей«Верка» 1913 год, Русский музейГруппа смеющихся баб (эскиз к конкурсной картине «Смех»). 1890-е гг.  Зарубежная частная  коллекция«Три бабы», 1902 год, Национальный музей современного искусства, Париж

Описание картины Филиппа Малявина «Бабы»

Филипп Малявин является одним из ярчайших самородков самобытной российской культуры. Он родился и вырос в селе Казанки Самарской губернии и с детства был погружен в специфичную атмосферу крестьянского быта, окружен всей теплотой и неповторимостью русского национального уклада и православными традициями.

С раннего детства Филипп страстно хотел стать иконописцем, в шестнадцать лет он даже отправляется на Афон в надежде получить там бесценные навыки иконописи, однако яркий и переполнявший его дар к живописи через 6 лет возвращает его из тесных монастырских стен на родину, где по ходатайству скульптора В. Беклемишева, пораженного его афонскими работами, он становится вольнослушателем Петербургской Академии художеств.

И просвещенный Петербург со всей своей безудержной непосредственностью в суждениях и пристрастиях бурно принимает молодого «гения от сохи». Необычная и вызывающая манера живописи Малявина с ее выразительными лицами и ярким, пятнисто-размазанным без деталей фоном приводила в восторг уже прославленных живописцев и деятелей искусств, таких как Репин, Нестеров, Дягилев, Третьяков, и повергала в ужас рутинеров от искусства. К Малявину быстро приходят известность, слава и достаток.

Картина «Бабы» написана в 1905 году в традиционном для раннего Малявина стиле звучного колорита и декоративности. В работе совершенно отчетливо прослеживаются принципы православной иконописи. Прекрасно прорисованные объемные лица с особыми живыми выражениями дополняются плоскими, несоразмерно крупными фигурами, одетыми в режущие цветом наряды, и, как на иконах, края одежд уходят за рамки изображения, а женщины с усмешкой и таинственностью смотрят прямо в глаза зрителей. Критики тех лет обоснованно писали, что от полотен Малявина веет необъяснимым русским духом, запахом крови, залившим народную историю, криками юродивых и маханием вилами бабьих бунтов.

Малявин Филипп Андреевич (1869 — 1940 )

Из мастеров бытового жанра Союза русских художников следует выделить прежде всего Ф.А.Малявина. Творчество Малявина очень яркое, самобытное, ни на кого не похожее. Очевидно,что к нему он пришел совершенно самостоятельно. Хотя нельзя и отрицать, что на него повлияло искусство французских импрессионистов, сложившееся в 70 — 80-х годах.

Родился будущий художник в Самарской губернии, в семье государственных крестьян. В 16 лет отправляется в Афонский монастырь, мечтая научиться писать иконы. Пробыл там послушником шесть лет. После попадает в Петербург и его зачисляют вольнослушателем в Академию художеств. Сразу же показал себя блестящим учеником. Учился в мастерской у Репина.

С самого начала его интересовала в основном крестьянская тема, как, впрочем, и многих других художников. Первые портреты своих товарищей, преподавателей еще выполнены в традиционной манере, хотя и отличались изысканностью, легкой небрежностью, широкими мазками живописи.

А в первых крестьянских образах уже проявилась страсть художника к алому цвету, горящему на платке,кофте, фартуке.

Резкий поворот к новому пониманию, к новой интерпретации образа произошел при написании конкурсной картины «Смех». Эта картина, выставленная в 1899 г. без названия, вызвала большой скандал. Совет Академии отверг ее, а звание академика было представлено за написанные ранее портреты. Талант художника был очевиден, однако смущала, даже возмущала дерзость. Благодаря Репину картина была отправлена на Всемирную парижскую выставку в1900 г., где произвела сенсацию. Французские газеты наперебой твердили о силе темперамента молодого художника. Картина была приобретена для Музея современного искусства в Венеции.

В первом десятилетии 20-го века творчество Малявина пошло на спад. После революции возник дефицит красок и Малявин много рисовал, рисунки его отличались большим мастерством и особой изысканностью.

В 1922 году Малявин с семьей выехал за границу, где поначалу имел успех, а потом впал в некую безвкусицу. Умер в 1940 году, не выдержав унизительной немецкой оккупации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: