Оноре Домье — Семья на баррикаде, 92×73 см: Описание произведения

Недокументированные даты

Картина Тема Заголовок Датировано Технический Габаритные размеры Место сохранения Справка
Жанровая сцена Мария Магдалина частная коллекция
Жанровая сцена Коллекционеры печати 25 × 33  см Тулуза , Фонд Бемберга
Портрет Чтение монаха масло на дереве 21 × 16  см Музей Мармоттана , Париж
Портрет Голова мужчины масло на дереве 14 × 14  см Музей Мармоттана , Париж
Религиозный Христос и его ученики масло на холсте 65 × 81  см Рейксмузеум , Амстердам
Жанровая сцена Street Singer масло на холсте 37 × 46  см Частная коллекция, Распродажа 2015
Жанровая сцена Зал потерянных шагов в Дворце правосудия масло на панели 22 × 28  см Частная коллекция, Распродажа 2011 г.
Жанровая сцена Две фигуры в мастерской художника Частная коллекция, Распродажа 2014 г.
Жанровая сцена Бюст портрет бородатого мужчины недатированный масло на холсте 42 × 32  см Государственная галерея , Штутгарт
Жанровая сцена Тюремный хор масло на холсте 50 × 61  см Художественный музей Уолтерса , Балтимор

Детство и юность

Будущий художник родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец перевез семью в Париж, надеясь, что там его ремесло заимеет больший спрос. При этом рассчитывал, что сынишка будет помогать ему. Но тот не проявлял никакого интереса к стекольному делу.

Художник Оноре Домье

Он рос настоящим разгильдяем, любимым занятием мальчишки было наблюдать за жизнью парижских улочек: вон там в подворотне стирают прачки, а на углу торгуются проститутки, булочник разгружает тележку ароматных круассанов…

Вокруг юного Оноре кипела разнообразная и интересная жизнь, которую так хотелось запечатлеть во всей красоте момента. Если бы он мог создавать такие рисунки, какие видел в альбомах из книжной лавки! Но мальчик лишь изображал шаржи на соседских мальчишек, углем на оберточной бумаге.

Оноре Домье

Успев поработать и помощником адвоката, и приказчиком в книжной лавке, парнишка в 14 лет, наконец, осуществил давнюю мечту — стал брать уроки живописи и скульптуры. Вскоре познакомился в галерее «Пале Рояль» с известными художниками тех времен Камилем Коро, Эженом Делакруа, Жаном Гранвилем, начал работать в мастерской живописца Эжена Бурдена. В 1828 году Оноре увлекся новой техникой изображения – литографией. В этом жанре выполняет свои первые работы, которые приносят ему долгожданный заработок.

Домье Оноре

Оноре Домье (1808-1879) -французский художник.

«Влияние творчества Домье на прогрессивное искусство современного мира очень велико. Это естественно, так как творчество Домье — непревзойденный образец революционного порыва, обличающей силы, проницательного бытописания, демократического гуманизма — народности.»
Б. Кибрик, народный художник СССР

 Любитель эстампов.

Эмигранты.

Купающиеся девочки.

Поющая пара.

Санчо и Дон Кихот.

Паяцы на отдыхе.

Воры и осёл.

Мир, который он создал

Домье наконец увидел свою картину.

Несколько раз он проходил мимо, не замечая ее: так высоко поместили полотно. Маленькая, она казалась ему жалкой, примостившись около огромной рамы, обрамлявшей портрет генерала на коне, в бенгальском огне и дыму. Справа прижал ее колоссальный холст с тщательно выписанными фигурами вельмож; к раме, напоминавшей позолоченный саркофаг, была прибита полированная доска с выгравированными именами всех персонажей. «Бедная моя прачка,— подумал Домье,— даже здесь, в храме искусства, тебе так же тяжело, как в жизни».

…Нечему было радоваться: ему уже за 50, журналы отказываются его печатать; ему ставят в вину отсутствие юмора. А какой же юмор, если художнику грозит нищета! С устрашающей быстротой растут долги, мелкие и тем более неприятные.

Домье почти забыт; одни друзья умерли, другие отвернулись от него.

Но пусть будет продана последняя рубашка — никто не может разрушить тот мир, который он создал, мир, где живут сотни сотворенных им образов. Огромный мир, возникший в произведениях Домье, недаром сравнивают с «Человеческой комедией» Бальзака.

Тысячи литографий, десятки скульптур, а позднее сотни полотен и акварелей — вот итоги титанического труда художника. Нужда все время ходила за ним по пятам. Она требовала ежедневной каторжной работы. Домье любил иногда говорить друзьям: «Тачку тащить нелегко».

Чем глубже изучаешь жизнь и творчество этого замечательного человека и художника, тем яснее перед нами встает Домье, умевший ненавидеть все пошлое и жестокое, любить чистое и светлое.

Особое место в живописи Домье занимает тема революции. В картинах «Восстание», «Семья на баррикадах» художник с необычайной мощью рисует образ восставшего народа.

Восстание.   Ок. 1848 года.

Этого можно отпустить на свободу, он уже не опасен.

Грипп в Париже.   1889 год.  Карикатура.

В конце XIX века больные гриппом ещё вызывали усмешку.

Ужасная эпидемия «испанки» в 1918 году, когда погибло 20 млн. человек, заствыило относиться к этой болезни серьёзно

Дон Кихот.

Дон Кихот.

Когда свершилось одно из самых гнусных злодеяний июльской монархии — убийство на улице Транснонен, где были расстреляны и заколоты ни в чем не повинные дети, женщины, старики, Домье создает небывалый еще в истории французской графики лист «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года».

Это был, по существу, репортаж. Именно репортаж — суровый отчет, гневно зафиксировавший событие.

Этот репортаж принадлежит вечности, ибо нет той силы, которая сможет уничтожить в памяти людей бессмертные офорты Гойи, картины якобинца Давида и листы гражданина Домье.

Игорь Долгополов, заслуженный деятель искусств РСФСР

Рубрика: АРХИВ САЙТА «ЗАПИСКИ О ХУДОЖНИКАХ

Биография и творчество Оноре Домье

28.01.2016 08:00

Оноре Домье появился на свет двадцать шестого февраля 1808 года и вырос в семье стекольщика, которого боялись даже короли.

В девятнадцатом веке Оноре даже не мог надеяться на успешную карьеру художника, но три революции изменили устрой жизни французов и расставили все на свои места. Париж – это город, который любит удачливых и сильных людей, поэтому только уверенные в себе личности могли чего-то достичь в жизни. Когда семья будущего художника переехала во Францию, ему было восемь лет.

Будучи маленьким и несмышленым мальчишкой из провинции Оноре стал воровать булочки, дразнить проституток в подворотне и совершенно не думал об учебе. Отец забеспокоился и серьезно принялся за своего отпрыска. Он хотел, чтобы его сын так же, как и он стал стекольщиком, но у Оноре были другие планы. К тому же мальчик учился плохо, и новые умения давались ему с трудом.

Благодаря тому, что отец Домье вставлял новые окна в адвокатской конторе, ему удалось пристроить своего сына посыльным адвоката. Шустрый мальчик быстро и хорошо справлялся со своей работой, поэтому у него даже оставалось время для изучения работ итальянских художников. Недолго Оноре проработал у адвоката, который не стал терпеть выходки молодого таланта и выгнал его.

Домье не горевал и сразу же принялся за новую работу – он стал приказчиком в книжной лавке. Будущий карикатурист с детства любил рисовать шаржи на всех, кто ему нравился или не нравился. Иногда за свой талант реалистично изображать людей в юмористической манере Оноре получал от старших мальчишек. Характер молодого парня нельзя назвать образцовым, так как Домье был немного нагловат и любил общаться, благодаря чему быстро нашел себе друзей среди известных парижских художников.

Он стал близким другом таких выдающихся личностей, как Делакруа, Гранвиль и Коро. По словам знаменитого писателя Оноре де Бальзака, в Домье живет настоящий Микеланджело. Творческой стихией Домье стали рисунки, литография и гравюры, но живописцем он так и не стал. Но любимым жанром до конца жизни оставались карикатуры, за что он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения, когда нарисовал карикатуру на короля.

После выхода из тюрьмы Оноре становится счастливым и успешным человеком, которого приглашают работать во все сатирические печатные издания. Оноре Домье стал любимчиком публики, которая восхищалась его рисунками, вызывающими смех, радость и веселье.

Также художника знали и выдающиеся личности, которые уважали его за огромный талант. Примечательно, что свои карикатуры Домье не подписывал, так как в этом не было необходимости: создавать такие шедевры мог только он. Дело в то, что революционная пара – это самое лучшее и подходящее время для карикатуристов. Именно в это время творил Оноре Домье, который ушел из жизни десятого февраля 1879 года.

В последние годы своей жизни художник был одинок и еще плюс ко всему стал слепым. Лучшие друзья наняли для него сиделку.

Вагон третьего класса, 1863-1865:

Ноша (Прачка), 1850-1853:

Республика и чиновники, 1848:

Детство и юность

Будущий художник родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец перевез семью в Париж, надеясь, что там его ремесло заимеет больший спрос. При этом рассчитывал, что сынишка будет помогать ему. Но тот не проявлял никакого интереса к стекольному делу.

Художник Оноре Домье

Он рос настоящим разгильдяем, любимым занятием мальчишки было наблюдать за жизнью парижских улочек: вон там в подворотне стирают прачки, а на углу торгуются проститутки, булочник разгружает тележку ароматных круассанов…

Вокруг юного Оноре кипела разнообразная и интересная жизнь, которую так хотелось запечатлеть во всей красоте момента. Если бы он мог создавать такие рисунки, какие видел в альбомах из книжной лавки! Но мальчик лишь изображал шаржи на соседских мальчишек, углем на оберточной бумаге.

Оноре Домье

Успев поработать и помощником адвоката, и приказчиком в книжной лавке, парнишка в 14 лет, наконец, осуществил давнюю мечту — стал брать уроки живописи и скульптуры. Вскоре познакомился в галерее «Пале Рояль» с известными художниками тех времен Камилем Коро, Эженом Делакруа, Жаном Гранвилем, начал работать в мастерской живописца Эжена Бурдена. В 1828 году Оноре увлекся новой техникой изображения – литографией. В этом жанре выполняет свои первые работы, которые приносят ему долгожданный заработок.

Конец карьеры

Картина Тема Заголовок Датировано Технический Габаритные размеры Место сохранения Справка
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса 1865 г. о бумага на холсте, масло 37 × 33  см Staatliche Kunsthalle Karlsruhe
Литературный Дон Кихот и мертвый мул 1864 г. после масло на дереве 25 × 46  см Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса отдыхают под деревом 1864-1866 гг. масло на дереве 42 × 38  см Музей Ордрупгаард в Копенгагене
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса в горах 1865-1870 гг. масло на панели 30 × 45  см Музей Оскара Рейнхарта «Ам Рёмерхольц» , Винтертур
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса 1866-1868 гг. масло на холсте 78 × 102  см Старая национальная галерея , Берлин
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса 1866-1868 гг. масло на холсте 41 × 33  см Музей Хаммера , Лос-Анджелес
Литературный Дон Кихот и мертвый мул 1867 г. масло на холсте 132 × 54  см Национальная галерея Виктории , Мельбурн
Литературный Чтение Дон Кихота 1865-1867 масло на холсте 82 × 65  см Кардиффский национальный музей
Литературный Дон Кихот за чтением 1867 г. о масло на дереве 33 × 26  см Национальная галерея Виктории , Мельбурн
Жанровая сцена Художник у гроба 1867 г. о масло на дереве 26 × 34  см Реймсский музей изящных искусств
Литературный Дон Кихот 1868 г. о масло на холсте 52 × 33  см Новая пинакотека , Мюнхен
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса незаконченный 1868–1872 гг. масло на холсте 100 × 81  см Институт Курто , Лондон
Жанровая сцена Еда в деревне 1868 г. масло на панели 26 × 34  см Кардиффский национальный музей
История В беглецы 1868 г. о 38 × 68  см Институт искусств Миннеаполиса
Жанровая сцена Экономия Частное собрание, Аукцион 2005 г.
Жанровая сцена Экономия 1868–1872 гг. масло на холсте 34 × 28  см Гамбург Кунстхалле
Жанровая сцена Трубадур 1868–1873 гг. масло на холсте 84 × 57  см Кливлендский художественный музей
Портрет Художник перед своей картиной 1870 г. о масло на панели 11 × 8  см Фонд Барнса , Филадельфия
Жанровая сцена цех 1870 г. о масло на холсте 41 × 32  см Центр Гетти , Лос-Анджелес
Жанровая сцена Голова Дон Кихота 1870 г. о масло на панели 32 × 25  см Музей Крёллер-Мюллер , Оттерло
Жанровая сцена Коллекционеры гравюр 1870 г. о масло 41 × 33  см Гентский музей изящных искусств
Жанровая сцена Художник за мольбертом 1870 г. о масло на панели 34 × 26  см Коллекция Филлипса , Вашингтон
Жанровая сцена Сальтимбанки в покое 1870 г. масло на холсте 55 × 65  см Музей Нортона Саймона , Пасадена
Жанровая сцена Два скульптора 1870-1873 гг. масло на дереве 27 × 36  см Коллекция Филлипса , Вашингтон
Жанровая сцена Пьеро с мандолиной 1873 г. о масло на дереве 35 × 27  см Музей Оскара Рейнхарта , Винтертур
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: