Павел Александрович Сведомский — Юродивый, XIX: Описание произведения

Как найти свою родословную по фамилии

Люди часто пытаются найти своих родственников среди дворян. Однако подобные поиски не имеют особого смысла. Люди становились крестьянами или аристократами не из-за своих личностных качеств, а из-за обстоятельств своего рождения. Человек не становится лучше или хуже только от того, какой социальный статус имели его предки.

Начинающим исследователям своей генеалогии нужно понимать, что в Российской империи проживало очень мало дворян. Не более 1% населения могло похвастаться знатным происхождением. Кроме того, на протяжении изрядной доли XX века российская аристократия целенаправленно истреблялась.

Отсутствие прямых знатных предков вовсе не означает, что происхождение человека нельзя установить. В Российской империи подробная информация о крестьянах записывалась в метрические книги. Они велись служащими церковных приходов. При советском союзе функция учета была передана ЗАГСам.

В настоящий момент записи из метрических книг можно найти в региональных архивах. В поиске нужных документов вам может помочь каталог metrics.tilda.ws. Там содержатся систематизированные данные о местонахождении уцелевших метрических книг и переписных листов.

Обычно каждый приход вел по 3 книги:

  • О крещении. Здесь указывался пол младенца, имена родителей и их происхождение. Фиксировалось, к какому сословию они принадлежали. Также сюда заносились даты рождения и крещения. Записывалось и имя священника, проводившего обряд. В обязательном порядке упоминались и крестные родители.
  • О венчании. Сюда вносилась информация о возрасте, сословии и именах брачующихся. Указывалось, кто и когда их венчал, а также перечислялись родители и свидетели.
  • О смерти. Сюда заносились даты смерти и погребения. Из этой книги можно было получить информацию о возрасте и происхождении скончавшихся людей. В нее записывались и сведения об отпевавшем покойника священнике. Также упоминалась причина смерти и место захоронения.

Небольшая часть метрических книг хранится в государственных архивах РГИА. Как правило, это источники, содержащие информацию об аристократии и духовенстве.

Юродивые. Язык дела

«В каждой конкретной ситуации юродивый подбирает для “ругания миру”, обличения свои образы и способы, но самый важный элемент этого языка — это момент переворота», — считает Андрей Виноградов. Юродивый делает то, что нормальный христианин делать не должен: ест мясо в пост, кидается камнями в иконы, как Василий Блаженный. Он атакует норму поведения — но этими действиями выявляет отклонение современного ему общества от тех норм, которые он «атакует». Повинуясь идее сокрытия своих добродетелей, юродивый не просто дает кому-то духовный совет, как это делают другие святые, он провоцирует человека на действия, способные вскрыть его тайные пороки. Так, Василий Блаженный, опрокинув лоток с калачами на рынке, сперва подвергся избиению рассерженными торговцами, и только через некоторое время торговец, чьи калачи были рассыпаны, признался, что подмешивал в муку мел, на что и пытался указать святой, опрокидывая прилавок.

«Обличение словами — это язык мира, который со временем притупляется, — объясняет А.Виноградов — Юродивый обличает делом, он, демонстрируя обществу общественные пороки, как бы сам принимает за эти пороки страдание, подвергается поношению и этим переворачивает ситуацию

Подвергая атаке устоявшиеся формы общественного поведения или благочестия, юродивый обращает внимание на внутреннюю сущность, актуализирует забытое внутреннее содержание этих форм»

История

Юродство как особый род аскезы возникает в среде восточного монашества около V в. Палладий в Лавсаике рассказывает о монахине в одном из египетских монастырей, которая делала вид, что она безумна и одержима бесами, жила обособленно, выполняла всю грязную работу, и монахини называли ее σαλή позднее обнаруживается ее святость, и Палладий указывает, что она воплотила в жизнь те слова из Послания к Коринфянам, которые цитировались выше.

Евагрий Схоластик (+ ок. 600) рассказывает в своей Церковной истории о травоядцах, аскетах, которые питались травами и растениями; эти аскеты вернулись из пустыни в мир, но в миру продолжали аскетический подвиг – ходили в одних набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение было исполнено соблазна, и это демонстрировало то совершенное бесстрастие (άπάθεια), неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим подвигом. Из этой среды, согласно житию, написанному Леонтием Неапольским (середина VII в.), выходит Симеон, юродивый из Эмесы в Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса; после его кончины жители Эмесы убеждаются в его святости. Таким образом, юродство как определенный путь святости складывается к VI-VII вв.

Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее средство изничтожение гордыни, способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т.д.

Найти репрессированных родственников предшествующего поколения по фамилии имени отчеству

В XX веке множество людей пропало без вести во время войны и сталинских репрессий. Родственники погибших до сих пор не могут отследить судьбу своих близких. Многие полезные материалы остаются засекреченными и по сегодняшний день.

Собрать информацию о погибших гражданах помогают следующие сайты:

  • Мемориал — obd-memorial.ru/html/. Это банк данных об участниках ВОВ. Здесь вы найдете информацию о людях, погибших или пропавших без вести во время войны или сразу после нее.
  • Подвиг народа — podvignaroda.ru. Это еще один электронный банк документов с открытым доступом. Он также посвящен информации о героях Второй мировой войны.
  • Память народа — pamyat-naroda.ru. Данный портал тоже поможет отследить судьбу предков, погибших в ходе Великой Отечественной войны.
  • Жертвы политического террора в СССР base.memo.ru. Здесь вы найдете краткие биографические сводки данных о жертвах репрессий.
  • Последний адрес. Это база данных, в которую собираются сведения о месте жительства репрессированных граждан. Проект известен установкой памятных табличек на стенах домов, в которых проживали жертвы режима перед казнью.
  • Расстрелы в Москве mos.memo.ru. Это еще один проект, собирающий информацию о последнем месте проживания советских граждан, подвергнувшихся репрессиям.
  • База данных ost-db.tastorona.su/vol/login/ граждан, принудительно трудящихся на фашистскую Германию. Она составлена на основе писем бывших рабов-остарбайтеров.

Если вы хотите найти информацию о родственниках бесплатно, то вам придется приложить усилия. Проще заказать сбор данных у специалистов, занимающихся составлением генеалогических деревьев на профессиональной основе. Проследить судьбу предков до XVIII века можно относительно недорого. Обычно это обходится приблизительно в 50 000 рублей.

Юродивые в России

Если в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России оно приобретает весьма широкое распространение. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV веке — четыре почитаемых русских юродивых, в XV — одиннадцать, в XVI — четырнадцать, в XVII — семь.

В Московской Руси юродивые получают большую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие юродивые почитаются еще при жизни.

Очень поражали юродивые иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Флетчер в году пишет:

«Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные… указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя».

Флетчер же сообщает о Василии Блаженном, что «он решился упрекнуть покойного царя в жестокости». Об огромном уважении русского народа к юродивым пишет также Герберштейн: «Их почитали пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили».

По свидетельству иностранцев, юродивых в Москве было очень много, они составляли по существу как бы некий отдельный орден. Канонизована из них весьма незначительная часть. Есть глубоко почитаемые до сих пор, хотя и неканонизованные местные юродивые.

Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость и таким образом не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV-XVI веках русские юродивые были воплощением совести народа.

Почитание народом юродивых привело, начиная с XVII века, к тому, что появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей

Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых

Экстремальная аскетика

Когда впервые появляется этот тип аскетического подвига, сказать сложно. «Появление юродства было связано с расцветом духовной жизни, — считает игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда “Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви”, клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва). — Мы не знаем юродства в самые первые времена христианства, тогда само христианство воспринималось миром как юродство. Когда апостол Павел призывал своих обвинителей к вере в воскресение Христово, они ему говорили: безумствуешь ты Павел. Но в традиционном понимании юродство появляется, когда пустынникам и подвижникам было мало и поста и молитвы и они обращались к крайним средствам стяжания смирения – поношения от мира за самый образ жизни. И, побеждая свою гордость, достигали совершенного смирения». «Духовные основания для юродства заложены были еще в Новом Завете, это знаменитые слова о безумии ради Христа (см. 1 Кор. 4: 10). Уже раннехристианские общины ставят себя в определенный конфликт с миром и, как поздние юродивые, обличают мир в его грехах. — Андрей Виноградов видит преемственность подвига первых апостольских учеников и поздних подвижников. — В то же время феномен юродства в прямом смысле мог появиться только уже в христианском обществе. Юродивый обличает общество в неследовании христианским нормам, но эта апелляция возможна только в том случае, если христианство является для общества общепризнанной нормой. А как государственная религия христианство утверждается только в Византии в конце IV века».

В нашем привычном понимании феномен юродства появляется только к шестому веку в Сирии, где подвизается знаменитый Симеон Юродивый. «Сирия вообще была своеобразным регионом с точки зрения аскетической традиции, которая там сложилась. Христианство там воспринималось очень горячо, и поэтому возникали такие “экстремальные” виды подвижничества, как, например, столпничество (это тоже порождение Сирии), и юродство», — замечает Андрей Виноградов.

Почему юродивого не встретить сейчас?

Юродство ради Христа — это «штучный товар». Настоящего юродивого ради Христа всегда было сложно встретить. За 2000 лет своей истории, Церковь причислила к лику юродивых ради Христа около 60 человек по всему миру. Из них, большая часть — около 35 подвижников, была прославлена в Русской Церкви.

Часто в литературе можно встретить наименование «блаженный» применительно к юродивым ради Христа. В то же время мы часто называем «блаженным» святителя Августина Иппонского или же преподобного Иеронима Стридонского. Термин «блаженный» официально не применяется Православной Церковью и обусловлен католическим влиянием, где существует двухступенчатое признание святости и перед канонизацией подвижника принято беатифицировать — признавать «блаженным».

Юродство ради Христа глубоко проникло в душу русского общества и даже нашло отражение в русских народных сказках, где, зачастую, главный герой юродствует. Вспомните Ивана-дурака, который скрывает свои подвиги, прикидываясь никчемным и глупым — это спасает его от тщеславия и гордыни, которые губят старших братьев героя.

Но примерно со второй половины XIX века юродство исчезает из жизни нашего общества, так как само общество стремительно секуляризируется. Сегодня юродивого ради Христа встретить уже невозможно. Невозможно по тем же причинам, по которым этого нельзя было сделать в первые три века от Рождества Христова — большей части общества сегодня христанские ценности чужды или мало знакомы.

 

И всё же некоторые святые последних веков принимали на себя подвиг юродства ради Христа, пусть и на краткие периоды. Из подвижников последних лет элементами юродства в своей жизни известен святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (1896–1966).

Юродство в русской провинции

Причины появления юродивых в глубинке, вдали от столиц, а также тематика и контекст их выступлений были несколько иными. Например, Прокопий Вятский начал юродствовать после того, как в него ударила молния: он сбрасывает с себя одежду, падает, бьется в конвульсиях и принимается совершать всевозможные социально осуждаемые действия.

Символизм происходящего очевиден: гроза — знамение свыше, и избранник получает некий дар, сверхспособность. Такой близкий контакт с небом через электротравму делает человека носителем сакральности столь высокого уровня, что понимать его действия уже совершенно незачем: они — из другого мира.

При всей своей мерзости и импозантности, символический жест вятского юродивого кажется довольно банальным. Самое грешное и вонючее место в этом грешном и вонючем мире становится пристанищем для человека, который избрал его из соображений аскезы, чтобы подчеркнуть отказ от мирского — и в то же время предельную близость к нему.

Вообще юродивые всячески демонстрируют пренебрежение к телу: отказываются от одежды и обуви, иногда носят тяжеленные вериги из цепей. Практика умерщвления плоти становится не просто экстремальной — она по-настоящему губительна. Реакция окружающих предсказуемо смешанная: сочувствие сменяется пренебрежением.

Так, новгородскому юродивому Арсению в какой-то момент все жители города стали подавать щедрую милостыню. Подобное поведение было вызвано необходимостью выполнить программу перед самим собой или отчитаться перед высшими силами: вот, я же дал ему денег!

А вот его современник и коллега Николай Кочанов придерживался другой модели поведения: он был многословен, не стесняясь в выражениях ругал горожан (и особенно представителей власти) и враждовал с тем самым Арсением.

Причины взаимной неприязни непонятны. По одной из версий, юродивые поделили город на «зоны влияния», и появление одного из них на чужой территории неминуемо приводило к драке и торжественному изгнанию «оккупанта». То Арсений выпроваживал Николая из своих владений, то наоборот.

При этом нередко подобные столкновения провоцировали сами горожане: заманить одного сумасшедшего на территорию другого, а потом потешаться над их борьбой — что может быть веселее?

Выбор реакции на их чудачества зависел от мировоззрения человека. Агрессия и осуждение — вполне логичный с материалистических позиций ответ, но при этом идущий вразрез с общекультурным трендом. Чтобы не прослыть белой вороной, следовало оставаться толерантным. Но если тот же Иван Грозный обычно проявлял милость к таким своим подданным и терпел их выходки, то представители власти рангом пониже нередко давали волю гневу.

Так, воевода города Юрьевца приказал слугам избить юродивого Симона, когда тот пришел к нему на двор. Если верить свидетельствам, градоначальник был давним объектом нападок Симона, и этот его визит можно воспринимать как откровенную провокацию.

Расцвет русского юродства

На Руси юродивые появляются едва ли не с момента Крещения. Однако история сохранила в лучшем случае их имена, а чаще — так и вовсе только обрывочные упоминания в хрониках.

Настоящий расцвет русского юродства пришелся на XIV–XVI века — и на то были причины. Это время самого яркого и аутентичного проявления традиционного религиозного сознания — и вместе с тем период сложных и противоречивых политических процессов.

XIV век — пик борьбы с татаро-монгольским игом и начало объединения русских земель вокруг Москвы. И если последнее еще не породило в народном сознании хоть сколько-нибудь стойкий образ, который можно было бы отыграть через юродство, то противостояние с Ордой требовало идеологической поддержки, в том числе на официальном уровне. Поэтому очень кстати пришлось и перенесение кафедры митрополита в Москву, и деятельность Сергия Радонежского. Но с бытовой религиозностью эти процессы связаны слабо, а потому в юродстве никак не отражаются.

В XV веке фактически появляется новое государство — Московская Русь, которая больше не подчиняется татарским ханам; со сцены уходит целый ряд независимых политических игроков. И народная реакция становится более выраженной.

Смысл подвига мнимого безумия

Одним из опаснейших грехов является тщеславие. В битве с тщеславием погибали многие великие подвижники благочестия, с успехом побеждавшие иные пороки.

Вот, как об этом писал преподобный Иоанн Синайский в своей знаменитой «Лествице»: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх».

Именно здесь на помощь подвижникам приходит подвиг юродства ради Христа. Юродивый ради Христа от обыкновенного юродивого отличается прежде всего тем, что на самом деле не является безумным. Полностью сохраняя разум, он лишь претворяется сошедшим с ума, чтобы избежать любого мирского почёта.

Это духовно гениальное решение помогает юродивому ради Христа победить в своей душе грех тщеславия, а после уже и все остальные страсти.

С точки зрения светского человека такой подвиг — полный отказ от имущества и добровольное принятие на себя личины безумного, является глупостью. Но с точки зрения православного христианина это потрясающе эффективный и относительно недолгий путь достижения бесстрастия, а затем и святости.

Священник Евгений Ильин, клирик Преображенского кафедрального собора города Бердска Новосибирской области так поясняет смысл юродства ради Христа: «Опыт Церкви говорит о том, что юродивые это некая истинная закваска для всего Православия, особенно в те времена, когда в Церкви начинает господствовать формально-обрядовое восприятие христианства. Появляется в храме юродивый и закидывает всех навозом или просто при огромном стечении народа на патриаршей литургии сообщает, что сегодня за богослужением было всего два человека».

Как искать свой род предков по фамилии в архивах

Чтобы проследить историю дворянской фамилии, необходимо обращаться в Российский государственный исторический архив. Он располагается в Санкт-Петербурге. Там же находится архив ВМФ.

В Москве вы найдете:

  • Архив древних актов. Там хранятся документы Смутного времени и из еще более ранних времен.
  • Военно-исторический архив. Там вы найдете данные, записанные до 1918 года.

В городе Подольске Московской области находится Центральный архив Минобороны. В нем хранятся записи, ведущиеся с начала войны и по сегодняшний день.

Работа со старыми документами требует большой ответственности. Нарушителей правил и порядка больше никогда не допускают в архив. Кроме того, у сотрудников таких учреждений сформировано предвзятое отношение к людям, интересующимся своей собственной родословной.

Изучить готовые сканы бумаг можно на сайте GoogleBooks. Просматривайте с его помощью копии старых документов, не выходя из дома. Например, на этой площадке выложены отсканированные справочники «Вся Москва».

Наиболее известные из юродивых ради Христа

Святой Симеон Юродивый (VI век)

29 лет прожил он в аскетических трудах в Святой Земле, после чего решил пойти в город Эмессу «чтобы смеяться над миром». Подвиг юродства он начал от городских ворот, откуда с дохлой собакой на привязи направился к храму. В храме Симеон тушил орехами свечи, после чего закидал им прихожанок и был избит за это мужчинами, после чего весь город стал презирать его.

Юродивый прозревал духом нужду окружающих и старался помочь. Однажды заметили, что Симеон вошел в дом распутной женщины и, заперев дверь, остался с нею наедине. Потом он отворил дверь и поспешно вышел, озираясь по всем сторонам, не смотрит ли кто. Когда же видевшие это позвали к себе женщину и спросили, зачем у нее был Симеон, она рассказала, что уже третий день ничего не ела. А Симеон принес ей мяса, хлеба и вина и, заперев дверь, предложил трапезу.

При этом, оставаясь наедине с другим подвижником, преподобным Иоанном, святой Симеон «никогда не показывал себя юродивым, но говорил с ним — разумно и со смирением».

Прокопий Устюжский (XIV век)

С юных лет был он богатым купцом в прусских землях. Прибыв с товарами в Новгород, он познал истинную веру «в церковном украшении», иконах, звоне и пении, принимает православие, раздал свое богатство горожанам и стал юродствовать. Позже он удалился из Новгорода в Великий Устюг, избранный им также за «церковное украшение».

Не имея кровли над головой, спал он «на гноище» нагой. На паперти соборной церкви он просил подаяние, а по ночам тайно молился за город и людей.

Однажды Прокопий, войдя в церковь, стал призывать к покаянию, предрекая, что иначе погибнут горожане «огнем и водою». Никто его не слушал и целыми днями он один плакал на паперти, скорбя о предстоящих жертвах. Только когда страшная туча нашла на город, и земля затряслась, все побежали в церковь. Молитвы перед иконой Богородицы отвратили Божий гнев, и каменный град разразился в 20 верстах от Устюга.

Василий Блаженный (XVI век)

Блаженный жил в Москве, где предавался юродству с 16 лет. Зимой и летом он ходил по улицам города обнажённым и босым. Однажды он получил от царя богатую милостыню золотом. И отдал эти деньги не нищим, а купцу в чистой одежде, который потерял все свое состояние и, голодая, всё же не решается просить милостыню.

Однажды он разбил камнем чудотворный образ Божией Матери у Варварских ворот и выяснилось, что на доске под святым образом была намалёвана дьявольская рожа.

Один купец задумал построить в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Василию, а тот направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родную матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитани». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он разыскал свою мать, покаялся и упросил вернуться домой, после чего успешно достроил храм.

Ксения Петербургская (XVIII–XIX век)

Ксения была женой Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего императрицы Елизаветы Петровны. Оставшись в 26 лет вдовою, Ксения раздала все свое имущество бедным, надела на себя одежду мужа и под его именем странствовала 45 лет, нигде не имея постоянного жилища. Главным местом ее пребывания служила петербургская сторона, приход святого апостола Матфея. В любое время года на ночь святая уходила в поле где, в коленопреклоненной молитве, простаивала до самого рассвета.

Однажды рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Невидимым помощником оказалась святая Ксения.

Горожане считали за счастье, если юродивая ради Христа посещала их дом. При жизни ее особо почитали извозчики, которые заметили, что Бог благословляет их работой за то, что они подвозят святую.

Назад в будущее?

Русское юродство сконцентрировано в очень небольшом временном промежутке с XVI по XVII век. Подвиги современных юродивых все-таки ближе к житию «человека Божия», чем к классическому «буйству»: это и Ксения Петербуржская, и Матрона Анемнясевская, и Матрона Московская. «В их подвиге нет такой атаки, обличения, характерного для юродства, — отмечает Андрей Виноградов, — так как юродивый в классическом понимании может жить только в том обществе, ценности которого он призывает соблюдать».

Андрей Виноградов размышляет об актуальности подвига юродства в современной России: «Известно, что многие старцы XX века — святитель Иоанн Шанхайский, протоиерей Николай Залитский — в некоторых ситуациях принимали модели поведения, свойственные юродивым, но, чтобы такой подвиг был постоянным, требуется определенное состояние общества. Возможно ли возрождение этого подвига в будущем? Судя по тем процессам, которые сейчас происходят, когда общество внешне воцерковляется, часто именно внешне, и в перспективе может быть создано новое традиционное общество, основанное на христианских ценностях, — появится и необходимость в новых юродивых, которые будут обличать общество, актуализировать для обывателей внутреннее содержание принятых норм поведения и христианских ценностей».

  • Христа ради «сумасшедшие»

https://www.youtube.com/watch?v=J-eRi3kTxTo

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

Взлеты и падения московского юродства

В эпоху Ивана Грозного кроме Василия юродствовало еще не меньше десятка человек (и это только те, о ком достоверно известно). Об одном из них, Николе Салосе, мы уже упоминали: по легенде, именно он «спас» Псков от царского погрома, приподнеся Грозному кусок сырого мяса. Впрочем, в этом сюжете столько неувязок и противоречий, что лучше оставить его в пространстве мифологического сознания, где он и возник.

Имена многих юродивых история не сохранила — они лишь мельком упоминаются в отчетах иностранных послов, которые с удивлением и возмущением рассуждают о том, что едва ли не каждый русский город кишит почитаемыми в народе голыми сумасшедшими, во весь голос ругающими царя, а сам монарх при этом регулярно прислушивается с ужасом и трепетом к их критике.

Хитрецы, кликуши, «блаженненькие» и юродивые ради Христа

Человек может принимать вид безумного по самым разным причинам. Например, герой древнего эпоса Одиссей принял вид безумного, чтобы попытаться увильнуть от участия в Троянской войне. Принц Гамлет, выписанный Шекспиром, притворяется умалишённым, чтобы свершить свою месть. Во время диктата Суллы, некоторые знатные римляне также делали вид, что сошли с ума, чтобы сохранить себе жизнь.

Также в околоцерковной среде, да и вообще в среде верующих разных религий распространено лже-юродство. То, что называется «кликушеством». Кликуши стремятся сыграть на авторитете юродивых ради Христа (среди христиан) или на суеверных страхах людей перед разнообразными «ясновидящими», «оракулами» и «колдунами» и принимают вид безумцев ради получения духовного авторитета и, через это материальной выгоды.

Наконец, человек действительно может быть душевно или умственно болен, но в лёгкой форме. Именно такие люди весьма часто встречаются при храмах, так как здесь к ним относятся наиболее терпимо и они чувствуют это. Таких людей принято называть «странненькими», «блаженненькими».

У «блаженненьких» бывает снижен интеллект, зато компенсаторно развита интуиция. Поэтому, будучи верующими христианами, они могут высказывать какие-то интересные соображения. Но это будут не подлинная духовная мудрость или дар прозорливости юродивого ради Христа, а лишь какие-то редкие счастливые догадки.

Настоящие юродивые ради Христа — люди глубоко внутренне цельные и встречаются крайне редко. Распознать настоящего юродивого могут только люди, которые сами живут высокой духовной жизнью.

Расцвет юродства на Руси пришёлся на XV–XVII века, когда юродивых ради Христа в народе даже научились почитать. В это время к поучением юродивых относились даже вельможи и властителя, которых смиренными не назовёшь. Например, Иоанн IV Грозный. Обидеть юродивого тогда считалось опасным делом: ведь за них сам Бог мог вступиться.

Поиск своих предков бесплатно и без регистрации онлайн

Интерес к генеалогии есть у людей со всего мира. В помощь специалистам и любопытствующим энтузиастам было создано немало платформ, призванных упростить процесс сбора и обработки данных.

Найти свой род предков онлайн бесплатно и без регистрации помогут следующие интернет-сервисы:

  • vgd.ru. Попробуйте поискать данные о своей родословной на сайте vgd.ru. Этот ресурс объединяет множество отдельных интернет-проектов, посвященных генеалогическим изысканиям.
  • MyHeritage.com. Это платный сервис, работающий по принципу социальной сети. Если вы не готовы платить деньги, то воспользуйтесь двухнедельным триал-периодом. Он позволяет бесплатно оценить, отвечает ли сайт MyHeritage вашим целям.
  • Также вы можете узнать, где воевал ваш дед во время ВОВ.
  • Geni.com. Это бесплатный аналог сервиса MyHeritage. С его помощью можно легко создать собственное семейное древо и искать родственников.
  • FamilySpace.ru/sector/poisk_predkov_v_arhivah. Здесь можно хранить фотографии и данные о родственниках. Также предусмотрена функция социальной сети.
  • JewishGen.org/new/. Если у вас есть еврейские корни, попробуйте обратиться к этому сервису. На его страницах собрана обширная коллекция данных со всего мира.

Быстро найти своих предков можно не только с помощью онлайн сервисов. Представляем несколько удобных программ, предназначенных для формирования генеалогических деревьев:

  • Myheritage.com/family-tree-builder?lang=RU. Эту программу можно скачать на сайте проекта MyHeritage. В ней зарегистрировано более 10 миллионов пользователей. Здесь вы можете выстроить собственное генеалогическое древо. Система обработает полученные данные и укажет на совпадения.
  • Gramps-project.org/blog/. Это бесплатная программа для любителей генеалогии. Проект будет удобен как для профессионалов, так и для энтузиастов. Здесь есть возможность добавлять заметки, сохранять данные об источниках информации, архивах.
  • Древо Жизни genery.com/ru/. Программа условно бесплатная. До 40 предков можно ввести в базу данных бесплатно. Если вы хотите большего, то придется купить лицензию. Этот софт не только учитывает данные, но и предлагает просмотреть статистику. Вы можете узнать среднюю продолжительность жизни людей из вашего рода или среднее количество детей в поколении.

Даже если сходу разыскать совпадения с данными других энтузиастов не удалось, не отчаивайтесь. Возможно, через некоторое время к проекту присоединятся новые люди, способные предоставить полезную информацию о ваших родственниках.

Важная информация: Сколько ветеранов ВОВ осталось в России на 2021 год в живых.

Где и когда появились первые юродивые

Родиной юродства ради Христа является отнюдь не Россия. Первые такие святые появились в Сирии. Жители этой страны, как и жители России, отличаются тягой к особенному горению духа, напряжению всех своих сил в служении Богу. Отсюда и возникновение многих экстремальных форм подвижничества: сидения в ящике (преподобный Варадат), столпничества, юродства ради Христа и т. п.

Корни юродства восходят к ветхозаветным пророкам, среди которых многие прибегали к этому способу проповеди. Совершая какие-либо странные поступки они, через это, показывали миру его безумие. Например, пророк Осия женился на блуднице и назвал первенца «Изреелем», чтобы показать, в какое сильное беззаконие впал народ Израильский.

Подвиг юродства не встречался в ранней Церкви. Первые юродивые появляются на Сирийской земле лишь в IV столетии, когда христианская идея столь глубоко проникла в сознание тогдашнего общества Римской империи, что стала в нём доминировать.

Когда людям известны нормы христианской нравственности, но они лицемерно именуют себя христианами, а на практике не спешат исполнять заветы Божии, появляются юродивые. Своим подвигом они подчёркивают противоречия между истиной во Христе и мирским «здравым смыслом», который нередко оказывается вовсе не здравым, и возвращают общество на путь христианского самосовершенствования.

Подвиг юродивых ради Христа не может существовать в языческом обществе. Он для него бесполезен. Так как язычники ещё ничего не знают о Христе. Им нужна проповедь, а не скрытое обличение пороков. Поэтому до IV века в истории Церкви можно встретить пророков и апостолов, святителей и мучеников, но не юродивых.

Самой известной из первых юродивых была монахиня Исидора Тавенская, жившая в Египте в IV столетии. На Руси одним из первых юродивых считается насельник Киево-Печерского монастыря преподобный Исаакий Печерский (IX век).

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
09.09.22 23:43

Отличие православного креста от католического
05.09.22 19:25

Как часто нужно причащаться?
05.09.22 09:49

Почему Бог назван Богом?
06.09.22 13:56

Что значит «распныйся волею» и зачем приносить с утра полунощную песнь
08.09.22 11:25

Митр

Антоний (Паканич): Для христиан особенно важно делать своё дело на своём месте
05.09.22 11:32

Есть ли у православных слова-паразиты?
07.09.22 16:43

8 сентября — день памяти мучеников Адриана и Наталии
08.09.22 07:58

«Владеем сокровищем, которому цены нет…» Николай Гоголь о Церкви и душе
08.09.22 13:28

Запрещены в служении пятеро клириков Черниговской епархии УПЦ
09.09.22 15:13

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: