Семья и обучение живописи
Родился знаменитый живописец в 1703 г. в Париже в семье художника, занимающегося разработкой узоров для вышивки. С самого детства, разглядев неординарные способности сына к рисованию, Николя Буше отдал сына для обучения в мастерскую Лемуана, который считался видным мастером живописи во Франции.
По характеру Франсуа был трудолюбивым и прилежным, вызывая восторг у учителей своим послушанием и талантом. Он постепенно освоил различные виды искусств: в качестве декоратора создает узоры для обоев, с успехом пробует себя в работе с гравюрами и талантливо создает живописные произведения.
В 16 лет он начинает работать над своим первым заказом от издательства на оформление книги «Французская история» Даниэля, а спустя год получает академическую премию за одну из живописных картин.
Одна из страниц биографии Франсуа Буше — создание серии гравюр по картинам Ватто, что заняло у него 2 года жизни и помогло в изучении произведений и манеры этого живописца.
Начиная с 22 лет картины художника Франсуа Буше активно представляются на выставках, где и публика, и критики воспринимали их всегда с восхищением. Четко понимая, чего от него требуют заказчики, он создавал работы с помощью своего запаса живописных приемов и набора сюжетов, которые были продиктованы модой того времени и вкусами аристократии.
Получив стипендию Академии, в 1727 г. он совершил учебную поездку в Италию, где не только учился, но и получал дополнительные заказы на живописные работы от богатых клиентов.
Список произведений
- Художник в своей мастерской (автопортрет), 1720, Лувр, Париж.
- Диана после охоты, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же, Париж.
- Геркулес и Омфала, 1731-40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея, 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр, Париж.
- Портрет Мари Бьюзо, жены художника, 1733.
- Похищение Европы, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллес, Лондон.
- Ринальдо и Армида, 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр, Париж.
- Триумф Пана, 1736 г., Национальная галерея, Лондон.
- Завтрак, 1739, Лувр, Париж.
- Рождение Венеры, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм.
- Триумф Венеры, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм.
- Леда и Лебедь, 1741 г., холст, масло, частная коллекция.
- Диана, отдыхающая после купания, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр, Париж.
- Диана после охоты, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж.
- Обучение Купидона, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин.
- Туалет, 1742, холст, масло, частная коллекция.
- Пейзаж с отшельником, 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Юпитер и Каллисто, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Одалиска на синей софе, 1745, Лувр, Париж.
- Портрет мадам Бержере, 1746.
- Летняя пастораль, 1749.
- Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога, 1750 г., Музей изящных искусств, Тур.
- Венера, обезоруживающая Купидона, 1751 г.
- Туалет Венеры, 1751 г., холст, масло, 108,3 x 85,1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Венера, утешающая Амура, 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон.
- Мельница, 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр, Париж.
- Портрет мадемуазель О’Мерфи (Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен.
- Закат Солнца, 1752 г., Собрание Уоллес, Лондон.
- Восход Солнца, 1753 г., Лондон.
- Визит Венеры к Вулкану, 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллес, Лондон.
- Портрет маркизы де Помпадур, 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен.
- Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея, 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр, Париж.
- Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто, 1759 г., Музей искусств Нельсона-Аткинсона, Канзас-сити.
- Портрет маркизы де Помпадур, 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллес, Лондон.
- Пан и Сиринга, ок. 1762 г., Музей Прадо, Мадрид.
- Пигмалион и Галатея, 1767 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Буше в Италии
Пробел в биографии Буше, касающийся его пребывания в Италии, становится еще более ощутимым, если учесть, что именно этот период был переломным в процессе его художественного развития. Когда в 1728 году Буше покидает Париж и уезжает в Рим, им еще не был выработан тот четкий индивидуальный стиль, который обнаруживают работы, написанные мастером вскоре по возвращении во Францию.
Пьер Розенберг задается теми же вопросами, что и мы: как долго путешествовал художник, останавливался ли он по пути в Рим в Парме, Генуе или Болонье, посетил ли Неаполь? Если не принимать во внимание документально подтвержденный факт болезни Буше в Риме, остаются исключительно домыслы. И что особенно обидно — нет подтверждений посещения художником Венеции, хотя изучение венецианской живописи в Париже могло подвигнуть его посетить Венецию
В конце концов, влияние Тьеполо (1696-1770) на его стиль очевидно. Не говоря уже о «цитатах» из Корреджо (1494-1534), что могло бы свидетельствовать о посещении Пармы.
Творчество Буше
1731-1760 гг. — этот период был временем расцвета таланта Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балету «Персей» (1746) и опере-балету «Галантная Индия» (1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.
За свою биографию Франсуа Буше выполнил громадное число картин, украшений, гравюр, декоративных тканей, часто оформлял подмостки для балета и оперы. В результате, он заработал множество педагогических, служебных почетных званий, в частности за гобеленные работы. Некоторое время Фрагонард был его учеником.
В Лувре, музее «Коллекция Уолласа» представлены избранные работы Буше. В США выставлены его работы «Toilet of Venus», «Birth and Triumph of Venus» (музей «Метрополитен», Нью-Йорк). Некоторые картины художника находятся в музее «Коллекция Фрика», а также музее искусств Филадельфии.
Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Овидия, Боккаччо, Мольера. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.
Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей.
В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля».
Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением.
Работы художника
- Диана после охоты, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же, Париж.
- Геркулес и Омфала, 1731-40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея, 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр, Париж.
- Портрет Мари Бьюзо, жены художника, 1733.
- Похищение Европы, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллес, Лондон.
- Ринальдо и Армида, 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр, Париж.
- Триумф Пана, 1736 г., Национальная галерея, Лондон.
- Завтрак, 1739, Лувр, Париж.
- Рождение Венеры, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм.
- Триумф Венеры, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм.
- Леда и Лебедь, 1741 г., холст, масло, частная коллекция.
- Диана, отдыхающая после купания, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр, Париж.
- Диана после охоты, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж.
- Обучение Купидона, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин.
- Туалет, 1742, холст, масло, частная коллекция.
- Пейзаж с отшельником, 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Юпитер и Каллисто, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Одалиска на синей софе, 1745, Лувр, Париж.
- Портрет мадам Бержере, 1746.
Рисунки и принты
Молодая деревенская девушка танцует, черный, красный и белый мел и пень на бумаге
Аврора, c. 1733, Национальная художественная галерея
Баучер был очень плодовитым и разносторонним рисовальщиком. Его рисунки служили не только подготовительными этюдами для его картин и рисунками для граверов, но и законченными произведениями искусства, на которые коллекционеры пользовались большим спросом. Баучер следовал стандартным студийным практикам того времени, сначала разработав общую композицию своих основных полотен, а затем выполнив мелом этюды для отдельных фигур или групп фигур. Он также полагался на эскизы маслом и гуашью при подготовке крупных заказов.
Постепенно он делал все больше и больше эскизов как самостоятельных работ для рынка. В Поклонение пастырей (Музей Метрополитен), свободный и живописный набросок гуашью, долгое время считался подготовительным наброском для личного алтаря мадам де Помпадур. La lumière du monde (ок. 1750, Musée des Beaux-Arts, Лион). Однако недавние исследования предполагают, что это было сделано как минимум 10 лет спустя как самостоятельная работа. В последнее десятилетие своей карьеры художник стал отдавать предпочтение коричневому мелу, искусственному материалу.
Буше был также одаренным гравером и офортом. Баучер вытравил около 180 оригинальных медных пластин. Он создал множество гравюр по мотивам Ватто. Таким образом, он помог распространить вкус к репродукциям рисунков. Когда его собственные рисунки начали продаваться, 266 из них были вытравлены точечными заменителями. Жиль Демарто. Они были напечатаны красными чернилами, поэтому они напоминали рисунки красным мелом, которые можно было оформить как маленькие картинки. Затем их можно было повесить на небольших пустотах искусно украшенных панелей роскошных жилищ.
Самые оригинальные изобретения Буше были декоративными, и он внес свой вклад в модный стиль шинуазри, после гравировки 12 «Китайских фигурок» Ватто.
Буше в Италии
Пробел в биографии Буше, касающийся его пребывания в Италии, становится еще более ощутимым, если учесть, что именно этот период был переломным в процессе его художественного развития. Когда в 1728 году Буше покидает Париж и уезжает в Рим, им еще не был выработан тот четкий индивидуальный стиль, который обнаруживают работы, написанные мастером вскоре по возвращении во Францию.
Пьер Розенберг задается теми же вопросами, что и мы: как долго путешествовал художник, останавливался ли он по пути в Рим в Парме, Генуе или Болонье, посетил ли Неаполь? Если не принимать во внимание документально подтвержденный факт болезни Буше в Риме, остаются исключительно домыслы. И что особенно обидно — нет подтверждений посещения художником Венеции, хотя изучение венецианской живописи в Париже могло подвигнуть его посетить Венецию
В конце концов, влияние Тьеполо (1696-1770) на его стиль очевидно. Не говоря уже о «цитатах» из Корреджо (1494-1534), что могло бы свидетельствовать о посещении Пармы.
Работы художника
- Диана после охоты, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же, Париж.
- Геркулес и Омфала, 1731-40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея, 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр, Париж.
- Портрет Мари Бьюзо, жены художника, 1733.
- Похищение Европы, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллес, Лондон.
- Ринальдо и Армида, 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр, Париж.
- Триумф Пана, 1736 г., Национальная галерея, Лондон.
- Завтрак, 1739, Лувр, Париж.
- Рождение Венеры, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм.
- Триумф Венеры, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм.
- Леда и Лебедь, 1741 г., холст, масло, частная коллекция.
- Диана, отдыхающая после купания, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр, Париж.
- Диана после охоты, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж.
- Обучение Купидона, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин.
- Туалет, 1742, холст, масло, частная коллекция.
- Пейзаж с отшельником, 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Юпитер и Каллисто, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Одалиска на синей софе, 1745, Лувр, Париж.
- Портрет мадам Бержере, 1746.
Биография
Ранние годы
Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.
Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.
В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства — с высокопоставленными клиентами своего наставника.
1722-1730 гг.
С 1720 года Буше занимался у Ф. Лемуана, известного мастера-монументалиста; затем работал в мастерской гравера Ж. Ф. Кара-старшего, изучая искусство оформления книг и гравюру.
В 1722 ему было поручено иллюстрировать новое издание «Французской истории» Габриэля Даниеля, а в 1723 он получил академическую премию за картину «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима».
Участие в 1722-1723 годах в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения А. Ватто, позволило ему познакомиться с работами этого художника, усвоить его композиционные приемы.
В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Эта победа давала ему право на обучение в Риме, но в итальянском филиале академии не нашлось для победителя вакантного места. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию; позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Уже в них проявился незаурядный декоративный дар художника, умеющего строить композиции на сочетании ритмики целого и характерной детали.
1731-1760 гг.
Этот период был временем расцвета таланта Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балетам («Персей, 1746 и «Галантная Индия», 1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.
Вернувшись из Италии в 1731 году, Буше почти сразу же стал кандидатом в Королевскую академию по отделению исторической живописи, а уже в 1734 году его утвердили как полноправного члена академии за картину «Ринальдо и Армида» (1734).
Первые годы после итальянского путешествия почти полностью посвящены рисунку, копированию и гравюре.
В 1733 году он женится на семнадцатилетней прелестнице Мари-Жанн Бюзо, с которой написаны многие «нимфы» Буше. Чуть позже он стал преподавать в академии, сначала как ассистент (1735), а затем — как мастер (1737). Но несмотря на это Буше в то время был ограничен в средствах.
С конца 1730-х годов работает в театральной декорации и на мануфактуре Бове, где создает картоны для ковров.
В 1737 г. Буше становится профессором Академии.
В 1730-1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743-1746, Париж, Национальная библиотека). Он проявляет в них изощренную фантазию, изображая мифологические и аллегорические сцены с пикантной занимательностью и грацией, ценимыми в эпоху рококо.
В 1742-48 гг. он занимал должность декоратора парижской Оперы.
С 1755 (по другим версиям — 1757) по 1767 г. Буше был директором Королевской мануфактуры гобеленов.
1761-1770 гг.
С 1760 г. Буше теряет былую популярность. В 1761 году становится ректором Королевской академии, в 1765 году — директором. За несколько месяцев до смерти его избирают почетным членом Петербургской академии художеств.