Картины франсиско гойя. биография, творчество художника

Популярность растёт

Коммуникабельность Франсиско помогает ему всё больше обрастать полезными знакомствами. Список его покровителей расширяется вплоть до самого короля. Выполнение следующего королевского заказа – серия панно для одного из залов дворца упрочает положение и авторитет художника.

Он занимается гравировкой картин Веласкеса, создаёт ещё 20 картонов для дворцовых спален и гостиных, пишет картины. В 1780 году Гойя расписывает купол собора дель Пилар, в 1781-м – церковь св. Франциска Великого. Он всё чаще пишет портреты аристократов и членов их семей, многие из которых на десятилетия становятся постоянными заказчиками.

Путь к Королевской Академии теперь открыт: сначала он её член, а с 1785 года вице-директор. Следующий год приносит звание королевского художника.

Гойя продолжает писать портреты, пейзажи, жанровые полотна, автопортреты, создавать картоны. Его ценят и почитают.

Женитьба

В середине 1773 года Гойя женился на сестре одного из своих влиятельных друзей Франсиско Байеу. Хосефа к концу года родила первенца, который прожил совсем недолго. Всего из множества детей (по разным сведениям, детей и беременностей было от 5 до 20) только один мальчик выжил, остальные умерли в младенчестве. Сын Хавьер (1784-1854) сначала пошёл по стопам отца, тоже пытался стать художником, но вероятно он был лишён отцовской воли и упорства, ничего из него не вышло.

Гойя оставался в браке с Хосефой до смерти жены в 1812 году и написал всего один её портрет. Верным и любящим супругом он не стал: всю жизнь его влекли уличные плясуньи, а позже и придворные аристократки. А жена, страдая от постоянных измен мужа, всю жизнь будет переживать за него и бояться, что вот-вот за ним придёт инквизиция: ведь с течением лет в работах художника всё больше проступают откровения и радикальная критика общества.

Интересные факты о художнике

  1. Франсиско де Гойя, несомненно, был гением, непревзойденным художником и страстным человеком. Говорят, что у него был несколько буйный характер, и одной из характеристик, определявших художника, была скупость, поскольку он даже брал дополнительную плату за то, чтобы на его картинах появлялись руки изображаемых. По этой причине во многих его работах руки не видны.
  2. Полная глухота ознаменовала конец дней художника, который провел их в своем доме La Quinta del Sordo, где он создал свои знаменитые «Черные картины». Сегодня известно, что причиной его недуга было отравление свинцом.
  3. Как известно, Гойя похоронен в Сан-Антонио-де-ла-Флорида (Мадрид), но без головы. Прошло более 200 лет с тех пор, как пропала голова гения. Когда его тело эксгумировали, оно оказалось уже без черепа. Сегодня местонахождение головы остается неизвестным.
  4. Помимо живописи он любил играть на гитаре, имел хорошие танцевальные способности, овладел искусством фехтования, увлекался спортом.
  5. Как художник он был очень быстр и использовал (в дополнение к пальцам) такие инструменты, как шпатель, кисти или даже заднюю часть ложки.

Гений художника уникален в истории искусства и сравним только с такими мастерами, как Эль Греко или Уильям Тернер. Эти художники бежали от школ своего времени в погоне за искусством, которое будет понято только спустя много десятилетий. В живописи Гойя шагнул намного дальше современников, опередив свою эпоху.

Слова, под которыми могли бы подписаться многие художники-авангардисты ХХ века, были сказаны на 150 лет раньше и опередили свое время.

Quinta del Sordo и черные картины (1819–1822)

Сатурн, пожирающий своего сына , 1819–1823 гг.

Записи о более поздней жизни Гойи относительно скудны, и когда-либо политически осведомленный, он подавил ряд своих работ того периода, вместо этого работая в частном порядке. Гойя мучился страхом перед старостью и страхом перед безумием, последнее, возможно, из-за беспокойства, вызванного невыявленной болезнью, которая оставила его глухим с начала 1790-х годов. Гойя был успешным художником, занимающим царское положение, но в последние годы ушел из общественной жизни. С конца 1810-х годов он жил почти уединенно за пределами Мадрида в фермерском доме, переоборудованном в студию. Дом стал известен как «La Quinta del Sordo » (Дом глухого), по названию ближайшего фермерского дома, который по совпадению также принадлежал глухому.

Историки искусства предполагают, что Гойя чувствовал себя отчужденным от социальных и политических тенденций, последовавших за восстановлением монархии Бурбонов в 1814 году , и что он рассматривал эти события как реакционные средства социального контроля. В своем неопубликованном искусстве он, кажется, выступал против того, что он считал тактическим отступлением в средневековье . Считается, что он надеялся на политическую и религиозную реформу, но, как и многие либералы, разочаровался, когда восстановленная монархия Бурбонов и католическая иерархия отвергли Конституцию Испании 1812 года .

В возрасте 75 лет, в одиночестве, в душевном и физическом отчаянии, он завершил работу над своими 14 черными картинами , все из которых были выполнены маслом прямо на штукатурных стенах его дома. Гойя не планировал выставлять картины, не писал о них и, вероятно, никогда о них не говорил. Примерно в 1874 году, через 50 лет после его смерти, они были сняты и перенесены на холст владельцем барона Фредерика Эмиля д’Эрланжера . Многие из работ были значительно изменены во время реставрации, и, по словам Артура Любова, то, что осталось, «в лучшем случае является грубым факсимиле того, что нарисовал Гойя». Воздействие времени на фрески в сочетании с неизбежным повреждением, вызванным деликатной операцией по установке крошащейся штукатурки на холст, означало, что большинство фресок сильно пострадали и потеряли краску. Сегодня они находятся в постоянной экспозиции в Музее Прадо в Мадриде.

«Шабаш ведьм» или « Аквеларр» — одна из 14 картин из серии« Черные картины

Визит в Италию

В 14 лет Гойя учился у художника Хосе Лузана , где он копировал марки в течение 4 лет, пока не решил работать самостоятельно, как он позже писал «краска из моего изобретения». Он переехал в Мадрид, чтобы учиться у Антона Рафаэля Менгса , популярного художника испанской королевской семьи. Он поссорился со своим учителем, и его экзамены были неудовлетворительными. Гойя представил работы для Real Academia de Bellas Artes de San Fernando в 1763 и 1766 годах, но ему было отказано в допуске в академию.

Жертвоприношение Пану , 1771. Колледж Хосе Гудиоля, Барселона.

Рим был тогда культурной столицей Европы и обладал всеми прототипами классической античности, в то время как Испании не хватало последовательного художественного направления со всеми ее значительными визуальными достижениями в прошлом. Не сумев получить стипендию, Гойя за свой счет переехал в Рим в старых традициях европейских художников, восходящих, по крайней мере, к Альбрехту Дюреру . В то время он был неизвестен, поэтому записи скудны и недостоверны. В ранних биографах он путешествовал в Рим с бандой тореадоров, где работал уличным акробатом , или у русского дипломата, или влюбился в красивую молодую монахиню, которую он планировал похитить из ее монастыря. Возможно, что во время своего визита Гойя завершил две сохранившиеся мифологические картины: « Жертвоприношение Весте» и « Жертвоприношение Пану» , датированные 1771 годом.

Портрет Хосефы Байе (1747–1812)

В 1771 году он получил вторую премию на конкурсе живописи, организованном городом Парма . В том же году он вернулся в Сарагосу и окрашенные элементы куполов в базилике Столпа (включая Поклонение Имени Бога ), в цикл фресок для монастырской церкви Картезианского Аула Дей , и фреска Sobradiel дворца . Он учился у арагонского художника Франсиско Байеу-и-Субиаса, и его живопись начала проявлять признаки тонких тональностей, которыми он прославился. Он подружился с Франсиско Байеу и женился на своей сестре Хосефе (он прозвал ее «Пепа») 25 июля 1773 года. Их первый ребенок, Антонио Хуан Рамон Карлос, родился 29 августа 1774 года.

Детство и юность

Будущий художник появился на свет 30 марта 1746 года в городе Сарагоса, расположенном на северо-востоке Испании. Его отец был известным мастером по золочению, который пользовался уважением среди местных жителей.

Глава семейства не придавал большого значения наукам. Франсиско с двумя старшими братьями получил весьма посредственное образование и до конца жизни писал с ошибками.

В возрасте 13 лет Франсиско, у которого обнаружилась склонность к изобразительному искусству, стал учеником местного художника Хосе Лу-сан-и-Мартинеса. На протяжении трёх лет мальчик по большей части просто копировал гравюры, так и не получив полноценного обучения основам живописи.

В 1763 и 1766 годах Франсиско пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо в Мадриде. Обе попытки оказались провальными, но юный художник не опустил руки и продолжал работать.

Личная жизнь

Приятель и коллега Гойя, Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой по имени Хосефа. Между молодыми людьми сразу вспыхнули любовные чувства, при этом парень не спешил связывать себя узами брака.

Однако, когда девушка забеременела, 27-летний Франсиско был вынужден жениться на Хосефе, которая была младше его на 1 год. Вскоре у пары родился первенец Эусобио, который скончался еще в младенчестве.

Биографы утверждают, что девушка родила по крайней мере еще 5 детей, но выжить удалось только одному из них – сыну Хавьеру. Любопытно, что когда мальчик вырастет, он также станет художником. Когда Гойя получил возможность оказаться в высшем обществе, он уже не обращал на супругу почти никакого внимания, предпочитая ей аристократок.

Справедливо отметить, что Франсиско жил с Хосефой вплоть до ее кончины в 1812 г. За все время он написал только 1 ее портрет. Мужчина никогда не был верным Хосефе. Считается, что у него был роман с герцогиней Альбой, с которой он познакомился в 1795 г.

Когда в следующем году умер муж Альбы, влюбленные несколько месяцев жили вместе. Позднее герцогиня ушла от него к военнослужащему, но потом снова вернулась к художнику. Их отношения продлились примерно 7 лет. И все же, немало биографов ставят под сомнение роман Франсиско и Альбы.

Гойя в Мадриде

В начале 1764 года Гойя как конкурсант терпит провал: никто из жюри не проголосовал за его работу. Живописная копия статуи Силена из гипса академикам не понравилась. Горячий Гойя был в бешенстве, он возненавидел слепки и статуи.

Но через два года совершает следующую попытку. На этот раз конкурсные работы должны содержать сюжеты, связанные с испанским королём XIII века Альфонсо Х Мудрым и подвигами героев XVI века. Эта тематика также не находит отражения в душе художника. А при отсутствии вдохновения сложно создать нечто особенное, к тому же странный, несколько фантазийный стиль конкурсанта не был понят и оценён членами жюри – сторонниками академической живописи.

Жизнь Гойя в Мадриде – это не только конкурсы и подготовка к ним. Никуда не делся его характер: общительность и задиристость Франчо вовлекали его в шумные сборища и многочисленные дуэли, а ловкость и смелость были залогом многочисленных побед, в том числе и в любви.

Упрямство, воля и уверенность в собственных силах на любом поприще не оставили его и после попыток покорить Академию Сан-Фернандо: друзей у Гойя много, побед в драках и дуэлях хоть отбавляй, успеха у девушек тоже. Значит, обязательно будут победы и в профессии, пусть другим путём и позже, но живопись – его настоящее и будущее, и нет сомнений, он ещё о себе заявит этому миру.

С такими мыслями Франсиско Гойя с группой матадоров отправился в Италию.

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив совершенно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. К «черным картинам» мы еще вернемся. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Картины с описанием будут представлены ниже.

Самые известные картины

Любимого жанра у художника не было. За свою жизнь он написал не менее 500 картин, среди которых и пейзажи, и портреты, и натюрморты, множество картин, изображающих праздничную и повседневную жизнь испанцев. По его полотнам можно изучать Библию и историю. Особенностью Гойи как живописца являются крайняя убедительность и достоверность изображения человеческих пороков. Жестокость и безумие на его полотнах максимально реалистичны и тем страшны.

Наиболее известные произведения:

  • 3 мая 1808 года в Мадриде (казнь мадридских патриотов);
  • Сатурн, пожирающий своего сына;
  • Обнажённая Маха;
  • Капричос (серия гравюр, критикующих общество);
  • Бедствия войны (цикл из 80 гравюр);
  • Тонущая собака;
  • Семья Карла IV;
  • Великий Козёл;
  • Автопортрет с доктором Арриета.

На самом деле список можно продолжать долго. Большинство полотен мастера хранятся в испанских музеях.

Отношения с Байеу

Простыми эти отношения не были никогда. Частые ссоры происходили из-за бесконечных поучений и замечаний со стороны Байеу, который призывал Гойю к сдержанности и аккуратности в красках и линиях, ставя в пример других художников. Гордый и дерзкий Гойя кипел от возмущения, но сам понимал, что неплохо бы научиться сдерживать свой гнев.

Все ссоры заканчивались примирением, и приятели продолжали совместную работу, часто выручали друг друга.

В 1795 году Франсиско Байеу умирает, Гойя выставляет его неоконченный портрет в Королевской Академии. С этого времени он получает здесь должность директора отделения живописи.

Фильмы и телевидение

  • Гойя: Безумный как гений (2002), документальный фильм Яна Макмиллана, представленный Робертом Хьюзом
  • Призраки Гойи (2006), режиссер Милош Форман
  • Volavérunt (1999), режиссер Бигас Луна по роману Антонио Ларрета
  • Гойя в Бордо (1999), испанский исторический драматический фильм, написанный и направленный Карлосом Саурой о жизни Франсиско де Гойя
  • Гойя или трудный путь к просветлению (1971) (нем. Goya — oder der arge Weg der Erkenntnis ) — восточно-германский драматический фильм 1971 года, поставленный Конрадом Вольфом . Он был включен в 7-й Московский международный кинофестиваль, где получил специальный приз. Он основан на одноименном романе Льва Фейхтвангера.
  • Обнаженная Майя (1958), режиссер Генри Костер . Фильм о художнике Франсиско Гойе и герцогине Альбе ; Энтони Франсиоза сыграл Гойю, а Ава Гарднер сыграла герцогиню.
  • Tiempo de ilustrados (Время просвещенных) в сериале «Министерство времени» . Гойя (которого играет Педро Касаблан) должен перекрасить La maja desnuda после того, как культ под названием «Ангелы-истребители» разрушит ее.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.

Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.

В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.

У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.

В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.

В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.

Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка.

К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца.

В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них — портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой «Махи обнаженной».

Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

Гойя и Испания

Жизнь и творчество Гойи охватывают почти целый век. Она пришлась на время зверств инквизиции, ее жертвами стали многие друзья художника. Да и сам живописец боялся преследования. Будучи воспитан в лучших католических традициях и находясь при дворе, Гойя внутренним зрением видел все несообразности современной ему эпохи. В своих работах он отображает грубость и невежество аристократии, мелочность и ничтожество чиновничества и знати.

Современную ему Испанию Гойя изобразил в серии гравюр известной под названием «Капричос». Самая известная работа в серии – «От какой болезни он умрет?». Художник вновь обращается к страшной теме, изображая тело при смерти, теперь уже в контексте судьбы страны.

«Демон Испании» захватил жизнь и творчество великого художника и вовлек страну в череду противостояний, которыми ознаменуется весь девятнадцатый век. Из пяти испанских революций Гойя станет свидетелем двух, на его глазах страна восстанет против Наполеона, будет отменена и вновь восстановлена ненавистная ему инквизиция. Художник покинет этот мир в 1828 году в возрасте 82 лет.

Франсиско Гойя стал одним из культурных символов своей страны и своей эпохи. Его образ использовали обе Испании, противоборствующие после его смерти. Не случайно Рамиро де Маэсту, отметив глубоко религиозное сознание художника, назовет его творчество примером одного из проявлений испанского духа (“Hispanidad”).

Тайна Гойи привлекает не только испанских, но и зарубежных авторов. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер создаст философско-исторический роман «Гойя, или тяжкий путь познания». Один из самых необычных советских поэтов 1960-х Андрей Вознесенский, писал: «Я – Гойя, глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое», обращаясь к таинственному и трагичному образу художника из другой страны и другой эпохи.

Странное здание

Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Стены двух больших комнат живописец расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. Это 14 картин. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти. Картины Гойя рисовал для себя. Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Художник работал быстро, используя широкие мазки, мастихин, губки. Одно произведение показывает, как несчастная собака почти полностью погребена под зыбучими песками. Ей никогда не выбраться. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Жить ей осталось недолго. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: