Краткое содержание
Роман начинается с того, что корреспондент видит на улице странное объявление. Некий Лось предлагает отправиться в экспедицию на Марс. Скайльс отыскал мастерскую инженера и убедился: предложение было реальным. Корреспондент побоялся лететь, и Лось оказался в сложной ситуации. Он боялся один путешествовать. В итоге его напарником соглашается стать Гусев, которому было скучно жить в мирное время.
Гусев и Лосев благополучно добрались до Марса. Они изучили немного территорию возле места посадки. Через некоторое время они сталкиваются с марсианином, который кидает им мешок с провизией. Ночью за героями прилетает летательный аппарат. Их доставляют в город Соацере — столицу марсианской цивилизации.
Путешественники живут в комфортабельных покоях. Они знакомятся с Аэлитой, которая помогает им выучить местный язык. Также девушка рассказывает об истории планеты. В это время Гусев заводит роман с Ихой. Он случайно узнает о том, что Тускуб планирует убить землян. С помощью специального аппарата Гусев наблюдает за городскими улицами и замечает первые признаки народных волнений.
Тускуб вступает в конфликт с Горой. Правитель решает разрушить город, в то время как Гор выступает против и надеется заполучить помощь землян. Аэлите было велено отравить путешественников, но она не смогла, так как любила Лося. Девушка совершает магический ритуал и становится женой Мстислава.
В это время Гусев радостно возглавляет восстание. Сначала удача оказывается на их стороне, но ночью их атакуют люди Тускуба. Гусев и присоединившийся к нему Лось оказываются в подземных лабиринтах. Чудом им удается выйти к усадьбе Тускуба. Там слуги отводят Лося к Священному порогу, где находится Аэлита.
Утром их обнаруживают люди Тускуба. Они избивают Лося и оставляют его умирать. Гусев спасает своего друга, и они отправляются к своему летательному аппарату. С трудом им удается завести его и подняться в космос. Там они чудом возвращаются на Землю.
Актёры
- Юлия Солнцева — Аэлита
- Николай Баталов — красноармеец Гусев
- Игорь Ильинский — Кравцов, сыщик
- Николай Церетели — инженер Лось / Спиридонов
- Вера Орлова — Маша, невеста Гусева
- Валентина Куинджи — Наташа Лось
- Константин Эггерт — Тускуб, владыка Марса
- Павел Поль — Эрлих
- Юрий Завадский — Гор, хранитель энергии Марса
- Александра Перегонец — Ихошка, фрейлина Аэлиты
- Иосиф Толчанов — бородатый марсианский астроном
- Наум Рогожин — английский офицер
- Владимир Уральский — солдат
- Софья Левитина — председательница домкома
- Варвара Массалитинова — эпизод
- Михаил Жаров — эпизод
- Тамара Адельгейм — эпизод
- Галина Кравченко — эпизод
- Николай Гладков — эпизод
- Николай Вишняк — эпизод
- Г. Волконская — дама на балу
Связь с другими произведениями
- Русский инженер Лось, изобретатель яйцевидных межпланетных летательных аппаратов, прямо упоминается в ещё одном известном фантастическом произведении Алексея Николаевича Толстого — «Союз пяти» (1925).
- Виктор Потапов в сборнике «Фантастика-85» (Москва: Молодая гвардия, 1985) опубликовал «Третий рассказ Аэлиты», сюжет которого, однако, косвенно связан с повестью Толстого, а в основном касается событий, происходящих на Земле после бегства магацитлов на Туму-Марс. Там описаны виманы и применение ядерного оружия в Древней Индии.
- Кир Булычёв в 1990 году опубликовал рассказ «Тебе, простой марсианин!», однако элементы антуража фантастического Марса использованы там для критики советской системы.
- Владимир Чекмарев написал «Возвращение Аэлиты. И водрузим мы над Марсом, Красное Знамя Труда» в 2003 году, опубликовано в 2013 году в сборнике «Валькирия из бездны» YAM Young Authors’ Masterpieces Publishing ISBN 978-3-659-99354-1]
- Василий Головачёв написал продолжение «Аэлиты», опубликовав в 2003 году повесть «Магацитлы», одновременно входящую в его цикл «Смутное время».
Путешественники покидают Землю
Американский журналист в Петербурге читает необычное объявление на улице. Сообщение гласит, что инженер Лось приглашает желающих присоединиться к нему в полёте на Марс. Журналист записывает контакты. Извещение прочитал также загорелый человек со шрамом на виске, одетый в солдатскую форму.
Американский журналист находит мастерскую инженера, которая располагается в обычном петроградском дворе. Лось показывает ему аппарат для космических полётов, который представляет собой большое яйцо. Он обещает журналисту быстро долететь до Марса. Американец отказывается от предложения, но предлагает инженеру оплатить заметки, которые тот будет делать во время полёта. Лось соглашается.
Инженер продолжает ждать напарника для перелета на Марс. Лось опасается, что когда он будет лететь, то может ошибиться и миновать планету. К инженеру приходит солдат Гусев, который тоже заинтересовался объявлением и хочет отправиться в полет. Этот человек был профессиональным военным и всю жизнь отдал войне и революционному движению. Он женат, но бездетен. Ему скучно в мирное время, поэтому он готов полететь на Марс.
Марс Обитаем и его каналы
– полярные ледники состоят не из воды, а из замерзшей углекислоты,
– светлые области Марса — это относительно ровные участки фунта, покрытые сплошным слоем пыли, а темные области — участки, покрытые множеством кратеров,
– «каналы» на самом деле представляют собой хаотически расположенные цепочки мелких кратеров,
– сезонные изменения цвета поверхности связаны с пыльными бурями, бушующими на поверхности планеты,
– в целом Марс более похож на Луну, чем на Землю. Ну, и конечно, никаких следов марсиан. Прощай, Аэлита. Но космические аппараты обнаружили и сфотографировали на поверхности планеты многочисленные русла высохших рек Эти русла не видны с Земли и не имеют никакого отношения к пресловутым «каналам» Значит, вода была Да, была В 1976 году факт существования в атмосфере Марса паров воды был окончательно подтвержден Одновременно был установлен факт существования водяного льда в северной полярной области Марса Очевидно, что большие количества воды сохраняются вокруг полярных областей под поверхностью планеты в виде вечной мерзлоты
Но где вода — там и жизнь Есть ли она, Или она была, но Поиски продолжаются И до сих пор абсолютно верной остается историческая фраза, произнесенная еще в 1957 году известным персонажем
«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно»
Критика и экранизация
Критики достаточно прохладно встретили роман Толстого. Практически единственным литератором, положительно оценившим произведение, был Максим Горький. Несмотря на это, читательский интерес к роману был высок. «Аэлита» была несколько раз экранизирована:
- в 1924 г. советский режиссёр Яков Протазанов снял немой художественный фильм «Аэлита»;
- в 1924 г. появился мультфильм «Межпланетная революция»;
- в 1980 г. вышел на экраны венгерский фильм «Аэлита».
С 1924 по 2010 год роман «Аэлита» был переведён на словацкий, немецкий, украинский, английский, болгарский, эсперанто, испанский и французский языки.
Роман Толстого «Аэлита» — это научно-фантастическое произведение, которое описывает межпланетные полёты в сочетании с социально-политическими проблемами общества, что делает его интересным и в настоящее время.
Популярные сегодня пересказы
- Парадокс — краткое содержание книги Короленко История рассказывает про Яна Криштофа Залуского, калеку с рождения живущего без рук. Анатомия Криштофа Залуцкого весьма неказиста, он является человеком с большой головой и маленьким туловищем, узкими плечами.
- Мой брат играет на кларнете — краткое содержание повести Алексина Главная героиня повести – семиклассница Женя. Она начинает вести личный дневник, хотя уверена, что делать это могут только выдающиеся личности. У Жени есть старший брат Лёва, который получает музыкальное образование
- Васек Трубачев и его товарищи — краткое содержание рассказа Осеевой Произведение повествует о пионерах, которые попали во время летних каникул на территорию, оккупированную немцами. Ребята своими силами восстанавливают разрушенную школу.
- Краткое содержание книги Верблюжий глаз Айтматова ентр событий – степные районы, где собираются активисты партии, намеренные разработать целинные земли.
Марс Толстого
- Подлетая к Марсу, герои повести наблюдают сложную геометрически правильную систему каналов , на их пересечении расположены тёмные точки. Система каналов двойная — одна ярко видна на поверхности Марса, вторая — крайне бледная, как бы стёртая. Позднее инженер Лось понял, что старая сеть каналов заброшена, дно высохших каналов поросло кактусами, новая же снабжает водой водяные цирки (Ро на вымышленном марсианском языке) — циклопические водохранилища, заметные даже с орбиты.
- Место спуска аппарата описано как оранжевая пустыня , изрезанная рукотворными каналами и поросшая кактусами . Позднее из романа выясняется, что эта местность была ирригирована , но пришла в запустение после гражданской войны и взрыва водяного цирка. Основное население проживает в ирригированных оазисах. Столица Марса, Соацера («Солнечное селение»), находится в оазисе Азора. Обитатели планеты называют её Тума.
- На Марсе обитают аборигены аолы и метисы (горы) — потомки аолов и землян. На Марсе Толстого нет расового антагонизма, так как и краснокожие аолы, и голубокожие горы занимают разные ступени социальной лестницы, от самых нижних (рабочие, прислуга), до высших (инженеры Высшего совета).
После революции
В 1918 году Экстер вошла в состав бюро, занимавшегося подготовкой Всеукраинского съезда деятелей искусств.
В период 1918-1921 гг. занималась оформлением спектаклей в балетной студии Брониславы Нижинской в Киеве. Её партнёром был Вадим Меллер. Параллельно преподавала в Одесской детской художественной школе, после – в собственной киевской студии. Однако уже в 1920 разрывавшаяся между разными городами художница окончательно перебралась в Москву.
В 1921 году она участвовала в выставке конструктивистов «5х5=25».
В 1923 совместно с Верой Мухиной оформила павильон издательства газеты «Известия» в рамках первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, проходившей в августе в Москве. Художница также принимала участие в разработке дизайна Входной арки и ресторана Иностранного отдела, Павильонов Механизации, Полеводства, Центрального управления лесной промышленности, Мелиорации.
1921-1922 гг. – период преподавания Экстер во ВХУТЕМАСе, где она вела курс театрального искусства и сценографии. Экстер была горячей поклонницей Никола Пуссена – француза, стоявшего у истоков классицизма – и всегда рекомендовала его своим ученикам в качестве примера безупречного изобразительного «построения».
В 1922 года Яков Тугендхольд написал первую монографию, посвящённую творчеству художницы.
В 1922-1923 гг. Экстер работала над дизайном парадной формы для Красной Армии.
Поиск компаньона
Конечно же, в одиночестве Лосю отправляться навстречу опасностям не хочется. Страшнее всего промчаться мимо Марса и погибнуть без пищи в бескрайнем космосе. Но вечером у Лося появляется напарник — солдат с улицы по фамилии Гусев. Он женат, однако детей у него нет. Почти вся его жизнь прошла в борьбе — он побывал на войне и участвовал в революции. А в мирной жизни так и не нашел призвание, потому согласен отправиться на другую планету, тем более что появилась интрига: несколько лет радиостанции всего мира фиксируют из космоса странные сигналы. Инженер не сомневается, что отправляют их с Марса, а значит там есть жизнь.
Последнюю ночь на Земле Лось проводит, вспоминая жену, и очень надеется, что на чужой планете ему не будет так горько. А в это время страдает жена Алексея Гусева, понимая, что никакими уговорами не заставит неугомонного мужа остаться.
Наследие
Получив блестящее академическое образование и впитав в себя все актуальные течения начала XX века от фовизма и кубизма до итальянского футуризма и советского конструктивизма, Александра Экстер добилась глубины, филигранности и точности в своих работах и выработала уникальный персональный стиль, который оказал основополагающее влияние на становление арт-деко. Значительное влияние на иконографию художницы оказало народное искусство – преимущественно украинское. Так, в годы жизни в Киеве Экстер специально выискивала старинные предметы декоративно-прикладного искусства, в основном, вышиванки и литургическое шитьё.
Судьба наследия художницы сложна и противоречива: Экстер не оставила никаких теоретических заметок, эссе или манифестов, её живописные и графические работы разбросаны по миру, многие утрачены, подлинность многих полотен находится под вопросом.
Возрождение интереса к творчеству Экстер на её исторической родине началось после распада Советского союза. В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите». Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin). В 2010 году вышла двухтомная монография Георгия Коваленко в связи с открытием в Московском Музее современного искусства устроенной им ретроспективной выставки Александры Экстер.
Биография Толстого Л. Н
В августе 1828 года родился талантливый писатель и к тому же философ Лев Николаевич Толстой. Его родители рано умерли, и почти с самого рождения его воспитывала опекунша из Казани.
В шестнадцать лет Лев Николаевич поступает на филологический факультет казанского университета, позже он перевелся на юридический факультет. Но все же долго он не проучился и вовсе ушел из университета. Начал искать себя, живя в Ясной поляне, которая досталась ему от отца. Немного позже учувствовал в кавказской войне против чеченцев.
В эти годы Лев Николаевич начинает писать свою автобиографическую трилогию «Детство» (1852г.) и «Отрочество» (1852-1854гг.). И именно этот период жизни отразился в большом количестве произведений Толстого, например рассказ «Набег» (1853г.), «Рубка леса» (1855г.), повесть «Казаки» (1852-1863гг.
), в которой молодой дворянин желает жить обычной жизнью, рядом с природой.
После начала Крымской войны, по просьбе Льва Николаевича его переводят в Севастополь. Там он пишет много произведений, которые вскоре сильно впечатлили его читателей. Толстой получил немало наград за храбрость и за защиту Севастополя. В эти же года, а именно 1855-1857 года Лев Николаевич пишет последнюю часть трилогии «Юность».
В 1855 году Лев Николаевич возвращается в Петербург и уходит в отставку, из-за того, что ему не нравилось воевать. Он знакомится с большим количеством писателей. В этот период он много путешествует по Франции, германии, Швейцарии и Италии. Он открывает школы для крестьянских детей в Ясной поляне и в близлежащей местности.
Много путешествует из-за этого события. В год отмены крепостного права, он начинает активно защищать крестьян от помещиков, которые желали отобрать у освободившихся землю. Из-за этого поступило много жалоб, которые требовали уволить Толстого.
В 1862 году Лев Николаевич женился на Софье Андреевне Берс. Через некоторое время его семья была очень большой, у Толстого было девять детей. Он пишет два своих самый популярных произведения: в 1863-1869 годах «Войну и Мир», а в 1873-1877годах «Анну Каренину», историю о женщине, которая подверглась преступной страсти.
Немного позже он с семьей переезжает на время в Москву, чтобы дать образование детям, но эта поездка дала Толстому немного больше, чем образование детей. Именно в Москве Лев Николаевич изменил свое отношение к труду. Он видел, как борются за кусок хлеба обычные трудяги, и решил быть такими как они.
Толстой отказывается от авторства всех своих написанных произведений и начинает зарабатывать на жизнь руками. Но вскоре нужда в деньгах заставила Толстого вернуть свое авторство. На протяжении долгих лет он снова пишет. В промежутке между 1879 и 1882 гг.
Также в этот период, а именно с 1887 по 1889 год Лев Николаевич творит повесть «Крейцерова соната», и тут же приступает к роману «Воскресение», который заканчивает в 1899 году. В 1890 году Толстой написал произведение «Отец Сергий».
В начале 1900ых написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе.
Последнее десятилетие Толстого подарило читателям такие произведения, как повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904 гг.), драму «Живой труп» (1900г.), рассказ «После бала» (1909г., но опубликованный в 1911г.).
В 1910 году Толстой тайно покидает Ясную поляну и в пути простужается, и так же будучи в дороге, а именно на станции Астапова, Рязанско-Уральской железной дороги, 20 ноября Лев Николаевич умирает.
Связь с реальным миром
В повести указан адрес дома в Петрограде , в котором жил инженер Лось и близ которого 18 августа 1921 года состоялся запуск его ракеты — Ждановская набережная , 11. Этот дом действительно существует и сохранился до XXI века. Интересно, что это место по нескольким причинам имеет отношения и к реальной истории российской космонавтики. В соседнем доме № 13 в 1920-е годы находилась школа авиационных техников им. Ворошилова, в которой преподавал возможный прототип героя романа Юзеф Доминикович Лось, позднее ставший разработчиком ракетных двигателей. . Позднее, в 1930-х годах, неподалёку расположилась лаборатория ГИРДа , занимавшаяся исследованиями реактивного движения, и её испытательный полигон. . Наконец, рядом находится Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского .
Действующие лица
В романе несколько главных героев. Мстислав Лось — инженер и создатель летательного аппарата. Вместе с ним в экспедицию отправляется Алексей Гусев, солдат и авантюрист. Он был сторонником махновского движения, но после разочаровался в нем и примкнул к Красной Армии. Еще один герой — Скайльс. Американский корреспондент не собирается отправляться на Марс, но он предлагает Лосю вознаграждение за путевые заметки.
Также в романе есть и другие герои:
- Тускуб — правитель и диктатор всех стран и народов Марса;
- Аэлита — дочь Тускуба;
- Иха — племянница управляющего дома Тускуба;
- Гор — предводитель рабочего населения Марса.
Марс Обитаем видео
ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ, И УЗНАВАЙ О НОВИНКАХ ПЕРВЫМ!!! https://www.youtube.com/channel/eqXD0ImGIxWmBaoGXO91UA …
https://youtube.com/watch?v=8HL83tWh2Po
Гибель марсианской цивилизации. Марсианские хроники. Что же в реальности есть на Марсе!
Гибель марсианской цивилизации. Марсианские хроники. Что же в реальности есть на Марсе! Есть ли у ученых предположение о причинах …
https://youtube.com/watch?v=sBcoJ-ihyTI
Это лишь наши предположения и не нужно их расценивать как что-то единое и верное. Мы пришли к выводу, что марсианская атмосфера была …
ТАЙНЫ НАСА. СЕКРЕТНЫЙ МАРС. ПОЧЕМУ НАМ НЕ ГОВОРЯТ ПРАВДУ?
ТАЙНЫ НАСА. СЕКРЕТНЫЙ МАРС. ПОЧЕМУ НАМ НЕ ГОВОРЯТ ПРАВДУ? =============================================== Если узнали что …
Марс Обитаем! Новые Доказательства
Марс Обитаем! Жизнь на Марсе. Много столетий людей волновал вопрос о возможности жизни на Марсе, поэтому когда агентство НАСА опубликовало …
Смысл конца
В читательском дневнике нужно отразить не только сведения о произведении, краткое содержание, но и личные впечатления. В конце романа Гусев и Лось достигают Земли, благополучно приземляются. Они провели на Марсе несколько месяцев, но на их родной планете прошло четыре года.
Путешественники быстро становятся знаменитыми, но им это не нужно. Лось скучает по Аэлите. Последние события на Марсе стерлись у него из памяти. Гусев активно занимается развитием организации по спасению населения Марса. Лось в это время разрабатывает новый двигатель. Через некоторое время он вспоминает, что Аэлита выпила немного яда, а остальное допил он: значит, девушка осталась жива.
Толстой показал в окончании романа, что история влюбленных еще не завершена и, возможно, они еще встретятся. В своей работе писатель затрагивает следующие проблемы:
- размышления Гора как народного предводителя;
- критика социальных теорий Уэллса, идей некоторых буржуазных философов;
- раскрытие настоящей природы фашизма.
В 2003-м было опубликовано продолжение «Аэлиты» в авторстве Головачева.
Становление художницы
Александра Экстер родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (в настоящее время территория Польши). Её отец, Александр Абрамович Григорович служил коллежским асессором, мать была гречанкой. Детство Александра провела в Киеве.
Начальное образование девочка получила в Киевской министерской гимназии Святой Ольги, откуда выпустилась в 1899 году. По окончании школы, Александра объявила родителям о своём желании получить художественное образование. Асю, как называли её близкие, отдали в частную Киевскую рисовальную школу под руководством Н. И. Мурашко.
В 1901 году девушка стала посещать лекции в Киевском художественном училище в качестве вольнослушательницы. В 1903 году она вышла замуж за двоюродного брата, Николая Евгеньевича Экстера, по профессии адвоката и помощника Присяжного поверенного при Киевском окружном суде. Экстеры принадлежали к творческой и интеллектуальной элите Киева, посему замужество стало для девушки путёвкой в жизнь.
Начинающая художница устраивает в своём доме на Фундуклиевской улице (сегодня улица Хмельницкого) салон-мастерскую, который становится излюбленным местом встреч представителей авангардного искусства. Очень скоро у «мадам Экстер» наладились связи с художниками из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. В разное время в её доме бывали Анна Ахматова, Илья Эренбург, Владимир Баранов-Россине, Осип Мандельштам, Бронислава Нижинская, Александр Богомазов, Григорий Козинцев, Сергей Юткевич и многие другие.
В 1906 году Экстер, наконец, поступила в Киевское худучилище, среди её сокурсников оказались такие известные в будущем художники, как Аристарх Лентулов, Александр Богомазов и Александр Архипенко. В том же году Александра впервые оказалась за границей. Вместе с мужем она посетила Мюнхен, где была представлена художнику Алексею Явленскому (давнему другу её мужа), тот, в свою очередь, познакомил чету со своими единомышленниками из «Синего всадника»: Василием Кандинским, Францем Марком, Марианной Верёвкиной и др.
В 1907 студентка вновь отправилась во Францию, на сей раз с целью повышения квалификации. В Париже она брала уроки у портретиста Карло Дельваля и обучалась в знаменитой академии Гранд-Шомьер на Монпарнассе. Экстер сдружилась с Фернаном Леже (они оказались сокурсниками), Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком и Пабло Пикассо. Последние познакомили её с писательницей Гертрудой Стайн. Экстер обросла полезными связями и стала прекрасно ориентироваться в новейших течениях модернизма. Вернувшись домой, она принялась активно пропагандировать новейшие идеи авангардистов и стала своеобразным проводником актуальных тенденций в изобразительном искусстве.
В 1908 году Экстер завершила обучение в Киевской академии. Следующие шестнадцать лет – вплоть до своего отъезда из страны – проживала в различных городах Российской империи и много ездила по Европе.
В МАСТЕРСКОЙ ЛОСЯ
Скайльс вошёл на плохо мощёный двор, заваленный ржавым железом и боченкам от цемента. Чахлая трава расла на грудах мусора, между спутанными клубками проволок, поломанными частями станков. В глубине двора отсвечивали закатом пыльные окна высокого сарая. Небольшая дверца в нём была приотворена, на пороге сидел на корточках рабочий и размешивал в ведёрке кирпично-красный сурик. На вопрос Скайльса — здесь ли можно видеть инженера Лося, рабочий кивнул во внутрь сарая. Скайльс вошёл.
Сарай едва был освещён, — над столом, заваленном чертежами и книгами, горела электрическая лампочка в жестяном конусе. В глубине сарая возвышались до потолка леса. Здесь же пылал горн, раздуваемый рабочим. Сквозь балки лесов поблёскивала металлическая, с частой клёпкой, поверхность сферического тела. Сквозь раскрытые половинки ворот были видны багровые полосы заката и клубы туч, поднявшихся с моря.
Что же произошло?
Появилось объявление в 4 часа дня и было привлекательно тем, что в нем приглашались желающие отправиться в далекое путешествие на Марс
Это странное объявление притянуло внимание корреспондента из Америки Скайльса, который не сомневался, что это полнейший бред или чистое шарлатанство. Однако Скайльс все же заинтригован и желает посетить этого безумца, ведь адрес его указан
В это же время заинтересовался необычным приглашением и отставной солдат, который бродит по городу в надежде найти работу. Информация вызывает у него прилив энтузиазма, он считает, что этим предложением стоит воспользоваться.
Корреспондент спешит посетить человека, который так запросто приглашает в далекую экспедицию. Мастерская на Ждановской набережной, где находится этот чудак, оказывается в самой глубине грязного двора. Однако сам герой — талантливый инженер Мстислав Сергеевич Лось. Он молодой, крепкого телосложения, с густыми светлыми волосами, отнюдь не выглядит буйно помешанным. У него умерла жена, и он очень тяжело переносит свою потерю.