Сочинение образ санчо панса в романе дон кихот

3 глава

Сколько глав в Дон Кихоте, столько неприятностей ожидает главного героя, который продолжает свое путешествие в раздумьях, какого человека избрать оруженосцем. В дороге он совершает первый поступок, который сам считает подвигом. Наткнувшись на крестьянина, наказывающего маленького пастушка, пугает его копьем и заставляет дать слово, что тот не станет больше избивать ребенка и будет платить ему за работу. Однако, стоило рыцарю удалиться, крестьянин отделал мальчишку еще сильнее.

Дальше путешественник встречает купцов. Приняв их за рыцарей, романтически настроенный герой вызывает их на поединок за честь своей прекрасной дамы. Не успев вступить в бой, он вываливается из седла и получает взбучку от одного из слуг купцов. Потерпев поражение, с трудом добирается домой, окончательно убедив слуг в том, что от книг одни напасти и нужно сжечь их от греха подальше.

Сравнение с Дон Кихотом

Оруженосец главного действующего лица является в некотором смысле его двойником, несмотря на явную разницу в характерах. Недаром оба сразу нашли общий язык и на протяжении всего путешествия даже подружились. Дело в том, что у обоих можно найти немало общих черт. В первую очередь это касается их безграничной доверчивости. Ведь точно так же, как и Дон Кихот, простодушен и бесхитростен Санчо Панса.

Характеристика героя доказывает, что в этом отношении он очень похож на господина. Например, он сразу поверил в возможность своего губернаторства и на протяжении их путешествия ни разу в этом не усомнился. Несмотря на то что он часто подвергал сомнению слова спутника и даже не раз его обманывал, сам Санчо, тем не менее, с легкостью допустил возможность, что однажды ему суждено стать правителем. Вместе с тем для него важнее всего его собственный комфорт, о чем говорит его следующее высказывание: «А теперь накормите меня или же отберите губернаторство».

Удивительнее всего, что его желание действительно сбылось: однажды герцог в самом деле назначил оруженосца руководителем острова. Панса многое заимствовал у Дон Кихота и реализовал эти навыки при своем управлении. Так, он был честен, справедлив, стараясь подражать своему господину. Особенно жители были поражены его изысканной манерой выражаться, что во многом можно объяснить не только его врожденным красноречием, но влиянием хозяина.

Описание героя

Санчо Панса – простой арендатор на землях, принадлежащих идальго Алонсо Кихана. До описываемых в романе событий он вёл простую и ничем не примечательную жизнь. У него жена и двое детей. Когда его хозяин повредился в уме на почве рыцарских романов и решил отправиться на поиски приключений, он предложил Пансе стать его оруженосцем.

У Санчо Пансы непримечательный облик:

  • невысокий рост;
  • солидное брюшко;
  • круглое лицо;
  • окладистая борода.

Наслушавшись речей своего безумного хозяина, Санчо мечтает стать значительным человеком и хочет, чтобы его жена каталась в позолоченной карете.

Он обладает следующими чертами характера:

  1. Хитрый оруженосец отличается практическим крестьянским умом. Он везде и во всём ищет легкую выгоду. Когда Дон Кихот интересуется, что он будет делать, когда станет властелином, тот спрашивает, можно ли продать своих подданных негров в рабство, а денежки присвоить.
  2. Он не пройдет мимо того, что плохо лежит, может прихватить чужую сбрую для своего осла и не расплатиться за обед в трактире. Угрызений совести он при этом не испытывает.
  3. Практичный крестьянин любит хорошо и обильно поесть, подольше поспать.
  4. К хозяину Панса относится с иронией, считая его беспочвенным мечтателем, хотя по наивности верит его бредням. Тем не менее он уважает его за образованность и благородство. Оруженосец пытается уберечь Дон Кихота от опасностей, открыть ему истинное положение вещей. При этом он иногда откровенно им манипулирует.

Развитие образа

Санчо Панса постепенно оставляет мечты о богатстве и высоком положении в обществе. Он искренне и бескорыстно привязывается к своему хозяину. Во второй части его характер значительно меняется. Он остается все тем же плутоватым крестьянином, но проникается философским гуманизмом своего хозяина. Теперь этот представитель простого народа воплощает в себе мудрость и человечность.

Особенно ярко качества Санчо Пансы проявляются, когда его забавы ради назначают «губернатором острова» и подвергают шуточным испытаниям. Наивный крестьянин немало терпит от насмешников. Доктор не даёт ему поесть и убирает все блюда, как «вредные» для здоровья. Бедный «губернатор» получает колотушки при мнимом нападении врагов.

Но под влиянием наставлений рыцаря Санчо обнаруживает качества выдающегося правителя. Он сразу не разрешает называть себя доном, как дворянина, говоря, что их развелось слишком много. На «губернаторстве» Санчо справедлив и бескорыстен. Особенно эти качества проявляются во время его знаменитых судов. Он с удивительной мудростью разрешает самые сложные споры. А речь Санчо, которую он произнёс, уходя с поста «губернатора» – настоящий нравственный триумф.

Сумасбродный рыцарь Печального Образа и простодушный Санчо являются носителями лучших человеческих качеств, присущих испанскому народу. Первый из них – выдающийся гуманист, второй – воплощение здравого смысла и народной мудрости.

2 глава

Отправившись в путешествие, герой считал, что стать рыцарем сможет только после того, как кто-нибудь его посвятит в этот чин. Он отправляется на поиски замка, владелец которого смог бы сделать его настоящим рыцарем, но добирается лишь до небольшого трактира. Здесь отважный герой сталкивается с первой проблемой он даже не подумал взять с собой деньги.

Трактирщик подкидывает ему идею запастись важными в дороге вещами деньгами, бельем. А еще у каждого рыцаря обязательно должен быть помощник оруженосец. Хозяин трактира помогает дворянину заработать, отправив охранять свои доспехи, сложенные во дворе. Тот отнесся к заданию чересчур ответственно, отгонял всех не только от доспехов, но и от корыта с водой для мулов.

В результате бедняга чудом избегает побоев камнями, зато получает желанное посвящение в рыцари от трактирщика.

5 глава

В своем странствии герои набредают на ветряные мельницы. Незадачливый Дон Кихот принимает их за великанов и бросается в бой. Ветер отбрасывает его в сторону, изломав копье в щепки. Наконечник оружия приходится надеть на палку, а путь продолжить только с помощью верного оруженосца.

В Дон Кихоте двух искателей приключений ждет новый подвиг при встрече с парой монахов и каретой. Иноков герой принимает за разбойников, взявших прекрасную даму в плен. Опрокинув их на землю, он получает отпор от слуг дамы и даже первое ранение. Милостиво пощадив их, господин рассказывает своему оруженосцу легенду о целительном бальзаме. Герои отправляются дальше, попутно разыскивая новый шлем вместо разрубленного.

Интересные факты

  • Мигель Сервантес планировал свою книгу как пародию, а сам герой Дон Кихот придумывался для высмеивания. Но именитый философ Фридрих Ницше отметил, что значение романа является самым горьким из всех за всю историю человечества.
  • Актер театра и кино Владимир Зельдин получил премию Советского Союза за главную роль в мюзикле «Человек из Ламанчи».
  • 25 июня 1994 года зрители увидели балет под названием «Дон Кихот, или Фантазии безумца». Либретто написал Борис Эйфман.
  • Хоть книга Мигеля де Сервантеса и стала мировым бестселлером, материальному положению автора можно было только посочувствовать.

Сочинения

Вначале произведения автор противопоставляет Дона Кихота и его слугу. Характеристика, которую дает автор Санчо Панса, отличает последнего от главного героя по внешности, уровню образования, положению в обществе. Но к концу произведения эти персонажи сближаются. Ответим, в чем же смысл появления в книге образа Санчо Панса.

Образ Санчо Панса

Дон Кихот имел первообраз, с которого Сервантес его описывал. Санчо Панса создавался автором, как собирательный образ человека из народа, испанского крестьянина. Простой хлебопашец, у которого есть семья: жена и двое детей, оставляет размеренную жизнь, отправляется в поход. Становится оруженосцем новоиспеченного рыцаря Дона Кихота Ламанчского. Надеется получить должность губернатора и титул графа. Мечтает, чтобы его жена каталась в позолоченной карете.

Образ Санчо Панса в романе «Дон Кихот» кратко можно описать так: крестьянин был внешне неказист. В отличие от высокого и худощавого хозяина, у низкорослого Санчо был большой живот и борода. Испанское слово «panza», созвучное фамилии персонажа, обозначает брюхо, подспудно описывая своего хозяина.

Крестьянин, отправившийся в путешествие на осле, забавен и добросердечен. Он надежный, верный слуга, который не подведет в любой ситуации, нужно ли нести оружие или «выезжать с посольством к высокопоставленным и важным сеньорам».

Характеристика Санчо Панса

Изначально читателю представляется, что образ Санчо Пансы является противоположностью личности дон Кихота. Краткая характеристика образа Санчо Панса демонстрирует, что при разительных отличиях оба героя имеют ряд похожих качеств.

У этих персонажей великие цели. Крестьянина-оруженосца привлекают материальные блага, он хочет стать влиятельным человеком. Дон Кихот же стремится прославиться в роли рыцаря, одержать множество побед, завоевать сердце прекрасной дамы.

Учителями крестьянина выступают не романы о рыцарских подвигах, которыми зачитывался его хозяин, а реальная жизнь, опыт. Его речь изобилует народными пословицами и поговорками. Практичный, хитроумный Санчо порой мог отговорить идальго от необдуманных «подвигов».

Верный слуга считал, что хозяин наивный безумец, но, одновременно, проявлял уважение к его образованию и начитанности. Под влиянием рыцаря Санчо становится рассудительнее. Шутливо назначенный в губернаторы острова правит благородно и честно. Его выступления красноречивы, он умно правит судом. Но самое интересное, что новому Санчо совершенно ясно, что высокая должность ему не по душе. Он был бы рад вернуться в деревню, заново пахать землю, сажать хлеб.

Люди, окружающие путников, считают их сумасшедшими, проделывая порой жестокие шутки над идальго и его слугой. Проныра и хитрец Санчо порой выглядит беспомощным перед насмешками общества. Он иногда также наивен, как и его хозяин.

Слуга на последних страницах книги искренне сожалеет о смерти своего хозяина, даже несмотря на то, что достиг своей цели и получил все-таки деньги. Санчо Панса — персонаж произведения, по сути второстепенный, заслужил право упоминаться наряду с главным героем, отважным рыцарем. Верность и преданность поставили его в один ряд с благородным по происхождению Дон Кихотом, вспоминая которого, мы неизменно вспоминаем Санчо Панса.

Как образ Христа отразился в мировой литературе?

Еще Блаженный Августин считал уподобление Христу целью христианской жизни и средством преодоления первородного греха. Если брать западную традицию, об этом писал святой Фома Кемпийский, из этого представления исходил святой Франциск Ассизский. Естественно, это отразилось и в литературе, например, в «Цветочках Франциска Ассизского», жизнеописании святого, столь ценимого, в том числе и Сервантесом.

Есть «Маленький принц» с героем, явившимся на землю ради спасения пусть не всех людей, но хотя бы одного человека (потому он и маленький). Есть удивительная пьеса Кая Мунка «Слово», недавно напечатанная в журнале «Иностранная литература», но давным-давно известная синефилам по гениальной экранизации Карла Теодора Дрейера. Есть роман Никаса Казандзакиса «Христа распинают вновь». Есть и тексты с довольно шокирующими образами — с традиционной религиозной точки зрения. Всё это свидетельствует о том, что евангельская история — одна из основ европейской культуры. И судя по новым и новым вариациям на темы евангельских образов (какие бы странные трансформации они не претерпевали), этот фундамент вполне крепок.

Судя по «Дон Кихоту», евангельские мотивы могут проявляться в литературе неявно, подспудно, даже незаметно для самого автора, просто в силу его естественной религиозности. Нужно понимать, что если бы автор XVII века вводил религиозные мотивы в текст намеренно, он бы куда заметнее их акцентировал. Литература того времени чаще всего открыто демонстрирует приемы, не скрывает их; так же мыслит и Сервантес. Соответственно, говоря о религиозных мотивах в романе, мы самостоятельно выстраиваем полную картину мировоззрения писателя, домысливаем то, что он обозначил лишь несколькими несмелыми штрихами. Роман это позволяет. И в этом тоже его подлинная современная жизнь.

19 глава

Ослабевший Дон Кихот возвращается в родной дом. Он болен и слаб, и наконец, понял, что не годиться в рыцари, кляча его старая и слабая, а доспехи и оружие убогие. За несколько дней до смерти он говорит, что все сделанное им было напрасно, а сам он служил посмешищем для окружающих. Преданный оруженосец плачет у постели господина, умоляя его жить и ни о чем не жалеть. В завещании идальго оставляет все свои владения племяннице, поставив лишь одно условие ее мужем должен стать рыцарь. Дон Алонсо тихо умирает в своей постели, а на могиле его остаются написанные Самсоном Карраско слова «Он удивлял мир своим безумием, но умер, как мудрец».

Краткий пересказ Сигель Де Сервантес Дон Кихот

«Дон Кихот» Сервантеса

Издевался ли Сервантес над своим героем?

Сервантес — человек рубежа XVI-XVII веков, а смех того времени довольно груб. Вспомним Рабле или комические сцены в трагедиях Шекспира. «Дон Кихот» задумывался как комическая книга, и она действительно представлялась комической современникам Сервантеса. Уже при жизни писателя его герои стали, например, персонажами испанских карнавалов. Героя бьют, а читатель смеется.

Предполагаемый портрет Сервантеса

Именно эту неизбежную грубость автора и его читателей не принимает Набоков, который в своей «Лекции о “Дон Кихоте”» возмущался тем, что Сервантес так беспощадно издевается над своим героем. Акцентирование трагического звучания и философской проблематики романа — целиком заслуга авторов XIX века, романтиков и реалистов. Их интерпретация романа Сервантеса сейчас уже заслонила изначальный замысел писателя. Ее комическая сторона оказывается для нас на втором плане. И тут большой вопрос: что более значимо для истории культуры — мысль самого писателя или то, что мы за ней видим? Дмитрий Мережковский, предвосхищая Набокова, писал о том, что сам писатель не очень понимал, что за шедевр он создал.

10 глава

Идальго возвращается домой. Отощавшего и измученного, его кладут в опочивальню. Санчо Панса, в свою очередь, приносит домой найденное золото, а заодно возвращает своего осла.

Излечить помещика от безумных идей вызывается заезжий студент Самсон Карраско. Но при этом он заявляет, что для излечения рыцарю снова нужно отправиться в путешествие. Вдохновленные ложью студента, Дон Кихот с оруженосцем снова оставляют поместье. Чтобы спровоцировать его, Карраско наряжается в рыцаря сам, нарядив соседа Фому оруженосцем. Самсон представляется Рыцарем Леса. Старый рыцарь неожиданно вышибает его из седла. Оскорбленный студент больше не хочет лечить старого дона теперь он вынашивает план мести.

«Подвиги» Дон Кихота

Герой наивно думает, что он сможет с помощью копья и меча восстановить в мире справедливость. Но «рыцарские подвиги» Дон Кихота — это, скорее всего, причуды героя, а не реальные подвиги.

Примеры «подвигов» героя: бой с ветряными мельницами (они казались ему великанами); «подвиг» в честь Дульсинеи Тобосской (преградил дорогу купцам и призвал признать эту даму самой прекрасной в мире); спас пастушка от побоев хозяина (но после ухода Дон Кихота мальчик был побит ещё больше); освободил каторжников (а они его забросали камнями); хотел изрубить львов (но те не вышли из клетки), после этого Дон Кихот стал себя называть Рыцарем Львов.

Добрые намерения Дон Кихота, совершающего эти «подвиги», не осуществляются, потому что он наивен, доверчив, не знает жизни, людей. Ни в одном из своих «подвигов» герою не удалось искоренить зло и несправедливость.

Все злополучные «подвиги» Дон Кихота — это пародия на рыцарские странствия в романах. Герой Сервантеса при любом столкновении следует феодальному принципу — все конфликты разрешать силой оружия. Поэтому каждый «подвиг» кончается для него тем, что он оказывается избитым или искалеченным в результате потасовки.

Биография

Дон Кихот — идальго, человек благородного происхождения. Санчо Панса жил на его землях и работал как простой крестьянин. В сравнении с Дон Кихотом Санчо представляет полный контраст даже в плане внешности. Это низенький упитанный человек, который в странствиях с Дон Кихотом разъезжал обыкновенно на осле по кличке Серый, в то время как худой и длинный Дон Кихот ездил на лошади по имени Росинант.


Дон Кихот и Санчо Панса

В этом имени сложно обыгрываются испанские слова rocin — «кляча», и ante — «прежде, впереди». Имя это, по мнению Дон Кихота, звучало благородно и призвано было пояснять, «что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире».

Характеры героев также диаметрально противоположны. Дон Кихот склонен к мечтаниям, выдумкам и миражам, Санчо же зачастую старается отговорить спутника от откровенных безрассудств.


Санчо Панса

Перед тем как отправиться в странствия, герой успел пожить в браке и обзавестись двумя детьми. Практичный и трезвомыслящий Санчо согласился сопровождать Дон Кихота в роли оруженосца не оттого, что попал под влияние идей безумного идальго, а потому что купился на щедрые обещания, которые тот дал — сделать Санчо губернатором острова и пожаловать герою графский титул. Санчо не строит иллюзий на счет своего господина и считает, что тот не в себе, однако относится к Дон Кихоту с почтением из-за того, что тот умен и образован.


Дон Кихот и Санчо Панса

Во второй части романа образ Санчо претерпевает некоторые изменения. Герой становится более рассудительным и умным. Санчо в самом деле назначают губернатором (в шутку) и герой показывает себя на этом «посту» с лучшей стороны, честно и толково управляет и изысканно выражается. А позже покидает пост по доброй воле, придя к выводу, что власть – не для него.

При этом герой проявляет и такие черты, как наивность и доверчивость, в то время как окружающие жестоко шутят над Санчо, считая героя таким же безумцем, как и Дон Кихот. В финале радость от того, что удалось-таки заработать денег, мешается у героя с искренним сожалением о смерти Дон Кихота.

Сочинение про Санчо Панса

Вторым по значимости персонажем легендарного романа «Дон Кихот» является Санчо Панса. По сути Санчо обыкновенный крестьянин, его жизнь ничем не примечательна, у него есть жена и дети. У Санчо очень практичный ум, он даже в малом всегда ищет для себя выгоду.

Честным его вряд ли назовешь: он с лёгкостью может не расплатиться в трактире и не испытывать никаких угрызений совести. Он из всего готов извлечь выгоду, она у него на первом месте. Также Санчо любитель обильного стола и хорошего, долгого сна. В общем, это обычный человек, выходец из народа и в первую очередь его тревожат дела насущные, обыденные.

Санчо Панса невысокого роста, с круглым лицом и таким же круглым брюшком, он везде путешествует на осле, при этом весь его внешний облик выглядит немного комично. Жизнь в деревне, среди простолюдинов, несомненно сказалась на его характере, он простой и даже, можно сказать, наивный.

Когда Санчо подвернулся случай послужить у Дон Кихота оруженосцем, он тут же ухватился за эту возможность. Он готов был идти куда угодно за своим господином, лишь бы добиться своих собственных целей. Например, он мечтал занять должность губернатора на острове, который они завоюют.

А вообще Санчо всегда стремился к богатству, чтобы обеспечить своих жену и детей. Занять какое-нибудь весомое место в обществе – ещё одно из стремлений Панса. Дон Кихот для него лишь ключик для осуществления своих целей.

Санчо Панса относится к своему хозяину с изрядной долей иронии, считая его мечтателем и где-то даже сумасшедшим и без труда им управляет.

Героев романа ожидают на пути много увлекательных приключений, которые они переживают вместе. Оруженосец, став свидетелем подвигов Дон Кихота, заражается его идеями и даже начинает находить между ними похожие качества: доброту, жажду справедливости.

Рыцарь и оруженосец становятся неразлучны, они помногу разговаривают и Санчо уже смотрит на своего хозяина другими глазами, он тоже начинает мечтать.

Впоследствии Санчо Панса начинает развиваться духовно. Это становится отчётливо видно, когда он становится губернатором. Он с умом и мудростью разрешает проблемы народа, показав себя справедливым правителем.

Личность Санчо разительно изменилась после знакомства с Дон Кихотом. Чем дальше читаешь роман, тем отношение к оруженосцу становится все лучше.

Характер

Этого героя принято считать антагонистом главного персонажа, так как он, кажется, совершенно лишен того мировосприятия, которое свойственно его хозяину. Санчо интересует в первую очередь материальная выгода, возможность разбогатеть. У него своя философия жизни, основанная на простой житейской мудрости. Недаром его речь изобилует народными цитатами, поговорками и пословицами. Обычный селянин, он воспринимает все происходящее сквозь призму своего особого, крестьянского сознания. Он старается всему найти практическое объяснение, он не склонен вдаваться в отвлеченные рассуждения, как его спутник. Таким образом, на первый взгляд может показаться, что главному герою противостоит Санчо Панса. Характеристика данного персонажа, однако, показывает, что это не совсем так.

Сюжет и герои романа

Главным героем романа Сервантес делает бедного идальго (мелкий дворянин, рыцарь в средневековой Испании) Алонсо Кихана. Мужчине уже около 50, а он проводит все свободное время за чтением рыцарских романов. Рыцарский мир из посредственных произведений настолько сильно проник в его голову, что довел Алонсо до помешательства. Он решил стать странствующим рыцарем, сменил имя, выбрал дому сердца, крестьянку из села по соседству, взял в компанию оруженосца и отправился на поиски приключений, благо что они ему мерещились повсюду, так же как сказочные принцессы, великаны и чудовища.

Символично: всё, что окружает дона, звучит и выглядит смешно: Дульсинея Тобосская в испанской игре слов звучит так же грациозно, как «принцесса Дунька Тобольская». Санчо Панса, кругленький мужичок, – весьма расторопный оруженосец, а его брюхо («Панса» и означает «брюхо»), едва ли может увезти осел. Конь дона, Росинант, переводится как «вчерашняя кляча». Рыцарские латы дону вполне заменяют помятые тазы.

Приключения следую одно за другим – то Дон Кихот спасает прекрасных дам, которые при ближайшем рассмотрении оказываются либо свиньями, либо проститутками, то кидается на ветряные мельницы, приняв их за великанов, то гоняется за призраками. Племянники и слуги дона разыскивают его повсюду и то и дело возвращают домой, как ребенка, отощавшего, израненного, усталого. Заколачивают его библиотеку, подозревая, что дядя сошел с ума от бесконечного чтения историй про рыцарей, но все тщетно.

В финале романа он будто бы прозревает, видит, каким никчемным и пустым было его времяпрепровождение, завещает племяннице никогда не выходить замуж за рыцаря и умирает.

Исследователи подсчитали, что в романе обрисовано 669 персонажей – создана галерея образов, составлен полный социальный срез общества из знати, дворян, богачей, крестьян, пастухов, монахов, попрошаек, воров, мошенников.

Дон Кихот, по сравнению со всеми этими лицами демонстрирует поразительное благородство, человеколюбие, верность рыцарским принципам – и это притом, что он сумасшедший. Дон Кихот становится символом эпохи, где всё из лучших побуждений и внешне красиво, а внутри пусто, направлено на достижение добра и не находи цели – таково понятие типичного донкихотства.

Типичен и образ Санчо Пансы, который после выхода романа становится символом настоящего крестьянина – хитрого, юморного, остроумного, но в то же время – добряка и простака. Тощей фигуре своего дона круглый Панса противостоит так же, так противостоит его житейская мудрость абсолютному безумию своего господина.

Образ Санчо Панса

Рядом с тощим и длинным Дон Кихотом, восседающим на Россинанте, трусит на своем осле приземистый и кругленький оруженосец Санчо Панса. Образ его тоже претерпевает в романе известную эволюцию.

Санчо вступает в роман со следующей характеристикой: «Это был человек добропорядочный (если только подобное определение применимо к людям, которые не могут похвастаться порядочным количеством всякого добра), однако ж мозги у него были сильно набекрень». Санчо наивен и придурковат, он единственный, кто верит бредням Дон Кихота. В нем сказалась ограниченность деревенской жизни. Он не лишен некоторого плутовства и не прочь не заплатить в трактире или воспользоваться чужой сбруей для своего осла. Иногда он высказывает прямо корыстные мысли — так, Санчо считает, что если его подданными будут негры, он сможет их попросту продавать.

Санчо Панса отчасти понимает, что его хозяин сумасшедший. Он довольно ловко использует доверчивость Дон Кихота. Трезвый и не лишенный практической сметки, он часто торжествует над ним. Когда Дон Кихот хочет пуститься ночью в опасную авантюру, Санчо Панса связывает ноги Росинанту и объявляет, что волшебники заколдовали его. Или же он выдает проезжающих мимо крестьянок за Дульцинею и ее прислужницу.

На все приключения он долгое время смотрит с точки зрения собственной выгоды. Однако по мере развития романа происходит эволюция и Санчо Пансы. Во второй части романа он вырастает в фигуру, полную глубокого благородства.

Санчо все время говорит о жалованьи, постоянно разглагольствует о том, сколько ему полагается получить. Но по сути он человек бескорыстный. Все эти разговоры кончаются тем, что он примиряется с Дон Кихотом и без всяких условий следует за ним. Из всех своих предприятий он извлекает, говоря словами Гейне, только пуф.

В Санчо Пансе заложены своеобразные достоинства — в нем есть здоровое народное начало. Он — носитель народной мудрости. Под влиянием Дон Кихота Санчо Панса нравственно развивается, духовно растет. Эта духовная и нравственная стойкость героя выражается прежде всего в том, что он не оставляет своего господина, бескорыстно повсюду следует за ним.

Характер Санчо Пансы наиболее полно раскрывается в эпизоде с его губернаторством. Вняв советам рыцаря-гуманиста, губернатор-крестьянин правит лучше герцога. Он проявляет самообладание, мудрость и бескорыстие. Над Санчо Пансой издеваются. Под предлогом, что его могут отравить, ему не дают есть; его зажимают щитами и топчут ногами во время воображаемой битвы. Но он делает свое дело. Он разгадывает многочисленные загадки, мудро и справедливо решает сложные дела. Во всей литературе европейского Возрождения мы не встречаем такого апофеоза крестьянина, мудрости и справедливости человека из народа.

Странствующий рыцарь

Настоящее имя Дон Кихота — Алонсо Кихано. Он назвал себя Дон Кихотом Ламанчским, так как жил в местечке Ламанча. К его рыцарскому имени позднее добавляется прозвище Рыцарь печального образа.

Своего тощего коня Дон Кихот назвал Россинантом. Прекрасной дамой сердца у него стала скотница из соседней деревни, которую фантазия героя превратила в Дульсинею Тобосскую.

Образ безумного рыцаря уравновешивается поведением его слуги — Санчо Панса.  Верный оруженосец искренне восхищен своим господином, он думает, что тот не может поступать иначе. Слуга видит, что его хозяин настоящий альтруист, ему ничего не нужно от других, в нём нет алчности.

Дон Кихот честно стремится к тому, чтобы стать идеальным рыцарем в его понимании, он хочет стать таким же храбрым и мужественным героем, о каких читал в романах. Но он совсем не учитывает влияние среды, которая его окружает. Дон Кихот и подумать не может, что все эти произведения о великих рыцарях всего лишь выдумка.

Больше всего главный герой романа Сервантеса хочет, чтобы везде торжествовала справедливость, а он мог дарить добро людям. Но, как известно, «один в поле не воин». Романтичный Дон Кихот в одиночку не может изменить совсем ничего, хотя готов для восстановления справедливости жертвовать всем, даже своей жизнью. В рамках его идеологии он герой, в рамках реальности — чудак, дерущийся с ветряными мельницами.

Сравнительная характеристика

Санчо Панса и его хозяин коренным образом отличаются друг от друга. Но в то же время у них немало общих черт. Сравнение персонажей приведено в таблице:

  Дон Кихот Его оруженосец
Происхождение Состоятельный землевладелец. Простой крестьянин.
Внешность Высокий, худой. Маленький, толстый.
Речь Книжная, полная цитат и высказываний. Простонародная, изобилующая пословицами и поговорками.
Черты характера Фантазерство, оторванность от жизни. Практичность, плутоватость.
Отношение к жизни Мечты о возрождении рыцарства, желание вернуть прошлое. Трезвые оценки происходящего. Санчо весь в настоящем, постоянно ищет, чем можно поживиться.

В первой части романа Санчо предстаёт как плутоватый оруженосец, болтун и обжора. Даже его фамилия «Панса» в переводе означает «брюхо».

Подобный персонаж часто встречается в героическом французском эпосе. Но Сервантес написал образ Санчо Пансы с глубоким реализмом, сделал его необходимым для общего замысла произведения.

Рыцарь Печального Образа и его оруженосец дополняют друг друга. Оба они находятся во власти фантазий, оба коренным образом меняют свою жизнь, отрываются от своей семьи и отправляются на поиски удачи.

В своих путешествиях Дон Кихот и Панса быстро находят общий язык. Образованный хозяин, философ и гуманист, и его неграмотный слуга добры, отзывчивы, человечны, чисты сердцем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: