Демоны франсиско гойи

Ужасы на Лысой горе

Согласно преданиям, шабаш — ежегодный праздник нечисти, на котором появляется сам сатана. Все ведьмы собираются на Лысой горе в назначенный час, к ним присоединяются черти и прочие злодеи. Встреча начинается со своего рода разбора полётов (насколько усердно они пакостили в течение года), далее следует ритуал жертвоприношения, а затем — пир, переходящий в оргию.

Колдовской ритуал, описанный Гойей, ярко освещён Луной. Дьявол в образе козла, с венком из виноградных листьев на голове, окружён ведьмами. Одна из них предлагает нечистому младенца в качестве жертвы

О судьбе этого несчастного дитя нетрудно догадаться — достаточно обратить внимание на скелеты других детей. Ведьмы, уже одарившие своего господина, смиренно ждут дальнейшего развития церемонии

Те же, кому ещё только предстоит вручить жертву, дожидаются своей очереди, их лица и силуэты размыты, сложно сказать, сколько именно там ведьм (и, как следствие, младенцев).


«Шабаш», 1797−1798. (wikipedia.org)

Сюжет, выбранный Гойей, вдохновлён расхожими во многих культурах страшилками о том, что ведьмы для поддержания жизненных сил и красоты должны пить кровь новорождённых. Судя по лицам и фигурам женщин, участвующих в этом шабаше, данный метод им не помогает: женщины стары, измождены, черты лица грубы, а взгляды пугающи.

Данное полотно является частью так называемой ведьмовской серии, в которую также входят «Полёт ведьм», «Заклятие», «Кухня ведьм», «Дьявольская лампа» и «Каменный гость» (ныне считается утерянной).


«Полёт ведьм», 1797−1798. (Национальный музей Прадо)


«Кухня ведьм», 1797−1798. (wikipedia.org)


«Дьявольская лампа», 1797−1798. (Лондонская Национальная галерея)

Эта серия эстетизирует ужасное, провоцирует зрителя, заставляя его, с одной стороны, нервничать перед лицом мрака, с другой, — быть очарованным тайной. Параллельно с этими полотнами Гойя работал над гравюрами «Капричос», также во многом посвящёнными теме колдовства, сатире на инквизицию и предрассудки.

Первое впечатление от «Шабаша ведьм» (до тех пор, пока мы не разглядим ужасающие детали) довольно праздничное: сатана похож скорее на Вакха, ведьмы одеты в простые платья, лунный свет смягчает тона. Через 20 лет Гойя напишет ещё один шабаш — на этот раз тёмный, жуткий, с композицией, напоминающей хаос.


«Шабаш ведьм», 1820−1823. (Национальный музей Прадо)

Поздний шабаш входит в цикл «чёрной живописи» — 14 работ, выполненных на стенах так называемого Дома глухого. Гойя переехал туда в 1819 году в поисках покоя. Свои работы он писал на стенах поверх более ранних изображений. Позднее, уже после смерти живописца, все произведения были перенесены на холсты, дом же снесли примерно в 1909 году.


Схема расположения картин в Доме глухого. (wikipedia.org)

Если на раннем «Шабаше» число участников невелико (только дьявол и ведьмы), то на позднем варианте Гойя «приглашает» на сатанинскую церемонию всех подряд. Тот же состав участников художник изобразил на полотне «Фестиваль в Сан-Исидро» (также написано на стене Дома глухого). Это выражает общее настроение Гойи в то время, его разочарование и страхи.


«Фестиваль в Сан-Исидро», 1819−1823. (Национальный музей Прадо)

Гравюра 50. Хомячки

Франсиско Гойя. Капричос. Хомячки. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид

Гойя показывает людей, готовых жить чужим умом. Они – марионетки. Они физически и ментально зависят от чужой воли.

Потому что не хотят ничего слышать. Их уши под замком. Они не хотят ничего делать. Их руки безвольно висят. Они не хотят видеть правду. Их глаза закрыты. Они лишь рты открыли. Чтобы в них вложили то, что угодно властьдержащим.

Эту гравюру Гойя назвал “Шиншиллы”. Но принято переводить ее “Хомячки”. Так как именно так называют подобных людей в наши дни.

Кстати, никого вам этот гойевский образ не напоминает? Конечно, Франкенштейна. И неспроста. Именно эти “хомячки” когда-то и стали прообразом знаменитого монстра в фильме 1931 года.

Фрески первого этажа

В длинной вытянутой комнате нижнего этажа, в простенках, находилось семь фресок, которые были выполнены в одном стиле и представляли собой законченную композицию.

По обе стороны от входной двери размещались два портрета: предположительно, самого мастера и его экономки Леокадии Вайс, ставшей, впоследствии, хозяйкой дома.

Портрет Леокадии, находившийся с левой стороны, изображает молодую элегантную женщину, которая стоит, прислонившись к могильной ограде.

Леокадия

Что означает могила? Возможно, Гойя хотел показать, что Леокадия ждёт смерти своего мужа, который мешает ей стать законной женой художника. Или это могила самого Гойи и портрет говорит о мрачных предчувствиях, которые им овладели?

Справа от двери расположились «Два старика».

Два старика

Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего, изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал.

Две старухи, едящие из общей посуды

В углублении над дверью, – «Две старухи, едящие из общей посуды». На эту фреску обращают мало внимания, но она имеет большое значение для всей композиции. Изображённые на ней фигуры, не только едят, но и указывают на какое-то место вне пространства картины. Куда направлены их пальцы?

Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы?

Но скорее всего, старухи указывают на Гойю, как бы напоминая ему о старческой немощи и скорой смерти.

На противоположной к входной двери стене Гойя написал две, разделённые окном картины, ставшие впоследствии наиболее известными среди его современных почитателей: «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь, отрубающая голову Олоферну», которые так же, как и фрески у входной двери являются изображениями Гойи и Леокадии, но символическими.

Сатурн, пожирающий своих детей

Отождествив себя с Сатурном, Гоя выразил свой страх за сына Хавьера, которого он боялся погубить неправильным воспитанием, ревностью или несправедливым гневом. Уродливое языческое божество, съедающее собственного ребёнка, это эмоциональная метафора неизбежного столкновения отцов и детей.

Юдифь, отрубающая голову Олоферну

В образе Юдифь, олицетворяющем власть женщины над мужчиной, нашли своё отражение переживания Гойи, связанные с его старением и угасанием сил. Очевидно, что отношения с Леокадией усиливали это горькое чувство.

Слева от «Леокадии», на большой продольной стене между окон, находился огромный фриз «Шабаш ведьм» или «Большой козёл». Напротив него на правой стене – фриз «Паломничество к св. Исидору», изображавший ежегодное народное гуляние, устраиваемое в Мадриде.

Шабаш ведьм

Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанской революции.

Паломничество к св. Исидору

«Паломничество к св. Исидору» мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых в Испании святых всего лишь повод, для того чтобы выпить и покуражиться. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу, и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. «Паломничество к св. Исидору» невольно хочется сравнить с другой, наполненной светом и радостью работой Гойи «Праздник в день Св. Исидора», которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».

Праздник в день Св. Исидора

Гравюра 24. Тут ничего нельзя поделать

Франсиско Гойя. Капричос. Тут ничего нельзя поделать. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Гойя жил, когда Инквизиция ещё процветала. В Испании ведьм сжигали редко. Но могли неугодной женщине сильно попортить жизнь. Заточить на много лет в тюрьму. Или провести полуголую по улицам. Что собственно и показано на данной гравюре.

На несчастной позорный колпак. На шее хомут. Грудь огалена. Посмотрите на лица в толпе. Люди злорадствуют.

Хотя сейчас ведьм уже не сжигают и даже в колпаке по улицам не возят, эта сцена актуальна. “Публичные порки” любили во все времена. Осуждение других – частое явление. Потому что людям хочется видеть того, кто якобы хуже. Очерняя других, мы якобы обеляем себя.

Гравюра 14. Какая жертва!

Франсиско Гойя. Капричос. Какая жертва! 1797-1799 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Эта история стара, как мир. Миловидную девушку выдают замуж за уродливого горбача. Она бедна, но красива. Он богат, но уродлив. Она товар. Он покупатель. Свобода девушки отдаётся за благополучие ее семьи.

Ее родители выглядят довольными (кстати, отец девушки тоже лицом страшен, а мать миловидна). Расстроена только пожилая женщина. Скорее всего, няня или крестная девушки.

Только она понимает, что девушка обречена на несчастье. А как же иначе. Взгляните, насколько уродлив и похотлив ее суженый.

Гравюра 19. Все погибнут

Франсиско Гойя. Капричос 19. Все погибнут. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид . Wikipedia.org

Эта история о женском коварстве. Наверху изображена приманка в виде девушки-птицы. Она привлекает птиц-мужчин. Те, что попадутся, будут ощипаны коварными дамами.

Это, конечно, аллегория. И палку ощипанному мужчине вставляют, чтобы выскребсти его изнутри. Не в прямом смысле, конечно. Скорее всего, Гойя имел в виду, что такая любовница не только обдерет до последней нитки, но и душу всю вытрясет.

Разделавшись с одним несчастным, она вернётся к охоте. На ее приманку попадётся очередной простак. И самое удивительное, он слепо пойдёт на погибель. Не восприняв урока своего предшественника.

Чтобы вы не подумали, что Гойя сексист, взгляните на другую гравюру (21). На ней уже ощипывают птичку женского рода. А делают это лживые и алчные сеньоры.

Франсиско Гойя. Капричос. Как ее ощипывают! 1799 г. Музей Прадо , Мадрид. Wikipedia.org

Возвращение в Мадрид

Тесно и скучно становится амбициозному художнику в Сарагосе. Он рвётся в Мадрид, к тому же по протекции приятеля, служащего при дворе Карла III художником, Франсиско Байеу появляются заманчивые перспективы. Обосновавшись у него, Гойя открывает для себя новые возможности. Первым заказом становятся картоны – рисованные заготовки для серии так называемых шпалер или гобеленов – безворсовых настенных ковров для королевской семьи. Идиллические изображения охотничьих и прочих сцен пользуются при дворе большой популярностью. Эта работа увлекает художника, он создаёт 5 удачных композиций.

Бордо (октябрь 1824 — 1828)

Доярка из Бордо , 1825–1827 гг., Является третьим и последним портретом Гойи, на котором может быть изображена Леокадия Вайс.

Леокадия Вайс (урожденная Зоррилла, 1790–1856), горничная художника, моложе на 35 лет и дальняя родственница, жила с Гойей и заботилась о нем после смерти Байе. Она жила с ним на его вилле Quinta del Sordo до 1824 года со своей дочерью Росарио

Леокадия, вероятно, была похожа по чертам лица на первую жену Гойи Хосефу Байеу до такой степени, что один из его широко известных портретов носит осторожное название Хосефа Байе (или Леокадия Вайс) .

О ней мало что известно, кроме ее пылкого темперамента. Вероятно, она была связана с семьей Гойкоэчеа, богатой династией, в которой женился сын художника Хавьер. Известно, что у Леокадии был несчастливый брак с ювелиром Исидором Вайсом, но она была разлучена с ним с 1811 года, после того как он обвинил ее в «противоправном поведении». До того времени у нее было двое детей, и она родила третьего, Росарио, в 1814 году, когда ей было 26 лет. Исидор не был отцом, и часто высказывались предположения — хотя и с небольшими твердыми доказательствами — что ребенок принадлежал Гойе. Было много предположений, что Гойя и Вайс были связаны романтическими отношениями; однако более вероятно, что привязанность между ними была сентиментальной.

Гойя умер 16 апреля 1828 года. Леокадия не оставила ничего в завещании Гойи; любовниц в таких обстоятельствах часто не упоминали, но также вероятно, что он не хотел останавливаться на своей смертности, обдумывая или пересматривая свое завещание. Она написала нескольким друзьям Гойи, чтобы пожаловаться на ее исключение, но многие из ее друзей тоже были Гойей и к тому времени уже были стариками или умерли, и не ответили. В значительной степени обездоленная, она переехала в арендованное жилье, а позже бесплатно передала свой экземпляр « Капричос» .

Гравюра 24. Тут ничего нельзя поделать

Франсиско Гойя. Капричос. Тут ничего нельзя поделать. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид . Wikipedia.org

Гойя жил, когда Инквизиция ещё процветала. В Испании ведьм сжигали редко. Но могли неугодной женщине сильно попортить жизнь. Заточить на много лет в тюрьму. Или провести полуголую по улицам. Что собственно и показано на данной гравюре.

На несчастной позорный колпак. На шее хомут. Грудь огалена. Посмотрите на лица в толпе. Люди злорадствуют.

Хотя сейчас ведьм уже не сжигают и даже в колпаке по улицам не возят, эта сцена актуальна. “Публичные порки” любили во все времена. Осуждение других – частое явление. Потому что людям хочется видеть того, кто якобы хуже. Очерняя других, мы якобы обеляем себя.

дальнейшее чтение

  • Батикл, Жанин . Гойя: Художник ужасного великолепия , серия » Открытия Абрамса «. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1994.
  • Бухгольц, Эльке Линда. Франсиско де Гойя . Кельн: Könemann, 1999. ISBN  3-8290-2930-6.
  • Чофало, Джон Дж . Автопортреты Франсиско Гойи. Издательство Кембриджского университета, 2002 г.
  • Коннелл, Эван С. Франсиско Гойя: Жизнь . Нью-Йорк: Counterpoint, 2004. ISBN  978-1-58243-307-3
  • Эйтнер, Лоренц. Очерк европейской живописи XIX века . Нью-Йорк: Harper & Row, 1997. ISBN  978-0-0643-2977-4
  • Гасье, Пьер. Гойя: биографическое и критическое исследование . Нью-Йорк: Скира, 1955 год.
  • Гассье, Пьер и Джульетта Уилсон. Жизнь и полное творчество Франсиско Гойи . Нью-Йорк, 1971 год.
  • Глендиннинг, Найджел. Гойя и его критики . Нью-Хейвен 1977 г.
  • Глендиннинг, Найджел. «Странный перевод черных картин Гойи». Журнал Burlington , том 117, № 868, 1975 г.
  • Хаген, Роз-Мари и Хаген, Райнер. Франсиско Гойя, 1746–1828 гг . Лондон: Taschen, 1999. ISBN  978-3-8228-1823-7.
  • Хавард, Роберт. «Возвращение в дом Гойи: почему глухой покрасил стены в черный цвет». Бюллетень испанских исследований , том 82, выпуск 5 июля 2005 г.
  • Хеннигфельд, Урсула (ред.). Goya im Dialog der Medien, Kulturen und Disziplinen. Фрайбург: Ромбах, 2013. ISBN  978-3-7930-9737-2
  • Хилт, Дуглас. «Гойя: смятения патриота» History Today (август 1973 г.), Vol. 23 Выпуск 8, стр. 536–545, онлайн
  • Хьюз, Роберт . Гойя . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2004. ISBN  978-0-394-58028-9
  • Хункера, Хуан Хосе. Черные картины Гойи . Лондон: Scala Publishers, 2008. ISBN  1-85759-273-5.
  • Кравченко Анастасия. Мифологические сюжеты в творчестве Франсиско Гойи . 2019 г.
  • Лихт, Фред С. Гойя в перспективе . Нью-Йорк 1973.
  • Лихт, Фред. Гойя: Истоки современного темперамента в искусстве . Книги вселенной, 1979. ISBN  0-87663-294-0
  • Литрой, Джо. Jusqu’à la mort . Париж: Editions du Masque , 2013. ISBN  978-2702440193.
  • Симмонс, Сара. Гойя: Жизнь в письмах . Пимлико, 2004. ISBN  978-0-7126-0679-0.
  • Томлинсон, Янис. Франсиско Гойя и Люсьентес 1746–1828 . Лондон: Phaidon, 1994. ISBN  978-0-7148-3844-1.
  • Томлинсон, Янис. «Сжечь, спрятать, выставить напоказ: Majas Гойи и цензура». Журнал об искусстве , том 50, № 4, 1991 г.

Смена власти и ситуации в стране

В 1789 году Карлом IV, следующим монархом, вставшим на престол, Гойя назначен придворным художником. Но в портретах королевских особ он не находит вдохновения и пишет их без энтузиазма. Наступает время перемен: двор напряжённо следит за событиями в соседней стране – за Французской революцией. Теперь не до украшения дворцов.

Начинаются гонения на просвещённых испанцев, многие друзья художника арестованы или сосланы. Гойя также столкнулся с интригами и был отправлен в Валенсию, якобы отдохнуть. Вернуться, укрепить своё положение при дворе и возобновить работу ему помогло вмешательство Байеу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: