Питер лели: об искусстве и ремесле или изменения важного лица

Примечания и ссылки

  1. Эллис Уотерхаус , Живопись в Великобритании, 1530-1790 , 1953, Penguin Books (Йельская история искусства).
  2. ↑ и (еп) Джон Хофер и Michèle Лефорт, Галерея Курто  : в Сомерсет — Хаус , Лондон, Институт искусства Курто,1998 г., 128  с. ( ISBN  0-500-95993-5 ) , стр.  59
  3. ↑ и (ru) Ричард Хамфрис , The tate Britain Companion to British Art , Лондон, Tate Publishing,2001 г., 264  с. ( ISBN  1-85437-369-2 ) , стр.  45
  4. Джеймс Стортон ( трад.  Англ.) Маленькие музеи, большие коллекции: Прогулка по Европе , Париж, Скала2003 г., 271  с. ( ISBN  2-86656-327-1 ) , стр.  233
  5. Дочь Карла II
  6. (in) Ричард Грин , Художественная галерея Йорка: иллюстрированный путеводитель , City of York Leisure Services,1991 г., 39  с. ( ISBN  0-903281-11-2 ) , стр.  14
  7. , стр.  395.

Работает

  • Концерт (Лили и ее семья), 1640-1658, холст, масло, 123 × 234  см , Институт Курто , Лондон
  • Молодой человек как пастырь , 1658-1665, холст, масло, 91 × 76  см , Dulwich Picture Gallery , Лондон
  • Две дамы из семьи Озеро , гр. 1660 г., холст, масло, 127 × 181  см , Тейт Британия , Лондон
  • Леди Шарлотта Фицрой (ныне графиня Личфилд), ок. 1674 г., холст, масло, 50 × 40  см , York City Art Gallery
  • Портрет Марии, принцессы Оранской , 1677-1680, холст, масло, 123 × 102  см , Коллекция Джеймса Стант

Возможно, что некоторые из приписываемых ему работ были сделаны Генри Андертоном , который в то время был его соперником в качестве художника членов двора.

Образ и биография Гвиневры

Король Артур женился на героине, заключив тем самым политический союз с Лодегрансом. Однако маг Мерлин предупреждал ученика, что леди Камелота полюбит Ланселота, из-за чего наступит череда несчастий.

Свадебный подарок положил началу традиции, согласно которому в Камелоте собирались рыцари за круглым столом, в том числе и Ланселот Озерный. В целомудренном варианте легенды мужчина избрал королеву дамой своего сердца. Он чувствовал потребность совершать ради нее подвиги, а в отсутствие законного мужа — защищать ее честь.

В других интерпретациях преданий платоническая любовь переросла во взрослые отношения. Сестра короля фея Моргана знала об этом. Подарив Тристану щит с изображением любовного треугольника, она пыталась намекнуть брату об адюльтере, но Артур оказался глух к этому.

Гвиневра стала терять доверие подданных после пира, на котором был отравлен сэр Патрис. Обвинили в этом королеву, и, согласно традициям, избежать наказания можно было бы только в том случае, если кто-нибудь из рыцарей выйдет на поединок. Конечно, спасителем стал Ланселот.

Но шила в мешке не утаишь. Вскоре о порочной связи стал говорить сэр Агравейн, а после Мордред. Последний ворвался в покои леди, где обнаружил Ланселота, стоявшего на коленях перед Прекрасной Дамой.

Здесь Артур уже не смог закрыть глаза, избрав для жены казнь через сожжение. Однако и тут влюбленный рыцарь спас леди. Мужчина отвез даму в монастырь, а сам скрылся в Бретани. В то время как Артур бросился в погоню, трон занял Мордред. Он же вынуждал Гвиневру стать его женой.

Артур, вернувшись обратно к Камелот, попал в засаду. В ходе кровопролитной битвы Мордред погиб, но и сам король оказался смертельно ранен. После этих событий Гвиневра отправилась в монастырь, отказав Ланселоту, и там же умерла.

Интересные факты

Свою популярность Брюллов заполучил после работы над шедевром «Последний день Помпеи», а «Гадающая Светлана» стала следующей работой любимца императора. Она получилась скромнее, но с более глубоким смыслом.

  1. «Гадающая Светлана» была написана по истечении нескольких месяцев после того, как автор возвратился в Россию по требовательному настоянию Николая первого;
  2. Прожив в комфортной и свободной Италии, Брюллов не желал приезжать в Россию, но опасался гнева властей, так как не раз уже игнорировал приказы о возвращении на родину;
  3. Брюллов написал «Гадающую Светлану» для друга, причем за короткий срок;
  4. Художник сам был свидетелем гадания перед тем как сотворить свою картину. Благодаря этому работа получилось более реалистичной;
  5. Не полную осведомленность художника по поводу процесса гаданий выдает один элемент на картине «Гадающая Светлана» — шнурок, со скрытым под рубашкой крестом. Гадающие знают, что перед гаданием крест нужно обязательно снять;
  6. Жуковский называл Брюллова Карлом Великим. Художник не единожды писал иллюстрации к работам поэта. Например, он также работал над картиной «Пери и ангел» по сюжету баллады.

Работа Брюллова получила огромное признание и стала одной из лучших в своем жанре.

Недолгое счастье

Достигнув самых вершин актерского мастерства и получив признание публики, Нелл, не задумываясь, оставила сцену и вся отдалась отношениям с любимым мужчиной. Появившийся на свет сын так же требовал постоянного участия и заботы. Благодаря своему уму и находчивости женщина добилась того, что король сделал своего бастарда графом, а затем и герцогом.

Все было хорошо, но король славился не только веселым нравом, но и завидным непостоянством в любовных делах

Вскоре он уделял все свое внимание уже не Нелл, а француженке Луизе Керуаль, выдававшей себя за высокородную аристократку. Нелл была забыта

Удивительно, но рядовые граждане, обычно с интересом следящие за сменой королевских любовниц, дружно поддержали брошенную Нелл Гвин, а новая фаворитка получала только обидные выкрики и комья грязи, проезжая по лондонским улицам.

История противостояния двух фавориток была в самом разгаре, когда неожиданно умер король. Это был сокрушительный удар для Нелл. Она не смогла справиться с потерей и вскоре покинула этот мир вслед за любимым.

Все свое состояние Нелл Гвин завещала отдать на выкуп заключенных, томящихся в тюрьмах за долги. Оказалось, что отец Нелл скончался в такой тюрьме. Именно поэтому ее мать была вынуждена зарабатывать на жизнь себе и детям, содержа притон с проститутками.

Проводить Нелл в последний путь собралась целая толпа горожан. Они молились за упокой души «своей Нелл», которую так все любили.

Нелегкое детство

Нелл была дочерью хозяйки борделя, где и прошли ее первые годы жизни. Конечно, мать старалась оградить ребенка от через чур вольного поведения приходящих мужчин, но маленькая Нелл успела многое узнать об этой стороне взрослой жизни разнося гостям вино. Проведя детство в таких непростых условиях, она никогда не унижала женщин, занимающихся проституцией, не понаслышке зная об их нелегкой судьбе. Сама же Нелл всю свою жизнь любила только одного человека – венценосного Карла II из династии Стюартов.

Едва выйдя из детского возраста, Нелл начала самостоятельно зарабатывать, устроившись продавщицей апельсинов в лондонском театре «Друри-Лейн».

Нелл быстро стала любимицей публики, ведь продавая ароматные плоды, она с каждым из них дарила шутки и веселье, что не могло не нравиться покупателям

Вскоре на рыжую веселую девушку обратил свое внимание хозяин театра. Мистер Харт дал Нелл возможность стать настоящей актрисой

Конечно же, девушка с радостью согласилась и начала свое обучение актерскому мастерству.

Карл II

Сюжет

Тема картины, в которой Венера прославляется как символ любви и красоты, вероятно, подсказана знаменитым произведением Анджело Полициано «Стансы на турнир» (99–101). Во Флоренции того времени помнили о легендарной картине древнегреческого живописца Апеллеса «Венера Анадиомена» («Венера, поднимающаяся из воды»), которую Полициано описывает в стихах, вдохновленных отрывком из произведений Гомера. Эпитет отсылает к легенде, пересказанной Гесиодом в «Теогонии», о рождении Афродиты (Венеры), которая появилась из морской пены, после того как кровь и семя оскопленного Урана (Целума) смешались с морской водой.

Но в шедевре Боттичелли прослеживаются отголоски «Метаморфоз» Овидия, элегий Тибулла, «О природе вещей» Лукреция, гимна «К Афродите» Гомера, «Естественной истории» Плиния, что позволяет тщательно интерпретировать каждую фигуру.

Название картины не совсем точное, поскольку оно описывает не момент рождения богини, а прибытие Венеры в раковине к берегу одного из островов (Кипр, Цитера или Пафос), ведомой ветрами, среди цветочного дождя, символизирующего оплодотворение моря небом. На земле грация одевает богиню и отводит в обитель богов. Таким образом, Боттичелли опускает жуткое событие оскопления.

Работа с натуры

Сейчас удивительно, что Лели не выдумывал галантно-изящно-манерные детали своих работ, а всё рисовал с моделей. Оттопыренные мизинчики, ужимки, нежные прикосновения к шелку или розе и пленительные, русалочьи повороты головы – всю эту ерунду – с натуры!.. Следовал природе… Вот для примера традиционная красавица кисти Лели (и таких у него сотни!).

№ 37 Питер Лели Lady Anna Grey ок. 1658, частная коллекция, 127 x 101.5 см.

А вот подготовительный рисунок к холсту.

№ 38 Питер Лели Эскиз рук ок. 1658, Yale Center for British Art, New Haven, 22.5х26.7 см.

Рисунки с рук натурщицы исполнял сам мастер, делал их сразу много, чтобы хватило на десятки картин, а позже подрядчики врисовывали их в бесчисленные стандартно одетые и не менее стандартно сидящие (каждой позе был присвоен номер) фигуры. Только такими руками однотипные картины Лели и отличаются одна от другой (или не отличаются, потому что используются в нескольких портретах).

Лели писал, как он и сам понимал, «скучные» портреты. Виноват ли он в том? Нет. Заказчицы однотипно хотели быть похожи на один и тот же идеал, они прилагали массу усилий, чтобы выглядеть русалкой (наядой, джиной лолобриджидой, барби и проч.). Художник их стараниям отдавал должное и тихонько двигал изображение в нужную русалочью сторону. Вот и получался на выходе абсолютный стандарт внешнего вида. И все были довольны…

Кроме меня сейчас…

История создания персонажа

Первое упоминание об этом персонаже относят к 1136 году. Английский писатель и историк Гальфрид Монмутский заложил основу артуровского цикла, которой впоследствии адаптировался другими авторами. Это коснулось и образа Гвиневры.

Интересно, что в «Истории королей Британии» имя жены Артура звучало как Геневра. Сама героиня — аристократка с римскими корнями. В Валлийских преданиях Прекрасная Дама была наследницей великана Огрвана Гаура, а звали ее Гвенвифар. В таком варианте имя переводится как «белый призрак или фея».

В конце XIII века биография королевы пришла к канону. Так, отец героини, Лодегранс, в качестве свадебного подарка преподнес зятю тот самый круглый стол, за которым впоследствии собирались рыцари.

В качестве дочери Лодегранса леди упоминается в романе «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Так, согласно сюжету английского писателя, жившего в XV веке, встреча будущих супругов произошла на празднике в замке отца Гвиневры в честь победы над ирландским королем Риенсом (в «Вульгате» упоминается как Корнуоллский великан).

Изменилась не только история происхождения и имя героини, но и характер отношений между ней и Ланселотом Озерным. Некоторые авторы, например Кретьен де Труа, в принципе, не придавали большой роли факту любовной интриги между этими героями. Также упустил этот момент и Ульрих фон Затцикховен в произведении «Ланцелет». А вот в цикле романов Томаса Мэлори романтическая линия описана во всех подробностях.

Образ Гвиневры отразил эталонные представления о Прекрасной Даме. Так, согласно традициям куртуазной литературы, в повествовании присутствует также смелый и преданный рыцарь, готовый положить жизнь во славу объекта почитания.

Такой сюжет осмеял в книге «Рыцарь телеги» французский поэт Кретьен де Труа. Автор продемонстрировал в романе пренебрежительное отношение Гвиневры к Ланселоту, которая, вопреки рыцарской чести и гордости, заставила мужчину ехать в повозке (так перевозили людей на место казни).

Практически все авторы находили любовную связь порочной, порицая поведение главных героев. Хотя в «Вульгате» Дева Озера не осуждает адюльтер, превознося истинные чувства выше моральных устоев. Но в основном в легендах прослеживается закономерность между событиями супружеской неверности и смерти Артура.

Еще один персонаж, тесно связанный с Гвиневрой, — Мордред, племянник короля, который хитростью захватил власть в Камелоте и пытался принудить к браку первую леди. По разным версиям девушка изображается то как пособница предателя, то как ярая противница узурпатора.

Орден Подвязки

Не только ветреные дамы любят блеск золота и бриллиантов, мужчины не отстают, только им надо обставить свою страсть как-то погероичнее, мол, эту золотую шапку или бархатную тряпку я получил за спасение отечества от недругов или же за правильные мысли и мнения.

Блестящие побрякушки и цветные тряпочки всегда привлекали белых туземцев Европы (и пусть стыдится тот, кто об этом плохо подумает). Ценили оные вещицы и на южной оконечности острова Альбион, где их называли орденом Подвязки. Многочисленные господа толпились, теснились и пытались завладеть орденом. Завладев же, они звали живописцев, и те изготавливали большие парсуны, которыми мы до сих пор равнодушно восхищаемся в музеях. Если вельможи в роскошных одеждах могли себе это позволить, они обращались к самому дорогому художнику – к Питеру Лели.

Всех этих заказчиков Лели писал по нескольким испытанным схемам. На холстах одинакового размера, в той же самой давным-давно найденной позе. Да и хотели заказчики именно опробованного – чтобы быть, как король или на худой конец герцог Йоркский… Нет, конечно, движения рук на портретах чуть-чуть отличались и наряды тоже на чуть-чуть, но, в сущности, всё это варианты одной и той же картины.

№ 27 Питер Лели и мастерская Питера Лели Портрет Thomas Clifford (1630–1673), 1st Baron Clifford of Chudleigh в облачении Ордена подвязки ок. 1672, National Trust, Ham House Richmond-upon-Thames, 122х94 см.

№ 28 Мастерская Питера Лели Портрет William Russell (1616–1700), 1st Duke of Bedford в облачении Ордена подвязки 17 в., National Trust, Hardwick Hall, Chesterfield, 124х99.5 см.

№ 29 Мастерская Питера Лели Портрет James Scott (1649–1685), Duke of Monmouth в облачении Ордена подвязки до 1684, National Trust, Chirk Castle, Chirk, 124.5х101.5 см.

Как и полагается, для этих картин с гордыми господами Лели делал эскизы, чаще графические, вот рисунок для одного из портретов John Maitland.

№ 30 Питер Лели John Maitland ок. 1673-1680, Британский музей, Лондон, 18.2х16.8 см.

Джона Мэйтланда (министра Карла Второго) Лели писал много раз, и на всех портретах Мэйтландт выходил по-разному, его характер Лели так и не ухватил.

№ 31 Питер Лели Портрет John Maitland (1616–1682), 2nd Earl and Duke of Lauderdale в облачении Ордена подвязки ок. 1672, National Trust, Ham House, Richmond-upon-Thames, 122х98 см.

№ 32 Питер Лели Портрет John Maitland (1616–1682), 2nd Earl and Duke of Lauderdale в облачении Ордена подвязки ок. 1672, Thirlestane Castle, Шотландия, 228х124.5 см.

Искусство ли это? Во многом да, и во многом нет. С современной точки зрения выглядит кисло. Искусство это что-то оригинальное, понятое, увиденное, да это всё еще должно быть помножено на талант. А тут массовая продукция рабочими по трафарету.

Но разумно ли сейчас требовать от старых мастеров подход к живописи, сравнимый с подходом, допустим, Люсьена Фрейда, который мог писать портрет больше года? Если сейчас от политиков прошлых веков требуют не быть расистами, не быть антисемитами и эксплуататорами, не загрязнять окружающую среду и даже в темные века средневековья поддерживать исключительно светлые идеи, то я не вижу причин самоограничиваться и не оценивать старых мастеров с современной колокольни. Так что – нет, это не вполне искусство!

Искусство и ремесло

Сейчас живопись расположилась на Олимпе, словно исконно-местная. Но мы-то помним – приезжая! Сначала она числилась ремеслом (не искусством), якшалась с малярами и шорниками (была с ними в одной гильдии), и никому в голову не приходило равнять ее с музыкой или поэзией. На то были причины – работать надо было руками, наемные рабочие и подмастерья исполняли половину работы, да и сам труд был часто механическим и монотонным. Не ощущалось нужды ни во вдохновении, ни в музах, ни в белокожести рук автора. Так что это значит – «ремесло»? Портреты Якова Второго кисти Лели – превосходный пример. Эта заметка о ремесле и искусстве. Итак, начнем!

Яков Второй смотрит влево

Итак, Яков Второй вначале был развернут Питером Лели влево, как портрет в Шотландской национальной галерее. Вот картина, где Лели написал лишь лицо, волосы и шейный платок, а все остальное, от ленты ордена Подвязки до пейзажа написал чуть позднее неизвестный подрядчик. Этого типа портреты королей, вельмож и принцев у Лели всегда стандартного размера – метр с четвертью высоты на метр ширины.

№ 6 Питер Лели с мастерской Портрет Якова Второго, герцога Йоркского ок. 1660–1664, Королевское собрание, Англия, 126.1х102.3 см.

На следующей картине Яков опять смотрит влево, туда, где сидит его жена. Это одна из сохранившихся пяти копий портрета. Когда у Анны Хайд и Якова родились дети, то Лели в эту схему стал дорисовывать и их детей.

№ 7 Питер Лели с мастерской Портрет Якова Второго и Анны Хайд ок. 1661–1662, Национальная портретная галерея, Лондон, 139.7х192 см.

Снова влево, на этот раз в в мантии королевства с цепью (collar) и Большим Георгием ордена Подвязки.

№ 8 Питер Лели с мастерской Портрет Якова Второго ок. 1665–1670, Королевское собрание, Англия, 239.5х148.6 см.

То же самое решение портрета № 8 (разворот, поза, пропорции и, конечно, лицо) использовано и для другой картины, где Яков Второй полностью в облачении ордена Подвязки. Со времени шотландского портрета (№ 5) прошло 13 лет, но один раз найденную внешность все еще приделывают к любой требуемой портретной схеме. И буду приделывать! Подобных Яковов (в мантии королевства) тоже сохранилось несколько, вот еще одна, а есть и другой в National Maritime Museum, кроме длинных, существовали и укороченные копии.

№ 9 Питер Лели Портрет Якова Второго в облачении ордена Подвязки 1674, National Trust, Kedleston Hall and Eastern Museum, 225х134.5 см.

Дата создания следующей копии неизвестна, как неизвестна бывает дата любой штамповки.

№ 10 Питер Лели с мастерской Портрет Якова Второго в облачении ордена Подвязки The Royal Hospital Chelsea, Лондон, 232х137 см.

Разумеется, образ, найденный Лели, использовали и его ученики, например, John Greenhill.

№ 11 John Greenhill Портрет Якова Второго ок. 1660–1665, Даличская картинная галерея, Лондон, 74.9х62.2 см.

История создания

Хотя произведение имеет дело с мифологической темой, оно представляет собой оду семье Медичи, которая, как и Цитерия (священное прозвище Афродиты), принесла миру новую форму эстетики, основанной на возвышенной и утонченной красоте.

В этом шедевре воплощаются идеалы неоплатонизма Марсилио Фичино, который предложил возрождение платонической мысли и показал ее родство с христианством. Человек, движимый красотой и любовью, может подняться из царства материи в царство духа.

Влияние неоплатонических теорий на изобразительное искусство было глубоким. По этой причине мифологии присваивалось такое же достоинство, что и священным сюжетам. Даже Венера, самая грешная богиня языческого Олимпа, была переосмыслена в свете неоплатонической философии, чтобы стать одной из фигур, наиболее часто изображаемых художниками в соответствии с двойной типологией.

Небесная Венера (рожденная от Урана) – символ духовной любви, которая подталкивала человека к аскетизму, а земная Венера (как дочь Зевса и Дионы) – символ страстей.

Боттичелли полностью принял идеи неоплатоников и сумел сделать видимой красоту и любовь, о которой они теоретизировали, в соответствии с интерпретацией меланхолического и созерцательного характера.

Гвиневра в фильмах

Самой первой экранизацией легенд об Артуре стал фильм «Рыцари круглого стола» 1953 года. В нем сюжет связан с противостоянием короля с Мордредом, в котором последний использовал связь леди Камелота (Ава Гарднер) и Ланселота как способ манипуляции.

Звездный актерский состав подобрался в приключенческом фильме «Первый рыцарь». Шон Коннери, Ричард Гир и Джулия Ормонд великолепно продемонстрировали своих героев, сохраняя амплуа классических представлений о рыцарях и Прекрасных Дамах, а также описание легендарных событий.

Своеобразная интерпретация преданий, исключившая из повествования факт адюльтера, — картина «Король Артур» 2004 года, где главную героиню сыграла актриса Кира Найтли. В сюжете описываются отношения между ней и Ланселотом, которые происходили до момента бракосочетания с Артуром.

В сериале «Гвен Джонс — ученица Мерлина» простая девушка узнает, что является реинкарнацией великой королевы после знакомства с Мерлином. В фэнтезийном фильме превалирует волшебство, главная героиня изучает магические фразы и борется со злой феей Морганой.

Королевские портреты

Королевским детям от портретов было не увернуться, их писали и рисовали с младенчества, повзрослев же, принцы и принцессы обретали уверенность, что иначе (без портретов) жизни и не бывает. В старой живописи портрет не должен был изображать черты лица и характерность (понятие «похожести» появилось после распространения фотографии). Главным в портрете было существование самого портрета. Эта необходимость в разнотипных изображениях во многом определяла манеру, позы, композицию, цвет и так далее. Для парадного портрета – одни требования и правила, для погрудного, который просто копировать, – другие, для военно-героического – третьи. Иногда требования были весьма скромны, в этом случае не заботились даже о приличиях. Так, например, гравюра с двухлетним Яковом Вторым (сделанная безо всякой натуры, разумеется) перелицовывалась в посмертный портрет принцессы Анны Стюарт (дочери Карла Первого), и никто не страдал от неловкости и не отрубал голову граверу за оскорбление величества.

№ 1 Jacob van Langeren Портрет Якова Второго в возрасте двух лет после 1634, 16.3х12 см.

№ 2 JvL Портрет леди Анны 1640, 16.3х12.2 см.

С Якова Второго писали портреты постоянно, сначала Ван Дейк, а потом и прочие придворные живописцы и Лели в том числе. С моделью Лели был хорошо знаком. В 1647 он написал овальный портрет (№ 3 сейчас в Syon House) и использовал его как эскиз для нескольких холстов. До того, как стать королем, Яков носил титул герцога Йоркского, так его и называют в подписях к десяткам портретов.

№ 3 Питер Лели Портрет Якова, герцога Йоркского 1647, частное собрание, ?х? см.

И вот одна из картин, в которых Лели использовал лицо с № 3, Яков здесь вместе со своим отцом, королем Карлом Первым. Внешность принца тут приблизительная, гораздо важнее, что у него шпага, богатая одежда, а рядом папа.

№ 4 Питер Лели Портрет Карла Первого со своим младшим сыном Яковом, герцогом Йоркским 1647, частное собрание, 132.1х149.9 см.

С тех пор Лели писал герцога Йоркского неотрывно, когда художник умер, в мастерской оказалось 16 непроданных портретов Якова. Многие из них были не окончены (их потом дописывали уже другие живописцы). Сам Лели обычно писал лица и руки (а иногда делал только подмалевок лица), оставшийся же незакрашенным холст ждал оказии и заказа, когда заказ поступал, фигура, фон, драпировки (по известным образцам) быстро доделывались-дописывались подмастерьями или подрядчиками. Вдобавок к этому, каждый портрет много раз копировался. Вот такое впечатляющее (и обычное) поточное производство с заранее подготовленными запасами изображений принцев и королей. Залежи этих икон раньше или позже реализовывались – нужда в ленине на стене существовала во все времена и вполне обычна для бесстыжих воров и просто глупых подданных.

Вот один из лучших портретов Якова Второго кисти Лели. Когда Яков вопреки воле брата (короля Карла Второго) и матери женился на неголубокровной Анне Хайд, радостный отец молодой жены заказал портреты нежданной пары у главного портретиста страны.

№ 5 Питер Лели Портрет Якова Второго 1647, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург, 182.5х143.3 см.

Портрет этот важен: именно в нем Лели нашел поворот головы, пропорции, характерность, словом, образ Якова Второго. И эту находку стал использовать во множестве других картин.

№ 5а деталь

Но что такое образ?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: