Биография И. Глазунова
1930 — 9 июня Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде. 1942 — 11-летнего Илью после смерти всех его родных от голода в осажденном Ленинграде эвакуируют в деревню Гребло Новгородской области. 1948 — Первое упоминание в прессе о художнике Глазунове (газета «Ленинградская правда» от 28 октября). 1951 — Поступает на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Учится в мастерской Б. В. Иогансона. 1956 — Получает Гран-при на IV Международном конгрессе студентов в Праге за картину «Юлиус Фучик». 1957 — Создает серии портретов деятелей мирового искусства, таких, как Д. Сикейрос, Д. Сорано, Ф. Феллини, М. Шометт, М. Казарес, положивших начало мировой известности Глазунова как портретиста.1958 — Первая персональная выставка Глазунова. 1963 — Первая поездка в Италию по приглашению Д. Лоллобриджиды для написания ее портрета. 1964 — Работает над иллюстрациями к произведениям А. И. Куприна «Яма», «Брегет», «Гамбринус» и другим. Пишет книгу «Дорога к тебе. Из записок художника», в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. 1967 — Творческая командировка во Вьетнам. Результат ее — серия работ о сражающемся Вьетнаме. Выпущен альбом «Дни и ночи Вьетнама» 1967 — И. С. Глазунов принят в Союз художников СССР. 1973 — Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Едет по приглашению в Индию для написания портрета премьер-министра Индиры Ганди. Присуждена премия имени Джавахарлала Неру за укрепление индийско-советской дружбы.1974 — Едет по приглашению в Финляндию для написания портрета президента Урхо Кекконена. 1976 — Вышел документальный фильм «Илья Глазунов». 1977 — Творческая командировка на строительство Байкало-Амурской магистрали. Создает серию работ «БАМ». 1978 — Начинает преподавательскую деятельность в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. 1979 — Присвоено звание «Народный художник РСФСР». 1979 — Присвоено звание почетного члена Мадридской Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо и барселонской Королевской академии изящных искусств Сан Хорхе. 1980 — По предложению ЮНЕСКО пишет живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию». Картина явилась даром СССР ЮНЕСКО. Работает совместно с женой — художницей Н. А. Виноградовой-Бенуа над декорациями и костюмами к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» для Государственной оперы в Берлине, ГДР. Присвоено звание «Народный художник СССР» 1981 — По поручению Министерства культуры СССР в Москве Глазунов организует Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства. 1987 — Назначен ректором Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества. 1990 В связи с тридцатилетием творческой деятельности в Москве проходила выставка работ И. С. Глазунова, на которой экспонировалось более 400 произведений. 1997 – удостаивается Государственной премии РФ за реставрацию Московского Кремля 2000 — действительный член Российской академии художеств, профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году накануне своего 70-летия И.С. Глазунова, он назван «самым выдающимся художником ХХ века». Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды — золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Король Лаоса, в молодости хорошо знавший Шаляпина, наградил Глазунова орденом Вишну, Индира Ганди вручила премию имени Д. Неру, португальский принц Браганца — орден Святого Михаила. Две старейшие испанские Королевские академии художеств — в Мадриде и Барселоне — избрали Глазунова своим почетным членом. 9 июля 2017 — ушел из жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ссылки по теме:БиографияРаботыМонументальные работы
10
Распятие Христа сопровождалось природными катаклизмами: солнце померкло и сделалась тьма по всей земле (Лк 23:44). В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух (Мк 15:34–37). А в сам момент смерти Христа произошло землетрясение, настолько сильное, что камни расселись (Мф 27:51).
Лариса: искушение и страсть
Говорят, Виноградова-Бенуа знала о многочисленных увлечениях мужа, но старалась внушить себе, что это неизбежно: художнику постоянно нужна муза. И сама подталкивала к супругу вдохновительниц, которые быстро оказывались в его постели.
В 1957-м на выставке картин своего мужа она встретила звезду советского кино Нину Алисову с 18-летней дочкой Ларисой Кадочниковой.
Какие необыкновенные у вашей девочки глаза, – восхитилась она. Представила барышень мужу, предложила ему написать портрет Лары.
Когда девушка пришла в мастерскую, Глазунов оглядел ее со всех сторон, а потом сдернул с ее ушей дешевенькие клипсы:
Странный овал, тревожные черные глаза, страдающие и заставляющие страдать. То, что я искал. Такие лица были у героинь Достоевского…
Он был полноват, немного мешковат, с удивительными глазами. Обладал каким-то непередаваемым магнетизмом, вспоминала Лара.
С того момента она стала не просто музой Глазунова – она была его собственностью, о местонахождении которой набирающий популярность художник должен был знать поминутно. Врывался с цветами в аудитории ВГИКа, где училась любимая, бесконечно звонил. Если Ларисе не удавалось приехать в мастерскую, прибегал на Дорогомиловку, где она жила, среди ночи:
Где ты была? С кем?
Нас задержали на прогоне спектакля.
А почему не позвонила?
Не успела.
У тебя испуганный взгляд… Ты лжешь!
Заканчивалось все тем, что Глазунов хлопал дверью и в ярости выбегал из квартиры. Лариса рыдала всю ночь. А утром он звонил и просил прощения. Они мирились, и на какое-то время Илья успокаивался. Потом все начиналось по новой: куда пошла, с кем, зачем?..
Эта связь продолжалась три года. В курсе ли была Нина? Конечно.
Однажды мы пересеклись с ней в мастерской, – рассказывала Кадочникова. – Нина держалась естественно и дружелюбно. «Неужели ничего не знает? – думала я. – Но это невозможно! Я бы не смогла улыбаться любовнице мужа…»
Нина закрывала глаза на его измены. А Глазунова «свободный брак» вполне устраивал.
Лариса забеременела. Услышав новость, Илья только пожал плечами:
Ты можешь родить, но я не готов стать отцом.
Мама Ларисы пригласила Глазунова домой:
Вы должны что-то решить. Нельзя так издеваться над девочкой.
Художник заявил с ходу:
Я Ларису люблю. Но ни о каком замужестве не может быть и речи. Я никогда не разведусь с женой.
И Лара пошла на аборт. В тот, первый, раз, еще можно было все поправить. Кадочникова быстро восстановилась, даже съездила с Глазуновым в Крым. Чувствуя вину, Илья был заботлив и мягок. Но вскоре кошмар повторился. Лариса снова забеременела и снова убила ребенка. Стать матерью ей было не суждено.
С Ильей какое-то время я продолжала встречаться, – вспоминала Лариса Валентиновна. – Это была уже не любовь, а какое-то наваждение, гипноз.
Наконец они расстались. Стали что-то обсуждать, заспорили – и почти одновременно сказали: «Все, хватит!»
Мне рассказали, что незадолго до нашего последнего свидания Глазунова вызвали в «компетентные» органы и попросили определиться с личной жизнью, – рассказывала Кадочникова. – У него намечалась выставка за границей, но отпустить туда могли только художника с безупречной репутацией. Вот он и определился.
Расставшись с художником, Кадочникова дважды выходила замуж и много лет служила в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки в Киеве.
Середина лета. 2010 г.
Моя жена Юлия позировала мне для главной героини этой картины. Поскольку у нее совершенно русская внешность, я часто использую ее лицо не только для ее непосредственных портретов, но и как героиню различных работ. Наверное, такой подход традиционен для художников.
Это была интересная поездка на Северную Двину вглубь Архангельской области. Мы провели тот день без каких-то определенных задач, просто хотелось напитаться этим замечательным местом. В округе был заброшенный деревянный храм, озеро, стройные северные деревни с двухэтажными огромными домами. Летом там было чуть больше народа, чем обычно – кто-то приехал на покос, кто-то просто к родственникам, люди купались в реке, ходили на озеро.
«Середина лета» для меня как середина лет, середина жизни. На заднем плане картины избы, кто-то косит, идет согбенная фигурка с косой – это напомнило мне и жизнь и смерть в буквальных символических фигурах. Короткое, но жаркое северное лето. Женщина стоит и ищет видимо своего мужа, от которого остался один мотоцикл в траве. Мальчик смотрит за птицами, пока мама кого-то высматривает. Я видел такие сцены, но это собирательный образ моего ощущения от того года. Мне хочется сохранить для себя те впечатления от жары, комаров, северных женщин с красивыми обветренными лицами.
4.
Картины Ильи Глазунова с названиями и описанием: Вспоминаем знаменитые работы мастера
Илья Глазунов.
Фото: Наталия НЕЧАЕВА
Глазунов работал в самых разных жанрах — от изображений «ню» до парадных портретов, от пейзажей до городских зарисовок. Но, конечно, в памяти отпечатались прежде всего его монументальные многофигурные полотна. Вспоминаем знаменитые картины Ильи Глазунова — с названиями и описанием.
1. «Мистерия XX века», 1977-1999 г.
Мистерия ХХ века. 1999 год. Холст, масло.
Самая известная, без сомнения, работа Глазунова. Во времена перестройки она буквально взорвала умы; чтобы посмотреть на полотно размером 3 на 8 метров, выстраивались колоссальные очереди. В популярных журналах печатались репродукции с пояснениями — где кто изображен.
И кого там только нет: Гитлер, Сталин, Мао, Эйнштейн, Ленин, «Битлз»… 2342 персонажа, как кто-то подсчитал. И — реки крови, ядерный гриб, менора, протыкающая фашистскую каску, коммунистические митинги. Это картина об ужасах, которых в ХХ веке было не меньше, чем радости.
2. «Вечная Россия» (1988)
Картина, созданная к 1000-летию крещения Руси, изображает множество великих россиян. Справа — монстры революции на птице-тройке (Троцкий даже больше бросается в глаза, чем Сталин). А на переднем плане — святые. А в самом центре, под Распятием — великие писатели: Пушкин, Лермонтов, Гоголь… Но всех почти заслоняет обожаемый Глазуновым Достоевский.
3. «Великий эксперимент» (1990)
Великий эксперимент. 1990 год. Холст, масло
Картина целиком посвящена России в ХХ веке; судьба страны словно перечеркнута кровавой зловещей пентаграммой. В центре ее — конечно, Ленин и другие вожди революции; слева — хорошие люди (прежде всего бросается в глаза царская семья).
4. «Разгром храма в Пасхальную ночь» (1999)
Размер еще больше, чем у «Мистерии»: 4 на 8 метров. Сюжет понятен из названия: большевики вламываются в храм, где идет служба. Над людским месивом (со стороны большевиков это не только комиссар с собакой, но и поборница свободной любви с голой грудью, и кто-то с лозунгом «Религия — опиум для народа», и еще кто-то с пулеметом…) — настенная роспись, огромные изображения святых. Во многом картина напоминает другую многофигурную, полную символов картину, которую Глазунов очень ценил — «Раскулачивание» (2010).
5. «Дороги войны» (1985)
Дороги войны. 1985 год. Холст, масло.
Картина с самой драматичной судьбой. На самом деле она была написана в конце 50-х и представлена в качестве дипломной работы (Глазунов заканчивал Ленинградский художественный институт имени Репина). Но… на ней изображалось отступление советских войск. И это привело руководство института в ужас. Только в 1964 году Глазунов показал ее на выставке. Увидели ее в итоге немногие — вскоре после выставки она была просто уничтожена… В 1985 году Глазунов написал ее заново.
Портрет С.В. Михалкова (1988)
Фото: mos.ru
После окончания института Глазунов отправился по распределению сначала в Ижевск, а затем в Иваново. После этого Илья Сергеевич переехал в Москву. В столице молодой художник столкнулся с серьезными трудностями: у него не было прописки и жилья, его не принимали в Союз художников. Денег было очень мало – приходилось даже подрабатывать грузчиком. Глазунов ночевал в кладовке, которую ему предоставил скульптор Дионисио Гарсиа. Все изменилось к лучшему, когда Илья Сергеевич познакомился с Сергеем Михалковым.
С главным детским поэтом и автором гимна СССР Илья Глазунов впервые встретился в 1958 году. Как-то раз в кладовку, где он жил, постучали, и в дверь вошел Михалков. Он видел картины Глазунова на выставке в 1957 году и высоко оценил талант художника. Увидев место, в котором Илья Сергеевич жил с женой Ниной Виноградовой-Бенуа, Михалков пообещал помочь.
Спустя какое-то время на новогоднем балу Сергей Владимирович встретился с министром культуры Екатериной Фурцевой. Михалков пригласил ее на танец, рассказал о положении молодого художника и попросил помочь ему.
Через год после встречи с Михалковым Илья Сергеевич переселился в предоставленную ему однокомнатную квартиру и получил московскую прописку. С тех пор Глазунов называл Михалкова своим благодетелем. Когда поэта не стало, Илья Сергеевич сказал: «После моих родителей Сергей Владимирович Михалков был самым близким и любимым человеком, который во многом определил мою судьбу гражданина и художника».
Творчество
Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).
- Дипломная работа в ЛИЖСА «На колхозной ферме» (1957)
- Работа «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.
- Автор цикла графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.
- Автор живописного полотна «Мистерия XX века» (1978). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.
- Автор живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за тысячу лет (1988).
- Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.
- Автор серии работ на темы основных произведений Фёдора Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»).
- Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (здание ЮНЕСКО, Париж, 1980).
- Автор картины «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус».
- Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Мирей Матьё, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).
- Автор серии работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».
- Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» Александра Бородина и «Пиковая дама» Петра Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.)
- Создал интерьер советского посольства в Мадриде.
- Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.
- На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».
Популярное за 7 дней
Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
09.09.22 23:43
Отличие православного креста от католического
05.09.22 19:25
Как часто нужно причащаться?
05.09.22 09:49
Почему Бог назван Богом?
06.09.22 13:56
Что значит «распныйся волею» и зачем приносить с утра полунощную песнь
08.09.22 11:25
Митр
Антоний (Паканич): Для христиан особенно важно делать своё дело на своём месте
05.09.22 11:32
Есть ли у православных слова-паразиты?
07.09.22 16:43
8 сентября — день памяти мучеников Адриана и Наталии
08.09.22 07:58
«Владеем сокровищем, которому цены нет…» Николай Гоголь о Церкви и душе
08.09.22 13:28
Запрещены в служении пятеро клириков Черниговской епархии УПЦ
09.09.22 15:13
Особенности художественного стиля
Совершенно уникальным представляется художественный стиль Ильи Сергеевича. Одним только взглядом можно оценить работу любого художественного жанра и установить ее принадлежность: это полотно создал Глазунов Илья. Картины, изображающие святых, советскую номенклатуру, натюрморты, прекрасную наготу нимф, классиков русской литературы, пейзажи города и деревни – все, что создает Глазунов пронизано тонкой нитью его авторского, самобытного стиля. Невозможно не отметить уникальное свечение, создаваемое Глазуновом благодаря игре света и тени. Полотна, насыщенные яркими, сочными красками, одинаково гармонично показывают зрителю и мирские страсти, и смиренное благочестие. Глазунов Илья, картины которого узнаваемы по всему миру, сам не относит себя к какому-то живописному стилю, но его справедливо называют представителем русского салона XIX-XX века и совершенно уникальным художником-социалистом, представителем национального арта. Вспомнить, хотя бы «Вклад народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию».
Илья Сергеевич Глазунов – поистине великий художник, патриот русской самобытности, возвышенной культуры России во всех ее проявлениях. Глазунов изображает богатство русской истории, взгляд на ее достояние сквозь призму эпох. Неизменный, но динамично развивающийся до наших дней стиль художника делает его уникальным в своем роде мастером кисти.
Портрет С.В. Михалкова (1988)
После окончания института Глазунов отправился по распределению сначала в Ижевск, а затем в Иваново. После этого Илья Сергеевич переехал в Москву. В столице молодой художник столкнулся с серьезными трудностями: у него не было прописки и жилья, его не принимали в Союз художников. Денег было очень мало — приходилось даже подрабатывать грузчиком. Глазунов ночевал в кладовке, которую ему предоставил скульптор Дионисио Гарсиа. Все изменилось к лучшему, когда Илья Сергеевич познакомился с Сергеем Михалковым.
С главным детским поэтом и автором гимна СССР Илья Глазунов впервые встретился в 1958 году. Как-то раз в кладовку, где он жил, постучали, и в дверь вошел Михалков. Он видел картины Глазунова на выставке в 1957 году и высоко оценил талант художника. Увидев место, в котором Илья Сергеевич жил с женой Ниной Виноградовой-Бенуа, Михалков пообещал помочь.
Спустя какое-то время на новогоднем балу Сергей Владимирович встретился с министром культуры Екатериной Фурцевой. Михалков пригласил ее на танец, рассказал о положении молодого художника и попросил помочь ему.
Через год после встречи с Михалковым Илья Сергеевич переселился в предоставленную ему однокомнатную квартиру и получил московскую прописку. С тех пор Глазунов называл Михалкова своим благодетелем. Когда поэта не стало, Илья Сергеевич сказал: «После моих родителей Сергей Владимирович Михалков был самым близким и любимым человеком, который во многом определил мою судьбу гражданина и художника».
Портрет Ф.М. Достоевского (1992)
Фото: mos.ru
На полотнах Ильи Глазунова часто появлялись классики русской литературы и персонажи их произведений. Особое место в творчестве Ильи Сергеевича занимал Федор Михайлович Достоевский – его любимый писатель.
Художник полюбил Достоевского на четвертом курсе института. Работы, вдохновленные творчеством Федора Михайловича, появились на первой выставке в ЦДРИ. Среди них были портреты главных героев романа «Идиот»: князя Мышкина, Парфена Рогожина и Настасьи Филипповны. Но и образ самого писателя вдохновлял Глазунова не меньше, чем его персонажи.
«Большой лоб с могучими, как у новгородских соборов своды, надбровных дуг, из-под которых смотрят глубоко сидящие глаза, исполненные доброты и скорби, глубокого раздумья и пристального волевого напряжения. Болезненный цвет лица, сжатый рот, сокрытый усами и бородой. Его трудно представить смеющимся», – описывал художник Достоевского в своей книге «Россия распятая».
Глазунов создал несколько портретов писателя. Каждый из них изображал Достоевского на фоне объединявшего их города – Санкт-Петербурга.
Илья Сергеевич рассказывал, что проиллюстрировал все написанное Достоевским – за исключением его дневников. Несмотря на устоявшееся представление о Достоевском как о писателе мрачном, Илья Сергеевич называл его самым оптимистическим в русской литературе – тот верил в возрождение души человека. Ценности, проповедуемые Федором Михайловичем, были очень близки художнику, и неслучайно Глазунова называют «Достоевским в живописи».
Студенчество
Обучаясь в Институте Репина, начинающий художник Илья Глазунов проходит практику, не чуждую русскому человеку, попадает в Юкки, путешествует по Поволжью, застает строительство Куйбышевской гидроэлектростанции. Как любой студент института живописи, создает дипломную работу – полотно «Дороги войны», которое впоследствии не было принято экзаменационной комиссией. Илью Сергеевича сильно вдохновляла фигура литературного гения – Федора Михайловича Достоевского. Как отмечала близкая ему особа, он «мечтал жить в окружении Достоевских страстей», когда грань с реальностью и вымыслом стирается и весь дух «работает на пределе». Его кистью было написано множество иллюстраций к новеллам Достоевского, в том числе портрет князя Мышкина в романе «Идиот».
Прочие сведения
10 июня 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин посетил галерею Ильи Глазунова и поздравил его с 79-летием. Рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), Владимир Путин высказал пожелание, чтобы меч князя Олега был несколько увеличен, «а то выглядит, как перочинный ножик. <…> Им как будто колбасу режут». Глазунов обязался картину исправить и похвалил главу правительства за «хороший глазомер».
По воспоминаниям Станислава Куняева, Илья Глазунов перестал сотрудничать с «Нашим современником» и диаметрально изменил мнение о Вадиме Кожинове после публикации в журнале следующего заявления последнего: «Картины Ильи по-своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!» и неосторожного замечания, что некоторые «работы художника последних лет — это китч…», до этого момента Глазунов тепло отзывался о Кожинове и приглашал читать лекции в Суриковский институт. Крест на Новодевичьем на могиле Глазунова Ильи Сергеевича (июль 2017г)
Крест на Новодевичьем на могиле Глазунова Ильи Сергеевича (июль 2017г).
Известность
Учёба не помешала его увлечению. Он так же продолжал выкладывать посты и видео в Интернете. Именно во время учёбы в вузе к нему пришла известность. Свою творческую деятельность видеоблогер начал в 2014 году. В самом начале это были короткие ролики на ютуб канале. Тематика его сюжетов была различной.
Многим его зрителям понравился молодой симпатичный парень с доброй располагающей улыбкой. Его аудитория стала медленно увеличиваться. Как инстаграм блогер он получил признание в 2016 году. Он был в числе первых блогеров, начавших снимать вайны.
Вопросы, на которые он ищет ответы в своих роликах, волнуют многих. Например, ролик на тему, «Как понравится девушке», «Как не заболеть», «Как ведет себя парень, когда ему нравится девушка».
Призраки. 2008 г.
Архангельская и Вологодская области – наш прекрасный Русский Север, который постепенно становится «медвежьим углом». Уже ушло то поколение, которое помнило жизнь до революции, а люди помоложе оставляют эти места. Это наша национальная трагедия.
Страшно, когда ты идешь по деревне, в которой еще 100 лет назад ключом била жизнь – были ярмарки, проходили торговые пути, жили сотни и тысячи людей – а теперь все закончилось. Например, теперь уже бывшая деревня Керга на Пинеге, которая когда-то была древнерусским центром этих мест. Сейчас она брошена, а многие дома разобраны и увезены в другие деревни.
В этой работе я стремился передать то ощущение, которое возникает, когда ты идешь по пустой деревне, в окружении изб в пропорциях Парфенона, с окнами как выбитые зубы. Когда оказываешься в таких местах, кажется, что ты идешь по родному пепелищу русской крестьянской культуры.
Мне представляется, что люди, которые там жили и строили эти дома, они наблюдают за тобой из выбитых окон. Ты что-то ищешь, хочешь найти ответы на какие-то вопросы, но ничего уже нет, все заросло бурьяном выше человеческого роста.
2.
Из Петербурга в Москву
— Однажды Борис Борисович Гребенщиков сказал, что петербуржцы — особая нация. И всем известно, что Питер держит людей, не отпускает. Почему, когда появилась такая возможность, вы не вернулись в родной город?
— Потому что Союз художников сказал, что у них никогда не будет для меня места. Поэтому я и уехал. Мне было 27 лет, я защитил диплом, но мне долго его не выдавали, пока я не подпишу назначение учителем черчения в ремесленное училище Ижевска, потом Ижевск заменили на Иваново. Художникам тогда давали распределение только из других городов — Смоленска, Орла, Тулы, а я — петербуржец.
Я пошел в отдел кадров и сказал: «Я не хочу уезжать из Ленинграда и преподавать в ремесленном училище не хочу». На что мне объяснили, что я «человек с гнильцой. В Ленинграде тебе житья не будет, даже если министр культуры Михайлов отдаст тебе под мастерскую весь Эрмитаж. Коллектив наших ленинградских советских художников тебя не примет. И в Союз художников Ленинграда тебя никогда не примут. А не дашь согласия на наше распределение, диплома не увидишь как своих ушей». И я уехал. В Москве мне дали возможность выжить, я оформил 8 томов моего любимого Мельникова-Печерского, потом Аксакова, Достоевского. А в моем любимом городе Санкт-Петербурге — никогда.
— И вы решили не возвращаться?
— Я приезжал туда, ходил-смотрел. На Серафимовское кладбище ездил, где, кстати, похоронены мои родители: в блокаду всех везли туда. Первый раз я туда пошел, когда вернулся из эвакуации. Помню, яма, мужик в тельняшке что-то копает. Я говорю: «А где блокадное захоронение?» Он мне: «Сынок, иди прямо, увидишь до горизонта траншея закопана, это и есть блокадники. А у тебя что, родственники?» Я говорю, «Да, отец, мать и многие родственники другие — бабушка, дядя…». И я помню эту глину, деревья черные, старое кладбище, церковь.
А года 4 назад я приехал, смотрю, на том месте, где были столбы «Памяти ленинградцев» на землю положены какие-то плиты, стоят кресты. Я увидел женщину с очень милым лицом: «Скажите, пожалуйста, здесь были похоронены мои родители. А теперь что? «„Курск“. И посмотрите, как все хорошо продумано». Я говорю: «Очень хорошо. Все вкривь, вкось». Она как закричит: «Что вы себе позволяете! Да тут ни одной косточки блокадной не было, вы бы лучше сказали спасибо, что мы блокадников перенесли». Они у входа навалили какую-то кучу бетона — вот вам мемориал, а эти земли продают. Я бы очень хотел, чтобы об этом все знали, да только кому писать, не знаю. Это величайшая трагедия, но никто о ней не говорит.
— Так ведь вы участвовали в создании Всероссийского общества охраны памятников?
— Участвовал.
— И все равно ничего не можете поделать с таким положением вещей?
— Сейчас у общества очень плохая память, а когда-то за такие вещи карали. Мы пытались что-то делать, когда 1-й секретарь Московского городского комитета коммунистической партии Виктор Гришин начал строить город по генплану, подписанному Сталиным и Кагановичем. Ведь на деле (это уже было при Хрущеве) осуществлялся тотальный снос Москвы: 6 проспектов таких, как Калининский (сегодня Новый Арбат), шли со всех сторон к огромному монументу Дворец советов, а наверху должен был стоять этот чертов 415-метровый Ленин. Я ходил, просил, чтобы от этого плана отказались. И многие другие ходили. А они уничтожали Москву.
— Но вам удалось что-то отстоять?
— Мы писали письма. Спасибо Сергею Владимировичу Михалкову, он мое письмо, которое подписали академик Воронин, Ревякин, Алферова, Хрущеву передал. Тот порвал. Тогда мы сделали альбом-то, что должен быть снесено. Все помогали, и Трофимов, и Горский. Этот альбом Сергей Владимирович тоже отдал Хрущеву. Тот сказал: «Хватит!» Так было создано Общество по охране памятников. Председателем был назначен Иванов, он был хороший человек, но очень боязливый.
А потом случился конфуз: был Нюрнбергский процесс, на нем было предъявлено обвинение немецко-фашистским военным преступникам. В том числе, разрушение культурных памятников. И когда мы собрались, я предложил устроить сделать такой же процесс над теми, кто уничтожал культуру на Руси, ведь уничтожено 900 с чем-то памятников истории и культуры. И пошло по рядам шу-шу-шу, и давай разбирать Илью Сергеевича, как главного «застрельщика дела мира». Тогда в Общество охраны памятников дружно загрузились люди, которые раньше сами уничтожали памятники. Они поняли, что на них нет управы.
Личная жизнь
Первая супруга — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (15 июля 1936 — 24 мая 1986), по официальной версии покончила жизнь самоубийством. Сам же художник считал, что её смерть — убийство.
Сын — Иван Глазунов (род. 1969), заслуженный художник РФ, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера.
Дочь — Вера Глазунова (род. 1973), художник, автор картины «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске». Будучи женат первым браком, имел роман со студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой.
«Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его. Он бесконечно требовал от меня признаний в любви. К нему, гению. Мне в любви он не признавался, но я видела, как горят его глаза. Понимала, что ему необходима. Да, он любил меня. И терзал…»
Вторая жена — Инесса Дмитриевна Орлова (род. 1970), директор картинной галереи Ильи Глазунова.
Призраки. 2008 г.
Архангельская и Вологодская области – наш прекрасный Русский Север, который постепенно становится «медвежьим углом». Уже ушло то поколение, которое помнило жизнь до революции, а люди помоложе оставляют эти места. Это наша национальная трагедия.
Страшно, когда ты идешь по деревне, в которой еще 100 лет назад ключом била жизнь – были ярмарки, проходили торговые пути, жили сотни и тысячи людей – а теперь все закончилось. Например, теперь уже бывшая деревня Керга на Пинеге, которая когда-то была древнерусским центром этих мест. Сейчас она брошена, а многие дома разобраны и увезены в другие деревни.
В этой работе я стремился передать то ощущение, которое возникает, когда ты идешь по пустой деревне, в окружении изб в пропорциях Парфенона, с окнами как выбитые зубы. Когда оказываешься в таких местах, кажется, что ты идешь по родному пепелищу русской крестьянской культуры.
Мне представляется, что люди, которые там жили и строили эти дома, они наблюдают за тобой из выбитых окон. Ты что-то ищешь, хочешь найти ответы на какие-то вопросы, но ничего уже нет, все заросло бурьяном выше человеческого роста.
2.
Заключение
Автор статьи не ставил цель сделать обзор всего творчества художника Ильи Глазунова, равно как найти каждое проявление антикоммунизма в его полотнах. Это читатель может сделать и сам. Главное было в том, чтобы показать эволюцию — от талантливого советского художника к реакционному российскому «творцу», указывая притом на объективные закономерности и причины таких мировоззренческих изменений. Также необходимо было напомнить о необходимости изучать практику (особенно неудачную) коммунистов прошлого и вырабатывать теорию для будущего. Автор призывает отличать искусство прогрессивное от реакционного, понимать, какие идеи стоят за тем или иным произведением, а также кто и, главное, зачем это искусство выставляет напоказ и несёт в массы.