Купка, франтишек

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме Франтишека Купки .
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Франтишек Купка
  • Работы Франтишека Купки или о нем в Интернет-архиве
  • Франтишек Купка вики
  • Франтишек Купка Центр Помпиду
  • Франтишек Купка в Музее современного искусства
  • Ссылки на работы Купки Artcyclopedia
  • Список Атенеума и изображения произведений Купки
  • Постоянная экспозиция коллекции Вальдеса музея Франтишека Купки Кампа, Прага
  • Музей изящных искусств желтой шкалы , Хьюстон
  • Музейное магическое искусство — принцип, который проявляется в природе, архитектуре и математике.
  • Art — Nouveau, Частная коллекция Атенеума
Авторитетный контроль
  • BIBSYS : 90728919
  • BNE : XX944723
  • BNF : cb12140043q (данные)
  • CANTIC : a11554290
  • CiNii : DA04116481
  • GND : 118568191
  • ISNI : 0000 0001 0774 4692
  • KulturNav : 0dfc7ee9-682e-4fef-8997-0b59a94628aa
  • LCCN : n50058441
  • LNB : 000152287
  • MBA : 1b895ec6-a8fd-40fa-a65a-4e4088ea6259
  • NDL : 00469926
  • NKC : jk01070953
  • NLA : 35285660
  • НЛП : A18163543
  • NSK : 000330531
  • NTA : 069904057
  • PLWABN : 9810538398705606
  • RERO : 02-A000100581
  • РКД : 46920
  • SELIBR : 334297
  • SNAC : w6gm87sm
  • SUDOC : 029863449
  • Тепапа : 5951
  • Trove : 897753
  • УЛАН : 500006023
  • VcBA : 495/138834
  • VIAF : 82932466
  • WorldCat Identities : lccn-n50058441

Примечания и ссылки

  1. Музей современного искусства (1936). Кубизм и абстрактное искусство. Музей современного искусства. п. 73.
  2. ^
  3. ^ Джон Гейдж (1999). Цвет и культура: практика и значение от античности до абстракции. Калифорнийский университет Press. п. 264. ISBN  978-0-520-22225-0.
  • Сендрарс, Блэз (1989). La Main Coupée. Издания Denoël. ISBN  978-2-07-036619-4.
  • Купка, Франтишек. La Création dans Les Arts Plastiques. Париж, 1923 г .; отредактировал и перевел Э. Абрамс, 1989.
  • Фошеро, Серж (1989). Купка. Риццоли. ISBN  978-0-8478-1047-5.
  • Купка, Франтишек. La Création dans Les Arts Plastiques. Париж, 1923 г .; отредактировал и перевел Э. Абрамс, 1989.

Зрелые годы

С началом Первой мировой войны Купка отправился добровольцем на фронт, хотя ему было уже за сорок. Он вступил в чешский легион во Франции в компании со скульптором Оттоном Гуттфрейндом. Купку направили на Сомму (река на севере Франции), где проходила крупная наступательная операция. Сотоварищем художника стал известный писатель Блез Сандрар. В скорости пожилой живописец получил обморожения и был демобилизован. Вернувшись в Париж, он возглавил чешскую диаспору и народное ополчение.

Поначалу он рисовал военные плакаты, эскизы мундиров и медалей, но вскоре вновь отправился на фронт – на сей раз вместе с земляками. К концу войны художник дослужился до звания капитана. 

После окончания Первой мировой Купка стал профессором Пражской художественной академии.

В 1919 он получил почётное членство в чешском художественном товариществе Manes, где ранее уже выставлялся. В Праге судьба свела живописца с известным промышленником и коллекционером абстрактного искусства Джиндричем Вальдесом. Джиндрич стал его меценатом. Однако мечтой Купки была должность профессора в Пражской академии – он сумел добиться её лишь в 1922 году, но пробыл на посту совсем недолго и был уволен со скандалом. Абстракционист дискредитировал на своих лекциях по психологии искусства академическую живопись и классическое образование.

Его собственное искусство чешская публика воспринимала с прохладой – если не сказать с пренебрежением. При этом во Франции, где постоянно проживал художник, он навсегда остался чужестранцем.

В 1923 году в Праге вышла книга теоретических изысканий Купки «Творчество в изобразительных искусствах», написанная им ещё в 1910-м. Эта работа по сей день является одним из важнейших трудов об абстрактном искусстве.

В 1924 году супруга Нини организовала ретроспективную выставку в парижской галерее Galerie la Botie. Она имела неожиданный даже для поклонников художника успех. Следующий всплеск интереса к Купке возникнет только в 1930-е гг. Это десятилетие отмечено увлечением техникой. В работах художника этого периода безошибочно угадываются всевозможные поршни, передачи, валы и шатуны. При этом цветовая палитра сводится к минимальному наборы самых сдержанных красок – чёрный, белый, серый, бежевый.

В 1931 году Купка вошёл в состав группы «Abstraction – Creation» («Абстракция – Творчество»). Её члены писали минималистичные композиции из геометрических фигур, отдалённо напоминающие холодные и выверенные работы Мондриана. Однако не стоит видеть в этом сходстве простое подражание. Искусствовед Людмила Вахтова объясняет напрашивающиеся параллели следующим образом: «Купка также искал визуальный эквивалент универсальной правды, и оба художника понимали геометрию как геометрическую науку, в которой цифры не являются только лишь инструментом соответствующего подсчёта, но и представляют абсолютный интеллектуальный смысл».

В 1936 году директор Музея современного искусства в Нью-Йорке заинтересовался чехом и приобрёл три его картины для выставки «Кубизм и абстрактное искусство» в США.

Примечания и ссылки

  1. Музей современного искусства (1936). Кубизм и абстрактное искусство. Музей современного искусства. п. 73.
  2. ^
  3. ^ Джон Гейдж (1999). Цвет и культура: практика и значение от античности до абстракции. Калифорнийский университет Press. п. 264. ISBN  978-0-520-22225-0.
  • Сендрарс, Блэз (1989). La Main Coupée. Издания Denoël. ISBN  978-2-07-036619-4.
  • Купка, Франтишек. La Création dans Les Arts Plastiques. Париж, 1923 г .; отредактировал и перевел Э. Абрамс, 1989.
  • Фошеро, Серж (1989). Купка. Риццоли. ISBN  978-0-8478-1047-5.
  • Купка, Франтишек. La Création dans Les Arts Plastiques. Париж, 1923 г .; отредактировал и перевел Э. Абрамс, 1989.

Работа [ править ]

Купка сильно интересовался теорией цвета и освобождением цвета от описательных ассоциаций (что, как считается, возможно, повлияло на других художников, таких как Робер Делоне ). Маргит Роуэлл описала свою картину «Желтая чешуя» (около 1907 г.) как «первую попытку Купки примириться с теорией цвета, в которой результат был личным и успешным». Хотя это автопортрет, предметом картины был желтый цвет. Примерно в 1910 году он начал разрабатывать свои собственные цветовые круги, адаптируя формат, ранее исследованный сэром Исааком Ньютоном и Германом фон Гельмгольцем.. Эта работа, в свою очередь, побудила Купку написать серию картин, которые он назвал «Диски Ньютона» (1911–12).

  • Самолеты по цветам
  • Цветной
  • Воспоминание о соборе
  • Синий космос

Работы в коллекции Пегги Гуггенхайм , Венеция, Италия :

  • Этюд женщины, собирающей цветы (Femme cueillant des fleurs) , около 1910 г.
  • Этюд для Amorpha , Warm Chromatics , Chromatique chaude и для двухцветной фуги (Fugue a deux couleurs), ок. 1911-1912 гг.
  • Вертикальные плоскости (Plan verticaux) , 1911–1912 гг.
  • Исследование организации графических мотивов I (Localisations de mobiles graphiques I) , ок. 1911-1912 гг.
  • Вокруг точки (Autour d’un point) , ок. 1920–1925 гг.

Другие работы включают Кафедральный собор (Katedrála) .

В марте 2021 года картина Купки Le Jaillissement II была продана на аукционе Sotheby’s за 7 551 600 фунтов стерлингов , что на сегодняшний день является самой высокой ценой за его работу.

биография

Образование

Франтишек Купка родился в Опочно (восточный Богемия ) в Австро-Венгрия в 1871 г. С 1889 по 1892 г. учился в Академия изящных искусств в Праге. В это время он писал исторические и патриотические темы. Купка поступил в Академия изящных искусств в Вене, где он сосредоточился на символический и аллегорический предметы. На него повлияли художник и реформатор общества. Карл Вильгельм Дифенбах (1851–1913) и его натуристический образ жизни. Купка выставлялся в Kunstverein в Вене в 1894 году. теософия и Восточная философия датируется этим периодом. К весне 1894 года Купка обосновался в Париже; там он посетил Академия Жюлиана кратко, а затем изучил с Жан-Пьер Лоран на École des Beaux-Arts.

Первая Мировая Война

Купка служил добровольцем в Первой мировой войне и упоминается в La Main купе к Блез Сендрарс Чендрарс описывает его как «гордого солдата, спокойного, безмятежного, сильного» … но на самом деле он слишком стар, чтобы быть солдатом, будучи как минимум на 25 лет старше остальных. Когда полк отправился из Парижа на фронт в Пикардии (они шли пешком), г-жа Купка встретила колонну, когда они прибыли на кольцевую развязку Ла-Дефанс, недалеко от того места, где они жили. Она шла с ними, неся сумку мужа и его винтовку. Она должна была пройти весь путь на фронт, но в конце первого дня полковник арестовал ее и отправил обратно в Париж. Позже она отправилась на передовую, чтобы провести время со своим мужем. Сам Купка ушел с фронта из-за обморожения стопы, вызванного ночами в окопах по пояс в ледяной воде.

Карьера

Amorpha, Fugue en deux couleurs (Фуга в двух цветах), холст, масло, 210 × 200 см, 1912 г., Народная галерея.

Купка работал иллюстратор книг и плакатов, а в первые годы жизни в Париже стал известен своими сатирическими рисунками для газет и журналов. В 1906 году поселился в Пюто, пригород Парижа, и в том же году впервые выставлялся на Осенний салон. Купка был глубоко впечатлен первым Футуристический манифест, опубликовано в 1909 г. в Le Figaro. Купка 1909 г. Клавиатура фортепиано / озеро ознаменовал перерыв в его репрезентативном стиле. Его работы становились все более абстрактными примерно в 1910–1911 годах, отражая его теории движения, цвета и отношения между музыкой и живописью (орфизм ). В 1911 году он посещал собрания Группа Пюто (Section d’Or ). В 1912 году он выставил свои Amorpha. Fugue à deux couleurs, на Салон независимых в комнате кубизма, хотя он не хотел, чтобы его отождествляли с каким-либо движением. Творчество в пластическом искусстве, книга Купка, написанная в 1913 году, была издана в Прага в 1923 г.

Осенний салон 1912 года, проходивший в Париже в Гран-Пале с 1 октября по 8 ноября. Купки Фуга в двух цветах выставлен слева. Остальные работы показаны Жан Метцингер (Танцовщица в кафе ), Джозеф Чаки (Groupe de femmes ), Фрэнсис Пикабиа (La Source), Амедео Модильяни (скульптуры) и Анри Ле Фоконье (Атаки альпинистов медведями).

В 1931 году он был одним из основателей Абстракция-Création. В 1936 году его работы были включены в выставку

Кубизм и абстрактное искусство на музей современного искусства в Нью-Йорке и на важном шоу с другим Чешский художник Альфонс Муха, на Jeu de Paume в Париже. Ретроспектива его работ прошла в Galerie Mánes в Праге в 1946 году

В том же году Купка принял участие в выставке Salon des Réalités Nouvelles, где он продолжал регулярно выставляться до самой смерти. В начале 1950-х он получил всеобщее признание и провел несколько персональных выставок в Нью-Йорке.

С 1919 по 1938 год Купку поддерживал его хороший друг, коллекционер произведений искусства и промышленник. Йиндржих Вальдес который собрал значительную коллекцию своего искусства. Купка умер в 1957 г. в г. Пюто, Франция.

Работа

Купка сильно интересовался теорией цвета и освобождением цвета от описательных ассоциаций (что, как считается, возможно, повлияло на других художников, таких как Роберт Делоне ). Маргит Роуэлл описала свою картину Желтая шкала (ок. 1907) как «первая попытка Купки прийти к соглашению с теорией цвета, в которой результат был личным и успешным». Хотя это автопортрет, предметом картины был желтый цвет. Примерно в 1910 году он начал разрабатывать свои собственные цветовые круги, адаптируя формат, ранее изученный сэром. Исаак Ньютон и Герман фон Гельмгольц. Эта работа, в свою очередь, побудила Купку написать серию картин, которые он назвал «Диски Ньютона» (1911–12).

  • Самолеты по цветам
  • Цветной
  • Воспоминание о соборе
  • Синий космос

Работает в Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия:

  • Этюд для женщины, собирающей цветы (Femme cueillant des fleurs), ок. 1910 г.
  • Исследование Аморфы, Теплая хроматика, Chromatique chaude и для Фуга в двух цветах (Fugue a deux couleurs), ок. 1911-1912 гг.
  • Вертикальные плоскости (планы verticaux), 1911–1912
  • Исследование организации графических мотивов I (Localisations de mobiles graphiques I), ок. 1911-12
  • Вокруг точки (Autour d’un Point), ок. 1920–1925 гг.

Другие работы включают Кафедральный собор (Катедрала).

биография

Образование

Франтишек Купка родился в Опочно (восточный Богемия ) в Австро-Венгрия в 1871 г. С 1889 по 1892 г. учился в Академия изящных искусств в Праге. В это время он писал исторические и патриотические темы. Купка поступил в Академия изящных искусств в Вене, где он сосредоточился на символический и аллегорический предметы. На него повлияли художник и реформатор общества. Карл Вильгельм Дифенбах (1851–1913) и его натуристический образ жизни. Купка выставлялся в Kunstverein в Вене в 1894 году. теософия и Восточная философия датируется этим периодом. К весне 1894 года Купка обосновался в Париже; там он посетил Академия Жюлиана кратко, а затем изучил с Жан-Пьер Лоран на École des Beaux-Arts.

Первая Мировая Война

Купка служил добровольцем в Первой мировой войне и упоминается в La Main купе к Блез Сендрарс Чендрарс описывает его как «гордого солдата, спокойного, безмятежного, сильного» … но на самом деле он слишком стар, чтобы быть солдатом, будучи как минимум на 25 лет старше остальных. Когда полк отправился из Парижа на фронт в Пикардии (они шли пешком), г-жа Купка встретила колонну, когда они прибыли на кольцевую развязку Ла-Дефанс, недалеко от того места, где они жили. Она шла с ними, неся сумку мужа и его винтовку. Она должна была пройти весь путь на фронт, но в конце первого дня полковник арестовал ее и отправил обратно в Париж. Позже она отправилась на передовую, чтобы провести время со своим мужем. Сам Купка ушел с фронта из-за обморожения стопы, вызванного ночами в окопах по пояс в ледяной воде.

Карьера

Amorpha, Fugue en deux couleurs (Фуга в двух цветах), холст, масло, 210 × 200 см, 1912 г., Народная галерея.

Купка работал иллюстратор книг и плакатов, а в первые годы жизни в Париже стал известен своими сатирическими рисунками для газет и журналов. В 1906 году поселился в Пюто, пригород Парижа, и в том же году впервые выставлялся на Осенний салон. Купка был глубоко впечатлен первым Футуристический манифест, опубликовано в 1909 г. в Le Figaro. Купка 1909 г. Клавиатура фортепиано / озеро ознаменовал перерыв в его репрезентативном стиле. Его работы становились все более абстрактными примерно в 1910–1911 годах, отражая его теории движения, цвета и отношения между музыкой и живописью (орфизм ). В 1911 году он посещал собрания Группа Пюто (Section d’Or ). В 1912 году он выставил свои Amorpha. Fugue à deux couleurs, на Салон независимых в комнате кубизма, хотя он не хотел, чтобы его отождествляли с каким-либо движением. Творчество в пластическом искусстве, книга Купка, написанная в 1913 году, была издана в Прага в 1923 г.

Осенний салон 1912 года, проходивший в Париже в Гран-Пале с 1 октября по 8 ноября. Купки Фуга в двух цветах выставлен слева. Остальные работы показаны Жан Метцингер (Танцовщица в кафе ), Джозеф Чаки (Groupe de femmes ), Фрэнсис Пикабиа (La Source), Амедео Модильяни (скульптуры) и Анри Ле Фоконье (Атаки альпинистов медведями).

В 1931 году он был одним из основателей Абстракция-Création. В 1936 году его работы были включены в выставку

Кубизм и абстрактное искусство на музей современного искусства в Нью-Йорке и на важном шоу с другим Чешский художник Альфонс Муха, на Jeu de Paume в Париже. Ретроспектива его работ прошла в Galerie Mánes в Праге в 1946 году

В том же году Купка принял участие в выставке Salon des Réalités Nouvelles, где он продолжал регулярно выставляться до самой смерти. В начале 1950-х он получил всеобщее признание и провел несколько персональных выставок в Нью-Йорке.

С 1919 по 1938 год Купку поддерживал его хороший друг, коллекционер произведений искусства и промышленник. Йиндржих Вальдес который собрал значительную коллекцию своего искусства. Купка умер в 1957 г. в г. Пюто, Франция.

биография

Образование

Франтишек Купка родился в Опочно (восточный Богемия ) в Австро-Венгрия в 1871 г. С 1889 по 1892 г. учился в Академия изящных искусств в Праге. В это время он писал исторические и патриотические темы. Купка поступил в Академия изящных искусств в Вене, где он сосредоточился на символический и аллегорический предметы. На него повлияли художник и реформатор общества. Карл Вильгельм Дифенбах (1851–1913) и его натуристический образ жизни. Купка выставлялся в Kunstverein в Вене в 1894 году. теософия и Восточная философия датируется этим периодом. К весне 1894 года Купка обосновался в Париже; там он посетил Академия Жюлиана кратко, а затем изучил с Жан-Пьер Лоран на École des Beaux-Arts.

Первая Мировая Война

Купка служил добровольцем в Первой мировой войне и упоминается в La Main купе к Блез Сендрарс Чендрарс описывает его как «гордого солдата, спокойного, безмятежного, сильного» … но на самом деле он слишком стар, чтобы быть солдатом, будучи как минимум на 25 лет старше остальных. Когда полк отправился из Парижа на фронт в Пикардии (они шли пешком), г-жа Купка встретила колонну, когда они прибыли на кольцевую развязку Ла-Дефанс, недалеко от того места, где они жили. Она шла с ними, неся сумку мужа и его винтовку. Она должна была пройти весь путь на фронт, но в конце первого дня полковник арестовал ее и отправил обратно в Париж. Позже она отправилась на передовую, чтобы провести время со своим мужем. Сам Купка ушел с фронта из-за обморожения стопы, вызванного ночами в окопах по пояс в ледяной воде.

Карьера

Amorpha, Fugue en deux couleurs (Фуга в двух цветах), холст, масло, 210 × 200 см, 1912 г., Народная галерея.

Купка работал иллюстратор книг и плакатов, а в первые годы жизни в Париже стал известен своими сатирическими рисунками для газет и журналов. В 1906 году поселился в Пюто, пригород Парижа, и в том же году впервые выставлялся на Осенний салон. Купка был глубоко впечатлен первым Футуристический манифест, опубликовано в 1909 г. в Le Figaro. Купка 1909 г. Клавиатура фортепиано / озеро ознаменовал перерыв в его репрезентативном стиле. Его работы становились все более абстрактными примерно в 1910–1911 годах, отражая его теории движения, цвета и отношения между музыкой и живописью (орфизм ). В 1911 году он посещал собрания Группа Пюто (Section d’Or ). В 1912 году он выставил свои Amorpha. Fugue à deux couleurs, на Салон независимых в комнате кубизма, хотя он не хотел, чтобы его отождествляли с каким-либо движением. Творчество в пластическом искусстве, книга Купка, написанная в 1913 году, была издана в Прага в 1923 г.

Осенний салон 1912 года, проходивший в Париже в Гран-Пале с 1 октября по 8 ноября. Купки Фуга в двух цветах выставлен слева. Остальные работы показаны Жан Метцингер (Танцовщица в кафе ), Джозеф Чаки (Groupe de femmes ), Фрэнсис Пикабиа (La Source), Амедео Модильяни (скульптуры) и Анри Ле Фоконье (Атаки альпинистов медведями).

В 1931 году он был одним из основателей Абстракция-Création. В 1936 году его работы были включены в выставку

Кубизм и абстрактное искусство на музей современного искусства в Нью-Йорке и на важном шоу с другим Чешский художник Альфонс Муха, на Jeu de Paume в Париже. Ретроспектива его работ прошла в Galerie Mánes в Праге в 1946 году

В том же году Купка принял участие в выставке Salon des Réalités Nouvelles, где он продолжал регулярно выставляться до самой смерти. В начале 1950-х он получил всеобщее признание и провел несколько персональных выставок в Нью-Йорке.

С 1919 по 1938 год Купку поддерживал его хороший друг, коллекционер произведений искусства и промышленник. Йиндржих Вальдес который собрал значительную коллекцию своего искусства. Купка умер в 1957 г. в г. Пюто, Франция.

Избранные работы

Осенний салон 1912 года. Слева — «Двуцветная фуга» Ф. Купки

  • «Автопортрет с женой» (1908, Национальная галерея в Праге);
  • «Клавиши пианино, или Озеро» (1909, Национальная галерея в Праге);
  • «Женщина, срывающая цветы» (около 1910);
  • «Семейный портрет» (1910, Национальная галерея в Праге);
  • «Вертикальные планы» (1910—1913, галерея Л. Карре, Париж) — серия работ;
  • «Космическая весна» (1911—1920, Национальная галерея в Праге);
  • «Красные и синие круги» (1911—1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк);
  • «Диски» (1911—1912) — серия работ;
  • «Двуцветная фуга» (1911—1912, Национальная галерея в Праге);
  • «Кафедральный собор» (1913, частное собрание);
  • «Синтез» (1927—1929, Национальная галерея в Праге) — серия работ.

Работа

Купка сильно интересовался теорией цвета и освобождением цвета от описательных ассоциаций (что, как считается, возможно, повлияло на других художников, таких как Робер Делоне ). Маргит Роуэлл описала свою картину «Желтая чешуя» (около 1907 г.) как «первую попытку Купки прийти к согласию с теорией цвета, в которой результат был одновременно личным и успешным». Хотя это автопортрет, предметом картины был желтый цвет. Примерно в 1910 году он начал разрабатывать свои собственные цветовые круги, адаптируя формат, ранее исследованный сэром Исааком Ньютоном и Германом фон Гельмгольцем . Эта работа, в свою очередь, привела к тому, что Купка написал серию картин, которые он назвал «Диски Ньютона» (1911–12).

  • Самолеты по цветам
  • Цветной
  • Воспоминание о соборе
  • Синий космос

Работы в коллекции Пегги Гуггенхайм , Венеция, Италия :

  • Этюд женщины, собирающей цветы (Femme cueillant des fleurs) , около 1910 г.
  • Этюд для Amorpha , Warm Chromatics , Chromatique chaude и для двухцветной фуги (Fugue a deux couleurs), ок. 1911-1912
  • Вертикальные плоскости (Plan verticaux) , 1911–1912 гг.
  • Исследование организации графических мотивов I (Localisations de mobiles graphiques I) , ок. 1911-1912 гг.
  • Вокруг точки (Autour d’un point) , ок. 1920–1925 гг.

Другие работы включают Кафедральный собор (Katedrála) .

В марте 2021 года картина Купки Le Jaillissement II была продана на аукционе Sotheby’s за 7 551 600 фунтов стерлингов , что на сегодняшний день является самой высокой ценой за его работу.

Работа

Купка сильно интересовался теорией цвета и освобождением цвета от описательных ассоциаций (что, как считается, возможно, повлияло на других художников, таких как Роберт Делоне ). Маргит Роуэлл описала свою картину Желтая шкала (ок. 1907) как «первая попытка Купки прийти к соглашению с теорией цвета, в которой результат был личным и успешным». Хотя это автопортрет, предметом картины был желтый цвет. Примерно в 1910 году он начал разрабатывать свои собственные цветовые круги, адаптируя формат, ранее изученный сэром. Исаак Ньютон и Герман фон Гельмгольц. Эта работа, в свою очередь, побудила Купку написать серию картин, которые он назвал «Диски Ньютона» (1911–12).

  • Самолеты по цветам
  • Цветной
  • Воспоминание о соборе
  • Синий космос

Работает в Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия:

  • Этюд для женщины, собирающей цветы (Femme cueillant des fleurs), ок. 1910 г.
  • Исследование Аморфы, Теплая хроматика, Chromatique chaude и для Фуга в двух цветах (Fugue a deux couleurs), ок. 1911-1912 гг.
  • Вертикальные плоскости (планы verticaux), 1911–1912
  • Исследование организации графических мотивов I (Localisations de mobiles graphiques I), ок. 1911-12
  • Вокруг точки (Autour d’un Point), ок. 1920–1925 гг.

Другие работы включают Кафедральный собор (Катедрала).

биография

Образование

Франтишек Купка родился в Опочно (восточный Богемия ) в Австро-Венгрия в 1871 г. С 1889 по 1892 г. учился в Академия изящных искусств в Праге. В это время он писал исторические и патриотические темы. Купка поступил в Академия изящных искусств в Вене, где он сосредоточился на символический и аллегорический предметы. На него повлияли художник и реформатор общества. Карл Вильгельм Дифенбах (1851–1913) и его натуристический образ жизни. Купка выставлялся в Kunstverein в Вене в 1894 году. теософия и Восточная философия датируется этим периодом. К весне 1894 года Купка обосновался в Париже; там он посетил Академия Жюлиана кратко, а затем изучил с Жан-Пьер Лоран на École des Beaux-Arts.

Первая Мировая Война

Купка служил добровольцем в Первой мировой войне и упоминается в La Main купе к Блез Сендрарс Чендрарс описывает его как «гордого солдата, спокойного, безмятежного, сильного» … но на самом деле он слишком стар, чтобы быть солдатом, будучи как минимум на 25 лет старше остальных. Когда полк отправился из Парижа на фронт в Пикардии (они шли пешком), г-жа Купка встретила колонну, когда они прибыли на кольцевую развязку Ла-Дефанс, недалеко от того места, где они жили. Она шла с ними, неся сумку мужа и его винтовку. Она должна была пройти весь путь на фронт, но в конце первого дня полковник арестовал ее и отправил обратно в Париж. Позже она отправилась на передовую, чтобы провести время со своим мужем. Сам Купка ушел с фронта из-за обморожения стопы, вызванного ночами в окопах по пояс в ледяной воде.

Карьера

Amorpha, Fugue en deux couleurs (Фуга в двух цветах), холст, масло, 210 × 200 см, 1912 г., Народная галерея.

Купка работал иллюстратор книг и плакатов, а в первые годы жизни в Париже стал известен своими сатирическими рисунками для газет и журналов. В 1906 году поселился в Пюто, пригород Парижа, и в том же году впервые выставлялся на Осенний салон. Купка был глубоко впечатлен первым Футуристический манифест, опубликовано в 1909 г. в Le Figaro. Купка 1909 г. Клавиатура фортепиано / озеро ознаменовал перерыв в его репрезентативном стиле. Его работы становились все более абстрактными примерно в 1910–1911 годах, отражая его теории движения, цвета и отношения между музыкой и живописью (орфизм ). В 1911 году он посещал собрания Группа Пюто (Section d’Or ). В 1912 году он выставил свои Amorpha. Fugue à deux couleurs, на Салон независимых в комнате кубизма, хотя он не хотел, чтобы его отождествляли с каким-либо движением. Творчество в пластическом искусстве, книга Купка, написанная в 1913 году, была издана в Прага в 1923 г.

Осенний салон 1912 года, проходивший в Париже в Гран-Пале с 1 октября по 8 ноября. Купки Фуга в двух цветах выставлен слева. Остальные работы показаны Жан Метцингер (Танцовщица в кафе ), Джозеф Чаки (Groupe de femmes ), Фрэнсис Пикабиа (La Source), Амедео Модильяни (скульптуры) и Анри Ле Фоконье (Атаки альпинистов медведями).

В 1931 году он был одним из основателей Абстракция-Création. В 1936 году его работы были включены в выставку

Кубизм и абстрактное искусство на музей современного искусства в Нью-Йорке и на важном шоу с другим Чешский художник Альфонс Муха, на Jeu de Paume в Париже. Ретроспектива его работ прошла в Galerie Mánes в Праге в 1946 году

В том же году Купка принял участие в выставке Salon des Réalités Nouvelles, где он продолжал регулярно выставляться до самой смерти. В начале 1950-х он получил всеобщее признание и провел несколько персональных выставок в Нью-Йорке.

С 1919 по 1938 год Купку поддерживал его хороший друг, коллекционер произведений искусства и промышленник. Йиндржих Вальдес который собрал значительную коллекцию своего искусства. Купка умер в 1957 г. в г. Пюто, Франция.

Юность в провинции

Франтишек родился в Опочно в 1871 году.  Его родителями были Жозефа Шпачкова и Вацлав Купка, помощник местного нотариуса. Жили бедно: уже в 13 лет мальчику пришлось отправиться на заработки. Он трудился подмастерьем у шорника в Дорбушке, а затем у специалиста, занимающегося изготовлением магазинных вывесок. В возрасте 14 лет Купка попал на обучение к седельных дел мастеру Жозефу Шишке, практикующему спиритизм и возглавляющему тайное оккультное сообщество.

С детства Купка хотел посвятить себя искусству, его вдохновляла барочная архитектура Восточной Богемии, где он рос, и скульптуры Матиаса Брауна. В Дорбушке обзавёлся меценатом в лице мэра города, Архлеба, от которого он получил первый в жизни заказ. Архлеб (также, к слову, увлекавшийся спиритизмом) помог Купке поступить в Художественно-промышленное училище в Яромеже в 1888 году. Однако уровень образования в провинциальных заведениях Чехии конца XIX столетия оставлял желать лучшего. В 1889 году студент попал в мастерскую Франтишека Секвенза, придерживающегося устаревших идей движения назарейцев – живописцев, возрождающих традиции средневековья и раннего Возрождения. Тем не менее, их тяга к геометризации форм и пренебрежение реализмом позднее нашли отражение в работах будущего авангардиста.

Работа

Купка сильно интересовался теорией цвета и освобождением цвета от описательных ассоциаций (что, как считается, возможно, повлияло на других художников, таких как Роберт Делоне ). Маргит Роуэлл описала свою картину Желтая шкала (ок. 1907) как «первая попытка Купки прийти к соглашению с теорией цвета, в которой результат был личным и успешным». Хотя это автопортрет, предметом картины был желтый цвет. Примерно в 1910 году он начал разрабатывать свои собственные цветовые круги, адаптируя формат, ранее изученный сэром. Исаак Ньютон и Герман фон Гельмгольц. Эта работа, в свою очередь, побудила Купку написать серию картин, которые он назвал «Диски Ньютона» (1911–12).

  • Самолеты по цветам
  • Цветной
  • Воспоминание о соборе
  • Синий космос

Работает в Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия:

  • Этюд для женщины, собирающей цветы (Femme cueillant des fleurs), ок. 1910 г.
  • Исследование Аморфы, Теплая хроматика, Chromatique chaude и для Фуга в двух цветах (Fugue a deux couleurs), ок. 1911-1912 гг.
  • Вертикальные плоскости (планы verticaux), 1911–1912
  • Исследование организации графических мотивов I (Localisations de mobiles graphiques I), ок. 1911-12
  • Вокруг точки (Autour d’un Point), ок. 1920–1925 гг.

Другие работы включают Кафедральный собор (Катедрала).

Биография

Купка родился в семье ремесленника. В —1891 годах учился в пражской Академии изобразительных искусств, создавая в то время картины на исторические и патриотические темы. В 1891 году переехал в Вену, где поступил в Академию изобразительного искусства, сконцентрировавшись на создании полотен на символические и аллегорические сюжеты. В тот же период началось его увлечение теософией и восточной философией. С 1895 года Купка жил в Париже, недолго посещал частную академию художеств Жюлиана, затем учился в Школе изящных искусств. Иллюстрировал книги (в том числе труд «Человек и Земля» Ж. Ж. Э. Реклю), оформлял плакаты, стал известен как автор сатирических рисунков в газетах и журналах под псевдонимом «Поль Реньяр». В 1906 году поселился в парижском пригороде Пюто, в том же году впервые выставлялся в Осеннем салоне (Salon d’Automne).

Купка был глубоко впечатлён первым «Манифестом футуризма» Филиппо Маринетти, опубликованном в 1909 году в газете «Фигаро». Картиной 1909 года «Клавиши пианино, или Озеро» (Национальная галерея в Праге) отмечен перелом в стиле Купки. В работах —1911 годов — влияние фовизма и пуантилизма. Полотна, созданные в —1911 годах, стали более близки к абстрактному искусству, отражая его теории о движении, цвете, отношении музыки и живописи (орфизм). В 1911 году он посетил собрания кубистов из группы «Пюто». В 1912 году принял участие выставке кубизма «Золотое сечение» в Салоне независимых (Salon des Indépendants), хотя в то время ещё не идентифицировал себя полностью с кубизмом.

В 1919 году стал профессором пражской Академии художеств, обучая студентов, проходивших практику в Париже. В 1919—1938 годах Купку финансово поддерживал его близкий друг, коллекционер живописи и промышленник Джиндрич Волдес, собравший значительную коллекцию работ художника.

В 1931 году Купка вместе с другими представителями искусства основал группу «Abstraction-Création» («Абстракция-Творчество»). В 1936 году его работы демонстрировались на выставке «Кубизм и абстрактное искусство» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а также на выставке картин другого известного чешского художника Альфонса Мухи в галерее «Жё-де-Пом» (Париж). Ретроспективная выставка картин Купки состоялась в 1946 году в галерее «Манэс» (Прага). В том же году участвовал в Салоне новых реальностей (Salon des réalités nouvelles), где продолжал регулярно выставлять свои творения до конца жизни. В начале 1950-х годов приобрёл широкое признание, проводил несколько персональных выставок в Нью-Йорке. Последние годы жизни Купка провёл в Пюто, где умер в 1957 году.

Орфизм

«Пюто» наделала много шума на знаменитой выставке в Салоне Независимых в 1911 году. Однако уже годом спустя от неё откололась группировка «орфических кубистов», воспевающих новейшее направление в искусстве – орфизм. 

Орфизм (от фр. Orphisme, от «Orpһée» – Орфей) был одним из важнейших, хотя и достаточно быстро исчерпавших себя течений в абстракционизме. О нём было заявлено во всеуслышание на выставке Робера Делоне в 1912 году в Париже. Название было придумано поэтом Гийомом Аполлинером; оно должно было ассоциироваться с прамузыкой и прапоэзией. Ассоциации с мифическим поэтом Орфеем, способным своей музыкой приводить в движение камни и усмирять морские волны, выстраивались осознанно. Художники, составившие движение, стремились к созданию «абсолютной живописи», к обновлённой, чистой реальности цвета и ритмике форм. Абсолютная живопись, с их точки зрения, должна была быть беспредметной, подобной музыке, которую они признавали абсолютным искусством. Так, Делоне создавал цветовые конструкции, используя спектральные цвета, сочетая концентрические круги, арки и т.п. На Осеннем салоне 1912 года в Париже Купка выставил свои программные работы в духе орфизма: «Цветовые круги Ньютона», «Вертикальные планы» и «Фугу в красном и синем цвете». Критика приняла их в штыки, а публика откровенно потешалась. Сегодня некоторые искусствоведы считают «Фугу…» первой абсолютно абстрактной картиной. 

Орфисты в скором времени объединились в сообщество по организации выставок «Золотое сечение» («La Section d’Or»), чьё название отсылает к древнейшей традиции научных исследований, связанных с искусством. Просуществовало оно совсем недолго – до 1914 года.

Примечания и ссылки [ править ]

  1. ^ «Франтишек Купка» . Проверено 23 марта 2014 года .
  2. ^ Музей современного искусства (1936). Кубизм и абстрактное искусство . Музей современного искусства. п. 73.
  3. ^ Benezit Словарь художников
  4. ^ a b Grove Art Online
  5. ^ 1 произведение Франтишека Купки или после него , Art UK : см. Расширенный Оксфордский словарь искусства и биографию художников в разделе «Профиль художника».
  6. ^ collection.britishmuseum.org
  7. ^ Museothyssen.org
  8. ^ a b c Джон Гейдж (1999). Цвет и культура: практика и значение от античности до абстракции . Калифорнийский университет Press. п. 264. ISBN 978-0-520-22225-0.
  9. Маргит Роуэлл (1975). «Франтишек Купка: метафизика абстракции». Франтишек Купка, 1871–1957: ретроспектива . Музей Соломона Р. Гуггенхайма. п. 68.
  10. ^ «Франтишек Купка» . Музей изящных искусств, Хьюстон . Архивировано из оригинала на 2013-04-29.
  11. ^ «Kupkovo Tryskání II se vydražilo za téměř 231 milionů. Výrazně víc, než se čekalo — Novinky.cz» . www.novinky.cz . Проверено 27 марта 2021 .
  • Сендрарс, Блэз (1989). La Main Coupée . Издания Denoël. ISBN 978-2-07-036619-4.
  • Купка, Франтишек. La Création dans Les Arts Plastiques. Париж, 1923 г .; отредактировал и перевел Э. Абрамс, 1989.
  • Фошеро, Серж (1989). Купка . Риццоли. ISBN 978-0-8478-1047-5.
  • Купка, Франтишек. La Création dans Les Arts Plastiques. Париж, 1923 г .; отредактировал и перевел Э. Абрамс, 1989.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: