Шартрский собор во франции

Скульптуры и витражи — сокровища Шартрского собора

Южное крыльцо Шартского собора

Грандиозный готический храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, сохранился до наших дней практически в том виде, в каком и был построен 800 лет назад. Две башни Шартрского собора поразительно различаются между собой. 113-метровая Северная башня возвышается на древнеготическом основании и имеет ажурный шпиль, украшенный затейливым каменным кружевом. Южная башня высотой 105 метров увенчана простым романским шпилем в форме пирамиды. Фасад собора «изрезан» барельефами, а интерьер декорирован высеченными из камня скульптурами.

Северное крыльцо Шартского собора

В общей сложности в Нотр-Дам де Шартр насчитывается 10 000 скульптурных композиций. Внутри собора — цветные витражи XII-XIII веков. Ансамбль шартрских витражей абсолютно уникален: на 146 окнах изображены 1359 различных сюжетов. Они повествуют о библейских событиях и о жизни людей всех сословий — королей, рыцарей, ремесленников, крестьян. Помимо больших витражей на оконных розах главного фасада и трансептах, наиболее известным является витраж с Богоматерью в облачении уникального оттенка, «шартрского синего».

Цветные витражи Шартского собора

Шартрские витражи отличаются яркостью и чистотой красок, секрет изготовления которых средневековые стеклодувы унесли с собой в могилу. Собор ещё называют «Стеклянной Библией», и чтобы прочитать её, потребуются годы и годы.

Интерьеры Кафедрального собора в Шартре

Интерьеры собора не уступают его внешнему виду по силе производимого на зрителя впечатления. Необычайно просторные хоры потребовали существенно расширить трансепт, алтарь же пришлось переместить глубже в апсиду. Это новшество сделало внутреннее пространство храма более обширным и словно наполненным воздухом и светом.

Своды и арки имеют типичную для готики стрельчатую форму. Своды поддерживаются колоннами, каждая из них дополнительно укреплена четырьмя тонкими полуколоннами.

Поражает своими размерами огромный вырезанный из дерева алтарь. Его сооружение, начатое в 1514 году, продолжалось около двухсот лет. На алтаре насчитывается более сорока сцен из жизни Христа и Девы Марии, выполненных с большим искусством.

Особую атмосферу храма создают витражи. Снаружи они кажутся почти бесцветными, внутри же проникающие сквозь окна солнечные лучи создают непередаваемое буйство красок. Шартрский собор обладает самым большим из сохранившихся средневековых витражных ансамблей — общая площадь его витражей около 2000 кв. м. При этом практически все витражи дошли до нас в первозданном виде, не подвергаясь восстановлению или переделкам.

В палитре шартрских витражей доминируют красный, голубой и сиреневый цвета. При этом, благодаря ухищрениям мастеров, в солнечную погоду на колоннах и полу собора время от времени возникают красные и жёлтые всполохи, а в пасмурную собор заполняется ровным голубоватым мерцанием. Ещё одна «изюминка» здешних витражей — голубой цвет неповторимого оттенка, известный как «шартрский голубой» или «шартрская лазурь».

Очень выразительным элементом архитектуры собора являются окна-розы. Среди них – знаменитая роза Людовика Святого, диаметр которой 13 метров. Всего в соборе 176 витражей, на которых размещено 1359 сцен. Шартрские витражи нередко называют иллюстрированной книгой, благодаря огромному разнообразию сюжетов. Помимо библейских сцен, здесь присутствуют монархи, представители знати и духовенства, купцы и простолюдины.

«Путь в Иерусалим»

 Рождение готической традиции часто связывают с влиянием архитектуры Востока, открывшейся крестоносцам в их походах. Некоторые специалисты выводят корни готики из тайных геометрических изысканий, которыми занимались тамплиеры в Иерусалиме. Несомненно одно: именно готика привнесла в искусство символизм и таинственность, именно она поселила мистику в католических храмах и заставила ученых и оккультистов спустя века отгадывать зашифрованные в их композиции и декоре тайные коды. В Шартрском соборе немало таких знаков — например, напольный мозаичный лабиринт, в церковных записях именуемый «путем в Иерусалим». Прихожане должны были пересекать его на коленях, что символизировало путь души к Иерусалиму Небесному, с которым, как верили в Средние века, Шартрский собор связан незримыми нитями.

История строительства

На месте современного Шартрского собора давно стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Заместо первого кафедрального собора, спаленного в 1020 году, был возведён романский собор с большой криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший фактически весь город, но очень пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Расчудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением выше и послужило поводом для строительства нового, ещё более потрясающего, строения.

Строительство нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Горожане добровольно доставляли камень из близлежащих каменоломен. За базу был взят проект предшествующего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старенького строения. Главные работы, включавшие в себя строительство головного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов царской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней фактически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Фасад

Уникальность Кафедрального собора в Сиракузах состоит в том, что он включает в себя сохранившуюся часть древнего храма. Из 36 массивных дорических колонн перистиля 10 всё ещё можно увидеть у боковой стены левого нефа собора.

Довольно шаткие после нескольких землетрясений фрагменты храма Афины выстояли благодаря поддержке стены, воздвигнутой между колоннами.

Элегантный фасад Duomo di Siracuza образует оригинальную игру светотени за счёт выступающих коринфских колонн и создаёт впечатление о строении, задуманном как драгоценная шкатулка. Мягкие изогнутые линии барокко, изысканная и богатая лепнина присутствуют рядом с массивными дорическими колоннами, создавая особенную живописную картину и раскрывая красоту собора Сиракуз и его оригинальность.

С двух сторон лестницы, ведущей в собор, возвышаются статуи святых Петра и Павла.

Над главным порталом расположен королевский герб Карла III Бурбона с изображением орла и короны.

На более высоком уровне фасада в центре находится статуя Богоматери, а по бокам – статуи святого Марчина (San Marciano)– первого епископа Сиракуз, который был посвящён в чин самим апостолом Петром, и девы-мученицы Лучии (Santa Lucia)– покровительницей Сиракуз.

Стоит отметить, что святая действительно жила в древнем городе с 283 г. по 304 г. и прославилась необычной историей жизни. Её часто изображают на живописных полотнах с мечом и масляной лампой, на которой она несёт свои глаза. Согласно легенде они были вырваны ей, чтобы избавить от мук отвергнутого кавалера, пленённого её взглядом.

Все изваяния святых выполнены скульптором из Палермо Игнацио Марабитти (Ignazio Marabitti).

Советую почитать про главные достопримечательности Сиракуз, а также советы по выбору отеля.

Подделки

Камиль Коро — один из самых фейковых художников в мире. С одной стороны, это связано с его щедростью: он отдал и завещал многие свои картины, не делая никаких записей. Он также дал некоторые из картин друзьям-художникам, которым разрешил сделать их копии. В последние годы, когда он стал известен, вокруг него собирались бедные друзья-художники, которым он пришел на помощь, создав вариации того же мотива в своей студии. Он также не всегда был точен в своих подписях. Свои работы он оставил без подписи, отредактировал работы коллег и подписал их своей подписью по их просьбе. С другой стороны, арт-дилеры подписывали его работы своей подписью. По словам художественного критика FAZ Никласа Маака , Фернан Леже признался, что рисовал «двадцать пять фальшивых коротов», чтобы заработать деньги. Говорят, Коро однажды издевался: «Из 1500 картин, которые я написал, 3000 находятся в Америке».

Колоссальная производительность Коро и разнообразие его стиля способствовали тому, что подделки иногда трудно обнаружить. Его популярность среди коллекционеров произведений искусства в США помогла ему быстро и широко распространиться.

Знак свыше

Каково же было изумление местных жителей, которые оплакивали свою святыню, считая ее сгоревшей в пламени огня, когда вдруг из-под обломков сгоревшего остова появились те самые клирики и несли в руках чудодейственный покров. Это посчитали знаком свыше, и в честь знаменательного события было решено построить новый Храм. И такой Храм, который до этих пор еще по красоте и величию никто не видел.

В его возведении участвовала вся Франция. Люди собственноручно доставлял камни к месту возведения. Есть мнение, что в постройку вложили средства тамплиеры. Их знак находится на знаменитом мозаичном полу храма, называемым священным лабиринтом. Такие же символы находятся и в других частях Храма.

Авторы проекта особо не ломали голову, логично решив, что остов предыдущего строения вполне может послужить «фундаментом» будущего Храма. В плане он представлял собой латинский крест. Через 24 года трехнефный Собор был готов, но осветили его лишь сорок лет спустя в присутствии короля Франции Людовика IX.

Всего четверть века для создания такого шедевра, как Шартрский Собор – это ничто. Например, на строительство готического Собора Святого Вита в Праге ушло более 600 лет, а возведению прекрасного Нотр-Дам де Пари, на который так похож Собор в Шартре, история «посвятила» почти 1000 лет.

Особенности архитектуры Собора

Собор в Шартре считается первым готическим Храмом в честь Пресвятой Богородицы. Для его строительства были приглашены лучшие из лучших архитекторы и мастера. А знаменитое витражное окно-розу «профинансировал» лично король Франции. Необыкновенной красоты круглое окно западного фасада, состоящее из десятков сегментов, расположено между величественными башнями. Северную башню построили в XII веке, и она является более древней. Ее «младшая сестра» абсолютно на нее не похожа: отличается по высоте и по архитектурному стилю. Если первая являет собой «пламенеющую готику» с характерным орнаментов «языков пламени», то вторая и ниже на 11 метров, и выполнена в чисто романском стиле. Кстати, ее считают самой красивой башней мира.

Три портала Собора украшены прекрасными скульптурными композициями, где особенно ценной является «Христос во славе». Стены украшают сцены из Ветхого Завета. Одной из них, самой яркой и выразительной по оценке специалистов по готическому стилю, является картина «Страшного Суда».

Внутреннее убранство Собора нисколько не уступает внешнему, и уж точно не разочаровывает посетителей. Величественные своды, алтари, арки, колонны, резные фигуры и изваяния – все это так гармонично переплетено между собой, хотя и прилагался труд различных мастеров.

«Огненные колеса»

Круглые окна-розы

Круглые окна-розы с переплетом радиального рисунка также впервые появились в Шартрском соборе. Считается, что они были сделаны по заказу Людовика Святого и его супруги Бланки Кастильской. Диаметр некоторых окон собора достигает 13 м. Их витражи изображают гербы Франции и Кастилии, сюжеты из Евангелия и сцены Страшного суда. Эти окна называли «огненными колесами», которые «мечут молнии».

Вообще, есть мнение, что все витражи европейских средневековых храмов — подражание витражам Шартрского собора, занимающим 2,5 тыс. м2. Самый знаменитый из них называется Notre Dame de la Belle Verrere — «Богородица из красивого стекла». На витражах можно найти также самое раннее изображение Марии Магдалины.

Факты

  • Общая длина — 155 м.
  • Высота северной башни — 115 м.
  • Высота южной башни — 107 м.
  • Диаметр большого окна-розы — 13,4 м.
  • В 1979 г. собор был внесен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Когда лучше поехать

Осмотреть собор и окрестности можно в любое время года, но приятнее всего это делать весной и летом.

Поделиться ссылкой

Лабиринт паломников

Мозаичный лабиринт – еще одна «реликвия» Собора. Он представляет собой узорчатый круг, выложенный из разноцветных камней. Его диаметр 13 метров, а длина — 261 метр. Длина лабиринта, называемая «Путь в Иерусалим» — это аллегория пути грешника к спасению души. Именно столько, то есть 261 метр, должен на коленях проползти верующий, чтобы «придти к Богу».

Эта одна из версий, зачем нужен Шартрский лабиринт, которая полностью устраивает паломников. Однако ученые на этот счет имеют множество других мнений: лабиринт – это:

  • Олицетворение жизненного пути каждого человека, который идет к намеченной цели или отчаивается в ее достижении, предвкушает победу, но путь к ней может быть так долог и не всегда сбыточен;
  • Время, которое находится ребенок в утробе матери;
  • Наказание грешника;
  • Деятельность человеческого мозга;
  • Тренинг для самосовершенствования личности.

Русским верующим в Шартрском Соборе особенно рады. Этому способствует и тот факт, что рядом с киотом, где хранится Плат Богородицы, расположена крипта с иконой Покрова Богородицы. Это дар Собору от благодарных паломников из России.

Краткая история

Собор стоит в красивейшем месте, на берегу реки Эр. Название свое он заимел от местечка Шартр, что находится примерно в ста километрах от Парижа. Когда-то необычайно мощную энергетику горы облюбовали друиды, которые со всего света приходили сюда для совершения магических обрядов. Усиливал заинтересованность друидов и тот факт, что недалеко от горы Шартра были обнаружены подземные источники с целебной водой.

На месте их языческого копища вскоре была построена христианская базилика. Храм имел печальную историю: его несколько раз разрушали, он подвергался пожару. Нашелся умный человек (епископ Жильбер), который воззвал к Церкви перестроить и расширить Базилику.

В 876 году она была удостоена чести хранить в своих стенах Покров Пресвятой Богородицы. По легенде его пожертвовал храму Карл II Лысый. А он в свою очередь наследовал святыню от своего деда – Карла Великого. Именно в этом плате была Дева Мария при рождении Спасителя. В смутные времена Французской Революции святыню разделили на несколько отрезов, чтобы сохранить хотя бы какую-то ее часть. Горожане с риском для жизни хранили плат у себя дома и только в 1819 году возвратили в Храм.

С тех пор большая часть реликвии хранится в Шартре. Это полотно около 2,5 метров, которое хранится в специальной капелле. Остальные части находятся в Успенском Соборе в Москве и в Лютеранском соборе Святого Иоанна Крестителя в Риме.

Правила посещения

Средневековые архитекторы Шартра, каменщики, стекольщики и скульпторы создали священную святыню, которая сегодня открыта верующим и туристам со всего мира. Здесь они могут поклониться перед одной из святынь Богородице в склепе собора, походить по лабиринту в поиске духовного просветления, созерцать тайны сакральной геометрии собора и волшебство окон, освещающих внутреннее святилище.

Существует много способов раскрыть для себя Шартрский собор, который открыт для публики круглый год. У посетителей есть возможность выбрать бесплатный или платный вариант посещения по своему усмотрению.

Перед планированием поездки необходимо уточнить режим работы, так как во время религиозных праздников собор хоть и остается открытым, однако нет никаких туристических мероприятий. Кроме посещения самого собора, возможно также посетить склеп или подняться на башню.

При самостоятельном осмотре без гида стоит приобрести путеводитель по Шартрскому собору для более подробного изучения всех элементов внутри и снаружи собора. После посещения собора можно немного отдохнуть в саду епископского дворца, который открыт для публики круглый.

Средневековая символика необычна для современных посетителей, поэтому рекомендуют помощь хорошего местного гида. Историк Малкольм Миллер посвятил свою жизнь изучению собора и обучению посетителей его чудесам. В высокий сезон Малкольм и его дублер Анн-Мари Вудс проводят отличные ежедневные экскурсии по собору за небольшую цену.

В собор на экскурсию

Туристы, которые попадают в Шартрский собор впервые, немного теряются от его величественной красоты и обилия интересных элементов. Находясь в Шартрском соборе, стоит обратить свой взор на следующие вещи:

  • Большинство витражей содержит такой оттенок синего, который имеет собственное название, и именуется «Шартрская синь». Секрет получения данного оттенка до сих пор не разгадан. И в точности воспроизвести его пока не удалось;
  • Лабиринт, который находится у всех под ногами, составляет 294 м. Во время службы он заставляется стульями, и рассмотреть его полностью не получится;
  • Окна-розы также являются отличительной особенностью данного собора. Вообще, готическая роза – это главный архитектурный мотив данного сооружения;
  • Резная стена у алтаря достойна пристального рассмотрения не меньше, чем другие части собора;
  • Коллекция витражей данной церкви выполнена в аутентичном стиле.

Всё вышеперечисленное благодаря заботе государства и верующих находится в отличном состоянии.

За зданием самого собора расположена смотровая площадка. На ней при помощи природных материалов воссоздан лабиринт, украшающий пол готической церкви.

Пространство вокруг собора также выглядит довольно ухоженным. Рядом с ним построены общественные заведения, где можно просто перекусить или плотно пообедать.

литература

  • Камиль Коро: природа и мечта. Карлсруэ 2012.
  • Камиль Коро: Письма из Италии . Клинкхардт и Бирманн, Лейпциг, 1924 г.
  • Дарио Дурбе и а .: Коро и барбизонская школа . Pawlak, Herrsching 1988, ISBN 3-88199-430-0 —
  • Питер Галасси: Коро в Италии. Живопись под открытым небом и традиция классического пейзажа . Хирмер, Мюнхен, 1991, ISBN 3-7774-5490-7 .
  • Жан Леймари : Коро. Биографически-критическое исследование . Скира-Клетт-Котта, Женева 1980, ISBN 3-88447-049-3 .
  • Винсент Помаред: Коро . Фламмарион, Париж, 1996 г., ISBN 2-08-012123-5 .
  • Мариантония Рейнхард-Феличе (Ред.): Коро. L’Armoire Secrète. Читатель в контексте . Hirmer, Мюнхен 2011, ISBN 978-3-7774-3421-6 (каталог выставки)
  • Альфред Робо. L’uvre de Corot, каталог raisonné et illustré précédé de l’Histoire de Corot et de ses œuvres par Étienne Moreau-Nélaton , 4 тома и регистрационный том., Floury, Paris 1905.
  • Леонард Сен-Мишель: Коро и его мир . Гондром, Байройт, 1981. ISBN 3-8112-0216-2 .
  • Ивон Тайландье: Коро . Фламмарион, Париж 1990, ISBN 2-08-011554-5 .
  • Жермен Базен: Коро . Вольфганг Крюгер Верлаг, Берлин, типография: Pierersche Hofbuchdruckerei Stephan Geibel & Co., Альтенбург / Thür. 1942 г.

История

История Шартрского собора тесно связана с его главной ценностью. В 876 году французский король Карл II пожертвовал городу Шартру легендарную плащаницу Богоматери, и для ее хранения был построен большой храм. На сегодняшний день сведений о нем практически не сохранилось — известно лишь, что в 1020 году он сгорел и был заменен столь же величественной романской базиликой. Спустя полтора века город снова настиг разрушительный пожар, но плащанице вновь удалось чудом спастись из огня. И тогда в честь нее началось возведение еще одного, на этот раз уже готического храма. Удивительно, но он дошел до наших дней без значительных переделок и реконструкций.

Плащаница Девы Марии — главная реликвия Шартрского собора

Для возведения Нотр-Дам-де-Шартр в 1194 году по всей Франции был объявлен сбор пожертвований, а жители самого Шартра помогали строительству, привозя материалы из ближайших каменоломен. В истории не сохранилось имя первого архитектора, который смог гармонично вписать уцелевший западный фасад в облик нового здания. Но мастер явно знал свое дело, ведь, несмотря на всю сложность архитектуры, Нотр-Дам-де-Шартр был построен очень быстро (для тех времен). В 1220 году он уже был практически готов, а в 1260 году — освящен в присутствии королевских особ.

data-captiontag=”dd” data-columns=”0″ data-size=”large” data-width=”1000″ data-auto=”false” data-max-width=”100%” data-ratio=”1.8″>

Вид на город Шартр и кафедральный собор, гравюра 1568 года Шартрский собор на гравюре 18-го века Почтовая открытка 19-го века с изображением собора Современное фото Шартрского собора

Явление Богоматери Пилар святому апостолу Иакову

Появление базилики в этом месте отсылает нас к самым ранним годам распространения христианства. По преданию, около 40 года н.э. в этих местах проповедовал христианство святой апостол Иаков (Иаков Зеведеев, старший брат апостола Иоанна Богослова), один из 12 апостолов Христа. Местное языческое население с неохотой внимало проповедям и не крестилось в новую религию, отчего апостол впал в уныние. Ночью 2 января 40 года произошло чудо. Иаков вместе со своими учениками молился на берегу реки Эбро, когда перед ним чудесным образом явилась Дева Мария, стоящая на колонне (pilar) в окружении ангелов. Она передала апостолу яшмовую колонну и свою небольшую деревянную статуэтку. Также она велела в этом месте поставить часовню в свою честь: «Это место пусть будет моим домом, а эта статуэтка и колонна — названием и алтарем храма, который ты построишь».

Через год после этого события здесь была построена часовня в честь Богородицы — первая в истории христианства, посвященная Деве Марии. Затем апостол Иаков вернулся в Иерусалим, где в 44 г. н.э. был казнен Иродом Агриппой I (10 г. до н.э. — 44 г. н.э.), тем самым став первым, принявшем мученическую смерть за веру (эта казнь — единственная, описанная в Новом Завете, в «Деяниях апостолов», 12:2). По преданию, его ученики положили тело апостола в лодку, которую спустили в воды Средиземного моря. Чудесным образом она пристала к испанским берегам, в устье реки Улья, где позднее вырос город Сантьяго-де-Компостела. В Средние века появился знаменитый паломнический маршрут «Путь Святого Иакова» El Camino de Santiago, который очень популярен и в наши дни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: