Интересные факты
За годы жизни Брюллов написал множество картин. Но некоторые работы после смерти мастера доделывали его ученики. Это касается, например, портрета Ивана Крылова. Картина была написана всего за один сеанс. Брюллов сделал практически все, кроме левой руки поэта. Баснописец еще тогда разочарованно сетовал, что художник не окончит портрет и до самой его смерти. Именно так все и произошло. Стоит сказать, что для окончания работы Карлу пришлось заказать посмертный слепок с руки Крылова. Дорисовал портрет ученик художника – Фаддей Горецкий.
Иногда Брюллов дописывал чужие картины. Однажды художник был в гостях у популярного в то время акварелиста Петра Соколова, который только закончил работать на портрете над головой графа Апраксина. Прекрасная работа коллеги впечатлила Брюллова, но художник заметил, что туловище и линия шеи пририсованы неудачно. Всю ночь он не спал, а на утро приехал к Соколову и закончил работу в его отсутствие.
Первый эскиз будущей картины «Осада Пскова» был сделан художником в гостях у графа Толстого. Он сделал несколько клякс на холсте и пальцами обрисовал схему. Таким оригинальным способом была начата работа над очередным шедевром.
Император оказывал почести художнику и хвалил его. Но Брюллов никогда не писал портреты членов императорской семьи. Но в то же время одаривал великих князей и княгинь своими творениями. Например, Марине Николаевне он передал картину «Бахчисарайский фонтан».
Юлия Самойлова была любимой натурщицей художника. На полотне «Последний день Помпеи» свою возлюбленную он изобразил несколько раз – в образе нескольких матерей и девушки в тунике.
Творческий кризис
Благодаря своей работе художник был удостоен золотой медали парижских искусствоведов. Одновременно он стал почетным членом самых известных европейских Академий художеств. Казалось, что самая известная работа Брюллова отобрала у него все силы. После написания картины у мастера наметился творческий кризис. Художник то начинал писать новые полотна, то бросал их. А вскоре совсем перестал браться за кисть.
Чтобы немного отвлечься, Карл принял решение отправиться в путешествие по Турции и Греции. Удивительно, но смена обстановки и новые впечатления оказали позитивное влияние на мастера. После возвращения художник принялся за серию рисунков и акварелей. В этот период он написал много работ, наиболее известными из которых стали «Турчанка», «Турок, садящийся на коня», «Бахчисарайский фонтан» и «Раненый грек».
Пауль Клее в России
Я нашла только одну работу Клее, хранящуюся в России. В Пушкинском музее. Это рисунок-эскиз к куколке.
Пауль Клее. Куколка. 1920 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Buro247.ru
Клее сам смастерил десятки кукол для домашнего театра своего сына Феликса. Когда он вырос, то вспоминал детство, как время, наполненное волшебством. А стал он … театральным режиссёром.
*Баухаус – легендарная школа строительства и дизайна. Облик архитектуры современных городов сформирован выпускниками этой школы.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Поиск Клее
Значимыми художниками, близкими к Паулю Клее, были Кандинский, Пикассо, Франц Марк и Брак. Посещая выставки известных художников, он получал вдохновение на новые работы. Эти выставки были в 1907-1908 годах из работ Анри де Тулуз-Лотрека и Винсента ван Гога. Поездка в Рим привела его к «унизительному» выводу о том, что все, что он учил в Мюнхене, было подражательным и второстепенным, а классический идеал, который тогда доминировал в художественном учении, был «полностью анахроничным».
Ища более важные и прямые средства выражения, он начал оглядываться на свои детские рисунки. В это же время Клее пытается сделать карьеру в качестве сатирического иллюстратора. В 1910 году он посетил Париж и увидел кубинские картины Пикассо. Они оставили неизгладимый след в творчестве Клее. В 1914 году он отправился в Тунис. Именно там он выполняет светящиеся акварели, которые являются одними из его самых популярных работ. В своем дневнике Клее записал: «Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник».
Работы итальянского периода
Из биографии Карла Брюллова известно, что итальянский период его творчества ознаменовали многочисленные портреты. Среди них стоит отметить «Всадницу», портрет Матвея Виельгорского и Юлии Самойловой. Эти шедевры относятся именно к этому периоду. К портретной живописи Брюллов вернется снова уже по возвращению в Санкт-Петербург.
Стоит отметить, что в общей сложности художник провел в Европе более 12 лет. Но Италия его привлекала больше всего. Через несколько лет он вновь вернулся сюда. В творчестве Карла Брюллова Италия сыграла огромную роль. Во время второй поездки в страну он занялся тщательным изучением развалин древнейших городов – Помпеи и Геркуланума, которые были разрушены в ходе сильнейшего землетрясения. Художника невероятно впечатлили величественные Помпеи, погибшие от стихии. Поэтому последующие годы он изучал историю города и археологические находки. В результате кропотливой и длительной работы была написана одна из самых известных картин – «Последний день Помпеи». Многие искусствоведы сходятся во мнении, что эта работа стала вершиной творчества художника и его мастерства. Над полотном художник работал шесть лет.
В 1833 году после длительных работ Брюллов вынес на суд ценителей искусства «Последний день Помпеи». Весть о потрясающей картине гениального мастера быстро облетела все школы искусств и светские салоны. Полюбоваться творением приезжали не только знатоки, но и ценители прекрасного. Картина Брюллова выставлялась в Париже и Милане. После знакомства с ней все неизменно приходили в восторг.
Путешествие в Италию
Академию молодой художник окончил в 1821 году, после чего попал в Общество поощрения художников. Благодаря этой организации ему представилась возможность поехать в Италию. Карл настоял на том, чтобы вместе с ним поехал его брат Александр, закончивший обучение в том же году.
1821 год ознаменовался еще одним событием. Молодой художник закончил работу над очередным шедевром – «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского».
В Италию Карл приехал вместе с Александром. Там они изучали произведения мастеров Эпохи Возрождения. Кроме того, их интересовали и более ранние творения местных художников. Карлу Павловичу Брюллову очень понравилась жанровая живопись. Именно под влиянием работ этого направления художник написал свои знаменитые картины «Итальянский полдень» и «Итальянское утро». На этих полотнах мастеру удалось очень трогательно изобразить будничные сцены жизни.
Примечания и ссылки
- Саур (1996) — Цитируется Рейксбюро для Художественно-исторической документации (РКД).
- Он был похоронен в Риме на7 октября 1626 г.. Согласно Вурцбаху (1906), он был похоронен в церкви Санта-Мария-дель-Анима в Риме. — Цитируется в РКД.
- Йост Вандер Аувера , Музей древнего искусства: Избранные произведения , Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель,2001 г.( ISBN 90-77013-04-0 ) , стр. 106
- Мария Сесилия Фаббри , «Биографии» , в Мина Грегори, Музей Уффици и дворец Питти , Париж, Editions Place des Victoires,2000 г.( ISBN 2-84459-006-3 ) , стр. 636
- ↑ и Марко Кьярини , «Европейская живопись XVII и XVIII веков» , в Мина Грегори, Музей Уффици и дворец Питти , Париж, Editions Place des Victoires,2000 г.( ISBN 2-84459-006-3 ) , стр. 505-506
дальнейшее чтение
- Питер и Линда Мюррей, Словарь искусства и художников Penguin. Пятое издание: переработанное и дополненное (Penguin Books, Лондон, 1988), 51.
- Карла Хендрикс, Северные пейзажи на римских стенах: фрески Маттейса и Пола Брила. (Флоренция: Centro Di della Edifimi, c2003).
- Рудольф Баер, Пауль Брил: Studien zur entwicklungsgeschichte der Landschaftsmalerei um 1600. (Мюнхен: JB Grassi, 1930).
- Ханно Хан, Поль Бриль в Капрароле . Miscellanea Bibliothecae Hertzianae, Roma, 1961.
- Франческа Каппеллетти, Поль Бриль и питтура паесаджио в Риме, 1580–1630 гг. (Рим: Уго Боцци, c.2006).
- Луиза Вуд Руби, Пол Брил: Рисунки. (Turnhout: Brepols, 1999).
- Антон Майер, Das Leben und die Werke der Brueder Matthaeus und Paul Brill. (Лейпциг: KW Hiersemann, 1910).
Приложения
Библиография
: документ, использованный в качестве источника для этой статьи.
- « BRIL, Paul », в Национальной биографии Бельгии , т. 3.
- Пьер Ж. Трушо, Поль Бриль, две вечности , Издания Маргариты Вакнин ( ISBN 978-2-916694-61-0 ).
- (де) Saur Allgemeines Künstlerlexikon. Die Bildenden Künstler Aller Zeiten und Völker , vol. 14 (1996), Мюнхен — Лейпциг, Saur ( 1- е изд., 1992), стр. 228.
- (де) Альфред фон Вурцбах, Niederländisches Künstler-Lexikon , vol. 1 (1906), Вена, Halm und Goldmann, 1906-1911, стр. 183–185.
Внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы изобразительного искусства :
- (ru)
- , на веб-сайте Rijksbureau voor Kunsthistorische Documentatie (RKD) .
Детство и юность
Пауль Клее, рожденный 18 декабря 1879 года, был младшим из двоих детей учителя музыки Ганса Вильгельма Клее и швейцарской певицы Иды Марии Фрик. Биография художника была предопределена генетически. Талантливые родители поощряли увлечение искусством и поддерживали сына во всех начинаниях в этой области.
Пауль Клее в детстве
В школьные годы Пауль играл на скрипке и был настолько одаренным музыкантом, что в 11-летнем возрасте его пригласили участвовать в концерте Музыкальной ассоциации Берна.
Повзрослев, мальчик отложил инструмент и заинтересовался изобразительным искусством, начал изучать передовые художественные стили. Пауль рисовал на каждом листе бумаги, попадавшем к нему в руки. Ранним работам предшествовали картинки на полях учебников и тетрадей, в которых он оттачивал мастерство графика, прорисовывая линии, объемные фигуры и карикатуры. Увлечение живописью мешало учебе, поэтому выпускные экзамены в гимназии Берна Клее сдал с большим трудом.
Пауль Клее в армии
В 1897 году парень начал вести дневник, который предоставил исследователям ценную информацию о жизни и мировосприятии молодого художника.
В 1898 году Клее поступил в Мюнхенскую академию художеств и стал преуспевающим рисовальщиком. Он отлично чувствовал форму и перспективу, но никак не мог овладеть искусством цветопередачи. Несмотря на все трудности, Пауль получил степень бакалавра и отправился в Италию изучать работы великих мастеров прошлого.
Знаменитые работы Пауля Клее
Пауль Клее был невероятно прославленным художником, который создал более 10 000 произведений искусства за свою 40-летнюю карьеру, больше, чем любой другой художник в истории. Среди них акварели, картины маслом, рисунки , ручные марионетки и многое другое.
Работа «Золотая рыба», написанная в 1925 году, в настоящее время находится в «Кунстхауз» в Гамбурге. Светящаяся рыбка имеет злобный взгляд и покрыта колючками. Всем своим видом она вызывает чувство страха.
Но картина показывает и то окружение, в котором она живет, где плавают рыбки, колышутся водоросли, где царит покой. Пауль Клее этой «Золотой рыбой» показал, насколько близко находятся добро и зло, и резко противопоставил это. В работах Клее присутствуют отголоски музыкальных произведений: картины «Старинное звучание. Абстракция на черном фоне» (1925, Художественный музей, Базель), «Эквилибрист» (1923, Художественный музей, Берн), в которых он использует сложные переплетения линий, напоминающих импровизации солирующих музыкальных инструментов в оркестре.
Работа Пауля Клее с городским замком — «Замок и Солнце», состоит из абстрактной матрицы цветных квадратов. После каждого просмотра картины детали замка становятся очевидными. Прежде чем нарисовать замок, Клее рисует несколько городских пейзажей. Простота зданий данной абстрактной работы заключается в ярких красках квадратов и треугольников. Теплые тона абстрактного портрета «Сенекио», написанного Полом Клее в 1922 году, повлияли на выбор тех, кто приобрел эту картину в качестве репродукции. Клее использует геометрические фигуры для создания этого портрета, подобно тому, как он делал во многих своих работах.
Работа
Вид на Браччано , начало 1620-х годов
Пол Брил изначально писал в стиле позднего маньеризма, разработанном его братом. Эти ранние пейзажи выполнены во фламандских традициях, созданных Иоахимом Патиниром и Питером Брейгелем Старшим и развитыми его собственным братом. Работы этого раннего периода характеризовались живописным расположением элементов ландшафта и резкими контрастами между светом и тьмой. Эти ранние картины также демонстрируют сильные контрасты форм, чтобы создать ощущение драматического движения. Брил противопоставлял крутые скалы пропастям или темным извилистым деревьям, растущим с холмов рядом с плоскими, залитыми солнцем пастбищами.
Его стиль изменился во время пребывания в Риме. Его композиции стали более спокойными, а его стиль — более классическим около 1605 года. Возможно, это было связано с влиянием Аннибале Карраччи и Адама Эльшаймера . Работы этого периода имеют более низкие горизонты и менее резкие переходы от переднего плана к фону. Сюжеты обычно представляют собой пасторальные или буколические сцены и мифологические сюжеты. Этот поздний стиль оказал сильное влияние на развитие фламандской пейзажной живописи и сыграл решающую роль в формировании классического пейзажа Клода Лоррена .
Охота на оленей , 1620 г.
Возможно, Агостино Тасси был учеником Павла. Позже Тасси стал мастером Клода Лоррена. Таким образом, Поль Бриль образует одно из звеньев между панорамными видами Иоахима Патинира и идеальным ландшафтом, созданным Николя Пуссеном и Клодом Лорреном. Брил считается предшественником голландских итальянцев, таких как Корнелиус ван Пеленбург и Бартоломеус Бринберг , и, в определенной степени, фламандских и голландских художников-жанристов, действующих в Риме, известных как Бамбоччанти .
Кроме того, начиная с 1590-х годов, Павел писал небольшие росписи кабинета на меди и панно. Некоторые из них он подписал очками — каламбур на фламандском слове bril, что означает «очки». Эти небольшие картины изображали предметы, которые он и его брат раньше изображали в большом масштабе, такие как бурные морские пейзажи, отшельники в пустыне, странствующие паломники, крестьяне среди древних руин, охотники и рыбаки.
Как плодовитый рисовальщик, его рисунки пользовались популярностью у коллекционеров и копировались многими студентами, которые работали с ним в его студии, которая была популярным местом для голландских и фламандских художников, посещавших Рим.
Вид на реку со скалами , 1601 г.
Он часто сотрудничал над картинами с Иоганном Роттенхаммером . Согласно письму дилера от 1617 года, Роттенхаммер нарисовал фигуры в Венеции, а затем отправил пластины в Рим, чтобы Брил завершил пейзаж. Брил также сотрудничал со своими друзьями Яном Брейгелем Старшим и Адамом Эльсхаймером , на которых он оказал влияние и находился под влиянием. Его сотрудничество с Эльшаймером показано на картине, которая сейчас находится в Чатсуорт-хаусе . Брил познакомил Яна Брейгеля Старшего с кардиналом Федерико Борромео , который впоследствии стал самым важным покровителем Брейгеля. Он также позволил голландскому художнику-пейзажисту Бартоломеусу Бринбергу много лет жить в своей римской резиденции.
Смерть
В 1934 году у Пауля появились первые симптомы смертельной болезни, и на протяжении 6 лет приступы боли сменялись периодами ремиссии.
Весной 1940 года страдания Клее достигли высшей точки, он не мог рисовать и постоянно думал о скором конце. Избавление пришло 29 июня. Живописец скончался в швейцарской коммуне округа Локарно. Врачи констатировали, что причиной смерти стал отказ внутренних органов, спровоцированный склеродермией.
Могила Пауля Клее
Художника кремировали в городе Лугано, а его прах захоронили на городском кладбище Берна.
В 1997 году потомки Клее передали Министерству культуры Швейцарии 700 картин мастера, для экспозиции которых сконструировали и возвели выставочный центр, названный в честь выдающегося мастера.
Василий Кандинский и Клее
Идея, что искусство и культура должны обновляться, витала в воздухе, в настроениях неспокойной эйфории до Первой мировой войны. Тем не менее Клее не попал в поколение своей эпохи, пока ему не исполнилось 33 года и он стал частью ведущей модернистской группы в Мюнхене «Блау Рейтер» под руководством русского художника Василия Кандинского.
Клее и Кандинский стали одним из великих дуэтов искусства XX века. Там, где Клее был сдержанным и отстраненным, Кандинский был общительным и харизматичным. Их дружба продолжалась семьями, они даже жили в одном доме, где проводили долгие диспуты и играли в шары. Но это была дружба, где искусство было первостепенным, но не единственным связывающим фактором. Первые абстрактные картины Пауль Клее создает под влиянием выраженных метафизических проблем, связанных с искусством и духовностью, о которых велись постоянные дискуссии между художниками.
Лучшие работы
Брюллов был знаком с Пушкиным. При жизни поэта они достаточно часто встречались. А после гибели Александра Сергеевича художник изъявил желание принять участие в издании собрания сочинений поэта. В это же время Карл начал работать над «Бахчисарайским фонтаном». Художнику пришлось выполнить массу эскизов, чтобы отыскать правильную композицию картины. Он изучал одежду восточных красавиц. Перед художником стояла задача не показать драму Марии и Заремы, а продемонстрировать романтическую строну обитателей гарема. В итоге на картине мы видим безмятежных женщин, томное однообразие и сонную лень.
Последние годы жизни
Ограниченность движений не давала покоя человеку, привыкшему к движению. В 1936 году Клее удается выполнить только 25 работ. За последующие три года художник создает более 1200 картин и рисунков. «Рекордное исполнение», — говорит он своему сыну
Особое внимание привлекает «Вспышка страха», которая имеет ощущение автопортрета. Испуганное лицо смотрит на нас рядом с коллекцией форм в форме конечностей: художник превратился в расчлененную куклу
Клее умер в июне 1940 года от осложнений, возникающих из-за склеродермии. Тем не менее в последние месяцы он продолжал создавать картины, которые смешивали ожидания его аудитории. Образы колебались между фигурацией и абстракцией. Пауль рисовал до самой своей последней минуты. Выставочный центр в Берне носит его имя.
Разнообразный Клее
Клее был очень многогранен. Иногда он создавал новый мир, который живет по своим законам. Это было полное отсутствие изобразительности.
Пауль Клее. Шаг. 1914 г. Холст, масло, карандаш. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Arts-museum.ru
Когда смотришь на картину “Шаг”, кажется, что Клее абстракционист.
Но нет. Иногда предметы и объекты реального мира появлялись в его работах. Но лишь, чтобы быть частью другого мира.
Пауль Клее. До краев. 1930 г. Бумага, акварель, перо. Городской музей в Базеле, Швейцария. Community.artauthority.net
За счёт таких картин сюрреалисты назвали Клее одним из своих основоположников.
Но у Клее есть и другие работы. За которые уже примитивисты приняли его за своего.
Пауль Клее. Новый Ангел. 1920 г. Акварель, тушь, цветные мелки. Музей Израиля, Иерусалим. Artchive.ru
На самом деле Клее не принадлежал ни одному направлению модернизма. Часто его работы сложно подогнать под конкретное направление.
Пауль Клее. Три цветка. 1920 г. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Buro247.ru
В беспредметное он уходит редко. Чаще на его картинах мы видим узнаваемые образы. Просто из натуры он убирает все лишнее. “Экономит”, сокращает. Оставляет только главное.
А ещё добавляет музыку. Каждый его цвет – это нота. Полотно – мелодия.
Как сказал поэт Рильке, если бы он не знал, что Клее играет на скрипке, он об этом бы догадался. Настолько живопись художника музыкальна.
Пауль Клее. Ягнёнок. 1920 г. 31х41 см. Масло, чернила, картон. Штеделевский художественный музей, Франкфурт-на-Майне, Германия. Staedelmuseum.de
Личная жизнь
В юные годы Клее отличался довольно легкомысленным поведением. Он много времени проводил в пабах, где знакомился с женщинами и заводил романы. Плодом таких отношений стал незаконнорожденный сын, родившийся в 1900 году и умерший в младенчестве.
В 1906 году Пауль взял в жены баварскую пианистку Лили Штумпф, а спустя год в семье появился ребенок, которого назвали Феликс.
Пауль Клее и его жена Лили
Пара поселилась в пригороде Мюнхена, и пока молодая супруга давала частные уроки, Клее вел хозяйство и воспитывал сына. Для малыша Пауль мастерил перчаточных кукол, которые вскоре стали частью творчества живописца. На персонажах ярмарочных спектаклей Клее оттачивал технику воспроизведения формы и способы создания фактуры.
Другие подробности личной жизни художника не стали достоянием публики.
Известно, что с приходом к власти нацистов во главе с Гитлером Клее стал опальным художником в Германии. Прячась от режима, он переехал в Швейцарию, но при жизни так и не получил гражданства этой страны.
Техника и стиль
В рисунках Рубенс проявил уникальный дар, внося через них в повседневную жизнь яркие краски, самобытность и колорит. Рисуя свои первые картины, художник сумел подчеркнуть свойственную ему манеру: он тщательно прорисовывал детали пейзажа и фона, которые находились на заднем плане портрета человека. Технику работы итальянских мастеров живописи художник перенес на свои картины.
Этюд головы девочкиКлара Серена Рубенс — дочь Рубенса от первой жены Изабеллы Брант
В течение всего творческого пути живописец постоянно находился в поиске: собственного художественного стиля, новых решений передачи цвета, способов подачи объема и формы. К каждому заказу он относился с особым трепетом и всегда находил уникальный подход к написанию будущих шедевров.
Ранние работы Клее
Сначала он сосредоточился на технике офорта. Мрачных, гротескных. В духе Капричос Гойи.
Чего только стоит один из известных его офортов. С таким громоздким, но оригинальным названием “Встреча двух людей, каждый из которых убеждён в более высоком положении другого”.
Пауль Клее. Встреча двух людей, каждый из которых убеждён в более высоком положении другого. 1903 г. YouTube.com
Благодаря увлечению офортами он изобрёл свою собственную технику – гравюру иглой по стеклу. “Портрет эмоциональной дамы” как раз создан в этой технике.
Пауль Клее. Портрет эмоциональной леди. 1906 г. Стекло. 24х16 см. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Artinvestment.ru
Биография
Пауль Клее родился 18 декабря 1879 года в в исключительно респектабельной, хотя и слегка эксцентричной музыкальной семье в тогдашней столице Швейцарии, и логично было бы следовать традициям семьи — стать музыкантом, но он выбирает рисование. Однако скрипка от Клее никуда не делась, он играет на ней, но в то же время рисует на полях школьных тетрадей свои карикатуры и эротические рисунки.
Записи его дневника указывают на слегка снобистское ощущение, что все, что он делает, должно быть на самом высоком уровне. У него и игра на скрипке была на протяжении всей его жизни на высоком уровне.
С 1898 по 1901 годы Клее учится в Мюнхенской художественной академии. Одним из его преподавателей был известный художник Франц фон Штука. Он открывает для себя творчество Ван Гога, Гойи, Блейка. Одним из основополагающих элементов картин Пауля Клее был цвет, писал ли он маслом или акварелью, древесным углем или карандашом.
Рекомендации
- Вариации Имя: Паулюс Бриль, Пол Brill, Паулюс Brill, Пол Brilli, Паулюс Brilli, Пол Prüll, Паулюс Prüll
- ^ Никола Кортрайт. «Пол Бриль». Grove Art Online. Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Интернет. 26 сентября 2016 г.
- ^
- ^
- Jan en Kasper van Balen в: Frans Jozef van den Branden, Geschiedenis der Antwerpsche Schilderschool , Антверпен: J.-E. Бушманн, 1883, стр. 184–190
- Никола Кортрайт. «Bril.», Grove Art Online. Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Интернет. 26 сентября 2016 г.
- ^
- Луиза Вуд Руби, Рисунки Пола Брила , Brepols, 1999.
- Рюдигер Клессманн, Адам Эльшаймер 1578-1610 , 2006, издательство Пола Холбертона / Национальные галереи Шотландии; ISBN 1-903278-78-3