Сочинения по картине «Клубника и белый кувшин»
Картину «Клубника и белый кувшин» написал известный русский художник Илья Иванович Машков. Эта картина – натюрморт, потому что на ней изображены ягода и посуда.
Вся клубника алая, спелая. Сразу ощущаешь аромат душистой ягоды. Она совсем недавно сорвана вместе с душистыми зелёными листочками. Кроме клубники на тарелке есть веточка сочной малины.
На тарелке лежат, как бусинки, чёрная смородина и, как большие бриллианты. Белая. В банке с чистой, прозрачной водой стоят веточки смородины. Наверное, художник их поставил вместо букета, ведь они также хороши, как и цветы.
За счёт света в комнате все предметы ярко освещены. Картина мне очень понравилась. Глядя на неё, ты чувствуешь аромат клубники, вкус смородины, представляешь тёплое солнце и вспоминаешь лето.
Кочарян Саша, 2009 год
Я думаю, что художник однажды решил съездить в деревню к бабушке. По пути он видел поля с золотисто-оранжевой пшеницей, которая отливала лаковым блеском. Другие же поля были чёрными.
По ним ходили люди и засыпали семена во вспаханную ранее землю. И. И. Машков увидел красивый, выделявшийся чёрно-белым контрастом, березнячок. Прогулявшись среди деревьев, художник вдруг увидел поляну с восхитительными ягодами клубники и малины.
Он набрал ягод в корзину, после чего продолжал свой путь.
Когда И. И. Машков приехал к дому своей бабушки, его поразили тишина и покой, царившие в саду. Зайдя в комнату, он увидел скромный деревянный столик, накрытый сизой скатертью. На нём стоял глиняный кувшин.
Художник тут же придумал натюрморт: украсил стол своими ягодами, которые являлись прекрасным дополнением к чёрной смородине, которая представлена в двух видах: несколькими веточками с плодами и мытыми ягодами в сверкающей белой тарелке.
Петр Кончаловский, «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка»
Петр Кончаловский. Натюрморт. Поднос и зеленая картонка (фрагмент). 1912. Фонд Петра Кончаловского, Москва
Петр Кончаловский был одним из ведущих художников русского авангарда и одним из основателей «Бубнового валета». В его раннем творчестве проявлялись детали, характерные для полотен Винсента Ван Гога. У мастера постимпрессионизма Кончаловский перенял экспрессию, темпераментность и некоторые художественные приемы.
В 1910-х годах живописца особенно заинтересовал натюрморт. Нередко главным героем полотна у Кончаловского становился яркий поднос. Расписной аксессуар обычно становился центром композиции, художник писал его с фруктами, овощами, посудой и даже бытовыми предметами. Например, на картине «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка» Петр Кончаловский изобразил вазу для фруктов, шляпу на коробке из-под головного убора и роскошный красный поднос, который придал повседневному полотну декоративное звучание. Особую гармонию создают округлые формы предметов, на которые зритель смотрит как бы немного сверху.
После революции Петр Кончаловский стал одним из крупнейших художников советской живописи. Эксперименты ранних лет сменились ценностями социалистического реализма. В своем творчестве он оставался относительно свободным от надзора власти, однако полотна строго оценивала супруга — Ольга Сурикова, дочь мастера исторической живописи Василия Сурикова. Если она не одобряла произведение, то Кончаловский загрунтовывал холст под новую картину.
Машков Илья Иванович (1881-1944)
Экспонированное на первой выставке «Бубновый
валет» (1910) огромное полотно И. И. Машкова «Автопортрет и портрет
Петра Кончаловского» ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах
музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными
бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика
в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест
нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.
Скандальная слава вообще сопутствовала молодому
Машкову — азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся
жизненного опыта «в людях» (работая в лавках у торговцев),
прошедшему «университеты» в европейских музеях, но изгнанному в 1909
г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом
учил сам — его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную
студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в
Москве.
Поразив зрителей и критиков «варварским» напором
своей живописи на выставках «Золотого руна» и «Салона Издебского»
(1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших
общество «Бубновый валет» (П.
П. Кончаловский, А. В.
Лентулов и др.). «Валеты» утверждали материальность мира и
«низкого» предмета; щедрость и мажорность машковской палитры,
изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны
программе объединения.
В стремлении вернуть искусство «с небес на землю»
художники этого круга ориентировались на «ремесло» — уличную
вывеску, поднос, лубок. Машкову такое ремесло было родным с детства,
и примитивизм его натюрмортов и портретов — самый простодушный и
подлинный («Ягоды на фоне красного подноса», «Натюрморт с ананасом»,
оба 1908; «Портрет мальчика в расписной рубашке», 1909;
«Автопортрет», «Портрет дамы с фазанами», оба 1911, и др.).
Яркое начало стало одновременно «звездным часом»
художника — к середине 1910-х гг. его живопись утрачивает дерзкую
стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи
делаются «избранными», драгоценными. Гиперболизм являет себя уже не
только в масштабе полотен, не только в «богатырстве» плодов и
грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и
интерьерных сюжетов («Натюрморт с парчой», 1914; «Натюрморт с
фарфоровыми фигурками», 1922, и др.).
Пристрастие к материальному миру, естественно,
приводит Машкова в классический лагерь: в 1920-е гг., в ситуации
противостояния «левых» и традиционалистов, он оказывается среди
последних и, в отличие от друзей-«валетов», вошедших в 1928 г. в
Общество московских художников, связывает свою судьбу с АХРР. В
тематической программе АХРР существовала установка на одическое
прославление прекрасного настоящего, куда вписывались съестные
«апофеозы» художника («Хлебы», «Снедь московская. Мясо, дичь», обе
1924). Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в
его натюрмортах 1930-х гг. («Ананасы и бананы», 1938; «Клубника и
белый кувшин»,1943). Но слишком многое из созданного им в поздний
период — ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины
1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в
общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное
открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим
интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется
одним из самых ярких художников того времени.
Натюрморт: картины Левитана, Репина, Крамского, Малевича, Серебряковой, Машкова, Никич-Криличевского
Знойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах.
Объект не пытается повернуть голову, как на портрете, и не меняет ежесекундно тени на свет, как на пейзаже. Тем и хорош жанр натюрморта.
И «мертвая природа» в переводе с французского, или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.
«Лесные фиалки и незабудки»
Лесные фиалки и незабудки
Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако — от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов.
Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия… Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин».
Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».
«Яблоки и листья»
Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея. Художник-передвижник составил композицию для своего ученика — Валентина Серова. Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада — помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.
«Букет цветов. Флоксы»
Картина Ивана Крамского. «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр.
Это хорошо делать людям, имеющим уже всё, а у нас дела непочатый угол», — писал Крамской Васнецову
И все же жанр натюрморта в конце жизни известный портретист вниманием не обошел
Букет флоксов в стеклянной вазе был представлен на XII передвижной выставке. Картину купили еще до открытия вернисажа.
«Натюрморт»
Казимир Малевич на пути к «Черному квадрату» через импрессионизм и кубизм, минуя реализм. Ваза с фруктами — плод творческих исканий, даже в рамках одной картины: густые черные линии французской техники «клуазоне», плоская посуда и объемные фрукты. Все составляющие картины объединяет только цвет. Свойственный художнику — яркий и насыщенный. Словно вызов пастельным тонам реальной жизни.
«Селедка и лимон»
Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой.
Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени»…
В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба.
«Натюрморт с самоваром»
Ученик Серова, Коровина и Васнецова, «Бубновый валет» — Илья Машков любил изобразить окружающий мир, да поярче. Фарфоровые фигурки и бегонии, тыквы…
Мясо, дичь — в духе старых мастеров, и хлебы московские — зарисовки со Смоленского рынка столицы. И по русской традиции — куда ж без самовара.
Натюрморт из области праздничного бытия с фруктами и яркой посудой дополняет череп — напоминание о бренности жизни.
«Этюд с медалями»
Натюрморт по-советски. Художник ХХ века Анатолий Никич-Криличевский на одной картине показал целую жизнь первой советской чемпионки мира в конькобежном спорте — Марии Исаковой.
С кубками, за каждым из которых — годы тренировок; медалями, которые доставались в упорной борьбе; письмами и огромными букетами. Красивая картинка для художника и художественная летопись спортивных успехов.
Натюрморт-история.
Рисуем натюрморт с фруктами Ильи Машкова. Пастель
В этом мастер-классе я расскажу и покажу как сделать копию натюрморта Ильи Машкова. При этом предлагаю не ставить само произведение главной самоцелью. Полное и супер-точное соответствие оригиналу – не наша задача. Есть более важные вещи – научиться навыкам эскизного рисования, понять, какие необходимые этапы есть в таком рисунке,
как можно быстро зафиксировать главное и организовать лист.
Ещё один ключевой момент – это почувствовать характер данной работы, за которой стоит огромное и очень интересное направление – Фовизм.
И передаёт это все Машков через активный, открытый цвет, яркие пятна рефлексов, контраст тёмного фона и цветного центра, а также черного графического контура, который усиливает энергию работы.
В этом видео я рассказываю о ходе работы и её особенностях,на примере другой работы Машкова, но общие принципы одни и те же.Смотрите и пробуйте!Это оригинал:
А вот как выглядят поэтапные стадии работы:
Намечаем общий контур, примерные очертания общих масс лёгкими летящими линиями (занятие по линиям здесь):
Конкретизируем рисунок, делая его чуть более проработанным, обозначая отдельные фрукты:
Отделяем темный фон широкими штрихами угля или пастели, немного втирая его в бумагу. Делаем несколько темных линейных акцентов, чтобы задать силовую структуру композиции:
Можно делать это пока довольно свободно, позже можно будет подкорректировать очертания.
Перед тем как красить, советую подобрать себе подходящие цвета и попробовать их на листе-черновике.Самые светлые места стараемся сохранять и не забивать цветом, перекрыть их белой пастелью будет непросто:
Заполняем цветом практически весь лист, добавляем цветовые рефлексы, которые Машков активно использует – например, присутствие фиолетового на желтом, красного на зеленом
Обратите внимание, что в композиции довольно много сложных оттенков, а не просто красный-желтый-синий-зеленый
Добавляем черный контур:
Еще больше усиливаем контур-обводку и фон. Прорабатываем детали композиции более подробно, не забывая растирать пастель на листе:
Заполняем темным фон, уточняем линию обводки: