Контексты
XVIII — го века , который часто называют « Просвещение » является очень богатым и интеллектуально , как научное или культурное. Это движение «Просвещение» объединяет разных художников (писателей, художников и т. Д.). Век Просвещения соответствует, в пластическом искусстве, к переходу между классическими и неоклассическими периодами ; а в музыке — между периодом барокко и классикой (включая стиль галантности и рококо ).
В живописи неоклассицизм появляется в начале 1760-х годов и является частью движения против витиеватого стиля рококо , выступающего за возврат к простоте, которая характеризовала античный стиль. Таким образом, из-за даты производства работы художник стал одним из предшественников неоклассицизма.
Что такое пастораль в живописи
Художники пасторали наделяли особым значением ландшафт в своих произведениях. Каких принципов они придерживались:
- Красота окружающего мира не должна быть использована в качестве декора.
- Картина является отражением внутреннего мира художника и его настроения.
- В работе используются краски приглушенных, немного размытых оттенков.
- Люди, изображенные на полотне, сосуществует в гармонии с природой.
XV век
Картины, на которых были изображены лесные поляны, луга и овраги были не так интересны для публики, как работы в стиле пастораль. Неповторимые природные ландшафты требовали добавления деталей, свойственных новому направлению. При помощи фигур сельских жителей эмоциональная окраска любого сюжета становилась позитивной.
XVII век
Саския ван Эйленбюрх в образе ФлорыРембрандт
В Италии пасторальные идиллии создавал в XVII веке Клод. Среди работ голландских живописцев этого времени стоит выделить полотно «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры», над которой трудился Рембрандт. На картине изображена в красивой шляпе, украшенной цветами, будущая жена живописца Саксия.
Стиль барокко
В эпоху барокко тоже писали пасторальные сюжеты. На них были изображены:
- нарядные дамы в окружении галантных кавалеров;
- природные ландшафты удивительной красоты;
- с мельчайшими подробностями прорисованные фигуры людей;
- любовные сюжеты.
На картинах живописцы часто изображали придворных
Они уделяли особое внимание отношениям людей. Источником вдохновения становится близкая к идеалу женская фигура
Художники восхищаются красотой изображаемых женщин, они наделяют их возможностью покорять сердца каждого смотрящего на произведение искусства, над которым они работали.
Романтизм
Успешной считается попытка соединение в единое целое романтического направления со стилем пастораль. В работах художников начала XIX века можно увидеть:
- спокойные, слегка приглушенные цвета;
- приятную атмосферу;
- отсутствие прямого освещения;
- наполненные спокойствием и умиротворением сельские виды;
- исторический контекст того времени, с которым можно познакомиться, разглядывая картину.
Развитие индустриализации в середине XIX века способствовало тому, что большое количество сельских жителей покинули место жительства и переехали на заработки в крупные промышленные центры. Интерес к стилю пастораль стал угасать.
Однако милые деревенские виды и идиллические сюжеты по-прежнему излучали красоту, одухотворенность, духовную свободу. Сюжеты картин будто бы были противопоставлены последствиям начавшейся индустриализации.
10 известных художников в жанре пастораль
Пример пасторали можно найти в творчестве художников, живших в различных уголках мира. Некоторые из них получили всемирную славу благодаря своим работам, творчество других пользовалось успехом во время жизни живописца.
Никола Пуссен
Французский живописец Никола Пуссен (1594-1665) считается одним из основоположников направления классицизм. Он был увлечен рисованием сюжетов на библейские и мифологические темы. Красота сельского пейзажа стала средством выражения мастера.
Он работал над теоретическим обоснованием превосходства четкости линий над яркостью цвета. Известные работы Пуссена в стиле пастораль: «Пейзаж с Полифемом» и «Царство Флоры».
Вечеллио Тициан
Итальянский художник Тициан (1488-1490) работал с библейскими и мифологическими сюжетами. Мастер своего дела, он писал на заказ картины для герцогов, князей и кардиналов. После смерти своего учителя Джорджоне Тициан изучал работы известных итальянских живописцев, таких как Микеланджело и Рафаэль, для выработки собственного стиля.
Пасторальный концертВечеллио Тициан
Образы, переданные на полотнах Тициана, тщательно проработаны. Они полны энергии и непоколебимой жизненной силы. Для передачи контрастов художник часто использовал яркие красные и синие пятна.
Франсуа Буше
Французский живописец и декоратор Франсуа Буше (1703-1770) был удостоит звания придворного художника. Он работал над созданием декораций для спектаклей и опер, писал пасторали и изображал красочные ярмарки. С тематикой сельской жизни связаны работы Буше, композиция которых выстраивалась по принципу декораций для театра.
На картинах были изображены площадки для актеров и кулисы. Актеры на сцене играли роль молодых сельских жителей, которые отдыхали или выясняли отношения с представителями противоположного пола.
Клод Лоррен
Вначале своего творчества французский художник Клод Лоррен (1600-1682) писал на холсте пастушьи фигуры. Со временем его работы стали более масштабными. Живописец правдоподобно передавал красоту восходящего солнца, свежесть раннего утра и знойный летний день.
Давид Тенирс
Фламандский живописец Тенирс (1610-1690) написал немало картин со сценами из деревенской жизни, он работал с религиозной тематикой, увлекался написанием портретов. На жанровых картинах и пейзажах доминировали цвета серовато-коричневой гаммы. Художник тщательно работал над передачей крестьянской быта, его работы были очень реалистичны.
Антуан Ватто
Французский художник Антуан Ватто (1684-1721) писал в разных жанрах. Летняя пастораль представлена праздничными гуляниями в парках. Он писал маскарады, красивые ландшафты, приукрашая действительность и наделяя ее ощущением праздника и веселья.
Жан Оноре Фрагонар
Французский график и живописец Фрагонар (1732-1806) отдавал предпочтение мифологическим сценам. Работая над пейзажами, мастер излишне их приукрашал. его жанровые картины поражают удивительной самобытной композицией, плавностью линий и красотой.
Питер Пауль Рубенс
Творческое наследие нидерландского мастера Рубенса (1577-1640) насчитывает более 3000 картин. Художник отдавал предпочтение религиозной тематике. Технике свойственна воздушность, переходы света и тени едва заметны.
Николас Берхем
Голландский график и живописец Берхем (1620-1683) учился рисунку у своего отца. Он написал более 850 работ. Большинство из них были на тему пасторальных пейзажей или мифологических сцен
Особое внимание мастер уделял эффектам правильного освещения
Константин Сомов
Русская пастораль представлена работами графика и живописца К.А. Сомова (1869-1939). В пасторальном стиле написаны работы: «Фигуры в парке», «Влюбленные», «Две дамы в парке», «Спящая молодая женщина в парке».
10 известных картин в стиле пастораль
Популярность романа «Аркадия» подтолкнула к развитию стиля пастораль в живописи. Одним из первых художников к этой тематике обратился итальянец Джорджоне.
Сельский концерт
На написанной им картине «Сельский концерт» изображены мужчины в обычной одежде того времени и обнаженные красавицы нимфы. Они будто бы являются плодом воображения изображенных на картине мужчин. Итальянским живописцам того времени было свойственно соединять реальную жизнь с придуманными образами, дополняющими ее.
Сельский концертДжорджоне
Авторство этого произведения оспаривается искусствоведами. Есть мнение, что автором пасторали является ученик Джорджоне итальянский художник Тициан. В любом случае, работа была одобрена восторженной публикой.
В течение длительного времени эта картина считалась образцом нового стиля в искусстве. Великий мастер и его талантливый ученик тесно сотрудничали в своем творчестве. Именно поэтому их рисунки имеют поразительное сходство.
Таитянские пасторали
Французский художник Гоген изобразил на своем полотне «Таитянские пасторали» живописный холм с благоухающей магнолией. Яркие краски картины помогают зрителю ощутить красоту жаркого лета на Таити.
Таитянские пасторалиПоль Гоген
Возле магнолии изображены две красавицы таитянки и большая рыжая собака. Вблизи виднеются два холма и уходящая вдаль тропинка. Полотно хранится в коллекции Эрмитажа.
Осенняя пастораль
Осенняя пасторальФрансуа Буше
На картине Франсуа Буше «Осенняя пастораль» молодой пастух кормит спелым виноградом свою возлюбленную Лизетту. Этот сюжет настолько понравился живописцу, что он написал еще две ему посвященные картины. Пастух и Лизетта со временем превратились в изящные фарфоровые статуэтки.
Пастораль
ПасторальК. Сомова
На картине К. Сомова «Пастораль» изображены две девушки, одетые в простую и опрятную одежду. Девушки решили отдохнуть на пригорке после похода в лес. Рядом с ними расположился верный друг и охранник пес.
Савояр с сурком
Савояр с суркомАнтуана Ватто
На картине Антуана Ватто «Савояр с сурком» изображен бродячий музыкант. Он путешествует с шарманкой и просит у людей милостыню. На шарманке лежит сурок, животное обнимает своего хозяина. Пейзаж за спиной савояра наполнен светом и красотой.
Качели
КачелиФрагонар
Прекрасная дама и ее галантные кавалеры изображены на картине Фрагонара «Качели». На заднем плане изображенная статуя амуров будто бы подчеркивает начало романтических отношений
Кого из кавалеров выберет дама — совершенно неважно
Похищение Европы
Похищение ЕвропыКлод Лоррен
На картине «Похищение Европы» французский живописец Клод Лоррен изобразил игру солнечных лучей, прозрачность воздуха и даль, застилаемую туманом. Сюжет, который художник раскрыл на фоне пейзажа, послужил основой для написания морской панорамы.
Царство Флоры
Царство ФлорыНикола Пуссен
На полотне «Царство Флоры» Пуссен собрал мифологических персонажей. На полотне изображены влюбленные пары. Каждая фигура, хотя это и не бросается в глаза, снабжена цветком, в который она превращается.
Список произведений
- Художник в своей мастерской (автопортрет), 1720, Лувр, Париж.
- Диана после охоты, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же, Париж.
- Геркулес и Омфала, 1731—40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея, 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр, Париж.
- Портрет Мари Бьюзо, жены художника, 1733.
- Похищение Европы, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллес, Лондон.
- Ринальдо и Армида, 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр, Париж.
- Триумф Пана, 1736 г., Национальная галерея, Лондон.
- Завтрак, 1739, Лувр, Париж.
- Рождение Венеры, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм.
- Триумф Венеры, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм.
- Леда и Лебедь, 1741 г., холст, масло, частная коллекция.
- Диана, отдыхающая после купания, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр, Париж.
- Диана после охоты, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж.
- Обучение Купидона, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин.
- Туалет, 1742, холст, масло, частная коллекция.
- Пейзаж с отшельником, 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Юпитер и Каллисто, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Одалиска на синей софе, 1745, Лувр, Париж.
- Портрет мадам Бержере, 1746.
- Летняя пастораль, 1749.
- Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога, 1750 г., Музей изящных искусств, Тур.
- Венера, обезоруживающая Купидона, 1751 г.
- Туалет Венеры, 1751 г., холст, масло, 108,3 x 85,1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Венера, утешающая Амура, 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон.
- Мельница, 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр, Париж.
- Портрет мадемуазель О’Мерфи (Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен.
- Закат Солнца, 1752 г., Собрание Уоллес, Лондон.
- Восход Солнца, 1753 г., Лондон.
- Визит Венеры к Вулкану, 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллес, Лондон.
- Портрет маркизы де Помпадур, 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен.
- Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея, 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр, Париж.
- Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто, 1759 г., Музей искусств Нельсона-Аткинсона, Канзас-сити.
- Портрет маркизы де Помпадур, 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллес, Лондон.
- Пан и Сиринга, ок. 1762 г., Музей Прадо, Мадрид.
- Пигмалион и Галатея, 1767 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
История возникновения жанра
Возникновение пасторали совпало с периодом становления капитализма. Стиль пастораль пользовался особой популярностью в аристократической среде, которая была представлена людьми, далекими от забот сельской жизни. Основными персонажами произведений искусства становились совсем не реальные люди, а вымышленные персонажи.
По мнению искусствоведов, жанр пастораль зародился в XVI веке. Его создателем принято считать автора романа «Аркадия», поэта из Италии Якопо Саннадзаро. В этом произведении показана полная умиротворения жизнь сельских пастухов. Поэт сумел показать читателям гармонию и красоту, которыми наполнено существование простых людей. Его роман стал подтверждением идиллической картины мира, в которой отсутствуют горе и страдания.
К сельской тематике обращались известные творцы, жившие на рубеже XVI-XVII веков. В это время были созданы оперы, драматические произведения, балетные постановки, симфонии в этом жанре.
В начале XIX века был отмечен еще один всплеск интереса к стилю пастораль в искусстве. В это время отмечалось доминирование романтизма. При помощи этого направления мастера хотели показать, что самой главной ценностью являются духовные качества человека. Картины, изображающие сельскую жизнь, которую живописцы старались приукрасить, хорошо вписывались во взятые за основу идеи искусства того времени.
Начиная с середины XIX века, сельская пастораль перестала быть популярным жанром. Умами людей завладели разные революционные течения, а идиллические сцены из сельской жизни перестали быть интересными как для мастеров, так и для широкой публики. Стиль пастораль был вытеснен более актуальными для того времени направлениями, такими как: авангард, реализм и модерн.
История работы
Эта картина, изначально под названием Поклонение пастухов, была введена в эксплуатацию с Франсуа Буша по мадам де Помпадур , любимым и друг короля
Это первый заказ, сделанный мадам де Помпадур для художника, но, что более важно, первое крупноформатное религиозное произведение, выполненное последним, в общей сложности пять.. Картина была выставлена в 1750 году в Салоне, что стало поворотным моментом в карьере Франсуа Буше , так как благодаря этой картине он получил размещение во дворце Лувр, а также пост первого художника короля
Завершив роспись, он украсил алтарь, расположенный в шкафу одного из вестибюлей замка Бельвю (Медон). Действительно, для престижа этого замка была необходима часовня. Гравюра на этой картине была сделана в 1761 году Этьеном Фессаром , который дал ей нынешнее название «Свет миру» .
Картина была выставлена в 1750 году в Салоне, что стало поворотным моментом в карьере Франсуа Буше , так как благодаря этой картине он получил размещение во дворце Лувр, а также пост первого художника короля. Завершив роспись, он украсил алтарь, расположенный в шкафу одного из вестибюлей замка Бельвю (Медон) . Действительно, для престижа этого замка была необходима часовня. Гравюра на этой картине была сделана в 1761 году Этьеном Фессаром , который дал ей нынешнее название «Свет миру» .
Хотя первоначально частное использование позволило Франсуа Буше несколько отойти от традиционных кодексов, картина подходила не для всех, о чем свидетельствует ее изъятие из замка Бельвю (Медон) между 1762 и 1764 годами после продажи. король. С этого дня он переходил из коллекции в коллекцию по выбору продаж и аукционов, прежде чем был передан Лувру Управлением частной собственности и интересов в 1951 году и, наконец, депонирован в Лионском музее изящных искусств в 1955 году. , где зарегистрирован под номером 1955-106. Структура сама датируется XVIII — го века , называемый номером 1956 по 1930 год , по проекту архитектора дома Лебрен.