Интересный немецкий фарфор xx века

Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена

Возможность покинуть СССР появилась у Марка Шагала в 1922 году. Для участия в Первой русской художественной выставке в Берлине художник вывез большую часть своих полотен, а потом выехал с семьей. Выставка прошла с успехом. Пресса публиковала о его творчестве восторженные отзывы, издатели выпускали биографию и каталоги картин Шагала на всех европейский языках.

Художник пробыл в Берлине больше года. Он изучал технику литографии — печати рисунков с помощью оттиска.

Весной 1923 года Шагал вернулся в Париж. Картины, которые он оставил в парижском «Улье», пропали. Некоторые из них художник восстановил по памяти, среди них «Торговец скотом», «День рождения».

Вскоре Марк Шагал снова вернулся к литографии. Его друг, издатель Амбруаз Воллар, предложил создать офорты к «Мертвым душам» Николая Гоголя. Сам двухтомник «Мертвых душ» вышел ограниченным тиражом — всего 368 экземпляров. Это было коллекционное издание: каждая иллюстрация в книге была пронумерована и подписана художником, а бумага ручной выделки защищена водяным знаком Ames mortes — «Мертвые души». Один комплект гравюр — 96 работ — Марк Шагал подарил Третьяковской галерее.

Марк Шагал. Синяя корова. 1967


Марк Шагал. Голубая рыба. 1957

Марк Шагал. Сотворение мира. 1960

Художник готовил офорты и к другим книгам: «Басням» Лафонтена, «Дафнису и Хлое» Лонга, автобиографии «Моя жизнь». А иллюстрации к Библии стали началом нового цикла работ, над которым он трудился всю жизнь. Гравюры, рисунки, картины, витражи и рельефы объединились в «Библейское послание» Шагала.

Карьера

Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Его отец Вильгельм был юристом и художником-любителем, занимавшимся пейзажной живописью, а дедушка с бабушкой увлекались копированием работ старых мастеров. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Поступив в гимназию, он усердно изучал философию и увлекался классической музыкой, больше всего любил Вагнера. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Подростком подумывал о занятиях философией и в 1899 году поступил на философский факультет Мюнхенского университета.

Призыв в армию парадоксальным образом нарушил планы студента и подтолкнул к занятиям живописью. В 1900 году Марк поступил в Мюнхенскую Академию художеств. Несколько лет он учился под руководством суровых приверженцев академической традиции Габриэля Хакля и Вильгельма фон Дица. Формально Мюнхен начала XX столетия являлся центром художественной жизни Германской империи. Но моду в стране диктовал популярный светский портретист Франц фон Ленбах, чья небрежная живописная манера породила множество подражателей. В богемной среде увлекались символистами: Арнольдом Бёклином и Францем фон Штуком. Последний некоторое время преподавал в Академии и читал лекции Паулю Клее и Василию Кандинскому – будущим единомышленникам Марка. Вкусы художника, тем не менее, сформировались, прежде всего, под влиянием двух поездок в Париж (в 1903 и 1907 гг), где он посещал выставки импрессионистов и постимпрессионистов. 

За годы обучения Марк освоил ремесло художника, став настоящим мастером, но традиции исторической живописи XIX века были ему чужды. В поисках своего стиля он обращался то к стилю модерн, то к немецкому почвенничеству, то к фовизму. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Живописец решительно порвал с натурализмом. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Изображённый на нём поэт, окружённый дикими животными, воскрешает в памяти полузабытые образы земного рая.

В мае 1906 года у Марка завязались отношения с художницей из Женской академии Мюнхенской Ассоциации художников Мари Шнюр и её ученицей Марией Франк. Втроём они отправились в общину Кохель-ам-Зе в верхней Баварии, где провели целое лето, обе любовницы позировали художнику на фоне пасторальных пейзажей. Ménage à trois продержался недолго, в 1907 году Марк женился на Шнюр, хотя его гораздо больше влекло к Франк. Брак был заключён из жалости к девушке: будучи незамужней, она не имела права оставлять при себе сына от предыдущего партнёра. В 1908 году их союз всё же распался, Шнюр обвинила Марка в адюльтере с Франк, в результате чего он не мог жениться на последней. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка.

1910 годы стали для художника наиболее тяжёлыми, полными трагических событий – но и наиболее плодотворными. Мучительный роман и последующий разрыв с Анеттой фон Экард, замужней женщиной и матерью двоих детей, которая была старше его на 9 лет, заставил Марка окончательно отвернуться от человечества и уйти в себя. Тем не менее, в 1911 году он отправился в Лондон, чтобы в обход немецкий законов, заключить брак с Марией Франк.

Работы этого периода носят апокалиптический характер – в них отражено абсолютное неприятие современности. Самое выдающееся произведение 10-х годов – а, возможно, и за всю карьеру художника – «Судьба животных» (1913 г.). На обратной стороне холста Марк оставил пометку: «Und Alles Sein ist flammend Leid» (нем. «И всё живое пылает в агонии»). Эта поистине провидческая работы была окончена за год до начала Первой мировой войны.

Сочинение-описание картины Франца Марка «Свиньи»

Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях».

Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Кажется, что цветы вот – вот сорвали и поставили в вазу. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. В истории искусства 20 столетия Франц Марк навечно остался стремительным всадником, скачущим на вольном синем коне экспрессионизма.

Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову.

Ученик Леона Бакста

Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Начальное образование он получил дома, как и большинство евреев в то время, изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства.

В Петербурге он занимался в школе Общества поощрения художников и в студии Говелия Зейденберга, учился живописи у Льва Бакста. В это время формировался художественный язык Шагала: он писал ранние работы в духе экспрессионизма и пробовал новые живописные приемы и техники.

В 1909 году Шагал вернулся в Витебск. Он вспоминал, как бродил по городским улицам в поисках вдохновения: «Город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах».

На многих полотнах художника можно увидеть этот провинциальный городок: покосившиеся заборы, горбатые мосты, кирпичные улочки, старую церковь, которую он часто видел из окна своей мастерской.

Здесь, в Витебске, Шагал встретил свою единственную любовь и музу — Беллу Розенфельд.

Почти на всех его полотнах с женскими образами изображена Белла Розенфельд — «Прогулка», «Красавица в белом воротнике», «Над городом».

Марк Шагал. «День рождения». 1915

Марк Шагал. «Прогулка». 1917

Марк Шагал. «Над городом». 1918

ТВОРЧЕСТВО

Историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику. Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году. Здесь он открыл для себя великих художников — Сезанна, Гогена и Ван Гога. Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца.

В ранних вещах сохранял традиционную, более натуралистичную палитру, хотя стремился к ритмическим обобщениям форм в духе символизма; с 1908 лейтмотивом его живописи стал образ лошади на фоне пейзажа. 

В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Широко известны серии его картин animals—particularly о лошадях и deer—in о лесных животных, в которых он пытался выразить свое восхищение чудом природы. В своих работах (например, «Синие лошади», 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет.

СИНИЙ КОНЬ

«Синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. При этом она отличается от других картин художника. В первую очередь, основным ее преимуществом является ее особая пронзительность и очарование.

Конь напоминает молодого юношу, который еще полон сил. Он склонил голову на один бок. Его тело выполнено в немного изломанных формах. Кстати рисование в такой манере является характерным для данного художника. Грудину коня пронизывает белый цвет. В то же время его грива и копыта отдают синевой. За счет этого контраста лошадь выглядит очень необычно. Да и вообще, это немного непривычно – видеть синюю лошадь.

Сама по себе картина выполнена в довольно интересном цвете. На фоне этих контрастных цветов лошадь кажется еще более необычной. Кажется, что она дополняет фон, а фон, в свою очередь, тоже дополняет лошадь. Эти два объекта просто не смогли бы существовать друг без друга.

Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь — это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать.

Живопись

Академическое обучение дало Францу Марку основы художественного мастерства, но молодому художнику претил традиционный подход преподавания. Поездка в 1903 году в Париж оказала решающее влияние на творчество. Франц провел немало часов в Лувре, где познакомился с работами мэтров

Также привлекли внимание японские гравюры, но изменить восприятие мира удалось не мастерам эпохи Возрождения, а импрессионистам

Вторая поездка во Францию в 1907-м окончательно определила стиль молодого живописца, пришедшего в восторг от картин постимпрессионистов Гогена, Сезанна и Ван Гога. Полотна мастеров перевернули сознание и повлияли на выбор направления. Марк приступил к изучению анатомии животных, которых мечтал рисовать.

Сделать главными героями картин лошадей, оленей, кошек и собак Франца Марка подтолкнуло убеждение, что люди несовершенны и даже уродливы, а животные — высшие существа, чистые и гармоничные, не испорченные влиянием цивилизации.

Проба кисти Марка — гобелен «Орфей и звери» — побуждала публику вспомнить позабытый земной рай, первозданную красоту животных, покорных воле Творца. После 1908-го в творчестве экспрессиониста все чаще присутствуют изображения лошадей.

В 1910 году Франц Марк познакомился с коллегой Августом Макке. Вместе с ним в сентябре того же года вступил в объединение экспрессионистов, в котором состоял до конца 1911-го.

Знакомство с русскими абстракционистами Василием Кандинским, Марианной Веревкиной и Алексеем Явленским, а также общий интерес к модернистским направлениям фовизму и кубизму подтолкнули художника с группой единомышленников к выходу из объединения и созданию группы «Синий всадник». Марк и Макке полагали, что внутреннее и внешнее восприятие человеком окружающего мира следует объединить. Теоретиком идеи стал Кандинский.

Однако Франц Марк, будучи в «Синем всаднике», нашел свой стиль. В цветовое решение и форму революционер внес некую напряженную экзальтацию, при этом выдержав романтическую линию. Известные работы этого периода — полотна «Голубая лиса», «Желтая корова», «Синяя лошадь», «Мечта».

Картины, датированные 1913 годом, наполнены предчувствием драматических событий. Ощущается крен мастера в сторону абстракционизма. Тревога и апокалиптические ожидания Марка обусловлены военными событиями. Наиболее показательны в этом плане работы «Судьба животных» и «Башня синих лошадей». Последнее полотно утрачено в годы Второй мировой войны.

Картины последнего года творчества — 1914-го — характерны окончательным переходом в абстракционизм и стиранием порога реальности, чему доказательство — картины «Тироль» и «Борьба форм».

Примечания и ссылки

  1. У него в качестве учителя среди прочего Вильгельм фон Диц .
  2. (де) «Мария Марк. Leben und Lebenswerk »Бриджит Зальмен, Мария Марк им Крайс де Блауэн Райтер (каталог выставки), Schloßmuseum Murnau, 2004.
  3. Шедевры из музеев Льежа , Fondation de l’Hermitage,1988 г., 168  с. , стр.  53.
  4. ↑ и (де) Георг-В. Költzsch , Phoenix Folkwang: Die Meisterwerke , Cologne, Dumont,2002 г., 280  с. ( ISBN  3-8321-4994-5 ) , стр. 146, 149.
  5. Выставка в Лувре, «  Из Германии 1800-1939, от Фридриха до Бекмана  », Dossier de l’art , vol.  Специальный выпуск, п о  205,Март 2013 г., стр.106.
  6. Жан-Луи Ферье , Приключение искусства в XX — го  века , Editions дю CHENE1999 г., 1005  с. ( ISBN  2-84277-464-7 ) , стр.  119.
  7. ↑ и Дитмар Эльгер ( пер.  С немецкого), Экспрессионизм: немецкая художественная революция , Гонконг / Кельн / Париж и т. Д., Taschen,2007 г., 154-161, 256  с. ( ISBN  978-3-8228-3185-4 ) , стр.  152
  8. ↑ и Фриц Мердок , Страстный взгляд: коллекция EG Bührle , Женева / Париж, Артемис Верлаг,1990 г., 248  с. ( ISBN  2-605-00155-5 ) , стр.  79, 80.
  9. История живописи: от Возрождения до наших дней ( перевод  с немецкого), Париж, Грюнд,1995 г., 128  с. ( ISBN  2-7000-2151-7 ) , стр. 90.
  10. Райнальд Гроссханс , Gemäldegalerie Berlin: Guide , Prestel Verlag, Мюнхен,2002 г.( ISBN  3-7913-2058-0 ) , стр.36.
  11. ↑ и Pontus Hulten , Париж-Берлин: 1900-1933 , MNAM,1978 г., 575  с. ( ISBN  2-85850-066-5 ) , стр. 77, 95.
  12. Жан-Луи Прат ( пер.  С англ.), Ван Гог, Пикассо, Кандинский…: Собрание Мерцбахера. Миф о цвете , Мартиньи (Швейцария) / Le Kremlin-Bicêtre, Фонд Пьера Джанадды,2012 г., 263  с. ( ISBN  978-2-88443-140-8 ) , стр.  145.
  13. История искусства: живопись, скульптура, архитектура , Париж, Ашетт,1995 г., 319  с. ( ISBN  2-01-135001-8 ) , стр.  247.

Исторический обзор

В истории немецкого фарфора можно отметить несколько переломных моментов. Один из них приходится на начало XX века, когда преобладавший ранее историзм сменился новаторским югендстилем – национальной разновидностью модерна. Для него характерна чистота линий, почти полное отсутствие лепного декора и стилизованная роспись с преобладанием орнаментов. Малая пластика тяготела к натурализму и развивалась в двух направлениях: анималистика и жанровые сценки. Отдельно следует выделить детскую тематику, которая, пользуясь большой популярностью у скульпторов, отличалась разнообразием и реалистичностью образов.

В 1920-х годах на смену романтичному югендстилю пришёл модернизм, ставший гимном промышленной эстетике. В создании фарфора участвовали знаковые дизайнеры эпохи – основатель «Баухауза» Вальтер Гропиус, Герман Гретч и Альберт Каасманн. Вместо пышных ваз, сервизов и статуэток XIX века появились изделия с простыми, изящными формами и локальным цветовым решением. Сегодня такая продукция кажется привычной, однако в предвоенные годы она стала настоящим прорывом. Новаторские поиски характерны, преимущественно, для баварских производителей, в том числе крупнейшей фарфоровой фабрики «Розенталь».

На востоке в течение XX века «сохраняли верность» историзму. Чтобы как-то отличаться от конкурентов, многие фабрики выбирали «нишу» и развивали её, находя свой путь к славе. Примером служат два ведущих производителя Тюрингии: «Ильменау» и «Веймар Порцелан», сделавшие ставку на кобальтовый фарфор и цветочный декор в барочном стиле. Похожие сервизы создавал в 1960-х годах ещё один восточногерманский завод – «Кала», ставший символом роскоши в СССР. Вероятно поэтому, сегодняшним коллекционерам в России особенно близок немецкий фарфор классического направления.

Этими предпочтениями умело манипулируют небольшие предприятия Германии, возникшие в 1980 – 1990-х годах, когда фарфоровая промышленность в целом пошла на спад. Используя старые формы известных фабрик или их современные копии, фальсификаторы поставляют на российский рынок продукцию сомнительного качества. Она выдаётся за истинно «немецкий фарфор», хотя в Германии давно отдают предпочтение авангардным стилям. Даже старейшие предприятия, вроде Мейсена или Нимфенбурга, наряду с признанными «хитами», сегодня предлагают изделия актуального дизайна, удивляющие креативностью и свежестью решений.

Хрупкая память нацистской Германии

Отдельного внимания заслуживает немецкий фарфор середины XX века, выпускавшийся Третьим рейхом. Его привлекательность в глазах инвесторов год от года растёт, несмотря на негативный исторический фон. Известнее других продукция фарфоровой фабрики «Аллак», которая работала с 1935 по 1945 годы в одноименном районе Мюнхена. На клейме предприятия изображены две руны «Соул» – знак подразделений СС.

Фабрика выпускала элитную посуду, статуэтки и предметы декора, призванные воспитать художественный вкус у представителей новой немецкой формации. Продукция отличалась высочайшим качеством, поскольку большая её часть поставлялась на заказ рейхсфюреру СС – Генриху Гиммлеру. Этот высокопоставленный военный чиновник лично курировал фабрику «Аллак», проверяя ассортимент на соответствие идейным запросам нацистов.

Гиммлер мечтал о фарфоре, который затмит всё, что было создано до этого в Германии и прославит Третий рейх. Фабрика работала в псевдо-античном стиле, а выпускаемые ею скульптуры отличались гипер-реалистичностью. Большинство изделий был представлено как в цветном, так и в чисто белом варианте. Мечта рейхсфюрера практически сбылась – в настоящее время продукция «Аллак» стоит дороже мейсенской и не менее востребована, что объясняется её красотой и редкостью.

«Тёмное пятно» в истории предприятия – период работы на территории концлагеря Дахау, с привлечением труда заключённых. Это не позволяет в полной мере оценить уникальный фарфор «Аллака». История производства закончилась с падением Третьего рейха. Однако некоторые модели до сих пор копируются другими фарфоровыми фабриками Германии.

«Птицы»

Еще одна картина достойна вашего внимания. Ее тоже написал Франц Марк. «Птицы» — еще одна особенная работа художника. Она была написана в 1914 году и стала первой необычной работой, которая характеризовала новый стиль живописца. Это картина из той самой зрелой живописи Марка, которая стала отображением животного мира. Художник чувствовал, что животные были тем самым идеалом, которые были намного выше и чище, нежели люди.

«Птицы» – это тот самый стиль, который появился после Робера Делоне. Подобная картина, несмотря на свои яркие цвета, подчеркивает какую-то тревожность и враждебный настрой. Скорее всего, это связано с резкими переходами с одного оттенка на другой. Картина становится «колкой» и апокалиптической.

Глядя на полотно, кажется, что происходит некий взрыв, который волнует и тревожит птиц. Они разлетаются и в то же время остаются спокойными. Когда мир настигает война, кто-то начинает суетиться, а кто-то старается принять ситуацию. «Птицы» стали четким отображением военного мира с его страхами и тревогами.

Список наиболее известных предприятий

Европейский фарфоровый рынок XX века определялся, преимущественно, немецкими производителями. Расцвет большинства из них пришёлся на послевоенный период и продлился до 1970-х годов. Почему ещё вчера успешные и востребованные предприятия почти одновременно потеряли конкурентоспособность?  Ответ следует искать в глобализации рынка, открывшей путь на запад недорогому и массовому китайскому ширпотребу. Если в начале XVIII века фарфор из Поднебесной способствовал зарождению и развитию европейской элитной керамики, то три столетия спустя, он практически погубил её.

Подход к производству изменился: нужна была масштабность выпусков, простота форм и декора, сведение к минимуму ручного труда. Засилье предприятий, выпускающих похожую, пусть и качественную продукцию, не оправдывало себя. На рынке удержался только элитный фарфор, недосягаемый для массовых производителей. Зато фабрики, оставшиеся в прошлом, ещё долго будут радовать артефактами коллекционеров антиквариата.

Лучше покупать старинный немецкий фарфор следующих марок:

  • Villeroy & Boch;
  • Furstenberg;
  • Winterling;
  • Seltmann;
  • Thomas;
  • Kahla;
  • Weimar;
  • Rosentahl;
  • Hutschenreuther.

Есть и менее крупные производители, отличавшиеся высоким художественным уровнем продукции:

  • Leni Parbus;
  • Karl Schuman;
  • Ilmenau;
  • Bareuter;
  • Oscar Schaller;
  • Alboth&Kaiser Alka.

Гибель и судьба наследия

Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. На фронте при нём всегда находился небольшой блокнот для набросков, и живописный талант пригодился на войне. Художник разработал уникальный дизайн брезентовых тентов и чехлов, укрывающих артиллерию от разведки с воздуха. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях, источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров.

Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Марк полагал – и в некотором смысле оказался прав, — что Первая мировая кардинальным образом изменит мироустройство и разрушит буржуазные порядки. Своими мыслями он делился с Кандинским. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение?». Но Марка ничто не могло остановить: он сам предсказал свою преждевременную смерть в письме матери. После мобилизации Марк попал в правительственный список особо ценных художников, которых следовало освободить от военной обязанности. Однако приказ не успел дойти до фронта. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Ему было всего 36 лет. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней.

После гибели Марка его друзья организовали посмертную ретроспективную выставку. В 20-е годы вышло в свет собрание высказываний и теоретических наработок художника. Его короткая жизнь оказалась удивительно плодотворной: до наших дней дошло 240 живописных полотен, 451 рисунок, 63 гравюры, 87 набросков, 32 записные книжки, а также 17 скульптур и 30 объектов декоративно-прикладного искусства.

В 1936-1937 гг. нацисты провозгласили Марка «дегенеративным художником» и потребовали изъять из музеев около 130 работ художника. В 2011 году полотно «Пейзаж с лошадьми» было обнаружено в мюнхенской квартире Корнелиуса Гурлитта, чей отец, Хильдебранд Гурлитт, коллекционировал предметы искусства, отнесённые нацистами к «дегенеративным».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: