Содержание:
Роберт Раушенберг (американец, 1925-2008 гг.) По праву известен своими отдельно стоящими и подвешенными на стене «комбайнами» (смешанная техника), созданными между 1954 и 1964 годами. Эти работы находились под влиянием сюрреализма и были предвестниками поп-арта, а также они образуют исторический мост между движениями. Это воплощение передвижной выставкиРоберт Раушенберг: сочетает был организован Музеем современного искусства в Лос-Анджелесе совместно с Метрополитен-музеем в Нью-Йорке. Незадолго до того, как отправиться в музей Moderna Museet в Стокгольме, мы встретились сСочетает во время пребывания в Центре Помпиду в Париже. Следующая галерея любезно предоставлена последним учреждением.
Без названия, 1955 год
Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс (из коллекции которых позаимствовано это произведение) оказали друг на друга мощное творческое влияние. Два южанина из Нью-Йорка, они подружились в начале 1950-х годов и, фактически, однажды оплатили свои счета, создав вместе витрины универмагов под названием «Матсон-Джонс». Когда они начали делить студийное пространство в середине 1950-х годов, каждый художник соответственно вошел в ту, которая, возможно, является его самой инновационной, плодотворной и хорошо известной на сегодняшний день фазой.»Он был своего рода ребенок ужасный в то время, и я считал его опытным профессионалом. У него уже было несколько шоу, он знал всех, был в Black Mountain College, работая со всеми этими авангардистами ». — Джаспер Джонс о встрече с Робертом Раушенбергом в «Грейс Глюк», «Интервью с Робертом Раушенбергом», Нью-Йорк Таймс (Октябрь 1977 г.).Без названия совмещает масляную краску, мелок, пастель, бумагу, ткань, репродукции печати, фотографии и картон на дереве.
Мелочи, 1954 г.
Мелочи это самый ранний и один из крупнейших отдельно стоящих комбайнов, созданных Раушенбергом. Он был построен для балета танцора Мерс Каннингема (названного «Мелочи» и впервые исполненного в Бруклинской академии искусств в 1954 году), музыку которого написал Джон Кейдж. Оба мужчины были друзьями Раушенберга с тех пор, как он — и они — провели в легендарном колледже Блэк-Маунтин в конце 1940-х годов.
Каннингем и Раушенберг продолжили Мелочи сотрудничать более десяти лет. Как вспоминал Каннингем о декорациях, созданных последним для балета «Ноктюрны» (1955), в июньском интервью 2005 г. Хранитель, «Боб сделал эту красивую белую коробку, но кочегар в театре подошел, посмотрел на нее и сказал:« Вы не можете поставить ее на сцену. Она не пожаробезопасна ». Боб был очень спокоен. «Уходи, — сказал он мне. — Я решу это». Когда я вернулся через два часа, он прикрыл раму влажными зелеными ветками. Понятия не имею, откуда он их взял ».
Мелочи представляет собой сочетание масляной краски, бумаги, ткани, газеты, дерева, металла, пластика с зеркалом и нити на деревянной конструкции с вышитым бисером каркасом.
Одалиск, 1955-58 гг.
Одалиска объединяет масляную краску, акварель, мелок, пастель, бумагу, ткань, фотографии, репродукции, миниатюрный чертеж, газету, металл, стекло, сушеную траву, стальную вату, подушку, деревянный столб и лампы на деревянной конструкции, установленной на четырех колесиках и увенчанный чучелом петуха.Хотя это и не видно на этом изображении, область между деревянным столбом и петухом (белый Леггорн или Плимутская скала?) На самом деле имеет четыре стороны. Большинство изображений на этих четырех поверхностях — женщины, в том числе фотографии матери и сестры художника. Знаете, между заголовком о рабынях, девчачьих кинозвездах и курице-мужчине может возникнуть соблазн задуматься над загадочными сообщениями о поле и ролях.«Каждый раз, когда я показывал их людям, одни говорили, что это картины, другие называли их скульптурами. А потом я услышал эту историю о Колдере, — сказал он, имея в виду художника Александра Колдера, — что никто не будет смотреть на его работают, потому что они не знали, как это называть. Как только он начинал звонить им на мобильные, люди внезапно говорили: «Ой, так вот какие они есть». Так что я придумал термин «комбинировать», чтобы вырваться из тупика чего-то, не являющегося скульптурой или картиной. И, похоже, это сработало ». — У Кэрол Фогель, «Полвека« мусорного »искусства Раушенберга», Нью Йорк Таймс (Декабрь 2005 г.).
Библиография / References
— Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Нулевая степень письма. М.: Академический проект, 2008. С. 252—274.
(Barthes R. Rhétorique de l’image. Moscow, 2008. — In Russ.)
— Allemand R.-M. Le temps de l’effacement // Roman 20-50. Vol. 3. № 6. 2010. P. 5—20 (https://www.cairn.info/revue-roman2050-2010-3-page-5.htm).
— Allemand R.-M., Robbe-Grillet A. Entretiens complices, s.l., (coll. «Audiographie»). Vol. 1. Paris: Éditions de EHESS, 2018.
— Blanckeman B. Les Fictions singulières, étude du roman contemporain. Paris: Prétexte éd., 2002.
— Cave R., Ayad S. Une histoire mondiale du livre. Paris: Armand Colin, 2015.
— Hansen T. V. Printmaking in America: collaborative prints and presses, 1960—1990. New York: H. N. Abrams Mary and Leigh Block gallery, Northwestern University, 1995.
— Fonds Alain Robbe-Grillet // IMEC (consultés aux archives Institut Mémoires de l’édition contemporaine), Lettres de Tatyana Grosman 1972—1982.
— Ishaghpour Y. Rauschenberg: le monde comme images de reproduction. Paris: L. Scheer, 2003.
— Robbe-Grillet A. Topologie d’une cité fantôme. Paris: Éditions de Minuit, 1975.
— Robbe-Grillet A. Ce que j’écris pour des artistes correspond toujours à des fictions // Libération. 2005. 13 août (http://www.liberation.fr/week-end/2005/08/13/ce-que-j-ecris-pour-des-artistes-correspond-toujours-a-…).
— Robbe-Grillet A., Rauschenberg R. Traces suspectes en surface. New York: Universal Limited Art Editions, 1978.
Статья подготовлена в рамках исследования, поддержанного грантом ATLAS (Fondation Maison Des Sciences de l’Homme в Париже и Центром франко-российских исследований в Москве).
Некоторые источники приписывают изобретение электронной книги испанской учительнице Ángela Ruiz Robles (1895—1975), которая создала ее прототип — так называемую «механическую энциклопедию» — в 1949 году. Однако многими исследователями этот факт оспаривается. Официально первая в мире электронная книга была создана 4 июля 1971 года в США.
Во французской литературной критике в этом отношении было принято говорить о «литературе взгляда».
К письму от 29 июля 1972 года Татьяна Гросман приложила декларацию Раушенберга о работе в технике литографии, переведенную на французский язык для Алена Роб-Грийе: «Я с нерешительностью начал работать с литографией, опасаясь, не поздновато ли в середине ХХ века приниматься писать на камнях. Однако концентрация на новом способе выражения быстро растворила все мои сомнения. Отсутствие четкой концепции влекло за собой открытие уникальных возможностей, которые нельзя было узнать при работе ни с бумагой, ни с холстом и которые подарила мне только работа с камнем. Я всегда использовал для своих произведений элементы повседневной жизни, которые иногда сложно было принять за художественный материал <…> Мои литографии — это осуществление идеи о том, что образ на камне обладает потенциальной материей. Печатный станок, металлическая пластина или стекло теряют свой изначальный смысл и производят образ, превосходящий их естественные ограничения. Сами они являются свидетельством такого же реального и поэтического действия, как и мазок кисти. Раушенберг, 1962» (пер. с фр. мой. — Л.М.)
Автор выражает признательность «Universal Limited Art Editions» за авторизованный доступ к переписке Татьяны Гросман и Алена Роб-Грийе.