Рафаэль санти

Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

С 1511 по 1514 год Рафаэль работал над оформлением помещения, получившего впоследствии название Станца д’Элиодоро . Тематика росписей в этой станце – божественное покровительство охраняющее Церковь.

Станца д’Элиодоро получила название от главной из составляющих живописную композицию росписей, созданную по мотивам сюжета предания о военачальнике-сирийце Элиодоре, изгнанном всадником-ангелом из храма в Иерусалиме.

Две другие росписи на стенах Элиодоро тоже посвящены библейским и историческим событиям, в которые явно вмешались божественные силы. «Изведение апостола Петра из темницы» – фреска на сюжет известного библейского предания о том, как ангел освободил апостола, заключенного в темницу.

Роспись «Месса в Больсене» посвящена чуду, свершившемуся в 1263 году: хостия – лепешка, предназначенная для причастия – в руках неверующего священнослужителя вдруг начала истекать кровью.

Начало карьеры

Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры.

В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.

В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.

Творчество Рафаэля

Композиции, созданные художником, славятся изяществом, гармонией, плавностью линий и совершенством форм, с которыми могут соперничать лишь полотна Леонардо и произведения Микеланджело. Недаром эти великие мастера составляют «недостижимую троицу» Высокого Возрождения.

Рафаэль был чрезвычайно динамичным и деятельным человеком, поэтому, несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатейшее наследие, состоящее из произведений монументальной и станковой живописи, графических работ и архитектурных достижений.

При жизни Рафаэль был очень влиятельным деятелем культуры и искусства, его произведения считались эталоном художественного мастерства, однако после безвременной смерти Санти внимание переключилось на творчество Микеланджело, и вплоть до XVIII века наследие Рафаэля пребывало в относительном забвении. Творчество и биография Рафаэля Санти делятся на три периода, основными и наиболее влиятельными из которых являются четыре года, проведенные художником во Флоренции (1504-1508 гг.), и остаток жизни мастера (Рим 1508–1520 гг.)

Творчество и биография Рафаэля Санти делятся на три периода, основными и наиболее влиятельными из которых являются четыре года, проведенные художником во Флоренции (1504-1508 гг.), и остаток жизни мастера (Рим 1508–1520 гг.).

Аранжировки для гитары

Несколько фортепианных сочинений Альбениса были аранжированы для гитары ещё при жизни композитора. Первым гитаристом, который сделал это, был, вероятно, Франциско Таррега (1852 — 1909), каталонец и почти точный современник Альбениса.

Самый прославленный ученик Тарреги Мигель Льобет также делал аранжировки для гитары фортепианной музыки Альбениса и, по-видимому, с благословения композитора, поскольку Льобет исполнил «Гранаду» Альбениса на концерте, организованном самим Альбенисом в Барселоне в 1906 году.

Тем не менее, первая успешная гитарная аранжировка прелюдии-Легенды, без сомнения, принадлежит Андресу Сеговии, хотя он не был первым гитаристом, кто исполнял или аранжировал эту пьесу. Вероятно, Сеговию также опередил аранжировщик Severino García Fortea.

В своей автобиографии 1893 -1920 годов Сеговия упоминает, что он «транскрибировал Легенду Альбениса, которая была воспроизведена из транскрипции, сделанной этой бездарностью , Доном Северино Гарсия». Хотя трудно определить, когда Сеговия впервые начал включать эту пьесу в свои программы сольных концертов, мы знаем, что он обозначил эту пьесу для сольного концерта в Граце, Австрия, в октябре 1924 года.

Хотя программа утеряна, вполне возможно, что Сеговия также обозначил эту пьесу для своего знакового дебюта в Париже в начале того же года. Сеговия записал свою аранжировку не раньше, чем в 1953 году (она появляется на «An Andres Segovia Recital» на лейбле «Brunswick», AXTL 1005), а опубликовал её ещё через три года, в 1956 году (на «Ricordi American» в Буэнос-Айресе).

С этого момента на музыкальном рынке начал появляться непрерывный поток гитарных аранжировок «Легенды», большинство которых молчаливо приняли издание Сеговии в качестве основного источника.

Архитектура

Архитектурный стиль Рафаэля подвергся вполне ожидаемому влиянию Браманте, именно поэтому недолгий период пребывания Рафаэля главным архитектором Ватикана и одним из наиболее влиятельных архитекторов Рима так важен для сохранения стилистического единства строений.

К сожалению, немногие из строительных замыслов великого мастера существуют по сей день: некоторые из планов Рафаэля не были осуществлены из-за его смерти, а некоторые из уже построенных проектов были либо снесены, либо перемещены и переделаны.

Руке Рафаэля принадлежит план внутреннего двора Ватикана и расписных лоджий, выходящих в его сторону, а также круглой церкви Sant’ Eligio degli Orefici и одной из капелл в церкви Святой Марии дель Попполо.

Флорентийский период жизни

В 1504 году Рафаэль уехал из Перуджа. Он направился во Флоренцию, этот переезд сыграл в творческом развитии художника огромную роль. Здесь он принялся тщательно изучать работы Бартоломео делла Порта, Микеланджело, Леонардо да Винчи и других флорентийских живописцев. Санти досконально занялся изучением механики и анатомии движений человека, сложных ракурсов и поз, много работал с натурой.

В его картинах флорентийского периода уже просматриваются сложные формулы взволнованных и драматических человеческих движений, которые ранее были разработаны Микеланджело.

В 1507 году Санти написал очередной шедевр «Положение во гроб».

Популярность Рафаэля стала расти, ему поступало множество заказов на портреты и образы святых.

Но главной темой в его флорентийских полотнах стали Мадонна и младенец, он написал около 20 картин. Несмотря на стандартные сюжеты, младенец у Мадонны на руках либо играет рядом с ней с Иоанном Крестителем, все образы абсолютно индивидуальны. В этих работах просматривается особенная материнская нежность. Скорее всего сказывалось то, что у Рафаэля очень рано умерла мама, такая потеря отразилась в душе художника глубоким следом, он недополучил всей ласки и доброты от женщины, подарившей ему жизнь.

Мадонны, изображённые на его картинах, привели к успеху и славе Рафаэля. Он получал огромное количество заказов на подобную тематику, в этот период Санти написал лучшие свои произведения:

  • «Мадонна Грандука»;
  • «Мадонна под балдахином»;
  • «Прекрасная садовница» (или «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»);
  • «Мадонна Террануова»;
  • «Мадонна с гвоздиками»;
  • «Мадонна с щеглёнком».

Санти провёл во Флоренции четыре года, за это время он достиг уникальной техники в живописи и индивидуальности в стиле. Многие его работы этого периода считаются самыми красивыми и идеальными в истории мировой живописи, он писал безупречные фигуры и лица.

Во Флоренции Санти познакомился и подружился с Донато Браманте, который потом сыграл в жизни художника немалую роль.

Особенности творчества Рафаэля

В деятельности Рафаэля Санти поражает прежде всего неистощимая творческая фантазия художника, подобной которой в таком совершенстве не встречаем ни у кого другого. Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров; во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, всё дышит простотой и ясностью, и здесь, как в зеркале, отражается весь мир в его разнообразии. Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований. У Рафаэля нет ничего преобладающего, все соединено в необычайном равновесии, в совершенной красоте. Глубина и сила замысла, непринужденная симметрия и законченность композиций, замечательное распределение света и тени, правдивость жизни и характерность, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве. Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.

Видео

https://youtube.com/watch?v=mm-1T_mbxqY

https://youtube.com/watch?v=_PMe_U1KvNI

https://youtube.com/watch?v=mEOPg6z4k0o

Источники

  • http://new-original-style.com.ua/pages/article/Raphael/paintings.htmhttps://italy4.me/izvestnye-lyudi/raffaello-santi.htmlhttps://artrue.ru/style/renessans/raphael/biografiya-rafaelya-santi.htmlhttp://smallbay.ru/raffaello.htmlhttp://allpainters.ru/santi-rafajel.htmlhttp://stories-of-success.ru/rafaelya-santihttps://www.syl.ru/article/200003/new_tvorchestvo-i-biografiya-rafaelya-santihttps://24smi.org/celebrity/4834-rafael-santi.html

Элементы аранжировки Сеговии

Фортепианный оригинал Альбениса не может быть воспроизведён на гитаре без редактирования; оригинальная тональность g-moll не подходит, многие октавные удвоения и голоса в аккордах не могут быть воспроизведены, а оригинальная запись пьесы простирается за пределы тесситуры гитары и её динамического диапазона: длинное непрерывное крещендо от pp до fff, например, не может быть реализовано буквально.

Решая эти вопросы, Сеговия ввёл ряд отличительных элементов в свою аранжировку. Он добавил гитарное триольное движение в обрамляющих частях Allegro.

Там же он отошёл от постоянной артикуляции стаккато в оригинале, добавив выдержанные басовые ноты.

Триольное движение появляется в отрывке в конце медленной центральной части, который «ссылается» на фактуру начальной части Аллегро, возможно, непреднамеренно маскируя различия между этими частями.

И снова же, Сеговия использует триольную фигурацию в конце пьесы, где оригинал представляет упомянутое выше «импрессионистское размытие».

Секция Allegro заканчиваются «гитарным» разливом, который не может быть воспроизведён в точности на самой гитаре. Сеговия заменил его на пиццикато из восьмых с заключительным флажолетом.

В определённый момент в секциях Allegro становится невозможным сохранить одновременно верхнюю и нижнюю ноты упомянутого «фригийского» аккорда. Сеговия заменяет этот аккорд, сохраняя правильный верхний тон, но изменяет басовую ноту.

Судьба Форнарины после смерти Рафаэля

Как же сложилась судьба любимой женщины Рафаэля? Вазари пишет, что Рафаэль, понимая, что умирает, выслал возлюбленную из своего дома и распорядился обеспечить ей безбедную жизнь.

Однако в конце 19 века историк Антонио Валери обнаружил в библиотеке список монахинь одного из римских монастырей для падших женщин. В нем значилась монахиня, которая при поступлении в августе 1520 года (через 4 месяца после смерти Рафаэля) себя обозначила как “Маргарита Лути, вдова Рафаэля”. Так стало известно настоящее имя девушки с портрета. И ещё один факт, указывающий на то, что Рафаэль был женат на ней.

Павел Муратов, знаток итальянского искусства, уверен, что её сослали в монастырь насильно. Хотя Рафаэль её полностью обеспечил, после его смерти она уже была беззащитна. Никому не нужно было, чтобы она обнародовала свои отношения с Рафаэлем. Ведь он был похоронен, как жених племянницы кардинала.

Рафаэль (Джулио Романо?). Портрет молодой женщины (предположительно портрет Форнарины). 1520 г. Музей изобразительного искусства, Страсбург, Франция

Рафаэль Санти: портреты

Портретный жанр в творчестве Рафаэля занимает не такую видную роль, как религиозная и даже мифологическая или историческая живопись. Ранние портреты художника технически отстают от остальных его полотен, однако последующее развитие техники и изучение человеческих форм позволило Рафаэлю создавать реалистичные портреты, проникнутые свойственной художнику безмятежностью и ясностью.

Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников. Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины создают уникальное и глубокое впечатление, добиться которого мог только Рафаэль Санти. Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II – люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения.

Еще один влиятельный портрет в исполнении Рафаэля – «Портрет Бальдассаре Кастильоне», который в свое время копировали Рубенс и Рембрандт.

Raphael

Композитор
Антон Аренский
Дата премьеры
13.12.1895
Жанр
оперы
Страна
Россия

Опера в одном акте. Либретто А. Крюкова.
Премьера: Петербург, Мариинский театр, 13 декабря 1895 года.

Действующие лица:

  • Рафаэль, художник (тенор)
  • Форнарина, натурщица (сопрано)
  • Кардинал Бибиена (бас)
  • Певец за сценой (тенор)
  • Ученики, горожане

Действие происходит во Флоренции начала XVI века.

История создания

В апреле 1894 года в Москве должно было состояться событие, немаловажное для русского искусства: первый Всероссийский съезд художников. К этому съезду Аренскому, в то время уже достаточно известному композитору, автору оперы «Сон на Волге», двух симфоний, фортепианного концерта и камерных сочинений, была заказана опера

Сюжетом, подходящим к случаю, была избрана одна из легенд, связанных с именем великого художника эпохи Возрождения Рафаэля, — о его любви к юной натурщице Маргарите, прозванной Форнариной (булочницей). Либретто написал некий А. А. Крюков, о котором не сохранилось никаких сведений. В то время в Москве жили два довольно известных человека с такой фамилией и инициалами: второстепенный поэт и журналист, работавший в одной из московских газет. Вероятно, один из них и был автором, но даты их жизни неизвестны.

Конечно, образ Рафаэля в либретто оказался весьма далеким от подлинного образа гениального мастера, однако это не помешало композитору с увлечением работать. «Рафаэль» был создан им очень быстро — всего за пять недель. Этому способствовало соответствие жанра одноактной оперы дарованию композитора, лирика по преимуществу, предпочитавшего малые формы. Своей опере Аренский дал подзаголовок «Музыкальные сцены из эпохи Возрождения». Первоначально партия Рафаэля предназначалась для меццо-сопрано, но позднее была поручена тенору.

Опера впервые была исполнена 24 и 25 апреля 1894 года на сцене зала Московского благородного собрания силами учащихся Московской консерватории перед участниками съезда, которые восприняли ее очень доброжелательно. Присутствовавший на премьере Танеев, один из самых авторитетных музыкантов России, был настолько тронут, что не мог сдержать слез. Пресса также была положительной. Первая театральная постановка «Рафаэля» была осуществлена в петербургском Мариинском театре. Премьера состоялась 13 декабря 1895 года.

Сюжет

В мастерской Рафаэля ученики прощаются с мастером, спеша присоединиться к карнавальному веселью. Оставшись один, он размышляет о своей судьбе: покровительствующий ему кардинал Бибиена предлагает жениться на его племяннице, однако Рафаэль любит другую — скромную натурщицу Форнарину, которая позирует ему для образа Мадонны. Появляется Форнарина. Охваченный вдохновением, художник берется за кисть. С улицы доносятся звуки веселящейся толпы. Кто-то запевает песню, воспевающую любовь. Прервав работу, Рафаэль возвращается мыслями к Форнарине — не модели, а любимой женщине, и обнимает ее. Неожиданно появляется кардинал. Он обвиняет художника в оскорблении невесты, в попрании святыни: ведь он отождествил грешную Форнарину с Мадонной… Художник смело возражает: кардинал не может убить его любовь! В страшном гневе кардинал сзывает народ, чтобы показать «раба греха». Мастерскую заполняют веселящиеся горожане и склоняются перед прекрасной картиной, прославляя гений ее творца.

Музыка

«Рафаэль» отличается ясным, компактным строением, предельным лаконизмом, экономностью выразительных средств. Музыка оперы изысканна, исполнена лиризма и отличается поэтичностью, мечтательной и ясной мелодикой, лирические сцены оттеняются удачно решенными жанровыми.

Популярнейшая «Песнь Певца за сценой» основана на подлинной итальянской народной мелодии, заимствованной композитором из сборника «Весь Неаполь».

Л. Михеева

Антону Аренскому — 150 (operanews.ru) 24.07.2011 в 17:42

Флорентийский период

Влияние да Винчи

Во Флоренции Рафаэль становится наследником флорентийского искусства. Он всматривается, изучает, подражает, пытаясь поглатить в себя всю флорентийскую живопись прошлого. Тем не менее, еще больше предшественников мастер изучает современников. Как раньше Перуджино, так теперь за его Мадоннами стоит Леонардо.

Под влиянием да Винчи меняется язык формообразования. Ранее младенец Иисус стоял прямо на коленях своей матери, или сидел на них, образуя острый угол. Позже Рафаэль предпочитает мотивы движения, позволяющие создавать волнистые линии.

Малая Мадонна Каупера

Живописец создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и «Прекрасная садовница». К Леонардо восходит здесь не только ребенок Иисус с пухленькими щечками, но и вся композиция. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. Вершину нижней образуют руки двух детей, играющих с птичкой, а вершину верхней — голова Марии. Молитвенник, который она держит в сторону от себя, вносит разнообразие в строго выдержанную схему.

Мадонна в зелени

Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Здесь ему удалось в одном произведении соединить воедино Перуджино, Мантенью, Фра Бартоломео и даже Микеланджело. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад,— из «Святого семейства» того же Микеланджело. Влияние Фра Бартоломео сказывается в акценте на декоративной ритмичной компоновке фигур, — в том, что идейное содержание темы совершенно подчинено формальным соображениям.

Положение во гроб

По ее окончанию автор был приглашен в Рим, в возрасте двадцати четырех лет. Тогда и начинается превращение, в значительной степени повлиявшее на всю историю искусства.

Его умение компоновать, его декоративное чутье проявляются теперь в грандиозном масштабе. В картины проникает теперь частица торжественной возвышенности и сурового величия Вечного города. Художник, не достигший и двадцати пяти лет, создает все те творения, в которых мы усматриваем классическое выражение культуры Ренессанса.

Творческая биография

В 1962 году молодой человек стал участником испанского песенного конкурса в Бенидорме. Он исполнил несколько композиций, включая «Llevan». Именно за нее Рафаэль был выбран лучшим исполнителем конкурса. Еще пять его песен вошли в первую десятку этого мероприятия.

Певец Рафаэль в молодости

Через три года певец за свои деньги организовал собственный большой сольный концерт в столице Испании на сцене известного Театра Сарсуэлы. Ранее в стране среди исполнителей такие выступления не практиковались. Рафаэль – первый испанец, кто это сделал.

Испанский певец Рафаэль

Многие скептики говорили, что он не «отобьет» вложенные в сомнительный концерт средства. Некоторые утверждали, что молодой певец – безумец. Никто не ожидал грандиозного успеха, но выступление Рафаэля в мадридском Театре Сарсуэлы прошло при полном зале. Каждую его песню публика встречала овациями. Эта история впоследствии была использована в киноленте «Когда тебя нет», где в главной роли можно увидеть звезду испанской эстрады.

https://youtube.com/watch?v=mOL2MNak7qE

Следующим важным этапом в творческой биографии Рафаэля стало его участие в популярном песенном конкурсе «Евровидение», где певец представлял Испанию. Первый раз он туда отправился в 1966 году, а через год поехал снова, но в то время испаноязычных исполнителей не сильно любили, поэтому Рафаэль возвращался домой без призов. Зато испанцы принимали его, как национального героя. В аэропорту певца встречала толпа поклонников.

Испанский певец Рафаэль

После этого он заключил несколько перспективных контрактов и стал выступать за рубежом. Концерты Рафаэля проходили в Сиднейском оперном театре, лондонском «Палладиуме», парижской «Олимпии», нью-йоркских «Карнеги-Холле», «Радио Сити», «Мэдисон Сквер Гардене» и «Парамаунте». Певца приглашали на главные роли в киномюзиклы.

Испаноязычные страны просто боготворили Рафаэля. Его восторженно принимали Венесуэла, Аргентина и Мексика.

В середине семидесятых годов у звезды испанской эстрады появилось свое телешоу, в которое приходили мировые знаменитости. Жена певца Наталия Фигероа вела с ним радиопрограмму.

После выхода в Советском Союзе киномюзикла «Пусть говорят», который пользовался огромным успехом, на «Мелодии» вышла двойная пластинка испанской звезды. Спрос на нее был огромным. Рафаэля пригласили на гастроли в СССР. За 40 дней он выступил практически во всех крупных городах страны при полных аншлагах. Но потом почему-то его запретили в Советском Союзе. В газетах о певце выходили негативные статьи, магазины перестали продавать диски испанского исполнителя и он больше не смог приехать в СССР с концертами.

В начале нового тысячелетия творческая биография Рафаэля пополнилась еще одним важным событием. Он появился в главной роли сценической версии мюзикла «Доктор Джекилл и Мистер Хайд», поставленного испанским режиссером Луисом Рамиресом. Сложный психологический образ, созданный Рафаэлем, был хорошо воспринят зрителями и критиками. На всех спектаклях собирались полные залы, но когда исполнитель возобновил свою концертную деятельность, заменить его было некем, поэтому музыкальный спектакль сняли с репертуара.

Афиша мюзикла «Доктор Джекилл и Мистер Хайд» с участием Рафаэля

В 2008 году стартовал юбилейный тур Рафаэля, который уже полвека пел на сцене. Первое выступление прошло в знаменитом мадридском театре Лопе де Вега. Три года исполнитель, который когда-то начинал свою карьеру в небольшом кабаре Мадрида, гастролировал по миру. Рафаэль даже приехал с концертом в Москву. Альбом, записанный во время юбилейного тура, стал «платиновым» в нескольких странах.

В 2020 году испанское телевидение показало документальную ленту «Рафаэль. Из России с любовью», созданную Жорди Ровирой, Оскаром Морено и Ксавьером Байгом. Выходить на пенсию певец не собирается. Он продолжает давать концерты и радовать публику своими песнями.

Картины Рафаэля Санти с описанием

Бельведерская Мадонна (1506, Музей истории искусства, Вена)

Видение Иезекииля (1518)

Дама с единорогом (1506, Галерея Боргезе, Рим)

Донна Велата (ок. 1516, Палаццо Питти, Флоренция)

Коронация Девы Марии (1502-1503, Музеи Ватикана)

Лоджия Ватикана (1517—1519)

Мадонна в кресле (1514, Палаццо Питти, Флоренция)

Мадонна Грандука (1504 — 1505, Палаццо Питти, Флоренция),

Мадонна Конестабиле (1502, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Мадонна Фолиньо (1511-1512, Музеи Ватикана)

Немая (ок. 1507, Национальная галерея Марке, Урбино)

Обручение Девы Марии (1504, Галерея Брера, Милан)

Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция)

Папа Юлий II (1512, Галерея Уффици, Флоренция)

Портрет Аньоло Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)

Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515, Лувр, Париж)

Портрет Маддалена Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)

Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо; Пинакотека Ватикана)

Святой Георгий (1503, Лувр, Париж)

Святой Михаил (1503 — 1505, Лувр, Париж)

Сикстинская Мадонна (1513 — 1514, Картинная галерея, Дрезден)

Сон рыцаря флорентийского (1504, Национальная галерея, Лондон)

Три грации (1505, Музей Конде, Шантийи)

Триумф Галатеи ( 1511)

Предыстория создания Астурии

Прелюдия Альбениса, она же «Астурия» или «Легенда», является, возможно, наиболее значимым произведением «испанской гитары». Фаворит Андреса Сеговии, и практически каждого гитариста, который последовал за ним, пьеса настолько прочно отождествляется с гитарой, что те, кто не знает о её происхождении, вероятно, будут удивлены, обнаружив, что сочинение изначально было написано для фортепиано.

Исаак Альбенис (1860 — 1909) написал эту пьесу в начале 1890-х годов, скорее всего в Лондоне (где он зарекомендовал себя как концертный пианист и театральный композитор). Сочинение было впервые опубликовано в Барселоне издательством «Juan Bta. Pujol & Co.» в 1892 году в качестве заглавной «Preludio», входящей в сюиту из трёх частей под названием «Chants d ‘Espagne, op. 232». Пять лет спустя «Juan Bta. Pujol» и «Union Musical Española» в Мадриде опубликовали версию сюиты уже из пяти частей, снова с нашей пьесой в начале в качестве «Preludio».

В 1911 году (через два года после смерти композитора), немецкий издатель Hofmeister опубликовал первую «полную» версию более ранней работы Альбениса, «Suite española, op. 47». Эта работа была объявлена в 1886 году как сюита из восьми частей, но до этого момента были опубликованы только четыре её части. Однако четыре «новых» части ранее были опубликованы под другими названиями.

Похоже издатель просто взял существующие произведения Альбениса, вставил их в «Suite española» и изменил названия, чтобы они соответствовали тем, которые первоначально объявлялись 25 лет назад! (Очевидно, что Альбенис, как это бывает, пообещал своему давнишнему издателю больше работ, чем сумел в результате сделать.) Таким образом наша пьеса «Preludio» и стала известна как «Астурия» (с подзаголовком «Легенда»), объявленная теперь как пятая часть «Suite española».

Действительно ли всё это имеет какое-то значение? Возможно имеет, так как название пьесы говорит нам о её предполагаемом характере. Названия частей сюиты опираются на широкий спектр испанских провинций: Арагон, Андалусия, Кастилия, Каталония, а также северный горный регион Астурия.

Тем не менее, «Chants d ‘Espagne» —  сюита, в которой первоначально была опубликована наша пьеса — полностью вдохновлена регионом Андалусии, домом фламенко и мавританского вторжения. Нам нужно только сравнить образ астурийской волынки (определяющего народного инструмента этого региона) с андалузской гитарой, чтобы понять, что вдохновением Альбениса для «Preludio» была вовсе не Астурия. Как мы увидим далее, есть несколько аспектов андалузской культуры, которые имели особое значение для Альбениса.

Как же лучше назвать это произведение? Очевидно, что о вводящей в заблуждение «Астурии» не может быть и речи. Оригинальное название Альбениса — «Preludio», хотя и не искажает характер произведения, мало что говорит о его идентичности. Подзаголовок издателя — «Leyenda», с другой стороны, является весьма запоминающимся и узнаваемым. Хотя, вероятно, он не был поставлен самим Альбенисом, его ясность — «Легенда», является хорошим выбором.

Личная жизнь

Возлюбленной великого художника была его натурщица Маргерита Лути, получившая прозвище Форнарина.

Девушку можно увидеть на двух его картинах «Донна Велата» и «Форнарина», а её фигуру он рисовал при росписи станцев фресками.

Отец Форнарины был пекарем, проживали они в Риме. Когда сюда приехал молодой Рафаэль, он встретил Форнарину совершенно случайно и сразу влюбился. За 3000 золотых он выкупил девушку у её отца и отвёз на специально арендованную для неё виллу.

До самой смерти художника Форнарина была его натурщицей и главной любовью всей жизни, почти 12 лет они жили вместе, хотя нельзя сказать, что молодая женщина оставалась верной своему Рафаэлю. Когда Санти расписывал виллу банкиру Агостино Киджи, Форнарина закрутила роман с хозяином. Также она частенько была не прочь поразвлечься с учениками Рафаэля.

Об этой красивой истории любви написал картину французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, она так и называется «Рафаэль и Форнарина».

Точная дальнейшая судьба Форнарины после смерти Рафаэля неизвестна. Существует две версии. По одной, она получила приличное состояние по завещанию, вела распутную жизнь и стала самой знаменитой куртизанкой в Риме. По второй версии, она была пострижена в монахини, где в скором времени умерла.

Легенды о Форнарине и Рафаэле

Портрет называется “Форнарина”. Именно так и принято называть возлюбленную Рафаэля. Однако он сам никогда её так не называл. Это имя было придумано в 18 веке. На итальянском языке в то время это было вульгарное, грубое обозначение любовницы. Хлеб при выпекании поднимается. Так и умелая любовница воздействует на мужчину, как печь на хлеб.

Однако позже родилась легенда, что она была дочерью пекаря (корень слова “Форнарина” означает “пекарь” на итальянском языке). Хотя я думаю, что Маргарита Лути не имела никакого отношения к пекарям.

Вообще в 18-19 веках было придумано немало легенд о Форнарине и Рафаэле. С лёгкой руки итальянского писателя Конолли (“Жизнь Рафаэля”, 1790 г.) эти выдумки стали приниматься за реальные истории из жизни мастера. Хотя в середине 19 века было доказано, что многие из них недостоверны.  Самое печальное, что до сих пор эти факты выдаются за чистую монету на большинстве интернет-ресурсов.

Якобы Форнарина была развратной куртизанкой. Именно она погубила Рафаэля, буквально истощив его своей сексуальной ненасытностью. Создавая эту легенду, Конолли опирался на слова Вазари. Тот пишет, что Рафаэль был любвеобилен и однажды слишком много сил отдал любовным утехам. В результате ослаб и заболел.

Однако Конолли не учёл, что во времена Рафаэля и Вазари люди серьезно верили, что частый секс приводит к истощению организма. Сейчас медицина уже это опровергает.

Главный архитектор

В 1514 году сменивший Юлия II папа Лев Х возложил на Санти обязанности главного архитектора (вместо умершего Браманте). Рафаэль должен был достроить крупнейший и по сей день христианский храм, собор Святого Петра в Ватикане, вмещающий сегодня 15 тысяч человек (ещё 60 тысяч могут разместиться на площади перед храмом). Санти не успеет довести строительство до конца, но в планировке церкви есть его авторские изменения плана Браманте.

Художник проектировал и другие римские здания:

  • Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, в частности капеллу Киджи;
  • Церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи;
  • Палаццо Видони-Каффарелли.

Сегодня все они поддерживаются в отличном состоянии и служат свидетельством высочайшего таланта мастера.

В 1515 году папа Лев Х добавил Рафаэлю обязанностей – назначил его главным хранителем древностей, и тот сделал подробную перепись древнеримских памятников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: