Леонардо да Винчи: гения заказывали?
Леонардо да Винчи не раз приходилось искать работу. Чтобы получить заказ, он подкреплял свои заявки инженерно-конструкторскими набросками. На их основе построили модели. (18.03.2013) Кураторы пытались получить картину для показа на парижской выставке, но поставили условие, что самостоятельно определят, какую информацию указать на табличке с подписью. А это, как известно, щекотливый вопрос, так как авторство до сих пор не подтверждено. Специалисты до сих пор ведут дискуссию о том, принадлежит ли полотно кисти самого да Винчи или же оно было написано одним из его учеников. Если бы Лувр как владелец картины «Мона Лиза» и авторитетная институция в мире искусства указал, что картина создана гением, вопрос с авторством был бы закрыт. Займи же музей позицию, что «Сальватора» всего лишь создали в мастерской да Винчи, произведение бы тут же обесценилось.
По слухам, картина еще может появиться на выставке. Впрочем, в музее уже сейчас можно увидеть версию «Спасителя», которая была создана под руководством Леонардо да Винчи одним из его учеников.
Лувр ожидает наплыва посетителей
Подготовка к показу была непростой, но она, скорее всего, окупится Лувру. Музей рассчитывает, что ежедневно выставку произведений да Винчи будет посещать от 5000 до 7000 человек. Еще до открытия в интернете было распродано 200 тысяч билетов. Выставка продлится до 24 февраля.
Вечные шедевры Леонардо да Винчи
Как организована выставка
В Лувре выставка Леонардо да Винчи разместилась в зале Наполеона, непосредственно под Пирамидой Лувра. Организаторы выставки представили работы Леонардо да Винчи в свете пяти главных тем, рассказывающих о его творчестве:
- Биография Леонардо да Винчи: история жизни и индивидуальность художественного стиля;
- Свет и тени: то самое уникальное умение Леонардо да Винчи работать со светом и объёмом, выраженные в скульптурах и картинах мастера.
- Свобода: как воплощалось творчество мастера, которое выходило за рамки обычного образа мышления и напрямую отражалось в его работах – в том числе и стиле «componimento inculto»;
- Наука: идеи и эксперименты Леонардо да Винчи, воплощаемые не только в художественных работах, считаются уникальными для своего времени во многих областях – механике, анатомии, философии.
- Жизнь: история и детали создания мастером работ, которые сегодня считаются особенными шедеврами.
Что будет на выставке, кроме картин Леонардо да Винчи
Вообще в художественном сообществе принято делить биографию и творчество да Винчи на несколько периодов, в зависимости от его территориальных перемещений. Начал он свою карьеру в мастерской флорентийского художника дель Верроккьо, которого быстро затмил своим талантом, и был принят в гильдию Святого Луки (только это позволяло художнику творить и продавать свои произведения). Но не найдя места во Флоренции, где тогда творили Ботичелли, Липпи, братья Поллайоло и др., Леонардо пишет письмо правителю Милана, где рекламирует себя с точки зрения инженера оборонительных конструкций и военной техники, и только в самом конце письма говорит, что также занимается живописью и скульптурой «на уровне любого другого артиста». Так начинается миланский период да Винчи, во время которого были спроектированы (на бумаге) такие новшества как «танк» и «вертолет», но также написаны «Тайная Вечеря», до сих пор находящаяся в трапезной миланского монастыря и две «Мадонны в гроте» (одна из которых висит в Лувре).
Судя по тому, что свои работы на выставку дает и Лондонская Национальная Галерея, наверняка в Париж привезут и вторую версию «Мадонны в Гротте», и это будет первый раз, когда посетителю будет предоставлена уникальная возможность сравнить две картины. Но вернемся к письму. В результате того, что Леонардо написал о себе, как о художнике, в самом конце письма, исследователи пришли к ошибочной мысли, что свой талант живописца он ценил крайне мало. С точки зрения кураторов будущей выставки, это письмо скорее должно интерпретироваться как желание да Винчи выгодно «продать» свои инженерные таланты, в угоду Миланскому правителю, который хотел образовать военную мощь своей страны, чтобы уже после спокойно создавать картины и заниматься научными изысканиями. Это и было достигнуто. Поэтому описание периодов с главными перемещениями Леонардо, вплоть до Франции, его последнего пристанища, не совсем верно, так как не контекст и окружение влияли на его работоспособность, а контекст создавался им самим для творения. А что касается живописи, то именно она была тем самым инструментом, который фиксировал мысли Леонардо. Только благодаря бумаге, углю, холсту, доскам и художественному таланту до нас дошло наследие Леонардо да Винчи, которое можем изучать, анализировать и даже воплощать в жизнь.
Выставку дополнят некоторые скульптурные и живописные работы из окружения Да Винчи, а также проект «С глазу на глаз с Джокондой» в формате виртуальной реальности, обещающий посетителям погружение в картину и личное общение с самой Моной Лизой.
Для того, чтобы попасть на выставку, необходимо заранее купить билет на официальном сайте Лувра «Exposition Leonard de Vinci pour visiteur individuel» на конкретную дату и время, который за 17 евро включает в себя и посещение постоянной экспозиции. Торопитесь приобрести билеты, так как их количество ограничено и прийти купить его в кассе не получится, только онлайн бронирование.
Описание выставки
В Лувре 24 октября 2022 года открылась выставка Леонардо да Винчи, приуроченная к 500-летию со дня смерти художника, которую полноправно считают одним из ключевых событий в мире искусства в этом году. Всего на выставке в парижском Лувре будет представлено 160 работ великого мастера – картины, манускрипты, рисунки, скульптуры. Произведения из фондов главного французского музея будут дополнены работами, которые принадлежат музеям Италии, Великобритании, России, Германии, США и некоторым престижным частным коллекциям.
Уникальная возможность, благодаря проводимой выставке, заключается в том, что она позволяет не только увидеть сразу 11 картин кисти Леонардо да Винчи, но и познакомиться с не менее ценными и более редкими работами – чертежами, манускриптами и карандашными рисунками, которые Леонардо создавал не только в рамках своей творческой деятельности, но и в процессе создания уникальных для своего времени изобретений.
Какие работы представлены на выставке
В результате усилий по организации выставки, подготовка к которой началась в 2020 году, Лувр смог добиться того, чтобы в составе временных экспозиций посетители смогли увидеть 11 картин Леонардо да Винчи – уникальное количество одновременно демонстрируемых работ художника. До открытия текущей выставки наибольшее количество картин мастера было представлено в 2011 году в Лондоне – тогда было показано 9 работ.
И хотя изначально планировалось договориться о большем количестве заимствований, с некоторыми музеями парижский Лувр не смог либо принципиально договориться, либо не получилось достичь договорённости к моменту начала выставки. Однако в конечном счёте к 5 картинам экспозиции, принадлежащим Лувру, удалось добавить ещё 6 картин:
«Святой Иероним» предоставил Ватикан;
«Мадонна Бенуа», которая была предоставлена петербургским Государственным Эрмитажем;
«Музыкант» приехала из Пинакотеки Амброизана, находящейся в Милане;
«Голова женщины» (La Scapigliata) предоставлена Национальной Галереей Пармы;
«Мадонна с веретеном» предоставлена Национальной галереей Эдинбурга,
«Мадонна с веретеном», имеющая аналогичное название предыдущей, была предоставлена из состава частной коллекции.
И конечно же на выставке представлены картины, находящиеся в коллекции Лувра:
«Святой Иоанн Креститель»
«Мария с младенцем и святой Анной»
«Мадонна в скалах»
«Прекрасная Ферроньера»
«Мона Лиза»
Отдельно необходимо о, находящаяся в составе постоянной экспозиции выставки, будет оставаться на своём обычном месте по нескольким причинам. Во-первых, посмотреть эту картину приходит не меньше 30 000 человек в день, что в несколько раз превышает возможности помещения временной выставки. Во-вторых, после проведённой реновации зала, в котором обычно находится «Джоконда», картина вернулась на своё специально оборудованное место, обеспечивающее ей необходимую безопасность.
Кроме того, особую ценность представляет демонстрируемый на выставке знаменитый рисунок «Витрувианский человек» — один из главных символов творчества мастера. Этот рисунок из коллекции Галереи Академии Венеции очень редко демонстрируется публике ввиду того, что само изображение может быстро «разрушаться» в условиях экспозиции. Тем не менее, демонстрация рисунка на выставке во Франции могла стать почти невозможной ввиду долгих судебных разбирательств в самой Италии по поводу того, что можно ли эту работу вывозить за пределы страны. По информации «BBC» общая договорённость о предоставлении «Витрувианского человека» была достигнута только после предложения от Лувра предоставить Италии в следующем году картины Микеланджело из своей коллекции.
Из Великобритании на выставку в Лувр были предоставлены картины, принадлежащие королеве Елизавете II: «Études de mains», «Études pour la tête de Léda », «Étoile de Bethléem», «Déluge».
Искусство Леонардо да Винчи
А что же мы знаем о Леонардо, если вкратце? Вот несколько интересных фактов:
-
Леонардо был амбидекстр — мог писать левой и правой рукой. Обычно писал справа налево, в зеркальном отражении. Делал ли он так потому, что ему было удобно, или хотел зашифровать свои записи, до сих пор остается неясно;
-
написал сравнительно небольшое количество картин: так подписанных да Винчи и признанных всем художественным сообществом всего 9, авторство остальных 15, среди которых «Дама с Горностаем» или «Мадонна Лита» и «Мадонна Бенуа» из Эрмитажа не нашло единогласной поддержки исследователей;
-
создал чертежи танка, дельтаплана, вертолета, велосипеда, парашюта, скорострельного оружия (автомата/пулемета) и др.;
-
в результате вскрытия 30 тел (таким правом были наделены только два человека в эпоху Возрождения — Леонардо и Микеланджело, так как идея вскрытия тела противоречила христианской вере в Воскресение всех умерших после Страшного Суда) сделал точнейшие анатомические рисунки позвоночника с трех ракурсов, рук, ног, черепа, человеческого эмбриона, строения глаза, сердца, которые были подтверждены наукой только в XX веке. И, конечно, Ветрувианского Человека, в основе которого лежит греческое золотое сечение;
-
о его личной жизни мы не знаем ничего, кроме того, что он никогда не был женат, и что над ним велся процесс о мужеложстве;
-
многие свои работы: зарисовки инженерные, анатомические, живописные, Леонардо не заканчивал;
- оставил после себя литературное наследие в виде «Трактата о живописи», афоризмов, аллегорий, пророчеств, загадок, трактата «Об игре в шахматы», в который внес часть своих иллюстраций и, конечно, дневников, от них на сегодняшний день уцелело 7000 страниц, разбросанных по разным музейным собраниям и частным коллекциям.
Судя по этому списку, живописи Леонардо уделял не самое пристальное внимание, с чем не согласны кураторы выставки