Наследие мастера
В Осло в 1963 году был открыт Музей Мунка, основу экспозиции которого составила коллекция из тысяч полотен, гравюр, рисунков, дневников и рукописей. Благодаря автобиографичным записям Мунк становится во многом понятен: «Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем… Над сине-чёрным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени… И я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».
Работы художника – дорогие и желанные лоты аукционов, не раз ставившие ценовые рекорды. Так одна версия «Крика» в 2013 году стала самой дорогой на тот момент картиной в мире (продана почти за 120 млн. долларов).
Краткий список самых знаменитых произведений:
- Крик (четыре экземпляра) – 1893-1910;
- Мадонна (в пяти вариантах) – 1893-1894;
- Больная девочка – 1886;
- Меланхолия – 1892;
- Танец жизни – 1900;
- Пепел – 1894;
- Голос – 1893;
- Вечер на улице Карла Юхана – 1894.
Сегодня наследие Мунка из Музея его имени в Осло объявлено общественным достоянием. Но всё же лучше бы человеку никогда не чувствовать так, как чувствовал и страдал Мунк.
О чем молчит «Крик» Эдварда Мунка: несколько тайн знаменитой картины
Биография художника Константина Маковского
Своя мадонна есть и у Мунка
Загадки картины Мунка
Что же значит образ центральной фигуры шедевра? Ответить на этот вопрос исследователи не могут уже много десятилетий. Есть самые разные предположения о том, что может напоминать фигура – от скелета до эмбриона.
Как мне кажется, не стоит искать точного прототипа или символа. Эдвард Мунк хотел передать не внешние эффекты и образы, а своё внутреннее состояние, то, что он ощутил во время рокового заката.
На это указывает и небо, не менее детально прописанное на холсте. Краски небес кажутся по-настоящему огненными, создавая атмосферу отчаяния, граничащего с безумием. Было ли такое цветовое решение преувеличением, к которому порой тяготеют творческие люди?
Как показывает история, Мунк мог передать совершенно реалистичную палитру заката. В 1883 году произошло мощное извержение Кракатау. Вулканическая активность и всплеск природной энергии стали причиной очень ярких, практически кроваво-красных закатов в разных уголках мира. Не исключено, что Мунк мог наблюдать одно из таких явлений.
Впервые на публике “Крик” появился в 1893 году, открыв серию подобных картин. Конечно, впечатление от работы было неоднозначным. Современники Мунка рассказывали, что на выставку даже пришлось пригласить полицию, чтобы возмущённые посетители не устроили погромы.
Несмотря на это, о картине не переставали говорить. Никто из людей, увидевших шедевр воочию, не остаётся равнодушным, переживая самые разные, но неизменно яркие эмоции.
Работа Эдварда Мунка, названная “Криком” в своё время поразила берлинскую публику, а позднее покорила весь мир. Своеобразный стиль, новые формы экспрессионизма стали свежим веянием в искусстве прошлого века
С момента создания картины прошло уже немало лет, но и сегодня она не перестаёт притягивать внимание, удивлять, вызывать самые разные предположения. Вероятно, именно в этом и заключается суть шедевра – сочетать в одном творении миллионы сюжетов, но оставаться вечной загадкой
Юношество
В 1879 году способный к точным наукам Мунк с одобрения отца поступил в технический колледж. Одного года обучения хватило, чтобы понять: его призвание не инженерия, а художественное искусство. Вот что всё больше увлекает и чему надо учиться.
Отец, конечно, был не доволен, но тётушка, друзья и знакомые, не равнодушные к судьбе юноши, сумели убедить того не препятствовать сыну.
В 1881 году Эдвард стал студентом Королевской школы рисования. Наступило время пьянящей свободы. Появились новые друзья, общение с которыми было лёгким и беззаботным. С ними, соратниками по искусству, Эдвард поселяется в центре Христиании (ныне Осло). Вскоре начинающий художник уже завсегдатай богемных вечеринок. Так же легко, как налаживание взаимоотношений с яркими писателями и художниками, давались Мунку премудрости рисования. В 1883 году он не раз выставляется – влиятельные поклонники ходатайствуют о молодом даровании, и в 1884-м он уже стипендиат и едет во Францию. Цель – посещение Парижского салона.
В 1885 году Мунк, у которого не было никакого опыта в любовных делах, увлекается замужней женщиной, а та просто играла и кокетничала с милым юношей, смешным своей серьёзностью. Эдвард испытал все муки сердца, пока отношения себя не изжили, и не оставил ни единого портрета первой возлюбленной.
XX век
В конце 19 века Эдвард Мунк пытался закончить «Фриз». Он нарисовал ряд картин, некоторые из них — большого формата. Он также написал картину «Метаболизм» (1898). Вместо обычного полотна Мунк использовал деревянный щит со специально вырезанным рельефом. Первоначально эта картина называлась «Адам и Ева», работа раскрывает тему грехопадения, интересовавшую Мунка. Возможно, что на эти картины Мунка, повлияла любовная интрига, захватившая его в то время.
«Танец жизни» (1900)
Начало нового века, было временем неустанных экспериментов. Большую популярность приобретает новый красочный декоративный стиль, который демонстрируется Морисом Дэнисом. В 1899г Мунк нарисовал «Танец Жизни», работу, которая рассматривается в качестве смелого проекта, написанного в этом новом стиле.
Эдвард Мунк также писал и пейзажи. Его представления побережья Осло-фьорда, заслужили репутацию северного символизма. Именно там, летом 1901г близ Эсгердстранда, была написана известная картина «Девушки на мосту».
Влияние Достоевского
Мунк прочитал «Преступление и наказание» в 1883 году сразу,
как только вышел норвежский перевод романа. Моментально оценив масштаб гения писателя,
тогда еще юный Эдвард на всю жизнь остался пылким поклонником творчества Федора
Михайловича. Даже на свои работы он перенес почерк Достоевского – тягучую
тревожность, рваные движения, постоянные вибрации света, пафосные шляпы на
головах обывателей и нелепые яркие мелочи в траурных вздохах сюжетов.
Эдвард Мунк «Тревога» 1894
Эдвард Мунк «Отчаяние» 1894
В Достоевском Мунка привлекало то же, что и в другом его любимом писателе, Эдгаре По, то же, что всегда тревожило его самого – связь трансцендентного с реальным и борьба идеи с материей. Он всегда ощущал внутреннюю правду выше внешней. Чувствовал необходимость глубинной рефлексии и духовной работы.
Депрессивные бормотания Раскольникова, его бесцельные
скитания по улицам мрачного города, приступы тошноты и страха были похожи на
блуждания самого Мунка. Поиски самого себя в бесконечной тоске унылых
пространств.
В конце XIX
века Санкт-Петербург и Христиания были удивительно похожи – мрачные городские
ландшафты и нарастающая власть капитала. Набирающая темпы индустриализация
превращала людей в безропотных винтиков системы. Осознание тяжелой жизни
простых людей приводила к тягостным раздумьям людей творческих, чувствующих.
Русский писатель и норвежский художник, два гения, жили на одной волне. Им
обоим было доступно глубинное понимание тотальной неправды современного мира.
Они оба слышали крик.
В мунковском «Крике» кроме страшного вопля природы, изломанного и нестерпимого, слышен и крик, который почудился Родиону Раскольникову, после убийства старухи. Крик ужасный, похожий на вой и скрежет. Исступленный глас, указующий на зарождение нового существа – человекобога, вскормленного камланиями утонченных интеллигентов, типа Ставрогина и Кириллова. Крик, предваряющий сюрреалистические фантазмы и адские кошмары XX века.
Эдвард Мунк «Крик» 1893
История
В 1891 году Мунк сделал большое количество набросков на тему меланхолии, в которых он варьировал положение персонажа и положение моря. На все они оказали влияние как неоимпрессионизм его лет: парижский, так и синтетический, и символизм . На осенней выставке 1891 года в Кристиане Мунк представил первую постановку « Меланколи» , которая тогда называлась « Вечер» . Реакции в целом были отрицательными.
Затем Мунк провел зиму 1891-1892 годов в Ницце, где получил стипендию. Впечатления от норвежского лета волновали его больше, чем окружающая среда Средиземноморья. Там он сделал свои первые работы с интенсивным красным закатом, который можно найти в Le Cri .
Детство
Родился 12 декабря 1863 года в норвежском городке Лётен. Отец, Кристиан Мунк, был военным врачом из семьи известного проповедника, мать, Лаура Катрина Мунк, занималась детьми. Эдвард стал вторым ребёнком (у него была старшая сестра Юханна София), позже появилось ещё трое детей, брат Андреас и две сестры Ингер и Лаура. Семья часто переезжала с места на место, как того требовала служба главы семейства. Жили экономно, но родители к детям были внимательны и их воспитанию уделялось много времени.
В пять лет Эдвард потерял мать (она умерла от туберкулёза), хозяйство стала вести её сестра Карен. Именно тётя учила детей рисовать, отвлекая их от потери. Но отец, излишне увлечённый проповедями, невольно нагонял страху так, что впечатлительного мальчика начали преследовать ночные кошмары. Неустойчивое психологическое состояние вкупе со слабым здоровьем обострилось со смертью старшей сестры, которую он очень любил (также умерла от туберкулёза). Вскоре психические отклонения настигли младшую, Лауру, которой впоследствии диагностировали шизофрению.
Детские впечатления самые сильные, поэтому неудивительно, что страх поселился в душе чуткого и мнительного Эдварда на всю жизнь.
Индивидуальные доказательства
- Матиас Арнольд: Эдвард Мунк. Rowohlt, Reinbek 1986. ISBN 3-499-50351-4 , стр. 45.
- ↑ Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк: Крик. Viking Press, Нью-Йорк, 1973 ISBN 0-7139-0276-0 , стр. 71.
- ↑ Reinhold Хеллера: Эдварда Мунка. Жизнь и работа. Prestel, Мюнхен 1993, ISBN 3-7913-1301-0 , стр. 55.
- Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк: Крик. Viking Press, Нью-Йорк, 1973 ISBN 0-7139-0276-0 , стр. 71-72.
- ↑ Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк: Крик. Viking Press, Нью-Йорк, 1973 ISBN 0-7139-0276-0 , стр.72.
- Фрэнк Хёйфёдт: Отчаяние. В: Мара-Хелен Вуд (ред.): Эдвард Мунк. Фриз жизни. Национальная галерея Лондона, Лондон 1992, ISBN 1-85709-015-2 , стр. 95.
- Ганс Дитер Хубер: Эдвард Мунк. Танец жизни . Reclam, Штутгарт 2013, ISBN 978-3-15-010937-3 , стр.72.
- Ганс Дитер Хубер: Эдвард Мунк. Танец жизни . Reclam, Штутгарт 2013, ISBN 978-3-15-010937-3 , стр. 72-74.
- Ганс Дитер Хубер: Эдвард Мунк. Танец жизни . Reclam, Штутгарт 2013, ISBN 978-3-15-010937-3 , стр. 72-75.
- Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк: Крик . Viking Press, Нью-Йорк 1973, ISBN 0-7139-0276-0 , стр. 76-80.
- ↑ Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк: Крик. Viking Press, Нью-Йорк, 1973 ISBN 0-7139-0276-0 , стр.95 .
- Фрэнк Хёйфёдт: Отчаяние. В: Мара-Хелен Вуд (ред.): Эдвард Мунк. Фриз жизни. Национальная галерея Лондона, Лондон, 1992, ISBN 1-85709-015-2 , стр. 95-96.
- Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк: Крик. Viking Press, Нью-Йорк, 1973 ISBN 0-7139-0276-0 , стр. 71, 78, 80.
- Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк: Крик. Viking Press, Нью-Йорк, 1973 ISBN 0-7139-0276-0 , стр.78.
- Юрген Шульце: Отчаяние, 1892. В: Эдвард Мунк. Museum Folkwang, Essen 1988, без ISBN, кат.29.
- Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк: Крик. Viking Press, Нью-Йорк, 1973 ISBN 0-7139-0276-0 , стр. 72-75.
- Матиас Арнольд: Эдвард Мунк . Rowohlt, Reinbek 1986. ISBN 3-499-50351-4 , стр. 47.
- Цитата по: Уве М. Шнеде: Эдвард Мунк. Ранние шедевры . Schirmer / Mosel, Мюнхен 1988, ISBN 3-88814-277-6 , стр. 13.
Творчество Мунка
В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, где испытал влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента ван Гога, а также в Германии и Италии. Мировоззрение художника Мунка формировалось под воздействием идей Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что определило обращение живописца к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти (“Больная девочка”, 1885-1886, Национальная галерея, Осло).
С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (“Девушки на мосту”, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (“Крик”, 1893, Национальная галерея, Осло).
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл “Фриз жизни”. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.
Творчество Мунка очень самобытно. Его считают пионером экспрессионизма, но при этом в его работах можно усмотреть и символизм,и декоративность модерна,и стихийную динамику фовизма. А фразу:«Я пишу не то, что вижу, а то, что увидел», позже подхватил вождь будущих сюрреалистов Андре Бретон.
Критика
На Осенней художественной выставке 1886 года Мунк представил картину «Больная девочка». В этой работе художник воплотил болезненный образ умирающей сестры Софи. Юная девушка с осунувшимся бледным лицом опирается на высоко поднятую подушку. Рядом с ней сидит женщина с опущенной головой, тетя художника Карен. Она сливается с темным фоном картины, символизирующим скорбь всего дома. Фигура девушки выделяется в этом полумраке, словно она — источник света.
Больная девочка, 1885—1886
Художнику позировала 11-летняя Бетти Нильсен. Она обратилась к отцу Эдварда за помощью, когда ее брат сломал ногу. Красивое взволнованное лицо и красные от слез глаза так восхитили Эдварда, что он попросил девочку стать натурщицей. Мунк написал полотно, проникнувшись философией Йегера и его призывом «писать свою жизнь». Для художника этот холст был личным. На нем юноша отразил воспоминания о болезни и смерти любимой сестры: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление — прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки».
Критики были возмущены работой 23-летнего молодого человека. Картину назвали «выкидышем», «намалеванным» этюдом, а Мунка обвинили в отсутствии техники и нежелании развиваться:
«Ради самого Мунка мне хочется, чтобы его картина ««Больная девочка»» была снята с выставки. Не потому, что она менее свидетельствует о его даровании, чем его предыдущие работы, но потому, что показывает его лень в области саморазвития. ««Больная девочка»» в ее теперешнем виде — это испорченный, наполовину уже стертый набросок. Это неудача»;
После шквала критики художник закрылся и последовал более консервативным направлениям. Он пишет портреты и пейзажи в стиле импрессионизма. Например, серию работ «комнат умирающего» и картину «Весна» 1889 года, в сюжете которой прослеживаются не только детские воспоминания о последних днях сестры, но и собственные ощущения живописца. В тот год художник тяжело болел.
Весна, 1889
В полотне сочетаются два направления. Большое количество деталей интерьера приближают его к реализму, а небрежность мазков — к импрессионизму. Как и в «Больной девочке», произведение с помощью цвета разделено на две части. Темные тона, олицетворяющие болезнь и смерть, постепенно перетекают в светлые. Градация цвета показывает переход от страданиям к белому небытию.
Снова Париж: поиски продолжаются и новый удар
Приехав в 1889 году во Францию, Мунк идёт учиться в мастерскую Бонна, известного портретиста. Тот нередко делал замечания по поводу применяемых учеником цветов, но в целом хвалил его. Кроме занятий, молодой ищущий художник посещал выставки, музеи, а после увиденного пробовал себя в разных направлениях, к примеру, как импрессионист и пуантилист.
В конце года получает из дома печальную новость – умер его отец. Хотя теплоты в отношениях давно не стало (отец ворчал по поводу влияния богемной жизни на сына и его дружбы со странными личностями), смерть родителя стала для Эдварда потрясением. К тому же он не смог с отцом попрощаться – письмо запоздало. В результате на него обрушивается депрессия: он обрывает все связи, бросает учёбу, замыкается, допуская к себе лишь одного человека (датчанина Эмануэля Голдштейна, поэта, ставшего другом).
В этот тяжёлый период происходит переосмысление всей жизни, и художник, отринув всё напускное, с его точки зрения, выводит на первый план истинные чувства реальных людей, которые «дышат и чувствуют, любят и страдают…» Результатом тягостных дум становится картина под названием «Ночь в Сен-Клу», произведение искусства замешивания красок на слезах.
История создания «Крика»
О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.
На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».
Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция
Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…
Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.
Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло
На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.
И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.
Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло
Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».
Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло
На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.
Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?
Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.
Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.
Биография Эдварда Мунка
Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача. Детство Эдварда было абсолютно безрадостным. В глубокой старости художник вспоминал: «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».
После окончания школы Мунк какое-то время учился на инженера, но порвал с этой идеей, движимый стремлением заниматься живописью. В 23 года он выставил на суд зрителей свою первую картину «Больной ребенок», вызвавшую бурю негодования и давшую критикам повод для упреков в пессимизме и натурализме.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.
Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать.
В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Библиография
- Арне Эггум, «Die Bedeutung von Munchs zwei Aufenthalten in Frankreich 1891 и 1892», в Sabine Schulze: Munch in Frankreich , Schirn-Kunsthalle, Франкфурт-на-Майне, в сотрудничестве с Musée d’Orsay и Musée Munch d ‘Oslo, Hatje , Штутгарт, 1992 ( ISBN 3-7757-0381-0 ) , стр. 123-125 .
- Арне Эггам, «Меланхолия», у Эдварда Мунка. Либе, Ангст, Тод , Кунстхалле Билефельд, Билефельд, 1980, без ISBN, стр. 131-132 .
- Райнхольд Хеллер, Эдвард Мунк. Leben und Werk , Prestel, Мюнхен, 1993 ( ISBN 3-7913-1301-0 ) , стр. 52-57 .
- Уве М. Шнеде, Эдвард Мунк. Die frühen Meisterwerke , Schirmer / Mosel, Мюнхен, 1988 ( ISBN 3-88814-277-6 ) , стр. 7-9 .
- Тон Скедсмо и Гвидо Магнагуаньо, «Меланхолия, 1891», Эдвард Мунк , Музей Фолькванг, Эссен, 1988, без ISBN, кат. 25.