Запоминающиеся иллюстрации
Простые и чуть грубоватые рисунки идеально подходили для советского плакатного искусства: они позволяли выразить месседж, не перегружая картинку деталями. Во многом советские агитационные плакаты убедительные и запоминающиеся благодаря своим иллюстрациям. Негативных персонажей зачастую рисовали карикатурно — эти яркие образы невозможно игнорировать.
Так, по мнению художников, выглядит типичный алкоголик. И. Янг, А. Черномордик, 1929 год
Чтобы привлекать внимание к персонажам, на плакатах использовали однотонные заливки: часть изображения просто закрашивали каким-нибудь цветом. На этом плакате однотонная синяя одежда и головные уборы на иллюстрации помогают привлечь внимание к главному:. Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий
И. Янг, А. Черномордик, 1930 год
Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий. И. Янг, А. Черномордик, 1930 год
Позитивные герои изображались розовощёкими, улыбчивыми, освещёнными солнцем. Конечно, на многих советских плакатах были скучные однотипные положительные герои — чем-то напоминающие улыбающихся человечков с современных стоковых фото. Но также выпускали и более привлекательные картинки.
Шрифтовая композиция
Ещё одна интересная особенность советской графики — оригинальные шрифтовые композиции. Буквы на плакатах зачастую располагались не на последовательных строках, а в художественном беспорядке: вертикально, наискосок, имитируя предметы или геометрические фигуры.
На этом плакате текст визуально нескучный, но легко читается за счёт контрастных светлых букв на белом фоне и диагональной линии, которая ведёт нас от конца одной надписи к началу другой.
Композиция нестандартная, но понятная. В. Изенберг, 1924 год
Вот ещё один пример необычной композиции с текстом. Нарисованный слон и слово «был», вписанное в круг, образуют знак вопроса.
В этот плакат хочется всматриваться. А. Родченко, 1920-е годы
В следующем примере название продукта короткое, ёмкое, написано простым шрифтом — поэтому оно без проблем читается по диагонали и образует тело смешного человечка.
Яркие цвета
Ещё одна фишка плакатов СССР — сочные цветовые оттенки, которые сразу приковывают взгляд. В рекламной графике часто использовали сочетания дополнительных цветов по кругу Иттена: они максимально контрастные. Например, это жёлтый с фиолетовым и оранжевый с голубым. Несмотря на то что в следующем примере использованы приглушённые оттенки цветов, плакат всё равно смотрится очень ярким — за счёт контраста дополнительных цветов.
Цвета хорошо дополняют друг друга. Неизвестный художник, 1928 год
Наряду с приглушёнными оттенками в плакатах использовали и открытые цвета — чистые, яркие, без примесей. Обычно это были первичные цвета по кругу Иттена: красный, жёлтый и синий. Особенно они характерны для рекламы.
Эти цвета несут позитивное настроение. А. Миллер, 1938 год
Но излюбленный цвет в СССР — это, конечно, красный. Он яркий сам по себе, а в сочетании с чёрным смотрится ещё более броским. Красный цвет — неотъемлемая часть агитационных плакатов. Это активный цвет, который, по мнению современных маркетологов, повышает слюноотделение и учащает сердечный ритм. Именно плакаты в красной гамме призывали народ к боевой готовности и усердной работе:
Выглядит убедительно. Неизвестный художник, 1931 год
Леттеринг
Рисованные буквы — фишка советских плакатов. Леттеринг — это создание уникальных надписей от руки для конкретного проекта: сейчас он популярен в рекламе, анонсах и логотипах. Рисование надписей — непростое искусство, ведь нужно не только сделать буквы визуально интересными, но и сохранить их основные пропорции, чтобы не возникало проблем с чтением. Советские художники делали это мастерски.
Вот креативный плакат, чем-то напоминающий современные мемы. Но здесь важную роль играют надписи: они будто летят и растворяются в космическом пространстве.
Смотрится очень необычно. А. Иогансон, 1959 год
Очень популярным был леттеринг, стилизованный под рукописный почерк. Он, как и почерк, бывает разным. Например, буквы в следующем плакате нарисованы нарочито небрежно: в отличие от рубленых шрифтов, такое написание — попытка доверительного общения с народом.
Это не призыв, не реклама, а мягкое наставление. Б. Решетников, 1956 год
Леттеринг оживлял советские надписи: с помощью уникального написания можно придавать буквам разные форму и наклон.