Творчество: начало пути
Пластов — художник, который изображал на своих полотнах жизнь и быт послереволюционных жителей сельской местности. Недаром его называют «певцом советского крестьянства».
Одними из первых значительных картин Аркадия Александровича являются: «Купание коней», «Колхозный праздник». Их художник написал в 1937 году. Первую — специально для выставки, которая была приурочена к двадцатилетию РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия). Второе полотно было создано для выставки, которая носила название «Индустрия социализма». Далее — краткое описание картины Пластова.
Летом, на свежем воздухе, на просторе, большим коллективом отмечать праздники — одно удовольствие. На этой картине нарисованы столы, на которых стоят самовары, лежат угощения, выращенные, произведенные своими руками, продукты животноводства.
Наверху, над трибуной, портрет главы государства того времени — И. В. Сталина. Люди празднично одеты, здесь и дети, и взрослые, и старики. С этой работой художника можно ознакомиться, взглянув на фото. Летом тепло, поэтому вот такие праздники устраивались прямо под открытым небом.
В 1938 году Пластов пишет картину «Колхозное стадо». На нем пожилой пастух пасет коров.
Подготовка к сочинению
В начале учебного года пятиклассники повторяют такие понятия, как текст и его структура, основная мысль высказывания, тема и ее раскрытие. Знакомство с произведениями живописи на тему «Лето» дает возможность детям вспомнить летний отдых, поездки на природу, в лагеря, готовит их к самостоятельной работе над текстом, к тому, что картина — это тоже текст, только выполненный красками, а не словами. В методических пособиях, предлагаемых учителю, дается несколько произведений живописи, одно из которых — работа А. Пластова «Летом».
Тема этого произведения близка и понятна школьникам, что позволит легче ее описать. Беседа по картине даст возможность обогатить словарный запас учащихся, познакомиться с понятиями контраста, художественной детали и т. д. Урок должен начаться со слов учителя о художнике, истории написания произведения, поэтому желателен показ других его картин. Для пробуждения интереса к теме урока проводится беседа о том, как дети провели лето, нравится ли им это время года, бывал ли кто-нибудь из них в лесу или в деревне, любят ли они собирать грибы или ягоды.
Грибы и ягоды
В те времена грибы были большим подспорьем для семьи. Поэтому, когда было время, крестьяне не упускали возможности пойти в лес за добычей. Грузди вымачивали, а затем солили в больших деревянных бочках. С белыми (боровиками) поступали так же или сушили их, а зимой варили ароматный суп.
Но не только грибы собирали местные жители летом, картина показывает, что ягоды также были желанной добычей «тихой охоты». Раньше малину не выращивали на огородах и в садах, а ходили за ней в лес. Из нее варили варенье, сушили, лакомились зимой или давали больным, чтобы вылечить простуду. Добытчицы собрали целый кувшин красных ягод, а девочка даже на привале срывает с веточек ароматные дары леса.
Презентация на тему: » Беседа о художнике Пластове и его картинах. Аркадий Александрович Пластов.» — Транскрипт:
1
Беседа о художнике Пластове и его картинах
2
Аркадий Александрович Пластов
3
Аркадий Александрович Пластов- Выдающийся художник Выдающийся художник Известный живописец Известный живописец Знаменитый мастер бытового жанра Знаменитый мастер бытового жанра Русский певец колхозной деревни Русский певец колхозной деревни
4
Пластов родился в 1893 (тысяча восемьсот девяносто третьем году) в деревне Прислонихе под Симбирском.
5
Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе проводил он большую часть жизни.
6
Учился Пластов в московском училище живописи
7
Художник написал много замечательных картин: Апрель
8
Отдых
9
Ужин тракториста
10
Дети
11
Косцы
12
Летом
13
Его картины раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки
14
Умер художник в 1972(тысяча девятьсот семьдесят втором) году
15
Задай вопросы о художнике: Как зовут художника? Когда родился художник? Когда умер Пластов? Сколько прожил художник? Где родился Пластов? Где учился живописец? Какие картины написал художник? О чём его картины?
16
Вы любите лето? Почему? Кто летом собирал грибы, ягоды в лесу?
17
Что привлекло ваше внимание? Летом, написанная в 1954 году
18
Яркая, солнечная опушка леса Девочка и женщина отдыхают Корзина и ведро с грибами Глиняный кувшин с ягодами Красная косынка на голове у девочки
19
Кого изобразил художник? На картине мы видим женщину и девочку. Наверно, это мать с дочкой или бабушка с внучкой
20
Опишите женщину. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой.
21
Опишите девочку. Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платочек.
22
Опишите друга девочки. Собака лежит около девочки, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены.
23
Где расположились грибники? Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёз, чтобы отдохнуть. Опушка дышит прохладой, среди зелени пестреют голубые колокольчики, ромашки и жёлтые лютики.
24
Как художник показывает, что стоит солнечный день? Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий свет так и играет на листьях берёз, освещая их, а в тени они тёмно – зелёные.
25
Какие цвета преобладают в картине «Летом»? Преобладают тёплые цвета: зелёный, светло- зелёный, белый, жёлтый, светло- коричневый, розовый, красный
26
Художник использует яркие цвета, которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.
27
Составьте словосочетания со словами «зелёный – изумрудный» Играют зайчики в изумрудной траве. В изумрудной траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Изумрудная зелень окружает грибников Изумрудные листья не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно
28
Составьте словосочетания со словами «яркий – ослепительный Ослепительный луч солнца освещает поляну Яркие краски радуют глаз Ослепительное солнце озаряет всю поляну Ослепительный свет солнца играет на листьях
29
План. 1.Художник и его картина. 1.Художник и его картина. 2. Укромный лесной уголок. 2. Укромный лесной уголок. 3. грибники отдыхают. 3. грибники отдыхают. 4.Щедрая природа леса. 4.Щедрая природа леса. 4. Моё отношение к картине «Летом». 4. Моё отношение к картине «Летом».
Военный и послевоенный период творчества
Времена Великой Отечественной войны также отразил художник в своем творчестве, написав в 1942 году картину «Фашист прилетел». В 1945 году он создает работы «Сенокос», «Жатва». В них отражен героический труд стариков, детей и женщин, которые работали на колхозных полях. Молодая женщина из картины «Весна» была прозвана «северной Венерой», так красиво передал на полотне художник красоту женского тела.
В 1952 году Пластов создал полотно под названием «Родник». Посмотрите на живописное творение, которое представлено на фото. Летом можно ходить в деревне в легком платье, босиком, как и героиня на картине. Художник смог передать движение воды, сосредоточенность девушки, наполняющей ведра. На заднем плане легкий ветерок едва колышет листья кустарника. Все это отчетливо видно на полотне.
Аркадий Александрович выступал и в качестве иллюстратора к произведениям А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого.
Впечатления
В селе Прислонихе с Пластовым связан не только музей-заповедник. Именно в Прислонихе созданы все известные произведения художника, такие, как «Фашист пролетел», «Жатва», «Сенокос», «Весна». В селе стоит церковь Богоявления Господня, которая была построена по чертежам сельского архитектора и иконописца Григория Гавриловича Пластова, деда художника. Живопись стен в храме выполнил отец А.Пластова, а позже, уже в советское время, её реставрацией занимались сын и внук художника. До сих пор в Прислонихе стоят дома героев картин Пластова. Здесь же можно увидеть старую баню Пластовых, в которой были сделаны зарисовки и этюды к знаменитой картине «Весна», родник, который вдохновил полотно «Родник», Белый овраг, где писались этюды к картине «Фашист пролетел». Здесь же — бескрайние просторы – степь, лес, меловые горы – также запечатленные некогда на картинах великого живописца.
Состояние
В селе Прислониха Карсунского района Ульяновской области в 1988 открыт музей-усадьба народного художника СССР А.А. Пластова (с 2017 г. «Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А.А. Пластова»). В 1986 г. в Ульяновске появился бульвар Пластова, на котором установлен памятник художнику. В 2010 г. в Ульяновске открыт Музей А.А. Пластова, в котором экспонируются подлинные работы художника. С 2011 года проводится Международная ассамблея художников «Пластовская осень», в рамках которой в Прислонихе проходит пленэр «Мир на кончике кисти». С 2011 года вручается Международная премия в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова.
Краткая биография
- 31 января 1893 г. – будущий художник родился в с. Прислониха, Симбирского уезда.
- 1903 г. – учится в Симбирском духовном училище.
- 1908 г. – начинает учиться в Симбирской духовной семинарии, но уходит с 4 курса.
- 1912 г. – едет в Москву, где пробует, но не поступает в МУЖВЗ. Становится учеником И. Машкова и вольным слушателем в Строгановском училище.
- 1914 г. – поступает на скульптурное отделение МУЖВЗ.
- 1917 г. – возвращается в Прислониху.
- 1920-1930 гг. – рисует иллюстрации к литературным произведениям и плакаты политического содержания.
- 1925 г. – венчается на Наталье фон Вик.
- 1930 г. – на свет появляется сын художника, которого назвали Николаем.
- 1931 г. – во время пожара огонь уничтожает дом и работы художника.
- 1935 г. – работы Пластова впервые демонстрируются в Москве, он получает известность по всей стране.
- 1937 г. – пишет картину «Колхозный праздник», которая демонстрируется во время выставки «Индустрия социализма».
- 1938 г. – выход яркого произведения «Колхозное стадо».
- 1942 г. – создает картину «Фашист пролетел».
- 1945 г. – показывает труд детей, женщин и стариков в тылу во время войны в работах «Жатва» и «Сенокос».
- 1946 г. – полотна «Сенокос» и «Жатва» становятся экспонатами во время Всесоюзной художественной выставки в Третьяковке. Благодаря этим работам удостаивается Сталинской премии 1 степени. Создает самое свое лиричное полотно «Первый снег».
- 1947 г. – из-под руки художника выходит полотно «Едут на выборы». Является действительным членом Академии художеств Советского Союза.
- 1948 г. – создает иллюстрацию к поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный нос».
- 1948-1949 гг. – работает над иллюстрациями к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
- 1949 г. – пишет картину «Колхозный ток» — символ послевоенного трудового подъема.
- 1951 г. – создание картины «Ужин трактористов».
- 1952 г. – отражает деревенский быт в полотне «Родник».
- 1952-1954 гг. – работает над иллюстрацией к произведению Л. Толстого «Холстомер».
- 1953-1954 гг. – работает над иллюстрацией к рассказу Л. Толстого «Три смерти».
- 1953-1954 гг. – создает полотна «Весна» и «Юность».
- 1954 г. – выходит работа «Летом».
- 1956 г. – принимает участие в арт-биеннале в Венеции.
- 1958 г. – полотно «Ужин трактористов» демонстрируется на лондонской выставке. Принимает участие в венецианской арт-биеннале.
- 1962 г. – получает звание Народного художника Советского Союза.
- 1964 г. – из-под руки Пластова выходит работа «Мама», посвященная красоте материнства и русской женщине. Получает медаль «Белый лотос».
- 1964-1966 гг. – пишет полотно «Солнышко», которое посвящено красоте материнства.
- 1966 г. – получает Ленинскую премию.
- 1969 г. – создает картину «Из прошлого», в которой отражена глубокому чувству материнства.
- 1972 г. – 12 мая художник умирает в родном селе Прислониха. Посмертно получает государственную премию РСФСР им. Репина.
Художник Аркадий Пластов за работой
Описание картины Пластова «Летом»
Данная картина относится к послевоенным работам художника. Написал он картину в 1952 году. На ней изображена женщина и девочка, которые собирали лесные дары, устали и теперь отдыхают.
Действие происходит летом, картина отчетливо это передает. На березках листья зеленые, трава такого же цвета. Колокольчики и другие цветы украшают травяной ковер, добавив ярких красок.
Женщина и девочка вышли из дома рано утром, так как в это время еще нет жары и больше вероятность найти лесные дары, придя к ним первыми. До полудня они бродили по лесу, и старанья их были вознаграждены. Мать и дочь набрали целую корзину белоснежных груздей и вторую, чуть меньшую, крепких боровиков.
Школьное сочинение — советы по составлению и пример
Как уже было сказано ранее, в школе многим детям задают написать сочинение на тему картины «Летом» А. А. Пластова
Давайте сперва сформулируем ряд советов и рекомендаций, на которые можно обратить внимание при написании сочинения, а потом рассмотрим пример такого сочинения. Итак, начнем с советов:
В сочинении к картине Пластова «Летом» можно отразить тот факт, что художник прожил почти всю свою жизнь в селе (которое он очень любил). Это налагает на его творчество ряд определенных отпечатков — как стилистического, так и содержательного плана. Скажем, можно написать о том, что картина Пластова выражает его теплые чувства к русской природе и к русскому крестьянству, которое он хорошо знал;
Однако при этом сочинение не следует перегружать историческими деталями, а описанием биографии Пластова не следует злоупотреблять. Обилие такой информации сделает текст чересчур сухим, скучным, неинтересным
Во всем нужно соблюдать меру — история здесь не исключение;
При описании полотна обратите внимание на настроение, которое создает картина. Светлые, но несколько приглушенные цвета природы создают у зрителя чувство спокойствия и душевного равновесия
В целом картина отлично передает настроение солнечного летнего денька;
При этом очевидно, что художник выделяет девочку на переднем плане (в основном с помощью светлой одежды и красного платка). О чем думает девочка? Может, она грустит? Или же наоборот — мечтает о чем? В сочинении о картине А. Пластова Вы можете отразить свои ответы на эти вопросы.
Описание репродукции
Перед нами художник Пластов Аркадий Александрович и его картина «Летом». На ней изображен жаркий полдень, когда солнце находится в самом зените. В тени березы расположились на отдых уставшие грибники с собакой. На переднем плане — загорелая девочка в белом платье, из-под красной косынки выбиваются пряди тёмно-русых волос. Сидя на травке, она не спеша срывает спелые ягоды малины и бросает их в кувшин. Рядом прикорнул лопоухий пес, изнывая от жары.
На заднем плане изображена лежащая женщина в синем платье. Усталое загорелое лицо она прикрыла рукой от слепящего глаза солнца. Видно, что она заснула от усталости. Ее грубые загорелые руки говорят о трудолюбии. В густой, будто изумрудом застеленной траве, стоят ведро и корзина, полные грибов, невдалеке — кувшин с лесной малиной. Ягоды такие крупные и сочные, что кажутся настоящими.
Описание главных героев картины
В эти годы у крестьян почти не было наличных денег, поэтому обувь зачастую не на что было купить. На зимнюю пору люди копили или валяли обувь сами из овечьей шерсти. Летом в основном ходили босиком, только в церковь надевали туфли.
Вот и девочка сидит босая. С непокрытой головой тоже тогда не ходили, это было неприлично. К тому же платки летом хорошо спасали от жары. Поэтому и у женщины, и у девочки на голове платочки.
Женщина, уставшая от долгой ходьбы, уснула, подложив под голову руку. Девочку художник застал за занятием — она обрывает ягоды с веточки. Описание картины Пластова «Летом» переходит к рассказу о месте привала.
Мать и дочь вышли из леса, нашли удобную поляну и устроили привал под двумя березками. Деревья хорошо спасают от жары, прикрыв путников своими ветвями, которые дают прохладу. Тут же в тени люди поставили корзины с грибами, глиняный кувшин с ягодами, иначе жара может подпортить лесные дары.
Рядом с девочкой отдыхает собака. Она служит путницам защитой. Если бы они сбились с дороги, верный пес без труда бы нашел ее. Что он верен своим хозяевам — это видно. Ведь собака легла у ног молодой хозяйки и никуда не отходит от нее. Так нарисовал А. А. Пластов. Летом хорошо не только людям, но и домашним животным, собакам. Есть возможность вволю побегать на просторе, поймать небольшую добычу в виде зверька или птицы. Предстоит еще обратная дорога, поэтому животное и люди пока отдыхают.
Вот такую картину написал А. А. Пластов. Летом радует ласковое солнце, есть ягоды, грибы, все это отразил художник в своей работе.
Аркадий Александрович Пластов написал свою картину «Летом» в 1954 году. Прошло почти десять лет после окончания Великой Отечественной войны, страна поднялась из руин, условия жизни рабочих и крестьян улучшались с каждым годом. Пластов отображал в своих полотнах жизнь современников, труд и отдых своих односельчан, крестьянский быт. В послевоенных картинах художника мы видим спокойные, лирические сюжеты из деревенской жизни.
Один из таких моментов запечатлён на картине «Летом». На переднем плане картины мы видим девочку лет 8-10 в белом платье. Она сидит босая на траве. Голова девочки покрыта красной косынкой, а волосы заплетены в косичку. На коленях у ребёнка стоит синяя металлическая кружка. Очевидно, героиня картины хочет налить или уже налила себе питья из глиняного кувшина, стоящего рядом. Лицо её спокойно, каштановые волосы, выбившиеся из-под косынки красивой волной, лежат у неё на лбу. У ног девочки примостился дворовый пёс. По его морде заметно, что он устал и лёг отдохнуть.
В этот жаркий день не только собака устала от долгого похода по лесу. Сзади девочки мы видим еще одну женскую фигуру. Лицо женщины прикрыто рукой и трудно определить возраст второй героини картины. Кто это: мама или бабушка девочки, понять трудно. На женщине яркое синее платье. Вся фигура её выражает усталость. Можно предположить, что женщина, сморённая полуденным зноем и долгим хождением за грибами, уснула. Голова её повязана синей косынкой, которая ярким пятном выделяется на зелёном фоне травы.
Радом с головой спящей женщины, чуть ближе к зрителю, стоят две большие корзины с грибами. Это то, ради чего две селянки пол дня ходили по лесу. В одной корзинке – белые грибы, во второй – рыжики или лисички. Грибы крупные и аккуратные. По всему видно, что «тихая охота» была удачной.
Обе селянки остановились для отдыха под большой берёзой. Тень от дерева ясно указывает, что сейчас середина дня, и солнце жарит нещадно.
Там, где отдыхают путницы, есть спасительная тень. Дальше на картине изображен зелёный луг, залитый полуденным светом. Вокруг крестьянок художник изобразил полевые цветы: васильки и ромашки.
В верхнем левом углу картины – две берёзы, которые дарят тень уставшим собирательницам грибов. На этой картине Пластова нет конфликтов, драматизма, особых ярких моментов жизни. Здесь – обыденная сцена из сельского быта простого русского народа. Но художник сумел через этот незамысловатый сюжет выразить свою любовь к родной природе, обыкновенным людям с их житейскими делами, своей стране. Реализм и в то же время поэтичность картины трогает душу зрителей.
Любовь к Родине выражается не только через борьбу, героизм и самопожертвование. Так же она выражается через честный труд, воспитание детей, приобщение их к родной природе.
Аркадий Пластов отобразил эту мысль через многие свои картины о жизни советских крестьян. Его произведение «Летом» показывает любовь к Родине и учит зрителей патриотизму.
Личная жизнь
Художник на протяжении всей своей жизни имел только одну жену, которой была Наталья фон Вик. Девушка являлась потомственной дворянкой, дочерью А.Н. фон Вика. До того, как стать супругой Пластова Наталья была прислужницей в церкви, у нее была мечта – она хотела принять постриг. Будущий муж пришелся ей по душе благодаря яркой личности и таланту, а также тем, что был православным человеком, имел связь с церковью и духовной культурой. Они обвенчались в 1925 году, а спустя пять лет у них родился сын, которому они дали имя Николай.
Николаю шел второй год, когда в семье произошло несчастье – во время пожара огонь уничтожил дом и все работы, которые успел создать Аркадий. С того времени художник оставил полевые работы и занялся восстановлением утраченных произведений.
Зимой он работал в Москве, а супруга с маленьким сыном оставались в деревне. В своих письмах Наталье он изливал собственную тоску и признавал свою вину в том, что они находятся в разлуке, остались без приюта и не устроены в жизни. Аркадий полностью понимал цену, которую его семья заплатила за стремительное развитие его творчества в середине 30-х гг.
С женой и сыном