Биография художника Александра Бенуа
Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.
Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.
И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.
В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.
Прогулка короля
Купальня маркизы
Фантазия на Версальскую тему
Представление султанше
Людовик XIV кормит рыб
Король прогуливается в любую погоду
Прогулка короля
Прогулка короля
В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.
Ораниенбаум
Аллея
Картины Петербурга
Парад при Павле I
Карнавал на Фонтанке
Ораниенбаум. Японский сад
Китайский павильон. Ревнивец
С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.
Водный партер в Версале
Пруд в Версале
Фонтаны Версаля
Версаль
Версаль под дождём
Версаль. У Курция
Каштаны весной. Версаль
Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.
Беседка в парке. Павловск
Петергоф
Петергоф
Большой дворец. Петергоф
В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».
Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.
Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.
А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!
Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»
Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского
Итальянская комедия
Итальянская комедия
Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.
С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.
С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…
И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.
Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.
Последние годы
На закате жизни художник занялся мемуарами, названными «Мои воспоминания». В книге он запечатлел атмосферу творческих и духовных исканий Серебряного века. Бенуа в свои последние годы много писал. Не менее знаковым было его произведение «Александр Бенуа размышляет… Статьи и письма 1917-1960 гг.». Будучи неординарным творческим человеком тонкой душевной организации, Бенуа много размышлял, и его идеи нашли отклик во многих его современниках и дальнейших последователях.
Скончался Александр Бенуа 9 февраля 1960 года во Франции. Похоронен великий критик, художник, идеолог и мыслитель на кладбище в Париже.
Детство
Парфенов Леонид Геннадьевич родился в небольшой деревне Клопузово в Вологодской области. Он появился на свет 26 января 1960 года. Мать его Альвина Андреевна не работала, вела хозяйство и занималась детьми. У Леонида есть еще младший брат Владимир (1966). В настоящее время он занимается бизнесом, имеет собственную компанию по продаже медицинских препаратов и оборудования.
А вот отец Парфенова – Геннадий Викторович по профессии был инженер-металлург. Он трудился на Череповецком металлургическом заводе в должности главного инженера. Еще Парфенов-старший был страстным рыбаком и охотником, почти все свое свободное время он проводил за этими занятиями. Кстати, любовь к охоте передалась и младшему сыну Владимиру. А вот Леонид к таким развлечениям всю жизнь относился прохладно.
Будущую профессию журналиста Леонид Парфенов выбрал целенаправленно. Даже уехал из родной деревни в Ленинград, чтобы поступить в местный Университет имени Жданова. Вступительные экзамены сдал без каких-либо проблем, да и вообще учеба давалась Леониду достаточно легко.
[править] Литература
- Каталог первой выставки ленинградских художников. Автор вступ. статьи И. Гинзбург. Л.: Государственный Русский музей живописи, скульптуры и графики, 1935.
- Гинзбург И. В. Первая выставка ленинградских художников // Каталог первой выставки ленинградских художников. Л., ГРМ, 1935.
- Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т.2. М.: Советский художник, 1967.
- Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись. Каталог. Л.: ЛССХ, 1948.
- Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников. // Ленинградская правда, 1947, 29 ноября.
- 1917-1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.56.
- Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957, 10 октября.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961. — с.76.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964. — с.74.
- Ленинград. Зональная выставка. — Л: Художник РСФСР, 1965. — с.99.
- Молдавский Д. «Ленинград». На зональных художественных выставках // Литературная Россия, 1964, 27 ноября.
- Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.1.. М., Искусство, 1970. С.21.
- Каталог Осенней выставки произведений ленинградских художников 1971 года. — Л: Художник РСФСР, 1973. — с.21.
- По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50 Летию образования СССР посвящается. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1974. — с.45.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1972. — с.11.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1980. — с.42.
- Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1976. — с.169.
- Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007. — с.384.
- Струкова А. И. Ленинградская пейзажная школа. 1930—1940-е годы. М.: Галарт, 2011.
- Я этим городом храним. Ленинград в творчестве художников 1920—1940-х гг. Каталог выставки в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. Автор вст. статьи В. Е. Ловягина. СПб, НП-Принт. 2013.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.32, 33, 66, 89, 109, 111, 112, 357, 366—370, 382, 387, 390—394.
[править] Примечания
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007. С.24,381-383, 393, 399.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПБ: Первоцвет, 2007. С.384.
- Общество «Круг художников» при Доме печати. 2-я выставка картин и скульптуры. Л.: Русский музей, 1928.
- Каталог первой выставки ленинградских художников. Автор вступ. статьи И. Гинзбург. Л.: Государственный Русский музей живописи, скульптуры и графики, 1935.
- Я этим городом храним. Ленинград в творчестве художников 1920—1940-х гг. Каталог выставки в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. Автор вст. статьи В. Е. Ловягина. СПб, НП-Принт. 2013.
Начало карьеры
После окончания ВУЗа Парфенов какое-то время печатался в нескольких журналах и газетах – «Правда», «Красная звезда», «Огонек». А после вернулся на малую родину, где его взяли на должность корреспондента в газету «Вологодский комсомолец». Спустя какое-то время его пригласили поработать на местный телеканал. Тот период знаменит тем, что Парфенов познакомился с музыкальным критиком Артемием Троицким. Тот тогда был в опале, его старались не приглашать на телевидение и не писать с ним интервью. Но Леонид уже тогда отличался независимостью взглядов, поэтому не испугался и записал программу с Троицким.
В период с 1986 по 1993 год Леонид Парфенов находился, что называется, в творческом поиске. За это время он сменил несколько работ, но при этом все его проекты успели запомниться широкому зрителю. Так, в 1989 году он вместе с Андреем Разбашем снял три серии документального фильма «Дети ХХ съезда», в котором рассказывалось о поколении 60-х.
А в 1990 вышел первый выпуск программы «Намедни». Правда, уже через год этот проект был приостановлен, а самого Парфенова отстранили от эфиров. Причиной стало резкое высказывание об отставке Шеварднадзе в эфире одной из программ.
Александр Семенов / Авторские книги
- Семенов, А. И. Ябеда-Корябеда и ее проделки : Сказоч. истории с загадоч. картинками. / А. Семенов; Рис. авт. — Москва : Дет. лит., 1985. — 127 с. : ил. — .
- Семенов, А. И. Записная книжка Волшебника : / А. Семенов; Рис. авт. — Москва : Дет. лит., 1990. — 59 с. : цв. ил. — .
- Семенов, А. И. Ябеда-Корябеда, ее проделки и каверзы : Сказоч. истории с загадоч. картинками : / А. Семенов; . — Петрозаводск : Карелия, 1993. — 255 с. : ил. — .
- Семенов, А. И. Несравненная Ябеда-Корябеда : Детектив.-загадоч. история / А. Семенов; Худож. М. Митрофанов. — Москва : Стрекоза, 2001. — 79 с. : ил. —(Библиотека школьника). — .
- Сименс, А. 101+1 далматин : / Алекс Сименс; Худож. В. Лесников. — Москва: Стрекоза-пресс, 2001. —79 с. : ил. — (Библиотека школьника). — .
- Сименс, А. 101+1 далматин : / Алекс Сименс; Худож. В. Лесников. — Москва : Стрекоза-пресс, 2002. — 79 с. : ил. — (Библиотека школьника).
- Сименс, А. 101 далматин и сокровища пиратов : / Алекс Сименс; . — Москва : Стрекоза-Пресс, 2003. — 79 с. : ил. — (Библиотека школьника). — .
- Сименс, А. 101 далматин и сокровища пиратов : / Алекс Сименс ; . — Москва : Стрекоза-пресс, 2004. — 79 с. : ил. — (Библиотека школьника).
- Сименс, А. 101+1 далматин : / Алекс Сименс ; Худож. В. Лесников. — : Стрекоза-Пресс, 2004 (Тверь : Твер. полигр. комб. дет. лит.). — 79 с. : ил. — (Библиотека школьника).
- Сименс, А. 101+1 далматин : / Алекс Сименс ; худож. В. Лесников. —Москва : Стрекоза-Пресс, 2006 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат детской литературы). — 79 с. : ил. — (Библиотека школьника).
- Семенов, А. И. Записная книжка волшебника : / Александр Семенов. — Москва : Изд. дом Мещерякова, 2013. — 79 с. : ил. — .
- Семенов, А. И. Путешествия Мурзилки : научно-фантастические сны : / Александр Семёнов. — Москва : Интересная кн., 2013. — 127 с. : ил. — .
- Семенов, А. И. Ябеда-Корябеда, ее проделки и каверзы : улики, вещественные доказательства и пояснения : / А. Семёнов ; рис. авт. — Москва : Изд. дом Мещерякова, 2013. — 286 с. : ил. — .
- Семенов, А. И. Ябеда-Корябеда, её проделки и каверзы : / А. Семёнов ; рис. авт. — Москва : Изд. дом Мещерякова, 2015. — 286 с. : ил. — .
- Семенов, А. И. Записная книжка волшебника : сказки / А. Семёнов ; рис. авт. — Москва : Детская литература, 2016. — 59 с. : ил. — .
- Семенов, А. И. Несравненная Ябеда-Корябеда / А. Семёнов ; . — Москва : Детская литература, 2016. — 95 с. : ил. — (Библиотека школьника). — .
- Семенов, А. И. Спортивная котлета Ябеды-Корябеды : / А. Семёнов ; рис. авт. — Москва : Детская литература, 2016. — 202 с. : ил. — .
- Семенов, А. И. Ябеда-Корябеда: загадочная гостья : / А. Семёнов при участии В. Шекспир ; рис. А. Семёнова. — Москва : Речь ; Санкт-Петербург : Речь, 2016. — 142 с. : ил. — (Детективно-загадочные истории о Ябеде-Корябеде). — .
- Семенов, А. И. Ябеда-Корябеда и её каверзы : улики, вещественные доказательства и пояснения : / А. Семёнов ; рис. авт. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. —143 с. : ил. — (Детективно-загадочные истории о Ябеде-Корябеде). — .
- Семенов, А. И. Ябеда-Корябеда и её проделки : / А. Семёнов. — Москва : Речь ; Санкт-Петербург : Речь, 2016. — 143 с. : ил. — (Детективно-загадочные истории о Ябеде-Корябеде). — .
- Семенов, А. И. Ябеда-Корябеда: турне к людоедам : / А. Семёнов ; рисунки автора. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2018. — 175 с. : ил. — (Детективно-загадочные истории о Ябеде-Корябеде). — .
Значимые работы
В 1903 году художник создает серию иллюстраций к легендарной поэме Александра Пушкина «Медный всадник». Эти работы стали настоящим шедевром отечественной книжной графики, однако в свое время они были отвергнуты критиками как «декадентские». Но иллюстрации купил Сергей Дягилев, в последствии напечатав их вместе с поэмой в их общем детище – журнале «Мир искусства». Эти рисунки произвели настоящий фурор и были признаны знатоками и ценителями книги и искусства как уникальная графическая работа.
Это подняло дух Александра. В 1905 году он продолжил работать над иллюстрациями, развиваясь и прогрессируя в этой сфере. В дальнейшем стало выходить множество книг с графикой Бенуа, а художник стал пользоваться большим успехом.
Значимое произведение автора – вышедшая в 1904 году «Азбука в картинках». Эта работа для детей стала едва ли не самым масштабным трудом художника в тот период. Он корпел над азбукой около года, хотя стороннему зрителю может показаться, что иллюстрации были созданы за несколько минут. Но именно это, как уверены многие, и есть настоящий признак мастерства.
В 1991 году выходит издание повести Пушкина «Пиковая дама», украшенная рисунками Бенуа. Основой его замысла служили всего 6 страничных иллюстраций, через которые проходила главная сюжетная линия графического рассказа:
- Молодая русская графиня выигрывает в карты.
- Вечерний туалет постаревшей графини.
- Сцена, в которой Германн проходит через спальню мертвой графини.
- Ночное явление.
- Роковой проигрыш.
- Символическое изображение смерти.
Все иллюстрации к повести превосходно скомпонованы и выглядят как завершенные самостоятельные картины.
В 1922 года вышла крупнейшая работа автора за годы революции – альбом «Версаль». Свои акварели Бенуа сопроводил текстом. В издание альбома художник включил 26 работ, а также отпечатал вступительную статью и список приложенных рисунков. Версаль вообще был одной из излюбленных тем творца. В основу данной серии были положены его зарисовки с натуры. Версаль для Бенуа – символ единения человека, искусства и природы, что он четко отразил в своем альбоме.
Талантливый историк
Александр Николаевич был не только талантливым художником, но и одаренным историком искусства и критиком. Во времена его юности еще не было истории искусства как самостоятельной дисциплины. Существовала только художественная критика, представленная жанрами очерка и аналитической статьи (чаще всего это были обзоры выставок).
Вид Монплезира и Екатерининского корпуса в Петергофе
Автор рано начал пробовать себя в написании серьезных искусствоведческих текстов. Широко известен уникальный случай, когда он захотел дополнить книгу Рихарда Мутера (1860—1909) «История живописи». При издании этой книги в России Александр Николаевич добавил к ней… главу об истории русской живописи. Ему показалось несправедливым, что изобразительное искусство России не нашло отражения на страницах такого серьезного капитального издания. Текст был написан очень талантливо и выдержал соперничество с оригинальной манерой Мутера.
Фонтан
Это был беспрецедентный пример дополнения книги иностранного автора. В советское время книги западных авторов (не только искусствоведов, но и философов и литературоведов) часто снабжали огромными предисловиями и послесловиями, в которых давалась критическая оценка зарубежным эстетическим теориям. Но случаев написания отечественным автором главы как инициативного дополнения к зарубежной искусствоведческой книге больше не было. Бенуа создал уникальный прецедент. Впоследствии к этому талантливому труду прибавились другие специализированные тексты об искусстве. Некоторые работы автора публиковались в СССР даже тогда, когда он покинул страну.
После революции художник много работал как иллюстратор и сценограф. В течение нескольких лет он заведовал картинной галереей Эрмитажа. Современная эрмитажная экспозиция во многом базируется на принципах, разработанных Александром Николаевичем, и эти принципы выдержали испытания временем.
Детство и юность
Биография Александра Николаевича Бенуа началась в Санкт-Петербурге весной 1870 года. Будущий художник появился на свет в семье главного архитектора и проектировщика Петергофа, академика Императорской Академии художеств Николая Леонтьевича Бенуа и его законной супруги Камиллы, дочери знаменитого строителя театров — итальянца Альберта Катериновича Кавоса.
Портрет Александра Бенуа. Художник Леон Бакст / «Наследие Александра Бенуа»
Предки, познавшие все грани мира изящных искусств, отдали мальчика на воспитание в учебное заведение при благотворительной организации «Человеколюбивое общество». Позже он поступил в частную школу Карла Ивановича Мая и стал одноклассником будущих единомышленников Дмитрия Владимировича Философова, Вальтера Федоровича Нувеля и Константина Андреевича Сомова.
В конце 1880-х Александр на правах вольнослушателя начал посещать занятия в санкт-петербургской Академии художеств. Считая, что дар живописца можно развить только с помощью постоянной практики, юноша не стал студентом престижного высшего учебного заведения.
Первые полотна он создавал дома под чутким руководством кровного брата Альберта. Знания по технике письма и особенностях построения композиции начинающий гений черпал из книг, в изобилии представленных в доме.
Родственники, видя, что молодой Бенуа, кроме способности писать, обладал рядом других талантов, не стали препятствовать поступлению на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Живописные работы, созданные в свободное от лекций время, Бенуа в первый раз показал на официальной выставке в 1893 году.
Смерть и наследие
Александр Бенуа скончался в 1960 году, не дожив нескольких месяцев до своего девяностолетия. В 1965 году в СССР вышла монография М. Эткинда о художнике. Это была едва ли не первая книга о русском художнике, чей жизненный и творческий путь завершился за рубежом.
Аполлон и Дафна, 1908
Известно, что к творчеству автора обращались кинематографисты. Его образы оживают в некоторых фильмах. Особенно это касается сцен, где действие происходит в пейзажных парках.
При воссоздании «парковых эпизодов» в кино, особенно если надо было воспроизвести Версаль, режиссеры нередко ориентировались на его произведения. В фильме Э. Лотяну «Анна Павлова», где есть сцена заседания кружка «Мир искусства», роль живописца сыграл известный актер Анатолий Ромашин (1931—2000).
«Мир искусства»
В разгар творческого периода Александру Бенуа приходит в голову идея создания объединения «Мир искусства» вместе с учреждением одноименного журнала. Объединившись с Дягилевым, Сомовым и другими художниками-единомышленниками, он отрицал тенденцию передвижников, ставя в конфронтацию современное русское и западноевропейское искусство
Данная группа обращала внимание общества на прикладное искусство и архитектуру, а также на народные промыслы. «Мир искусства» поднял авторитет книжных иллюстраций и графики, вывел на новый уровень оформительское искусство
Также представители течения стремились популяризировать старое русское искусство и пропагандировать западноевропейскую живопись, ставя ее в пример.
Культурное значение
До появления творческого союза «Мир искусства» книги не выглядели так, как они выглядят сейчас. Художественное оформление было сведен к нулю, и лишь с появлением новой идеологии стало развиваться оформительство, книжная иллюстрация, книжная графика и типографика.
В 1901 году художник Александр Бенуа также занялся издательством журналов «Художественные сокровища России» и «Старые годы», борясь за сохранение истории и памяти об огромном художественном наследии страны. Будучи одним из самых значимых фигур среди художественных критиков своего времени, Бенуа ввел такие понятия, как русский сезаннизм и авангард.
Зарубеж
В 1926 году Александр вновь поселяется в Париже, где работает над театральными декорациями и костюмами. Он также участвует в балетной антрепризе своего друга Сергея Дягилева в качестве автора-постановщика и художника. Кроме Франции, Бенуа работет в оперном театре Милана.
Но тоска по Родине его не оставляла: в этот период он пишет серию видов Петербурга под названием «Воспоминания». Вместе с этим он продолжает иллюстрировать книги русских и французских писателей: «Уроки любви в Парке» и «Григорий Орлов» А. Попова, «Страдания молодого Вертера» А. Моруа, «Капитанская дочка» А. Пушкина, «Грешница» Анри де Ренье.
Картины
- 1896 — «Вид на лестницу и террасу в Версале»
- 1896 — «Прогулка короля»
- 1896 — «Набережная Рейна в Базеле в дождь»
- 1897 — «У бассейна Цереры»
- 1897 — «Версаль. Людовик XIV кормит рыб»
- 1898 — «Маскарад при Людовике XIV»
- 1899 — «Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге»
- 1900 — «У Монплезира в Петергофе»
- 1900 — «Петергоф. Купеческая лестница и Большом дворце»
- 1900 — «Петергоф. Фрейлинские дома»
- 1900 — «Петергоф. Львиный каскад и колоннада»
- 1900 — «Ораниенбаум. Кабинет «Обезьян» в павильоне Катальная гора»
- 1900 — «Карнавал на Фонтанке»
- 1905 — «Версаль. Аллегория реки»
- 1905 — «Служба у капеллы св. Варвары»
- 1906 — «Вечер»
- 1907 — «Парад при Павле I»
Иллюстрации к классике
В советские годы художник проиллюстрировал произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник». Поэма «Медный всадник» была задумана иллюстратором как законченный книжный ансамбль, так как именно такой подход был принят у мирискусников.
Бенуа выбрал для этого цикла сдержанную цветовую гамму, да и сами графические средства были довольно скупыми: художник избегал мелких деталей, но дал волю фантазии. Иллюстрации точно воссоздают мрачную атмосферу пушкинской поэмы. Безумный Евгений, словно тень, бродит по сумрачному мистическому Петербургу, его преследует призрак конной статуи. Этот цикл стал своеобразным синтезом экспрессионизма и модерна.
Личная жизнь
Леонид Парфенов состоит в браке с Еленой Чекаловой с 1987 г. Его супруга также является журналистом. В свое время женщина преподавала русский язык и литературу для иностранных студентов в геологоразведочном институте.
Чекалова работала на «Первом канале». Он вела в передаче «Утро» кулинарную рубрику «Счастье есть!».
Свадьба Елены Чекаловой и Леонида Парфенова
В конце 2013 г. Елену уволили с канала. По ее словам, причиной этому послужили политические взгляды мужа, а также поддержка Алексея Навального во время его баллотирования в мэры Москвы.
В брачном союзе у пары родились сын Иван и дочь Мария
На протяжении всей совместной жизни супруги старались не привлекать к своей семье внимание общественности
Карьера на НТВ
В 1993 году Леонид Парфенов присоединился к команде молодых и амбициозных журналистов, которые задумали открыть собственный Независимый телеканал. На НТВ ему дали вести уже зарекомендовавшую себя к тому времени программу «Намедни». Тогда же Парфенов получил и свою первую премию ТЭФИ. Правда, за другую авторскую передачу «НТВ – новогоднее телевидение». Стоит отметить, что в период 1997-1999 годы Леонид Парфенов даже входил в совет директоров НТВ, занимая при этом пост главного продюсера.
Помимо работы на телеканале, Парфенов активно принимал участие в других проектах. Например, вел сезон знаменитого «Форта Боярда», когда тот решили сделать на русском языке. Также Леонида приглашали в качестве члена жюри на игры Высшей лиги КВН.
В 2001 году произошел известный всем конфликт на НТВ. Часть журналистов открыто заявила о своей неприязни к новому руководству канала и покинула его. Парфенова среди них не было. В результате многие вчерашние коллеги и друзья (Дибров, Листова, Юсупов) назвали его даже «предателем». Но Леонида эта точка зрения не смутила, он продолжил работать и занял пост генерального продюсера НТВ.
С 2001 по 2004 годы Парфенов продолжил вести свою знамению программу «Намедни». Только из развлекательной передача превратилась в информационно-аналитическую. В 2003 Леонид получил за нее еще одну статуэтку ТЭФИ. А вскоре программу закрыли. Официальная причина называлась – конфликт с руководством. По неофициальной – поводом стал сюжет о Чечне, который очень не понравился руководству страны. Как бы то ни было, «Намедни» в формате НТВ перестали существовать, а самого Парфенова уволили с телеканала.
«Я решил выпускать потом печатную версию «Намедни», так как оказалось, что темы снова стали актуальными. Когда-то я думал, вот выпустили программу, рассказали об эпохе и все – теперь она ушла безвозвратно. А на деле все было не так»
[править] Ссылки
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года