Значение символики в «Превращении» Франца Кафки
Об этом написано много, но зачастую витиевато и рассредоточено, даже поиск по тексту не помогает. Мы рассортировали всю найденную информацию по пунктам:
Символика цифры «3»
Феномен в том, что автор бесстрастно, методично описывает фантастическую историю и дает читателю выбор между отражениями его сюжета, мнениями о нем. Люди представляют себя напуганными мещанами, беспомощными насекомыми и незримыми наблюдателями этой картины, которые выносят свое суждение. Трехмерное пространство автор воспроизводит с помощью своеобразных зеркал. Они не упомянуты в тексте, их представляет сам читатель, когда пытается дать взвешенную нравственную оценку происходящему. Всего три ипостаси линейного пути: начало, середина, конец:
Немота Грегора Замзы
Владимир Набоков, например, считает, что немота насекомого – образ немоты, сопровождающей нашу жизнь: мелочное, суетливое, вторичное обсуждается и перемалывается часами, но сокровенные мысли и чувства, основа человеческого естества, остаются в глубинах души и умирают в безвестности.
Почему насекомое?
Ни в коем случае не таракан и не жук! Кафка намеренно путает любителей естествознания, перемешав все признаки членистоногих тварей, ему известных. Таракан это или жук – не имеет принципиального значения. Главное, образ ненужного, бесполезного, противного насекомого, который лишь мешает людям и омерзителен, чужероден им.
Причина смерти Грегора – осознание того, что он — обуза для тех, кого беззаветно любил. На наших глазах люди превращаются в бесчувственных насекомых, им важен лишь комфорт и эгоистический покой безмятежного существования. Насекомое же ведет себя по-человечески, проявляя деликатность, понимание, прощение и, наконец, самопожертвование. Эта антитеза воплощает все самое противное в людях – насекомых, которые нас окружают хитиновым покровом отчуждения. Настоящий человек вынужден скрыться под панцирем или же ждать, пока его поглотят паразиты в людских оболочках.
Образ лирического героя
Школьник, который делает анализ какого-либо стихотворения, должен помнить, что в любом лирическом произведении присутствует автор. Последний либо высказывает свои мысли от имени другого персонажа, либо сам непосредственно обращается к читателям. В рассматриваемом сочинении Тютчев от своего имени выражает переполняющие его эмоции, что удваивает ценность данного стиха. Он имеет, таким образом, не только значение художественного произведения, но и показывает читателям реальные события из жизни поэта. Данное произведение, несмотря на его пафосность, вообще характерную для творчества Тютчева, имеет интимное звучание. Ведь в нем поэт делится с читателем своей личной драмой, которая оказала большое влияние на всю его последующую жизнь. О том, что стихотворение имеет личный характер, указывает ряд обращений к читателям, восклицательные предложения, междометия. Поэт очень искренен в выражении своих чувств: он прямо делится своим горем, говорит о жалости к возлюбленной, о ее страданиях. Из рассматриваемого примера видно, что характеристика образа лирического героя позволяет прочувствовать эмоциональный фон стихотворения, понять его содержание, сюжет и идею.
Ураган Сецессиона
«Сецессион» означает «отделение», «разделение». И в Австрии это отделение нового искусства от искусства традиционного стало революцией, войной. Боем до крови, до месива, крошева и полного изничтожения противника — чтобы избавиться от старого и создать новое. Сецессион перелопатил представления венцев об искусстве, ввел новую моду и дал Вене ее лицо. То лицо, тот облик, который знают теперь всюду. Правда, за него пришлось побороться.
Сейчас все движение Сецессиона кажется одной большой детективной историей — или историей масонского заговора. Или эстетической гражданской войной — со скандалами, провокациями, арестами, конфискациями и обвинениями во всех смертных грехах.
Густав Климт, «Поцелуй» (1908–1909)
«В обычной жизни венцу не откажешь во вкусе и чувстве нового, свежего, модного. В искусстве же он уперто-консервативен — настоящий филистер. Все новое встречается странной жестокостью. Все, к чему он не привык, он считает смешным и безвкусным», — писал в начале двадцатого века журналист Людвиг Хевези, летописец и страстный певец венского Сецессиона. «То, что крестьянину незнакомо, он есть не станет». При всей столичности, венец всегда был глубоко провинциальным. А художники Сецессиона — шоком, эпатажем, дракой до крови — вытравливали из него эту провинциальность по капле.
Хевези сравнивал Сецессион со стихией, которая мощнейшим ураганом, грозой обрушился на Вену. И говорил о современниках прямо — и чрезвычайно нелестно. «Это публика, до такой степени оставшаяся в стороне от Европы, что передовые художники современности для нее такие же незнакомцы, как и для любого жителя Конго. Большая часть наших образованных людей ни с чем не ассоциирует имена Родена, Шарпентье или Ван де Вельде.
Дальше — больше: «Слово „графика“ венцу все еще чуждо. Если в Вене произносится слово „картина“ — каждый представляет нечто, написанное маслом. Даже понятие „акварель“ большинство не относит к искусству, скорее к чему-то, чем невозможно насытиться, к дешевке, которую должны сбывать за полцены. Графику еще несколько лет назад здесь воспринимали как нечто „по большей части“ техническое, о чем и говорить-то не стоит».
Можно себе представить, в каких условиях строился знаменитый Сецессион на венской Карлсплац, здание-революция, похожее на кубик рафинада, с куполом из золотого лавра, который венцы когда-то презрительно именовали «кочаном капусты».
Дом Сецессиона
Белое здание на Винцайле, дом-программа, дом-манифест — стал одним из первых объектов насмешек венцев. Сецессион закидывали какашками и глумились над ним почем зря.
Его построили за шесть месяцев. По чертежам Иосифа Марии Ольбриха, ученика гениального Отто Вагнера. Человека, изменившего архитектуру и дизайн мебели, которого немцы считали гением, а соотечественники называли преступником. И все шесть месяцев вокруг стройки толпились зеваки.
Это снова Хевези: «Он совершенно новый — новый в каждой линии, в каждой точке. Слишком новый для венцев, привыкших к старине, и для художников, слепо копирующих старое… Все эти месяцы венцы день за днем проходили мимо странного дома, обходили его по кругу, присматриваясь. Они качали головой, смеялись и злились, шутили. Толпы ломились к нему, потому что не успеешь оглянуться, как дом удивляет и ошарашивает новым — а удивляет в нем любая мелочь.
Чем дальше продвигалось строительство, тем больше к народной критике примешивалось уважения. Никто еще ничего не понял толком, но все уже предчувствовали, что просто высмеять его не получится.
Потом всех переполошила новость, что ночью какие-то уличные мальчишки — предположительно, сторонники замшелого традиционного Ренессанса — забросали белоснежные стены навозом и — кажется, в академическом художественном угаре, — даже разбили окно. Венец — приличный гражданин, он не переносит подобных непристойностей. Однако все это не мешает ему хихикать, когда возникает очередная шутка о доме.
Главная мысль
Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.
Антон Павлович Чехов
В ялтинский период жизни за Чеховым его близкие стали замечать удивительные склонности и проявления. Его сестра Мария Павловна вспоминала, что писатель частенько садился на корточки возле кучи щебня в саду и начинал методично молотком этот щебень разбивать в мелкую крошку. Потом эти камешки шли для подсыпок дорожек в саду и во дворе. Так Антон Павлович мог и два, и три часа подряд бить камни. А сестра волновалась — не стряслось ли чего с братом.
В Ялте писатель пристрастился и к коллекционированию почтовых марок. «Он получал и отправлял по нескольку тысяч писем, — пишет чеховед. — Эти письма приходили к нему не только из России, но и из зарубежных стран. Антон Павлович эти марочки аккуратно снимал с конвертов, складывал их в пачечки и перевязывал белой ниткой. В каждой пачке было по 200 марок, и вся его коллекция составляет несколько тысяч!»
Художники и их искусство
Франсуа Жозеф Хайм живописи Карл X распределяя награды артистов на закрытии салона 1824 показывает , как французская система работала салон.
Первое отделение, известное как Салон Марсова поля (с 1890 г. по настоящее время), названо в честь резни на Марсовом поле 1791 г. , когда десятки мирных жителей были убиты от рук вооруженных сил, что привело к радикализации парижских граждан — и Организаторы Салона, вероятно, надеялись на такой же революционный эффект. Стремясь курировать свои собственные работы, Пюви де Шаванн и Огюст Роден провозгласили независимость, сформировав отколовшуюся группу, что стало новаторским шагом в культуре с салонными традициями, уходящими корнями в начало 1700-х годов. В отличие от последующих отделений, группа Шаванна стремилась к более высоким стандартам и более консервативному, а не более либеральному подходу. В течение следующих нескольких лет художники из разных европейских стран пошли по стопам Салона, также «оторвавшись» от традиционных художественных движений и следуя своему собственному диктату .
Афиша 7-й Международной художественной выставки в Мюнхене, лето 1898 года. Автор Франц фон Штук.
Венский сецессион , основанный в 1897 году, является самым известным из этих групп. Хотя австриец Густав Климт является одним из самых известных ее членов, в группу также входили чешский Альфонс Муха , хорватский скульптор Иван Местрович и польские художники Йозеф Мехоффер , Яцек Мальчевский и Станислав Выспянски , последний из которых был приглашен присоединиться к Сецессиону. в год своего открытия, а также писать для журнала Secession Ver Sacrum, который основал Климт. Ар-нуво был очень влиятельным, и многие художники охватили типичные для него криволинейные геометрические формы и узоры, упиваясь широким визуальным словарем, как стилизованным, так и натуралистическим, в виртуозном множестве искусств, включая живопись, декор, архитектуру, графику. дизайн, мебель, керамика, изделия из стекла и бижутерия.
Дрезден Сецессион , основанный в 1919 году, стоит в отличии от Венского Сецессиона. В то время как первый известен своей красотой, второй известен своей политикой и постэкспрессионистским неприятием романтизированной эстетики. В Нью — объективистские и немецкий экспрессионизм стили художников , как Отто Дикс и Феликсмюллер были закалены ужасами Первой мировой войны , и изобилуют критику Веймарской Германии . Позже нацисты осудили обоих художников. Хотя Дрезденский Сецессион официально распался в 1925 году, многие из его художников продолжали карьеру в 1930-е годы и позже, даже когда нацисты начали «очищать» культуру модернистского искусства и художников, которых они считали оскорбительными. Их программа «очищения» включала вытеснение модернистского искусства в музеях Германии более ранним стилем жесткого реализма и аполлоническим «классическим» стилем, прославившим Третий рейх.
Otto Dix травление и акватинты, штурмовики Advance Под газовой атаки ( Sturmtruppe Geht VOR унтер газа ) из The War , изданной в Берлине в 1924 году Карлом Nierendorf .
В 1937 году, планируя крупную выставку «чистого» искусства, Йозеф Геббельс , рейхсминистр Гитлера по просвещению и пропаганде , также задумал выставку дегенеративного искусства , на которой в конечном итоге было представлено 650 произведений искусства, конфискованных из 32 различных музеев и затем проданных ради прибыли. К тому времени «вырождение» было укоренившейся политикой, полезным способом для Гитлера, дважды не поступавшего в художественную школу, регулярно наказывать других художников. Тогда художники, которые могли сбежать, а те, кто не мог, были впоследствии депортированы в концентрационные лагеря. Некоторые, например, берлинский сепаратист Эрнст Людвиг Кирхнер , покончили жизнь самоубийством. Третьи сотрудничали.
В 1945 году, в последний год Второй мировой войны, британские и американские бомбардировки (гражданского) Дрездена вызвали споры, оставив город, культурную и культурную достопримечательность, известную как Дрезденский сецессион, так и движение экспрессионистского искусства рубежа веков. Die Brücke в руинах.
Лев Николаевич Толстой
Многие современники считали, что Лев Николаевич Толстой совсем сбрендил на почве своих религиозных идей, оттого и ходит в рубище да якшается со всяким сбродом. Однако яснополянский граф объяснял свое пристрастие к пахоте, косьбе и рубке дров обычной привычкой к движению.
Если писатель за день ни разу не вышел из дома хотя бы на прогулку, то к вечеру становился раздражителен, а ночью долго не мог заснуть. Вот и двигался — много и с удовольствием. Во многом благодаря этому Лев Николаевич до последних дней сохранял удивительную бодрость.
Кроме того Толстой любил шить сапоги «на подарки». Раздаривал их всем — знакомым, друзьям, родственникам. Его зять Михаил Сухотин (кстати, предводитель дворянства) писал в своих мемуарах, что бережно хранил этот сувенир от тестя на одной полке с «Войной и миром».
В.А. Жуковский — наставник императорской семьи
Учитель словесности
Так сложилось, что именно Жуковский стал тем человеком, кто преподавал русскую словесность и ряд других предметов многим членам царской семьи. Началось все с того, что с 1815 года, поэт был чтецом у императрицы Марии Федоровны. Затем, в 1817 году был решен вопрос о преподавании им русского языка великой княгине (будущей императрица Александре Федоровне, супруге Николая I).
А. Молинари. Портрет великой княгини Александры Фёдоровны. 1817, Государственный исторический музей
Она нуждалась в освоении русского языка, так как была немкой по рождению. Правда, вскоре выяснилось, что Василий Андреевич был «слишком поэтичен» для этой должности, и Александра Федоровна сетовала, что так и не смогла освоить русский язык в достаточной степени, чтобы произносить на нем длинные фразы. Но в целом императорская семья была довольна Жуковским, он часто сочинял стихи по заказу своей именитой ученицы, чем очень развлекал ее. При этом для самого Жуковского это была должность его мечты – всего один час работы в день, проживание в покоях князя, а потом и в Кремле, жалованье 5000 рублей в месяц и при этом полная свобода в остальное время.
Василий Андреевич всего себя посвящает творчеству и общению в кругу литературных друзей. В это время были опубликованы его знаменитые баллады «Вадим», «Лесной царь», «Рыцарь Тогенбург» и многие другие. Позднее уроки Василия Андреевича посещает супруга князя Михаила Павловича. Жуковский подходит к своим обязанностям серьезно и с душой: он расширяет программу таким предметами, как философия, история, педагогика и эстетика.
Наставник цесаревича
Заслужив безграничное доверие императорской семьи, в 1825 году Василий Жуковский назначается на должность воспитателя цесаревича Александра, будущего императора Александра II. Василий Андреевич самолично разработал и представил на утверждение Николаю I всю программу воспитания наследника престола, разбив ее на три этапа:
- Первый – с 8 до 13 лет – общеобразовательные предметы
- Второй – с 13 до 18 лет – курс начал основных наук
- Третий – с 18 до 20 лет – сосредоточение уже только на практических опытах в жизни наследника престола.
Великий князь Александр Николаевич, 1828. Автор Пётр Фёдорович Соколов
По его инициативе были привлечены к процессу обучения преподаватели различных научных дисциплин, так как Жуковский был убежден, что государь должен быть всесторонне образованным. Сам он преподавал цесаревичу русскую грамматику, физику, историю человека, историю и географию. С преподавателями другим предметов поэт постоянно поддерживал связь, чтобы все обучение шло в едином русле. Также именно по настоянию Жуковского цесаревича Александра стали обучать военным дисциплинам лишь с 11 лет, а не с 9, как это было принято ранее.
Конечно же, поэт отдавал себе отчет, что эта служба накладывает на него колоссальную ответственность: и перед маленьким Сашей, и перед большим государством. Он старался через все обучение протянуть красную нить мысли: «Где правитель любит народное благо, там и народ любит власть правителя». Многие считают, что именно влияние Василия Жуковского сформировало Александра II таким государем и человеком, что в народе его прозвали «царем-освободителем». Так что прекращением существования крепостного права в 1861 году русский народ отчасти обязан и Василию Андреевичу Жуковскому.
Портрет Александра II кисти Джорджа Доу, 1827 год
Его служба придворным учителем закончилась через 12 лет, с достижением цесаревичем совершеннолетия. В качестве подарка своему именитому ученику Жуковский преподнес ему «образовательное путешествие»: они вместе с наследником престола посетили некоторые города России и несколько стран Европы. Можно сказать, наставник познакомил наследника престола с родной страной и приоткрыл ему красоты Европы. После отставки при дворе В. Жуковский на несколько лет уехал жить в Германию.
Жуковский и Пушкин
Знакомство
В 1815 году Василий Жуковский впервые видит Александра Пушкина. Надо сказать, что узы дружбы уже давно связывали тёзок — Василия Жуковского и дядю будущего гения русской поэзии Василия Пушкина. Василий Андреевич восхищался молодым дарованием и в одном из писем Вяземскому уже тогда писал: «Это надежда нашей словесности! Он еще всех нас перерастет!». Несколько позже родился кружок «Арзамасцев», в него вошли известные литераторы того времени, и к нему же позднее примкнёт и Пушкин.
Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду, 1832. Автор Георгий Чернецов.
Дружба
Подружился Жуковский и с Александром Пушкиным – на всю жизнь. Но выдающиеся литераторы отнюдь не всегда находились в идеальных отношениях. Однако, Василий Андреевич, поскольку был гораздо старше, на целых 16 лет, первым шёл на компромисс. Пушкин же всегда чтил в Жуковском учителя и Поэта с большой буквы. Василий Андреевич очень скоро понял, что талант Пушкина на грани гениальности. Когда, бывало, молодой Пушкин декламировал сочинения Жуковского и внезапно менял в них что-то, импровизируя, то мэтр тут же записывал сии вариации, так как пушкинская рифма была и ярче, и оригинальнее.
Субботнее собрание у В. А. Жуковского. 1834—1836 годы. На картине изображён большой кабинет Жуковского в Шепелевском дворце, присутствуют Пушкин, Гоголь, Глинка, Крылов и другие. Автор Г. Михайлов, А. Мокрицкий и другие художники школы Венецианова.
Помощь
Жуковский помогал поэту и после восстания декабристов. Дело в том, что хотя формально Пушкин и был не причастен к «заговору», находясь во время оного в Михайловском, но ведь почти каждый участник тайных обществ хранил стихи Пушкина. А это давало властям повод задуматься, кто мог быть идейным вдохновителем восставших. Помогал Жуковский и тем, что хлопотал за него при дворе, и письмами, и моральной поддержкой – он возвращал Александр Сергеевичу уверенность в творчестве и возможность не только сочинять, но и просто жить.
Смерть Пушкина
В последние минуты жизни Пушкина, уже после роковой дуэли, Жуковский также был среди тех друзей, кто был рядом. По странному стечению обстоятельств Александр Сергеевич скончался в день рождения Василия Андреевича. После смерти поэта Жуковский лично привел в порядок весь его архив и подготовил к печати многие неизданные произведения.
Шестой том журнала «Современник» 1837 года, изданный после смерти Пушкина в пользу его детей
Идея
Изучая то или иное произведение, школьники обязательно должны определить его смысл. Как правило, данный пункт вызывает у них серьезные затруднения в связи с тем, что ученики путают тему и идею. Последняя часто скрыта в самом тексте и ее нужно, выражаясь фигурально, читать между строчками. Основная мысль стихотворения заключается в том, что автор считал свой роман с Денисьевой роковым, несмотря на то, что он принес им кратковременное счастье. Показателен тот факт, что автор винит не столько представителей высшего света, которые устроили вокруг ее имени скандал, сколько исключительно себя за все случившееся. Это говорит о благородстве чувств поэта, его ответственности перед любимой женщиной. Пожалуй, бурные признания собственной вины за все случившееся можно назвать главной идеей данного произведения.
Детство и юность
Биография Георгия Константиновича Жукова берет начало еще в конце XIX века. Он родился в деревушке Стрелковка, что в Калужской губернии. Георгий выходец из простой крестьянской семьи, поэтому образование получил только начальное – три класса церковно-приходской школы, которые окончил с отличием. Затем мальчика отправили в Москву, где он стал подмастерьем в небольшой скорняжной мастерской. К 13 годам он стал отличным мастером, но тяга к учебе не дала Жукову покоя, и подросток поступил на вечерние общеобразовательные курсы и получил аттестат зрелости.
Когда началась Первая мировая война, Георгия призвали в имперскую армию и отправили в кавалерийский полк. Любопытно, что благодаря образованию он мог пойти в школу прапорщиков и стать сразу же офицером, но постеснялся в 19-летнем возрасте командовать опытными солдатами, поэтому отказался. Как сказал маршал Жуков впоследствии – это была счастливая мысль, иначе после революции ему пришлось бы эмигрировать. Участвуя в боевых действиях, молодой кавалерист был ранен, частично потерял слух, но совершил ряд подвигов, в том числе захватил в одиночку немецкого офицера. За это будущий полководец был награжден Георгиевским крестом.
Последние годы
С 40-х годов поэт вместе с супругой постоянно проживает в Германии, на что он получил императорское разрешение. Все гонорары за его произведения, жалованье и пенсия перечисляются ему в Германию. Большую часть своего времени он посвящал семье, но все же находил время и для новых переводов.В 1851 году один глаз Жуковского совершенно ослеп, поэт не мог более писать и читать при свечах. Также обострились и другие его заболевания. Василий Андреевич страстно мечтал еще раз попасть в Россию, и уже запланировал поездку на весну 1852 года, но 12 апреля он скоропостижно скончался. Похоронили его на загородном кладбище Баден-Бадена, в склепе, стены которого украсили строчки его стихотворений. В августе того же года останки кремировали, и слуга Жуковского перевез его прах в Санкт-Петербург, где 24 августа прошло повторное захоронение.
Санкт-Петербург. Александровский сад, Памятник В. А. Жуковскому (1887, скульптор В. П. Крейтан, архитектор А. С. Лытков) смотрит на Дворцовую площадь. Автор Андрей Бутко
Василий Жуковский — учеба в пансионе
В 1797 году, благодаря стараниям Марии Григорьевны и Петра Николаевич Юшкова, Василия Жуковского зачислили в пансион при Московском университете. Годы учебы были счастливыми для юноши, здесь он встретил верных товарищей, здесь сформировался его литературный вкус и понимание себя как человека и гражданина.
Здание Московского университета «Аптекарский дом» (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Автор Фёдор Яковлевич Алексеев
Интересно, что привычку к ранним подъемам (в 5 утра), Василий Андреевич пронес после пансиона через всю жизнь. Он учился блестяще, каждый год именно ему поручалось написать торжественную речь для выпускного экзамена, а сам он окончил пансион с серебряной медалью. Мария Григорьевна Бунина в честь этого события подарила ему 35 томов «Энциклопедии» Дидро – д’Аламбера.
Маршал Жуков
Звание Маршала Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову было присвоено в начале 1943 года. Он стал первым офицером, удостоенным этого звания с начала войны. Как маршал он принимал капитуляцию Фашистской Германии, а также принимал в 1945 году главные Парады Победы в Москве на Красной площади и в Берлине у Бранденбургских ворот.
Уже через год разыгралось знаменитое «Трофейное дело», в ходе которого легендарного маршала Победы обвинили в незаконном присвоении различных предметов роскоши и раздувании своих заслуг в деле разгрома армии Адольфа Гитлера. Георгий Жуков признал, что действительно привез из Германии много мебели, ковров и другой модной утвари, и раскаялся в том, что не поставил об этом в известность вышестоящее начальство. В итоге его перевели на должность командующего Уральским военным округом.
После смерти Иосифа Сталина полководца вернули в Москву и по распоряжению Никиты Хрущева назначили первым заместителем министра обороны, а позднее и министром. Кстати, Георгий Жуков сыграл далеко не последнюю роль в устранении от власти Лаврентия Берии, который и был его разоблачителем в «Трофейном деле». По мнению большинства исследователей, маршал Жуков стал одной из ключевых фигур в подавлении Венгерского антикоммунистического восстания 1956 года и провел довольно кровавую операцию «Вихрь». После нее Хрущев испугался большого влияния министра обороны на общественность и военачальников, поэтому добился полного отстранения Георгия Жукова от дел и отправил его в отставку.