Руанский собор Моне
Мировую известность Кафедральному собору принес цикл работ французского импрессиониста Клода Моне. Художник работал над ним более двух лет, периодически приезжая в Руан, чтобы запечатлеть западный фасад храма в разное время суток.
Всего Моне создал пятьдесят картин в одном формате. Первая из них была написана художником в номере гостиницы, расположенной напротив собора. В следующий свой приезд в Руан Моне работал в витрине магазина, окна которого выходили на площадь перед храмом. Вернувшись спустя год, художник снял для студии заводскую мастерскую с великолепным видом на Руанский собор.
Моне старался подметить и запечатлеть на холсте едва уловимые изменения световой среды в зависимости от времени дня и погодных условий. Каждые полчаса он тщательно фиксировал колебания цветовых оттенков, достигая, таким образом, постепенного преображения облика собора в лучах солнечного света.
Собор в солнечный день
Картины, где собор – светлый, написаны днём. В зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых «рефлексов» на стены собора. Если посмотреть внимательно – здания на «солнечных» картинах состоят из сплошных пятен света разных цветов и оттенков. Мастерство Моне заключается в том, что ему удалось передать форму, не используя контуров или достаточное количество тени. Художник просто набросал множество солнечных лучей – и получились прекрасные картины серии «Руанский собор». Клод Моне писал живо, напористо, и его эмоции передаются зрителям.
Клод Моне и Гавр
Клод Моне и Гавр — это сочетание, принципиально изменившее живопись. Гавр оказался не только родным городом знаменитого художника, но и колыбелью импрессионизма — нового стиля, появившегося во второй половине 19-го века, давший плеяду гениальных художников, чьи картины и по сей день ценятся выше всех остальных.
Клод Моне в Гавре
Клод Моне родился в Париже в 1840 году. В его пятилетнем возрасте, в 1845 году, его семья переехала в Гавр в Нормандии. Его отец, оптовый торговец, хотел, чтобы он занялся семейным торговым и продуктовым бизнесом, но Моне хотел стать художником. Его мать была певицей и поддерживала желание Моне сделать карьеру в искусстве.
1 апреля 1851 года он поступил в среднюю художественную школу Гавра. Он был апатичным учеником, который, проявив мастерство в искусстве с юных лет, начал рисовать карикатуры и портреты знакомых в 15 лет за деньги. Он начал свои первые уроки рисования у Жака-Франсуа Охара, бывшего ученика Жака-Луи Давида. Примерно в 1858 году он встретил своего коллегу-художника Эжена Будена, который поощрял Моне развивать свою технику, обучал его техникам рисования «на пленэре» (на открытом воздухе) и брал Моне на экскурсии по живописи. Моне думал о Будене как о своем учителе, которому «он был всем обязан» за свой дальнейший успех.
В 1857 году мать Моне умерла. Он стал жить со своим отцом и тетей Мари-Жанн Лекадр. Лекадр, которая сама немного рисовала, станет поддерживать Моне в его ранней художественной карьере, разрешая иногда рисовать в своей мастерской и высылая ему деньги, когда отец отказался его содержать.
Клод Моне и Гавр
Моне посетил свой родной город Гавр на северо-западе Франции в 1872 году и приступил к созданию серии работ, изображающих порт Гавра. На шести раскрашенных холстах порт изображен «на рассвете, днем, в сумерках и в темноте с разных точек зрения, одни с самой воды, а другие из гостиничного номера с видом на порт».
Полотно «Впечатление, Восход солнца» стало самым известным в серии после того, как дебютировало в апреле 1874 года в Париже на выставке группы «Художники, скульпторы, граверы и т. д.»
«Впечатление, Восход солнца»
В 1985 году картина была украдена из Музея Мармоттан Моне Филиппом Жамином и Юсефом Химуном. Она была восстановлена и возвращена в музей в 1990 году и снова выставлена на обозрение в 1991 году.
Картина «Впечатление. Восход солнца» и Импрессионизм
Моне утверждал, что назвал картину «Впечатление, восход солнца» из-за своего туманного стиля рисования в изображении предмета:
В дополнение к этому объяснению названия работы историк искусства Пол Смит утверждает, что Моне мог назвать картину «Впечатление», чтобы оправдать обвинения в незавершенности или отсутствии описательных деталей, но Моне получил эти критические замечания независимо от названия.
Хотя название картины, казалось, было выбрано для каталога в спешке, термин «импрессионизм» (от «Impression» — «Впечатление») не был новым. Некоторое время его использовали для описания эффекта картин барбизонской школы. Оба художника, связанные со школой, Добиньи и Мане, как известно, использовали этот термин для описания своих собственных работ.
В рецензии критика Луи Леруа на выставку 1874 года («Выставка импрессионистов») для газеты Le Charivari он использовал термин «импрессионизм» для описания нового стиля работы, который, по его словам, типичен для одноименной картины Моне.
До 1860-х годов и до дебюта Impression, Sunrise термин «импрессионизм» первоначально использовался для описания воздействия естественной сцены на художника и воздействия картины на зрителя. К 1860-м годам термин «впечатление» использовался переносом для описания картины, передающей такой эффект. В свою очередь, складывалось впечатление, что движение нужно охарактеризовать как единое целое.
Первоначально использовавшийся для описания и осуждения движения, термин импрессионизм «был немедленно принят всеми сторонами» для описания стиля, а «Впечатление, восход солнца» Моне, как считалось, инкапсулирует начало движения и его название.
Le Havre Museum
Le Havre, Bâteaux de Peche Sortant du Port, Claude Monet, 1874
Claude Monet (1840–1926) Français : Le Bassin du Commerce, Le Havre 1874
Коттеджи Sainte Adresse в Гавре, куда Моне часто приезжал останавливаться у своей тети:
Туманные картины Моне
Изучая серию Клода Моне, посвящённую Руанскому Собору, можно заметить, что художнику очень нравилось волшебное время суток, называемое сумерками. Руанский собор художник изобразил загадочным, потерянным в утреннем тумане. Эта светлая, полупрозрачная дымка придаёт сооружению романтичность. Иногда дымка настолько окутывает собор, что все оттенки становятся пастельными, едва различимыми. Однако отсутствие контраста здесь – специально. Фиолетовые, синие, лиловые и тёплые жёлтые оттенки плавно переливаются, создавая ощущение мягкого сияния… На утренних картинах собор выглядит по настоящему святым местом.
Клод Моне
Знаменитый французский живописец, один из основоположников импрессионизма, Клод Моне жил в Руане с 1892 по 1895 годы. Здесь он нарисовал свою знаменитую серию картин, состоящую из 50 полотен с видами Руанского собора практически с одной точки зрения, при разном освещении и времени года. На всех полотнах изображен западный фасад собора, только центральный вход. Не видно ни башен, ни колокольни. Меняется только свет и цвет. Именно воздействие освещения на наше восприятие хотел показать художник, иллюзорность реальности. Для этого Моне собирался выставить все картины сразу. Такая экспозиция была организована в 1895 году в галерее Дюран-Рюэля, где было представлено 20 полотен с изображениями Руанского собора, развешанные в своответствии с измнением освещенности, как и задумал Моне. Выставка имела большой успех, но была единственной для этой серии картин. Несмотря на старания друга художника Жоржа Клемансо, впоследствии ставшего премьер-министром Франции, государство отказалось от покупки всей серии. В результате картины были распроданы поодиночке и разошлись по разным странам.
До переезда в Руан Клод Моне долгое время жил в деревеньке Живерни, в пригороде Руана. Художник часто бывал в Руане, делая наброски картин, многие из которых завершал уже в своей мастерской в Живерни.
Руанский собор на серии полотен Клода Моне