Критический реализм оноре домье. проблема соотношения реалистического и гротескного в его работах

Примечания

  1. 12 L’Humanité (фр.) — 1999. — ISSN 0242-6870
  2. идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 12 Honoré Daumier
  4. 12Lavigne H. état civil d’artistes français (фр.) — Paris: 1881. — P. 162.
  5. Honoré Daumier (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  6. artist list of the National Museum of Sweden — 2020.
  7. Яковлева Т. Ю. Становление литературно-художественной журналистики Франции XIX века. Художественная критика Шарля Бодлера(неопр.) . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения 20 февраля 2020.
  8. Известный художник Оноре Домье, которого всегда осаждали посетители…
  9. Daumier’s Law (1992) — IMDb

Творчество

В 1830-х годах литографии Домье попали на глаза известному карикатуристу Шарлю Филиппону, возглавлявшему сатирический журнал «Карикатура». Он по достоинству оценил работы молодого художника, предложив ему сотрудничество.

В данный период биографии Оноре подписывал свои произведения псевдонимом Рожлен. В 1831 г. он стал автором карикатуры на короля Луи-Филиппа, известной как «Гаргантюа». В результате, через несколько месяцев он был задержан и отправлен за решетку, где пробыл около полугода.

Выйдя на свободу, Домье не изменил своим принципам, продолжив свою деятельность в том же ключе. Он создал цикл скульптур и шаржей буржуазных чиновников под названием – «Знаменитости золотой середины».

«Гаргантюа»

После этого, Оноре представил ряд литографий, в которых высмеивал пороки буржуазного правительства: жадность, корыстолюбие, глупость и т.д. Соотечественники ждали от него новых карикатур, не зная при этом истинное имя их автора.

Мастерство Домье по достоинству оценивали многие художники и писатели, среди которых Эжен Делакруа, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Шарль Бодлер и др. Власти, недовольные таким положением вещей, решили в 1835 г. закрыть журнал «Карикатура», вследствие чего Оноре пришлось искать другую работу.

Вскоре Домье устроился в издание Филиппона – «Шаривари». Тут, он на протяжении десятков лет издавал свои острые политические и социальные произведения. Мужчина имел свой фирменный почерк – создание циклов определенной тематики.

В период карьеры 1848-1871 гг. Оноре Домье стал автором более 4000 литографий и еще столько же рисунков, выполненных карандашом. Он имел репутацию одного из самых талантливых карикатуристов, обращавшимся к политическим и общественным проблемам, а также личной жизни известных французов.

В конце 1840-х годов Домье сосредоточился на живописи, сделав акцент на правдоподобных бытовых сценах. Персонажами на его полотнах выступали простые люди. Наиболее признанными картинами мастера считаются «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851), «Прачка» (1861) и «Шахматисты» (1867).

Кисти Оноре принадлежит больше 700 полотен, а также свыше 60 скульптур. До конца дней он писал свои картины, даже когда полностью потерял зрение. Интересен факт, что его гротескные и намеренно грубо выполненные работы, вызывали восторг у Мане и Дега. Есть версия, что именно Домье являлся первым импрессионистом.

Творчество живописца было весьма прохладно принято при его жизни, и только в 20-м веке оно получило признание. Сейчас его произведения хранятся в стенах разных музеев мира, включая Эрмитаж.

Мировая художественная культура

17.2. История и реальность в творчестве О. Домье

Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня) французский художник Оноре Домье (1808—1879), будучи человеком, ненавидящим всяческое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Известная литография «Улица Транснонен» (1834) была воспринята современниками как протест против террора и кровопролития, наступивших после Июльской революции.

Исторической основой этого произведения послужили события апреля 1834 г., связанные с разгоном политической демонстрации правительственными войсками. Из дома №12 по улице Транснонен из какого-то окна, прикрытого жалюзи, выстрелили в солдат, разгонявших демонстрацию. В ответ на это солдаты ворвались в дом и убили всех жильцов.

О. Домье. Улица Транснонен. 1834 г. Литография. Британский музей, Лондон

Вот как описывал это произведение автор одной из лучших книг о художнике М. Ю. Герман:

«Тусклые лучи дневного света падают в маленькую полутёмную комнату. Они бесстрастно освещают картину чудовищного разгрома. На пол свисают простыни с развороченной постели. Воздев к небу скрюченный подлокотник, свалилось набок старое кресло. В холодном свете наступающего дня видна фигура упавшего навзничь человека. На ночной рубахе пятна засохшей крови… Человек мёртв. На лице его сохранилось выражение муки и гнева. Он упал прямо на тельце своего ребёнка, смешав свою кровь с его кровью.

Как, должно быть, страшны были последние минуты жизни этого человека, когда в темноте, даже не видя своих врагов, он голыми руками дрался с солдатами, чьи штыки уже были в крови его родных! Рядом на полу видна голова мёртвого старика. Лицо его застыло и заострилось, редкие седые волосы рассыпались по полу. В глубине комнаты — едва различимый в полумраке труп женщины. Время остановилось. Всё тихо и неподвижно. Тёмные зловещие пятна высыхают на полу.

Но Домье не хотел изображать мучеников. Упавший на пол у своей постели человек был бойцом. Пусть он погиб не на баррикадах и не с оружием в руках, но он боролся из последних сил, до последнего вздоха. И потому, даже рисуя его мёртвым, в одной рубахе и ночном колпаке, Домье не сделал его жалким. Напротив, этот нелепый ночной наряд подчеркнул мускулистое тело, размах плеч. Именно бойца Оноре поместил в центре рисунка и именно на него направил лучи света. Пусть этот образ, где слились воедино холодная неподвижность смерти и застывшее движение борьбы, станет главным в рисунке. Домье хотел, чтобы литография рождала не жалость, а гнев».

Именно так она и была воспринята современниками:

«Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Он сделал картину, которая, будучи лишь чёрно-белым рисунком на листе бумаги, не стала от этого ни менее значительной, ни менее долговечной. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на её виновниках».

Творчество

В 1830-х годах литографии Оноре увидел знаменитый французский карикатурист Шарль Филиппон, глава первого во Франции сатирического журнала «Карикатура» (Caricature), и пригласил к сотрудничеству.

Карикатура Оноре Домье на короля Луи-Филиппа

Домье подписывал свои журнальные работы псевдонимом Рожлен. В 1832 году он изобразил нового монарха Луи-Филиппа в карикатурном образе Гаргантюа, за что загремел в тюрьму на полгода, откуда вышел знаменитым и настроенным еще более революционно. В 1830-1832 годах Домье создал галерею скульптур и портретов-шаржей буржуазных политических деятелей под названием «Знаменитости золотой середины».

В 1834 жители Парижа увидели такие произведения-литографии, как «Законодательное чрево» (коллективный портрет Палаты депутатов), «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу».

Картина Оноре Домье «Законодательное чрево»

В них автором изобличаются порочные страсти правящей буржуазии – алчность, корысть, глупость, и воспевается героический образ рабочего-революционера (литографии «Свобода печати» и «Современный Галилей»).

Парижане ждали ярких политических и социальных работ Домье, чтобы насладиться новой порцией сатиры, нужной в то время, как никогда, но мало кто знал автора этих шедевров. Зато талант мастера ценили друзья, такие живописцы, как Жан-Франсуа Милле, Коро и Делакруа. А также писатели, в том числе Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Шарль Бодлер. Бальзак говорил, что в «Домье живет сам Микеланджело», а Бодлер писал, что «его рисунок красочен по своей природе».

Картина Оноре Домье «Прачки»

В 1835 году власти закрыли журнал «Карикатура», тогда Домье уходит в другое издание Филиппона — «Шаривари» (Charivari). Здесь художник еще почти 30 лет публикует свои острые работы. Фирменный почерк автора – создание тематических серий.

К примеру, серия «Древняя история» (1841–1843) высмеивала буржуазное искусство. В серии «Парижские типы» (1839–1840), «Добрые буржуа» (1846–1849), «Люди юстиции» (1845–1848) автор изобличает мещанское мышление, продажность чиновников, падение нравов.

Картина Оноре Домье «Вагон третьего класса»

После 1848 года художник меняет направление в изобразительном искусстве – переходит на живопись, работает маслом и акварелью. Меняется и жанровая направленность работ мастера: агрессивная карикатура уступает место реалистичным бытовым зарисовкам, не лишая их при этом глубокого социального смысла. Герои его картин — простые люди, герои современности: рабочие, трудяги, крестьяне (цикл «Прачки», картины «Вагон третьего класса», «Семья на баррикаде»).

Венцом живописного периода Домье по праву считается серия картин «Дон Кихот», в которой автор символично изобразил человека в условиях несовершенного общества и мира. Критики усматривают в этой экзистенциальной серии автобиографичные мотивы: одинокий рыцарь печального образа – это сам Оноре, а его ветряные мельницы – порочная государственная система.

Картина Оноре Домье «Дон Кихот»

К концу жизни из-за нужды он вновь обращается к жанру литографии, только теперь в фокусе внимания живописца военные темы. Последний шедевр Домье – цикл работ «Осада», посвященный Франко-Прусской войне (1870-1871).

Наследие Оноре Домье – это почти 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и 60 скульптур. Творчество художника не получило широкого признания при жизни и было оценено только в XX веке.

Картина Оноре Домье «Шахматисты»

Сегодня работы гения литографии находятся в крупнейших коллекциях мира – Метрополитен-музее в Нью-Йорке, музее Уолтерса в Балтиморе, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в мюнхенской Пинакотеке, российском Эрмитаже и других.

В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм «Закон Домье», в котором режиссер-мультипликатор Джефф Данбар использовал рисунки французского карикатуриста.

Биография

Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 году за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключён в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.

«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)

Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature

Шарля Филипона. Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем, едкой насмешки. Впоследствии сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале«Charivari» . Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).

За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.

Шахматисты. Между 1863 и 1867

Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851), «Прачка» (1861), «Шахматисты» (между 1863 и 1867). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.

Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства, и с точки зрения содержания. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Его рисунок — это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нём нет ничего от механических навыков художника, успевшего „набить себе руку“».

Был похоронен на кладбище Вальмондуа, позже перезахоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Домье Оноре Викторьен, французский график

Домье Оноре Викторьен (Daumier) (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. После Революции 1830 стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях («Силуэт». 1830-31, «Карикатюр», 1830-35, «Шаривари», 1833-60 и 1863-72). Домье вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранилось 36 бюстов), которые послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832-33). В 1832 за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был на полгода заключён в тюрьму. В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов — «Законодательное чрево»; «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»), героический образ рабочего-революционера («Свобода печати», «Современный Галилей»). Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя («Парижские типы», 1839-40; «Лучшие в жизни», 1843-46; «Добрые буржуа», 1846-49; серия «Карикатюрана», в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). Домье приветствовал Революцию 1848-49, разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политического проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Виртуозно сочетая богатейшую фантазию и точность наблюдения, Домье придавал публицистическую заострённость графическому языку, срывая с буржуа маску благопристойности, обнажая его бездушие и самодовольство. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость штриха, тонкость передачи психологических оттенков, света и воздуха. В живописи Домье связан с романтизмом; острая характерность образов сочетается со смелой обобщённостью письма и цветовой экспрессией, мощью пластин, формы и светотеневых контрастов. В картинах Домье нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около 1848; «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага), сочувствие к простым людям, ощущение присущих им внутренней силы и духовной красоты («Прачка», около 1859-60, Лувр; «Вагон 3-го класса», около 1862-63, Метрополитен-музей). Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).

Лит.: Н. В. Яворская, О. Домье, Л., 1935; А. Н. Замятина, О. Домье, М., 1954; Н. Калитина, О. Домье, М., 1955; Р. Эсколье, О. Домье, пер. с франц., М., 1978; Р. Пассерон, Домье, пер. с франц., М., 1984; Н. Daumier und die ungelцsten Probleme der bьrgerlichen Gesellschafl, В., ; Saint Guilhem F., Schrenk K., H. Daumier, l’oeuvre lithographique, t. 1-2, P., 1978.

Литература

  • Калитина Н. Н. Домье. М., Искусство, 1955.
  • Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
  • Прокопьева С. И. Образ зрителя в театральных сценах Домье // Материалы XI научной конференции в память проф. М. В. Доброклонского. СПб., 1998.
  • Рыков А.В. Общество спектакля. «Драма» Оноре Домье // Studia Culturae. 2020. Вып. 4 (38). С. 62-69
  • Тугендхольд Я. А. Предвестник: Оноре Домье // Художественная культура Запада. — Москва : Государственное издательство, 1928.
  • Щербакова Н. Оноре Домье: от политической карикатуры к маске // Искусствознание. 2014, № 3-4. С. 184—199.
  • Яворская Н. В. Оноре Домье. — Л.: Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1935 (Художественное наследие. Западноевропейское искусство). — 156 с.: 46 ил.
  • Harper Paula. Daumier Clowns: Les Saltimbanques et les Parades. New York-London, 1981.
  • Childs E. C. Daumier and Exotocism. Satirising the French and the Foreign. New York, Peter Lang Publishing Inc., 2004.

Биография

Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 году за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключён в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.

«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)

Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature

Шарля Филипона. Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем, едкой насмешки. Впоследствии сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале«Charivari» . Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).

За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.

Шахматисты. Между 1863 и 1867

Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851), «Прачка» (1861), «Шахматисты» (между 1863 и 1867). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.

Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства, и с точки зрения содержания. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Его рисунок — это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нём нет ничего от механических навыков художника, успевшего „набить себе руку“».

Был похоронен на кладбище Вальмондуа, позже перезахоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Литература

  • Калитина Н. Н. Домье. М., Искусство, 1955.
  • Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
  • Прокопьева С. И. Образ зрителя в театральных сценах Домье // Материалы XI научной конференции в память проф. М. В. Доброклонского. СПб., 1998.
  • Рыков А.В. Общество спектакля. «Драма» Оноре Домье // Studia Culturae. 2020. Вып. 4 (38). С. 62-69
  • Тугендхольд Я. А. Предвестник: Оноре Домье // Художественная культура Запада. — Москва : Государственное издательство, 1928.
  • Щербакова Н. Оноре Домье: от политической карикатуры к маске // Искусствознание. 2014, № 3-4. С. 184—199.
  • Яворская Н. В. Оноре Домье. — Л.: Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1935 (Художественное наследие. Западноевропейское искусство). — 156 с.: 46 ил.
  • Harper Paula. Daumier Clowns: Les Saltimbanques et les Parades. New York-London, 1981.
  • Childs E. C. Daumier and Exotocism. Satirising the French and the Foreign. New York, Peter Lang Publishing Inc., 2004.

Оноре Домье — великий французский художник-график

Оноре Викторен Домье (фр. Honoré Victorin Daumier; 26 февраля 1808—10 февраля 1879) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.

Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 г. за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключен в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.

Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона. Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем едкой насмешки. Сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале «Charivari». Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).

За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны. Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851) и «Прачка» (1861), «Шахматисты» (между 1863 и 1867). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.

Живопись Домье поразительна по тонкости и свободе исполнения. Она глубока без подчеркнутой многозначительности и философична без рассудочности. Домье не занимали сложные сюжеты, его композиции просты и лаконичны — одна-две фигуры, головы крупным планом, силуэт на фоне темнеющего неба. Но эти головы — «Семья на баррикадах», силуэт — дрезденская «Прачка», фигуры — «Дон Кихот и Санчо Панса» — признанные шедевры мировой живописи. Кажется, что между живописью Домье и его графикой нет ничего общего. Домье-график — это борец, трибун, язвительный сатирик. Домье-живописец — мудрец и созерцатель, немного грустный и полный суровой доброты. Должно быть, Домье чувствовал себя немного Дон Кихотом — недаром он с такой нежностью писал Рыцаря Печального образа. Во всяком случае, он продолжал бороться, даже когда знал, что борьба безнадежна. Его последние литографии «Осада Парижа» — трагическое свидетельство этой безнадежной борьбы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: