Стравинский. балет «жар-птица»

В популярной культуре

Реконструкция мировой премьерной хореографии и дизайна на 2013. Балет Мариинского театра , Санкт-Петербург.

Отрывки из «Жар-птицы» были использованы в анимационном фильме Бруно Бозцетто « Allegro Non Troppo » 1976 года и в мультфильме Уолта Диснея « Фантазия 2000» .

Книжка с картинками Спасителя Пиротты и Кэтрин Хайд « Жар-птица» основана на оригинальных историях, вдохновивших балет, и была опубликована в 2010 году в ознаменование столетнего юбилея балета.

Влияние «Жар-птицы » ощущается не только в классической музыке. Стравинский оказал большое влияние на Фрэнка Заппу , который использовал мелодию из Berceuse в своем альбоме 1967 года Absolutely Free в разделе «Amnesia Vivace» сюиты «Герцог Чернослив» (вместе с мелодией из «Весны священной» ). Prog рок — группа Да регулярно используется финал в балетную как их «ходить на» музыку для концертов , начиная с 1971 года джазового музыканта и аранжировщика Дон Себески признакам месиво из части, с джаз — фьюжн состав птиц огня по Джон Маклафлин , на его альбоме 1973 года Giant Box . В течение 1980 — х и 1990 — х годов, аккорд , который открывает «Infernal Dance» стал широко используемый оркестр хит образец в музыке, в частности , в рамках нового джек — свинг .

Он был использован на церемонии открытия «Сочи 2014» в сегменте «Котловое освещение».

[править] Постановки

Вацлав Нижинский в роли Царевича

Следующим исполнителем партии Ивана-царевича в той же постановке стал Вацлав Нижинский, Кащея — Энрико Чеккетти.

С тех пор балет «Жар-птица» неоднократно ставился на различных сценах в разных редакциях.

Среди первых постановок:

  • 1918, Нью-Йорк, «Метрополитен опера», возобновление по хореографии М.Фокина, балетмейстер А. Р. Больм
  • 2 октября 1921, Петроградский театр оперы и балета (бывший Мариинский), балетмейстер Ф. В. Лопухов, художник А. Я. Головин, дирижер Э. А. Купер; Жар-птица — Е. М. Люком, Иван-царевич — Б. В. Шавров.
  • 1926, Парижская Опера, возобновление, новые декорации и костюмы Н. С. Гончаровой; Жар-птица — А. Д. Данилова, Иван-царевич — С.Лифарь, Царевна Ненаглядная краса — Л. П. Чернышёва.
  • 1934, труппа Ballets Russes de Monte-Carlo под руководством полковника Базиля (возобновление дягилевской постановки с теми же костюмами и декорациями; премьера прошла в Лондоне, затем с этим балетом труппа путешествовала по Европе и в Австралии)
  • В 1940 году Адольф Больм, еще в 1918 году повторивший постановку М.Фокина, на этот раз для театра в Голливуде, США, создал свою собственную хореографическую версию балета «Жар-птица»; художник Николай Ремизов. А в 1945 году он повторил эту же постановку в Нью-йоркском Ballet Theatre («Балле тиэтр»), но в декорациях Марка Шагала.
  • 1949 г., США, New York City Ballet, постановка в новой хореографии Д. Баланчина с теми же декорациями Марка Шагала, в партии Жар-птицы — Мария Толчиф (Maria Tallchief) (в 1970 г. эту редакцию балета воссоздал Джером Роббинс с костюмами Барбары Каринской, созданными на основе предыдущей постановки Марка Шагала; и этот спектакль участвовал в Фестивале Стравинского (Stravinsky Festival), проводимом в 1972 году в США)
  • 1954 — Л. П. Чернышёва и С. Л. Григорьев возобновляли постановку М. Фокина для театров «Ла Скала» (Италия) и «Сэдлерс Уэллс» (Великобритания)
  • 22 марта 1962, Ленинградский Малый театр, балетмейстер К. Ф. Боярский (по Фокину), художники С. А. Соломко (декорации), Т. Г. Бруни (костюмы), дирижер С. А. Прохоров; Жар-птица — Л. Н. Сафронова, Иван-царевич — А. С. Хамзин, Марья Моревна — Н. С. Янанис, Кащей Бессмертный — Н. Н. Филипповский.
  • 30 июня 1964, Большой театр (Москва), балетмейстер С. К. Власов, Н. Р. Симачёв (по Фокину), художник М. Н. Прокудина (по эскизам Головина), дирижер М. Ф. Эрмлер; Жар-птица — М. М. Плисецкая, Иван-царевич — Н. Б. Фадеечев, Царевна Ненаглядная краса — Н. М. Таборко, Кащей Бессмертный — В. А. Левашов.

Поставок еще известно множество.

Выдающийся французский балетмейстер Морис Бежар именно этим балетом дебютировал как хореограф — в Швеции, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского. Он еще не раз возвращался к этому произведению в 1940-х — 1960-х годах.

По своей хореографии в 1975 году в Ленинградском театре имени С. М. Кирова поставил балет Борис Эйфман. Спектакль получил восторженные отзывы, в том числе зарубежные, и в 1978 году, уже получив собственную труппу «Новый балет» при Ленконцерте, бадетмейстер повторил постановку.

В 2002 году «Жар-птица» вернулась снова в Париж, уже в новых, реставрированных «русских сезонах» на сцене парижского муниципального оперного театра «Шатле».

Собственную версию либретто, с сохранением основного сюжета и музыкальной части, сделали для своей московской труппы Наталия Касаткина и Владимир Василёв по сказкам А. Н. Афанасьева.

29 марта 2012, в США, American Ballet Theatre, по собственной хореографии балет поставил Алексей Ратманский.

Первые записи

Год выпуска Оркестр Дирижер Звукозаписывающая компания Формат Примечания
1916 г. Симфонический оркестр Бичема Сэр Томас Бичем Columbia Graphophone Company 78 об / мин Три отрывка из сюиты 1911 года. Первая коммерческая запись музыки Стравинского.
1924 г. Лондонский симфонический оркестр Альберт Коутс Голос его хозяина 78 об / мин Премьерная запись полной сюиты 1911 года.
1924 г. Филадельфийский оркестр Леопольд Стоковски Виктор 78 об / мин Премьера акустической записи полной сюиты 1919 года.
1925 г. Берлинская филармония Оскар Фрид Полидор 78 об / мин Премьера электрической записи всей сюиты 1919 года.
1947 г. Нью-Йоркский филармонический симфонический оркестр Игорь Стравинский Columbia Records 78 об / мин / LP Премьерная запись полной сюиты 1945 года.
1960 г. Лондонский симфонический оркестр Антал Дорати Mercury Records LP Премьерная запись полной оригинальной партитуры 1911 года.

Музыка

Цифры, обозначенные Стравинским в партитуре
  1. Вступление
Первая таблица
  1. Le Jardin enchanté de Kachtcheï (Очарованный сад Кощей)
  2. Apparition de l’Oiseau de feu, poursuivi par Ivan Tsarévitch (Явление Жар-птицы, преследуемое Иваном-царевичем)
  3. Danse de l’Oiseau de feu (Танец жар-птицы)
  4. Capture de l’Oiseau de feu par Иваном Царевичем (Взятие Жар-птицы Иваном-царевичем)
  5. Мольбы де l’Oiseau de feu (Мольба Жар-птицы) — Apparition des treize princesses enchantées (Явление тринадцати зачарованных принцесс)
  6. Jeu des princesses avec les pommes d’or (Игра принцесс с золотыми яблоками). Скерцо
  7. Броское явление д’Ивана Царевича (Внезапное появление Ивана-царевича)
  8. Хоровод (Хоровод) принцесс (Хоровод принцесс)
  9. Lever du jour (Рассвет) — Ivan Tsarévitch pénètre dans le palais de Kachtcheï (Князь Иван проникает во дворец Кощеев )
  10. Кариллон Féerique, привидение де Monstres-gardiens де Kachtcheï и др захвата d’Иван Царевич (Magic карильон, Появление Кощея в Монстров Хранителей, и захват князя Ивана) — Arrivee де Kachtcheï l’Бессмертный (Прибытие Кощея Бессмертного) — Диалог де Kachtcheï ауес Иван царевич (Диалог Кощей и князь Иван) — заступничество де принцесс (заступничество принцессы) — Аппаришно де Жар-птица (Внешний вид Firebird)
  11. Danse de la suite de Kachtcheï, enchantée par l’Oiseau de feu (Танец свиты Кощея, очарованный жар-птицей)
  12. Danse infernale de tous les sujets de Kachtcheï (Адский танец всех подданных Кощея ) — Berceuse (L’Oiseau de feu) (Колыбельная) — Réveil de Kachtcheï (Пробуждение Koschei ) — Mort de Kachtcheï (Смерть Koschei ) — Profondes Profoundèbres )
Вторая таблица
  1. Disparition du palais et des sortilèges de Kachtcheï, animation des chevaliers pétrifiés, allégresse générale (Исчезновение дворца Кошея и волшебных творений , Возвращение к жизни окаменелых рыцарей, Общее ликование)

Приборы

Произведение озвучено для большого оркестра со следующими инструментами:

Деревянные духовые
2 пикколо (2-я двойная 3-я флейта)
2 флейты
3 гобоя
Английский рог
3 кларнета ля (3-й парный кларнет ре мажор )
бас — кларнет в B ♭
3 фагота (3-й парный 2-й контрафагот )
контрафагот
Латунь
4 рожка в фа
3 трубы в ля
3 тромбона
туба
3 трубы на сцене
2 теноровые тубы Вагнера на сцене
2 сценические басовые тубы Вагнера
Перкуссия
басовый барабан
тарелки
треугольник
бубен
тамтам
глокеншпиль
ксилофон
пианино
челеста
3 арфы
литавры
Струны
первые скрипки
вторые скрипки
альты
виолончели
контрабасы

Синопсис

Рисунок Леона Бакста, изображающий царевича Ивана в плену Жар-птицы.

В центре балета — путешествие его героя — Ивана-царевича . Во время охоты в лесу он попадает в волшебное царство злого Кощея Бессмертного , бессмертие которого сохраняется, храня его душу в волшебном яйце, спрятанном в шкатулке. Иван преследует и ловит Жар-птицу и собирается убить ее; она умоляет сохранить ей жизнь, а он ее щадит. В знак благодарности она предлагает ему зачарованное перо, которое он может использовать, чтобы призвать ее, если он окажется в крайней нужде.

Затем Иван-царевич встречает тринадцать царевен, находящихся под чарами Кощея, и влюбляется в одну из них. На следующий день Иван противостоит магу, и в конце концов они начинают ссориться. Когда Кощей посылает своих миньонов за Иваном, он вызывает Жар-птицу. Она вмешивается, околдовывая монстров и заставляя их танцевать сложный энергичный танец («Адский танец»).

Измученные существа и Кощеи засыпают. Пока они спят, Жар-птица направляет Ивана к пню, где спрятана шкатулка с яйцом, в котором находится душа Кощея. Иван уничтожает яйцо, и после того, как заклинание разрушено, и Кощей мертв, волшебные существа, которых Кощей держал в плену, освобождаются, и дворец исчезает. Все «настоящие» существа, включая принцесс, пробуждаются и с последним намеком на музыку Жар-птицы (хотя в хореографии Фокина она не появляется в этой финальной сцене на сцене) празднуют свою победу.

Последующие балетные постановки

Павел Петров в постановке Русского балета Монте-Карло в Сиднее, 1936–1937 гг.

« Жар-птица » была поставлена ​​многими хореографами, включая Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса (со-хореографы), Грэма Мерфи , Алексея Ратманского и Юрия Посохова.

Балет был возрожден в 1934 году труппой полковника Василия де Базиля « Русские балеты Монте-Карло» в постановке в Лондоне с использованием оригинального декора и костюмов труппы Дягилева. Впоследствии труппа исполнила балет в Австралии во время гастролей 1936–37 гг.

Спектакль был поставлен Джорджем Баланчиным для Нью-Йоркского городского балета в 1949 году с Марией Талльчиф в роли Жар-птицы, с декорациями и костюмами Марка Шагала , и хранился в репертуаре до 1965 года. 1970 год для Нью-Йоркского городского балета с тщательно продуманными декорациями Шагала и новыми костюмами Каринской по мотивам костюмов Шагала для фестиваля Стравинского 1972 года, на котором Гелси Киркланд представила Жар-птицу.

В 1970 году Морис Бежар поставил собственную версию, в которой главным героем балета был молодой человек, поднявшийся из рядов революционеров и ставший их лидером. В главной роли танцевал Мишель Денар .

Балет Мариинского исполнил оригинальную хореографию в Ковент — Гарден в августе 2011 года, как часть их Фокина ретроспективе.

Национальный балет Канады создал версию Firebird для телевидения, иногда ретранслировать, в которых были использованы специальные эффекты , чтобы сделать вид , что Firebird находится в полете.

29 марта 2012 года в Американском театре балета состоялась премьера балета в хореографии Алексея Ратманского в Центре искусств Сегерстрем в Коста-Меса, Калифорния , с Мисти Коупленд в главной роли .

Королевский балет поставил 6 спектаклей балета в Королевском оперном театре в Лондоне в июне 2019 года, с Ясмин Нади выполняет роль Firebird.

использованная литература

Источники

  • Слонимский, Николай (2014). Книга музыкальных анекдотов Слонимского . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-135-36860-9.
  • Сорли Уокер, Кэтрин (1982). Русские балеты де Базиля . Лондон: Хатчинсон. ISBN 0-09-147510-4.(Нью-Йорк, Атенеум. ISBN  0-689-11365-X )
  • Тарускин, Ричард (1996). Стравинский и русские традиции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816250-2.
  • Уолш, Стивен (1999). Стравинский: Творческая весна (Россия и Франция, 1882-1934) . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-679-41484-3.
  • Уолш, Стивен (2006). Стравинский: Второе изгнание (Франция и Америка, 1934–1971) . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-375-40752-9.
  • (требуется подписка)
  • Жар-птица : партитуры в проекте » Международная библиотека музыкальных партитур»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: