Жизнь
Будучи сыном крупного фермера из Лотарингии, Бастьен-Лепаж учился с Александром Кабанелем в Школе изящных искусств в Париже с 1868 года . После серьезного военного ранения в результате франко-прусской войны 1870 года он сначала вернулся в свою родную деревню. В 1875 и 1876 годах он принимал участие, хотя и безуспешно, в конкурсе на Римскую премию в Париже. В 1879–1882 годах он впервые совершил путешествие по Англии. Он уже серьезно болел раком и в год своей смерти все еще путешествовал по Алжиру.
Жюль Бастьен-Лепаж дружил с русской художницей и писательницей Марией Башкирцев . Он умер почти одновременно с ней в 1884 году в возрасте 36 лет и был похоронен на кладбище в своем родном городе. Мавзолей был создан его брат, архитектор Эмилем Бастьен-Лепаж (1854-1938).
литература
- Анджела Шнайдер, Анке Дэмген, Гэри Тинтероу: французские шедевры XIX века из Метрополитен-музея, Нью-Йорк , Николай Верлаг, Берлин 2007, ISBN 978-3-88609-584-1 .
- Филипп Пагнотта, Клод Медар, Уильям Стивен Фельдман, Кристиан Дебиз: Hommage à Jules Bastien-Lepage 1848-1884 , каталог выставки, Musées de la Meuse, Verdun, Montmedy, 1984.
- Мари-Мадлен Обрен: Жюль Бастьен-Лепаж 1848-1884, raisonnée de l’oeuvre , ( catalog raisonné ), Imprimerie Chiffoleau, Париж, 1985.
- Бернар Понтон: Жюль Бастьен-Лепаж — peintre lorrain , Charenton-le-Pont, Citedis, 1999, ISBN 2-911920-26-0 .
- Серж Лемуан и другие: Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884) , (каталог выставки в Музее Орсе, Париж, 6 марта — 18 мая 2007 г.), Николя Шоден, Париж 2007, ISBN 978-2 -35039-033-8 .
личные данные | |
---|---|
ФАМИЛИЯ | Бастьен-Лепаж, Жюль |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Французский художник |
ДАТА РОЖДЕНИЯ | 1 ноября 1848 г. |
МЕСТО РОЖДЕНИЯ | Дамвиллерс , департамент Маас |
ДАТА СМЕРТИ | 10 декабря 1884 г. |
МЕСТО СМЕРТИ | Париж |
Пленение и смерть
После коронации Жанна дАрк попросила Карла отпустить ее домой, но тот уговорил Деву остаться командовать войском. Некоторые правящие деятели Франции побудили Карла отложить наступление на Париж. Тем не менее, дАрк решила самостоятельно освободить город.
23 мая 1430 г. Жанна д’Арк попала в плен к бургундцам. Главнокомандующий бургундцев Жан Люксембургский хотел получить выкуп за столь известную пленницу. Однако Карл предал спасительницу Франции, даже не вспомнив того, что́ Жанна для него сделала.
В результате Жанна дАрк оказалась в руках англичан, судивших ее в Руане. Они ненавидели девушку, поэтому хотели ее не просто убить, а запятнать ее имя. Перед смертью Жанна должна была публично заявить о связи с дьяволом. Процесс возглавил епископ Пьер Кошон, которого англичане, в случае расправы над осужденной, хотели сделать архиепископом.
Во время судебного процесса Жанна дАрк искренне призналась, что имела связь со сверхъестественными силами. Этим воспользовался хитрый Кошон, который исказив слова девушки, обвинил ее в связи с дьяволом. Интересен факт, что на помощь Орлеанской деве не пришли ни монарх, ни жители Орлеана, ни сослуживцы.
На аббатском кладбище Сент-Уэн Жанна подписала документ о виновности и связи с дьяволом. Стоит отметить, что судьи добились ее признания с помощью обмана, прочитав ей другой документ. Об этом стало известно только после ее смерти.
Сожжение Жанны д’Арк
Жанну д’Арк приговорили к казни через сожжение на костре. Девушка, как и раньше, вела себя мужественно и спокойно. Находясь в огне, она несколько раз взывала к Иисусу.
Толпа людей, наблюдавшая за всем происходившим, не могла сдержать слез. Жанна дАрк была заживо сожжена на костре 30 мая 1431 года в возрасте 19 лет. Спустя 25 лет она была реабилитирована.
Для французов и многих других людей Жанна дАрк является настоящей героиней. В ее честь устанавливают памятники, снимают фильмы, пишут книги и чеканят монеты.
Памятник Жанне д’Арк в ПарижеПонравился пост? Нажми любую кнопку:
ХУДОЖНИК ЖЮЛЬ БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ
Михаил Нестеров, например, считал, что это полотно близко русскому характеру даже больше, чем французскому, и смело предполагал, что обряд венчания перед ней был бы более проникновенным, чем перед иконой.
«Деревенская любовь»
Роль Жюля Бастьена-Лепажа в европейском искусстве второй половины XIX века тем более велика, что за краткий срок биографии он успел подарить миру яркие, наполненные живыми эмоциями полотна. Один из лучших представителей французского натурализма, художник стремился с фотографической точностью улавливать моменты окружающей действительности. Родившийся в доме простых землевладельцев из лотарингской глубинки, Жюль глубоко понимал и всем сердцем любил незатейливую сельскую жизнь с её трудовыми буднями и бесхитростными радостями.
Свидание по обе стороны от покосившейся изгороди – дело обычное для деревенских жителей. Оторвавшись на несколько минут от работы, соседи спешат перекинуться новостями, обсудить общие проблемы или, как в случае с лепажевскими героями, успеть объясниться в любви. Высокий стройный красавчик облокотился на перекладину забора, чтобы быть ближе к своей подруге. Смущение и робость написаны на его лице, читаются в застывшей в ожидании позе; во взгляде, сосредоточенном на рассматривании собственных пальцев. Будто страшно ему поднять глаза и прочитать ответ на любимом лице.
Впрочем, юноше нечего опасаться. Его подружка замерла в волнении, внимательно прислушиваясь к тому, что он говорит. Головы влюблённых склонились друг другу, их плечи, локти, тела словно притягиваются внутренним магнитом, но целомудренность сковывает движения и не позволяет открыто проявлять чувства. Только цветок, сжатый в девичьей ладони, такой же нежный и хрупкий, как она сама, выдаёт сердечные тайны. Лицо главной героини намеренно скрыто от зрителей, – художник даёт возможность каждому представить свой милый образ. Одно ясно точно: это самая прекрасная девушка на свете, раз первый парень на деревне робеет и теряет дар речи в её присутствии.
Влюблённая парочка изображена на зелёном фоне окрестного пейзажа с домами и сельхозпостройками, с сельским храмом на заднем плане. В глубине огорода маячит фигура женщины, напоминая о том, что пора возвращаться к работе, но парень с девушкой, забыв обо всём на свете, как зачарованные, стоят, прислонившись к забору
Возможно, предчувствуя свой ранний уход, Бастьен-Лепаж торопился рассказать о самом важном в человеческой жизни, используя простые и понятные образы. Его художественный язык стал настоящим открытием и школой мастерства для многих поколений просвещённых людей во всём мире
Источник ➝
https://art.mirtesen.ru/blog/43647381027/Hudozhnik…ntyi-frantsuzskogo-naturalizma
Примечания[ | код]
- (HTML). Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков. ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.newpaintart.ru. Дата обращения: 11 февраля 2014.
- (HTML). Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков. ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.newpaintart.ru. Дата обращения: 15 января 2014.
- ↑ (HTML). ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.arts-museum.ru. Дата обращения: 15 января 2014.
- ↑ (HTML). www.rodon.org. Дата обращения: 15 января 2014.
- . (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2009, №2 — www.tg-m.ru. Дата обращения: 15 января 2014.
- Т.В. Юденкова. Другой Третьяков: Судьба и коллекция одного из основателей Третьяковской галереи. — Москва: Арт-Волхонка, 2012. — 392 с. — ISBN 978-5-904508-19-7.
- (HTML). Musée d’Orsay. Дата обращения: 16 января 2014.
- (HTML). Радио «Эхо Москвы» — echo.msk.ru. Дата обращения: 15 января 2014.
- Л.П. Литвина. (PDF) (недоступная ссылка). НИЦ Информкультура РГБ — infoculture.rsl.ru. Дата обращения: 15 января 2014.
- . Дата обращения: 25 сентября 2020.
- Михаил Нестеров. (HTML). www.tphv-history.ru. Дата обращения: 15 января 2014.
- Андрей Толстой. (HTML). «Новая Юность» 2002, №1 (52) — magazines.russ.ru. Дата обращения: 15 января 2014.
- Лев Дьяков. (HTML). журнал «Искусство», №2 (2006) — art.1september.ru. Дата обращения: 28 января 2014.
Жизнь и работа
Бастьен-Лепаж родился в селе Damvillers, Маас, и провел там свое детство. Отец Бастьена выращивал виноград на винограднике, чтобы поддержать семью. Его дед тоже жил в деревне; в его саду росли яблони, груши и персики у высоких стен. Бастьен рано полюбил рисование, и его родители способствовали развитию его творческих способностей, покупая ему репродукции картин для копирования.
Образование
Огюст Роден, Жюль Бастьен-Лепаж, 1887 г., экспонируется в Центр визуальных искусств Айрис и Б. Джеральда Канторов на Стэндфордский Университет кампус в Стэнфорд, Калифорния
Первым учителем Жюля Бастьена-Лепажа был его отец, сам художник. Его первое формальное обучение проходило в Верден. Побуждаемый любовью к искусству, он отправился в Париж в 1867 г., где он был принят в École des Beaux-arts, работая под Кабанель. Он получил первое место по рисованию, но большую часть времени работал в одиночестве, лишь изредка появляясь в классе. Тем не менее, он проработал три года в école. В письме родителям он жаловался, что образцом жизни был мужчина в позе средневекового лютаниста. Вовремя Франко-прусская война в 1870 году Бастьен сражался и был ранен. После войны он вернулся домой, чтобы раскрасить жителей деревни и оправиться от ран. В 1873 году он написал своего деда в саду, и эта работа принесла художнику его первый успех в Парижский салон.
Ранняя работа
Его первоначальный успех был подтвержден в 1875 г. Первое общение, изображение маленькой девочки, тщательно обработанное так, как будто Ганс Гольбейн, а Портрет М. Хайерн. В 1875 году он занял второе место в конкурсе на Prix de Rome с его Ангелы, являющиеся пастырям, снова выставляется на Выставка Universelle в 1878 году. Его следующая попытка выиграть Prix de Rome в 1876 году с Приам у ног Ахилла снова был неудачным (он в Лилль галерея), и художник решил вернуться к загородной жизни. В Салон 1877 года он прислал полнометражный Портрет леди Л. и Мои родители; и в 1878 г. Портрет М. Тойре и Сенокос (Les Foins). Последняя фотография, теперь в Musée d’Orsay, получил высокую оценку как критиков, так и общественности. Это обеспечило ему статус одного из первых художников школы натуралистов.
День мертвых, c. 1882 г.
Натурализм и признание
После успеха СенокошениеБастьен-Лепаж был признан во Франции лидером зарождающейся школы натуралистов. К 1883 году критик мог заявить, что «весь мир сегодня так много рисует, как Бастьен-Лепаж, что Бастьен-Лепаж, кажется, рисует, как весь мир». Эта слава принесла ему выдающиеся заказы.
Портрет Сара Бернхардт, 1879
Его Портрет мадемуазель Сара Бернхардт (1879), написанная в светлом ключе, принесла ему крест Почетный легион. В 1879 году ему было поручено нарисовать принца Уэльского. В 1880 году он выставил небольшой портрет М. Андриё и Жанна д’Арк слушает голоса (сейчас в Метрополитен-музей ); и в том же году в Королевской академии небольшой портрет принца Уэльского. В 1881 году он написал Нищий и Портрет Альберта Вольфа; в 1882 г. Le Père Jacques; в 1885 г. Любовь в деревне, в котором мы находим след Гюстав Курбе влияние. Его последняя датированная работа Кузница (1884).
Смерть и наследие
Автопортрет, сделанный за несколько дней до смерти
Между 1880 и 1883 годами он путешествовал по Италии. Художник, давно болевший, тщетно пытался восстановить здоровье в Алжир. Он умер в Париже в 1884 году, когда планировал новую серию сельских сюжетов. Его друг, Князь Божидар Карагеоргевич, был с ним в конце и написал:
В марте и апреле 1885 года более 200 его картин были выставлены в Ecole des Beaux-Arts. В 1889 году некоторые из его самых известных работ были показаны на выставке Парижская выставка Universelle.
Среди его наиболее значимых работ можно также упомянуть портрет мадам Ж. Друэ (1883 г.); Гамбетта на смертном одре и некоторые пейзажи; Винтаж (1880), и Темза в Лондоне (1882). Маленький трубочист никогда не был закончен. Ему посвящен музей в Montmédy. Статуя Бастьена-Лепажа — автор Роден был возведен в Дамвиллерсе. Некролог князя Божидара Карагеоргевича появился в газете Журнал Искусства (Кассель) в 1890 году.
Влияние на прием импрессионизма
Влиятельный английский критик Роджер Фрай признал признание широкой общественностью Импрессионистов, особенно Клод Моне, Бастьен-Лепаж. В его 1920 Очерк эстетики, Фрай написал:
Жизнь и работа
Бастьен-Лепаж родился в деревне Дамвиль , Маас , и провел там свое детство. Отец Бастьена выращивал виноград на винограднике, чтобы поддержать семью. Его дед тоже жил в деревне; в его саду росли яблони, груши и персики у высоких стен. Бастьен рано полюбил рисование, и его родители способствовали развитию его творческих способностей, покупая ему репродукции картин для копирования.
Образование
Огюст Роден , Жюль Бастьен-Лепаж , 1887 год, на выставке в Центре визуальных искусств Ирис и Б. Джеральда Кантора в кампусе Стэнфордского университета в Стэнфорде, Калифорния.
Первым учителем Жюля Бастьена-Лепажа был его отец, сам художник. Его первое формальное обучение было в Вердене . Вдохновленный любовью к искусству, он отправился в Париж в 1867 году, где был принят в Школу изящных искусств под руководством Кабанеля . Он получил первое место за рисование, но большую часть времени работал в одиночестве, лишь изредка появляясь в классе. Тем не менее, он проучился в школе три года . В письме родителям он жаловался, что образцом жизни был мужчина в позе средневекового лютаниста. Во время франко-прусской войны 1870 года Бастьен сражался и был ранен. После войны он вернулся домой, чтобы раскрасить жителей деревни и оправиться от ран. В 1873 году он нарисовал своего деда в саду, работа, которая принесла художнику его первый успех в Парижском салоне .
Ранняя работа
Его первоначальный успех был подтвержден в 1875 году Первым причастием , портретом маленькой девочки, тщательно обработанной в манере, которую сравнивали с Гансом Гольбейном , и портретом М. Хайерна . В 1875 году он занял второе место в конкурсе на Римскую премию со своими ангелами, являющимися пастухам , снова выставленным на Всемирной выставке в 1878 году. Его следующая попытка выиграть Римскую премию в 1876 году с Приамом у ног Ахилла. снова неудачно (он находится в галерее Лилля ), и художник решил вернуться к загородной жизни. В Салон 1877 года он отправил портрет леди Л. и моих родителей в полный рост ; а в 1878 г. — « Портрет М. Тёрье и сенокос» (Les Foins) . Последняя картина, находящаяся сейчас в Музее д’Орсе , получила широкую оценку как критиков, так и публики. Это обеспечило ему статус одного из первых художников школы натуралистов.
День поминовения усопших , c. 1882 г.
Натурализм и признание
После успеха сенокоса Бастьен-Лепаж был признан во Франции лидером зарождающейся школы натуралистов. К 1883 году критик мог заявить, что «весь мир сегодня так много рисует, как месье Бастьен-Лепаж, что месье Бастьен-Лепаж, кажется, рисует, как весь мир». Эта слава принесла ему выдающиеся заказы.
Портрет Сары Бернар , 1879 г.
Его портрет мадемуазель Сары Бернар (1879), написанный в светлом ключе, принес ему крест Почетного легиона . В 1879 году ему было поручено нарисовать принца Уэльского. В 1880 году он выставил небольшой портрет г-на Андриё и Жанны д’Арк, слушающих голоса (ныне в Музее искусств Метрополитен ); и в том же году в Королевской Академии — маленький портрет принца Уэльского. В 1881 году он написал «Нищий и портрет Альберта Вольфа» ; в 1882 году Ле Пер Жак ; в 1885 году « Любовь в деревне» , в котором мы находим следы влияния Гюстава Курбе . Его последняя датированная работа — «Кузница» (1884).
Смерть и наследие
Автопортрет, сделанный за несколько дней до смерти
Между 1880 и 1883 годами он путешествовал по Италии. Художник, давно болевший, тщетно пытался восстановить свое здоровье в Алжире . Он умер в Париже в 1884 году, когда планировал новую серию деревенских сюжетов. Его друг, князь Божидар Карагеоргевич , был с ним в конце и писал:
В марте и апреле 1885 года более 200 его картин были выставлены в Ecole des Beaux-Arts. В 1889 году некоторые из его самых известных работ были показаны на Парижской выставке Universelle .
Среди его наиболее важных работ можно также упомянуть портрет мадам Ж. Друэ (1883 г.); Гамбетта на смертном одре и некоторые пейзажи; Винтаж (1880 г.) и Темза в Лондоне (1882 г.). Маленький трубочист так и не был закончен. Ему посвящен музей на Монмеди . В Дамвиллерсе воздвигнут памятник Бастьен-Лепаж работы Родена . Некролог князя Божидара Карагеоргевича, опубликованный в журнале искусств (Cassell) в 1890 году.
Влияние на прием импрессионизма
Влиятельный английский критик Роджер Фрай приписывал Бастьен-Лепажу признание широкой публикой импрессионистов , особенно Клода Моне . В своем « Эссе по эстетике» 1920 года Фрай писал:
Источники [ править ]
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Жюлем Бастьен-Лепажем . |
- Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в открытом доступе : Chisholm, Hugh, ed. (1911). Бастьен-Лепаж, ЖюльEncyclopdia Britannica . 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 502.
- Андре Тьюриет , Бастьен-Лепаж (1885; английское издание, 1892); Л де Фурко, Бастьен-Лепаж (1885).
- Серж Лемуан, Доминик Лобштейн, Мари Лекассер и др., Жюль Бастьен-Лепаж 1848–1884 (Париж: Musée d’Orsay, 2007).
- Марнин Янг, «Неподвижный вид картины: Жюль-Бастьен Лепаж, Les Foins и конец реализма» , История искусства , том. 37, нет. 1 (февраль 2014 г.): 38–67.
Коронация Карла
В скором времени Жанна дАрк поехала к Карлу, чтобы сообщить ему о победе. Во время пути к дофину она слышала в свой адрес множество благодарностей от французского народа.
Люди стремились дотронуться до нее, а в храмах в ее честь ежедневно проводились праздничные молебны. Дофин встретил Жанну дАрк со всеми почестями, и усадил ее по правую руку от себя. Также он пожаловал ей дворянский титул.
После этого Жанна дАрк отправилась освобождать Реймс с войском численностью в 12 000 человек. И хотя Карл сомневался в победе, девушка совершила «бескровный поход» в сторону Реймса.
Орлеанская дева Жанна Д’арк
Города не оказывали никакого сопротивления Жанне, и менее чем через 3 недели в Реймском соборе Карла короновали. Неподалеку от монарха стояла спасительница Франции, держа в своих руках знамя.
Жизнь и работа
Бастьен-Лепаж родился в селе Damvillers, Маас, и провел там свое детство. Отец Бастьена выращивал виноград на винограднике, чтобы поддержать семью. Его дед тоже жил в деревне; в его саду росли яблони, груши и персики у высоких стен. Бастьен рано полюбил рисование, и его родители способствовали развитию его творческих способностей, покупая ему репродукции картин для копирования.
Образование
Огюст Роден, Жюль Бастьен-Лепаж, 1887 г., экспонируется в Центр визуальных искусств Айрис и Б. Джеральда Канторов на Стэндфордский Университет кампус в Стэнфорд, Калифорния
Первым учителем Жюля Бастьена-Лепажа был его отец, сам художник. Его первое формальное обучение проходило в Верден. Побуждаемый любовью к искусству, он отправился в Париж в 1867 г., где он был принят в École des Beaux-arts, работая под Кабанель. Он получил первое место по рисованию, но большую часть времени работал в одиночестве, лишь изредка появляясь в классе. Тем не менее, он проработал три года в école. В письме родителям он жаловался, что образцом жизни был мужчина в позе средневекового лютаниста. Вовремя Франко-прусская война в 1870 году Бастьен сражался и был ранен. После войны он вернулся домой, чтобы раскрасить жителей деревни и оправиться от ран. В 1873 году он написал своего деда в саду, и эта работа принесла художнику его первый успех в Парижский салон.
Ранняя работа
Его первоначальный успех был подтвержден в 1875 г. Первое общение, изображение маленькой девочки, тщательно обработанное так, как будто Ганс Гольбейн, а Портрет М. Хайерн. В 1875 году он занял второе место в конкурсе на Prix de Rome с его Ангелы, являющиеся пастырям, снова выставляется на Выставка Universelle в 1878 году. Его следующая попытка выиграть Prix de Rome в 1876 году с Приам у ног Ахилла снова был неудачным (он в Лилль галерея), и художник решил вернуться к загородной жизни. В Салон 1877 года он прислал полнометражный Портрет леди Л. и Мои родители; и в 1878 г. Портрет М. Тойре и Сенокос (Les Foins). Последняя фотография, теперь в Musée d’Orsay, получил высокую оценку как критиков, так и общественности. Это обеспечило ему статус одного из первых художников школы натуралистов.
День мертвых, c. 1882 г.
Натурализм и признание
После успеха СенокошениеБастьен-Лепаж был признан во Франции лидером зарождающейся школы натуралистов. К 1883 году критик мог заявить, что «весь мир сегодня так много рисует, как Бастьен-Лепаж, что Бастьен-Лепаж, кажется, рисует, как весь мир». Эта слава принесла ему выдающиеся заказы.
Портрет Сара Бернхардт, 1879
Его Портрет мадемуазель Сара Бернхардт (1879), написанная в светлом ключе, принесла ему крест Почетный легион. В 1879 году ему было поручено нарисовать принца Уэльского. В 1880 году он выставил небольшой портрет М. Андриё и Жанна д’Арк слушает голоса (сейчас в Метрополитен-музей ); и в том же году в Королевской академии небольшой портрет принца Уэльского. В 1881 году он написал Нищий и Портрет Альберта Вольфа; в 1882 г. Le Père Jacques; в 1885 г. Любовь в деревне, в котором мы находим след Гюстав Курбе влияние. Его последняя датированная работа Кузница (1884).
Смерть и наследие
Автопортрет, сделанный за несколько дней до смерти
Между 1880 и 1883 годами он путешествовал по Италии. Художник, давно болевший, тщетно пытался восстановить здоровье в Алжир. Он умер в Париже в 1884 году, когда планировал новую серию сельских сюжетов. Его друг, Князь Божидар Карагеоргевич, был с ним в конце и написал:
В марте и апреле 1885 года более 200 его картин были выставлены в Ecole des Beaux-Arts. В 1889 году некоторые из его самых известных работ были показаны на выставке Парижская выставка Universelle.
Среди его наиболее значимых работ можно также упомянуть портрет мадам Ж. Друэ (1883 г.); Гамбетта на смертном одре и некоторые пейзажи; Винтаж (1880), и Темза в Лондоне (1882). Маленький трубочист никогда не был закончен. Ему посвящен музей в Montmédy. Статуя Бастьена-Лепажа — автор Роден был возведен в Дамвиллерсе. Некролог князя Божидара Карагеоргевича появился в газете Журнал Искусства (Кассель) в 1890 году.
Влияние на прием импрессионизма
Влиятельный английский критик Роджер Фрай признал признание широкой общественностью Импрессионистов, особенно Клод Моне, Бастьен-Лепаж. В его 1920 Очерк эстетики, Фрай написал:
Жанна д’Арк (картина Бастьен-Лепажа) — википедия фото
История
Образ Жанны д’Арк — «Орлеанской девы», национальной героини Франции в Столетней войне, стал весьма символичен во Франции в 1870-х и 1880-х годах. Это было связано с поражением Франции во франко-прусской войне 1870—1871 годов, в результате которого Лотарингия, где родилась Жанна д’Арк, отошла (вместе с Эльзасом) к Германии. Скульпторы и художники создавали новые скульптурные и живописные изображения Жанны д’Арк. Жюль Бастьен-Лепаж, сам родом из Лотарингии, также решил обратиться к этому образу, и в 1879 году написал картину «Жанна д’Арк».
Картина была представлена публике на Парижском салоне 1880 года. В том же году картина была куплена Эрвином Дэвисом (Erwin Davis) из Нью-Йорка, а в 1889 году она была передана в коллекцию музея Метрополитен.
В 1889 году картина выставлялась на Всемирной выставке в Париже.
Художница Мария Башкирцева, которая училась у Бастьен-Лепажа, в своём дневнике возмущалась тем, что картина «Жанна д’Арк» поначалу не была должным образом оценена во Франции. Она писала:
Жанна д’Арк не была понята во Франции, но перед ней преклоняются в Америке… Жанна д’Арк это по выполнению и по чувству. Надо было слышать, что только говорили о ней в Париже. Это позор! <…> Что же такое возвышенное искусство; если не то искусство, которое, изображая перед нами тело, волосы, одежду, деревья с полнейшей реальностью, доходящей почти до обмана чувств, передаёт в то же время душу, мысль, жизнь! Неужели Жанна д’Арк не есть произведение возвышенного искусства, потому что он представил её нам крестьянкой, а не с белыми ручками и не в вооружении? |
Картина «Жанна д’Арк» произвела большое впечатление на художника Михаила Нестерова, который увидел её в 1889 году, непосредственно перед написанием картины «Видение отроку Варфоломею». В своей книге о Нестерове Сергей Дурылин приводил его слова:
Я старался постичь, как мог Бастьен-Лепаж подняться на такую высоту, совершенно недосягаемую для внешнего глаза французов. Бастьен-Лепаж тут был славянин, русский с нашими сокровенными исканиями глубин человеческой драмы… Весь эффект, вся сила Жанны д’Арк была в её крайней простоте, естественности и в том единственном и никогда не повторяемом выражении глаз пастушки из Дом Реми; эти глаза были особой тайной художника: они смотрели и видели не внешние предметы, а тот заветный идеал, ту цель, своё призвание, которое эта дивная девушка должна была осуществить. |
Писатель Аркадий Кудря так описывал впечатления художника Валентина Серова от этой картины, которую тот увидел на Всемирной выставке 1889 года в Париже:
А пальму первенства по произведенному впечатлению Серов безоговорочно отдал полотну недавно скончавшегося Бастьен-Лепажа «Жанна д’Арк». Художник избежал соблазна показать свою героиню знаменитой военачальницей. Жанна была изображена ещё никому не известной крестьянской девушкой. Она стояла в саду под раскидистой яблоней, одетая в домотканое холщовое платье, из-под которого выглядывали босые ноги, и напряжённо слушала проникавшие в её душу таинственные голоса архангелов. Неужели правда, что ей свыше предначертана роль освободительницы Франции от иноземного ига? Неужели она возглавит войско и поведёт его к победе над врагом? Фигуры возникавших в её воображении святых были едва намечены в форме светящихся облаков. Лицо Жанны отражало характер сильный и страстный, поразительны были её глаза, в которых запечатлелся момент экстатического прозрения своей судьбы. |