Союз русских художников

Влияние творчества художников-передвижников на культуру и искусство

Влияние передвижников на культуру заключалось в просвещении общества. Их выставки знакомили посетителей с последними тенденциями в искусстве. По словам художника Николая Ярошенко, они мечтали «вынести искусство из дворцов и сделать достоянием всех». И цели своей передвижники достигли.

Бунт будущих передвижников в Императорской Академии сместил акценты в работах художников с академических сюжетов к изображению реализма. Их полотна оказали влияние на искусство последующего периода в истории государства.

Кроме того, живописцы продемонстрировали успешную бизнес-модель частного художественного предприятия. В своде правил, адресованных художникам, чьи полотна включали в программу выставки, было требование предлагать к демонстрации только те картины, которые ранее нигде не выставляли, чтобы заинтересовать зрителей. Начинающим художникам выставки передвижников помогли обрести известность.

Выставочную деятельность общества поддерживал меценат и коллекционер Павел Третьяков. Он покупал полотна для своей галереи, а также заказывал картины у членов товарищества.

Передвижники организовывали выставки почти 30 лет. За собственным успехом они не заметили, как в их работе наступила стагнация. Художники использовали те же темы, что и писатели этого периода. Но по сравнению с литературой, живопись оставалась слишком «статичной» в отображении протеста против недостатков общества. Среди художников вспыхивали разногласия. В 1923 году состоялась последняя – 48-я по счету – выставка, после чего передвижники прекратили деятельность. Часть членов общества вступили в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

Жанры

Передвижники считали, что мифологические сюжеты ведут к упадку искусства. Первоначальный интерес к сюжету сменяется равнодушием, а затем человек теряет интерес к живописи. Поэтому передвижники посвящали картины изображению повседневной жизни: элементам крестьянского быта, труду крестьян, праздникам, российским пейзажам.

Художники изображали не только бедность, но и красоту крестьянского мира. Некоторые полотна носили социально-политический подтекст. Например, полотно Ильи Репина «Бурлаки на Волге» изображает тяжелые условия, в которых трудятся простые люди.

У передвижников много полотен с изображением пейзажей. Картина Саврасова «Грачи прилетели» произвела фурор на первой выставке. Сегодня это полотно известно каждому школьнику. Среди других популярных полотен были изображения русского леса Ивана Шишкина, лунные ночи в украинской глубинке Архипа Куинджи.

Несмотря на то, что пейзажи передвижников популярны и сегодня, критики утверждали, что этот жанр не может продвигать прогрессивные взгляды, а значит, люди в них не нуждаются. От художников требовали включать в пейзаж «социальные комментарии». Ответом на подобную критику стала картина Исаака Левитана «Владимирка». Дорога, изображенная на картине, – это путь, по которому заключенных вели на каторгу в Сибирь.

К 1885 году передвижники утратили статус оппозиции к царскому правительству. Выставки передвижников посещала семья монарха, картины покупали император и близкие к нему люди. Представителей передвижников, Репина и Поленова, пригласили преподавать в Императорскую Академию художеств.

Основные идеи творческого объединения

Вдохновитель и теоретик передвижников – Иван Крамской. Концепция искусства Крамского основана на идеях Николая Чернышевского: картина должна не просто изображать действительность, а «интерпретировать для зрителя, способствуя просвещению и счастью человека». Идея объединения художников на базе передвижных выставок изложена в письме группы московских художников коллегам из Санкт-Петербурга.

В основе идеи передвижников лежат 5 принципов:

  • отказ от эстетического реализма;
  • отказ от академической рутины;
  • невосприимчивость к иностранным влияниям;
  • миссионерская роль искусства;
  • реализм.

В уставе общества говорится, что цель объединения – организация передвижных художественных выставок во всех городах империи для того, чтобы:

  • предоставить жителям провинции возможность ознакомиться с русским искусством;
  • развивать у людей любовь к искусству.

Также общество планировало помочь участникам, продающим свои работы, донести творчество до широкого круга зрителей.

Первая выставка состоялась в Петербурге 11 декабря (по старому стилю – 29 ноября) 1871 года в здании Академии художеств. На выставке представили полотна 16 живописцев. Затем картины экспонировались в Москве, Киеве, Харькове. Всего показали 82 произведения от 20 художников.

Особенной популярностью у аудитории пользовалась и до сих пор пользуется картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Живописец Иван Крамской писал другу Федору Васильеву о том, что выставка пользуется успехом у посетителей. Отмечая при этом, что среди массы представленных полотен особенно гости выделяют именно «Грачей».

Выставка передвижников стала ежегодной и демонстрировалась в 12 городах России. Кроме нее, проводились показы и в городах, до которых главные выставки не добирались. В таких случаях экспозиции комплектовали из полотен, которые не выставлялись на продажу при проведении основных выставочных мероприятий.

Художник СЕРГЕЙ СМИРНОВ. Выставка в галерее ТОВАРИЩЕСТВА ЖИВОПИСЦЕВ МОСКОВСКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ. Адрес: 1-ая ТВЕРСКАЯ-ЯМСКАЯ, 20 Фоторепортаж ИГОРЯ ДРЕМИНА

10 Дек 2014 | От: арт-релиз.рф

ХудожникСергей Смирновна фоне своей картиныфото: Игорь Дрёмин

В выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20, галерея Товарищества живописцев Московского союза художников открылась персональная выставка заслуженного художника России, профессора МГАХИ им В.И. Сурикова, Сергея Смирнова.
На выставке показаны исторические и бытовые сюжетные картины, пейзажи, натюрморты, портреты.
За плечами живописца — диплом Суриковского института по мастерской Д.К. Мочальского, Академические мастерские под руководством академиков А.П. и С.П. Ткачевых и академика А.М. Грицая, четыре десятка лет активной выставочной деятельности, круг учеников — как начинающих, так и уже признанных авторов, общественная работа в правлении Московского союза художников.
Сергей Смирнов – известный и любимый зрителем московский автор, эстет и романтик в живописи, художник с эталонным чувством меры и тонкого вкуса. Автор искусен в отборе формы, его пластическому языку присущие тонкие цветовые и тональные отношения, академический подход к композиции и виртуозная пластика отличного рисовальщика.

В своих сюжетных картинах мастер ищет и воплощает в материале архетипические образы русского мира: мужчины – труженика; женщины – хранительницы очага, матери, подруги, сестры; Москвы – столицы нашей великой державы. «Родная земля, особенно душа её души – древняя Москва, светло открывается в творчестве влюблённого в неё русского художника. Живописец остаётся верен высоким духовным традициям русского искусства, в особенности его православному по своему духу московскому направлению» — написала о нем Г.П. Чинякова, заведующая отделом редких книг Государственной Третьяковской Галереи.
Картины цикла «Москва праздничная» Смирнова исполнены легкой грусти, ностальгии по ушедшей эпохе, но в них нет непроходимого барьера времени, «пыльного историзма». Кажется, достаточно сделать шаг, слегка отодвинуть тонкую временную завесу – и, вдохнув аромат горячих пирожков, сольёшься с праздничной московской толпой.
Произведения Сергея Смирнова полны воздуха и света, они дышат, приглашая пройтись заснеженными московскими улочками, окунуться в уютный мир провинции, созерцать предметы в натюрмортах, разглядывать родные лица на портретах.
Прочтение творчества Сергея Ивановича даётся легким сердцем и оставляет в душе радость от погружения в светлый мир его картин.

ХудожникСергей СмирновАвтопортретфото: Игорь Дрёмин

Открытие выставкиСергея Смирновав галерееТоварищества живописцевфото: Игорь Дремин

Открытие выставкиСергея Смирновав галерееТоварищества живописцевфото: Игорь Дремин

Открытие выставкиСергея Смирновав галерееТоварищества живописцевфото: Игорь Дремин

Открытие выставкиСергея Смирновав галерееТоварищества живописцевфото: Игорь Дремин

ХудожникЕлена ГоринаОткрытие выставкиСергея Смирновав галерееТоварищества живописцевфото: Игорь Дремин

ВыставкаСергея Смирновав галерееТоварищества живописцевфото: Игорь Дремин

Открытие выставкиСергея Смирновав галерееТоварищества живописцевфото: Игорь Дремин

Опубликовано в рубрике Выставки, Записки о художниках Метки: фото Игорь Дрёмин, художник Сергей Смирнов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: