Ориентализм как стиль живописи: история, известные произведения

Модернизм (итал. modernismo — современное течение)

Модернизм часто путают с модерном, однако это разные понятия. Если модерн — это конкретный стиль, то модернизмом называют большое количество течений, которые пошли вразрез с действующими до этого художественными стилями и были направлены на поиск нового. К модернизму относятся экспрессионизм, импрессионизм, футуризм, кубизм и прочие течения.

В этом смысле модернизм близок авангардизму. Их основные отличия сводятся к тому, что сторонники модернизма фактически устроили бунт против художественных традиций внутри искусства и занимались поиском новых художественных средств, а авангардисты бунтовали против традиций в целом и занимались поиском искусства нового вида, поиском самого предмета этого искусства (вместо изображения предметов окружающего мира перешли к беспредметному искусству). Среди русских художников в этом стиле работали, например, И. Бродский, Р. Фальк, Н. Фешин, П. Филонов.

Примеры картин известных русских художников в стиле модернизма


Картина Р. Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая». 1917 г.


Картина Н. Фешина «Обливание». 1911-1914 гг.


Картина П. Филонова «Пир королей». 1913 г.

Конструктивизм (лат. constructivus — конструктивный)

Этот стиль относится к авангардизму. Впервые он возник в СССР, когда после революции шел непрерывный поиск новых форм. Конструктивисты фактически отказались от живописи ради нее самой и провозгласили производственное искусство, приносящее практическую пользу народу. Так авангардистские рисунки перешли на спецодежду, спортивную форму, ткани, фарфор и иные вещи.

Среди русских художников яркими представителями конструктивизма являются А. Родченко, В. Степанова, Л. Попова, а также И. Чашник, С. Делоне, В. Ермилов и другие.

Примеры картин известных русских художников в стиле конструктивизма


Эскизы спортивных костюмов В. Степановой.


Фарфоровая чашка, созданная по эскизам И. Чашника.


Работа В. Ермилова «Дизайн комнаты отдыха в Харьковском Дворце пионеров и октябрят». Около 1934 г.

На картине «Изабелла» мужчина скрывает свою эрекцию

Один из корифеев движения прерафаэлитов Джон Эверетт Милле, вероятно, наиболее известен сегодня картиной «Офелия». По крайней мере, так было до 2012 года, пока исследователи не обнаружили нечто неожиданное в его картине «Изабелла». На ней изображена сцена из «Декамерона» Боккаччо, и на пиршественном столе явно просматривается тень от эрегированного члена.

«Декамерон» — одна из самых эротических книг, когда-либо написанных, и картина полна ссылок на сексуальность. Вытянутая нога персонажа представляет собой фаллический символ, а кучка просыпанной соли около тени от пениса, вероятно, символизирует семя. Это выглядит непристойно, но вместе с тем совсем не как обычная порнография.

История развития

Впервые исторические события начали изображать еще в глубокой древности. В пещерных рисунках люди рисовали не только бытовые сценки из жизни (например охоту, приготовление пищи), но и важнейшие природные события вроде извержений вулканов, землетрясений, первые войны за территорию. Часто реальные события переплетались с мифологическими, выдуманными или такими, которые люди не могли объяснить. Например, встречаются изображения богов и волшебников, но вполне вероятно, что это были живые люди, которых просто обожествляли.

Со времен античности люди начали делать различия между мифологией и историей. И понимать, что необходимо донести до предков истинную правду о настоящем. Впервые реальность фактов стала изображаться отдельно от символики.

В Средневековье на концепцию изображения событий сильно влияла религиозная направленность. Эпизоды из Библии, некоторые войны, представлялись как действительные, и разораться, что реальность, а что выдумка достаточно сложно. Уже в то время историческую живопись называли самой благородной формой искусства, ведь описать правду намного сложнее, чем выдумку. Кроме того, творчество художников должно было быть направлено на укрепление морали и нравственности общества, приблизить народ к вере в Бога, в государство, в общественных деятелей.

 

Уолтский диптих. Король Ричард II со святым Эдмундом Мучеником, Эдуардом исповедничком и Иоанном Крестителем предстоят перед Мадонной.

Исторический жанр в изобразительном искусстве начал формироваться в качестве отдельного в эпоху Возрождения. Активная торговля и путешествия породили новых образованных людей, знающих множество языков, умеющих общаться и создавать новое. Главная идея эпохи – показать красоту человека и его внутреннего мира. Кроме того, языком живописи художники Возрождения пытались донести до зрителя некоторые магические знаки. Картины критиковали власть, чиновников, рассказывали про убогость либо великодушие некоторых людей. Так историзм смешивался с аллегорией и символизмом.

Значительную роль в развитии жанра сыграло веяние романтизма. Он провозгласил реализм и историзм главными творческими принципами в изображении человека

При этом художники писали не только важных персон, внимание направилось и на простых людей. Главным стало описание события, которое повлияло на них и на следующие поколения

В XVII веке исторический жанр выходит на первый план. Классицизм предполагал рассказы о настоящих героях, изображенных на монументальных полотнах и работах. И здесь история вступает в свои права. Ведь настоящие, а не мифологические образы и события вызывают больше чувств, в силу их значимости.

Э. Делакруа. Резня на острове Хиос.

XVIII век стал переломным для всей живописи мира. Реализм становится академическим и обязательным для всех художников. При этом приобретают большое значение не только сами события, но и их переплетение с другими жанрами – натюрмортом, пейзажем, портретом и пр. К героям добавляются религиозные и научные символы, современные атрибуты и одежда.

Жан-Луи Давид. Смерть Марата.

Картины исторического жанра писали и русские художники. XIX – начала XX вв. Это было расцветом для русской школы. Основные идеи – сила народа и его единство, постепенно переросли в революционные темы. При этом использовались не только современные темы – художники возвращались к сюжетам из прошлого, особенно к темам великих войн и достижений.

«Аллегория с Венерой и Амуром» предупреждает о сифилисе

Картина, которая показывает Венеру и Амура, собирающихся заняться сексом на фоне лысого мужчины, всегда тревожит воображение. Даже по меркам своего времени картина Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром» темновата.

Несмотря на восторженные отзывы о произведении как об эротический картине «особой красоты», есть много доказательств, что это действительно предупреждение о сифилисе. Об этом свидетельствует кричащая фигура в левой части картины.

Хотя в классическом описании картины сказано, что это метафора ревности или отчаяния, внимательное изучение показывает, что ей на самом деле очень плохо. Пальцы фигуры опухли, как у больных сифилисом, на них не хватает ногтей, а волосы имеют признаки сифилитической аллопеции. Беззубые дёсны предполагают отравление ртутью, которой пытались лечить сифилис в Италии эпохи Возрождения.

У одного из персонажей в ногу впился шип розы, но он этого не замечает. Такое отсутствие ощущений будет непосредственным результатом сифилитической миелопатии. Иными словами, на картине изображены страдания, которые ожидают в будущем тех, кто пойдет на поводу у страстей.

Кубизм (фр. cubisme, от cube — куб)

Этот стиль стал вызовом традиционному искусству с его красивостью и иносказательностью. Кубисты разлагали объемный объект на геометрические формы (кубы, конусы, цилиндры и т.д.), и затем по-новому собирали его уже на плоскости. Это давало возможность одновременно увидеть те стороны объекта, которые обычно скрыты от зрителя, а также показать перспективы нового стиля.

Кубисты пытались разработать свой пластический язык, отчего у многих художников кубизм обрел особые черты. Так, у А. Лентулова это оптимистический кубизм, у Р. Фалька — лирический, у Т. де Лемпицки — мягкий, у П. Кончаловского —аналитический. Индивидуальные черты есть и в кубистических картинах М. Вебера, А. Волкова, В. Рохлиной, К. Зданевича.

Заметим, что в России многие художники быстро перешли от кубизма к кубофутуризму (К. Малевич, Ю. Анненков, А. Экстер и пр.). Здесь принципы кубистов соединились с поэтичностью и динамичностью футуризма.

Примеры картин известных русских художников в стиле кубизма и кубофутуризма


Картина А. Лентулова «Пейзаж с мостом, Кисловодск» в стиле оптимистического кубизма. 1913 г.


Картина Т. де Лемпицки «Кизетта» в стиле мягкого кубизма.


Картина К. Малевича «Утро после грозы» в стиле кубофутуризма.


Картина А. Экстер «Вид Парижа» в стиле кубофутуризма.

Как создавать магическую живопись

Мастерство художника заключается не столько в стиле, в котором он работает, сколько в умении приковать к своим картинам внимание наблюдателя. Если живописцу удалось заставить людей внимательно изучать его работы, он достиг своей цели

Значит у него получилось затронуть потаенные струны души зрителя, побудить его задуматься или вытащить из своего подсознания что-то давно забытое.

Для создания таких произведений идеально подходит технология оптических просветов (ТОП) – уникальная методика, основанная на технике Старых мастеров. Она снимает ограничения современных методов, поскольку отличается подходом к созданию живописных произведений. Неэффективное попадание в цвет смешиванием красок на палитре в ТОП заменено системой, обеспечивающей органичное появление цветов, объема и фактуры. Какие материалы и инструменты для этого используется, и как нужно вести работу подробно рассказывается в этой книге.

Романтизм

Идейное и художественное направление конца XVIII 18 — 1-й половины XIX вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.


«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих,

Романтизм — это эстетическая революция. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )

Литературные движения

Abandonology  · акмеизм  · Сердитые молодые люди  · Барокко  · Бит поколения  ·   · Blank Generation  · Bohemian  · латиноамериканский бум  · Brat пакет  · Celtic возрождение  · Классицизм  · Weimar классицизм  · конфессионализма  · Creolity  · Crepuscularism  · Dada  · Дендизм  · Декадентство  · Dolce Stil Novo  · Писатели Монтана  · Empfindsamkeit  · Эстетика  · Экзистенциализм  · Фелибры  · в Futurians  · футуризм  · поколение 36  · Lost Boys  · Glasgow School  · Голодные Generation  · гусары  · Прославленные овчарки  · имажинизме  · Ён Германия  · молодой Франция  · молодой Польша  · молодой Вена  · пролетарская литература  · mcondo  · модернизм  · Модернизм испанский  · натурализм  · Натурист  · негритянство  · неоклассицизм  · Неореализм  · Нью — Йорк Школа  · Новый роман  · Новая фантастика  · Объективизм  ·   · УЛИПО  · Poetae Novi  · Парнас  · Плеяды  · Preciousness  · Реализм  · Реализм загрязнен  · Гарлемское Возрождение  · Сан-Франциско Возрождение  · Школа Рошфора  · Рома Нет колониальном  · Романтизм  · Романтизм Немецкий  · Романтизм Британский  · Романтический итальянский  · Saudosismo  · Скапильятура  · Skamander  · Структурализм  · Бури и натиска  · Surreal  · Символика  · Русский символизм  · Tachtigers  · Театр абсурда  · трансцендентализма  · Tremendisme  · ultraism  · Ультра-Романтизм  · Злодеи Bonshommes  · Витализм  · Сакраизм

La Primavera выражает любовь к садоводству

Это одно из самых известных произведений Боттичелли в галерее Уффици во Флоренции. La Primavera также одна из самых загадочных картин Боттичелли. Из-за того, что на ней изображена группа женщин, которые ходят по небу, как по лугу, эксперты по-прежнему утверждают, что у картины есть аллегорический смысл.

Но есть одна теория, выделяющаяся из всех остальных своей доказательностью и странностью, которая утверждает, что картина — о садоводстве.

Эта версия выглядит правдоподобной из-за умопомрачительной скрупулезности, с какой автор выписывает каждое растение. По официальным оценкам, на картине изображено, по крайней мере, 500 тщательно отрисованных различных растений почти 200 различных видов.

Некоторые полагают, что это были все растения, которые произрастали в 15-м веке во Флоренции и цвели с марта по май. Другие утверждают, что эти растения Боттичелли придумал сам, специально для этой картины.

Что такое исторический жанр

Исторический жанр – область мирового искусства, отображающая реальные события жизни и истории от прошлого до современности

При этом изображающиеся действия общества или конкретного человека должны иметь важное значение для большинства лиц

История человечества была бы неизвестна современникам без произведений искусства, которые много о ней рассказывают. Мифология, религия, реальные факты – все это переплетается и доносит до нас картину мира. Иногда реальную, иногда выдуманную. Различные эпизоды жизни древних людей и современников создателей произведения, иногда рассказывают настоящую правду, а иногда идеализируют происходящее, или наоборот, его усугубляют и драматизируют.

Это направление считается наиболее сложным и относится к категории «высоких», в отличие от натюрморта и пейзажа. Именно исторические картины рассказывают людям правду о прошлом и настоящем, поэтому ошибаться в их написании нельзя. При этом следует учесть, что многие полотна заказывались известными личностями и часто «приукрашались», выдавая желаемое за действительное.

Ж. Л. Давид. Смерть Сократа.

El Autobus рассказывает об ужасной катастрофе

Картина мексиканской художницы Фриды Кало El Autobus, написанная в 1929 году, показывает жизнь мексиканского сообщества. Домохозяйка, рабочий, мать-индианка и богатый бизнесмен-гринго, несмотря на социальные различия, ожидают автобус рядом с девушкой, которая, вероятно, означает саму Фриду. Все персонажи этой картины не знают, что их ожидает ужасная авария.

В 1925 году Кало ехала на автобусе, который врезался в трамвай. Столкновение было настолько сильным, что тело Кало насквозь проткнуло металлическим поручнем.

Ее более поздние работы часто ссылаются на эту аварию, подразумевая, что то, что она выжила в катастрофе, чудо. El Autobus также не является исключением. Есть предположение, что рабочий на картине — как раз тот человек, который спас жизнь Кало, вытащив сломанный поручень из её тела.

Передвижники

Рассказывая о развитии исторического жанра в России, отдельно следует упомянуть передвижников. Русские живописцы отказались от классического академизма и поставили своей целью отображение только настоящей реальности. Бытовой и исторический жанр, а также портреты, стали основополагающими в их искусстве. Причем вдохновлялись художники так называемым «народничеством». Они рассказывали в своих полотнах о простых людях, их быте, труде, силе воли, угнетениях, изображая всю правду в своих работах.

Великий русский художник И. Е. Репин смешивал жанровую и историческую живопись, придавая особое значение отдельным портретам в общей массе. Остросоциальные картины «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» можно разглядывать часами, раскрывая в каждом отдельном человеке свою, неповторимую историю.

И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии.

Исторический жанр стал главным и в творчестве русского художника-реалиста В.И. Сурикова. Со школьной программы всем знакомы работы «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни». Он воспевал обычный русский народ как движущую силу истории.

В.И. Суриков. Боярыня Морозова.

Русский исторический жанр в картинах передвижников часто смешивался с былинами и сказками. В этом направлении, например, работал. В.М. Васнецов. Он писал не только чисто исторические картины – «Царь Иван Васильевич Грозный», «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Но и такие, как «Аленушка», «Витязь на распутье».

В.М. Васнецов. Витязь на распутье.

Многие передвижники работали не только над реальными картинами и событиями. Никуда не уходили и религиозные темы, которые были неразрывно связаны с историей русской культуры.

В. Д. Поленов. Христос и грешница.

И. Н. Крамской очень трепетно относился к изображению отдельных личностей. Причем не только своих известных современников («Портрет художника И. И. Шишкина», «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет Ф. А. Васильева»), но и над библейскими сюжетами («Христос в пустыне»), а также изображал обычных людей («Неутешное горе», «Неизвестная»).

И. Н. Крамской. Неизвестная.

Для передвижников характерна не только настоящая реальность, а больше ее драматизм, эмоции, идейная направленность. Тем и сюжетов в их работах очень много, но все они направлены на одно – рассказать людям всю правду о прошлой и настоящей жизни.

Источники

Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 10: Литература и искусство / Д.Т. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961 г.

Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: Филолог. Об-во «Слово», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. – 207-209 с.

Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / сост. Т.Г. Петровец. – М.: Издательство «Олма-Пресс», 2001 г., — 320 с.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 1998 г. – 688 с.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 2000 г. – 656 с.

Развитие в США

Теоретиком и наиболее видным деятелем концептуализма в США является Сол Левитт. В 1969 году выходит его «Приговор концептуального искусства» — произведение, в котором содержится вся суть философии стиля:

  • Концептуальные художники не рациональны, склонны к мистике, способны формулировать выводы в ситуациях, в которых логика бессильна.
  • Иррациональность приводит к новому опыту.
  • После того, как идея и форма произведения окончательно формируется в сознании художника, реализация осуществляется вслепую.
  • Банальные концепции не могут быть спасены красивым исполнением.
  • Художник должен идти своим путем.
  • Восприятие картины или инсталляции субъективно.
  • Художнику не обязательно понимать свои собственные произведения. Его восприятие не лучше и не хуже, чем у других.
  • Поскольку ни одна из форм не является превосходящей другую, художник может использовать любую форму как равную другим.
  • Все мысли являются творчеством, если они с ним связаны.
  • Концепция и идея – не тождественны. Первое предполагает общее направление, в то время как последнее – компонент концепции.

Смысл искусства – передача мыслей и теорий, формирование новых в процессе творческого поиска. Художники-концептуалисты формулировали идеи и воплощали их в графиках, схемах, чертежах, слоганах, фотографиях. Предметом искусства мог стать любой предмет, поскольку форма не важна – важна только чистота передаваемой мысли.

Реализм (лат. геalis — вещественный)

Реализм возник в противовес художественным принципам, которые идеализировали действительность. Поэтому основной задачей художников-реалистов стало максимально точное и объективное изображение действительности. Вместо улыбающихся нарядных дам и кавалеров, окруженных роскошной обстановкой, объектами живописцев стали люди с реальными эмоциями, со всеми недостатками внешности и жизненной обстановкой или неброские пейзажи.

Так на картинах появились изможденные бурлаки, крестьяне, мещане и их быт (в работах И. Репина, Н. Богданова-Бельского, Б. Кустодиева, В. Перова, А. Архипова), поражающие правдивостью военные сцены (в трудах В. Верещагина, А. Боголюбова), вожди и политики в новом ракурсе (на гигантских полотнах И. Глазунова). Так родились подлинные русские пейзажи И. Шишкина, Е. Волкова, А. Куприна, С. Герасимова, И. Левитана, В. Поленова, А. Саврасова и других прославленных художников.

Чтобы показать правду жизни, художнику-реалисту требовалось глубинное постижение жизни, понимание ее сущности и умение видеть всю ее красоту. Это означало постоянные наблюдения и виртуозное мастерство изображения окружающего мира.

В России этот стиль был основным для художников-передвижников. Но у ряда мастеров реализм приобрел индивидуальные черты. Например, у М. Нестерова возник так называемый нестеровский пейзаж, у К. Сомова это галантный стиль, М. Клодт соединил эпический пейзаж с жанровой сценой, В. Третчиков перешел к гиперреализму.

В рамках реализма возник и соцреализм, выражающий идеалы социалистического общества. В этом направлении работали А. Дейнека, А. Самохвалов, А. Волков, С. Герасимов и другие. А внутри него родился «суровый стиль», представители которого не желали работать в навязанной обществом тематике и демонстрировали свои идеалы, свое видение советской жизни (Г. Нисский, В. Попков и пр.).

Примеры картин известных русских художников в стиле реализма и соцреализма


Картина И. Репина «Бурлаки на Волге» в стиле реализма. 1872–1873 гг.


Картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» в стиле реализма. 1889 г.


Картина М. Нестерова «Осенний пейзаж» в стиле нестеровского пейзажа. 1906 г.

Некоторые темы

Эжен Делакруа , Смерть Сарданапала (1827), Париж , Лувр . Из стихотворения по Лорду Байрону .

Придуманный гарем

В то время графическое изображение наготы шокировало если это не обосновано. Однако гарем (или сераль ) хочет быть выражением неизвестного в другом месте. Там другие обычаи и допускаются определенные обычаи (например, рабство, многоженство, общественные купания и т. Д.). Эта толерантность приводит в Европе к феномену очарования-отвращения к гарему, месту сексуального деспотизма, по преимуществу султана. Действительно, гарем, столь далекий от европейских обычаев и культуры того времени, был предметом многих вопросов, но также и многих эротических фантазий. Приснившиеся, фантазийные, воображаемые гаремы — особенно работы Жана-Леона Жерома  — часто населены похотливо томными одалисками, предлагаемыми в парах ванны.

Хотя это фантазийное видение в значительной степени встречается у большинства, роль женщины-«востоковеда» не может быть сведена к нему. Таким образом, у некоторых художников, таких как Генриетта Браун и Жан-Батист ван Мор , совершенно иное видение: им интересен гарем как социальное пространство и место жизни. В своих картинах женщины посвящают не только удовольствие своему хозяину. Они также могут быть матерями и заниматься повседневными делами, такими как вышивание, чтение, игры, музыка и танцы.

Мечта о другом, экзотическом Востоке

Большинство этих картин изображают Восток между реальностью и воображением. Все художники, которые в то время представляли Восток, не обязательно путешествовали в страны Ближнего Востока . Однако большинство так называемых художников-востоковедов, таких как Делакруа и другие, совершали длительные поездки в страны Магриба, чтобы вернуть много альбомов, которые они использовали для композиции своих картин, когда вернулись домой.

Однако Этьен Дине отказывается от регистрации своих первых тем, в частности обнаженной натуры, чтобы посвятить себя исследованию человеческого положения бедуинов . Его живопись отражает как душу его модели, так и местные цвета, яркие в свете Сахары. Результат — эстетическая и человеческая работа. Дине также провел большую часть своего времени в Алжире и обратился в ислам.

Писатель Пьер Лоти в турецкой гостиной своего дома в Рошфоре .

Пустыня

Последствия жары в пустыне были изображены Эженом Фромантином примерно в 1869 году в работе Au pays de la thirst (Париж, Музей Орсе).

В XX — м  кино века

Многие клише передал под покраску и востоковед искусства находят естественное расширение в обычных фильмах , как The Sheik в 1921 году , рассказывая историю молодого независимого англичанки , подпадающего под чарами необитаемом шейхом ( Rudolph Valentino ), вступая в его гарем.

Основатель

Основателем концептуализма считается Д.Кошут – американский посмодернист, создатель яркого образца работы в стиле концептуализм – «Один и три стула». Композиция включала непосредственно сам стул, его фотографию и описание из словаря. Произведения концептуалистов направлены не на эмоции зрителя, а на интеллект, идеи, мировоззрение.

Концептуальные художники связаны с творчеством и философией работ Марселя Дюшана – творца в стилях дадаизм и сюрреализм. Как и Дюшан, концептуалисты отказались от представления красоты в классическом, реалистическом смысле.

Дюшан подготовил почву для развития концептуализма реди-мейдами, которые организовывал из готовых объектов, предметов. Сами по себе предметы не были созданы лично живописцем или скульптором – они имели самостоятельную функцию, применялись для передачи идеи художника. Наиболее известная композиция – «Фонтан», выставленная в Нью-Йорке, на выставке Общества независимых художников. По сути – это обычный писсуар с надписью, но в концептуализме предмет сам по себе может быть искусством, даже если создан не с эстетической целью, но несет в себе идею.

Крупная выставка работ в стиле концептуализм прошла в 1970 году в Нью-Йоркском культурном центре.

Герой

Реалистических героев почти во всех случаях нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Их образ, как правило, имеет прототипа или же тот набор характеристик, который отражает реальную эпоху. Их читателю так и хочется обозвать «жизненными».

Как правило, в центре произведения находится заурядная личность, та, которую всем мы узнаем в своих знакомых. Писатель создает типичные обстоятельства, в которых проявляется характер главных героев. Раскрытие внутреннего мира персонажей становится основной задачей многих авторов–реалистов (Достоевского, Толстого, Чехова). Однако некоторые герои воплощают лишь общественные пороки, отражают проблемы действительности (Башмачкин, Брудастый, Курехин).

Черты героя реализма:

  1. Типичность: он принадлежит к какой-то социальной группе и воплощает в себе все ее признаки;
  2. Многогранность характера: он проявляет себя по-разному, в зависимости от обстоятельств;
  3. Приближенный к реальности внешний вид и характер: писанная красавица тоже имеет изъяны, а уродливый старик – искру в глазах.

Диего Ривера показал, что у Дж. Д. Рокфеллера-младшего был сифилис

Произведение Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной» — одно из заметных творений в мексиканском искусстве живописи. Первоначально фреска была написана по заказу для Рокфеллер-центра, но позже реконструирована в Мехико, после того как Нельсон Рокфеллер уничтожил фреску.

Одними из ключевых элементов росписи стали эпизоды последних научных открытий. Галактики, взрывающиеся звезды, множество бактерий, плавающих над головами мужчин и женщин…

После того как Нельсон Рокфеллер уничтожил оригинальную версию, Ривера нарисовал его отца, Дж. Д. Рокфеллера-младшего, в окружении бактерий — возбудителей сифилиса.

Это еще не все. Несмотря на то что Дж. Д. Рокфеллер-младший был на протяжении всей своей жизни трезвенником, Ривера нарисовал его с мартини в руке и женщинами, похожими на проституток. Для усиления эффекта он поместил Ленина на переднем плане.

Иероним Босх

Продолжительность жизни: 1450 — 9 августа 1516 г.

Национальность: голландец

Иероним Босх

Иероним Босх был первым художником, который изобразил инновационные существа и царства, непостижимые для человека. Однажды он сказал: «Бедный — это ум, который всегда использует изобретения других и сам ничего не изобретает». Его искусство известно тем, что в нем содержатся гротескные люди, животные, монстры и фантастические существа, неизвестные людям. Наиболее известные картины Босха часто изображают детальное и символическое исполнение Небес и Ада через библейские тематические пейзажи. Среди выдающихся тем в его искусстве — почитание людей, искушаемых злом или похотью; и окончательная судьба грешников, которые поддаются этим искушениям. В течение долгого времени произведения Босха не ценились и не рассматривались «Часто менее приятные, чем ужасные». Однако сегодня Иероним Босх считается одним из первых дальновидных гениев в мире искусства и чрезвычайно индивидуалистическим художником, глубоко понимающим желания и глубочайшие страхи человечества.

Шедевр: Сад земных наслаждений (1515)

Сад земных наслаждений (1515)

Другие известные работы: —

  • Триптих Хейвейн (1516)
  • Страшный суд (1482)

Леонардо Да Винчи

Продолжительность жизни: 15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.

Национальность: итальянец

Леонардо Да Винчи

Леонардо да Винчи был идеальным человеком эпохи Возрождения, величайшим Вселенским Гением, который, помимо прочего, был художником, математиком, инженером, архитектором, ботаником, скульптором и анатомом. Однако, в течение четырех столетий после его смерти его слава, прежде всего, почивала на лаврах художника. Детальное знание анатомии, света, ботаники и геологии помогло ему создать некоторые из самых известных шедевров в истории. Да Винчи известен тем, что запечатлевает тонкие выражения, благодаря которым его картины выглядят более живыми, чем другие. Он сделал многочисленные вклады в области искусства, включая его пионерские методы, известные как сфумато, плавный переход от света к тени; и чиароскуро, использование сильных контрастов между светом и темнотой для достижения трехмерного эффекта. Да Винчи нарисовал Мона Лизу, самую известную картину в мире. Другие известные работы в его искусстве включают «Тайную вечерю», наиболее воспроизводимую религиозную живопись; и Витрувианский Человек, один из самых воспроизводимых художественных образов. Леонардо да Винчи, без сомнения, самый известный художник эпохи Возрождения.

Шедевр: Мона Лиза (1517)

Мона Лиза (1517)

Другие известные работы:

  • Тайная вечеря (1498)
  • Витрувианский человек (1490)

Классицизм (лат. classicus — образцовый)

Согласно классицизму, произведение живописи должно строиться только на основе определенных канонов и демонстрировать стройность мироздания. За такие каноны или образцы брались работы мастеров древнего мира классической эпохи (античных Рима и Греции). Из русских художников в этом стиле работали В. Боровиковский, Н. Крымов, А. Харламов, К. Брюллов и прочие.

Значительным признаком классицизма была идеализация изображаемых объектов, что не позволяло видеть мир таким, каков он есть. Это стало одной из причин развернувшейся в дальнейшем борьбы между представителями классической школы и художниками новых течений. Классицизм стал все более уступать позиции другим стилям.

Позже интерес к классической школе начал возрождаться, что привело к появлению неоклассицизма. Для работ этого направления характерна более выразительная прорисовка деталей и соединение классики с ренессансом. Сторонниками неоклассицизма среди русских мастеров были, например, Б. Григорьев, В. Шухаев, Л. Бакст, А. Яковлев.

Примеры картин известных русских художников в стиле классицизма и неоклассицизма


Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» в стиле классицизма. 1833 г.


Картина В. Боровиковского «Портрет графини Л.И. Кушелевой и ее сыновей» в стиле классицизма. 1803 г.


Картина В. Шухаева и А. Яковлева «Арлекин и Пьеро» в стиле неоклассицизма. 1914-1962 гг.

Картина А. Яковлева «Скрипач» в стиле неоклассицизма. 1915 г.

Альбрехт Дюрер

Продолжительность жизни: 21 мая 1471 г. — 6 апреля 1528 г.

Национальность: немец

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер был блестящим художником и рисовальщиком, его наибольшее художественное влияние было оказано на печатное производство. Он начал свою карьеру в качестве ученика Михаэля Вольгемута, который возглавлял большую мастерскую и был лидером среди художников, возрождающих стандарты немецкой гравюры в то время. Еще в двадцатилетнем возрасте Дюрер завоевал свою репутацию и влияние в Европе благодаря своим высококачественным гравюрам на дереве. Он продолжил революцию в печатном производстве, подняв его до уровня самостоятельной художественной формы, и он считается одной из главных фигур в истории печатного искусства. Дюрер общался с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля и Да Винчи. Его введение классических мотивов в северное искусство было важным вкладом в германское возрождение. Альбрехт Дюрер считается величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Он оказал глубокое влияние на художников последующих поколений, особенно в печати.

Шедевр: Меленколия I (1514)

Меленколия I (1514)

Другие известные работы: —

  • Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет в пальто с меховым воротником (1500)
  • Молящиеся руки (1508)

Примечания и ссылки

  1. Мы ссылаемся на каталог выставки От Делакруа до Ренуара, Алжир художников, Институт арабского мира, Париж и Музей д’Орсе, Париж 2003-04 гг.
  2. Флориан Делорм, Фабрика экзотики, Восток, фантазия радикального непохожести , France Culture , 27 июня 2016 г.
  3. Ренуар дважды побывал в Алжире в 1881 и 1882 годах, откуда привез пейзажи и одалиски. Он написал много других версий постфактум в Париже, например, свою знаменитую одалиску 1884 года.
  4. Коллектив, ориентализм в Европе. От Делакруа до Матисса , Марсель, Centre de la Vieille Charité, RMN, 2011.
  5. , на archives-abbadia.fr.
  6. Пьер Санчес и Стефан Ричмон, Общество французских художников-востоковедов (1889-1943) , Дижон, L’Échelle de Jacob,2008 г., 389  с. ( ISBN   )
  7. ↑ и Пельтре, Кристина, (1951- …) , Культурный словарь ориентализма , Париж, Хазан, dl 2008, 335  стр. , стр.  120-123
  8. ↑ и Пейро, Эммануэль. , Гарем огней: образ женщины в востоковедной живописи 18 века , Париж, издательство Heritage Publishing, Национальный центр памятников,2008 г., 159  с. , стр.  126-127
  9. Пейро, Эммануэль. , Гарем огней: образ женщины в востоковедной живописи 18 века , Европа / Франция / Париж, Издательство «Наследие», Национальный центр памятников,2008 г., 159  с. , стр.  141-147
  10. Торнтон, Линн. , Женщина в востоковедной живописи , ACR Edition,1993 г.
  11. Процитировано П. Pinchon «пустыни, испытания необъятности», Dossier де l’искусства , н O  185, май 2011 г., стр.  37-41 .
  12. Пьер Pinchon, «Суждение о работе: ориентализм, от Делакруа до Матисса», Dossier де l’Art , п о  185, каталог выставки Центра де — ла — Вьей Шарите де Марсель, Марсель, 2011.
  13. Историк Жорж Роке также написал и опубликовал соответствующую работу по искусству и наукам о цвете в изданиях Gallimard, в которых прослеживаются все размышления о цвете из теорий Мишеля-Эжена Шеврёля (1786–1889) и их приемы в художественном кругу.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: