Синий всадник /Der Blaue Reiter
от /нем./ — Der Blaue Reiter (1911-1914)
Творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX века в Германии. Объединение «Синий всадник» было основано в декабре 1911 года, в Мюнхене, Василием Кандинским и Францем Марком. Наименование «Синий всадник» повторяло название картины Кандинского (1903г.), и призвано было свидетельствовать о романтически-символистских устремлениях художников. Выбор названия заявлял некую претензию на духовность: небесного цвета рыцарь — традиционная фигура христианских приданий. Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха «Синий всадник» (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства — ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России, искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки. Право художника на субъективное восприятие реальности, в случае Кандинского вылившееся в полный отказ от фигуративности и переход к абстракции, устанавливало особые соотношения между эмоциональным переживанием, формой и цветом. Эта проблема стала основой формальных исканий, так же, как постоянное обращение к музыке, которую считали эквивалентом живописи. Август Макке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.
Художники: Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Франц Марк (Franz Marc), Пауль Клее (Paul Klee), Август Макке (August Macke), Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky), Марианна Веревкина (Marianne von Werefkin), Альфред Кубин (Alfred Leopold Isidor Kubin), Габриель Мюнтер (Gabriele Münter).
Выставки: 1911, Мюнхен, Галерея Тангейзер; 1912, Берлин, Галерея дер Штурм, «Немецкие экспрессионисты».
Тексты: Альманах «Синий всадник», 1912; В.Кандинский «О духовном в искусстве», 1912.
См. также статьи: Баухауз, Экспрессионизм, Абстрактное искусство.
Описание некоторых произведений:
Василий Кандинский «Композиция II. Этюд», 1910. Картон, масло. Частная коллекция. В эскизе ясно виден процесс угасания натурализма и появление живописи, построенной на вибрирующих массах цвета. Использование слова композиция в названии, отражает заимствование музыкальной терминологии живописью (Впечатление, Импровизация, Композиция), начавшееся с 1909 года. Художник размещает фигуры в пейзаже. Их формы построены цветом, элементарны и лишены ассоциативности. Переплетаясь друг с другом, они напрвляют наш взгляд к центру. Общее движение соединяют и замыкают вверху силуэты деревьев. Контуры ясно очерчивают фигуры и предметы, тем не менее выразительность композиции основывается на вибрации мазков, покрывающих пунктиром поверхность картины и распостраняющихся на раму. Цвет насыщенный и плотный.
Василий Кандинский «Композиция II. Этюд», 1910.
Франц Марк «Большие синие лошади», 1911. Холст, масло. Миннеаполис, Институт искусств и Центр Уокера. «Как все воспринимают лошадь? Сравнивают с орлом или собакой?» — спрашивал Марк. Глубокая эмоциональная связь с миром природы, лежит в основе поисков, цель которых, как писал сам художник, «пантеистическое воссоединение с током крови, пульсирующим в живой природе, деревьях, животных и самой атмосфере». Композиция картины подчинена движению плавной упругой линии. Она монументальна, пластична и своей геометрией близка раннему кубизму Пикассо. Фантастический цвет лошадиных крупов и пейзажа, соответствует символике, разработанной художником: голубой — цвет духовный, суровый и мужской; красный — торжественный и тяжелый; желтый — чувственный и женский.
Описание
Башня синих коней была большая работа, 200 на 130 сантиметров (6 футов 7 дюймов × 4 футов 3 дюйма). Большую часть изображения занимает фронтальный вид четырех преимущественно синих лошадей, расположенных ярусом справа от центра, лицом к зрителю, но с повернутыми головами влево; по крайней мере одному писателю передняя лошадь показалась «лишь немного меньше, чем в натуральную величину». Слева от их ягодиц, образующих центр картины, находится абстрактный пейзаж; над ним — оранжевая радуга на желтом фоне. У передней лошади есть полумесяц на груди и кресты на теле, напоминающие звезды.
Рекомендации
- Macke, Wolfgang (ed.) Briefwechsel: August Macke / Franz Marc. (Кельн: DuMont-Schauberg, 1964), 25–28; Парч, Сюзанна. Франц Марк 1880-1916. (Кельн: Taschen, 1991), 26.
- Сравните это с Ридом, Герберт. Краткая история современной живописи. (New York: Oxford University Press, 1974 ed.) На 193, описывая работу Кандинского, сотрудника Марка и коллегу по Blue Reiter, Кандинского, как «Линии колеблются и представляют не только движение, но и цель и рост. Цвета ассоциативны не только в чувство, что они выражают человеческие эмоции (радость или печаль и т. д.), но также и то, что они обозначают эмоциональные аспекты нашей внешней среды: желтый — землистый, синий — небесный; желтый — дерзкий и назойливый, расстраивает людей, синий — чистый и бесконечный. , наводящий на мысль о бесконечном покое «.
- Ванкхейт, Клаус и Штеффен, Уве. Briefe aus dem Feld. (Мюнхен: Пайпер, 1986), 64; Парч, Сюзанна. Франц Марк 1880-1916. (Кельн: Taschen, 1991), 38–39; Пайпер, Рейнхард «Франц Марк: О животном в искусстве» в Das Tier in der Kunst. (Мюнхен: Piper, 1922), включенная в Partsch, op. Cit.
- Парч, Сюзанна. Франц Марк 1880-1916. (Кельн: Taschen, 1991), 9.
Прием и значение
Башня синих лошадей — одна из нескольких картин Марка с животными, среди которых большая группа изображает лошадей. Это один из самых заметных из тех, в которых он пытается «видеть и рисовать глазами », или, как выразился Пауль Клее , «поднимает их до своего собственного уровня». Это произвело глубокое впечатление на многих зрителей; один написал: « очаровывает нас … Группа из четырех лошадей загорается перед нашими глазами, как видение … Могущественное тело передового животного … кажется, выходит из глубины и немедленно останавливается в ней. перед зрителем ». Тесно связанная композиция произведения с его геометрической структурой и использованием цвета — с прозрачностью витража и с уменьшающейся насыщенностью по мере того, как взгляд движется вверх, — создает мощное движение вверх.
На лекции 1921 года в Берлинском университете теолог Пауль Тиллих назвал эту картину образцом экспрессионистов, «уничтожающих естественные формы и цвета с целью постижения внутренней истины вещей». Сюзанна Парч предполагает, что луна, радуга и намек на звезды указывают на прочтение картины как на попытку «изобразить единство существа и космоса», в котором человечество сублимировано в лошадях, олицетворяющих его силу. Картина считается одной из лучших работ художника.
Биография[ | ]
Родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка (1839-1907). В 1900 году начал обучение в Мюнхенской академии художеств, где учился до 1903 года у Габриэля фон Хакля и Вильгельма фон Дица.
Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещал Париж, где познакомился с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, оказавших на него значительное влияние. После второй поездки в Париж художник начал серьёзно изучать анатомию животных, с тем, чтобы наиболее по́лно воплотить своё ви́дение природы в живописи.
В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. Neue Künstlervereinigung München). Несмотря на это, с лидером объединения — русским абстракционистом Василием Кандинским — он встречается лишь в феврале 1911 года. Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник».
Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. В 1912 году он знакомится с Робером Делоне, чей стиль, наряду с итальянским футуризмом и кубизмом, стал следующим источником вдохновения для художника. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913).
Когда началась Первая мировая война, Франц Марк ушёл добровольцем на фронт, о чём впоследствии жалел[источник не указан 648 дней
], поняв всю бессмысленность европейской бойни. В ходе Верденской операции был смертельно ранен осколком снаряда и скончался в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы.
Творческие методы
Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Художник глубоко интересовался соотношением внешнего облика и внутренней организации, строения, структуры. Посему он много времени проводил в зоологическом музее, скрупулёзно изучая животных, делал зарисовки с натуры в Берлинском зоопарке. Больше всего ему нравились лошади. Неискушённого зрителя могут поражать неестественные цвета его картин, а поверхностное сходство с реальными животными может заставить усомниться в естественно-научных познаниях автора. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Вот что пишет он о цветовой символике в письме от 12 декабря 1910 года своему другу и художнику А. Макке: «Синий – мужское начало, суровое и одухотворённое, жёлтый – женское, нежное, чувственное и радостное, красный – масса, материя, цвет брутальный и тяжёлый, который всегда борется с первыми двумя и покоряется им. Если ты смешаешь, например, строгий духовный синий цвет с красным, ты тем самым привнесёшь в синий невыносимую грусть, и тогда понадобится спокойный жёлтый, чтобы добавить его к фиолетовому цвету. Но если ты смешаешь синий с жёлтым до зелёного, то пробудишь к жизни красный, массу, землю». В полотнах, написанных после разработки им этой теории, Марк всегда делал акценты на самостоятельном значении каждого цвета в отдельности.
Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных… Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе… Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных».
Синий всадник
Василий Кандинский стал основателем художественного объединения «Синий всадник». Объединение было основано в декабре 1911 года в Мюнхене.
В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Их объединял интерес к средневековому и примитивному искусству и движениям того времени —фовизму и кубизму.
В группе также были Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее.
Август Маке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.
Франц Марк. Башня синих коней (1913)
По существу, «Синий всадник» представлял собой редакционную группу одноимённого альманаха.(Название предложили Кандинский и художник Франц Марк — оба любили лошадей и отдавали в живописи предпочтение синему цвету). Успел выйти лишь первый номер в 1912 г., а в начале 1914 г. он же вышел повторным изданием. Выпустить второй номер помешала война.
Однако художники, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. Альманах «Синий всадник» оказался в числе первых программ авангардистов. Он ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен — вопрос содержания».
В. Кандинский. «Амазонка». 1911. Азербайджанский музей искусств, Баку
Художники высказывались об особенностях современного искусства: важной роли цвета, отказе от попыток подражания реальным формам. Они анализировали совершенно разные произведения искусства, от средневековой готики вплоть до лубка, подтверждая их скрытое родство в поисках выразительности
Именно тогда впервые в ранг высокого искусства были возведены детские рисунки.
Много страниц альманаха посвящено проблемам музыки и театра, поскольку экспрессионисты пропагандировали идею родства искусств и возможности их синтеза.
В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экспрессионизм вне закона. Кампания против его представителей увенчалась циничной акцией: в 1937 г. была организована большая выставка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под названием «Дегенеративное искусство». Выставленные на ней картины подлежали уничтожению. Многие из них действительно погибли, а часть произведений была продана за границу. В 1992 г. они на некоторое время вернулись из различных собраний в Берлин, чтобы «принять участие» в экспозиции-воспоминании об акции 1937 г.
Примечания и ссылки
- Сюзанна Парч, Марк , стр. 46 .
- (из) Рикарда Дик, «Else Lasker-Schüler als Künstlerin», в Else Lasker-Schüler. Die Bilder , каталог выставки, опубликованный Рикардой Дик для Еврейского музея Франкфурта-на-Майне, Jüdischer Verlag im Suhrkamp Verlag, Берлин, 2010 ( ISBN 978-3-633-54246-8 ) , S. 117-158, p. 136 .
- Клаус Ланкхейт, Franz Marc im Urteil seiner Zeit , Piper, Munich 1989 ( ISBN 3-492-10986-1 ) , стр. 50 .
- Клаус Ланкхейт, Der Turm der blauen Pferde , Reclam, Штутгарт, 1961, стр. 5 .
- Беате Офчарек и Стефан Фрей, «Хронология Einer Freundschaft», в книге Михаэля Баумгартнера, Катрин Клингсёр-Лерой и Кати Шнайдер, стр. 222 .
- Цитата с арт- сайта — Das Kunstmagazin .
- См. Также внешнюю ссылку на сайт Стефана Колдехоффа.
ТВОРЧЕСТВО
Историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику. Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году. Здесь он открыл для себя великих художников — Сезанна , и . Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца.
В ранних вещах сохранял традиционную, более натуралистичную палитру, хотя стремился к ритмическим обобщениям форм в духе символизма; с 1908 лейтмотивом его живописи стал образ лошади на фоне пейзажа.
В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Широко известны серии его картин animals-particularly о лошадях и deer-in о лесных животных, в которых он пытался выразить свое восхищение чудом природы. В своих работах (например, «Синие лошади», 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет.
Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913; не сохранилось). Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
СИНИЙ КОНЬ
«Синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. При этом она отличается от других картин художника. В первую очередь, основным ее преимуществом является ее особая пронзительность и очарование.
Конь напоминает молодого юношу, который еще полон сил. Он склонил голову на один бок. Его тело выполнено в немного изломанных формах. Кстати рисование в такой манере является характерным для данного художника. Грудину коня пронизывает белый цвет. В то же время его грива и копыта отдают синевой. За счет этого контраста лошадь выглядит очень необычно. Да и вообще, это немного непривычно – видеть синюю лошадь.
Сама по себе картина выполнена в довольно интересном цвете. На фоне этих контрастных цветов лошадь кажется еще более необычной. Кажется, что она дополняет фон, а фон, в свою очередь, тоже дополняет лошадь. Эти два объекта просто не смогли бы существовать друг без друга.
Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь — это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать.
Картины экспрессионистов всегда завораживали и удивляли почитателей искусства. Это течение появилось в конце 19 века, но наибольшего расцвета достигло в начале 20-го. Наиболее яркие представители этого направления рождались в Австрии и Германии. Франц Марк не стал исключением. Он, наряду с другими творцами, старался выразить в своих картинах свой взгляд на те уродства цивилизации, которые вызвали события 20 века, в частности Первая мировая война.
Дизайн
Башня синих лошадей — одна из первых абстрактных картин художника; она родилась в Зиндельсдорфе, где он жил. Марка давно интересовала тема лошади. Так, на его знаменитой картине « Синяя лошадь I» 1911 года изображен жеребенок в оттенках синего.
Синяя лошадь I , 1911, холст, масло, Музей Ленбаххауса (Мюнхен).
В своей теории цвета синий представляет мужской пол: Франц Марк сформулировал это в письме Августу Макке из12 декабря 1910 г. :
Башня синих коней (1912-1913), бумага, гуашь, тушь, Мюнхенское государственное собрание графики.
Этот принцип, связывающий желтый цвет с женским, присутствует, например, в «Желтой корове» , холст 1911 года; это полотно было повешено на первой выставке Блауэ Рейтер , проходившей с18 декабря 1911 г. в 1 — го января 1912 в Мюнхене.
На открытке 1912 года, адресованной его другу-поэту Эльзе Ласкер-Шулер , мы видим рисунок, выполненный гуашью и тушью. Рядом с лошадью и всадником есть следующие слова: «Синий всадник представляет Вашему Величеству своего синего коня…» Это первая из 28 поздравительных открыток, которые Марк послал поэту. Поздравительная открытка к Новому 1913 году в формате 14 × 9 см стала первым наброском картины, выполненным с первого наброска карандашом.
Картина написана в первые месяцы Нового года; его друг Василий Кандинский видел его в Зиндельсдорфе еще на мольберте на чердаке фермы, где зимой у Марка была мастерская.
Описание картины Василия Кандинского «Желто-красно-синий»
Василий Васильевич Кандинский – русский график, художник-революционер. Ворвался в отечественное искусство с самыми смелыми идеями, которые воплощал в своих картинах. Живописец и основоположник знаменитого направления в искусстве – абстракционизма, которому следовал почти всю свою сознательную творческую жизнь.
Кандинский прославился не только своими произведениями, шокирующими публику и академическое сообщество начала 20-го века, но и теоретическими трудами на тему искусства и живописи. Василий Васильевич также основал «Синий всадник», группу художников-экспрессионистов и долгое время работал преподавателем во многих странах мира.
Удивительно, но необычность Кандинского заключается и в его биографии. Василий Васильевич решил стать художником только в 30 лет, и с энтузиазмом посвятил этой мечте свою жизнь. Этому способствовало неизгладимое впечатление, произведенное на Кандинского выставкой импрессионистов в Москве, на которой он впервые увидел картину Клода Моне «Стог сена».
Глядя сейчас на произведения Кандинского, такие, как «Желто-красно-синий», трудно поверить, что художник начинал свое увлечение искусством с легких и воздушных картин импрессионистов. Шедевры абстракционизма, вышедшие из-под кисти Кандинского, отличаются резкой линией, обилием деталей и очень ярким, бросающимся в глаза, цветовым пятном.
Название картины «Желто-красно-синий» говорит, пожалуй, само за себя. На холсте действительно изображены указанные цвета – порой смешанные, перекрытые, усиленные оттенками или, наоборот, замаскированные деталями.
Во всех картинах Кандинский отображает душевный порыв, вкладывает частичку своего видения мира. Далеко не каждый зритель поймет данное произведение, но его художественная ценность неоспорима и по сей день.
Прием и значение
Башня синих коней это одна из нескольких картин Марка с животными, среди которых большая группа изображает лошадей. Это один из самых известных из тех, в которых он пытается «видеть и рисовать глазами » или как Пауль Клее говоря, «он поднимает их до своего уровня». Это произвело глубокое впечатление на многих зрителей; один написал: « очаровывает нас … Группа из четырех лошадей загорается перед нашими глазами, как видение … Могущественное тело передового животного … кажется, выходит из глубины и немедленно останавливается в ней. перед зрителем ». Тесно связанная композиция произведения с его геометрической структурой и использованием цвета — с прозрачностью цветного стекла и с уменьшающейся насыщенностью по мере того, как взгляд движется вверх, — создает мощное движение вверх.
В лекции 1921 г. Берлинский университет, теолог Пол Тиллих выделил эту картину как образец экспрессионистов, «разрушающих естественные формы и цвета, чтобы постичь внутреннюю правду вещей». Сюзанна Парч предполагает, что луна, радуга и намек на звезды указывают на прочтение картины как на попытку «изобразить единство творения и космоса», в котором человечество сублимировано в лошадях, олицетворяющих его силу. Картина считается одной из лучших работ художника.
«Дух сокрушает крепости»
Франц Марк старался выразить в своём творчестве духовное начало, к которому, по его мнению, современники утратили интерес. Его мать, София, была строгой кальвинисткой, сам художник придерживался свободных пантеистических взглядов, в его мировоззрении причудливо, но органично соединялись религиозный мистицизм и уважение к науке. Он полагал, что искусство будущего придаст форму научным наработкам.
В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». По мнению многих экспрессионистов путь к новым духовным ценностям лежит через единение с природой и космосом. По этой причине их, как, к примеру, Гогена, влекли за собой уклад и творчество народов с архаичной культурой, не утративших эту первобытную тесную связь с природой. Единство органического – и в том числе животного – мира и космоса – одна из ключевых тем творчества Марка. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости».
Как уже было сказано, при всём своем мистицизме, Марк охотно интересовался научными достижениями. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Нужно отметить, что космология и антицивилизационная мифология Марка весьма оригинальна и достаточно далеко уходит от традиционных. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств, и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Но всё ещё существует обширная сфера, усеянная развалинами, устаревшими представлениями и формами, ставшими давно достоянием прошлого, но всё ещё живучими. Устаревшие идеи и произведения искусства продолжают вести призрачную жизнь, и по-прежнему останавливаешься в полной растерянности перед геркулесовым трудом по их изгнанию и по закладке свободного пути для нового, уже пребывающего в ожидании».
До сих пор ведутся споры, можно ли считать Марка анималистом, поскольку так или иначе основной темой его работ были животные – в первую очередь лошади. Однако для анималистов изображение животных является самоцелью, чего никак нельзя сказать о Марке. Таким образом, причислить его к анималистам – представителям узкого и специфического жанра – означало бы преуменьшить размах его творчества, стереть его философские и квазирелигиозные воззрения. «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя? – вопрошал Марк. — Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака? Как бедна и бездушна наша идея помещать животных в ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души».
Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Все его зрелые работы можно условно разделить на две группы: в одной – картины пасторальные, гармоничные и умиротворённые, в другой – отмеченные печатью скорби, напоминающие о неизбежности смерти, порой апокалиптические. Марк испытывал сочувствие к бессловесным, но сильным и прекрасным животным, бессильным перед тиранизирующим их человеком. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Художнику было хорошо известно о трепетном отношении к животным монахов из ордена францисканцев. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.
По мнению Балека, «Башня синих лошадей» (1913 г), последнее крупное анималистское полотно Марка, является поэтическим видением, а работа «Судьбы животных» – исповедью. «Написанная с помощью красок-звуков, эта картина и есть прапоэзия, на которую художник полагался как на источник возрождения жизни в роковые для человечества дни» – пишет учёный.
Чуть позднее Марк перешёл к ещё более абстрактной живописи. Высказывание Клее «Чем более ужасающим становится этот мир (особенно в наши дни), тем более абстрактным становится искусство; тогда как в мирное время мир рождает реалистическое искусство» как нельзя лучше характеризует жизненный и творческий путь Марка.
28.06 Приключения «Синего всадника». О дружбе и творчестве Франца Марка и Августа Маке (I)
Posted at 13:02h
in Featured, Живопись, Искусство
by
Всего четыре года — с 1910-го по 1914-й — понадобилось Францу Марку и Августу Маке, чтобы оказать влияние на европейское искусство. Художники объединения экспрессионистов «Синий всадник» ушли из жизни во время Первой мировой войны: 27-летний Маке погиб в 1914-м в Шампани, а 36-летний Марк в 1916-м недалеко от Вердена.
Портрети Франца Марка (1913) и Августа Маке (1903) на выставке в Музее Оранжери
Глядя на фотографии этих двух друзей, полных сил молодых мужчин, на выставке «Приключения “Синего всадника”: Франц Марк и Август Маке» в Музее Оранжери, нельзя не вспомнить слова директора музея Сесиль Дебре о том, что они не успели дать зазвучать своим талантам в полную силу.
Встреча
Зеленый этюд, 1908, Франц Марк, Kunsthalle Mannheim, Мангейм
Белье на ветру, 1906, Франц Марк, Museum Folkwang, Эссен
Наш цветущий сад, 1911, Август Маке, Hamburger Kunsthalle, Гамбург
Лесной поток, 1910, Август Маке, Eskenazi Museum of Art — Indiana University, Блумингтон
У Франца Марка и Августа Маке, на первый взгляд, было мало общего. Прежде всего, их разделяла семилетняя разница в возрасте. Марк учился в Мюнхенской школе изящных искусств, в то время — центре символизма в живописи. Маке получил образование в Дюссельдорфской школе прикладных искусств и был подвержен влиянию ар-нуво и японизма.
До встречи друг с другом в январе 1910 года оба побывали в Париже. Марка впечатлили работы постимпрессионистов Ван Гога и Гогена, а Маке — Сезанна.
Белый кувшин, цветы и фрукты, 1910, Август Маке, Franz Marc Museum
Соломенная ваза, сахарница и яблоки, 1890-1893, Поль Сезанн, Musée de l’Orangerie, Париж
Для того, чтобы символически выразить лиризм природы, Марк сделал объектом своего творчества животных.
Собака на снегу, 1911, Франц Марк, Städel Museum, Франкфурт-на-Майне
Маке отдавал предпочтение цвету, его подход в живописи был более натуралистичным и рациональным.
Игрушки маленького Вальтера, 1912, Август Маке, Städel Museum, Франкфурт-на-Майне
Лютнистка, 1910, Август Маке, Centre Pompidou, Париж
Картина для детей, или Кот за деревом, 1911, Франц Маке, частная коллекция
Лошадь на фоне пейзажа, 1910, Франц Марк, Museum Folkwang, Эссен
Несмотря на эти различия, Франц Марк и Август Маке стали друзьями «с первого взгляда» и повлияли на творчество друг друга.
Портрет Франца Марка, 1910, Август Маке, Staatlichen Museen, Берлин
Клоун, автопортрет-карикатура, 1913, Август Маке, Kunstsammlungen, Хемниц
Синий всадник
Мурнау, улица с упряжкой, 1909, Василий Кандинский, Neue Gallery, Нью-Йорк
Церковь Святой Марии в Бонне, дома и одна труба, 1911, Франц Марк, Kunstmuseum, Бонн
В 1911 году Марк и Маке познакомились с Василием Кандинским. Художники решили издавать альманах «Синий всадник», в котором попытались объединить такие авангардные течения эпохи, как экспрессионизм, футуризм и кубизм.
Василий Кандинский об альманахе «Синий всадник» в письме Францу Марку, 1911 год:
«Сейчас я работаю над новым проектом — альманахом, в котором будут статьи, колонки и репродукции. Это зеркало отразит связь прошлого с будущим. Рядом с произведением египетского искусства мы расположим рисунки детей, китайскую работу разместим рядом с “Таможенником” Руссо, а образец наивного искусства — рядом с картиной Пикассо. Со временем мы привлечем писателей и музыкантов».
Кандинский и Марк, по словам куратора выставки Сары Имат, стремились к созданию Гезамкунстверка, «универсального произведения искусства», — идее, столь дорогой немецкой философии и живописи с момента ее появления в период романтизма. Свет увидел лишь один номер альманаха «Синий всадник», вышедший в мае 1912 года.
«Птицы»
Еще одна картина достойна вашего внимания. Ее тоже написал Франц Марк. «Птицы» — еще одна особенная работа художника. Она была написана в 1914 году и стала первой необычной работой, которая характеризовала новый стиль живописца. Это картина из той самой зрелой живописи Марка, которая стала отображением животного мира. Художник чувствовал, что животные были тем самым идеалом, которые были намного выше и чище, нежели люди.
«Птицы» – это тот самый стиль, который появился после Робера Делоне. Подобная картина, несмотря на свои яркие цвета, подчеркивает какую-то тревожность и враждебный настрой. Скорее всего, это связано с резкими переходами с одного оттенка на другой. Картина становится «колкой» и апокалиптической.
Глядя на полотно, кажется, что происходит некий взрыв, который волнует и тревожит птиц. Они разлетаются и в то же время остаются спокойными. Когда мир настигает война, кто-то начинает суетиться, а кто-то старается принять ситуацию. «Птицы» стали четким отображением военного мира с его страхами и тревогами.
Описание
Башня синих лошадей была большим произведением, 200 на 130 сантиметров (6 футов 7 дюймов × 4 футов 3 дюйма). Большую часть картины занимает фронтальный вид четырех преимущественно синих лошадей, расположенных ярусом справа от центра, лицом к зрителю, но с повернутыми головами влево; по крайней мере одному писателю передняя лошадь показалась «лишь немногим меньше, чем в натуральную величину». Слева от их ягодиц, образующих центр картины, находится абстрактный пейзаж; над ним — оранжевая радуга на желтом фоне. У передней лошади есть полумесяц на груди и кресты на теле, напоминающие звезды.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился в Мюнхене 8 февраля 1880 в семье художника. Мечтал стать священником, но в 1900 обратился к искусству и до 1903 занимался в мюнхенской Академии художеств.
Побывав в Париже (впервые в 1903), испытал влияние французского импрессионизма и постимпрессионизма. Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А.Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи).
В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В.В.Кандинский. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками.
Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).
Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
После начала Первой мировой войны Марк ушел добровольцем на фронт. Погиб под Верденом 4 марта 1916.