Недокументированные даты
Картина | Тема | Заголовок | Датировано | Технический | Габаритные размеры | Место сохранения | Справка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Жанровая сцена | Мария Магдалина | частная коллекция | |||||
Жанровая сцена | Коллекционеры печати | 25 × 33 см | Тулуза , Фонд Бемберга | ||||
Портрет | Чтение монаха | масло на дереве | 21 × 16 см | Музей Мармоттана , Париж | |||
Портрет | Голова мужчины | масло на дереве | 14 × 14 см | Музей Мармоттана , Париж | |||
Религиозный | Христос и его ученики | масло на холсте | 65 × 81 см | Рейксмузеум , Амстердам | |||
Жанровая сцена | Street Singer | масло на холсте | 37 × 46 см | Частная коллекция, Распродажа 2015 | |||
Жанровая сцена | Зал потерянных шагов в Дворце правосудия | масло на панели | 22 × 28 см | Частная коллекция, Распродажа 2011 г. | |||
Жанровая сцена | Две фигуры в мастерской художника | Частная коллекция, Распродажа 2014 г. | |||||
Жанровая сцена | Бюст портрет бородатого мужчины | недатированный | масло на холсте | 42 × 32 см | Государственная галерея , Штутгарт | ||
Жанровая сцена | Тюремный хор | масло на холсте | 50 × 61 см | Художественный музей Уолтерса , Балтимор |
Детство и юность
Будущий художник родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец перевез семью в Париж, надеясь, что там его ремесло заимеет больший спрос. При этом рассчитывал, что сынишка будет помогать ему. Но тот не проявлял никакого интереса к стекольному делу.
Художник Оноре Домье
Он рос настоящим разгильдяем, любимым занятием мальчишки было наблюдать за жизнью парижских улочек: вон там в подворотне стирают прачки, а на углу торгуются проститутки, булочник разгружает тележку ароматных круассанов…
Вокруг юного Оноре кипела разнообразная и интересная жизнь, которую так хотелось запечатлеть во всей красоте момента. Если бы он мог создавать такие рисунки, какие видел в альбомах из книжной лавки! Но мальчик лишь изображал шаржи на соседских мальчишек, углем на оберточной бумаге.
Оноре Домье
Успев поработать и помощником адвоката, и приказчиком в книжной лавке, парнишка в 14 лет, наконец, осуществил давнюю мечту — стал брать уроки живописи и скульптуры. Вскоре познакомился в галерее «Пале Рояль» с известными художниками тех времен Камилем Коро, Эженом Делакруа, Жаном Гранвилем, начал работать в мастерской живописца Эжена Бурдена. В 1828 году Оноре увлекся новой техникой изображения – литографией. В этом жанре выполняет свои первые работы, которые приносят ему долгожданный заработок.
Домье Оноре
Оноре Домье (1808-1879) -французский художник.
«Влияние творчества Домье на прогрессивное искусство современного мира очень велико. Это естественно, так как творчество Домье — непревзойденный образец революционного порыва, обличающей силы, проницательного бытописания, демократического гуманизма — народности.»
Б. Кибрик, народный художник СССР
Любитель эстампов.
Эмигранты.
Купающиеся девочки.
Поющая пара.
Санчо и Дон Кихот.
Паяцы на отдыхе.
Воры и осёл.
Мир, который он создал
Домье наконец увидел свою картину.
Несколько раз он проходил мимо, не замечая ее: так высоко поместили полотно. Маленькая, она казалась ему жалкой, примостившись около огромной рамы, обрамлявшей портрет генерала на коне, в бенгальском огне и дыму. Справа прижал ее колоссальный холст с тщательно выписанными фигурами вельмож; к раме, напоминавшей позолоченный саркофаг, была прибита полированная доска с выгравированными именами всех персонажей. «Бедная моя прачка,— подумал Домье,— даже здесь, в храме искусства, тебе так же тяжело, как в жизни».
…Нечему было радоваться: ему уже за 50, журналы отказываются его печатать; ему ставят в вину отсутствие юмора. А какой же юмор, если художнику грозит нищета! С устрашающей быстротой растут долги, мелкие и тем более неприятные.
Домье почти забыт; одни друзья умерли, другие отвернулись от него.
Но пусть будет продана последняя рубашка — никто не может разрушить тот мир, который он создал, мир, где живут сотни сотворенных им образов. Огромный мир, возникший в произведениях Домье, недаром сравнивают с «Человеческой комедией» Бальзака.
Тысячи литографий, десятки скульптур, а позднее сотни полотен и акварелей — вот итоги титанического труда художника. Нужда все время ходила за ним по пятам. Она требовала ежедневной каторжной работы. Домье любил иногда говорить друзьям: «Тачку тащить нелегко».
Чем глубже изучаешь жизнь и творчество этого замечательного человека и художника, тем яснее перед нами встает Домье, умевший ненавидеть все пошлое и жестокое, любить чистое и светлое.
Особое место в живописи Домье занимает тема революции. В картинах «Восстание», «Семья на баррикадах» художник с необычайной мощью рисует образ восставшего народа.
Восстание. Ок. 1848 года.
Этого можно отпустить на свободу, он уже не опасен.
Грипп в Париже. 1889 год. Карикатура.
В конце XIX века больные гриппом ещё вызывали усмешку.
Ужасная эпидемия «испанки» в 1918 году, когда погибло 20 млн. человек, заствыило относиться к этой болезни серьёзно
Дон Кихот.
Дон Кихот.
Когда свершилось одно из самых гнусных злодеяний июльской монархии — убийство на улице Транснонен, где были расстреляны и заколоты ни в чем не повинные дети, женщины, старики, Домье создает небывалый еще в истории французской графики лист «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года».
Это был, по существу, репортаж. Именно репортаж — суровый отчет, гневно зафиксировавший событие.
Этот репортаж принадлежит вечности, ибо нет той силы, которая сможет уничтожить в памяти людей бессмертные офорты Гойи, картины якобинца Давида и листы гражданина Домье.
Игорь Долгополов, заслуженный деятель искусств РСФСР
Рубрика: АРХИВ САЙТА «ЗАПИСКИ О ХУДОЖНИКАХ
Биография и творчество Оноре Домье
28.01.2016 08:00
Оноре Домье появился на свет двадцать шестого февраля 1808 года и вырос в семье стекольщика, которого боялись даже короли.
В девятнадцатом веке Оноре даже не мог надеяться на успешную карьеру художника, но три революции изменили устрой жизни французов и расставили все на свои места. Париж – это город, который любит удачливых и сильных людей, поэтому только уверенные в себе личности могли чего-то достичь в жизни. Когда семья будущего художника переехала во Францию, ему было восемь лет.
Будучи маленьким и несмышленым мальчишкой из провинции Оноре стал воровать булочки, дразнить проституток в подворотне и совершенно не думал об учебе. Отец забеспокоился и серьезно принялся за своего отпрыска. Он хотел, чтобы его сын так же, как и он стал стекольщиком, но у Оноре были другие планы. К тому же мальчик учился плохо, и новые умения давались ему с трудом.
Благодаря тому, что отец Домье вставлял новые окна в адвокатской конторе, ему удалось пристроить своего сына посыльным адвоката. Шустрый мальчик быстро и хорошо справлялся со своей работой, поэтому у него даже оставалось время для изучения работ итальянских художников. Недолго Оноре проработал у адвоката, который не стал терпеть выходки молодого таланта и выгнал его.
Домье не горевал и сразу же принялся за новую работу – он стал приказчиком в книжной лавке. Будущий карикатурист с детства любил рисовать шаржи на всех, кто ему нравился или не нравился. Иногда за свой талант реалистично изображать людей в юмористической манере Оноре получал от старших мальчишек. Характер молодого парня нельзя назвать образцовым, так как Домье был немного нагловат и любил общаться, благодаря чему быстро нашел себе друзей среди известных парижских художников.
Он стал близким другом таких выдающихся личностей, как Делакруа, Гранвиль и Коро. По словам знаменитого писателя Оноре де Бальзака, в Домье живет настоящий Микеланджело. Творческой стихией Домье стали рисунки, литография и гравюры, но живописцем он так и не стал. Но любимым жанром до конца жизни оставались карикатуры, за что он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения, когда нарисовал карикатуру на короля.
После выхода из тюрьмы Оноре становится счастливым и успешным человеком, которого приглашают работать во все сатирические печатные издания. Оноре Домье стал любимчиком публики, которая восхищалась его рисунками, вызывающими смех, радость и веселье.
Также художника знали и выдающиеся личности, которые уважали его за огромный талант. Примечательно, что свои карикатуры Домье не подписывал, так как в этом не было необходимости: создавать такие шедевры мог только он. Дело в то, что революционная пара – это самое лучшее и подходящее время для карикатуристов. Именно в это время творил Оноре Домье, который ушел из жизни десятого февраля 1879 года.
В последние годы своей жизни художник был одинок и еще плюс ко всему стал слепым. Лучшие друзья наняли для него сиделку.
Вагон третьего класса, 1863-1865:
Ноша (Прачка), 1850-1853:
Республика и чиновники, 1848:
Детство и юность
Будущий художник родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец перевез семью в Париж, надеясь, что там его ремесло заимеет больший спрос. При этом рассчитывал, что сынишка будет помогать ему. Но тот не проявлял никакого интереса к стекольному делу.
Художник Оноре Домье
Он рос настоящим разгильдяем, любимым занятием мальчишки было наблюдать за жизнью парижских улочек: вон там в подворотне стирают прачки, а на углу торгуются проститутки, булочник разгружает тележку ароматных круассанов…
Вокруг юного Оноре кипела разнообразная и интересная жизнь, которую так хотелось запечатлеть во всей красоте момента. Если бы он мог создавать такие рисунки, какие видел в альбомах из книжной лавки! Но мальчик лишь изображал шаржи на соседских мальчишек, углем на оберточной бумаге.
Оноре Домье
Успев поработать и помощником адвоката, и приказчиком в книжной лавке, парнишка в 14 лет, наконец, осуществил давнюю мечту — стал брать уроки живописи и скульптуры. Вскоре познакомился в галерее «Пале Рояль» с известными художниками тех времен Камилем Коро, Эженом Делакруа, Жаном Гранвилем, начал работать в мастерской живописца Эжена Бурдена. В 1828 году Оноре увлекся новой техникой изображения – литографией. В этом жанре выполняет свои первые работы, которые приносят ему долгожданный заработок.
Конец карьеры
Картина | Тема | Заголовок | Датировано | Технический | Габаритные размеры | Место сохранения | Справка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Литературный | Дон Кихот и Санчо Панса | 1865 г. о | бумага на холсте, масло | 37 × 33 см | Staatliche Kunsthalle Karlsruhe | ||
Литературный | Дон Кихот и мертвый мул | 1864 г. после | масло на дереве | 25 × 46 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
Литературный | Дон Кихот и Санчо Панса отдыхают под деревом | 1864-1866 гг. | масло на дереве | 42 × 38 см | Музей Ордрупгаард в Копенгагене | ||
Литературный | Дон Кихот и Санчо Панса в горах | 1865-1870 гг. | масло на панели | 30 × 45 см | Музей Оскара Рейнхарта «Ам Рёмерхольц» , Винтертур | ||
Литературный | Дон Кихот и Санчо Панса | 1866-1868 гг. | масло на холсте | 78 × 102 см | Старая национальная галерея , Берлин | ||
Литературный | Дон Кихот и Санчо Панса | 1866-1868 гг. | масло на холсте | 41 × 33 см | Музей Хаммера , Лос-Анджелес | ||
Литературный | Дон Кихот и мертвый мул | 1867 г. | масло на холсте | 132 × 54 см | Национальная галерея Виктории , Мельбурн | ||
Литературный | Чтение Дон Кихота | 1865-1867 | масло на холсте | 82 × 65 см | Кардиффский национальный музей | ||
Литературный | Дон Кихот за чтением | 1867 г. о | масло на дереве | 33 × 26 см | Национальная галерея Виктории , Мельбурн | ||
Жанровая сцена | Художник у гроба | 1867 г. о | масло на дереве | 26 × 34 см | Реймсский музей изящных искусств | ||
Литературный | Дон Кихот | 1868 г. о | масло на холсте | 52 × 33 см | Новая пинакотека , Мюнхен | ||
Литературный | Дон Кихот и Санчо Панса незаконченный | 1868–1872 гг. | масло на холсте | 100 × 81 см | Институт Курто , Лондон | ||
Жанровая сцена | Еда в деревне | 1868 г. | масло на панели | 26 × 34 см | Кардиффский национальный музей | ||
История | В беглецы | 1868 г. о | 38 × 68 см | Институт искусств Миннеаполиса | |||
Жанровая сцена | Экономия | Частное собрание, Аукцион 2005 г. | |||||
Жанровая сцена | Экономия | 1868–1872 гг. | масло на холсте | 34 × 28 см | Гамбург Кунстхалле | ||
Жанровая сцена | Трубадур | 1868–1873 гг. | масло на холсте | 84 × 57 см | Кливлендский художественный музей | ||
Портрет | Художник перед своей картиной | 1870 г. о | масло на панели | 11 × 8 см | Фонд Барнса , Филадельфия | ||
Жанровая сцена | цех | 1870 г. о | масло на холсте | 41 × 32 см | Центр Гетти , Лос-Анджелес | ||
Жанровая сцена | Голова Дон Кихота | 1870 г. о | масло на панели | 32 × 25 см | Музей Крёллер-Мюллер , Оттерло | ||
Жанровая сцена | Коллекционеры гравюр | 1870 г. о | масло | 41 × 33 см | Гентский музей изящных искусств | ||
Жанровая сцена | Художник за мольбертом | 1870 г. о | масло на панели | 34 × 26 см | Коллекция Филлипса , Вашингтон | ||
Жанровая сцена | Сальтимбанки в покое | 1870 г. | масло на холсте | 55 × 65 см | Музей Нортона Саймона , Пасадена | ||
Жанровая сцена | Два скульптора | 1870-1873 гг. | масло на дереве | 27 × 36 см | Коллекция Филлипса , Вашингтон | ||
Жанровая сцена | Пьеро с мандолиной | 1873 г. о | масло на дереве | 35 × 27 см | Музей Оскара Рейнхарта , Винтертур |