Такой простор: о выставке ильи репина в третьяковской галерее

Не ждали


Художник изобразил момент, когда в комнату неожиданно входит ссыльный народоволец. На его лице мы можем прочитать всю гамму переживаний.

Репин несколько раз переписывал его лицо, не зная, какие именно чувства необходимо передать. И остановился на вопросительно-неуверенном выражении. Можно провести ассоциации с библейским сюжетом «возвращение блудного сына».

Интересна реакция на происходящее и всех тех, кто находится в комнате. Все их переживания отразились на лицах, особенно матери ссыльного, убедительно написаны и ее руки.

Известные критики называли это произведение искусства шедевром, самой талантливой и самой замечательной картиной, хотя были и негативные отзывы.

Рисунки и гравюры

Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Так, например, три этюда к картине «Л.Н. Толстой босой» выполнены углём и мелом, а рисунок «Максим Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца» — карандашом и пастелью. Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Его рисунки разнообразны. Среди них встречаются как беглые наброски, так и тщательно проработанные произведения — как, например, «Санкт-Петербург: Невский проспект». Успешно выступал Репин и в качестве книжного иллюстратора.

Писал Репин медленно, тщательно, делая для каждой большой картины массу предварительных этюдов и набросков, и поэтому работа над некоторыми полотнами растягивалась у него на годы. Чего стоит только десяток лет (даже больше!), отданный знаменитым «Запорожцам». Репину долго казалось, что картине чего-то не хватает, и он снова ехал на Украину в поисках каких-то упущенных, по его мнению, исторических деталей. Иногда впадал при этом в форменное отчаяние. В 1890 году он жаловался в одном из писем: «Я вынужден слишком многое приносить в жертву, чтобы добиться общей гармонии… Я не вижу конца этой работе, она совсем не движется. На какое-то время я вообще решил прекратить писать эту картину».

Подобная тщательность (кстати, снова сближающая художника с Ивановым), происходившая от особенностей характера и очарованности самой темой, вполне могла иссушить первоначальный замысел, однако Репину каким-то чудом удавалось избежать этой опасности; все его герои живут живой жизнью, репинская кисть остаётся мощной, виртуозной и неповторимой, а свежесть его полотен как бы напрочь исключает какие-то невероятные усилия. Эта обманчивая легкость дорогого стоит. И вместе с тем воздействие живописи Репина на тогдашнюю интеллигенцию было грандиозно. М. Мусоргский называл её «грозным оружием».

Частые переезды

После окончания Академии художеств юноша получил деньги для совершенствования своего мастерства за границей. В 1872 он приобрел имение в Витебской губернии, а потом отправился в путешествие по Европе. За три года он объездил Францию, Испанию и Италию, познакомился с величайшими живописцами из разных городов. В Париже Илья написал картину «Садко», которая принесла ему должность академика. Там же он встретил своего кумира — художника Мане.

Репин стал известным в 1872 благодаря групповому портрету «Славянские композиторы». На ней было 22 музыканта из разных стран, в том числе из России, Польши и Чехии.

В 1874 Илья Ефимович вошел в сообщество передвижников, регулярно выставлял свои творения на их выставках.

После возвращения из Франции живописец навестил родной Чугуев, а потом обосновался в Москве. Там он написал известную картину «Царевна Софья», много времени уделял преподаванию. Также в это время ценители искусства увидели портрет М. Мусоргского, эту работу высоко оценили критики.

В 1893 художник стал членом Петербуржской Академии художеств. До 1900 он жил в этом замечательном городе, именно там были написаны лучшие картины Репина. В их числе «Иван Грозный и его сын», «Не ждали», «Запорожцы» и «Юбилейное заседание Государственного совета» (заказ Александра III).

После Октябрьской революции родной поселок Репина оказался в составе Финляндии. В 1918 живописца лишили права посещать Россию из-за войны. В 1926 он получил приглашение вернуться, но отказался из-за проблем со здоровьем. Художник провел в Финляндии последние годы, он умер 29 сентября 1930. До последнего дня Илья Ефимович трудился, оставался в бодром расположении духа.

Крестный ход в Курской губернии


Мысль написать подобную картину появилась у Репина еще в 1870-ых годах, но работать над ней он начал только в 1880 году.

Для вдохновения он посетил Коренную пустынь, расположенную под Курском. Она была знаменита тем, что здесь часто проводились крестные ходы. Наблюдал их и в Киеве, Чернигове, побывал на крестном ходе Троицкого монастыря.

Критики высоко оценили картину, подчеркнув, что написана она сочно, колоритно и свежо. Его называли наиболее зрелым и удавшимся произведением Репина.

Что мы видим на картине? Огромный людской поток. С правой стороны изображена будка, украшенная пестрыми лентами. Ее несут певчие. Это гигантский фонарь, внутри которого мерцают свечи. Богато одетая мещанка несет икону, ее окружают купцы и военные. Полицейские ограждают идущих от простолюдинов. А молодому горбуну-инвалиду не дают подойти к священной иконе.

Биография Репина

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 г. в Харьковской губернии. Все свое детство он провел в небольшом городе Чугуеве.

Его отец, Ефим Васильевич, был отставным солдатом. Мать, Татьяна Степановна, являлась грамотной и мудрой женщиной.

Детство и юность

В детстве Ильи Репина мать самостоятельно учила детей грамоте, а также часто читала им вслух произведения Пушкина, Лермонтова и Жуковского (см. интересные факты о Жуковском).

Более того, эта удивительная женщина организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Но все это было на плечах матери будущего гения.


Отец и мать Ильи Репина

Вообще семья Репиных была набожной: там часто читали Библию и прочие священные книги. Поскольку семья была небогатой, матери нередко приходилось шить шубы на продажу.

Однажды в гости к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Трофим Чаплыгин. Он принес с собой акварельные краски и кисти. Это стало отправной точкой в творческой биографии Репина.


Автопортрет 19-летнего Репина, 1863 г.

Дело в том, что когда маленький Илюша попробовал ими рисовать, он пришел в настоящий восторг. После этого любовь к рисованию осталась у него на всю жизнь.

В 1855 г., когда Репину исполнилось 11 лет, родители отправили его учиться в топографическую школу, которую вскоре закрыли. После этого Илья начал трудиться в иконописной мастерской.

Он делал хорошие успехи в написании образов, в результате чего о его таланте узнали не только в Чугуеве, но и за его пределами.

Достигнув 16-летнего возраста, Илья получил предложение на работу в иконописной артели за 25 рублей в месяц.

Интересно, что артельщикам приходилось вести кочевой образ жизни, выполняя заказы то в одном, то в другом городе.

Проводы новобранца


Созданная в 1897 году, она сейчас находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Особенность ее в том, что она смогла точно передать чувства, которые испытывают люди в такой переломный момент их жизни.

Идея написать эту картину появилась после того, как он посетил имение своего друга Мамонтова, где в усадьбе Абрамцево стал свидетелем этой сцены.

Крестьяне собрались, чтобы проститься с призывником. Вместе с родителями пришли даже маленькие дети. Все понимают, что для его семьи – это горе, даже собаки, как кажется, им сочувствуют.

Мать призывника положила на плечо сына голову, т.к. не хочет с ним расставаться и отпускать. Мужики и старики, которые также много повидали на своем веку, уныло смотрят на происходящее, т.к. ничего не могут изменить. Они знают, что ждет этого юношу.

Эта картина – целый рассказ, т.к. можно представить, что чувствует каждый изображенный на ней человек.

Несмотря на трагизм ситуации, слезы, каждый из участников сцены занят своим делом, т.к. крестьянин не может не работать.

Смерть

В конце жизни Илья Репин превратился в слабого и нуждающегося в заботе старика. С ним постоянно находились его дети, которые поочередно дежурили у его постели.

Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 г. в возрасте 86 лет и был похоронен в парке своей усадьбы «Пенаты».

Интересен факт, что в 1948 г. Куоккала была переименована в честь Ильи Репина, где он жил и работал последние 30 лет своей жизни.

На сегодняшний день поселок Репино – это внутригородское муниципальное образование в составе Курортного района города федерального значения Санкт-Петербурга.

Все самые популярные картины Репина смотрите здесь.

Библиография

  • Репин И. Е., Крамской И. Н. Переписка. 1873—1885 / Письма подгот. к печати и примеч. к ним сост. Т. А. Дядьковской; . — Москва; Ленинград: Искусство М.: тип. «Кр. печатник», 1949. — 208 с. — (Письма И. Е. Репина). — 5000 экз.
  • Репин И. Е., Базилевский В. И. Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский Переписка (1918-1929 годы) / Федеральное арх. агентство, Российский гос. архив лит. и искусства; подгот. : Т. М. Горяева, Е. В. Кирилина, О. В. Турбина.. — Санкт-Петербург, М.: Мiръ, РГАЛИ, 2012. — 380 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98846-061-5, 978-5-98846-061-9.
  • Репин И. Е., Щеглов И. Наивные вопросы. С прил. портр. Ивана Щеглова, рис. И.Е. Репиным, автобиогр. заметки и библиогр. указ. / Иван Щеглов. — Санкт-Петербург: А. Г. Алексѣева, 1903. — 188 с.
  • Репин И. Е. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову / Под общ. ред. К. И. Чуковского; Вступ. статья и прим. И. А. Бродского и Я. Д. Лещинского. — Л.: Искусство. тип. арт. «Сов. печатник», 1937. — 116 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и с предисл. К.Чуковского. М-Л., «Искусство», 1937 г., — 624 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского. М.-Л., «Искусство», 1944 г. — 528 с., 3 000 экз.
  • Репин И. Е. Далекое близкое / Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского; . — 3-е изд., испр. и доп.. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1949. — 555 с.
  • Репин И. Е., Чуковский К. И. Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка, 1906—1929 / Вступ. ст. Г. С. Чурак; подгот. текста и публ. Е. Ц. Чуковская и Г. С. Чурак; коммент. Е. Г. Левенфиш и Г. С. Чурак. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 352 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86793-436-5.
  • Репин И. Е., Третьяков П. М. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым. 1873—1898 / Письма подгот. к печати и прим. к ним составлены сотрудниками Гос. Третьяковск. галереи М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой; Предисл. А. Замошкина. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1946. — 226 с. — (Труды Государственной Третьяковской галереи).
  • Репин И. Е. Илья Ефимович Репин. — Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1894. — Т. VIII. — 28 с. — (Русские художники).
  • Репин И. Е. Бурлаки на Волге (Воспоминания). — Москва ; Ленинград: Искусство, 1944. — 124 с.
  • Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880—1929. Подгот. к печати и примеч. сост. О. И. Гапоновой / Под ред. А. И. Леонова; Вступ. статья Н. Машковцева.. — М.: тип. газ. «Моск. правда», 1950. — 268 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ilya-repin.ru,,  

Илья Репин: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

3.3/5 — (11 голосов)

Деревенская тема

Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».

Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.

Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее — принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

«Бурлаки на Волге»

Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

«Мужик с дурным глазом»

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Вечорници


Ее можно найти в Третьяковской галерее. Эту картину особенно выделял Лев Толстой. Он был поклонником творчества Репина.

Илья Ефимович решил изобразить посиделки украинской молодежи. Как и в любые времена, молодые люди собирались вместе, чтобы повеселиться и потанцевать.

Художник смог как бы поймать нужный момент, создать эффект фотографии, остановившегося мгновения. Не каждому мастеру удается так точно передать настроение музыки и веселья, но Репин справился с этой задачей.

Ценители живописи считают картину уникальной, т.к. она хорошо передает национальный колорит и воссоздает движения.

Политические сюжеты

Репин жил в пореформенную эпоху, когда на сцену выступили самые разнородные общественные силы. Громко заявили о себе тогда и революционеры-народники. Александр II был великим реформатором; он освободил крестьян, с его именем связаны либеральные перемены во всех областях тогдашней российской жизни, но по отношению к заговорщикам, выбравшим для борьбы с самодержавием тактику террора, он действовал очень жёстко. Александр III в этом смысле шёл по стопам своего отца. Репин — по своему воспитанию, по убеждениям, наконец, по активной позиции — не мог пройти мимо революционной темы и в конце 1870-х и в 1880-х годах создал ряд произведений, героями которых стали радикально настроенные революционеры. Наиболее известные среди этих работ — «Отказ от исповеди» и «Арест пропагандиста».

Картина «Сходка», 1883 — одна из самых известных картин «народовольческой» серии Репина. Как и многие другие работы этой серии, очевидным образом перекликается с Евангелием (тема «Тайной вечери»), бывшим, по многочисленным свидетельствам, одной из наиболее популярных книг среди тогдашних революционеров. По своей сгущенно-мрачной атмосфере это полотно — в некотором смысле — противостоит картине «Не ждали»: там «блудный сын» возвращается в родной дом; здесь «заблудшие овцы» упорствуют в своих заблуждениях. Репин, страстно сочувствуя угнетённому народу и мечтая о переменах в жизни России, категорически отвергал тактику террора, взятую на вооружение народовольцами. Год создания картины говорит сам за себя — она написана через два года после убийства императора-освободителя, которое потрясло страну.

Впрочем, не чурался художник и официальных заказов на «парадные» картины. Одна из них — монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», изображающее сановный «цвет» тогдашней России.

Вместо канона

На выставке, сочиненной кураторами Третьяковки Татьяной Юденковой и Ниной Марковой, этот бесконечно печальный финал жизни — и одновременно последний творческий взлет Репина — внизу, на первом этаже. Зритель спускается туда с третьего, где экспозиция начинается. На всех трех этажах разместилось в итоге более 300 работ, попавших сюда из 21 российского собрания, семи иностранных музеев и семи частных коллекций из-за рубежа.

Соотношение живописи и графики почти равное — 170 с лишним произведений живописи и 130 — графики. Кажется, что вещей даже слишком много, по крайней мере портретов, среди которых десятки хрестоматийных, выученных до мельчайших подробностей, вроде портрета опершегося о колонну композитора Бородина или Антона Рубинштейна с дирижерской палочкой. Другого, менее известного изображения Рубинштейна в кресле и с усталым лицом — к сожалению, нет.

Отсутствует, увы, и «Парижское кафе», написанное Репиным во время шестилетней пансионерской поездки после Академии за границу: коллекционер Вячеслав Кантор, купивший в свое время картину на Christie’s, не дал ее на выставку. Из-за невозможного сегодня музейного обмена с США нет в экспозиции и знаменитой «Голгофы» (1921–1922) из музея Принстонского университета, известной нам в основном по репродукциям: место распятия увидено как бы глазами воскресшего Христа — третий крест лежит на земле в луже крови, вокруг которой, как описывал эту сцену Репин, «собаки собрались пировать».

В столь далекой от канона версии евангельского сюжета вполне сформулировано резкое отношение Репина к институту церкви, которое, понятно, очень приветствовалось в советские времена — художнику приписывали антиклерикальные настроения, и знаменитое репинское полотно «Перед исповедью» переименовали в 1930-х в «Отказ от исповеди»

В действительности в отношении Репина, начинавшего в юные годы как иконописец, к этой теме, важной в его творчестве, было больше «милости к падшим», чем слепой веры. «После анафемы Толстому, — писал он, — дал слово не переступать порога церкви, но после глумления большевиков над христианскими святынями-церквями я делаюсь ревностным исповедником»

Он и в церковном хоре пел. Но как бы великолепно ни владел Репин речью, кисть его убедительнее, и совершенно неизвестная здесь работа «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона», привезенная на выставку из чешского города Градец-Кралов, говорит сама за себя.

1 / 3

«Отказ от исповеди», 1885

Изображение: Илья Репин

Репин работал над ней почти полвека: когда перед выставкой полотно 1888 года стали реставрировать, открылась дата ее переделки – 1924-й. Выяснилось, что накануне продажи картины некому чешскому коллекционеру автор счистил с холста центральную фигуру протодиакона и написал ее заново, сообщив физиономии попа дикое, страшное выражение, точно иллюстрирующее современный мем «народ-богоносец». Цитате из репинского письма Крамскому, касающегося портрета протодиакона (этот портрет существует и отдельно), — «…Весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный…» — отвечает из будущего бессмертная реплика Венедикта Ерофеева: «Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Им все божья роса…»

У Репина и Пьета (сцена оплакивания Христа девой Марией) есть — иконографию Пьеты воспроизводит «Царь Иван…», и Тайная вечеря — она же «Сходка» (1883). Последнее название было присвоено картине в 1936-м, когда в СССР устроили посмертную выставку художника. Авторское название «При свете лампы» по крайней мере не отвлекает революционной тематикой и позволяет заметить рыжую шевелюру человека, склонившегося над столом, и внемлющих ему «учеников».

Поиски неочевидных христианских канонов в творчестве Репина могут привести к удивительным результатам. Живущий в Нью-Йорке писатель Александр Генис вспоминал казус, случившийся с ним в нулевые годы, когда в музее Метрополитен — сегодня сложно в это поверить — проходила огромная выставка передвижников. Поддавшись общему безумию, он тоже пошел посмотреть, и в зале Репина мальчик, явно отставший от экскурсии, спросил у него, показывая на «Бурлаков на Волге»: «Which one is Jesus?» Сегодня этот вопрос не кажется абсурдным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: