Дефиле и экспозиция в усадьбе
Леонардо был достаточно импозантным мужчиной, денди своего времени, часто щеголял в самых модных и даже экстравагантных нарядах своей эпохи.
Этому факту на мероприятии было посвящено дефиле дизайнерской одежды «Возрождение. Leonardo da Vinci» мастерской Екатерины Ринар (Ekaterina RinaR) под музыкальный ряд — коллекцию фрагментов неосимфоний серии «Время Человека – Гении Мира» Тиграна Джагера.
Коллекция одежды ранее была презентована на подиуме в Париже «Paris Fasion Week Autunno Inverno 2021-2022». Создавалась эта линейка в духе Раннего Возрождения Италии. «Искусство в этот период не отрешается от преданий Средних веков, но уже сочетает их с элементами, заимствованными из классической древности. Являясь предтечей Возрождения, возникший в позднем Средневековье Проторенессанс сочетает в себе византийские, романские и готические традиции. Колорит рисунка, пропорции и форма коллекции дают ощущение богатства, роскоши и красоты этой великой эпохи. Есть влияние элементов архитектуры того времени: готические, треугольные, квадратные формы сменяются рациональными приемами ордерных построений колонн, пилястр, арок, ордерных аркад», — пояснила Екатерина Ринар.
Украшения с элементами муранского стекла разработаны совместно с мастерской Enzo Benzo. Макияж, выполненный студентами колледжа КИТиС «Галактика» факультета прикладной эстетики, передал моделям таинственность улыбки Джоконды.
«Музыкальный ряд создавался на основе «перетока» динамических частей моих неоклассических произведений, написанных специально и вошедших тематически в серию «Время Человека – Гении Мира». Поджанр, в котором они созданы и который я осмелился назвать «неосимфоник», подразумевает раскрытие смыслов эпохи Возрождения и вместе с тем поиск истин, в котором сейчас интеллектуально находится человечество, — концентрации на темах космологии и эволюции человека. В произведениях активно используется широкий диапазон инструментов – как классических: скрипки, виолончели, орган, — так и относящихся прямо или подражательно к этническим: дудук, ханг и другие. Часто звучат элементы готического вокала, подчеркивая связь эпох Возрождения прошлого и настоящего», — отметил композитор Тигран Джагер.
Кроме того, музей-усадьба «Люблино» организовал уникальную выставку письменных предметов. Авторы выставки «От пера до перышка. Титаны высокого Возрождения в лимитированных пишущих инструментах» представили предметы из нескольких частных коллекций, членов клуба коллекционеров «Искатель», с тем чтобы рассказать об истории письменной культуры широкому зрителю. Помимо историка Сергея Кувшинова, членами клуба являются Леонид Бельский, Вадим Лавров и другие коллекционеры.
Ключевой раздел выставки представляет эксклюзивные перьевые ручки, посвященные творческому гению Леонардо да Винчи и его окружению. Ручки лимитированных серий изготовлены всемирно известными мануфактурами с использованием самых новейших ювелирных, декоративных и производственных технологий.
До 29 мая у посетителей выставки будет возможность познакомиться с живой историей инструментов для письма с XVII века до наших дней.
Какие работы представлены на выставке
В результате усилий по организации выставки, подготовка к которой началась в 2020 году, Лувр смог добиться того, чтобы в составе временных экспозиций посетители смогли увидеть 11 картин Леонардо да Винчи – уникальное количество одновременно демонстрируемых работ художника. До открытия текущей выставки наибольшее количество картин мастера было представлено в 2011 году в Лондоне – тогда было показано 9 работ.
И хотя изначально планировалось договориться о большем количестве заимствований, с некоторыми музеями парижский Лувр не смог либо принципиально договориться, либо не получилось достичь договорённости к моменту начала выставки. Однако в конечном счёте к 5 картинам экспозиции, принадлежащим Лувру, удалось добавить ещё 6 картин:
«Святой Иероним» предоставил Ватикан;
«Мадонна Бенуа», которая была предоставлена петербургским Государственным Эрмитажем;
«Музыкант» приехала из Пинакотеки Амброизана, находящейся в Милане;
«Голова женщины» (La Scapigliata) предоставлена Национальной Галереей Пармы;
«Мадонна с веретеном» предоставлена Национальной галереей Эдинбурга,
«Мадонна с веретеном», имеющая аналогичное название предыдущей, была предоставлена из состава частной коллекции.
И конечно же на выставке представлены картины, находящиеся в коллекции Лувра:
«Святой Иоанн Креститель»
«Мария с младенцем и святой Анной»
«Мадонна в скалах»
«Прекрасная Ферроньера»
«Мона Лиза»
Отдельно необходимо о, находящаяся в составе постоянной экспозиции выставки, будет оставаться на своём обычном месте по нескольким причинам. Во-первых, посмотреть эту картину приходит не меньше 30 000 человек в день, что в несколько раз превышает возможности помещения временной выставки. Во-вторых, после проведённой реновации зала, в котором обычно находится «Джоконда», картина вернулась на своё специально оборудованное место, обеспечивающее ей необходимую безопасность.
Кроме того, особую ценность представляет демонстрируемый на выставке знаменитый рисунок «Витрувианский человек» — один из главных символов творчества мастера. Этот рисунок из коллекции Галереи Академии Венеции очень редко демонстрируется публике ввиду того, что само изображение может быстро «разрушаться» в условиях экспозиции. Тем не менее, демонстрация рисунка на выставке во Франции могла стать почти невозможной ввиду долгих судебных разбирательств в самой Италии по поводу того, что можно ли эту работу вывозить за пределы страны. По информации «BBC» общая договорённость о предоставлении «Витрувианского человека» была достигнута только после предложения от Лувра предоставить Италии в следующем году картины Микеланджело из своей коллекции.
Из Великобритании на выставку в Лувр были предоставлены картины, принадлежащие королеве Елизавете II: «Études de mains», «Études pour la tête de Léda », «Étoile de Bethléem», «Déluge».
Как организована выставка
В Лувре выставка Леонардо да Винчи разместилась в зале Наполеона, непосредственно под Пирамидой Лувра. Организаторы выставки представили работы Леонардо да Винчи в свете пяти главных тем, рассказывающих о его творчестве:
- Биография Леонардо да Винчи: история жизни и индивидуальность художественного стиля;
- Свет и тени: то самое уникальное умение Леонардо да Винчи работать со светом и объёмом, выраженные в скульптурах и картинах мастера.
- Свобода: как воплощалось творчество мастера, которое выходило за рамки обычного образа мышления и напрямую отражалось в его работах – в том числе и стиле «componimento inculto»;
- Наука: идеи и эксперименты Леонардо да Винчи, воплощаемые не только в художественных работах, считаются уникальными для своего времени во многих областях – механике, анатомии, философии.
- Жизнь: история и детали создания мастером работ, которые сегодня считаются особенными шедеврами.
Леонардо да Винчи — бастард, ставший гением
Леонардо родился бастардом. Он появился на свет 15 апреля 1452 года от связи потомственного нотариуса Пьеро да Винчи с незамужней крестьянкой Катериной Липпи. В эпоху Ренессанса рождение внебрачных детей, особенно среди правящей аристократии, не считалось чем-то позорным, поэтому семья отца спокойно воспринимает факт рождения Леонардо.
Родись Леонардо да Винчи в законном браке, ему судьбой было бы предначертано стать нотариусом, но он получает только начальное образование, едва владеет латынью и с трудом алгеброй. Его пытливый ум получил свободу выбора, он применяет эмпирический подход к изучению мира и становится самоучкой.
Надо отдать должное Пьеро — он учел творческие способности сына и, чтобы дать ему профессию, из родного Винчи перевез мальчика во Флоренцию. Когда в городе появляется Леонардо, Флоренцией заведует богатое семейство банкиров — Медичи. Они брали под свое крыло художников-новаторов, в числе которых были Леонардо, Боттичелли и Микеланджело, а также покровительствовали художественным мастерским.
Леонардо да Винчи: гения заказывали?
Леонардо да Винчи не раз приходилось искать работу. Чтобы получить заказ, он подкреплял свои заявки инженерно-конструкторскими набросками. На их основе построили модели. (18.03.2013) Кураторы пытались получить картину для показа на парижской выставке, но поставили условие, что самостоятельно определят, какую информацию указать на табличке с подписью. А это, как известно, щекотливый вопрос, так как авторство до сих пор не подтверждено. Специалисты до сих пор ведут дискуссию о том, принадлежит ли полотно кисти самого да Винчи или же оно было написано одним из его учеников. Если бы Лувр как владелец картины «Мона Лиза» и авторитетная институция в мире искусства указал, что картина создана гением, вопрос с авторством был бы закрыт. Займи же музей позицию, что «Сальватора» всего лишь создали в мастерской да Винчи, произведение бы тут же обесценилось.
По слухам, картина еще может появиться на выставке. Впрочем, в музее уже сейчас можно увидеть версию «Спасителя», которая была создана под руководством Леонардо да Винчи одним из его учеников.
Лувр ожидает наплыва посетителей
Подготовка к показу была непростой, но она, скорее всего, окупится Лувру. Музей рассчитывает, что ежедневно выставку произведений да Винчи будет посещать от 5000 до 7000 человек. Еще до открытия в интернете было распродано 200 тысяч билетов. Выставка продлится до 24 февраля.
Вечные шедевры Леонардо да Винчи
Творчество Леонардо да Винчи в контексте эпохи Возрождения
В свои 50 лет Леонардо возвращается во Флоренцию. В эти годы он начинает писать портрет «Мона Лиза», получает заказ на картину «Святая Анна с Мадонной и младенцем». В это же время написаны полотна «Спаситель мира» и «Святой Иоанн Креститель».
С 1499 по 1512 годы гений ведет кочевой образ жизни, переезжая из Флоренции в Милан и обратно, некоторое время живет в Риме. В какой-то момент Леонардо даже состоит на службе у кровожадного Чезаре Борджиа.
Тайная вечеря. (wikipedia.org)
Этот период ознаменуется творческим соревнованием молодого Микеланджело и зрелого Леонардо. Впрочем, соревнование немного потрепало нервы обоим художникам и ничем особенным не закончилось.
Предполагаемый портрет Чезаре Борджиа. (wikipedia.org)
У Леонардо была одна особенность — он не зацикливался на деньгах, не любил писать для кого-то, поэтому дорогие сердцу произведения он часто не возвращал заказчикам. Венец творчества да Винчи — «Мона Лиза». Практически 15 лет шедевр путешествовал со своим автором, Леонардо все время что-то доделывал.
Летом 1516 года он поступает на службу к королю Франции Франциску I. Это было время, когда да Винчи полностью мог погрузиться в инженерию. 2 мая 1519 года Леонардо скончался в своей постели.
Леонардо да Винчи похоронили во французском городе Амбуаз, но точное местоположение его останков неизвестно.
Изобретения Леонардо да Винчи
Леонардо чувствует, что его способности и круг интересов превосходят его КПД, и в 1482 году решается переехать в Милан. Герцог Лодовико Моро приглашает да Винчи ко двору в качестве постановщика представлений. Он разрабатывает звуковые и технические спецэффекты, придумывает художественную составляющую театрализации, изобретает механизм вращающейся сцены. Гений Леонардо настолько уникален, что ко двору пришлись его песенные (на зависть современным рэперам) и музыкальные импровизации (он не знал нот и играл на слух), он сочинял басни, выступал с бестиариями и «пророчествами», баловал публику фокусами, загадками и шарадами собственного сочинения.
Больше всего Леонардо хочется заниматься инженерным делом. Он берется за разработку военной техники и оружия. На бумаге его военные монстры кромсали человеческую плоть и были придуманы для устрашения врагов, между тем сам Леонардо да Винчи становится вегетарианцем и до конца жизни пропагандирует отказ от мяса из-за любви ко всему живому.
Леонардо имел много друзей, его ценили и уважали. Одной из важнейших работ, которую он провел в сотрудничестве со своими приятелями, стал чертеж «Витрувианского человека». Что касается художественного мастерства, то в миланский период он достигает пика своего совершенства. В эти годы Леонардо создает произведения «Дама с горностаем», «Портрет музыканта» и «Портрет юной невесты». По заказу герцога Лодовико Леонардо расписывает стены церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Там создается одно из главных произведений его жизни — «Тайная вечеря». За работой художника мог наблюдать каждый желающий — акт творчества в эпоху Возрождения превращался в перфоманс. А работал да Винчи очень оригинально, его то душили приступы неистового желания писать, то вдохновение покидало автора, и он уныло сидел рядом со своим творением, ничем не занимаясь, на современный манер, прокрастинируя. В этот раз он закончил произведение, и оно получилось совершенным.
Под закат
В шестьдесят с лишним лет мастер отправляется во Францию ко двору Франциска Ⅰ, на дворе 1516 год. Здесь король жалует его всевозможными почестями и приличным окладом. При дворе Леонардо занимается различными проектами, благодаря ему французский хроникер напишет, что таких празднеств, которые устраивал да Винчи для королевской семьи, не бывало ещё не только во Франции, но и во всём христианском мире. Продолжая работать до самой кончины в 1518 году, Леонардо да Винчи писал:
Можете вы себе представить, что все изобретения, которые создал Леонардо да Винчи, все те исследования, которые он провел, осуществил человек, живший в эпоху, когда считали Землю центром всего, а Солнце, вращающимся вокруг неё. Этот гениальный человек, по истине гениальный, настолько опередил своё время, что многим и не снилось. Многие его “предсказания” до сих пор не могут разгадать, возможно потому, что они устремлены в ещё более далекое будущее, чем то, в котором сейчас живем мы.
Леонардо да Винчи был не просто талантливым человеком, а истинным гением
Просто невозможно кратко описать все изобретения Леонардо да Винчи, все его исследования в разных областях науки и техники. Большинство машин, изобретенных итальянским гением, к сожалению, так и не было построено, но идеи их уникальны и оригинальны. Для многих этот человек так и останется загадкой. Жил бы он в современности, сложно и представить, чтобы он мог изобрести с использованием современных технологий и своего ума. Ясно одно, это было бы нечто невероятное.
Открытие уникальной скульптуры
Поэтическое посвящение Анастасии Павловой «Ключи к Возрождению» и музыкальное посвящение композитора-неоклассика Тиграна Джагера «Время Человека» сопровождали презентацию нового бюста.
Посвящение новому бюсту Леонардо да Винчи
«Ключи к Возрождению». Анастасия Павлова. 15.04.2022 г.
Не бойтесь. Ближе подойдите…
Удивлены? Вопрос в глазах. Он кто?
Так непривычно видеть…
Зритель, зритель… Не сомневайтесь!
Версий будет сто.
В них многоликость. В них века, идеи…
Создания , легенды и мечты.
Шаги, аллеи, галереи.
Джоконды гений красоты.
Вам не привычно видеть через время?
Сомнения, как змейки по губам…
Пусть семя гениальности, как бремя,
Разрубит все сомненья пополам.
Змеиной мудростью в соблазнах и пороках.
Через века смотрю на вас и жду.
Что предлагаете для мира?
Жизнь истоков?
Вы поняли, имею что в виду?
Даю вам знак. Поверьте и простите.
Что я не смог остановить огонь.
Загадки вечности . Хранитель…
Откройте мне свою ладонь.
Я опущу в нее свои воспоминанья
И расскажу вам, сколько пережил
Как создавал, оправдывал мечтанья,
Летать хотел… Но птица я без крыл…
Удавкой зависти меня хотели жалить.
Не признавали долго, но я ждал.
Лишь творчество.
Улыбкой зло не сплавить.
Я «Тайной Вечерей» дышал.
Учеников создал плеяду,
Сильных, смелых.
У дерзких помыслов своя рука.
В глазах моих, от мира потускнелых,
Тосканская долина и река.
Там Амбуаза подземелье. Факел,
Беседы с королем и облака.
Во всполохах закатных виден Ангел.
Во времени скачок. Издалека.
Я ТАЙНА ТАМ И ТАЙНА ЗДЕСЬ.
Мгновенье…
Поближе подойдите. Помолчим…
Ключи к разгадке. Сила Возрожденья.
Мир возрождается… Я верю!
Вы — ключи!
«Бюст представляет образ мастера в зрелом возрасте, без традиционной бороды и характерных для иных воплощений глубоких морщин. «Выдает» гения горделивый профиль и устремленный в будущее взгляд – в остальном образ мало похож на классический и узнаваемый с детства портрет («Туринский автопортрет». — Ред.)», — рассказал директор Международного института новых образовательных технологий РГГУ, основатель Музея-мастерской «3DA Vinci», историк науки и техники Сергей Кувшинов.
«Облик, который я воплотил в скульптуре, был навеян многочисленными рисунками, я старался выразить не столько его внешний вид, сколько мысли мастера о жизни вообще, о будущем», — сказал автор, скульптор Анатолий Севрюков. По его словам, он фактически в течение 40 лет собирал по микродеталям и редчайшим упоминаниям образ Леонардо да Винчи. Благодаря помощи скульптурной мастерской академика Российской академии художеств (РАХ) Айдына Зейналова бюст был отлит в бронзе и представлен публике.
Сергей Кувшинов подтвердил, что новый скульптурный образ наиболее вероятно ближе всего к реальному, чем многие предыдущие, так как учитывает большой диапазон проанализированных автором бюста материалов, включая косвенные свидетельства, например, созданные Леонардо портреты и рисунки. «Совсем недавно инициативной группой был проведен анализ многочисленных рисунков, портретов людей, сделанных рукой Леонардо да Винчи, с использованием программного обеспечения, построенного на распознавании лиц с применением нейросетей. Анализ показал, что Леонардо неосознанно «переносил» на портреты черты своего лица. Таким образом стало возможным с определенной степенью вероятности реконструировать облик великого мастера», — пояснил основатель музея «3DA Vinci».
В музее-мастерской РГГУ увидели много общего между созданной скульптурой и изображением нейросети. Бюст станет частью экспозиции музея-мастерской.
Рожденный в солнечной Италии
По линии отца мужчины семьи да Винчи были нотариусами, обучился этому делу во Флоренции – обители знаний и искусств юноша сер Пьеро. Окончив обучение, молодой нотариус вернулся в родные края, где встретил прельстившую его местную крестьянку Катерину.
Результатом этого любовного союза в 1452 году стал мальчик, названный Леонардо. Случилось это в небольшом итальянском городе Анкьяно, что было зафиксировано дедом появившегося на свет ребенка в одной из нотариальных книг.
Дом, в котором вырос Леонардо да Винчи / legacy-time.ru
Тем не менее, отец Леонардо женился на другой женщине, а свою возлюбленную, от которой родился сын, выдал замуж за местного жителя. Это решение было связано с тем, что сер Пьеро и Катерина принадлежали к разным слоям общества.
Их мальчик остался у отца в его новой семье. Леонардо общался со своей матерью свободно, навещая её и других своих братьев и сестер, а их у юноши было много. У матери в замужестве родилось ещё пять детей, плюс дети отца от других женщин, супруга его была бездетна.
В ту эпоху бастардов – внебрачных детей общественность принимала вполне спокойно, они имели почти равные условия и возможности с законными детьми. Не имея своих детей, Альбьера воспитывала Леонардо, дед и бабушка – родители отца очень привязались и любили мальчика. Тем более, что малыш был мил, здоров и умен, никого не обременял нытьем, был очень спокоен для своих лет, общаться с ним всем было в удовольствие. Учился он тоже хорошо, науки давались ему легко.
Тосканская природа, среди которой рос юный изобретатель удивительно красива и чарующа. Местность это была гористая, со множеством холмов, мальчик любил уединятся на вершинах горных уступов и размышлять, глядя в пропасть с высоты птичьего полета. Когда Леонардо был подростком, горячо любящий его дед скончался, ушла и его приемная мать, а отец, будучи человеком любвеобильным, женился ещё раз и семья переехала во Флоренцию.
Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», 1492 год,Местонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия
Формирование творчества Леонардо да Винчи
Леонардо исполняется 14 лет, и отец пристраивает его подмастерьем к Андреа Верроккьо — художнику и инженеру, под началом которого трудилась одна из лучших мастерских во Флоренции. Работая с Верроккьо, он придумывает и мастерит механизмы для театральных постановок и карнавалов, разрисовывает декорации и пишет картины на заказ. В отличие от своего учителя Леонардо пользуется масляными красками, а не темперой. Разрабатывает метод, размывающий резкие очертания, — сфумато. Во главу угла ставит не только изображение правильной перспективы, но и отражение психологического портрета человека.
В период работы в мастерской он пишет такие произведения, как «Крещение Христа», «Благовещение», большое количество «Мадонн». Венцом его портретной нерелигиозной живописи становится картина «Джиневра Бенчи».
Портрет Джиневры де Бенчи. (wikipedia.org)
Про Леонардо говорили, что это человек редкой красоты и огромной физической силы. Он носил длинные золотые кудри, держался с большим достоинством, надевал яркие, а иногда эпатажные наряды. Единственным недостатком да Винчи становится привычка не заканчивать начатые работы. Поэтому, открыв в 1478 году свою мастерскую, его ожидает полный коммерческий провал.