Архитектор людвиг мис ван дер роэ

Функциональность, превратившаяся в декор

Сигрем Билдинг – воплощение интернационального стиля. Мис настоял на том, что структура башни должна быть наглядна. Проще говоря, американцы должны увидеть все функциональные элементы, в частности стальные конструкции, которые были основой здания. Джонсон долго сопротивлялся этой идее. Он, ссылаясь на национальный строительный кодекс, настаивал, что конструкция должна быть покрыта бетоном. В противном случае, она рухнет даже при небольшом пожаре. Мис был против этого материала. Бетон мог «съесть» всю наглядность. Немец заменил этот материал бронзовыми балками, которые окружали огромные стеклянные окна. Бронзы потребовалось много — почти полторы тысячи тонн. Не менее роскошна оказалась и внутренняя отделка из мрамора и белого известняка. Не зря, Сингрэм Билдинг признали тогда самым дорогостоящим зданием в Нью-Йорке.

Сигрем Билдинг определил нью — йоркский архитектурный стиль на долгое время. Международный / интернациональный стиль, баухауз на улицах города.

Мис ван дер Роэ: интернациональный стиль

Минималистичная эстетика авангарда стала популярной лишь после Второй мировой войны. Узнаем, как это произошло и познакомимся с Мисом ван дер Роэ.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

1. «АйБиЭм» Билдинг, Чикаго, США, 1973
2. Чикагский федеральный центр, Чикаго, США, 1974

После Второй мировой войны идеи авангарда стали общепризнанными.

Для середины 20 века минималистичная и функциональная архитектура была революционной. Нам из 2020 года это сложно понять, но тогда она выглядела эстетически свежо и вдохновила многих архитекторов.

Вот как это происходило

Людвиг Мис ван дер Роэ сформулировал принцип «Меньше значит больше» (Less is more). Согласно ему, минималистичный образ притягивает больше внимания, а выразительности можно добиться за счет функциональных деталей. Этот тезис соотносится с идеями авангарда и принципом «Форма следует функции» Луиса Салливана.

Архитекторы начали строить согласно этой идеологии. Возник целый ряд больших небоскребов — простых стеклянных коробочек. Бум минималистичной архитектуры случился в 1950-е. Но и сейчас эта эстетика не исчезла — здания с ее чертами продолжают появляться.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Сигрем-билдинг, Нью-Йорк, США, 1958

Давайте посмотрим на Сигрем-билдинг, спроектированный Людвигом Мисом ван дер Роэ. Это не первый небоскреб в минималистичной эстетике, но он прекрасно иллюстрирует принцип «Меньше значит больше».

Что мы видим

Минимализм. Стены простой абстрактной формы, стекло, прямоугольные столпы. В середине 20 века достаточно провести несколько линий — и уже получилось здание. Понимание, что так можно, захватывает воображение и вдохновляет.

Скрытая сложность. Козырек над входом — просто черная матовая плита. Но внутри железобетон, светильники, проводка, закрытая облицовочными панелями. Получается многослойный пирог, сложная инженерная структура — но для нас это цельная, неделимая единица. Для архитекторов такой подход был чем-то невиданным.

Эстетика. У небоскреба есть неконструктивные детали «для красоты»: на стене добавлены ребра, тонкие вертикали задают ритм в здании и регулируют прямоугольные окна. Перед нами не голый функционализм — в здание вложено много внимания и денег.

Объемы. В Нью-Йорке действует закон о зонировании: нерегулируемая высота допустима только на 25% участка, остальные площади должны быть ниже. Во многом из-за этого ограничения в ар-деко появились ступенчатые ярусы. Мис ван дер Роэ не идет на компромиссы: доступные 25% застраиваются максимально простым вертикальным прямоугольником, а на остальном участке высота небольшая.

1. Штаб-квартира ООН, Нью-Йорк, США, 1952
2. Башня Пирелли, Милан, Италия, 1960
3. Метлайф-билдинг, Нью-Йорк, США, 1963
4. Европа-центр, Западный Берлин, Германия, 1963
5. Гостиница «Интурист», Москва, Россия, 1970

Здания, подобные «Сигрем-билдингу», строятся в самых разных странах. Такую минималистичную простую архитектуру условно называют интернациональным стилем.

Вот его основные особенности

Интернациональный стиль не имеет корней. Не бывает типично африканского или европейского стеклянного небоскреба. В любой точке мира строят одинаковые прямоугольные коробки. Кстати, это один из доводов тех, кто критикует современную архитектуру за безликую эстетику.

Интернациональный стиль — условный термин. По некоторым классификациям в него попадает даже авангард. Но в узком смысле это простые минималистичные небоскребы.

Эмиграция в Соединённые Штаты

Возможности заказов уменьшились с Великой депрессией после 1929 года. Начиная с 1930 года, Мис замещал должность последнего директором пошатнувшегося Баухауза по просьбе своего коллеги и конкурента Уолтера Гропиуса. В 1932 году нацистское политическое давление заставило школу, поддерживаемую государством, покинуть свой кампус в Дессау, а Мис перенёс его в заброшенную телефонную станцию ​​в Берлине. Однако к 1933 году, непрерывная работа школы оказалась невозможной (в апреле нагрянуло гестапо), а в июле того же года, Мис и факультет проголосовали за то, чтобы закрыть Баухауз. Построил в эти годы он совсем немного (одним из строительных заказов была новая квартира Филипа Джонсона в Нью-Йорке); нацисты отвергли его стиль как не «немецкий» по своему характеру.

Разочарованный и несчастный, он неохотно покинул свою родину в 1937 году, когда увидел, что его возможности для любых будущих строительных заказов исчезнут, приняв жилой заказ в Вайоминге, а затем предложение возглавить отдел архитектуры недавно созданного Иллинойского технологического института (ИТИ) в Чикаго. Там он ввёл новый вид обучения и подход, позже известный как вторая Чикагская школа, которая стала очень влиятельной в следующие десятилетия в Северной Америке и Европе.

1946-1958 Новый этап в творчестве

Этот период в жизни архитектора знаменателен переменами в общем облике его работ. Теперь вся конструкция строений выносилась наружу, а внутри ничего не оставалось. Самым главным примером нового подхода Миса явился знаменитый, так называемый «Стеклянный дом» за городом для Эдит Фарнсуорт. Эдит была известным хирургом в Чикаго в то время и доверила не менее известному архитектору этот проект. Такой выбор основывался не только на объективном предпочтении в пользу профессионального архитектора, но также тому поспособствовали чувства, которые возникли между Эдит и Мисом. Заказчица очень хотела необыкновенный дом, который отличался бы от всего того, что предлагал архитектурный рынок. Для своей возлюбленной Мис хотел сделать действительно нечто грандиозное. Он планировал воплотить в реальность все свои минималистические идеи, которые вынашивал на протяжении тридцати лет.

В будущем произведении, по задумке архитектора, не должно было быть никаких лишних деталей, которые могли бы отвлекать от природы. В этой новой идее Мис всё так же преследовал главную философскую тематику своих работ о «единстве бытия и горнего порядка», но уже с новыми элементами и задумками. Людвиг исполнил желание Эдит и спроектировал неординарную постройку из двух плоскостей, третья — в виде приподнятой террасы и из восьми колонн, прилегающих снаружи. Ожидания Эдит не оправдались, и в бешенстве она подала в суд на своего уже бывшего любовника, потому как, помимо неоправданных ожиданий, Мис выставил счет на сумму 73 000 долларов (в наше время равносильно 500 000$) за свои услуги. «Что же… Любовь уходит, когда приходят деньги», — говорил комик-философ Граучо Маркс. Наверняка, Эдит Фарнсуорт даже представить не могла, что в дальнейшем её загородный дом станет экспонатом в музее современного искусства.

«Стеклянный дом» Эдит Фарнсуорт, 1951

Чикагские и нью-йоркские небоскребы тоже сыграли большую роль в творческом портфолио архитектора. Наиболее известными жилыми небоскребами Людвига являются строения на Лейк Шор Драйв 860/880 (1952 г.), которые занесены в список официальных достопримечательностей Чикаго. Самым знаменитым небоскребом в Нью-Йорке стал Сигрэм Билдинг в 1958 году. Конструкцию Сигрэма можно наблюдать и сейчас на многих бизнес-центрах по всему миру. Очередное новаторство Миса заключалось в предложении сдвинуть небоскрёб от основной линии вглубь квартала. Таким образом оставалось пространство, чтобы расположить перед строением фонтан. Людвиг стремился уйти от основных принципов функционализма, чтобы вписать дизайн здания в облик города. Для этого он навесил на строение внешние профили, которые использовались в качестве декорирующих элементов. Такие элементы не играли роли в конструкции, лишь визуально украшали небоскреб. Все несущие части разместились внутри здания и были скрыты.

Небоскребы Лэйк Шор-Драйв в Чикаго, 1952 Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке, 1958

Личная жизнь

В 1913 году Мис женился на Адель Огюст (Аде) Брун (1885-1951), дочери богатого промышленника. Пара рассталась в 1918 году, после рождения трёх дочерей: Доротеи (1914-2008), актрисы и танцовщицы, которая была известна как Джорджия, Марианны (1915-2003), и Вальтраут (1917-1959), которая была научным сотрудником и куратором в Чикагском институте искусств. За время службы в армии в 1917 году, у Мис родился сын вне брака. В 1925 году он начал отношения с дизайнером Лилли Рейх, которые закончились, когда он переехал в Соединенные Штаты; с 1940 года до своей смерти художник Лора Маркс (1900-1989) была его основной спутницей. Мис имел романтические отношения со скульптором и коллекционером Мэри Кэллери, для которой он спроектировал мастерскую в Хантингтоне, Лонг-Айленд, Нью-Йорк. Он также, как известно по слухам, имел непродолжительные отношения с Эдит Фарнсуорт, которая уполномочила его работу для Дома Фарнсуорт. Сын Марианн, Дирк Лохан, (родился в 1938 году) учился, и позже работал на Мис.

Павильон Мис ван дер Роэ на карте Барселоны

Наши советы по Барселоне:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Барселоны. Билеты в Саграда Фамилия и Парк Гуэль минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Барселоне с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Барселону.
  • Barcelona City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Барселоне и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • Отели Барселоны: наш выбор и рекомендации.
  • Bus Turistic – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Барселоны быстро, с ветерком и комфортом.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.

13.50€

35€

25€

8.90€

ПОСМОТРЕТЬ

33.80€

Карьера в Соединённых Штатах

Мис поселился в Чикаго, штат Иллинойс, где был назначен директором архитектурной школы в Арморовском технологическом институте Чикаго (позже переименован в Иллинойский технологический институт). Одним из преимуществ занятия этой должности было то, что он был бы уполномочен проектировать новые здания и генеральный план кампуса. Все его здания всё ещё стоят там, включая зал выпускников, часовню и его шедевр Краун-холл, построенный в качестве дома для Школы архитектуры ИТИ. Краун-холл по праву считается лучшей работой Мис, определением его архитектуры.

В 1944 году он стал американским гражданином, завершив свой разрыв с родной Германией. Его тридцать лет в качестве американского архитектора отражают более структурный, чистый подход к достижению его цели новой архитектуры двадцатого века. Он сосредоточил свои усилия на закрытии открытых и адаптируемых «универсальных» пространств с чётко выраженными структурными каркасами, в которых представлены готовые стальные формы, заполненные большими листами стекла.

Его ранние проекты в кампусе ИТИ, и для застройщика Герберта Гринвальда, представили американцам стиль, который казался естественным продолжением почти забытого стиля Чикагской школы девятнадцатого века. Его архитектура, возникшая в немецком Баухаусе и западноевропейском международном стиле, стала общепринятым методом строительства американских культурных и образовательных учреждений, застройщиков, государственных учреждений и крупных корпораций.

Начало карьеры

Мис родился 27 марта 1886 года в Ахене, Германия. Он работал в отцовском магазине резьбы по камню и в нескольких местных дизайнерских фирмах, прежде чем переехал в Берлин, где присоединился к мастерской дизайнера интерьеров Бруно Пауля. Свою архитектурную карьеру он начал в качестве ученика в студии Петера Беренса в 1908-1912 годах, где познакомился с нынешними дизайнерскими теориями и прогрессивной немецкой культурой, работая вместе с Ле Корбюзье и Уолтером Гропиусом, который впоследствии также участвовал в разработке Баухауза. Мис замещал должность управляющего строительством посольства Германской империи в Санкт-Петербурге под руководством Беренса.

Здание Германского посольства в Санкт-Петербурге арх. Петер Беренс

Его талант был быстро признан, и вскоре он начал работать над самостоятельными заказами, несмотря на отсутствие формального образования на уровне колледжа. Будучи физически внушительным, вдумчивым и сдержанным человеком, Людвиг Мис переименовал себя в качестве части быстрой трансформации из сына торговца в архитектора, работающего с культурной элитой Берлина, добавив «ван дер» и фамилию матери «Роэ», используя нидерландское «ван дер», поскольку немецкая форма «фон» была приставкой к имени юридически ограниченном представителями подлинного аристократического рода.

Он начал свою независимую профессиональную карьеру, создав дома для высшего общества, присоединившись к движению, стремящемуся вернуться к чистоте немецких национальных стилей начала 19 века. Он восхищался широкими пропорциями, регулярностью ритмических элементов, отношением созданного человеком к природе и композициями с использованием простых кубических форм прусской неоклассической архитекторы 19 века Карла Фридриха Шинкеля. Он отверг эклектичные классические стили, загромождающие пространство, столь распространенные на рубеже 20 века как не относящиеся к современности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: