Описание картины «Не ждали»
Картина Репина «Не ждали» изображает внезапное возвращение ссыльного революционера. Позировали для картины жена Репина Вера Шевцова, их дочь, теща, друзья дома. Ссыльный написан с Всеволода Гаршина.
Примечательно, что обстановку Репин изначально определил, и комната в эскизах практически не изменяется, а вот персонажи в процессе работы подвергались значительным пертурбациям. Особенно долго художник бился над образом вернувшегося, мучительно подбирая нужные интонации. В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. Настроение этого варианта – радость от возвращения, радость встречи и даже ощущение сюрприза, почти новогоднего подарка. Совсем иным стал окончательный вариант.
Картина Репина «Не ждали» 1884 (художник будет дорабатывать ее до 1888-го) года показывает нам вернувшегося мужчину. Неожиданность, шок, который вскоре сменится радостью, – есть. Ощущения сюрприза нет и в помине. Изначально автор предполагал показать несломленного героя, борца за свободу. Но окончательный вариант – о другом. В нем сильны мотивы возвращения блудного сына и воскрешения. Герой напряженно и мучительно всматривается в лица родных: примут ли они его? Не вынесут ли и свой обвинительный приговор? Лицо вошедшего большей частью в тени, но настороженный взгляд огромных глаз нам виден. В них – вопрос и попытка оправдаться, в них дилемма между велением совести, которому он последовал, и тем фактом, что он покинул семью. Ждут ли его здесь? Как его встретят?
Рассмотрим обстановку: голый деревянный пол, скромные обои, всё очень чисто и довольно бедно – здесь явно нет лишних средств. На стене — фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым, и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского). Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст. А библейские аллюзии дают понять, что возращение героя, претерпевшего множество мучений, подобно воскрешению из мертвых.
Мастерство Репина в полной мере отражено в выборе момента – пикового, самого острого: сын, муж, отец вернулся и уже вошел в комнату, испуганная впустившая его горничная и еще кто-то из прислуги стоят у двери и смотрят, как дальше будут развиваться события. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду. Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. Мать привстала с кресла, протягивает вперед ослабевшую руку, мы не видим ее глаз, но догадываемся, что в них надежда, страх, радость и, скорее всего, слезы. Она пристально всматривается в мужчину, вошедшего в одежде каторжника, и сейчас окончательно узнает в нем сына.
Жена, сидевшая за пианино, встрепенулась, замерла, готовая в следующее мгновение вскочить и броситься на шею вошедшему. Глаза ее расширены, робкая радость пробивается сквозь недоверие и испуг, рука судорожно сжимает подлокотник. Девочка, вероятно, была совсем маленькой, когда отца сослали, она его не узнаёт, ссутулилась и смотрит настороженно, она взволнована непонятным ей напряжением, вызванным появлением этого странного человека. А вот мальчик постарше, он, напротив, весь вытянулся в направлении отца, приоткрыл рот, глаза его сияют и, вероятно, в следующее мгновение он радостно завизжит. В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия. А сейчас – миг, предшествующий этому, и в нём с невероятным мастерством отражены чаяния, страхи и надежды. Кисть Репина вывела происходящее из бытового контекста и придала монументальность, общечеловеческий фактор – речь не о конкретном вернувшемся ссыльном, речь о вере, любви, страхе, совести и надежде.
Впервые картина была показана на XII передвижной выставке. Равнодушным она мало кого оставила, мнения разделились на два противоположных лагеря
Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое совершенное его создание». А реакционная критика, не удовлетворенная сюжетом, разнесла картину в пух и прах, язвительно обыграв название
В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Это хуже, чем преступление, это — ошибка. Не ждали! Какая фальшь. ».
Претензии к картине были даже у Павла Третьякова, что не помешало ему купить полотно в свою коллекцию.
А вот это первый вариант-эскиз картины «Не ждали»:
Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку.
«Водные» полотна Ильи Репина
Мастер создал не одно произведение, в котором события разыгрываются на берегу, и о котором можно было бы сказать: «Это картина Репина «Приплыли». Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Конечно, известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию.
Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников.
Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана. »
О графических рисунках Репина
За свою долгую деятельность Репин рисовал неустанно. Карандаш — неразлучный его спутник и товарищ. По свидетельству близко его знающих лиц, он пользуется всяким случаем, чтобы рисовать: сидит ли он на каком-нибудь заседании, беседует ли с приятелем или знакомым на улице — всюду он зарисовывает в альбом или на лист бумаги. Работая над картиной или портретом, он опять попутно рисует; ищет на бумаге карандашом наиболее совершенного выражения своей идеи. »
Воспоминания современников Репина
Илью Ефимовича Репина я узнала, когда была еще ребенком, вероятно, лет семи, в то время, как он писал портрет моей матери, Поликсены Степановны Стасовой. Этот портрет висел у нас в квартире в Петербурге сначала на Малой Морской улице, а потом на Фурштадской, в кабинете отца над диваном. Направо от него, под углом, висел портрет дяди — Владимира Васильевича Стасова, писанный И. Е. Репиным в 1883 году, в течение трех дней в Дрездене. Кроме этих работ Репина, у моих родителей был еще один из первоначальных набросков к «Бурлакам».
http://eugenpr.livejournal.com/409407.htmlhttp://pikabu.ru/story/kartina_repina_priplyili_4569737http://gameriskprofit.ru/krasota/solovev-monahi-ne-tuda-priplyli-tak-kakuyu-kartinu-napisal-repin-priplyli/
Контекст
На полотне Соловьев демонстрирует комическую ситуацию – группа священнослужителей, плывшая на лодке по реке, из-за тумана теряет курс и приплывает к месту купания крестьянок. Картина «Монахи. Не туда заехали» — многоплановая:
- На первом плане – купающиеся женщины – молодые, здоровые, сильные, с молочно-белой кожей и убранными наверх, или под чепцы волосами. Рядом — дети, играющие после купания на берегу. В левом углу переднего плана на холсте «Монахи. Не туда заехали» — пестрая одежда, придающая цветовое разнообразие композиции. В ворохе сброшенных платьев Соловьев показывает разные цвета и расцветки.
- В центре холста «Монахи. Не туда заехали» — лодка с тремя священнослужителями – они выделяются на полотне темными одеждами. Почти черные рясы составляют эффектный контраст с белыми рубашками и косынками купающихся женщин.
- На дальнем плане работы «Монахи. Не туда заехали» – купающиеся мужчины и пасущиеся рядом кони – этими фигурами Соловьев уравновешивает композицию. Силуэты отвлекают на себя часть внимания, делают картину более гармоничной и придают реализма крестьянской жизни.
Юмористический эффект Соловьев усиливает реакцией героев – ни одна сторона не выказывает смущения, женщины невозмутимо спокойны, на лицах клириков, сидящих в лодке заметна скорее невольная заинтересованность, а не неловкость, или возмущение. Соловьев добродушно посмеивается над попавшими впросак священниками, не выражая порицания. Два мальчика, ставшие случайными свидетелями конфуза, смеются, обратив лица к зрителям картины, словно предлагая разделить их веселье.
Произведение «Монахи. Не туда заехали» практически не имеет скрытого подтекста и символов. Соловьев ставил своей основной задачей развлечь зрителя и правдиво отразить повседневную жизнь крестьянства – все детали картины служат именно этой цели. Автор художественного произведения «Монахи. Не туда Заехали» смеется над своими героями беззлобно, не осуждая ни одну из сторон – здесь речь идет не о антиклерикальной сатире, а именно о юмористической зарисовке.
«Приплыли». Описание живописного шедевра
Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони. На ближнем плане картины кипит жизнь. У берега в воде плещутся обнаженные женщины самого разного возраста, одни блаженно нежатся в теплых струях, другие деловито моются. На покатом берегу брошена одежда, ведра с коромыслом, раздевается девушка, спиной к ней снимает одежду старушка. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас.
И вдруг из плотного тумана в самый центр сцены в стиле «ню» вплывает лодка с монахами. Крестьянки отшатываются, чернецы оторопело застывают с веслами, и только толстый батюшка посреди лодки, кажется, вовсе не смущен: он стоит, заложив руки за спину, и прячет в лукавую улыбку. Кульминационное мгновение написано автором великолепно: шок, неожиданность, изумление и вместе с тем готовый прорваться смех от случившегося казуса. Ну чем это не Репин? «Приплыли!» — улыбаемся мы, забавляясь комическим эффектом ситуации. Только принадлежит эта картина совсем не Илье Ефимовичу. Откуда же заблуждение о том, что это картина Репина?
Как называлась картина?
Как я уже заметила, не только автор, но и название картины являются лишь плодом воображения народа. Никакой работы под названием «Приплыли» ни у Репина, ни у Соловьёва не было. Та картина, которую считают первоисточником фразеологизма, на самом деле называлась «Монахи. Не туда заехали».
Не секрет, что особенно запоминающиеся вещи люди могут “окрестить” ёмкими, но короткими названиями. То же самое вышло и с картиной Соловьёва. После той самой выставки в Сумском музее, где полотно оказалось рядом с работами Репина (едва ли не в одном ряду) творение малоизвестного мастера приобрело истинные бессмертие и славу. Сами люди решили называть картину коротко – «Приплыли». На мой взгляд, эта версия названия более ярко отражает суть событий, отражённых на холсте.