ПОЛУЧЕНИЕ ПИСЬМА. Терборх 11617—16811. Санк-Петербург. Государственный Эрмитаж
Статьи об искусстве -> Среднее После победы буржуазной революции в Нидерландах голландская реалистическая живопись пеое-живает свой блестящий расцвет. Буржуазия Северных Нидерландов (иначе — Голландии), как некогда молодая флорентийская буржуазия, жаждет видеть себя запечатленной в произведениях искусства. В этот период живопись завоевывает новую область — она открывает образ обыкновенного человека, изображенного в его повседневном окружении. Большое развитие получает жанровая живопись. Вначале бывшее широко демократическим, голландское искусство уже к пятидесятым годам XVII века все чаще обращается к быту крупной с торговой аристократии, перенимавшей теперь вкусы и привычки рафинированной французской рафинированной культуры. Однако при известной тематической ограниченности голландские живописцы достигают не только вершин в технических возможностях масляной живописи воспроизводить видимый мир, но и неподражаемой тонкости в раскрытии поэзии повседневного. «Получение письма» Герарда Терборха, одного из крупнейших жанристов Голландии, привлекает внимание изысканным совершенством живописного языка и простотой сюжета. В самой затененной части композиции, от которой исходит ощущение камерной замкнутости, недоговоренности и легкой грусти, мы замечаем почти сливающуюся с фоном фигуру посланца. Он стоит у стола, покрытого тяжелым ковром, материальная фактура которого воспроизведена безупречным сочетанием красных тонов, переходящих в тенях в темно-коричневый и в теплый зеленый. Благородство спокойных охристых и коричневых тонов подчеркивает звучную ноту алого цвета. За спиной у почтальона глухо мерцает старое золото рамы, обрамляющей портрет, вероятно, какого-то славного родственника молодой дамы, склонившейся над письмом. Мягкий женственный изгиб ее спины, переходя в линию шеи и высоко поднятой, аккуратно уложенной прически, создает музыкальную напряженность рисунка и позволяет ощутить пластическую грацию этой фигуры. Умеренность и даже скупость в выражении эмоционального состояния сцены полностью компенсируется живописным богатством виртуозно написанных драпировок и особенно платья. Здесь Терборх буквально обрушивает на зрителя все великолепие своей палитры. Иллюзорно воспроизведен шелк изысканного лимонного оттенка, тщательно переданы складки одежды. В затененных частях и там, где ткань платья принимает рефлексы от густо-алого ковра, шелк загорается оранжевым цветом, еще более оттеняющим его общий холодный тон. При внимании к каждой детали, к меняющимся и переливающимся оттенкам цвета Терборх вместе с тем не теряет цельности композиции, построенной на дополняющих друг друга больших теплых и холодных пятнах, придающих небольшому по размеру полотну почти монументальную значительность. Благодаря этому строго организованный, камерный мир сцены наполняется поэзией простого и светлого чувства удовлетворенности, которое могло бы стать самодовольно-мещанским, если бы в картине Терборха не было живого восхищения бытием.
Автор — М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Добавить комментарий
Семейный очаг
Светится золотом центр композиции «Семейного портрета» — изображение младшей девочки, помещенное, кажется, на три слоя черного разных оттенков и степеней матовости. Ее сиянию противоречат лишь большие печальные глазки. И, словно вслед за солнечным зайчиком, взгляд зрителя падает на старшую, в «лунном» платье, холодному сиянию которого противоречит озорной взгляд. Серьезное выражение глаз матери семейства — достойной женщины, горделивая поза и задиристый вызов в глазах мужчины и мягкая полуулыбка юноши — щеголя и умницы… Мы будто оказались в кругу этой семьи и обменялись парой слов с каждым ее представителем. Так традиционный по композиции и колориту голландский семейный портрет под кистью Терборха обретает удивительное обаяние и открытость.
биография
Жерар тер Борх родился в декабре 1617 года в Зволле в провинции Оверэйссел в Голландской республике .
Он получил прекрасное образование от своего отца Герарда тер Борха Старшего , тоже художника, и очень рано развил свой талант. Надпись на этюде головы доказывает, что Терборх был в Амстердаме в 1632 году, где он, возможно, учился у Виллема Корнелиса Дуйстера или Питера Кодда . Влияние Дуйстера можно проследить на картине с датой 1638 года в Завещании Ионида ( Музей Виктории и Альберта , Лондон). В 1634 году он учился у Питера де Молин в Харлеме . Свидетельством этого периода Гарлема является Консультация (1635 г.) в Берлинской галерее .
Ратификация испано-голландского Мюнстерского договора 15 мая 1648 г. (1648 г.) в собрании Государственного музея в Амстердаме.
В 1635 году он был в Лондоне, а затем путешествовал по Германии, Франции, Испании и Италии . Его сестра Гесина тоже стала художницей. Несомненно, что он был в Риме в 1641 году, когда написал на меди небольшие портреты Яна Шестой , Юной леди (Six Collection, Амстердам) и портрет джентльмена (DMK Collection Nuermberg). В 1648 году он был в Мюнстере во время заседания конгресса, который ратифицировал мирный договор между испанцами и голландцами и выполнил свою знаменитую маленькую картину, написанную на меди, с изображением собравшихся полномочных представителей — произведение, которое наряду с портретом « Стоящий мужчина» («Портрет молодого человека») представляет мастера в Национальной галерее в Лондоне. Картина была куплена маркиза Хертфорд на Demidoff продажу за £ 7280, и представлены в Национальной галерее по сэр Ричард Уоллес , по предложению его секретарь, сэр Джон Мюррей Скотт.
Его сестра Гесина по образцу его картины « Сидящая молодая женщина» ( ок. 1650 г.)
В это время Терборха пригласили в Мадрид , где он получил работу и рыцарский титул от Филиппа IV , но, как говорят, из-за интриги он был вынужден вернуться в Нидерланды. Похоже, он какое-то время проживал в Харлеме; но в конце концов он поселился в Девентере , где он стал членом городского совета, в котором он изображен на портрете, который сейчас находится в галерее Гааги. Он умер в Девентере в 1681 году.
ГЕРАРД ТЕРБОРХ
1663—1664 гг. Холст, масло, переведена с дерева. 67 X 54 см.
«Бокал лимонада» — не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи
Написанная на незатейливый сюжет, картина лишена какого-либо драматического действия, в ней отсутствует внешнее движение и внимание привлечено к взаимоотношениям двух молодых людей. Галантный кавалер, предлагающий напиток молодой даме,— обычный сюжет голландской жанровой живописи, но никогда еще с такой убедительностью не передавались нежные взгляды и легкие прикосновения рук, выражающие полное взаимопонимание изображенных
Терборх раскрывал внутренний мир своих персонажей, как никто другой из голландских жанристов. Но техническое совершенство его живописи, особенно непревзойденное мастерство в передаче разнообразных материалов, так велико, что порой заслоняет от зрителя тонко подмеченные душевные движения героев картин.
Происходит диалог. Соприкасаются взгляды и руки молодых людей. С простодушно-приветливым лукавством смотрит молодая дама и робко-настойчиво — франтоватый молодой кавалер. Сцена ухаживания и заботы. Молодая женщина, возможно, недомогает. Потому так заботливо склонилась над ней пожилая — нянька, служанка, родственница. С большой любовью выписаны одежды — изящная шубка, отороченная мехом, и атласное платье. Атлас переливается многими цветами, серебристо-охристые переливы создают впечатление богатства и нарядности ткани. И кавалер модно одет, художник даже намекает, что он злоупотребляет модой: излишне широки штаны, сверхобилие шелковых лент на рукавах… Кавалер, очевидно, лишь недавно переступил черту взрослого мужества. Коричневая шляпа на нем сидит воинственно, рыжие волосы обрамляют юное, румянощекое лицо. Он готовит даме, которая ему приятна и интересна, лимонад.
Александр Бенуа писал: «Анекдот самый обыкновенный. Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, поклонник ее готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки».
Художник обладал безукоризненным чувством цвета. Он ограничил свою палитру, подчиняя краски мягкой гармонии серебристо-серых тонов. Контуры фигур лаконичны, композиция построена на равновесии темных и светлых масс.
Терборх много путешествовал и был хорошо знаком с произведениями таких крупных мастеров, как ван Дейк и Веласкес. По-видимому, у последнего он и заимствовал утонченную красочную гамму серых, белых и черных тонов. Но в основных принципах живописец оставался верен традициям голландского искусства.
Герард Терборх любил писать самые обычные сцены бюргерской жизни. Он принадлежал к так называемым «малым голландцам», которые создали удивительную изобразительную панораму быта. И была в том большая поэзия, ибо, казалось бы, второстепенная, сугубо личная жизнь приобретала неповторимое значение. Необходимой частью уюта становились предметы. Мебель: столик красного дерева, шкаф, кресло, обитое кожей. Графин темного стекла и бокал. Фрукты. Гармония уюта и возвышенность обычного действа, не теряющего, впрочем, своей тривиальности.
Терборх начинал как бытописатель жизни простых людей: «Мальчик с собакой», «Точильщик», «Женщина, чистящая яблоко» показывают его интерес к жизни малоимущих сограждан. Впоследствии их сменили дамы из общества. Создан Терборхом и групповой портрет дипломатов — «Мюнстерский мир».
Моделью для молодой женщины в картине «Бокал лимонада» была сестра художника — Гезина, которая также Занималась живописью и часто копировала произведения знаменитого брата. Прототипом юноши послужил младший брат Терборха — Мозес.
История картины довольно любопытна. В XVIII столетии ее надставили с двух сторон: на левой приставке было изображено окно и сидящая на стуле собака; на правой — маленькая обезьянка, с прикованным цепью к ноге небольшим ядром. В таком виде картина была и гравирована. Через некоторое время приставки сняли. Но на полотне остался след былых изменений: в правом нижнем углу видно ядро и кусочек цепи.
Картина побывала во многих собраниях Западной Европы. В Эрмитаж она попала в 1815 году в составе коллекции французской императрицы Жозефины.
ТВОРЧЕСТВО
Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Дуйстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур. Люди на картинах Терборха освещены обычно с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием.
Герард Терборх по-новому решил задачу расположения фигур и стал примером для подражания молодых мастеров — Габриэля Метсю, Питера де Хоха и Яна Вермеера. Его светские портреты таких аристократических семей Амстердама, как Панкрас, Вик (1670, Амстердам, Гос.музей; Гамбург, Кунстхалле), Графф (ок. 1674; портреты Якоба де Граффа- Амстердам, Гос. музей; Корнелиса де Граффа — Гаага, Маурицхёйс), а также жанровые картины свидетельствуют о прекрасном знании моды и голландского общества того времени.
Его манера изменяется лишь в деталях костюмов, в некотором усложнении аксессуаров, в тонкости валёров и светотеневых «переходов». Среди произведений этого периода можно назвать также картины «Галантный офицер» (ок. 1662-1663, Париж, Лувр), «Игра в карты» (Лос-Анджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), «Дуэт» (ок. 1670, Лондон, Нац. гал.; Париж, Лувр), «Виолончелистка» (ок. 1675, Берлин-Далем, музей), которая по композиции близка работам Вермеера.
«Игра в карты» «Дуэт» «Офицер, пишущий письмо»
На портретные работы Герарда Терборха повлиял харлемский художник Хендрик Пот. Стиль Терборха сформировался к началу 1640-х годов и почти не менялся. Люди на портретах Герарда Терборха обычно одеты в чёрное и расположены на нейтрально сером фоне.
«БОКАЛ ЛИМОНАДА»
самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха.
Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни», имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме. Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада; девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой. Однако приготовление напитка — лишь повод для их близости, что подтверждается красноречивым взглядом юноши и легким смущением молодой особы. Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.
, ,
Говорящие взгляды
«Бокал лимонада» — одна из самых озорных картин Терборха. Здесь все понятно с первого взгляда: утром протопили и плохо проветрили, у девушки разболелась голова, и щечки покинул румянец. Пришел с визитом веселый шумный жених в рыжем парике и тут же бросился спасать бедняжку. Лучшее средство от головной боли — бокал свежего лимонада, особенно если готовить его вместе, рука об руку. И даже строгая ворчливая маменька не помеха столь успешному лечению. Ее фигура замыкает пирамидальную композицию картины, добавляя ей устойчивой гармоничности и выравнивая архитектонику светлых и темных пятен.
Бокал лимонада. Герард Терборх. Между 1655 и 1660 гг.
Основное напряжение композиции — двое встретились взглядами и ведут всем понятный разговор: ее растерянность и его уверенность, ее вопрос и его ответ.
Диалог рук не менее красноречив. Холодного женского мизинчика на чуть влажном запотевшем стекле касается, поглаживая, горячий уверенный мужской большой палец.
А на столе, почти не привлекая внимания, но оживляя композицию, разместился изящный натюрморт: блеск темного стекла, матовая поверхность тарелки, теплое дерево столика — и светлое пятно едва заметной двери в правом углу, откуда вошел молодой человек. И композиция разворачивается вправо прямо на наших глазах.
Стиль[править | править код]
Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Корнелиса Дейстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур.
На жанровых работах Терборха фигуры обычно освещены с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием. Эталоном новой манеры считается «Галантная беседа» (1654) — одно из самых популярных произведений своего времени (до нашего времени дошли 24 копии работы, выполненные другими художниками).
По-новому решив задачу расположения фигур, Терборх стал примером для своего ученика Каспара Нетшера и других молодых мастеров — Габриэля Метсю, Питера де Хоха и Яна Вермеера, слава которого в XX веке отодвинула Терборха на второй план. До переоткрытия Вермера множество его работ приписывались Терборху; даже самые тонкие знатоки не могли уловить разницы в манере.
На портретные работы Герарда Терборха повлиял харлемский художник Хендрик Пот. Стиль Терборха-портретиста сформировался к началу 1640-х годов и далее почти не менялся. Модели обычно одеты в чёрное и расположены на нейтральном (чаще сером) фоне. Примером может служить портрет двухлетней девочки, выполненный в конце 1640-х.
- Галантная беседа. Государственный музей, Амстердам
- Концерт. Лувр
- Бокал лимонада. Государственный Эрмитаж
- Чтение письма. Собрание Уоллеса, Лондон
- Мальчик, ищущий блох. Старая пинакотека, Мюнхен
Индивидуальные доказательства
- Хельге Зиферт: Во славу героя. История и жанровая живопись 17-18 веков. Мюнхен 1993. С. 160 ф., 191.
- ( в с 24 марта 2016 года в Internet Archive ) Info: архив ссылка была вставлена автоматически и еще не проверен. Проверьте исходную и архивную ссылку в соответствии с инструкциями, а затем удалите это уведомление. на сайте музея
личные данные | |
---|---|
ФАМИЛИЯ | Борх, Жерар тер |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА | Борх, Жерар тер (младший); Борх, Геррит тер; Терборх, Жерар; Борх, Герхард тер; Borch, Geraerdt ter; Borch, Geraert ter; Терборх, Жерар |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Голландский художник |
ДАТА РОЖДЕНИЯ | около 1617 г. |
МЕСТО РОЖДЕНИЯ | Зволле |
ДАТА СМЕРТИ | 8 декабря 1681 г. |
МЕСТО СМЕРТИ | Девентер |
литература
- Джозеф Эдуард Уэссели : Тербург, Жерар . В: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Том 37, Duncker & Humblot, Leipzig 1894, p. 573 f.
- Словарь картин Киндлера. Kindler Verlag AG, Цюрих 1964–1971.
- Хельге Зиферт: Во славу героя. История и жанровая живопись 17-18 веков. Мюнхен 1993.
- Стурла Гудлаугссон : Жерар Терборх . Гаага, 1959 год.
- Эдуард Плицш : Жерар тер Борх. Издатель Антон Шролль, Вена, 1944 г.
- Даниэла Хаммер-Тугендхат : видимое и невидимое. О голландской живописи 17 века. Böhlau Verlag, Кельн / Веймар / Вена 2009.
- Стефани Шогер: Герард тер Борх и Вестфальский конгресс мира 1648 года в Мюнстере , Кельн: Böhlau Verlag 2020, ISBN 978-3-412-51780-9 .
Работает
Тер Борх — значительный художник жанровых сюжетов. Он известен своей обработкой текстуры в драпировках, например, в «Письме» и в «Галантном разговоре» , выгравированных Иоганном Георгом Вилле .
Работы Терборха сравнительно редки; каталогизировано около восьмидесяти. Шесть из них находятся в Эрмитаже, шесть в Берлинском музее, пять в Лувре , четыре в Дрезденском музее, три в Центре Гетти и два в коллекции Уоллеса . Пара портретов находилась в галерее Коркоран в Вашингтоне, округ Колумбия, и была выделена в 2010 году Блейком Гопником.
Картина художника « Визит жениха» , ок. 1658 г., холст, масло, 80 x 75 см (31½ × 29 9/16 дюйма) из коллекции Эндрю У. Меллона, был использован на обложке второго издания « Истории искусства» Мэрилин Стокстад .
ТВОРЧЕСТВО
Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Дуйстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур. Люди на картинах Терборха освещены обычно с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием.
Герард Терборх по-новому решил задачу расположения фигур и стал примером для подражания молодых мастеров — Габриэля Метсю, Питера де Хоха и Яна Вермеера. Его светские портреты таких аристократических семей Амстердама, как Панкрас, Вик (1670, Амстердам, Гос.музей; Гамбург, Кунстхалле), Графф (ок. 1674; портреты Якоба де Граффа- Амстердам, Гос. музей; Корнелиса де Граффа — Гаага, Маурицхёйс), а также жанровые картины свидетельствуют о прекрасном знании моды и голландского общества того времени.
Его манера изменяется лишь в деталях костюмов, в некотором усложнении аксессуаров, в тонкости валёров и светотеневых «переходов». Среди произведений этого периода можно назвать также картины «Галантный офицер» (ок. 1662-1663, Париж, Лувр), «Игра в карты» (Лос-Анджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), «Дуэт» (ок. 1670, Лондон, Нац. гал.; Париж, Лувр), «Виолончелистка» (ок. 1675, Берлин-Далем, музей), которая по композиции близка работам Вермеера.
На портретные работы Герарда Терборха повлиял харлемский художник Хендрик Пот. Стиль Терборха сформировался к началу 1640-х годов и почти не менялся. Люди на портретах Герарда Терборха обычно одеты в чёрное и расположены на нейтрально сером фоне.
«БОКАЛ ЛИМОНАДА»
самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха.
Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни», имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме. Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада; девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой. Однако приготовление напитка — лишь повод для их близости, что подтверждается красноречивым взглядом юноши и легким смущением молодой особы. Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.
Развитие стиля
Портрет Конде де Пеньяранда
Несмотря на свою обширную странствующую жизнь, Жерар тер Борх на протяжении всей своей жизни оставался верным голландской школе. Даже в его ранних работах, на которые явно повлияли амстердамские художники-жанристы Питер Кодде и Виллем Дуйстер , очевиден его интерес к воспроизведению человеческих фигур, которые в основном освещены с одной стороны и расположены в комнатах с скудной мебелью. В этом жанре живописи его работы претерпели наибольшее развитие. Первоначально он в основном рисовал сцены из жизни людей и солдат, но с 1648 года он специализировался на внутренних сценах с несколькими фигурами, изображающими галантных пар и в основном женщин, которые читают, пишут, занимаются музыкой или пользуются туалетом.
В способе расположения и изображения фигур Жерар тер Борх открыл новые горизонты и, таким образом, проложил путь для молодых мастеров, которые ориентировались на него. В качестве примеров здесь упоминаются только Габриэль Метсу , Питер де Хох и Ян Вермеер .
Гарлем тер Борх разработал свой портретный стиль под влиянием харлемского художника Хендрика Пота . Это было уже полностью разработано в 1640-х годах и вряд ли подлежало изменению. Его модели в основном одеты в черное и показаны на нейтрально-сером фоне.
Найти себя
Уже к семнадцати годам став признанным мастером, Терборх по традиции средневековых подмастерьев отправляется путешествовать. Британия — Мекка для художников (в Лондоне он познакомился с Антонисом Ван Дейком), Италия, Испания (в Мадриде Терборх пишет портрет короля Филиппа IV) — и назад в Амстердам, где Терборх продолжил работу.
Женщина, читающая письмо. Герард Терборх. 1660— 1662 гг.
Тот же сложный путь он проходит и в творчестве: «примерив» мягкий рыжеватый колорит и барочные формы композиции Ван Дейка, жесткую объемность «великих испанцев», он обращается к собственному стилю, который станет его визитной карточкой. В основе этого стиля лежит сложный колорит, богатство оттенков, сияющие краски — и умение изобразить взгляд модели. Живой, непосредственный, открытый зрителю взгляд героев картин — в этом основа деликатного и уважительного, по мнению замечательного искусствоведа Макса Фридлендера, обаяния работ Терборха.
Жизнь
Жерар тер Борх считается одним из главных мастеров голландского жанрового изображения . Он получил первое образование рисовальщика у своего отца Герарда тер Борха Старшего. Ä. Первые произведения, которые отец бережно хранил, датируются 1625 годом и сохранились до наших дней. Здесь представлены жанровые сцены и особенно пейзажи из окрестностей Зволле .
Впервые его можно найти в Амстердаме около 1632 года . В 1633 году он отправился в Харлем , где отец дал ему ученичество у пейзажиста Питера де Молина из-за его интереса к природе . Всего через два года он получил лицензию мастера и ему разрешили подписывать свои картины. Самая ранняя известная его работа датируется 1635 годом. Летом того же года он отправился в Лондон , где его дядя Роберт ван Фёрст (* 1597; † 1635 или 1636) успешно работал гравером по меди . Там он познакомился с Энтони ван Дейком . Около 1636 г. он ненадолго вернулся в Зволле, откуда отправился в учебные поездки в Италию и Испанию . В Мадриде он написал портрет короля Испании Филиппа IV , но он не сохранился. Между 1640 и 1645 годами он вернулся в Голландию, где в основном работал в Голландии и Амстердаме. Именно там он увлекся жанровой живописью.
Между 1644 и 1645 годами он работал портретистом в Амстердаме, что сделало его очень популярным. Там Терборху удалось войти в самые выдающиеся круги радуги Амстердама. Помимо портретов семей Шесть , Де Грефф , Панкрас и Де Вик , он также сделал портреты уважаемых ученых, таких как Каспар ван Берле . Именно благодаря такому уровню известности голландский посланник Адриан Паув в 1646 году попросил его сопровождать его на мирных переговорах между Нидерландами и Испанией в Мюнстере
Там ему разрешили изобразить многих из присутствующих дипломатов, что привлекло внимание испанского посла, графа Пеньеранда. Это взяло к себе на службу Герарда тер Борха, так что он стал свидетелем сепаратного мира между Нидерландами и Испанией, заключенного 15 мая 1648 года
Он запечатлел это событие в своей знаменитой картине «Заключение мира в Мюнстере» , которая сегодня демонстрируется в Государственном музее Амстердама. В том же году он вернулся в Голландию, где в течение следующих нескольких лет работал в разных городах. Он жил поочередно в Амстердаме, Гааге , Харлеме , Кампене и Зволле. Его основной сферой деятельности теперь была жанровая живопись, где он за короткое время созрел до мастерства, так что сегодня он считается одним из важнейших представителей этого жанра. После женитьбы 14 февраля 1654 года Жерар тер Борх окончательно поселился в Девентере . С 1660 года он снова обратился к портретной живописи, так что было создано лишь несколько жанровых картин.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Герард Терборх считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи. К 1632 году относятся упоминания о пребывании Герарда Терборха в Амстердаме. В 1633 году Герард Терборх отправился учиться в Харлем к пейзажисту Питеру де Молину. Двумя годами позже он получил должность мастера и соответственно право подписи собственных работ.
Первая картина мастера Терборха датируется 1635 годом. Летом того же года Терборх уехал в Лондон к своему дяде, Роберту Ван Версту, успешному гравёру по меди. Здесь он познакомился с Антонисом Ван Дейком.
Приблизительно в 1636 году Терборх вернулся на некоторое время в Зволле. Откуда он ездил учиться в Италию и Испанию. В Мадриде он написал портрет испанского короля Филиппа IV, который не сохранился. С 1640 по 1645 год он проживал в Голландии, преимущественно в Амстердаме.
В Амстердаме проснулся его интерес к жанровой живописи. Он стал популярным портретистом благодаря своей поездке в Мюнстер на мирные переговоры между Голландией и Испанией в 1646 году по приглашению голландского посла Адриана Поу
В Мюнстере Терборх написал портреты присутствовавших на переговорах дипломатов, чем привлёк внимание испанского посла графа Пеньеранда. Граф принял Терборха на службу, и Герард Терборх присутствовал при заключении сепаратного мира между Голландией и Испанией 15 мая 1648 года
Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время в Национальной галерее в Лондоне.
В том же году Герард Тербох вернулся в Голландию и работал в разных городах страны. Он жил поочерёдно в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Кампене и Зволле. За короткое время он достиг настоящего мастерства в жанровой живописи и стал наиболее значительным представителем жанра.
После женитьбы 14 февраля 1654 года остался в Девентере до самой смерти. С 1660 года он всё больше тяготел к портретной живописи, в это время Терборхом было создано лишь несколько жанровых картин.
Старый скрипач
Скрипач. Герард Терборх. Около 1665 г.
Среди этого блеска, трепета, сияния и красоты у Терборха найдется место и незатейливой мелодии старого музыканта, мягким мудрым взглядом кроткого рембрандтовского старика поглядывающего на нас с картины «Скрипач». Скромный натюрморт едва заметен на столе, который углом развернут на зрителя. На противоположный угол оперт локоть в потрепанном одеянии. Свет на лице музыканта, кажется, постепенно меркнет. Но вот уже более 350 лет звучит, затихая, негромкая деликатная мелодия — мелодия «аристократа» среди «малых голландцев», изысканного Герарда Терборха.