Открытые до 1917 года
Самарский областной историко-краеведческий музей, вид на главный вход
- — Самарский областной историко-краеведческий музей имени Петра Алабина (ул. Ленинская, 142)В фондах музея хранятся свыше 230 тысяч предметов. Располагает богатыми археологическими, естественнонаучными коллекциями (палеонтологической, минералогической, зоологической, ботанической), историко-бытовыми и этнографическими коллекциями. Интересны нумизматическая коллекция, коллекции редкой книги XVIII—XIX веков, документов XVIII—XX веков, холодного и огнестрельного оружия России, а также стран Запада и Востока (XIV—XX веков).
-
— Самарский художественный музей (ул. Куйбышева, 92)Один из крупнейших музеев Поволжья. Художественный отдел создан местным художником Константином Головкиным при участии группы самарских живописцев. Основой коллекции стали полотна самарских художников рубежа XIX—XX веков, а также работы мастеров русского искусства начала века. Сегодня музей имеет богатейшее собрание русского искусства XVIII—XIX веков, коллекцию русской живописи и графики конца XIX — начала XX веков. Особенно ценна коллекция русского авангарда начала XX века
1901 — Особняк Шихобаловых (ул. Венцека, 55)Знаменитый «Дом с атлантами», построенный по проекту архитектора Александра Щербачёва. Передан Самарскому художественному музею в 1994 году. В настоящее время здание находится на реставрации. После открытия здесь будут размещены экспозиция «Художественная культура старой Самары», музей-квартира семьи Васильевых и выставка работ заслуженного художника России Валентина Пурыгина.
. Музейное собрание включает в себя и отечественное искусство 1920—1970-х годов.
Открытые после 1990 года
- 1991 — Музей «Бункер Сталина» (ул. Фрунзе, 167)Строительство секретного бункера началось в конце февраля 1942 года. Это самый мощный из рассекреченных бункеров, его глубина — 37 метров. В строительстве принимало участие 2900 рабочих и около 800 инженерно-технических работников. Из всех строителей бункера известны лишь главный инженер проекта Юрий Островский, главный архитектор Михаил Зеленин и начальник геомаркшейдерских работ Иван Дробинин. Объект расположен под зданием современной Академии культуры и искусства, в котором ранее располагался куйбышевский обком.
- 1991 — Художественная галерея «Мария» (ул. Галактионовская, 132)Экспозиция картин и предметов искусства. В постоянной экспозиции галереи много работ самарских художников.
- 1997 — Музей истории города Самары имени Михаила Челышова (ул. Фрунзе, 49)В экспозиции музея — небесный покровитель города митрополит Алексий, основание в 1586 году Самары царем Федором Иоанновичем. В музее представлены все епископы Самарской епархии, все дореволюционные самарские губернаторы, некоторые из городских голов и председателей горисполкома Самары.
- 1997 — Самарский епархиальный церковно-исторический музей (ул. Радонежская, 2)Экспозиция музея представляет историю Русской Православной Церкви в Самарском крае. Посетитель может осмотреть воспроизведенную обстановку кельи митрополита Мануила (Лемешевского), центральное место в ней занимает картотека библиографических ссылок к его основному труду «Биографический словарь архиереев РПЦ с момента крещения Руси до 50-х годов XX века». Значительная часть экспозиции посвящена церковному искусству — здесь представлены иконы местных иконописцев и иконописных мастерских, монастырских мастерских, иллюстрированные рукописи, старопечатные книги и т.д.
- 1998 — Международный центр духовной культуры «Радуга» (ул. Мичурина, 23)Выставка компьютерных репродукций произведений мастеров живописи и фотопейзажей.
- 2005 — Галерея «Виктория» (ул. Максима Горького, 125)
- 2007 — Музей Самарского цирка (ул. Молодогвардейская, 220)Открыт 8 сентября 2007 года в честь 100-летия Самарского цирка. В коллекции музея документы об истории цирка, костюмы артистов и т. д.
Музей «Самара космическая»
- 2007 — Муниципальный музей «Самара космическая» имени Дмитрия Козлова (пр. Ленина, 21) Музей открылся в постаменте ракеты-носителя «Союз-У», построенном по проекту архитекторов В. Жукова и А. Темникова, в День космонавтики 12 апреля 2007 года. В создании музейной экспозиции участвовали самарские предприятия и конструкторские организации ракетно-космической отрасли. Помимо вертикально установленной ракеты «Союз-У» в музее есть целый ряд уникальных экспонатов, например, спускаемый аппарат спутника-разведчика «Янтарь-4К1» и единственный оставшийся после завершения программы «Энергия-Буран» 800-килограммовый «лепесток», откатанный на Самарском металлургическом заводе.
- 2008 — Музей самарского футбола (ул. Молодогвардейская, 148). Большая часть экспозиции музея посвящена футбольному клубу «Крылья Советов» (основан 3 мая 1942 года). Самарский футбол, 100-летие которого отмечалось в 2011 году, представлен в музее и историей других региональных команд: куйбышевских «Металлурга», «Локомотива», «Динамо», тольяттинской «Лады», самарского «Юнита», «Сызрани-2003» и Академии имени Юрия Коноплева в поселке Приморском. Музей-центр имеет оригинальный дизайн: помимо традиционной и весьма разнообразной музейной экспозиции в нём представлены фрагменты футбольного стадиона, ворота, искусственный газон, живописные и фотографические художественные работы, уникальные исторические арте-факты, связанные с легендами самарского, советского и мирового футбола, а также инсталляции на футбольные темы.
- 2010 — Музей истории образования городского округа Самара (ул. Рабочая, 19)
- 2012 — Музей модерна в особняке Курлиной (ул. Фрунзе, 159)
- Галерея «XI комнат» (ул. Самарская, 148)
- Галерея «Арт-Пропаганда» (ул. Куйбышева, 68/70)
- Галерея «Вавилон» (ул. Ульяновская, 18)
- 2009 — Арт-Портал (ул. Победы, 14)
- Галерея «Новое пространство» (Проспект Ленина, 14А)
- 2011 — Самарский железнодорожный музей (ул. Литвинова, 323)
- 2015 — (пгт. Петра-Дубрава)
Реставраторы, работавшие в музее с 1920-х годов
Корин Павел Дмитриевич | |
Годы жизни | 1892–1967 |
Годы работыв музее | 1929–1959 |
Должность | Художник-реставратор станковой масляной живописи высшей квалификации |
П.Д. Корин и П.Т. Корина
Живописец, аттестованный реставратор станковой живописи, собиратель древнерусской иконописи. Брат А.Д. Корина. Окончил иконописную школу в Палехе, в 16 лет получил звание мастера-иконописца. С 1909 – в Москве в иконописной палате Донского монастыря учился у К.П. Степанова. В 1911 году познакомился с М.В. Нестеровым, впоследствии помогал ему расписывать собор, построенный А.В. Щусевым в Марфо-Мариинской обители. С 1912 учился в МУЖВЗ у К.А. Коровина и С.В. Малютина, окончил училище в 1916. Расписывал усыпальницу в подземном храме под собором в Марфо-Мариинской обители (по заказу великой княгини Елизаветы Фёдоровны). Обучался реставрационному делу в Берлине и Париже (1931–1932 и 1935). Блестящий знаток техники живописи. Создатель множества живописных произведений – портретов, триптихов, пейзажей. В области реставрации утвердил многоплановый подход к объекту реставрации как к произведению, имеющему научную и художественную значимость. С 1929 по 1959 работал в ГМИИ, с 1932 – зав. реставрационной мастерской Музея. Участвовал в крупных реставрационных работах в ГТГ, Большом театре, принимал участие в обследовании и реставрации панорамы Франца Рубо «Бородинская битва». Среди отреставрированных картин: «Портрет кардинала Антониотто Паллавичини» Тициана Вечеллио; «Крещение» Корнелиса ван Харлема; «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, прозванного Джулио Романо (совместно с В.Н. Яковлевым, С.С. Урановой); «Сатир в гостях у крестьянина» Якоба Йорданса (совместно с В.Н. Яковлевым, С.С. Чураковым). Принимал участие в реставрации картины А.А. Иванова «Явление Христа народу». В годы Великой Отечественной войны обеспечивал сохранность оставшихся не эвакуированными художественных ценностей. В послевоенное время возглавлял работы по реставрации картин Дрезденской картинной галереи, входил в состав комиссии по реставрации живописи в Успенском и Благовещенском соборах Московского Кремля и непосредственно наблюдал за ходом реставрационных работ, в 1948 руководил работами по реставрации фресок Владимирского собора в Киеве. Им лично в этом соборе были восстановлены росписи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова. В 1952 закончил выполнение мозаики на станции московского метро «Комсомольская». Составил с А.А. Рыбниковым, С.А. Тороповым и В.Н. Крыловой в 1949 году «Инструкцию по хранению музейных ценностей в условиях военного времени». С 1948 являлся консультантом, а в 1960–1964 – научно-художественным руководителем ГЦХРМ, сменив на этом посту И.Э. Грабаря.Народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958). Лауреат Государственной премии СССР (1952), Ленинской премии (1963).Аттестация – художник-реставратор станковой масляной живописи высшей квалификации (1955).
Литература: Отечественная реставрация в именах 1918–1991 гг.: Биобиблиографический справочник. / Авт.-сост. О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова. М.: Индрик, 2010. Вып. 1.
Архивы: ОР ГМИИ. Ф. 5, оп. 4, д. 159.
Модерн
Годы существования стиля:
— в Европе — конец 1880-х — 1914 год,
— в России — конец 1890-х — 1916 год.
Основные отличительные особенности
— Проектировка здания по принципу «изнутри наружу», что определяло сильное влияние индивидуальной внутренней планировки помещений на его внешний облик.
— Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, асимметричных «природных» форм.
— Использование новых технико-конструктивных средств (железобетон, облицовочная керамика и т.д.).
— Широкое использование декоративных элементов, стилизованных растительных узоров, причудливых орнаментов.
— Художественное оформление конструктивных элементов здания — лестниц, дверей, балконов и т. д.Примечание: при подготовке материала использованы книги Вагана Каркарьяна «Модерн в архитектуре Самары» и «Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города». Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.
Особенности экспозиции
Сейчас экспозиции художественного музея Самары занимают все три этажа здания. На втором разместились полотна русских живописцев XIX века.
Изначальной основой музейных фондов была коллекция, собранная самарским купцом, хозяином писчебумажного магазина Константином Головкиным. Головкин и сам был не просто любителем, но и мастером пейзажной живописи. Еще в 1898 году он разослал письма многим именитым и известным русским художникам с просьбой о принесении в дар городу своих полотен. Письма подписал самарский голова Арапов. Собранная таким образом коллекция включала в себя полотна: П. К. Венига, А. А. Жаравова, Е. И. Столицы, М. В. Нестерова, А. К. Беггрова, В. Н. Бакшеева, К. Ф. Юона. К 1911 году коллекция уже включала в себя более 130 полотен. Многие из них были написаны выпускниками Санкт-Петербургской Академии художеств.
Кроме живописи, в коллекции музея есть иконы и графика, а также произведения отечественного декоративно-прикладного искусства: медное литье, керамика, ювелирные украшения. Представлены в экспозиции и произведения прикладного искусства Востока — Японии, Китая, Индии, Древнего Египта.
После революции коллекция живописи самарского музея пополнилась полотнами К. Е. Маковского и В. Е. Маковского, И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. И. Сурикова, Н. А. Ярошенко и др. Также появились в экспозиции и копии с картин Рембранда и Снайдерса, произведения западно-европейского декоративно-прикладного искусства.
В 1959 году за счет благотворительной помощи фонда М. И. Сергиевской коллекция живописи пополнилась полотнами Боровиковского, Тропинина, Сурикова, Архипова и др.
Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
Преподобномученик Феодор был одним из членов тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. В 1933 году его арестовали и приговорили к трем годам исправительно-трудовых работ. Иеродиакон Феодор имел неоконченное высшее образование и в лагере помогал тюремному врачу лечить заключенных.
После освобождения он служил в подмосковных храмах, но отказался заниматься доносительством. За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь. В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. В 1943 году следствие развалилось и всех привлеченных по этому делу освободили. Сам иеромонах Феодор был осужден на пять лет ссылки и через месяц скончался в тюрьме в Балашове. Место его захоронения неизвестно.
В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Посетителям
В музее проводятся тематические программы для детей дошкольного возраста.
Полезные ссылки для туристов:
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.
Наследие художника
В последние годы Павел Дмитриевич Корин восстанавливал полотна Васнецова и Нестерова. Многие годы собирал старинные иконы, считая иконопись образцом художества и творческого стремления. Всю уникальную коллекцию и дом художник завещал Третьяковской галерее.
Это был выдающийся художник и реставратор, превыше всего ценящий веру человека в Бога, в Родину, в народ. Эта светлая вера сопровождала его всю жизнь, она во всех его произведениях.
Русь Уходящая Корина – притягательная загадка
Биография Павла Филонова, несгибаемого аналитика от искусства
Биография художника Федотова П. А. его картины – окно в XIX век
Музей для детей «Зеленка»
Музейное пространство для детей в Самарском музее модерна традиционно в дни зимних школьных каникул устраивает для юных посетителей не только экскурсии, но и познавательные квесты и мастер-классы.
Так 5 января в 10.30 на занятии для самых маленьких ребятам предложат выполнять задания, справляться с препятствиями, смастерим елочную игрушку и… попить чаю в финале приключений. Занятие рассчитано на возраст 2-4 года. Его стоимость – 250 руб.
8 января в 14.00 в «Зеленке» организуют зимний праздник. Будут игры со снегом во дворе, мастер-класс, затем ребят напоят горячим какао и предложат посмотреть мультфильмы.
- Самарский музей модерна, ул. Фрунзе, 157.
- 5 января, 10.30.
- 8 января, 14.00.
- Цена билета: 250 руб.
На все занятия необходима запись по телефону (846) 333-24-98.
Концерты в Самаре в январе 2020: джаз, музыка голливудских хитов, Сергей Безруков, Soprano Турецкого и Ани Лорак
Какие концерты ждут самарцев в самом начале нового 2020-го года? Смотрите, кто и когда выступит в нашем городе
История музея
В апреле 1897 года в зале Городского музея эта группа по личной инициативе устроила небольшую выставку, ряд полотен после окончания выставки был передан в специально основанный Художественный отдел Самарского городского музея. Впоследствии, постоянно пополняющийся отдел будет выделен в 1937 году в самостоятельный художественный музей.
Самарский купец К.П.Головкин был удивительно целостной личностью, выгодной отличающейся от многих представителей реакционного купеческого сословия. Он был владельцем писчебумажного магазина, обладал хорошими торговыми и финансовыми способностями, и в то же время в этом человеке проявлялся талант художника-пейзажиста. Неоднократно в городе проходили местные художественные выставки, организованные с его помощью и поддержкой. Тот день, когда полотна из очередной выставки были переданы в дар Городскому музею, стал считаться официальной датой начала формирования музейных фондов. Тогда в Художественном отделе экспонировались полотна самарских художников: Н.П. Осипова, И.Ф. Никонова, Н.Ф. Холявина, а также самого К.П. Головкина.
Прекрасно осознавая, что экспозиция Художественного отдела не может быть представлена одними самарскими художниками, Головкин в 1898 году, заручившись согласием Городского головы П.А. Арапова, разослал почти 270 писем адресованных известным художникам страны. Письма содержали просьбу поддержать начинания самарского Художественного отдела и по возможности прислать в дар свои произведения. Самыми первыми откликнувшимися дарителями были выпускники Академии художеств, в фондах музея появились картины П.К Венинга («Прикованный Прометей»), А.А. Жаравовой и Е. И. Столицы.
Картины музея
Великие события на стенах московского метро
И если этюды к «Руси уходящей» и портреты советских деятелей культуры можно увидеть только в музее, то есть работы, мимо которых ежедневно проходят миллионы жителей столицы и гости города, — это станции метро.
Московский метрополитен Павел Корин начал оформлять в 1950-е годы. На тот момент он уже двадцать лет был заведующим реставрационными мастерскими ГМИИ им. А.С. Пушкина.
По эскизам и под наблюдением Павла Корина на своде станционного зала «Комсомольской кольцевой» сделаны мозаики с изображением русских воинов — Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров, а также Орден Победы в переходе на радиальную ветку. За оформление «Комсомольской кольцевой» Павел Корин получил Сталинскую премию.
Мозаика на Комсомольской кольцевой. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется
Для станции метро «Новослободская» Павел Корин нарисовал эскизы 32 витражей — они стали его первой работой в этой технике, и эскиз мозаичной картины «Миру — мир», на которой изображена мать с ребенком на руках.
Новослободская. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется
«Рабочий и колхозница» на торцевой стене зала «Павелецкой» и мозаика с эмблематикой русского и советского оружия в вестибюле станции «Смоленская» — это тоже работы Павла Дмитриевича.
Нет сомнения — Павел Корин был выдающимся мастером монументального искусства, считая, что «великие события истории, изображенные на стене, дадут народу не меньше, чем книга, прочитанная миллионами».
Открытые с 1917 по 1990 год
Дом-музей семьи Ульяновых в Самаре
- — Дом-музей Семьи Ульяновых (ул. Ленинская, 131—135)Как музей историко-мемориального профиля Дом-музей Владимира Ленина в Самаре функционирует с 3 января 1940 года. К 100-летию со дня рождения Владимира Ленина (1970 год) на втором этаже музея была восстановлена мемориально-бытовая обстановка квартиры Ульяновых, на первом — развёрнута научно-документальная экспозиция, посвящённая самарскому периоду жизни Владимира Ленина.
- — Самарский литературно-мемориальный музей имени Максима Горького (ул. С. Разина, 126)
- — Зоологический музей имени Дмитрия Николаевича Флорова Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ул. Антонова-Овсеенко, 24)Состоит из нескольких экспозиций: зала млекопитающих, зала птиц, зала пресмыкающихся, земноводных и рыб и зала беспозвоночных животных. Сборы материала в Куйбышевском пединституте начались со времени основания кафедры зоологии — в 1929 году, однако для посетителей музей открылся только в 1960 году.
- — Дорожный музей истории Куйбышевской железной дороги (ул. Спортивная, 3А, с 2001 г. Комсомольская пл. 2/3 — здание Железнодорожного вокзала)Общая площадь музея 450 кв. м. В составе экспозиции пять основных разделов: историческое развитие Куйбышевской железной дороги, развитие железнодорожной техники, Великая Отечественная война, Послевоенный период, современный день Куйбышевской железной дороги. В фондах музея находится около 3 тысяч разнообразных материалов (документов, моделей поездов, фотографий и т.д.).
- — Музей авиации и космонавтики (Московское ш., 34, корп. № 3 Самарского университета)Основан музей в 1975 году, когда началось проектирование экспозиции. Общая площадь музея 400 м². В составе экспозиции четыре основных раздела: история создания и развития Самарского государственного аэрокосмического университета, история отечественной авиации, история отечественной космонавтики, Самара аэрокосмическая.
Музей-усадьба А.Н. Толстого
- — Самарский музей-усадьба Алексея Толстого (ул. Фрунзе, 155Б)Открыт 18 мая 1981 года. Единственный монографический музей, посвященный жизни и творчеству писателя. Городская усадьба второй половины XIX века. Основу экспозиции музея составляют архивы Алексея Толстого и его матери — писательницы Александры Леонтьевны Бостром. В фондах музея находится более 10 тысяч документов и материалов.
- — Музей Владимира Высоцкого (ул. Галактионовская, 39)
- — Муниципальный музей «Детская картинная галерея» (ул. Куйбышева , 139) Музей основан 26 декабря 1990 года. Фонды галереи насчитывают около 18000 единиц хранения, включающих свыше 11000 работ детей разных стран, образцы декоративно-прикладного и народного искусства, куклы народов мира, предметы старинного быта.
- Музей архитектуры и строительства (ул. Арцыбушевская, 30)
- Самарский военно-исторический музей Краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа (ул. Шостаковича, 1)
- Выставочный зал Союза художников (ул. Молодогвардейская, 209)
Здание Художественного музея
Чаще всего художественные музеи размещаются в прекрасных старинных особняках. В Нижнем Новгороде, например, роскошная и богатейшая художественная экспозиция разместилась в бывшем губернаторском дворце на территории Нижегородского Кремля. В Казани в великолепной усадьбе Сандецкого — командующего Казанским военным округом.
Художественный музей Самары также расположен в одном из красивейших центральных городских дворцовых сооружений, перестроенном в начале 20 века из здания, выкупленного у известного городского купца Курлина (арх.В.Якунин). Здание неоклассического стиля было переделано для выкупившего его Волжско-Камского коммерческого банка. Причем, переделывались в основном фасады здания: появилась колоннада, фронтон со скульптурным украшением и фигурами грифонов.
Фронтон музея
Интерьерная же роскошь стиля модерн бывшего курлинского особняка в виде Парадной лестницы, Мраморного зала, фойе и много еще чего сохранилось до наших дней.
Парадная лестница
Сохранился почти полностью и первый этаж, занимаемый при прежнем хозяине магазином «Дрезден» — сегодня там находятся помещения Лектория. Кстати, купеческой семье Курлиных принадлежали и другие городские здания, в одном из которых сегодня размещен оригинальный Музей Модерна. А вот старинные напольные часы, находящиеся в фойе, когда-то стояли в кабинете директора коммерческого банка.
Залы Самарского Художественного музея
Уникальная возможность осмотреть залы этого великолепного сооружения конца 19 — начала 20 вв. уже является мощным стимулом для посещения Художественного музея.
В Мраморном зале
Судьба особняка в постреволюционный период была довольно бурной. Сначала он был занят общегородским клубом коммунистов. Здесь как-то даже выступал со своими стихами В.Маяковский. Позже в прекрасном особняке разместились всевозможные советские комитеты и издательства различных газет. В 1925 году здесь прошла Первая городская художественная выставка. В 30-е годы в дворцовых залах обитал Совет городских депутатов, затем партийный городской комитет.
И вот, наконец, в 1989 году хозяином прекрасного особняка стал Художественный городской музей, представивший свои экспозиции посетителям уже к концу года.
«Нежные касания цифровых тел»
Любители современного искусства могут до 12 января посетить выставку в галерее «Виктория».
На выставке «Нежные касания цифровых тел» будут представлены работы, в которых художники ищут формы материализации цифровых объектов, вступают в сотворчество с алгоритмами и искусственным интеллектом, рефлексируют на тему уникальности и воспроизводимости реалий цифрового мира, и изобретают способы взаимодействия с произведениями – некоторые из них можно будет даже обнять.
Участники выставки: Иван Горшков (Воронеж); Людмила Калиниченко (Екатеринбург); Михаил Михайлов, Игорь Самолет (Москва); Александр Зайцев, Владимир Логутов, Андрей Сяйлев (Самара-Москва); Михаил Горелов, Максим Шабалин (Самара); Герасим Герасимов (Тольятти).
- Галерея «Виктория», ул. Некрасовская, 2.
- До 12 января, вторник – воскресенье, 11.00 – 19.00.
- Цена билетов: 200 рублей (100 рублей — льготный).
Ольга Скосырева
Первая мастерская и поиски своей темы
Зимой 1917 года молодой художник арендовал чердачное помещение на Арбате. Здесь же была организована мастерская. Находясь в центре Москвы географически, Павел Корин оказался в центре русской катастрофы, революции, во времени. Жили втроём – он, его жена и брат Александр. Перебивались случайными заработками: писали транспаранты для митингов и демонстраций, изредка преподавали.
Корину выпало жить во время великой смуты, он стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в стране. И мимо неё исторический живописец Павел Корин пройти не мог. Назревала главная тема его картин. Почитатель таланта русского художника А.А. Иванова, автора «Явления Христа народу», и традиций исторической живописи, Павел Дмитриевич Корин понял, что он должен тщательно выбирать темы своих произведений и выражать ими великие и вечные мысли.
Дом Павла Корина — «малый музей» Третьяковки
Более тридцати лет Павел Корин жил в здании бывшей прачечной на улице Малая Пироговская близ Новодевичьего монастыря. В одной половине дома была жилая часть, в другой — мастерская. Все свое имущество Павел Корин завещал жене Прасковье Тихоновне, а в случае ее смерти — Государственной Третьяковской галерее с единственным условием — сохранить в доме все, как при жизни художника.
После смерти мужа Прасковья Корина попросила министра культуры СССР Екатерину Фурцеву принять в дар Третьяковке коллекцию древнерусского искусства и образовать в доме их семьи художественный музей.
В 1971 году мемориальный Дом-музей открылся для посетителей как часть Третьяковской галереи.
В 2009 году музей закрыли на реконструкцию — дом нуждался в ремонте. Пока наследие Павла Корина хранится в запасниках галереи.
Дом-музей. Фото: museum.ru