биография
Его отец Захари Книллер был художником и главным геодезистом города Любека. Около 1662 года он изучал математику в Лейденском университете, прежде чем заняться живописью, обучаясь у Фердинанда Бола и, вероятно, Рембрандта .
Он путешествовал в Рим и Венецию с 1672 по 1675 год, вероятно, писал портреты венецианской знати, прежде чем обосноваться в Англии в 1676 году.
Он управляет процветающей мастерской в Лондоне по производству реплик и копий. После того, как он был представлен герцогу Монмутскому, он получил заказы от короля Карла II и стал придворным художником и назначен первым художником , титул, который он сохранил при преемниках этого принца. Известный как портретист великого стиля, он изображал величайших деятелей того времени: Ньютона , Карла II , Петра Великого , эрцгерцога Карла … В — годах он приехал во Францию и написал портрет Людовика. XIV для Карла II .
Придворный художник Жака II и Георга I , он был назначен главным художником соправителей Вильгельма III и королевы Марии II в 1688 году .
В году он получил рыцарское звание , а в году в присутствии короля получил звание почетного доктора права Оксфордского университета . В году император Леопольд I назвал его Рыцарем Священной Римской Империи .
В году он женился на Сусанне Граве. У пары не будет детей.
В 1711 году он стал директором Лондонской академии рисунка и живописи , первой частной художественной школы в Лондоне , основанной Джеймсом Торнхиллом и Луи Лагерром , и ежегодно переизбирался до 1718 года . Георг I впервые пожаловал Кнеллеру баронство в 1715 году .
На момент его смерти в Лондоне в его мастерской оставалось незаконченным около пятисот работ.
Он похоронен в приходской церкви Твикенхема , где в качестве церковного старосты в 1713 году он отвечал за планы по восстановлению здания после того, как оно было разрушено пожаром (за исключением башни) в том же году.
Гнев царя
В 1724 году, когда Екатерину коронуют, Монс получает должность камергера. Казалось бы, впереди было лишь продолжение столь стремительного взлёта, но судьба подготовила для фаворита Екатерины незавидную участь.
Уже в ноябре этого же года Виллима Монса арестовывают, обвиняя в казнокрадстве. Как поговаривали современники, причиной негодования Петра стала связь фаворита с императрицей, о которой лишь недавно узнал император.
Предполагают, что незадолго до ареста Монса Петру принесли анонимное послание, после чего втайне лунной ночью отвели к месту свидания Монса и Екатерины. Увидев свою супругу с камергером, царь впал в ярость, однако на месте расправляться с соперником не стал.
Иван Зубов «Конклюзия на коронацию императрицы Екатерины I 6 мая 1724 года»
Семья Виллима Монса
Виллим Монс появился на свет в 1688 году в герцогстве Вестфалия. Его отец был виноделом или, как свидетельствуют некоторые источники, золотых дел мастером. Иоганн Монс с семьёй переехал из Германии в Россию, где обосновался в Немецкой слободе.
К 1690 году Монс-старший уже обзавёлся роскошным домом, значительным хозяйством, став одним из самых влиятельных людей региона. Помимо Виллима, в семье было ещё трое детей, причём одна из девочек, Анна, в дальнейшем стала фавориткой Петра I.
Смерть отца оказалась тяжёлым ударом для семейства Монсов, однако, несмотря на то, что мельницу и лавку пришлось продать, дом остался собственностью вдовы и её детей.
Портрет молодого мужчины, вероятно Саймон ван Альфен, написанный голландским художником Николасом Масом
Знакомство Петра с семьей Монсов начинается, конечно, не с Виллима. Юная Анна быстро очаровала императора, заняв особое положение при нём и сумел оттеснить на второй план первую супругу царя. “Монсиха”, как её называли в народе, занимала привилегированное положение на протяжении 10 лет.
В эту пору один из поклонников Анны, прусский посланник Кейзерлинг, рекомендовал Меншикову и Петру её брата Виллима. Юноша был крайне смышлёным, талантливым, открытым и общительным. Монс отличался щедростью и широтой души. Несомненно, такие качества пришлись по душе царю.
Генрих Бухгольц «Портрет императора Петра I»
Казнь фаворита
После ареста Монса царь навещал его. В документации, сохранившейся до нашего времени, отмечается, что Пётр потребовал Монса сознаться в грехах. Тот же, смертельно боясь пыток, рассказал царю обо всём, что связывало его с Екатериной. Через несколько дней был вынесен приговор — Монс был обречён.
А 26 ноября 1724 года в Петербурге состоялась казнь. Положив голову на плаху, Виллим произнёс единственное слово, обращаясь к палачу: “Побыстрее”. Он понимал, что спасения ждать не стоит, а потому хотел скорее избавиться от душевных и физических мучений.
Однако казнью соперника месть Петра не завершилась. Тело неудачливого любовника лежало на площади несколько дней, а вот голова была заспиртована и помещена в банку. Именно такой “сувенир” Пётр преподнёс своей жене, Екатерине Алексеевне. Император приказал, чтобы голова Монса была помещена в спальнях императрицы — чтобы та чаще могла видеть любовника.
Неизвестный художник «Портрет императрицы Екатерины I»
Через несколько месяцев после казни Монса Пётр I скончался, а правление Российской империей перешло к его жене. По приказу Екатерины I голову Монса отнесли в Кунсткамеру, где её могли лицезреть практически полвека. Однако в дальнейшем голова фаворита императрицы была захоронена — причём отдельно от тела. На месте погребения самого Монса сегодня расположен Эрмитажный театр.
Существуют предания, что по ночам обезглавленный призрак бродит по коридорам в поисках своей головы. Конечно, это лишь вымысел, порождённый воображением тех, кто знаком с историей императорского фаворита.
На мой взгляд, главной ошибкой Виллима Монса была недооценка соперника. Он не осознавал, что его Анне Пётр I простил измену из-за собственных больших чувств. А вот любовник царской супруги непременно должен был понести суровое наказание.
Жизнерадостный и общительный молодой человек превратился в заспиртованную голову, о которой и сегодня ходят легенды среди историков. Увы, финал жизни Монса оказался не только бесславным, но и действительно жутким.
Произведение искусства
Кнеллер понимал новую культуру своего времени, в которой индивидуальные заслуги теперь считались само собой разумеющимися, а не передавались по наследству — каждый был джентльменом по добродетели, а не по званию.
- Портрет короля Якова II (1684), холст, масло, 245 × 144 см , Национальная портретная галерея
- Сэр Исаак Ньютон (1689 г.), Кенсингтонский дворец , Лондон
- Первый маркиз Твиддейл (1695), холст, масло, 75 × 63 см , Тейт Британия , Лондон
- Джон Смит Гравер (1696), холст, масло, 75 × 62 см , Тейт Британия , Лондон
- Портреты членов Kit-Cat Club (ен) (1705-1717), Национальная портретная галерея , Лондон
До года главным переводчиком стал гравер Джон Смит .
Студенты и учителя
Кнеллер открыл в 1711 году в Лондоне вместе с Луи Лагерром и Джеймсом Торнхиллом академию живописи и рисования, которую посещало большое количество студентов и подписчиков , в том числе:
- Майкл Даль
- Луи Гупи и Джозеф Гупи
- Чарльз Джервас
- Элиша Киркалл
- Марцелл Ларун Младший (1712-1715)
- Питер Тиллеманс
- Джон Вандербанк (1711-)
- Джордж Верту (1711)
- Джон Вуттон
Он также оказал влияние на художников, таких как Петрус Йоханнес ван Рейсхут (1702-1772), фламандский активист в Лондоне.